Научная статья на тему 'Тенденции развития малого предпринимательства в России'

Тенденции развития малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1190
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИИ / РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES OF SMALL BUSINESS / INNOVATIONS / ROLE OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеев А. Н.

Основой повышения конкурентоспособности регионов является малое и средние предпринимательство, т. к. оно имеет ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями. Большая склонность к инновациям, ускоренный производственный цикл малого предпринимательства, а также способность заполнять любые «вакантные» ниши экономики региона и страны позволяют повысить эффективность и внести инновации в экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of the small business in Russia

Basis of increase of competitiveness of regions is small and averages business as it has a number of competitive advantages comparing with the large enterprises. Big propensity to innovations, accelerated production cycle of small business and also ability to fill any "vacant" niches of regional and country economy allow raising efficiency and bringing innovations into economy.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малого предпринимательства в России»

УДК 330.191.6+330.012.22

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

© А.Н. Елисеев

Основой повышения конкурентоспособности регионов является малое и средние предпринимательство, т. к. оно имеет ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями. Большая склонность к инновациям, ускоренный производственный цикл малого предпринимательства, а также способность заполнять любые «вакантные» ниши экономики региона и страны позволяют повысить эффективность и внести инновации в экономику.

Ключевые слова: конкурентные преимущества малого предпринимательства; инновации; роль малого предпринимательства.

Социально-экономическое развитие регионов является одним из важнейших приоритетов в России вследствие широкого признания того факта, что решение выдвинутой В.В. Путиным задачи удвоения ВВП к 2010 г. невозможно без повышения конкурентоспособности регионов. Основой повышения конкурентоспособности регионов должно стать малое и среднее предпринимательство, т. к. оно имеет ряд конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями:

1) способность к инновациям;

2) соединение функции собственности и управления;

3) своеобразный социально-экономический климат, складывающийся в коллективе предприятия;

4) огромный потенциал быстрого достижения эффекта насыщения рынка, наличие, по сравнению с крупным производством, преимуществ в скорости оборота капитала;

5) сокращение пути от начала до готового продукта;

6) преимущественная ориентация на местные источники сырья и рынки сбыта;

7) множество организационно-экономических форм предприятия;

8) более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи;

9) создание благоприятных условий для трудоустройства различных категорий населения, в т. ч. инвалидов, и т. д.

Данный подход позволяет согласится с авторами [1] в определениях малого и среднего предпринимательства как специфической формы организации предприниматель-

ской деятельности, имеющей определенные неодинаково очерченные количественные показатели для различных отраслей народного хозяйства, сущность которых находит проявление в целом спектре качественных критериев, которые неадекватно отражаются на конкретных этапах хозяйственной жизни общества.

1. Расширение ассортимента и увеличение производства товаров и услуг без вложения значительных государственных инвестиций.

По данным социологического исследования, в качестве стартового капитала 74 % предпринимателей малого и среднего бизнеса, по их собственному признанию, использовали свои личные сбережения, еще 5,3 % брали финансовые средства взаймы у друзей, знакомых, только у 3,2 % предпринимателей стартовый капитал формировался на основе государственных источников [2].

В настоящее время наблюдается тенденция быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса населения.

Удовлетворение населения в товарах и услугах в значительной мере за счет импорта, как сегодня происходит в российской экономике, - путь бесперспективный и тупиковый. Крупное производство, в основном ориентируясь на серийное производство, не в состоянии нормально обеспечивать динамично прогрессирующий рост индивидуальных потребностей населения, ибо оборачивается высокими издержками производства, неэффективным использованием наличных ресурсов. В результате «в процессе формирования современного рынка образуются своеобразные «вакансии» или ниши, которые крупные предприятия не считают целесообразным заполнять». Эти свободные места на рынке в основном связаны с производством

мелкосерийной продукции или продукции, предназначенной для ограниченного потребления, ее производство не может принести значительной прибыли для крупных предприятий.

