Научная статья на тему 'Система органов государственного надзора МЧС РФ и формы работы их с субъектами предпринимательства при техническом регулировании их деятельности'

Система органов государственного надзора МЧС РФ и формы работы их с субъектами предпринимательства при техническом регулировании их деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубцова Ольга Анатольевна

Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров является одной из основных целей технического регулирования, а пожарная безопасность выделена в самостоятельное направление обеспечения безопасности [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система органов государственного надзора МЧС РФ и формы работы их с субъектами предпринимательства при техническом регулировании их деятельности»

стрельного оружия, право на управление автомобилем, право поступления на государственную службу, обязанность нести военную службу.

Специальная административная дееспособность индивидуального субъекта, то есть его способность самостоятельно, собственными действиями осуществлять специальные административные права и исполнять специальные административные обязанности, возникает у субъекта с момента наделения его в установленном законодательством порядке специальным административно-правовым статусом, то есть с момента возникновения у него специальной административной правоспособности. Например, специальная административная дееспособность, которой обладает сотрудник милиции, возникает у гражданина с момента назначения его на соответствующую должность в органе внутренних дел.

Общая административная деликтоспособность, то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения, возникает у индивидуального субъекта с момента достижения им 16 лет. При этом к дисциплинарной ответственности индивидуальный субъект может быть привлечен и до достижения им 16 лет. В частности, учащиеся образовательных учреждений как общего, так и профессионального образования за нарушение учебной дисциплины могут быть привлечены администрацией этих учреждений к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, выговора или отчисления из соответствующего образовательного учреждения.

Специальная административная деликтоспо-собность, то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения с соблюдением специального порядка привлечения к этим видам ответственности, возникает у индивидуального субъекта с момента приобретения им специального административно-правового статуса определенного вида, в частности с момента назначения на отдельные государственные должности. Специальной административной деликто-спобностью обладают, например, граждане Российской Федерации, замещающие должности государственной гражданской службы, воинские должности, должности в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, должности судей и прокуроров, а также иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Перечисленные лица привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности за совершенные ими дисципли-

нарные и административные правонарушения в особом порядке, с соблюдением специальных процедур.

Таковы наиболее общие основы административно-правового статуса индивидуальных субъектов административного права, которые конкретизируются в специальных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды административных правоотношений.

Примечания

1. См., например: Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права [Текст] : в 3 т. / Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2006. Т. 1. С. 426-427.

2. См.: Бахрах, Д. Н. Административное право России [Текст] : учебник / Д. Н. Бахрах. М.: Эксмо, 2006. С. 61-66.

3. См.: Дмитриев, Ю. А. Административное право [Текст] : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев, А. А. Евтеева, С. М. Петров. М.: Эксмо, 2005. С. 92.

4. См: Административное право России [Текст] : курс лекций / под ред. Н. Ю. Хаманевой. М.: Проспект, 2008. С. 117.

5. См: Бахрах, Д. Н. Административное право [Текст] : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Рос-синский, Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2006. С. 128.

О. А. Голубцова

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА МЧС РФ И ФОРМЫ РАБОТЫ ИХ С СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров является одной из основных целей технического регулирования, а пожарная безопасность выделена в самостоятельное направление обеспечения безопасности [1].

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), сегодня в стране ежедневно происходит 586 пожаров, в результате которых погибают 43 человека и получают травмы 36 человек. С начала 2006 г. в России зарегистрировано 177 тысяч 494 пожара, следствием которых стала гибель 12 тысяч

ГОЛУБЦОВА Ольга Анатольевна - старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ

© Голубцова О. А., 2007

949 человек, еще свыше 10 тысяч человек получили ожоги и травмы [2].

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из трех стратегических целей МЧС [3]. Ее выбор в этом качестве обусловлен наличием постоянной угрозы природных, техногенных и военных опасностей и недостаточной защищенностью населения и территорий от них в настоящее время.

Так, например, численность пострадавших от различных чрезвычайных ситуаций ежегодно составляет десятки тысяч человек, при этом погибает около 70 тыс. человек. От пожаров ежегодный ущерб составляет свыше 20 млрд руб., а смертность - около 20 тыс. чел. [4]

Уровень социального риска (частоты возникновения чрезвычайных ситуаций, приводящих к поражению определенного числа людей) в России от 10 до 100 раз выше, чем в других про-мышленно развитых странах.

