Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России'

К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОПРОС / СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА / АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Шипилов Роман Михайлович, Кузнецов Борис Вячеславович

В данной статье рассматриваются пути совершенствования процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России. Предполагается, что увеличение количества занятий физическими упражнениями в неделю могут способствовать улучшению физической подготовленности сотрудников. Предлагается рабочая программа физической подготовки с сотрудниками института. Раскрывается её содержание. Формулируются особенности стимулирования сотрудников к занятиям физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашкинази Сергей Максимович, Шипилов Роман Михайлович, Кузнецов Борис Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of improvement of physical training process of educational institutions of the state firefighting service of EMERCOM of Russia

Increasing the amount of the exercises per week we can improve the physical fitness of the employees. the authors proposed the work program for the physical training with the institute staff. it reveals its content. the authors formulated the peculiarities to encourage the employees to be engaged in the physical exercises.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России»

REFERENCES

1. Documentation. Ministry of Education and Science, available at: минобрнауки. рф/документы.

2. Documentation. Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, available at: http://www.rospotrebnadzor.ru/documents/documents.php (accessed 03.08.2015).

3. A single schedule of inter-regional, national and international athletic events and sports activities. Ministry of Sports of the R.F., available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinyy-kalendarnyy-p/.

4. Codes and the most popular laws, Consultant Plus, available at: https://www.consultant.ru/popular/ (accessed 06.08.2015).

5. Orders Russian Ministry of Sports, Ministry of Sports of the R.F., available at: URL: http://www.minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/.

6. Decrees, orders, decisions, Ministry of Sports of the R.F., available at: URL: http://www.minsport.gov.ru/documents/orders/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.01.2016

УДК 796.011

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Национальный

государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Роман Михайлович Шипилов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская пожарно-спасательная академия МЧС России (ИПСА ГПС МЧС России), Иваново; Борис Вячеславович Кузнецов, кандидат педагогических наук, Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России (ВИ ГПС МЧС России), Воронеж

Аннотация

В данной статье рассматриваются пути совершенствования процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России. Предполагается, что увеличение количества занятий физическими упражнениями в неделю могут способствовать улучшению физической подготовленности сотрудников. Предлагается рабочая программа физической подготовки с сотрудниками института. Раскрывается её содержание. Формулируются особенности стимулирования сотрудников к занятиям физическими упражнениями.

Ключевые слова: физическая подготовка, опрос, сотрудники института, анализ успеваемости, рабочая программа, практические занятия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p18-22

TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING PROCESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE STATE FIREFIGHTING SERVICE OF

EMERCOM OF RUSSIA

Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg; Roman Mikhai-lovich Shipilov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia; Boris Vyacheslavo-vich Kuznetsov, the candidate ofpedagogical sciences, Voronezh Institute of the State Fire Fighting Service of EMERCOM ofRussia

Annotation

This article discusses the ways for perfection of the physical training process in the educational institutions of the state firefighting service of EMERCOM of Russia. It is assumed that by increasing the

amount of the exercises per week we can improve the physical fitness of the employees. The authors proposed the work program for the physical training with the Institute staff. It reveals its content. The authors formulated the peculiarities to encourage the employees to be engaged in the physical exercises.

Keywords: physical training, survey, Institute staff, analysis of performance, working program, practical training.

Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в России обуславливает потребность Государственной противопожарной службы МЧС России в высококвалифицированных специалистах. В частности, это относится и к сотрудникам образовательных учреждений МЧС России, их высокой квалификации и физической подготовленности, так как важную роль в профессиональной деятельности сотрудников занимает не только необходимый уровень знаний и умений в области пожарной безопасности, но и их физическая готовность к решению профессиональных задач в любой обстановке. Особенно это касается участия в ликвидации возникающих в различных регионах нашей страны чрезвычайных ситуаций [7].

Профессия пожарного связана не только с риском для жизни и здоровья человека, но и с выполнением работ, требующих большого напряжения физических, психических и функциональных возможностей человеческого организма. Эффективное выполнение служебных обязанностей сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России зависит от таких факторов, как физическая подготовленность, психологическая устойчивость, нормальная функциональная работа организма. Важным компонентом психологической и функциональной подготовки является физическая подготовка во всех её проявлениях, как общая физическая подготовка, так и профессионально-прикладная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека [2, с. 7]. Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается педагогический процесс направленного использования форм, средств и методов физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающий формирование необходимого арсенала двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических и психических качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческого долголетия [1, с. 44].

