УДК 614.842/.847
ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОТРАБОТКЕ СПОСОБОВ САМОСПАСАНИЯ И СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, Е.Е. Маринич, О.Г. Зейнетдинова, Д.Ю. Захаров
В статье предложена экспериментальная модель разработанного учебно-тренажерного комплекса «Запутывание». Данный комплекс состоит из нескольких блоков, каждый из которых моделирует различные условия работы газодымозащитников в непригодной для дыхания среде. Авторами рассмотрены и предложены различные варианты тренировочных упражнений по самоспасанию и спасению пострадавших в искусственно созданных экстремальных ситуациях (запутывание, обрушение, ограниченная видимость, условия ограниченного пространства). Данные упражнения способствуют формированию психо-эмоциональной и тактико-технической подготовленности газодымозащитников.
Ключевые слова: МЧС России, газодымозащитник, аварийно-спасательные работы, учебно-тренажерный комплекс.
В современных условиях преобразования, происходящие в социальной и экономической жизни нашей страны, привели к необходимости модернизации процесса профессионально-практической подготовки будущих специалистов в области пожаротушения, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Основной стратегической задачей
усовершенствования процесса профессионально-практической подготовки является разработка новых, инновационных тренировочных средств, а также методического обеспечения, направленного на организацию и совершенствование процесса профессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях МЧС России [3]. Специфика деятельности газодымозащитника, связанная с тушением пожаров, ликвидацией последствий ЧС, стихийных бедствий, делает его востребованным в современном обществе как специалиста-практика: компетентного, свободно владеющего своей профессией, умеющего принимать своевременные диагностические, прогностические решения и самостоятельно решать профессиональные задачи.
В подготовке газодымозащитника на базе образовательных организаций МЧС России особое место отводится развитию и совершенствованию профессионально-
прикладных компетенций. В свою очередь этому
способствуют качественные изменения процесса автоматизации, внедрение инновационной техники и оборудования, использование многофункциональных тренажерных комплексов (МФТК) в образовательном процессе [1, 5, 7].
В подготовке газодымозащитников активно применяются полигоны, учебно-тренировочные комплексы (УТК) и тренажеры (УТК «Грот», УТК ПТС «Уголек М», огневой полигон «ПТС-Лава», тренажер ПТС «Штурм», тренажер «Горящий вагон», комплекс ПТС «Наутилус», тренажер ПТС «Т-Мобиль», тренажер «Лабиринт», УТК «Огневой дом» и др.) с целью научиться правильно применять полученные знания в приближенных к реальным условиях ЧС [2, 4]. Необходимость использования тренировочного оборудования на учебно-тренировочных занятиях обусловлена анализом задач, поставленных перед образовательными организациями МЧС России при подготовке газодымозащитников, и методических принципов тренировки.
С целью повышения качества профессионально-практической подготовленности обучающихся на базе ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России разработана экспериментальная модель учебно-тренажерного комплекса «Запутывание» (УТКЗ) (рис. 1).
Рис. 1. Учебно-тренажерный комплекс «Запутывание» (УТКЗ)
Создание экспериментальной модели УТКЗ послужило одним из направлений совершенствования учебно-тренировочного процесса академии, а также поиском пути формирования у обучающихся
профессиональных компетенций в плане владения пожарно-техническим оборудованием и снаряжением при проведении аварийно-спасательных работ.
Целью работы является разработка системы упражнений для подготовки газодымозащитников в условиях моделируемых ситуационных заданий на экспериментальной модели УТКЗ.
Разработка предложенной системы упражнений для подготовки газодымозащитника осуществлялась с учетом современного уровня требований: теории искусственной-управляющей среды (С.П. Евсеев, И.П. Ратов, П.К. Петров и др.); системного подхода к определению адаптации человеческого организма к экстремальным условиям (C.W. Churchman, В.Н. Спицнадель, И.В. Прангишвили и др.); концепции психофизической подготовки обучающихся образовательных организаций МЧС России (С.С. Аганов, Е.Е. Соколов).
