Научная статья на тему 'Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки'

Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Б.В., Шуткин С.Н., Сморчков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Кузнецов Б.В., старший преподаватель, Шуткин С.Н., к.п.н., доцент, Сморчков В.А., начальник кафедры Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Предлагаемая система профессионально-адаптационной физической подготовки включает в себя следующие элементы, которые будут подробно рассмотрены в данной статье:

- утренняя физическая зарядка;

- учебные занятия по физической культуре;

- учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта;

- индивидуальные занятия под руководством преподавателя;

- самостоятельные занятия;

- физкультминутка (физкультпауза) во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и занятий самостоятельной подготовки;

- физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;

- попутная физическая тренировка;

- вечерняя прогулка.

Утренняя физическая зарядка. Учитывая, что утренняя физическая зарядка является обязательным элементом распорядка дня, на основе опыта работы был сделан вывод о том, что выделенных на её выполнение 30 минут вполне достаточно для планомерного перехода от сна к бодрствованию, но стандартный порядок её проведения требует корректировки. Учитывая тренировочную направленность предлагаемой системы, была разработана методика выполнения утренней физической зарядки [4] с учётом особенностей проведения занятий в различных погодных условиях (круглогодично) и уровня физической подготовленности курсантов. Она включает в себя варианты проведения и специальные комплексы вольных упражнений. Всего используется три комплекса вольных упражнений.

В зависимости от погодных условий, наряду с проведением комплексов вольных упражнений, утренняя физическая зарядка может включать в себя ходьбу, бег трусцой и бег средней интенсивности.

Учебные занятия по дисциплине «Физическая культура». Как известно, учебные занятия проводятся в вузах МЧС России в соответствии с теорией и методикой физического воспитания и направлены на эффективное решение задач, поставленных перед этими учебными заведениями. Они являются основой всей системы профессионально-адаптационной физической культуры. Во время занятий изучается и совершенствуется техника выполнения физических упражнений, которые включены в проведение утренней физической зарядки, физкультминутки и физкультпаузы, самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также отрабатывается методика их проведения.

Учебные занятия проводятся на основе рабочей программы [6], включающей в себя следующие разделы:

- основы теории физической культуры,

- гимнастика и атлетическая подготовка,

- рукопашный бой,

- ускоренное передвижение и лёгкая атлетика,

- лыжная подготовка,

- военно-прикладное плавание,

- спортивные и подвижные игры.

Занятия проводятся на протяжении всего периода обучения. На курс обучения отводится 408 учебных часов, из них 4 часа - лекции, 4 часа -семинары, 346 часов - практические занятия, 54 часа - самостоятельная работа. Исходя из бюджета времени, отводимого на дисциплину и понедельного графика прохождения учебных дисциплин, на занятия физической культурой в неделю в среднем выделяется 2 часа. Этого времени недостаточно для обеспечения оптимального уровня двигательной активности курсантов. Именно поэтому было принято решение о повышении двигательной активности за счёт других видов занятий, сделав их обязательными и включив их в распорядок дня.

Учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта. Учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования проводятся по следующим культивируемым видам спорта: пожарно-прикладной спорт, спасательный спорт, самбо, рукопашный бой, лёгкая атлетика, плавание, лыжные гонки, волейбол, футбол, гиревой спорт.

Учебно-тренировочный процесс в группах спортивного совершенствования направлен на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Учебно-тренировочные занятия проводят опытные тренеры-наставники ежедневно во время отведённое распорядком дня. Сборные команды института успешно выступают на соревнованиях различного уровня. В институте насчитывается более 300 спортсменов массовых разрядов, 62 перворазрядника, 29 кандидатов в мастера спорта и 12 мастеров спорта.

Индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя проводятся с курсантами, которые по различным причинам не были зачислены в группы спортивного совершенствования. Причинами могут быть следующие: недостаточная физическая и техническая подготовленность, наличие травм, мешающих выполнять физические упражнения с высокими соревновательными нагрузками, наличие тренировочного опыта по некультивируемым видам спорта, желание заниматься физическими упражнениями в индивидуальном порядке и др.

На основании результатов индивидуального медико-функционального тестирования и пожеланий обучаемых преподаватель разрабатывает индивидуальную программу занятий физическими упражнениями. Она включает в себя последовательность выполнения тех или иных физических

упражнений, их интенсивность, количество повторений (дозирование), время отдыха и т.п. Преподаватель осуществляет контроль за выполнением упражнений, помогает при возникновении трудностей, исправляет возможные технические ошибки.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями проводятся в том случае, когда:

- преподаватель уверен в том, что курсанты могут самостоятельно выполнять физические упражнения без чьей-либо помощи и постоянного контроля;

- курсант имеет большой опыт физкультурно-спортивной деятельности: учебно-тренировочных занятий в течение нескольких лет, соревнований в спорте высших достижений и готов заниматься самостоятельно;

- курсанты демонстрируют сознательную потребность в регулярных, самостоятельных занятиях физическими упражнениями и др.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются наиболее оптимальной формой физической подготовки как для наиболее подготовленных курсантов, так и сотрудников ГПС МЧС России, и свидетельствуют о том, что они осознанно занимаются физическими упражнениями с целью развития и совершенствования физических качеств, поддержания высокой работоспособности и по большому счёту профессиональной дееспособности в избранном виде деятельности. Для более качественной организации данных занятий была разработана специализированная методика их проведения [1].