По-мнению ученых, современный малый бизнес - это новый тип предпринимательства, существующий под воздействием противоречивых начал: конкуренции, монополизма экономики и государственного регулирования.

Крупные предприятия, имея безусловные преимущества по сравнению с малыми и средними в массовом крупносерийном производстве, значительно проигрывают им в производстве продукции мелкими сериями и, тем более, в единичном производстве. Во взаимодействии с крупными и средними предприятиями малые фирмы создают гибко функционирующий механизм национальной экономики, оперативно реагирующий на изменения в рыночной конъюнктуре, бесперебойно обеспечивающий население всем комплексом необходимых товаров и услуг.

Следующая экономическая функция малых предприятий вытекает из первой.

2. Обслуживание крупных предприятий, изготовление для них комплектующих изделий, отдельных узлов, организация сбыта готовой продукции. В этой связи можно согласиться с Н.А. Лушиной, которая называет малый бизнес своеобразным «промышленным тылом» гигантов индустрии [3].

Но несправедливо определять систему взаимоотношений крупного и мелкого предпринимательства в капиталистической экономике системой отношений подчинения и эксплуатации, которые скрыты под маской равноправия и взаимовыгодности [3]. Думается, что такая оценка взаимодействия крупного и мелкого бизнеса достаточно тенденциозна, необъективна и во многом идеологизирована. Весь ход эволюции хозяйственного развития убедительно показывает противоречивую, но прочную взаимосвязь и взаимозависимость малого и крупного бизнеса. И правы ученые, которые утверждают, что «система увязки и привязки» мелкого производства к крупному стала одной из важнейших особенностей организационной структуры современной временной промышленности.

Функционирование большого количества малых предприятий в национальной эко-

номике заставляет монополии считаться с фактом их существования, под давлением обстоятельств вступать с ними в определенные отраслевые и межотраслевые соглашения. В основе взаимодействия крупных предприятий с мелкими лежат объективные факторы, которые к тому же по мере развития научно-технического прогресса имеют тенденцию усиления.

К таким факторам можно отнести:

а) дальнейшее углубление общественного разделения и специализацию труда, что способствует значительному повышению эффективности производства;

б) формирование под воздействием научно-технической революции новой структуры национального хозяйства, появление принципиально новой техники, быстрое расширение номенклатуры изделий, рост числа компонентов и узлов;

в) экономия и рациональное использование капитала заставляет крупные предприятия освобождаться от нерентабельной мелкосерийной и штучной продукции и передавать заказы на ее производство малым и средним предприятиям. К примеру, объем комплектующих изделий, выпускаемых малыми предприятиями-партнерами в общей стоимости легковых автомобилей немецкой фирмы «Фольксваген» достигает 60 %, у американских корпораций «Форд» и «Дже-нерал моторс» - 50 %, японских «Тойота» и «Ниссан» - более 70 %.

Быстрое развитие хозяйственной жизни заставляет крупные и малые предприятия находиться в постоянном поиске новых форм взаимодействия, модернизации старых систем экономических отношений. Поэтому малые предприятия - не просто компонент, выполняющий вспомогательные функции у крупных предприятий, которые во многом «искусственно» сохраняются благодаря государственной поддержке, а важный элемент повышения эффективности производства всего национального хозяйства.

3. Преодоление монополизма, развитие конкуренции, формирование рыночных отношений в российской экономике является одной из главнейших экономических функций малого предпринимательства. Гигантомания - характерная черта административнокомандной системы. Как справедливо отмечает Д.Г. Левчук: «Эта система породила

правило: чем меньше объектов управления в основном звене, тем проще управлять; чем меньше предприятий, выпускающих однородную продукцию, тем легче планировать и распределять ее из центра» [1].

Монополизм в советской экономике в своей основе был порожден искусственным путем в результате директивных решений. Как следствие, источниками монополизма выступали прежде всего иерархические управленческие структуры, в которых все принимаемые решения построены на принципах административного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим.

После ломки административно-командной системы рухнул только монополизм высшего управленческого звена, но при этом все его функции обрели нового «хозяина» - предприятие.

