Научная статья на тему 'Проблемы учебного процесса по физической подготовке в вузах МВД России и меры, направленные на повышение качества обучения'

Проблемы учебного процесса по физической подготовке в вузах МВД России и меры, направленные на повышение качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УСПЕВАЕМОСТЬ КУРСАНТОВ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ / PHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / PROGRESS OF THE CADETS / QUALITY OF EDUCATION / MOTIVATION TO PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев Геннадий Иванович, Козловский Алексей Михайлович

В статье рассматриваются проблемы учебного процесса и перспективы совершенствования физической подготовки в вузах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздев Геннадий Иванович, Козловский Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PHYSICAL TRAINING EDUCATIONAL PROCESS IN HIGER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA AND MEASURES DIRECTED ON THE ENHANCEMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

Тhе article deals with the problems of educational process and the perspective of improvement of physical training in higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы учебного процесса по физической подготовке в вузах МВД России и меры, направленные на повышение качества обучения»

А.М. Козловский

Г.И. Г руздев

ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ И МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

PROBLEMS OF PHYSICAL TRAINING EDUCATIONAL PROCESS IN HIGER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA AND MEASURES DIRECTED ON THE ENHANCEMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

В статье рассматриваются проблемы учебного процесса и перспективы совершенствования физической подготовки в вузах МВД России.

Пе article deals with the problems of educational process and the perspective of improvement ofphysical training in higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia.

Физическая подготовка - компонент це-лостного развития личности, составная часть общей культуры и профессиональной подго-товки курсантов и слушателей, неотъемлемая часть служебно-профессионального образова-тельного процесса, нацеленного на гармони -зацию духовных и физических сил, формиро -вание таких ценностей, как здоровье, физиче -ское и психическое благополучие, физическое совершенство.

Функции физической подготовки прояв-ляются в целенаправленном педагогическом процессе, выступают одним из факторов, обеспечивающих биологический потенциал жизнедеятельности обучаемых. Физическое состояние зависит от многих факторов, веду -щее место среди которых занимает здоровый образ жизни, предполагающий повседневную службу и учёбу, систематические занятия физическими упражнениями и правильную организацию отдыха [1].

Свои образовательные, воспитательные и развивающие функции физическая подготовка наиболее полно осуществляет в рамках специа-лизированной системы обучения, предусматривающей профилирование занятий применитель -но к оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности сотру дников органов вну тренних дел.

Решение проблемы управления учебным процессом на занятиях по физической подго -товке курсанта в значительной степени зависит от наличия объективной информации о состоянии его физической подготовленности, вы -боре тестов, измерений, оценок. Как известно, для действенного управления процессом физической подготовки преподавателю необходимо знать, какого уровня развития основных физиче -

ских качеств должен достичь его ученик к тому или иному этапу подготовки.

Поэтому большое значение на занятиях по физической подготовке в вузах МВД РФ при работе с курсантами имеет систематическая оценка их подготовленности (текущий, рубежный и итоговый контроль). Это является показа -телем критерия соответствия качественных ха -рактеристик подготовки курсантов по дисципли -нам учебного плана установленным значениям, формирование профессионально значимых компетенций и их соответствие требованиям профессионально-образовательной подготовке спе-циалиста для правоохранительных органов [3].

Система проверки и оценки открывает ши -рокие возможности для отражения специальных задач физической подготовки: на зачёты и экзамены выносятся специальные упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физиче -ской готовности курсантов и слушателей.

Индивидуальная оценка физической подготовленности курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России слагается из оценок, полученных ими за выполнение контрольных упражнений, согласно рабочей программе для соответствующего года обучения. Оценка курсу образовательного учреждения МВД России выводится на основании индивиду -альных оценок курсантов (слушателей) [2].

Анализируя результаты успеваемости курсантов на различных этапах контроля, следует заметить, что общая физическая подготовленность курсантов и слушателей оцени -вается « хорошо», при этом на первых и вторых курсах она выше, чем на последующих. У по -давляющего большинства первокурсников мотивация к занятиям физическими упражне-ниями, как правило, высока — они стремятся

добиться хороших результатов в выполнении нормативов, предусмотренных учебными программами. Основной проблемой на “младших курсах” является тема рабочей программы “бег на длинные дистанции” (1000 м, 3000 м, 5000 м) и упражнения на координацию движений (акробатические элементы, броски). Несмотря на то, что посещаемость учебных за -нятий по физической подготовке высокая, отдельные курсанты и слушатели вынуждены часто пропускать занятия по болезни в связи с

нарядом или по другим объективным причинам, что не может не сказаться на их успеваемости. Так, наибольший показатель пропусков занятий отмечается на третьих курсах и как результат -невысокий показатель успеваемости и проблемы в усвоении и совершенствовании боевых приё-мов борьбы. На четвёртых курсах определённые трудности вызывает тема “преодоление полос препятствий”. Стабильно высокий показатель положительных оценок наблюдается на выпускных курсах (рис. 1).

Ср.балл

4.0 3.9 3В 37 3.6

\

\

/

\

0 12 3 4

Рис. 1. Успеваемость текущего 2008-2009 учебного года

5

Курс

Именно на этих курсах закрепляются профессионально важные физические и моральноволевые качества высококвалифицированного специалиста органов внутренних дел.

