К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О.А. Швачун, доцент, к.п.н., С.С. Михайлов, к.т.н., доцент, С.В. Фролова, доцент,
Воронежский филиал Российского государственного университета
правосудия, г. Воронеж
В настоящее время постоянно предъявляются высокие требования к профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также других ведомств, деятельность которых направлена на поддержание конституционного порядка, обеспечение безопасности личности и государства. Рост этих требований обусловлен развитием экономики и научно-техническим прогрессом, который, с одной стороны, несёт в себе новые технологии, направленные на повышение благополучия общества, с другой стороны, способствует созданию новых угроз безопасности человека, новых видов и способов совершенствования преступных деяний.
Руководство страны, отвечая на возросшие в настоящее время мировые угрозы, выразившиеся в политических, экономических и социальных санкциях развитых стран мира против России, уделяет большое значение военному строительству, в том числе и подготовке военных кадров, являющихся основой безопасности и суверенитета страны.
Решение сложных профессиональных задач сотрудниками силовых ведомств невозможно без хорошей физической подготовленности, без высоких личностных, морально-волевых, психических и интеллектуальных качеств. При этом актуальна роль физической подготовленности в учебно-воспитательном процессе курсантов ведомственных образовательных организаций в период становления их как специалистов.
В то же время демографическая ситуация, сложившаяся за последние десятилетия в стране, выразившаяся в резком снижении рождаемости в 90-е годы прошлого века, в уменьшении количества молодого пополнения сегодня, ухудшении качества обучения в средних общеобразовательных школах и образовательного уровня абитуриентов, снижении уровня развития физических качеств и общефизической подготовленности и здоровья молодых людей накладывает негативный отпечаток на систему подготовки военизированных учебных заведений.
Основу образовательного процесса любого военизированного учебного заведения составляет адекватная физическая подготовка его воспитанников (курсантов и слушателей). Ведь условия жизни и деятельности курсантов военизированного учебного заведения существенно отличаются от тех, которые у них были до поступления в вуз, в связи с чем им необходима адаптация к новому социальному статусу. Немаловажную роль в этом процессе играет физическая
культура. Грамотно подобранные её средства и методы не только развивают и совершенствуют в человеке физические качества, двигательные навыки и умения, но и активно влияют на его внутренний мир, взаимоотношения между индивидуумами в социуме. Поэтому совершенствование процесса физической подготовки курсантов постоянен и непрерывен.
В настоящее время разрабатывается большое множество авторских методик, способствующих повышению качества образовательного процесса в области физической культуры. Одной из наиболее перспективных по нашему мнению является методика профессионально-адаптационной физической подготовки, разработанная Кузнецовым Б.В.
Профессионально-адаптационная физическая подготовка - это строго регламентированная система специализированных занятий физическими упражнениями, направленная на гармоничное развитие и совершенствование физических и психических качеств, адаптационных способностей курсантов первых курсов военизированных учебных заведений, позволяющая им успешно осуществлять служебно-профессиональную и учебную деятельность, а также конструктивно выстраивать межличностные взаимоотношения в рамках военного социума.
Система профессионально-адаптационной физической подготовки включает следующие элементы: утреннюю физическую зарядку; учебные занятия по физической культуре; учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта; индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя; самостоятельные занятия физическими упражнениями; физкультминутку (физкультпаузу) во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и занятий самостоятельной подготовкой; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия; попутную физическую тренировку; вечернюю прогулку.
Различия в формах проведения и в содержании между предлагаемой профессионально-адаптационной физической подготовкой и традиционной системы физической подготовки (ФП) показаны в табл. 1.
Таблица 1.
Отличия ПАФП от традиционной ФП
Формы ФП ПАФП Традиционная ФП
Утренняя физическая зарядка Проводится по специальной методике: выполняются комплексы вольных упражнений, ходьба и бег продолжительностью 30 мин. Проводится по стандартной методике: выполняются обще-развивающие упражнения, ходьба и бег продолжительностью до 30 мин.
Учебные занятия по физической Проводятся по специально разработанной учебной Проводятся по стандартной учебной
культуре
программе (всего - 400 часов) с использованием в каждом занятии спортивных и подвижных игр. Периодически выполняются упражнения в боевой форме одежде пожарного._
программе (всего -400 часов), только в спортивной форме.
Физкультминутка
Проводится во время учебных занятий и самоподготовки по
специальной методике.
Не проводится
Самостоятельные занятия физическими упражнениями
Проводятся по специальной методике с ежемесячным письменным отчётом курсанта о проделанной работе. Охватывают около 20 % курсантов._
Никак не учитываются и не контролируются.
Индивидуальные
занятия
физическими
упражнениями под
руководством
преподавателя.
Проводятся по специальной индивидуальной программе в течение всего учебного года. Носят преимущественно общефизическую направленность. Охватывают около 20 % курсантов.
Проводятся только с курсантами, которые получили
неудовлетворительные оценки на учебных занятиях по
физической культуре. Не являются
обязательными.
Учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования
Проводятся по
культивируемым видам
спорта под руководством тренеров. Охватывают около 60 % курсантов.
Проводятся по культивируемым видам спорта под руководством тренеров. Охватывают около 30 % курсантов._
Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые
мероприятия_
Проводятся каждые
выходные и праздничные дни. Охватывают до 100 % курсантов.
Проводятся один раз в месяц. Участвуют только желающие.
Попутная
физическая
тренировка
Проводится с определёнными целевыми установками при передвижении учебной
группы из одного учебного корпуса в другой, планируется вместе с
Не проводится.
практическими занятиями, проводимыми за территорией _института.__
Основным документом, регламентирующим профессионально-адаптационную физическую подготовку, является распорядок дня. В нём строго определено место и время проведения основных элементов ПАФП. В предложенном нами варианте распорядка дня, в соответствии с концепцией профессионально-адаптационной физической подготовки внесены следующие изменения:
- при проведении аудиторных занятий и самостоятельной подготовки обязательно проводить физкультминутки (физкультпаузы),
- первые два часа самоподготовки планировать для проведения физкультурно-спортивных занятий (учебно-тренировочных, индивидуальных и самостоятельных),
- каждые выходные и праздничные дни (в первой половине дня) обязательно проводить массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
Основные положения методики профессионально-адаптационной физической подготовки были успешно внедрены в учебный процесс ВФ РГУП. Причём её элементы были использованы не только при проведении практических занятий по дисциплине «Физическая культура», но и при проведении учебно-тренировочных занятий в группах спортивного совершенствования по культивируемым видам спорта. Наиболее подготовленные студенты приняли на вооружении некоторые элементы методики при проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Список использованной литературы
1. Акулова Л.Н. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной адаптации курсантов к образовательному процессу силовых ведомств России / Л.Н. Акулова, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 13-18.
2. Ашкинази С.М. К вопросу о совершенствовании процесса физической подготовки сотрудников образовательных учреждений государственной противопожарной службы МЧС России / С.М. Ашкинази, Р.М. Шипилов, Б.В. Кузнецов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (131). - С. 18-22.
3. Кузнецов Б.В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, Г.Р. Гостев // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 6 (42). - С. 53-56.
4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов.
- Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28 с.
5. Кузнецов Б.В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин, В.А. Сморчков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Сборник материалов конференции ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 85-89.
6. Обвинцев А.А. Влияние средств и методов физической культуры на учебно-профессиональную деятельность и физическую подготовленность курсантов первых курсов вузов ГПС МЧС России / А.А. Обвинцев, С.М. Ашкинази, Б.В. Кузнецов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - №1. - С. 58-69.