Б.В. Кузнецов,
Воронежский институт ГПС МЧС России
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
PROFESSIONALLY-ADAPTIVE PHISICAL TRAINING AS THE BASIS FOR SUCCESSFUL EDUCATIONAL ACTIVITY OF CADETS OF EMERCOM OF RUSSIA HIGHER INSTITUTIONS
В статье рассматривается понятие профессионально-адаптационной физической подготовки как основы успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России. Раскрываются элементы профессионально-адаптационной физической подготовки: утренняя физическая зарядка, учебные занятия по физической культуре, учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта, индивидуальные занятия под руководством преподавателя, самостоятельные занятия, физкультминутка (физкультпауза) во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и занятий в рамках самостоятельной подготовки, физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, попутная физическая тренировка, вечерняя прогулка.
The article analyzes the concept of professionally-adaptive physical training as the basis for successful educational activity of cadets of EMERCOM higher educational institutions. It examines the following elements of this concept: morning exercises, physical culture training lessons, training sessions of cultivated kinds of sports, individual training under the guidance of a teacher, independent training, training pauses during classroom activities in theoretical disciplines and self-training, sports and fitness physical training.
В процессе развития общества расширяется диапазон требований к развитию и подготовке сотрудников МЧС. Освобождая их от изнурительных затрат физических сил, технический прогресс отнюдь не освобождает от необходимости оптимальной физической подготовки к служебной деятельности. Одним из решающих условий достижения высокой эффективности службы был и остается высокий уровень работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и соответствующем физическом развитии сотрудников [8].
Анализ системы физической подготовки в образовательных учреждениях МЧС России показал, что в основном система обеспечивает решение поставленных перед ней задач. Однако имеется ряд упущений, которые требуют доработки, внедрения новых более эффективных средств и методов, способных не только развивать и совершенствовать физические качества курсанта, но и активно влиять на его внутренний мир, на взаимоотношения внутри социума, а также на адаптацию к постоянно изменяющимся условиям служебнопрофессиональной деятельности [6].
Представляется целесообразным рассматривать профессионально-адаптационную физическую подготовку в качестве основы развития будущих специалистов в учебных заведениях МЧС России.
Профессионально-адаптационная физическая подготовка — это система специализированных
занятий физическими упражнениями, направленная на гармоничное развитие и совершенст-вование личности будущего специалиста, вла-деющего необходимым багажом знаний, прикладных умений и навыков, которые позволят ему адаптироваться и успешно выполнять слу -жебно-профессиональные задачи.
Основными задачами профессионально-адаптационной физической подготовки в образовательных учреждениях МЧС России являются:
- содействие получению специальных зна-ний, формированию и развитию профессиональных умений и навыков, обеспечивающих успеш -ное выполнение задач в процессе служебной деятельности;
- всестороннее развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость и ловкость;
- сохранение и укрепление здоровья курсантов, воспитание у них сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- развитие и совершенствование адаптационных способностей;
- совершенствование спортивного мастерства обучаемых;
- приобретение курсантами необходимых теоретических, методических и практических
знаний по организации физической подготовки и спорта в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России;
- формирование сознательной потребности в регулярных самостоя-тельных занятиях физиче-скими упражнениями.
Основным документом, регламентирующим жизнедеятельность курсантов в Воронежском институте ГПС МЧС России, является распорядок дня [1]. В данной работе мы предлагаем свой проект распорядка дня (табл.1). Его цель — изменить определённую существующим распорядком последовательность мероприятий и вне -дрить в неё профессионально-адаптационную физическую подготовку.
В предлагаемом проекте строго определено место и время проведения основных элементов профессионально-адаптационной физической
подготовки.
Предлагаемая профессионально-адаптаци-
онная физическая подготовка (рис. 1) включает в себя следующие элементы:
- утренняя физическая зарядка;
- учебные занятия по физической культуре;
- учебно -тренировочные занятия по культи -вируемым видам спорта;
- индивидуальные занятия под руководством преподавателя;
- самостоятельные занятия;
- физкультминутка (физкультпауза) во время аудиторных занятий по теоретическим дисцип-линам и занятий самостоятельной подготовки;
- физкультурно-оздоровительные и спортивномассовые мероприятия;
- попутная физическая тренировка;
- вечерняя прогулка.
Утренняя физическая зарядка. Учиты -вая, что утренняя физическая зарядка является
обязательным элементом распорядка дня, практика показышает, что выделенных на её вытолнение 30 минут вполне достаточно для планомерного перехода от сна к бодрствова-нию, но стандартный порядок её проведения требует корректировки. Учитышая тренировоч -ную направленность предлагаемой системы, была разработана методика выполнения утренней физической зарядки [5] с учётом осо-бенностей проведения занятий в различ -ных погодных условиях (круглогодично) и уровня физической подготовленности курсан-тов. Она включает в себя варианты проведения и специальные комплексы вольных упраж-нений. Всего используется три комплекса вольных упражнений, которые позволят адап-тироваться курсанту к образовательной среде. В зависимости от погодных условий, наряду с проведением комплексов вольных упражне-ний, утренняя физическая зарядка может включать в себя ходьбу, бег трусцой и бег средней интенсивности.