Эти показатели в 5-15 раз выше аналогичных показателей наиболее развитых зарубежных стран. При этом в настоящее время сохраняется тенденция возрастания этих показателей на 3-8% ежегодно за счет роста числа возникающих чрезвычайных ситуаций, пожаров и их масштабов.

В докладе «О результатах и основных направлениях деятельности МЧС период 2007-2009 гг.» выделяется ряд объективных и субъективных факторов, являющихся причинами этого:

- недостаточный надзор за состоянием потенциально опасных объектов и соблюдением правил пожарной безопасности;

- не всегда эффективное осуществление превентивных мероприятий;

- недостаточный уровень

• подготовки и ответственности соответствующего руководящего состава, должностных лиц и специалистов, непосредственно связанных с решением задач в данной области,

• подготовки населения страны к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Достижение данной стратегической цели МЧС России стремится обеспечить решением следующих тактических задач:

1. Повышение эффективности надзора в области пожарной безопасности.

2. Обеспечение пожаротушения и спасения людей при пожарах.

3. Оснащение федеральной противопожарной службы техникой и имуществом, разработка и внедрение новых технологий пожаротушения.

Выполнение тактической задачи по профилактике пожаров осуществляется, прежде всего, через контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений системой обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами [5].

Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности - органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Среди функций системы обеспечения пожарной безопасности одними из основных являются разработка и осуществление мер пожарной безопасности и создание и организация деятельности пожарной охраны, одной из задач которой является организация и осуществление профилактики пожаров.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

- государственная противопожарная служба;

- муниципальная пожарная охрана;

- ведомственная пожарная охрана;

- частная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба

является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. МЧС России на федеральном уровне осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области обеспечения пожарной безопасности, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для этого в центральном аппарате МЧС предусмотрена должность Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору, пользующегося правами заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также управления Организации пожаротушения и специальной пожарной охраны и Государственного пожарного надзора.

Законодательством определен специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами ГПС МЧС России - государственный пожарный надзор. Это осуществляемая в порядке, установлен-

ном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки [6].

Организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации основывается на положениях Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации.

Система органов государственного пожарного надзора определена прежде всего в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». К ним относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора - им является [7];

2) управления государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России -региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3) управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях [8].

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.

Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора могут государственные инспекторы по пожарному надзору.

На федеральном уровне

1) главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору,

2) заместители главного государственного инспектора:

- начальник Государственного пожарного надзора МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора,

- и его заместители;

3) государственные инспекторы РФ по пожарному надзору:

- сотрудники Государственного пожарного надзора МЧС России,

- сотрудники управлений государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России - региональных центров;

в субъектах РФ

4) главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору - начальники управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России,

и их заместители - соответственно заместители начальников управлений (отделов, отделений);

5) государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору - сотрудники управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России;

в закрытых административно-территориальных образованиях

6) главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору - начальники отделов (отделений, инспекций, групп) государ-

ственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы

и их заместители - соответственно заместители начальников.

7) государственные инспекторы по пожарному надзору - сотрудники отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;

в муниципальных образованиях

8) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору - начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России

и их заместители - соответственно заместители начальников;

9) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России.

Кроме того, государственный пожарный надзор осуществляется и другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Здесь возможно несколько вариантов. Во-первых, возможно создание органов ведомственной функциональной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством какого-либо министерства [9]. Во-вторых, создание ведомственной противопожарной службы министерства или ведомства [10], осуществляющей ведомственный пожарный надзор. Возможность создания ведомственного пожарного надзора в целях обеспечения пожарной безопасности и органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны предусмотрена ст. 1, 12 ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности». Пожарный надзор осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору.

Такая практика применяется, например, на объектах Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ.

В-третьих, отдельно осуществляется надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах (как входящих, так и не входящих в

лесной фонд РФ), а также на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения.

Дополнительно существуют и органы муниципальной пожарной охраны, которая создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений [11].

Кроме того, в населенных пунктах и организациях РФ могут создаваться органы и подразделения частной пожарной охраны - для оказания услуг в области пожарной безопасности. Участие граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной пожарной охраны.

Но полномочия на проведение проверок пожарной безопасности имеют органы государственного и ведомственного пожарного надзора - подразделения федеральных органов государственной власти.

При осуществлении надзора за предпринимательской деятельностью объектом контроля (надзора) является деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество.