В настоящее время учёными и практиками ведётся значительная поисковая, научно-исследовательская работа по разработке путей совершенствования физической подготовки сотрудников ГПС МЧС России [3, 4, 6, 7]. Как показывает анализ исследований, недостаточно изучены вопросы содержания, структуры и методики практических занятий с сотрудниками образовательных учреждений МЧС России, обеспечивающих высокий уровень физической подготовленности и работоспособности, необходимый объем специальных знаний, прикладных навыков, физических и психических качеств, позволяющих им успешно выполнять служебно-боевые задачи.

В настоящее время во всех образовательных учреждениях МЧС России физическая подготовка сотрудников осуществляется в системе служебной подготовки. Общее количество времени, отводимое на занятия с ними по физической подготовке, составляет не менее 100 часов в год (Приказ МЧС РФ «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы» от 30 марта 2011 г. № 153) [5]. В среднем количество занятий в недельном цикле составляет 2 часа. Считается, что для обеспечения общей физической подготовленности сотрудников образовательных учреждений МЧС России, данной нагрузки достаточно.

Однако опрос профессорско-преподавательского состава свидетельствует, что 32% сотрудников считает, что для поддержания здоровья, нормальной функциональной работы организма целесообразно использовать несколько занятий (в среднем 2-3) в неделю.

Ещё 25% хотели бы заниматься дополнительно разными видами физической активности, но у них не хватает свободного времени. Ещё 13% заявили, что они регулярно занимаются физическими упражнениями во внеслужебное время, но хотелось бы в служебное. Опрос проводился сотрудниками кафедры физической культуры и спорта Воронежского института ГПС МЧС России. В опросе приняло участие 56 сотрудников института в возрасте от 28 до 52 лет.

Кроме того анализ итоговых проверок и сдача контрольных нормативов по физической подготовке за последние несколько лет показали, что результаты сотрудников института год от года снижаются, одновременно растёт количество освобождённых от её выполнения. Таким образом, возникает необходимость разработки новых подходов к организации и проведению занятий по физической подготовке с сотрудниками института.

В качестве экспериментальной площадки исследований выступил Воронежский институт ГПС МЧС России. На его базе научно-исследовательской группой кафедры физической культуры и спорта была разработана рабочая программа по физической подготовке с сотрудниками института.

Целью программы является формирование здоровых и физически развитых специалистов, владеющих необходимым объемом специальных знаний, прикладных навыков, физических и психических качеств, позволяющих им успешно выполнять служебно-боевые задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

• всесторонне развивать и совершенствовать физические качества: силы, быстроты, выносливости и ловкости;

• воспитывать уверенность в своих силах и повышать устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности;

• сохранять и укреплять здоровье сотрудников, воспитывать у них сознательное отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, содействовать поддержанию высокой работоспособности;

• содействовать совершенствованию спортивного мастерства сотрудников;

• подготовится к сдаче контрольных нормативов.

Количество практических занятий, проводимых в год согласно представленной программе составляет 80 занятий или 160 часов (два занятия в неделю продолжительностью 2 часа) (таблица 1).

Таблица 1

Граф >ик проведения занятий

№ Дни недели Время проведения Контингент занимающихся

1 Понедельник 15.30 - 17.00 мужчины

2 Вторник 16.30 - 18.00 женщины

3 Четверг 16.30 - 18.00 мужчины

4 Пятница 15.00 - 16.30 женщины

Занятия разделены на 2 семестра. Первый семестр длится 4 месяца с сентября по декабрь. Второй семестр - 6 месяцев с февраля по июль. Основу занятий составляют упражнения общей физической подготовки. Тематика занятий представлена в таблице 2.

Выбор тем и распределение часов были основаны в первую очередь на Наставлении по физической подготовке [5], а также наших предварительных расчётах эффективной подготовки к сдаче контрольных нормативов (подтягивание на перекладине, челночный бег 10^10 м, кросс 5 км, лыжные гонки 5 км - мужчины и силовое комплексное упражнение, челночный бег 10х10 м, кросс 1 км - женщины) [4] и наличием материально-технической базы института. Кроме того занятия по спортивным играм не только разнообразят тематику, но способствуют укреплению межличностных связей внутри подразделений.