На этой теоретико-методической базе разработанная нами экспериментальная модель
УТКЗ рассматривается как система направленной профессиональной подготовки обучающихся образовательных организаций МЧС России.
Экспериментальная модель УТКЗ представляет ряд соединенных между собой блоков с тренировочными элементами, решающих различные учебные задачи.
Механизм работы учебно-
тренажерного комплекса «Запутывание»
В состав экспериментальной модели УТКЗ входит:
1. «Блок с тренировочными элементами узкий лаз и проем в несущей стене» (рис. 2). Блок представляет собой ограниченное по высоте и ширине пространство в виде тоннеля, имеющего вход с боковой стороны. От входа с левой стороны располагается наклонная подвижная площадка (регулируется по высоте в четырех позициях до 1200). Она создает подъем, имитируя узкий проем (рис. 2 а). С противоположной стороны от наклонной площадки расположен узкий лаз, закрытый тяжелой дверью, поднимающейся вверх. Узкий лаз имитирует пролом в стене (рис. 2 б). Блок оснащен свисающими элементами конструкции (провода, кабели, веревки) со стороны наклонной площадки.
Рис. 2. Блок с тренировочными элементами узкий лаз и проем в несущей стене: наклонная площадка,
имитирующая проем (а); узкий лаз в стене (б)
2. «Блок с тренировочными элементами обрушения потолка» (рис. 3 а). Предназначен для отработки навыков группировки. Блок представляет ограниченное по высоте и ширине пространство в виде тоннеля с
двустворчатой крышей. В случае прохождения данного блока имитируется обрушение потолка с последующим падением на газодымозащитника различных элементов конструкции (рис. 3 б).
Рис. 3. Блок с тренировочными элементами обрушения потолка: тренажер перед обрушением (а),
обрушение потолка (б)
3. «Блок со свисающими элементами конструкций» (рис. 4).
Рис. 4. Блок со свисающими элементами конструкций
Данный блок состоит из двух секций, представляющих ограниченное по высоте и ширине пространство в виде тоннеля. Данный блок оснащен свисающими элементами конструкции (провода, кабели, веревки).
Работа в учебно-тренажерном комплексе «Запутывание»
Все представленные блоки
предназначены для отработки точных и слаженных действий газодымозащитниками в целях формирования навыков спасения и самоспасания при возникновении ЧС. Практика использования УТКЗ на учебно-тренировочных занятиях позволила выявить его большую пропускную способность. Одновременно в комплексе могут работать несколько звеньев газодымозащитной службы (ГДЗС) по выполнению поставленных задач различной
степени тяжести. покидания помещения через проем (рис 5 а) или
«Блок с тренировочными элементами покидания помещения через узкий лаз в стене,
узкий лаз и проем в несущей стене» может быть имитирующий пролом (рис. 5 б). использован в широком диапазоне способов
Рис. 5. Покидание помещения через проем (а), покидание помещения через узкий лаз в стене (б)
Представленный блок также возможно (рис. 6 а) и эвакуации через узкий лаз в стене
использовать для отработки способов спасения (рис. 6 б).
пострадавшего при эвакуации его через проем
а
Рис. 6. Эвакуация пострадавшего через проем (а), эвакуация через узкий лаз в стене (б)
Данный блочный элемент применяется при отработке способов поиска, и оказания первой помощи условному пострадавшему с использованием дымовых эффектов или
тонирующей пленки разной светопропускной способности, надеваемой на панорамную маску дыхательных аппаратов, с целью имитации снижения видимости в дыму (рис. 7 а, б).
Блок с тренировочными элементами для конструкции позволяет тренировать различные
отработки навыков продвижения вперед и способы группировки (рис. 8 а, б).
группировки в случае внезапного обрушения
Рис. 8. Способ группировки в случае обрушения потолка (а, б)
«Блок со свисающими элементами конструкций» позволяет отрабатывать технику различных способов продвижения вперед. В качестве основного способа используется способ «плавания» (рис. 9).