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю.

Права государственных инспекторов по пожарному надзору перечислены в Положении о государственном пожарном надзоре, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820. Согласно ему инспекторы обладают широкими полномочиями при проверке помещений организаций и индивидуальных предпринимателей. Например, они вправе беспрепятственно входить в занимаемые фирмами помещения, если у них есть основания беспокоиться о пожарной безопасности. Причем они могут нагрянуть даже в нерабочее время (пп. 2 п. 9 Положения).

Кроме того, пожарные инспекторы вправе осмотреть товары, которые продает организация, образцы продукции, а также ознакомиться с внутрифирменными документами.

Надо сказать, что проведение мероприятий по контролю субъектов предпринимательской деятельность - это в основном прерогатива государ-

ственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ, вышестоящие должностные лица, как правило, координируют их деятельность и проводят проверки государственных органов и органов местного самоуправления.

Мероприятия по контролю проводятся государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием руководителей организаций или выделенных ими представителей.

Одна из главных задач проверки - удостовериться, что лицо соблюдает Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [12].

Правилами пожарной безопасности (ППБ) называются:

1) комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации объекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) вид нормативного документа по пожарной безопасности, регламентирующего для группы однородных объектов защиты или видов деятельности требования пожарной безопасности, которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства, выполнения работ (услуг) и (или) содержания помещений, зданий (сооружений) и территорий, обеспечивающие безопасность людей, предупреждение и тушение пожара.

Для этого потребуют у проверяемого субъекта инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. Она должна быть в каждой организации и у каждого предпринимателя. В ней указываются места для курения, обязанности и действия работников при пожаре, в частности эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре.

Инспектор должен удостоверится, что в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

Если на одном этаже здания работают больше 10 сотрудников, на видном месте должны находиться схемы эвакуации людей при пожаре. Также необходимо предусмотреть систему пожарного оповещения, которая должна соответствовать Нормам пожарной безопасности [13].

А если на этаже находятся свыше 50 человек, директор обязан выпустить инструкцию о том, как действовать этим работникам в случае пожара. Руководство должно организовывать практические тренировки по данному документу не реже чем два раза в год, а их результаты заносить в журнал противопожарного инструктажа.

Особое внимание инспекторы уделят подъездным путям к торговому зданию, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водоисточникам. Они всегда должны быть исправными, свобод-

ными, не загроможденными, а зимой - очищенными от снега и льда.

Также инспекторы обычно проверяют количество, тип и исправность пожарных щитов и огнетушителей в организации. О том, сколько и каких средств тушения должна иметь фирма в зависимости от площади и видов помещений, написано в Приложении 3 к Правилам пожарной безопасности.

А вот когда организации следует обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией, сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03) [14]. Например, если площадь торгового зала менее 200 кв. м и расположен он в цоколе или подвале, то фирма обязана установить пожарную сигнализацию. Если более 200 кв. м - систему пожаротушения.

Результаты проверки оформляются актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности - документом строгой отчетности установленной формы, составленным по результатам мероприятия по контролю на объекте контроля (надзора).

При несоответствии деятельности организации или индивидуального предпринимателя Правилам пожарной безопасности государственный орган государственного пожарного надзора выдает предписание об устранении выявленных недостатков. Это обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа государственного пожарного надзора юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, приостановлению полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведению отдельных видов работ, устранению нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятию их с производства, прекращению выпуска или приостановлению реализации товаров (работ, услуг). При этом возможно приостановление предпринимательской деятельности до устранения выявленных недостатков в указанный срок, но только в судебном порядке. На практике бывает, что проверяющие в предписании просто рекомендуют организации устранить нарушение в разумный срок.

Выполнение данного предписания может являться одним из оснований для проведения внеплановой проверки.

Проверки могут быть плановые и внеплановые.

- Плановые проверки проводятся с целью контроля за выполнением обязательных требо-

ваний пожарной безопасности на объектах контроля (надзора). Проводятся не более одного раза в два года.

- Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки.

Кроме того, внеплановые проверки проводятся также в случаях:

1) получения информации от любых лиц, например СМИ, о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить угрозу жизни, вред здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы жизни и вреда здоровью граждан, повреждения имущества, в том числе в отношении других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей. Частой причиной внеплановых проверок являются уже случившиеся пожары. В таких случаях инспекторы, скорее всего, проверят несколько организаций, занимающихся одинаковым видом деятельности;

3) обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов лиц, связанными с невыполнением ими обязательных требований пожарной безопасности;

4) иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (анонимность не может служить основанием для проведения внеплановой проверки).