Учебные занятия по дисциплине «Физиче -ская культура». Как известно, учебные занятия проводятся в вузах МЧС России в соответствии с теорией и методикой физического воспитания и направлены на эффективное решение задач, поставленных перед этими учебными заведения -ми. Они являются основой всей системы профессионально-адаптационной физической куль -туры. Во время занятий изучается и совершенствуется техника вытолнения физических уп-ражнений, которые включены в проведение ут-ренней физической зарядки, физкультминутки и физкультпаузы, самостоятельных занятий физи-ческими упражнениями, а также отрабатышается методика их проведения.
Таблица 1
РАСПОРЯДОК ДНЯ Воронежского института ГПС МЧС России (проект)
Наименование мероприятия Рабочи дни 1-й курс Рабочи дни 2, 3, 4-й курсы Выходные и праздничные дни 1-й курс Выходные и праздничные дни 2, 3, 4-й курсы
Про- должи- тель- ность Время Про- должи- тель- ность Время Про- должи- тель- ность Время Продолжи- тельность Время
Подъем командиров учебных групп 05.50 05.50 06.50 06.50
Общий подъем 06.00 06.00 07.00 07.00
УФЗ 25 06.05-06.30 25 06.05-06.30 - - - -
Заправка постелей утренний туалет 30 06.30-07.00 30 06.30-07.00 50 07.10-08.00 50 07.10- 08.00
Завтрак 40 07.00-07.40 40 07.00-07.40 40 08.00-08.40 40 08.00- 08.40
Уборка территории; помещений 40 07.40-08.20 40 07.40-08.20 50 08.40-09.30 50 08.40- 09.30
Утренний осмотр 20 08.20-08.40 20 08.20-08.40 09.45 - 13.30 Массовые физкультурнооздоровительные и спортивные мероприятия
Развод на занятия 10 08.40-08.50 10 08.40-08.50
Учебные занятия: *
1-я пара 90 09.00-10.30 90 09.00-10.30
2-я пара 90 10.40-12.10 90 10.40-12.10
3-я пара 90 12.20-13.50 90 12.20-13.50
Чістка обуви и мытье рук 10 13.50-14.00 10 14.10-14.20 10 13.50-14.00 10 14.10- 14.20
Обед 30 14.00-14.30 40 14.20-15.00 30 14.00-14.30 40 14.20- 15.00
Личное время 30 14.30-15.00 30 15.00-15.30 30 14.30-15.00 30 15.00- 15.30
Тренажи 30 15.00-15.30 20 13.50-14.10 Самостоятельная работа в период сессии
Самоподготовка: (развод) 10 15.30-15.40 10 15.30-15.40
1-й час (консультации)** 45 15.45-16.30 45 15.45-16.30
2-й час (фшкухьтурко-спортивные занятия)*** 45 16.35-17.20 45 16.35-17.20
3-й час* 45 17.25-18.10 45 17.25-18.10
4-й час* 45 18.15-19.00 45 18.15-19.00
Убыти со службы (проживающих вне института) после 19.15 По плану выходного дня
Ужин 30 19.15-19.45 30 19.30-20.00 30 19.15-19.45 30 19.30- 20.00
Личное время, просмотр телепрограмм 90 19.45-21.15 75 20.00-21.15 По плану выходного дня
Вечерняя прогулка 10 21.15-21.25 10 21.15-21.25
Вечерняя поверка, уточнение боевого расчета 15 21.25-21.40 15 21.25-21.40 15 22.25-22.40 15 22.25- 22.40
Вечерний туалет 20 21.40-22.00 20 21.40-22.00 20 22.40-23.00 20 22.40- 23.00
Отбой 22.00 22.00 23.00 23.00
Примечания: * при проведении аудиторных занятий и самоподготовки обязательно проведение 1-2 физкультминут (физкультпауз);
** возможно использование 1 часа самоподготовки для физкультурно-спортивных занятий;
*** учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования, индивидуальные занятия под руководством преподавателя, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Рис. 1. Элементы профессионально-адаптационной физической подготовки
Учебные занятия проводятся на основе ра -бочей программы [9], включающей в себя сле -дующие разделы:
- основы теории физической культуры;
- гимнастика и атлетическая подготовка;
- рукопашный бой;
- ускоренное передвижение и лёгкая атле-тика;
- лыжная по дго тов ка;
- военно-прикладное плавание;
- спортивные и подвижные игры.