Рис. 9. Продвижение вперед способом «плавания»
С целью усложнения выполнения задач по продвижению вперед используются различные препятствия и преграды (рис. 10).
Рис. 10. Препятствия при продвижении вперед
Возможные виды комбинирования блоков на учебно-тренировочных занятиях
Уникальность экспериментальной
модели УТКЗ заключается в его мобильной трансформации на тренировочной площадке, что не позволяет обучающимся применять стереотипные решения, поведение и действия в моделируемых ситуационных заданиях.
Рассмотрим на примере различные комбинации блоков (тренажеров).
Тренажер из двух блоков: блок с тренировочными элементами узкий лаз и проем, а также блок со свисающими элементами конструкций (рис. 11). Данный тренажер возможно использовать для отработки навыков продвижения вперед способом «плавание» с целью самоспасания и спасения пострадавших. Данная комбинация блоков создает имитацию ограниченного по высоте и ширине тоннеля. Сложность для выполнения заданий заключается в повороте тоннеля и наклонной площадки, имитирующей выход в проем несущей стены.
Рис. 11. Коридор из двух блоков для отработки навыков самоспасания и спасения пострадавших через узкий лаз и проем несущей стены, а также для отработки навыков продвижения вперед способом «плавания»
Тренажер из двух блоков: блок с тренировочными элементами обрушения потолка, а также блок со свисающими элементами конструкций (рис. 12). Данный комплекс блоков имитирует ограниченный по высоте и ширине длинный тоннель, во время преодоления которого происходит внезапное для газодымозащитника обрушение потолка с последующим падением элементов конструкции (провода, веревки, кабели).
Рис. 12. Коридор из двух блоков для отработки
навыков группировки в случае обрушения потолка и для отработки навыков продвижения вперед способом «плавания»
При отработке определенных оперативно-тактических действий все элементы собираются в единый комплекс (рис. 13), так как наилучшие результаты на учебно-тренировочных занятиях достигаются при использовании не в отдельности каждого блока, а в комплексе для решения поставленных задач.
Рис. 13. Учебно-тренировочный комплекс в сборе
Представленные блоки комплекса УТКЗ позволяют использовать их в широком диапазоне различных заданий как передвижения способом «плавания», так и поиск и спасение пострадавшего. В качестве дополнительных средств, усложняющих работу
газодымозащитников, используется: работа в условиях недостаточной видимости (дымовые эффекты, тонирующая пленка на маску дыхательного аппарата), в условиях угрозы обрушения конструкции; работа в условиях запутывания, а также различных преград; работа в средствах индивидуальной защиты органов дыхания [6, 8]. Данные блоки могут быть оборудованы звуковым сопровождением, имитирующим звук обрушения конструкции или стон пострадавшего.
Вывод
Таким образом, разработанная система тренировочных упражнений для
газодымозащитников в условиях различных ситуационных заданий на экспериментальной модели УТКЗ позволит решить задачи психоэмоциональной и тактико-технической подготовленности обучающихся в комплексе. Комбинирование блоков УТКЗ на учебно-тренировочных занятиях позволит использовать их для отработки наибольшего количества упражнений, что разнообразит тематику занятий по дисциплинам «Организация
газодымозащитной службы» и «Пожарно-спасательная подготовка». Данный тренажерный комплекс может применяться для проведения соревнований среди переменного состава. Также существует возможность совершенствования и дополнения данного учебно-тренажерного комплекса новыми, более сложными элементами.
Библиография
1. Балабанов М.А. Первоначальная профессиональная подготовка курсантов в вузе государствонной противопожарной службы МЧС России на основе автоматизированной обучающей системы: дис... канд. пед. наук. - С. Петербург. 2012.
2. Легошин М.Ю. Практическое использование учебно-тренировочных комплексов для подготовки пожарных и спасателей / М.Ю. Легошин, И.М. Чистяков, С.Н. Никишо, Р.М. Шипилов, Е.Е. Соколов // Международный научно-исследовательский журнал. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. - Екатеринбург. - 2017. -№ 11 (65). - Часть 4. - С. 44-51.