Продолжительность всех действий, входящих в мероприятие по контролю за обеспечением пожарной безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, не должна превышать один месяц. Но в исключительных случаях, связанных с необходимостью проверки большого количества зданий, проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом работы на основании мотивированного предложения государственного инспектора, срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Кроме проверок государство использует и другие методы по профилактике пожаров и соблюдению пожарной безопасности.

В 2006 г. по инициативе МЧС России, одобренной Президентом Российской Федерации, была проведена работа по созданию системы независимой оценки рисков, которая получила название «аудит безопасности».

По оценке экспертов МЧС России, аудит безопасности позволит совместными усилиями государства, общественности и бизнеса качественно улучшить защищенность граждан от чрезвычайных ситуаций, снизит административное давление на объекты предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора и существенно сузит поле для коррупции в этой сфере деятельности.

С помощью предлагаемого механизма планируется исключить непосредственное участие инспекторов государственных контрольных органов в проверках части предприятий и организаций, а также их влияние на принятие решений о прекращении их деятельности.

Государственный контроль сохранится лишь на критически важных для национальной безопасности объектах, в местах и организациях с массовым пребыванием людей (таких, например, как школы), а также на предприятиях атомной энергетики.

Независимую оценку рисков должны проводить «аудиторские» и консалтинговые компании. Эти компании должны быть обязательно проверены и рекомендованы государственным органом, иметь подготовленных специалистов различного профиля, нормативную правовую базу, специальные системы, лаборатории и, соответственно, право на проведение аудита безопасности.

С принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», который принят Госдумой в первом чтении, все промышленные потенциально опасные объекты будут обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами.

В настоящее время в МЧС России подготовлена концепция создания системы независимой оценки рисков в Российской Федерации и план по ее реализации.

В 2006 г. МЧС России в целях предупреждения и профилактики пожаров, привлечения внимания общественности к проблеме пожарной безопасности в местах массового пребывания людей в центральных СМИ и на официальном сайте Министерства были опубликованы списки объектов, на которых грубо нарушаются нормы и требования пожарной безопасности и создалась реальная угроза жизни людей. В обществе они быстро получили название «черные списки МЧС».

Публикация первого списка вызвала бурную реакцию среди населения и руководителей пожароопасных объектов, дала толчок такому движению, как борьба населения за пожарную безопасность жилых зданий. Во многих регионах России активно развернулось общественное движение на выявление самого пожаробезопасного дома республики.

В результате проведенной работы на сегодняшний день устранены грубые нарушения пожарной безопасности на 67 объектах, попавших в этот список (58,3% от общего их числа).

В канун нового учебного года инспекторами ГПН были проверены свыше 64 тысяч общеобразовательных учреждений России. По итогам этой проверки в очередной «черный список МЧС» попали 88 школ, работа которых была приостановлена по решению судов.

Уже к концу сентября в 57 школах (64,7% от общего их числа) грубые нарушения норм и требований пожарной безопасности были устранены.

Третий «черный список МЧС» подготовлен недавно и сейчас размещен на официальном Интернет-сайте МЧС России. В него вошли 77 объектов с массовым пребыванием людей, на которых имеется реальная угроза здоровью и жизни людей.

Таким образом, при работе по профилактике и предупреждению пожаров и нарушению норм и требований пожарной безопасности государство использует самые разнообразные формы и методы: от деятельности государственных органов и должностных лиц до привлечения механизмов социального контроля общества.

Примечания

1. В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 № 45-Ф3).

2. Данные МЧС «Обеспечение пожарной безопасности на территории Российской Федерации».

3. В докладе «О результатах и основных направлениях деятельности МЧС период 2007-2009 гг.»

4. Отражено в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской

Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году».

5. Ст. 3 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

6. Ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре».

8. См. ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре», Приказ МЧС РФ от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации».

9. См., например, Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 июля 2006 г. № 213 «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России».

10. См., например, Приказ ФСИН от 4 августа 2005 г. № 697 «Об утверждении положения о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы».

11. Относится к вопросам местного значения поселения - см. Федеральный закон № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

12. Утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03).

13. Утверждены Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)».

14. Утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.