СЕКЦИЯ № 7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ И
СПАСАТЕЛЕЙ
ПОДГОТОВКА ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКОВ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС РОССИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
МОБИЛЬНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
С.Ю. Анисимов, к.т.н., доцент, А.В. Гуров, начальник кафедры Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Подготовка газодымозащитников в Высших учебных заведениях МЧС России проводится в соответствии с рабочей программой дисциплины, разработанной в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность.
Дисциплина «Подготовка газодымозащитника» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалиста и является базовой дисциплиной необходимой для изучения (последующих) дисциплин: «Пожарная тактика» и «Пожарная техника» [1].
Важно в процессе обучения формировать у газодымозащитников такие личностные качества, которые гарантировали бы постоянную психологическую готовность к действиям в непредвиденных, опасных для жизни условиях, что является основой эффективных действий по тушению пожаров, спасению людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения огнем [2].
Инновационным в области подготовки газодымозащитников является применение мобильных учебно-тренировочных комплексов: «ПТС - Грот», «ПТС - Лава», «ПТС - Уголек-М».
Указанные учебно-тренировочные комплексы предназначены для практической подготовки газодымозащитников к работе в непригодной для дыхания среде с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, имитирующих обстановку на пожаре или при возникновении другой чрезвычайной ситуации. Смонтированы комплексы на базе морских контейнеров. Конструкция учебно-тренировочных комплексов позволяет проводить одновременную психологическую тренировку звена (отделения) газодымозащитников в составе 3 - 5 человек.
«ПТС - Грот» состоит из дымокамеры, тренажерного отсека, совмещенного с теплокамерой и оборудованного тренажерами для обеспечения дозированной физической нагрузки (беговая дорожка, вертикальный эргометр, степ-тренажер), отсека руководителя тренировок.
«ПТС - Лава» имеет следующие помещения: промышленный участок, жилая зона, пультовой отсек. Промышленный участок предназначен для отработки приемов и способов по тушению различных модулируемых очагов пожара на промышленных объектах, совершенствованию профессиональных навыков по спасению пострадавших из опасных зон. Основными элементами промышленного участка являются горящие модули: «Газовые баллоны», «Лестница», «Участок трубопровода», «Электрошкаф».
Жилая зона предназначена для отработки приемов и способов по тушению различных модулируемых очагов пожара и повышению навыков по ведению спасательных работ в жилом секторе. Основными элементами жилого участка являются горящие модули: «Телевизор», «Кровать», «Дверь», «Потолочный огонь».
Огневой тренажерный комплекс «ПТС - УГОЛЕК-М» предназначен для проведения занятий в условиях воздействия опасных факторов пожара (задымление, высокая температура, открытое пламя, тепловое излучение), возникающих при сгорании в топке комплекса твердого топлива (температура в тренировочном помещении достигает 800°С).
Комплекс состоит из тренировочного, технического и пультового отсеков. Тренировочный и технический отсеки комплекса соединены между собой в единое помещение. Пультовой отсек представляет собой отдельно стоящее помещение.
Занятия в огневом тренировочном комплексе «ПТС - УГОЛЕК-М» являются заключительной фазой первоначальной подготовки газодымозащитников и проводятся с личным составом прошедшим подготовку в тренировочных комплексах «ПТС - ГРОТ» и «ПТС - ЛАВА»
[3].
Применение мобильных учебно-тренировочных комплексов, смонтированных на базе морских контейнеров, позволяет существенно снизить финансовые затраты наряду с постройкой стационарных учебно-тренировочных комплексов, а также позволяет осуществить в сочетании с повышением профессиональных навыков пожаротушения, психологическую подготовку газодымозащитников, которая не возникает сама по себе, а систематически формируется и закрепляется в ходе учебных занятий.
Список использованной литературы
1. Гуров А.В. Подготовка газодымозащитника: учеб. пособие / А.В. Гуров, И.В. Коршунов, А.С. Ткачев; под общ. ред. А.Н. Шуткина. - Воронеж, 2013 - 237 с.
2. Гуренкова Т.Н. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова, О.Л. Макарова, Т.Ю. Матафонова, М.В. Павлова; под общ. ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл, 2007.- 319 с.
3. Гуров А.В. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных: учеб. пособие / А.В. Гуров, А.А. Исаев, И.В. Коршунов; под общ. ред. Ю.З. Иншакова. - Воронеж: Лио, 2011. - 188 с.
ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПЕТЕНЦИЙ
С.В. Беседина, к.ф.-м.н, доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В связи с переходом на ФГОС, где главной целью процесса обучения является формирование компетенций, как следствие, возникает вопрос о формах и методах контроля сформированности компетенций.
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Выделяют несколько видов контроля. Предварительный контроль (перед изучением новой темы или углубленного курса) направлен на выявление уровня знаний и умений обучающихся, полученных на предыдущем этапе обучения и позволяет выявить познавательные возможности обучаемых, реализовать дифференцированный подход и индивидуализацию обучения. Текущий контроль осуществляется на всех этапах обучения, служит для обобщения, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков, позволяет отследить сформированность компетенций. На данные такого контроля опираются при корректировке и совершенствовании знаний, восполнению пробелов в обучении. Периодический контроль - контроль знаний и умений по определенной теме, дисциплине. Проводится с целью контроля знаний, умении и навыков, степени сформированности компетенций. Данный контроль позволяет сделать вывод об эффективности пройденного этапа обучения и возможности обучаемых перейти к изучению новой темы.
При проведении контроля в большинстве случаев используются контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые нацелены на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, проверку фактологических и алгоритмических знаний и умений. Наряду с ними в процессе обучения необходимо использовать КИМ, позволяющие проверить и степень сформированности компетенций.
Одной из форм контроля являются тесты.
Тест - стандартизированные, краткие, ограниченные во времени задания, возрастающей трудности, позволяющих качественно оценить и измерить уровень знаний, умений и сформированных компетенций.