Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования системы физической подготовки сотрудников государственной противопожарной службы'

О необходимости совершенствования системы физической подготовки сотрудников государственной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Б.В., Сморчков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования системы физической подготовки сотрудников государственной противопожарной службы»

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н., В.А. Сморчков, начальник кафедры, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Эффективное выполнение служебных обязанностей сотрудниками государственной противопожарной службы напрямую зависит от их физической подготовленности. Известно, что профессия пожарного связана не только с риском для жизни и здоровья человека, но и с выполнением работ, требующих большого напряжения физических и психических возможностей человеческого организма [1, 4].

Физической подготовке пожарных всегда придавалось и в настоящее время придаётся большое значение. В настоящее время эта работа проводится в системе служебной подготовки сотрудников в объёме не менее 100 часов в год и включает в себя проведение практических занятий по общей и специальной физической подготовке [2].

Много это или мало? Несложный математический подсчёт приводит нас к следующему результату: в среднем 2 часа в неделю. Для поддержания физической формы, возможно, этого достаточно, а для развития и совершенствования физических качеств однозначно недостаточно. Поэтому возникает вопрос: что делать? Мы предполагаем, что необходимо увеличить количество учебных часов на физическую подготовку в рамках служебной подготовки, либо использовать внеурочные формы, такие, как самостоятельные занятия физическими упражнениями и др.

Таблица 1

График проведения занятий

№ Дни недели Время проведения Контингент занимающихся

1. понедельник 15.30 - 17.00 мужчины

2. вторник 16.30 - 18.00 женщины

3. четверг 16.30 - 18.00 мужчины

4. пятница 15.15 - 16.45 женщины

С этой целью нами была разработана рабочая программа по физической подготовке с сотрудниками института [3].

Особенностью данной программы является общее количество аудиторных часов, которое составляет 160. Мы исходили из необходимости двух разовых занятий в неделю продолжительностью 2 часа (табл. 1).

Занятия разделены на 2 семестра. Первый семестр длится 4 месяца с сентября по декабрь. Второй семестр - 6 месяцев с февраля по июль. Основу занятий составляют упражнения общей физической подготовки. Тематика занятий представлена в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество аудиторных часов по видам занятий Примечание

лекции семинарские занятия практические занятия самостоятельная работа

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Раздел 1. Гимнастика и атлетическая подготовка. 40 40

2 Тема 1. Тренировка на гимнастических снарядах 30 30

3 Тема 2. Упражнения с отягощением 6 6

4 Тема 3. Круговая тренировка на тренажерах 4 4

5 Раздел 2. Ускоренное передвижение и легкая атлетика. 60 60

6 Тема 4. Техника бега на средние и длинные дистанции 50 50

7 Тема 5. Челночный бег 10 10

8 Раздел 3. Лыжная подготовка 12 12

9 Тема 6. Техника передвижения на лыжах 4 4

10 Тема 7. Тренировка лыжных ходов на различной местности 4 4

11 Тема 8. Тренировка к лыжному кроссу 4 4

12 Раздел 4. Спортивные и подвижные игры. 40 40

13 Тема 9. Техника и тактика игры в волейбол. 20 20

14 Тема 10. Техника и тактика игры в футбол. 20 20

Зачёт 8 8

Итого 160 160

В предстоящем 2015-2016 учебном году планируется проведение лабораторного эксперимента по апробированию данной программы в учебном процессе по физической подготовке с постоянным составом института.

Список использованной литературы

1. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере ВИ ГПС МЧС России): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.

2. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной

противопожарной службы (НФП-2011). Утверждено приказом МЧС России от 30.03.2011 года № 153. - М.: ДКП МЧС РФ, 2011. - 41 с.

3. Физическая подготовка: рабочая программа практических занятий с сотрудниками института / Б.В. Кузнецов, В.А. Сморчков. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России, 2015. - 8 с.

4. Шленков А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2013. - № 4(21). - С. 9-15.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н., В.М. Усков, профессор, д.м.н., профессор, С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Проводя научное исследование, мы решили условно разделить процесс адаптации на две тесно взаимосвязанные между собой фазы: временную и возрастную.

Однако каждая фаза подразделяется на этапы. Фазы и этапы адаптации не располагают константными величинами. В процессе обучения они могут изменяться, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На их изменение влияет ряд факторов: внутренний мир обучаемого; его самостоятельность; образованность; среда, в которой воспитывался юноша; физическая подготовленность; коммуникативность; тип характера и т.д. [6].

Эффективность применения различных способов педагогической адаптации курсантов определяется возможностями каждого военизированного образовательного учреждения в отдельности по получению, анализу и учету текущей научно-исследовательской информации. Наивысшая степень адаптации достигается применением алгоритма, позволяющего по мере получения и обработки результатов научно-исследовательской информации выбирать варианты и способы предстоящих педагогических процессов в сфере военизированного профессионального образования [3].

Педагогическая адаптация курсантов к системе военизированного образования - сложный процесс, отражающий различные стороны его деятельности:

- формирование обширного мировоззрения, патриотических убеждений, идеологической культуры и социальной активности;

- приобретение служебно-профессиональных знаний, умений и навыков, в том числе изучение новой спецтехники и оборудования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.