Занятия проводятся на протяжении всего
периода обучения. На курс обучения отводится 408 учебных часов, из них 4 часа — лекции, 4 часа — семинары, 346 часов — практические занятия, 54 часа — самостоятельная работа. Исходя из бюджета времени, отводимого на дисциплину, и понедельного графика прохож -дения учебных дисциплин, на занятия физиче -ской культурой в неделю в среднем выделяется 2 часа. Этого времени недостаточно для обес -печения оптимального уровня двигательной
активности курсантов. Именно поэтому было принято решение о повышении двигательной активности за счёт других видов занятий, сде -лав их обязательными и включив в распорядок дня.
Учебно -тренировочные занятия по
культивируемым видам спорта. Учебно -тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования проводятся по следующим культивируемым видам спорта: пожарно-
прикладной спорт, спасательный спорт, самбо, рукопашный бой, лёгкая атлетика, плавание, лыжные гонки, волейбол, футбол, гиревой спор т.
Учебно-тренировочный процесс в группах спортивного совершенствования направлен на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Занятия проводят опытные тренеры-наставники ежедневно во время, отведённое распорядком дня. Сборные команды института успешно выступают на соревнованиях различного уровня. В инсти-
туте насчитывается более 300 спортсменов массовых разрядов, 62 перворазрядника, 29 кандидатов в мастера спорта и 12 мастеров спор т а .
Индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя проводятся с курсантами, которые по различным причинам не были зачислены в группы спортивного совершенствования. При -чины могут быть следующие: недостаточная физическая и техническая подготовленность, наличие травм, мешающих выполнять физиче -ские упражнения с высокими соревнователь -ными нагрузками, наличие тренировочного опыта по некультивируемым видам спорта, желание заниматься физическими упражнениями в индивидуальном порядке и др.
На основании результатов индивидуально -го медико-функционального тестирования и пожеланий обучаемых преподаватель при раз -работке учебной программы занятий физиче -скими упражнениями использует личностно-ориентированный подход. Программа включа-ет в себя последовательность выполнения тех или иных физических упражнений, их интен -сивность, количество повторений (дозирова-ние), время отдыха и т.п. Преподаватель контролирует выполнение упражнений, помогает при возникновении трудностей, исправляет возможные технические ошибки.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями проводятся в том случае, ко -гда:
- преподаватель уверен в том, что курсанты могут самостоятельно выполнять физические упражнения без чьей-либо помощи и постоян -ного ко нтро ля;
- курсант имеет большой опыт физкуль-
турно-спортивной деятельности: учебно -
тренировочных занятий в течение нескольких лет, соревнований в спорте высших достиже-ний и готов заниматься самостоятельно;
- курсанты демонстрируют сознательную потребность в регулярных, самостоятельных занятиях физическими упражнениями и др.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются наиболее оптималь-ной формой физической подготовки как для наиболее подготовленных курсантов, так и сотрудников ГПС МЧС России и свидетельст -вуют о том, что они осознанно занимаются физическими упражнениями с целью развития и совершенствования физических качеств, поддержания высокой работоспособности и по большому счёту профессиональной дееспособ -ности в избранном виде деятельности. Для более качественной организации данных заня -
тий была разработана специализированная мето дика их про ве де ния [2].
Самостоятельные занятия физическими упражнениями применяются совместно с учебно-тренировочными занятиями в группах спортивного совершенствования и индивиду -альными занятиями под руководством препо-давателя. В совокупности эти занятия позво-ляют охватить одновременно до 100% личного состава.
Физкультминутка (физкультпауза) про -
водится во время аудиторных занятий по тео-ретическим дисциплинам и занятий самостоя -тельной подготовкой. Физиологическое зна-чение физкультминуток состоит в ускорении и углублении отдыха во время регламентирован -ных перерывов, восстановлении нарушенных динамических стереотипов и предупреждении возможного их нарушения. Следовательно, назначать перерышы1 для физкультминуток це -лесообразно в периоды, предшествующие раз -витию утомления, для того чтобы предотвра -тить возможность снижения работоспособно -сти и сохранить на протяжении учебного занятия высокий уровень активности обучае-мых. Поэтому их надо использовать при появ -лении первых признаков утомления.
Во время физкультминуток, т .е. активного отдыха от других видов деятельности, вытол-няются такие упражнения, которые обеспечи-вают переключение физической нагрузки на мышечные группы, не участвовавшие (или ма -ло участвовавшие) в основной работе. Если упражнения для активного отдыха выбраны правильно, то по закону индукции в мышцах и нервных центрах, утомленных предыдущей работой, индуцируется (возникает) торможе-ние, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых [7]. Предварительные ис-следования показали эффективность физ -культминутки. Учитышая тренировочный ха -рактер разработанной системы профессио-нально-адаптационной физической подготов-ки, можно предположить, что наиболее эффективным будет являться комплекс вольных упражнений на 16 счётов, сокращенный до 2 мин, вытолняемыш в среднем и быстром тем -пе. Для более качественного вытолнения физ -культминутки быта разработана методика её проведения [5].