В конечном итоге страдает опять потребитель, ибо при отсутствии сдерживающих административных начал мощь монополизма на уровне предприятия получилась в усиленном варианте.

Отрицательными последствиями монополизма являются: высокие издержки производства, а значит и искажение в ценообразовании, диктат производителя над потребителем, безразличие к его интересам, отсутствие стимулов к внедрению научно-технических достижений, прогрессивных технологических процессов, низкая производительность труда и бесхозяйственность. При таком уровне монополизации, когда он проник во все поры экономической жизни России, сложно говорить о постановке производства на уровень мирового развития. Всемерное развитие малого бизнеса является наиболее эффективным средством для преодоления хотя бы в малой степени монополизма в российской экономике и становления подлинной конкуренции, т. к. он не требует огромных инвестиций и при определенной государственной поддержке может получить динамичное развитие в короткие сроки. В этом плане прав Р.И. Хасбулатов, утверждая, что для перехода России к рынку, формирования новой экономической среды необходимо создать критическую массу малых предприятий. По его мнению, это хотя бы 2-3 млн мелких фирм, различных по организационно-экономическим формам [1]. Конкуренция российской экономике необходима не просто как

факт, атрибут рыночной экономики, способствующий эффективному ведению хозяйства, но и в связи с тем, что именно она формирует «развитый коммерческий дух», обеспечивает «процесс приобретения и передачи знаний», «процедуру открытия», в которой мы не нуждались бы, если бы результаты конкуренции были предсказуемы.

Вывод достаточно прост и ясен: нет рыночной экономики без конкуренции, конкуренция возможна лишь при значительном секторе малого предпринимательства.

4. Многие исследователи выделяют как важнейшую экономическую функцию малого бизнеса вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения.

Проблема соотношения пропорций между сбережениями и экономическим ростом в национальном хозяйстве уже длительное время занимает умы многих поколений экономистов. Еще А. Смит в своем бессмертном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что если «большая часть дохода идет не на привлечение новых рабочих мест, а на праздную сделку - экономика не имеет стимулов к росту. От бережливости капиталы возрастают, а от мотовства, расточительности и неблагоразумия уменьшаются...» [4].

Дж.М. Кейнс, безусловно, один из выдающихся ученых-экономистов XX столетия, рассматривая вопрос регулирования совокупного спроса, указал, что важнейшим компонентом увеличения совокупных расходов являются сбережения.

На современном этапе развития экономической ситуации в России нередко можно слышать от лиц, облеченных властью, что наметившийся рост сбережений населения свидетельствует о начале стабилизации в хозяйственном комплексе страны. Безусловно, логика в таком выводе присутствует.

Но вывод концептуального плана сводится к тому, что если сбережения трансформируются в инвестицию и как результат появляется дополнительный капитал, рабочие места, увеличивается потребление, значит зримо проявляется тенденция повышения эффективности производства. В случае же, когда сбережения населения используются для спекулятивных «игр» с ценными бумагами через «мнимые» инвестиционные фонды - экономика находится в дегради-

рующем состоянии, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой связи сегодня крайне важно с государственной точки зрения всеми способами содействовать рациональному использованию тех крохотных сбережений, которые имеет население. По нашему мнению, малый бизнес может использовать финансовые и материальные ресурсы населения двояким способом. С одной стороны, сбережения граждан способствуют вовлечению в малое предпринимательство новых лиц, которые имеют желание и склонности заняться бизнесом. В этой связи национальное хозяйство получает значительную выгоду, ибо новые предприниматели способствуют насыщению рынка товарами и услугами, являются источником поступления налогов в бюджеты различного уровня, избавляют государство от проблемы трудоустройства этих индивидов. С другой стороны, сбережения граждан могут эффективно и целенаправленно использоваться функционирующими малыми предприятиями для удовлетворения крайне важных потребностей, которые имеют коллективный характер: телефонизация микрорайона, села, газификация улицы, поселка, строительство системы водоснабжения, дорог с твердым покрытием и т. п. Деятельность малого бизнеса по использованию сбережений в данной плоскости в настоящее время находится в зачаточном состоянии, но, по нашему глубокому убеждению, имеет хорошие перспективы, особенно в сельской местности, где состояние социальной сферы находится в крайне удручающем состоянии.