Таблица 2

Тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество аудиторных часов по видам занятий Примечание

Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самостоятельная работа

Раздел 1. Гимнастика и атлетическая подготовка. 40 40

Тема 1. Упражнения на гимнастических снарядах 30 30

Тема 2. Упражнения с отягощением 6 6

Тема 3. Круговая тренировка на тренажерах 4 4

Раздел 2. Ускоренное передвижение и легкая атлетика. 60 60

Тема 4. Бег на средние и длинные дистанции 50 50

Тема 5. Челночный бег 10 10

Раздел 3. Лыжная подготовка 12 12

Тема 6. Лыжные ходы 4 4

Тема 7. Передвижения на лыжах на различной местности 4 4

Тема 8. Лыжный кросс 4 4

Раздел 4. Спортивные и подвижные игры. 40 40

Тема 9. Волейбол. 20 20

Тема 10. Футбол. 20 20

Зачёт 8 8

Итого 160 160

Для повышения мотивации сотрудников ГПС МЧС России и вовлечение их в систематические занятия физическими упражнениями необходимо также:

- ввести весомое материальное стимулирование сотрудников, выполняющих контрольные нормативы по физической подготовке на хорошие и отличные оценки (на примере Вооружённых Сил России);

- скорректировать методику проведения занятий по физической подготовке, повысив их эффективность;

- улучшить материально-техническую базу - модернизировать имеющиеся и построить новые необходимые спортивные сооружения;

- унифицировать руководящие документы по физической подготовке (Наставление по физической подготовке), привести их в соответствие с уже имеющимися в других силовых ведомствах (например, в Министерстве обороны) и естественно отражающих специфические цели и задачи, стоящие перед государственной противопожарной службой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази, С.М. Физическая культура, обучение и здоровье: основы самостоятельной тренировки студентов вузов / С.М. Ашкинази, М.М. Бобров, И.А. Воронов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 2008. - 143 с.

2. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь : учебное пособие / Ю.И. Гришина. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 249 с.

3. Жернаков, Д.В. Формирование профессионально-важных качеств специалистов пожар-но-спасательного профиля средствами физической подготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Жернаков Д.В. - Санкт-Петербург, 2011. - 126 с.

4. Кузнецов, Б.В. О необходимости совершенствования системы физической подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы / Б. В. Кузнецов, В. А. Сморчков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы : сборник статей по материалам VI Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф. - Воронеж, 2015. - Ч. 1. - С. 274-276.

5. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (НФП-2011) : утверждено приказом МЧС России от 30.03.2011 года №153 / Департамент кадр. политики МЧС РФ. - М. : [б.и.], 2011. - 41 с.

6. Ткачёв, В.И. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчёта : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ткачёв В.И. - Белгород, 2007. - 21 с.

7. Шленков, А.В. Влияние профессионально-прикладной физической подготовки на эффективность профессиональной деятельности кадрового состава / А.В. Шленков, Р.Г. Зайкин // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2015. - № 1 (26). - С. 18-23.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Bobrov, M.M. and Voronov, I.A. (2008), Physical culture, education and health : Foundation for self-training students, publishing house St.-Petersburg university of the humanities and social sciences, St. Petersburg.

2. Grishina, Yu.I. (2012), General physical preparation. Know and be able to: textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.

3. Zhernakov, D.V. (2011), Formation of professionally important qualities of specialists of fire-rescue profile by means of physical training, dissertation, St. Petersburg.

4. Kuznetsov, B. V. and Smorchkov, V.A. (2015), "About necessity of perfection of physical training system in the State firefighting service", Fire safety: problems and prospects, articles collection, Voronezh, Part 1, pp. 274-276.

5. The manual on the physical training of the personnel of the Federal fire fighting service (2011), EMERCOM of Russia, Moscow.

6. Tkachev, V. I. (2007), Physical training of employees of EMERCOM of Russia with exercises in the composition of the fire division, dissertation, Belgorod.

7. Shlenkov, A.V. and Zaikin, R.G. (2015), "Influence of professional-applied physical training on the effectiveness of professional activity of personnel", Psychological and pedagogical safety problems of human security and society, Vol. 26, No. 1, pp. 18-23.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.01.2016

УДК 796.011:612.66

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИЦ 7-17 ЛЕТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г. Самара; Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Олег Евгеньевич Бувашкин, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В работе представлены результаты исследований возрастной динамики отдельных показателей центральной гемодинамики школьниц 7-17 лет. Исследования показали, что сельские школьницы дигестивного соматотипа имеют наиболее высокие показатели артериального давления, промежуточное положение занимают школьницы мышечного типа телосложения и, самые низкие показатели нами были выявлены у представительниц астено-торакального соматотипа в большинстве возрастных групп. Наибольшие показатели частоты сердечных сокращений в большинстве возрастных групп были выявлены у школьниц мышечного соматотипа. Наименьшие значения данного показателя в пяти возрастных группах были выявлены у школьниц астено-торакального соматоти-па. Промежуточное положение занимают школьницы дигестивного соматотипа. Увеличение артериального давления и уменьшение показателя частоты сердечных сокращений у школьниц происходит плавно и равномерно от 7 до 17 лет в большинстве возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.