Физкультурно -оздоровительные и спор -тивно-массовые мероприятия, согласно раз -работанному проекту распорядка дня и кален -дарному плану физкультурно -оздоровительных и спортивно -массовых мероприятий, прово -дятся в выгодные и праздничные дни для ор-ганизации и привлечения как можно большего
числа курсантов к регулярным занятиям физи -ческими упражнениями с целью выявить с иль -нейших спортсменов в том или ином виде спорта, его популяризации и отбора кандида-тов в сборную команду института для участия в соревнованиях различного уровня. Система внутривузовских соревнований представляет собой пирамиду, в основании которой нахо -дится массовый спорт, а на вершине — спорт высших достижений.
На первом этапе внутривузовского чем -пионата проводятся соревнования на первенст -во учебных групп, в которых принимает уча -стие 100% личного состава и формируются сборные команды учебных взводов. Одним из этапов являются соревнования среди учебных взводов, по результатам которых формируется сборная команда курса. Затем проводятся со -ревнования на первенство факультета между сборными командами курсов. Конечным ре -зультатом являются финальные соревнования среди факультетов на первенство института, и из лучших спортсменов формируется сборная команда института. Во время проведения дан -ных соревнований, а особенно во время подго -товки к ним в институте чувствуется дух олимпийского движения. На основе опыта проведения институтских соревнований была разработана методика проведения физкультур -но-оздоровительных и спортивно -массовых мероприятий [4], которая позволит курсантам более успешно адаптироваться к учебному процессу.
Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности и совершенствование дви -гательных умений и навыков. Она организует -ся и проводится при передвижении подразде -лений к местам занятий и возвращении с них. В организацию попутной физической трени-ровки входят: выбор маршрута, его подготов-ка, определение методов тренировки и нагрузки; отражение в плане-конспекте учеб -ного занятия краткого содержания тренировки и инструктаж соответствующих должностных лиц [8].
В содержание попутной физической трени -ровки включаются: передвижение в составе подразделения шагом, бегом; марш-броски и передвижение на лыжах с попутным преодолением искусственных и естественных препятст -вий от одного места проведения занятия к дру -гому.
Вечерняя прогулка проводится с целью плавного снижения двигательной активности, оздоравливающего эффекта, насыщения орга-низма кислородом, способствующего крепкому и здоровому сну. Она также имеет большое
психологическое значение. Вечерняя прогулка включает в себя медленную ходьбу в составе подразделения продолжительностью не более 20 минут с пением песен в движении и на ме -сте. Применяемая на данном этапе физиче -ская нагрузка имеет низкую интенсивность.
На основе практического использования предлагаемой профессионально -адаптацион -ной физической подготовки можно сделать вышод о том, что она, в первую очередь, на -правлена на оптимизацию двигательной активности курсантов, создание положительной мотивации к обучению, обеспечение благопри -ятного межличностного климата в учебных подразделениях, повышение адаптационных
способностей личности в изменяющемся слу-жебно -профессиональном социуме, а также на формирование личностной физической куль -туры курсанта, его самовоспитание и самосо-вершенствование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инструкция по организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России (Утверждена приказом МВД РФ от 3 января 1996 г. № 10). — М.: ГУК МВД РФ, 1996. — 43 с.
2. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физи -ческой подготовке: методические рекоменда-ции. — ВИ ГПС МЧС России, 2009. — 20 с.
3. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения физкультминуток и физкультпауз: методические рекомендации. — Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010. — 13 с.
4. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно -массовых мероприятий: методиче -ские рекомендации. — Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2010. — 10 с.
5. Кузнецов Б.В. Утренняя физическая зарядка: методические рекомендации. — Воро -неж: ВИ ГПС МЧС России, 2009. — 20 с.
6. Кузнецов Б .В. Характеристика системы
физической подготовки в образовательных учреждениях МЧС России // Проблемы теории и методики физической культуры и спорта, валеологии и безопасности жизнедеятельно -сти: материалы международной научно -
практической конференции. — Воронеж:
ВГПУ, 2010. — С. 42—45.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. — М.: ФиС, 1991. — 543 с.
8. Наставление по физической подготовке личного состава федеральной противопожар-ной службы (Утверждено приказом МЧС Рос-
сии от 30.03.2011 № 153). — М.: МЧС России, 2011. — 41 с.
9. Физическая культура: рабочая програм -ма на пятилетний срок обучения по специаль -ности 280104.65 — Пожарная безопасность. — Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2008. — 13 с.