5. Одной из центральных функций малого предпринимательства в конце XX столетия стала разработка и внедрение инноваций в производство. Инновационные малые предприятия находятся на гребне научнотехнической революции, именно они нередко совершают величайшие открытия в области микроэлектроники, биотехнологии, приборостроении и т. п.

Это направление деятельности в современной России в системе малого бизнеса практически отсутствует. Но данная сфера экономики представляет собой актуальнейшее значение для развития производства в национальной экономике. По меткому замечанию Адама Смита, благоденствие народов зависит от двух факторов - искусства про-

ворства и благоразумия в труде, пропорции между числом занятых полезным трудом и не занимающихся им, при этом он подчеркивал, что первые факторы имеют наиважнейшее значение. Таким образом, великий ученый определял, что уровень развития производительности труда определяет благосостояние нации. Но, как справедливо писал К. Маркс: «Наличная производительность

труда, из которой капитал исходит как из своей основы, есть не дар природы, а дар истории, охватывающий тысячи веков», т. е. производительность труда не может быть перенесена откуда-то извне, она является результатом некой целостности компонентов, которые должны присутствовать в хозяйственной деятельности общества.

Современный этап, к сожалению, характеризуется отсутствием должного внимания к вопросу эффективности труда. Ошибочно считается, что для стабилизации экономики эта проблема не очень важна. Вместе с тем ситуация здесь складывается крайне сложная

и, наконец, необходимо уяснить, что без роста эффективности производства невозможна структурная перестройка экономики. Неконструктивны по своей сущности призывы к социальной защите человека, нет перспектив создания новых рабочих мест и в целом экономического роста к социально ориентированной экономике.

В сложившейся экономической ситуации, которая существует в России, имеются существенные объективные факторы для развития малых и средних предприятий инновационного характера. К ним можно отнести наличие хорошего потенциала научнотехнических кадров, общий уровень развития научной мысли в России, успехи высшего класса в отдельных сферах, традиции школ российских ученых, присутствие потенциала у молодежи к образованию, научноисследовательской работе.

В мировой практике уже сложилась целая система мер для стимулирования малых предприятий инновационного характера, это: консолидация инновационных проектов, придание приоритета разработкам отдельных отраслей и концентрации на них финансовых, организационных и иных усилий, правовое, законодательное обеспечение этого вида бизнеса, внедрение системы льготного кредитования и налогообложения. Необхо-

димо, чтобы на государственном уровне сформировалось понимание, что «опытные производства мелких новаторских предприятий есть своеобразные элементарные частицы», с помощью которых можно быстро строить и перестаивать производственный организм экономики.

Малое и среднее предпринимательство выполняет в обществе важнейшие функции социально-политического характера. Особенно наглядно оно просматривается, поднимая роль и значимость малого и среднего предпринимательства в «переломные», кризисные периоды развития национальной экономики.

Экономическая роль малого бизнеса возрастает в связи с тем, что в последние годы экономика развитых стран переходит от т. н. индустриальной к сервисной экономике, в которой главным фактором, определяющим успех, является способность удовлетворять запросам потребителей. Стратегия ориентации на потребителя означает, что последний находится в центре внимания предприятия, которое стремится как можно лучше понять тенденции развития предпочтений клиентов. Дальнейшее развитие данного сектора экономики призвано решить ряд социальноэкономических проблем, связанных с:

- созданием условий для обеспечения политической стабильности в обществе;

- формированием рациональной структуры экономики;

- образованием среднего класса;

- смягчением безработицы;

- ростом доходной части бюджетов всех уровней и др.