Таким образом, каждый семестр, год обучения необходимо рассматривать как определён -ный этап физической подготовки, а весь период профессиональной подготовки, состоящий из этапов, является процессом формирования механизмов адаптации. При этом на каждом конкретном обучающем этапе физической подготовки все подобранные средства должны обеспечить своевременное и комплексное воздействие на ведущие уровни функциональных систем.

Качество успеваемости в значительной степени зависит от интенсивности занятий по физической подготовке, от их количества в недельном цикле, а также от интервала отдыха между ними. Многолетний опыт теории и практики физической подготовки показывает, что суммарная положительная интенсивность физической тренировки может быть достигнута только при проведении 2-3 занятий в неделю, что, к сожалению, не всегда предусматривается учебным планом.

Согласно исследованиям (Ю.В. Верхошанский,

В.В. Бойко, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, В.К. Бальсевич, В.Н. Платонов), в теории и практике физического воспитания и спорта, в настоящее время настолько точно установлены зависимости адаптационных реакций организма от конкретных физических нагрузок, что использование последних в виде тренировочных заданий или типовых занятий может гарантировать развитие необходимых физических качеств до нужного уровня. В принципе систематичности и последовательности тренировочных нагрузок отражается необходимость системного чередования физических нагрузок и отдыха. Эффективной может быть лишь такая система, которая обеспечивает постоянную взаимосвязь между отдельными занятиями. Небольшие нагрузки или слишком продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма и к срыву адаптации, перетренированности. Нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое после-

дующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя положительные физиологические сдвиги. Таким образом, рациональной последовательностью дискретных тренировочных занятий создается непрерывность тренировочного процесса.

Взаимодействие тренировочных эффектов, возникающих после выполнения нагрузок разной физиологической направленности, может при -вести к усилению адаптационных изменений в организме, затормозить их или иметь нейтраль -ный характер. Причем направленность и выраженность тренировочного эффекта определенной совокупности физических воздействий будет зависеть не только от их сочетания в одном занятии, но и от последовательности самих занятий в микроциклах тренировки.

Анализ физической подготовленности курсантов на разных этапах контроля убеждает в том, что обязательных занятий, предусмотренных учебной программой, явно не достаточно. Здесь видится большое поле деятельности для курсового звена и руководства факультетов по организации и проведении спортивно-массовых (соревнования по видам спорта, прием зачетных нормативов, марш-броски и т.д.) и физкультурно-оздоровительных (утренняя физическая зарядка, массовые пробеги, пешие прогулки и т.д.) мероприятий.

В связи с этим для поддержания и повыше -ния уровня физической подготовленности курсантов, для совершенствования навыков выполнения боевых приемов борьбы и служебноприкладных упражнений, входящих в учебную программу, необходимо:

- организовывать в каждом семестре дополнительные занятия-консультации с неуспеваю -щими курсантами;

- комплексировать учебные занятия (раздел БПБ проводить в комплексе с разделом ОФП, и наоборот), что позволит более равномерно и последовательно планировать физическую нагрузку [3];

- организовывать занятия по физической подготовке в условиях постоянного дефицита учебного времени для обеспечения максимально возможного структурно-энергетического разнообразия двигательной деятельности курсантов;

- проводить индивидуальную проверку и оценку курсантов по каждой теме учебной программы;

- строить работу с курсантами и слушателя -ми таким образом, чтобы содержание занятия способствовало повышению их мотивации к за -нятиям физическими упражнениями.

Анализ физической подготовленности курсантов на разных этапах контроля убеждает в том, что обязательных занятий, предусмотренных учебной программой, явно не достаточно. Здесь видится большое поле деятельности для курсового звена и руководства факультетов по организации и проведении спортивно-массовых (соревнования по ви-

дам спорта, прием зачетных нормативов, марш-броски и т.д.) и физкультурно-оздоровительных (утренняя физическая зарядка, массовые пробеги, пешие прогулки и т.д.) мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическая культура и физическая подготовка : учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений выс-шего профессионального образования МВД России / И.С.Барчуков, Ю.Н.Назаров, С.С.Егоров и др.; под ред. В.Я.Кикотя, И. С.Барчукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 431 с.

2. О внесении изменений и дополнений в На -ставление по физической подготовке сотрудни -ков органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 23 июля 1996 г. № 412: приказ МВД РФ от 15 мая 2001 года № 510.

3. Мещерякова Е. И. Критериальная оценка качества учебного процесса в ведомственном образовательном учреждении/ Е.И. Мещерякова,

B.Г. Бойцов // Вестник Воронежского института МВД России. — 2008. — № 3.— С. 52 — 53.

4. Куцевалов С.А. К вопросу об оптимизации занятий по профессионально-прикладной физической подготовке / С.А. Куцевалов, Г.И. Груздев // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Современные проблемы борьбы с преступностью». - Воронеж. Воронежский институт МВД России — 2005. —

C. 41 — 42.

5. Физическая подготовка: учебное пособие / В. С. Кшевин [и др.]. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.