3. Свистков А.С. Моделирование процесса ведения аварийно-спасательных работ в условиях учебно-тренировочного комплекса запутывания / А.С. Свистков, Р.М. Шипилов // Пожарная безопасность и защита в ЧС: сборник материалов XII итоговая научно-практическая конференция курсантов, слушателе и студентов, посвященная Году культуры безопасности. - Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. - С. 524-532.
4. Соколов Е.Е. Мобильные и стационарные тренировочные комплексы и полигоны / Е.Е. Соколов, И.М. Чистяков, С.Н. Никишов // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. - Иваново, 2014. - С. 169-170.
5. Шарабанова И.Ю. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях / И.Ю. Шарабанова, Р.М. Шипилов, А.В. Харламов // Современные проблемы науки и образования. -
2014. - № 4. (электронный журнал). Режим доступа: http://www.science-education.ru/118-14213. (дата обращения 06.09.2018).
6. Шипилов Р.М. Особенности психофизиологической адаптации в аспекте воспитания силовой выносливости и скоростно-силовых качеств в профессионально-прикладной подготовке будущих специалистов пожарно-технического профиля / Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, С.Г. Казанцев, Г.П. Соколов // Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 1-1. - С. 1541.
7. Шипилов Р.М. Разработка технических средств для обучения и контроля адаптационной мобильности курсантов вузов ГПС МЧС России / Р.М. Шипилов, И.Ю. Шарабанова, Е.В. Ишухина, Е.А. Орлов // European Social Science Journal. -Международный исследовательский институт,
2016. - №1 - С. 332-335.
8. Шипилов Р.М. Формирование адаптационной мобильности спасателей к проведению эвакуации (спасению) пострадавших с применением новых методов обучения / Р.М. Шипилов, С.Г. Казанцев, И.Ю. Шарабанова, Ю.А. Ведяскин // В мире научных открытий. - 2015. - № 3.2 (63). - С. 1156-1174.
References
1. Balabanov M.A. Pervonachal'naya professional'naya podgotovka kursantov v vuze gosudarstvonnoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii na osnove avtomatizirovannoj obuchayushchej sistemy: dis... kand. ped. nauk. - S. Peterburg. 2012.
2. Legoshin M.YU. Prakticheskoe ispol'zovanie uchebno-trenirovochnyh kompleksov dlya podgotovki pozharnyh i spasatelej / M. YU. Legoshin, I.M. CHistyakov, S.N. Nikisho, R.M. SHipilov, E.E. Sokolov //Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL.
- Ekaterinburg. - 2017. - № 11 (65). - CHast' 4. - S. 44-51.
3. Svistkov A.S. Modelirovanie processa vedeniya avarijno-spasatel'nyh rabot v usloviyah uchebno-trenirovochnogo kompleksa zaputyvaniya / A.S. Svistkov, R.M. SHipilov // Pozharnaya bezopasnost' i zashchita v CHS: sbornik materialov HII itogovaya nauchno-prakticheskaya konferenciya kursantov, slushatele i studentov, posvyashchennaya Godu kul'tury bezopasnosti. - Ivanovo: FGBOU VO Ivanovskaya pozharno-spasatel'naya akademiya GPS MCHS Rossii, 2018. - S. 524-532.
4. Sokolov E.E. Mobil'nye i stacionarnye trenirovochnye kompleksy i poligony / E.E. Sokolov, I.M. CHistyakov, S.N. Nikishov // Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost': sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.
- Ivanovo, 2014. - S. 169-170.
5. SHarabanova I.YU. Primenenie novyh metodov podgotovki i obucheniya spasatelej, rabotayushchih v chrezvychajnyh situaciyah / I.YU. SHarabanova, R.M. SHipilov, A.V. Harlamov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 4. (ehlektronnyj zhurnal). Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/118-14213. (data obrashcheniya 06.09.2018).