Самостоятельные занятия физическими упражнениями применяются наравне с учебно-тренировочными занятиями в группах спортивного совершенствования и индивидуальными занятиями под руководством преподавателя. В совокупности эти занятия позволяют охватить одновременно до 100% личного состава.

Физкультминутка (физкультпауза) проводится во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и занятий самостоятельной подготовкой. Физиологическое значение физкультминут состоит в ускорении и углублении отдыха во время регламентированных перерывов, в восстановлении нарушенных динамических стереотипов и в предупреждении возможного их нарушения. Следовательно, назначать перерывы для физкультминут целесообразно в периоды предшествующие развитию утомления для того, чтобы предотвратить возможность снижения работоспособности и сохранить на протяжении учебного занятия высокий уровень активности обучаемых. Поэтому их надо использовать при появлении первых признаков утомления.

Во время физкультминут, т.е. активного отдыха от других видов деятельности, выполняются такие упражнения, которые обеспечивают переключение физической нагрузки на мышечные группы, не участвовавшие (или мало участвовавшие) в основной работе. Если упражнения для активного отдыха выбраны правильно, то по закону

индукции в мышцах и нервных центрах, утомленных предыдущей работой, индуцируется (возникает) торможение, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых [5]. Предварительные исследования показали эффективность физкультминутки. Учитывая тренировочный характер разработанной системы профессионально-адаптационной физической подготовки, можно предположить, что наиболее эффективным будет являться комплекс вольных упражнений на 16 счётов, сокращенный до 2 мин, выполняемый в среднем и быстром темпе. Для более качественного выполнения физкультминутки была разработана методика её проведения [4].

Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые

мероприятия, согласно разработанного проекта распорядка дня и календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводятся в выходные и праздничные дни для организации и привлечения как можно большего числа курсантов к регулярным занятиям физическими упражнениями с целью выявить сильнейших спортсменов в том или ином виде спорта, его популяризации и отбора кандидатов в сборную команду института для участия в соревнованиях различного уровня. Система внутривузовских соревнований представляет собой пирамиду, в основании которой находится массовый спорт, а на вершине - спорт высших достижений.

На первом этапе внутривузовского чемпионата проводятся соревнования на первенство учебных групп, в которых принимает участие 100% личного состава и формируются сборные команды учебных взводов. Одним из этапов являются соревнования среди учебных взводов, по результатам которых формируется сборная команда курса. Затем проводятся соревнования на первенство факультета между сборными командами курсов. И, наконец, проводятся финальные соревнования среди факультетов на первенство института, и из лучших спортсменов формируется сборная команда института. Во время проведения данных соревнований, а особенно во время подготовки к ним, в институте чувствуется дух олимпийского движения. На основе опыта проведения институтских соревнований, была разработана методика проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий [3].

Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности и совершенствование двигательных умений и навыков. Она организуется и проводится при передвижении подразделений к местам занятий и при возвращении с них. В организацию попутной физической тренировки входят: выбор маршрута, его подготовка, определение методов тренировки и нагрузки; отражение в плане-конспекте учебного занятия краткого содержания тренировки и инструктаж соответствующих должностных лиц.

В содержание попутной физической тренировки включаются: передвижение в составе подразделения шагом, бегом; марш-броски и

передвижение на лыжах с попутным преодолением искусственных и естественных препятствий от одного места проведения занятия к другому.

Вечерняя прогулка проводится с целью плавного снижения двигательной активности, оздоравливающего эффекта, насыщения организма кислородом, способствующего крепкому и здоровому сну. Она также имеет большое психологическое значение. Вечерняя прогулка включает в себя медленную ходьбу в составе подразделения продолжительностью не более 20 минут с пением песен в движении и на месте. Применяемая на данном этапе физическая нагрузка имеет низкую интенсивность.

На основе практического использования предлагаемой системы профессионально-адаптационной физической подготовки можно сделать вывод о том, что она в первую очередь направлена на оптимизацию двигательной активности курсантов, создание положительной мотивации к обучению, обеспечение благоприятного межличностного климата в учебных подразделениях, повышение адаптационных способностей личности в изменяющемся служебно-профессиональном социуме, вовлечение максимально возможного числа курсантов в регулярные занятия физическими упражнениями, создание условий для здорового образа жизни, являющегося основой высокой работоспособности и творческого долголетия.

Список литературы

1. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: Методические рекомендации / Б.В. Кузнецов. - ВИ ГПС МЧС России, 2009 . - 20 с.

2. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения физкультминуток и физкультпауз: Методические рекомендации / Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010 . - 13 с.

3. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий: Методические рекомендации / Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010 . -10 с.

4.Кузнецов Б.В. Утренняя физическая зарядка: Методические рекомендации. / Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2009 - 20с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 543с., ил.

6. Физическая культура: Рабочая программа на пятилетний срок обучения по специальности 280104.65- Пожарная безопасность. - Воронеж: Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России, 2008 . -13с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.