6. SHipilov R.M. Osobennosti psihofiziologicheskoj adaptacii v aspekte vospitaniya silovoj vynoslivosti i skorostno-silovyh kachestv v professional'no-prikladnoj podgotovke budushchih specialistov pozharno-tekhnicheskogo profilya / R.M. SHipilov, I.YU. SHarabanova, S.G. Kazancev, G.P. Sokolov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015.
- № 1-1. - S. 1541.
7. SHipilov R.M. Razrabotka tekhnicheskih sredstv dlya obucheniya i kontrolya adaptacionnoj mobil'nosti kursantov vuzov GPS MCHS Rossii / R.M. SHipilov, I.YU. SHarabanova, E.V. Ishuhina, E.A. Orlov // European Social Science Journal. -Mezhdunarodnyj issledovatel'skij institut, 2016. - №1
- S. 332-335.
8. SHipilov R.M. Formirovanie adaptacionnoj mobil'nosti spasatelej k provedeniyu ehvakuacii (spaseniyu) postradavshih s primeneniem novyh metodov obucheniya / R.M. SHipilov, S.G. Kazancev, I.YU. SHarabanova, YU.A. Vedyaskin // V mire nauchnyh otkrytij. - 2015. - № 3.2 (63). - S. 1156-1174.
APPLICATION OF TRAINING COMPLEXES DURING EDUCATIONAL AND TRAINING DRILLS FOR PRACTICING METHODS OF SELF-RESCUING AND RESCUING PEOPLE IN LIMITED SPACE CONDITIONS
Improvement of teaching methods in educational organizations of EMERCOM of Russia, introduction of new multi-functional training devices and their active application in the system of state firefighting service of EMERCOM of Russia play an important role in increasing the overall quality of professional training of future firefighting specialists. The article deals with the newly developedmodel of training complex. The authors describe the principles of application of this complex in the trainingprocess both individually and as a unit of gas and smoke rescue service during self-rescuing and rescuing people in real conditions, such as entanglement, structural collapse, limited visibility.
Keywords: EMERCOM of Russia, firefighter and rescuer, rescue and recovery operations, training complex.
Шипилов Роман Михайлович,
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры «Пожарно-строевой, физической подготовки и газодымозащитной службы (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»),
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
e-mail: rim-sgpu@rambler.ru,
Россия, г. Иваново,
Shipilov R.M.,
PhD, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Fire, physical training and gazodymozaschitnoy Service (as part of «fire fighting» Teaching and Research Complex),
Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.
Шарабанова Ирина Юрьевна,
кандидат медицинских наук, доцент,
заместитель начальника академии по научной работе,
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
e-mail: sharabanova@bk.ru,
Россия, г. Иваново,
Sharabanova I. Yu.,
PhD, Associate Professor,
Deputy Chief of the Academy for Scientific Work,
Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.
Маринич Евгений Евгеньевич,
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры «Пожарно-строевой, физической подготовки и газодымозащитной службы (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»),
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, e-mail: Dragon-37@mail.ru, Россия, г. Иваново,
Marinich E.E.,
PhD,
Lecturer of the Department of Fire, physical training and gazodymozaschitnoy Service (as part of «fire fighting» Teaching and Research Complex),
Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.
Зейнетдинова Ольга Геннадьевна,
кандидат биологических наук, доцент,
доцент кафедры основ гражданской обороны и управления в ЧС,
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПСМЧС России,
e-mail: zeinet@bk.ru
Россия, г. Иваново,
Zeynetdinova O.G.,
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Civil Defense and Emergency Management, Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.
Захаров Дмитрий Юрьевич,
преподаватель кафедры «Пожарно-строевой, физической подготовки и газодымозащитной службы (в составе учебно-научного комплекса «Пожаротушение»),
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, e-mail: mr.dmitriyzakharov@mail.ru, Россия, г. Иваново, Zakharov D. Yu.,
Lecturer of the Department of Fire, physical training and gazodymozaschitnoy Service (as part of «fire fighting» Teaching and Research Complex),
Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Ivanovo.
© Шипилов Р.М., Шарабанова И.Ю., Маринич Е.Е., Зейнетдинова О.Г., Захаров Д.Ю., 2018