Малое предпринимательство является социальной основой существующей политической и экономической системы, устойчивость рыночной системы хозяйствования предопределяется наличием громадной массы мелких собственников. Этот вывод объясняется тем, что, с одной стороны, малое предпринимательство осуществляет постоянную подпитку крупного и среднего бизнеса, как бы обновляя его «кровь», не дает возможности остановиться на достигнутом, тем самым является революционизирующим началом.

Мелкое и среднее предпринимательство продолжает оставаться главным хранителем и распространителем предпринимательского

духа в общественной системе, а в современной России, на стадии переходного состояния, источником его формирования.

Малое и среднее предпринимательство в современной России отягощено спектром негативных тенденций, имеющих немалый «стаж», и дополняются новыми, которые появились в самые последние годы, это:

1) бегство мелкого капитала из производства в сферу преимущественно посреднических операций;

2) исключительная недолговечность большинства мелких и средних предприятий, обусловленная не только конкуренцией, нестабильностью экономической ситуации, но отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в экономику России;

3) вытеснение большинства предприятий на периферию научно-технического прогресса, отражающее их неспособность переломить, за счет прорыва на экспортные рынки, негативные последствия примитивизации внутреннего спроса;

4) отсутствие стабильных структур, осуществляющих функции поддержки предпринимательства и др.

Сложившийся характер развития малого и среднего предпринимательства в России обусловлен воздействием комплекса субъективных и объективных факторов, экономического и неэкономического содержания. Анализ данных факторов в последнее время получил широкое отражение в научной литературе. В контексте проблем малых и средних предприятий России большинство авторов, как правило, достаточно глубоко и всесторонне показывают, что такие факторы, как неэффективная налоговая система, несовершенное законодательство, многочисленные административные барьеры, фактическое отсутствие финансовой поддержки, слабость материально-технической базы многих предприятий, высокая криминализация общества и т. д., вызывают нестабильность в работе малых и средних предприятий, оказывая регрессирующие воздействие. Вместе с тем, как правило, исследование указанных факторов осуществляется вне контекста существующей сегодня в России социально-экономической системы.

Проблемы малого и среднего бизнеса, факторы, определяющие тенденции развития данного сектора экономики, в своей основе

обусловлены сложившейся системой экономических отношений в современной экономике России.

Создание достаточного для оптимального развития количества малых и средних предприятий как основы социально-экономического развития возможно методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях.

1. Юрьев В.М., Грошев И.В., Мамонтов В.Д., Смагина В.В. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография. Тамбов, 2002. С. 355.

2. ЦЯЪ: http://www.gks.ru.

3. Лушина Н.Л. Мелкое производство и социализм. М., 1988.

4. Ишутин Р.В., Светуньков С.Г. Основы теории предпринимательства. М., 2005.

Поступила в редакцию 30.07.2009 г.

Yeliseyev A.N. Tendencies of development of the small business in Russia. Basis of increase of competitiveness of regions is small and averages business as it has a number of competitive advantages comparing with the large enterprises. Big propensity to innovations, accelerated production cycle of small business and also ability to fill any “vacant” niches of regional and country economy allow raising efficiency and bringing innovations into economy.

Key words: competitive advantages of small business; innovations; role of small business.

УДК 35+3S0.13

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

© А.Г. Анащенко

В статье рассмотрены исторические аспекты развития банковской системы. Дана оценка развития банковской системы в переходный период и предложены основные направления развития на современном этапе хозяйствования.

Ключевые слова: банковская система; развитие банковской системы; становление банковской системы.

Современное развитие банковской системы предполагает не только количественное, но и качественное изменение всех структур экономической системы, в т. ч. и банковской, являющейся одним из ее элементов. Это обстоятельство вытекает из роли банковской системы, ее участия в создании экономики нового типа. Рассматривая процесс экономических преобразований, следует отметить, что в 1990-е гг. он начался с реформирования именно банковского сектора. Более того, становление полноценной банковской системы является обязательным условием для осуществления экономической реформы. Следовательно, повышенное внимание к банковской системе, ее развитию и процессу функционирования носит в определенной степени закономерный характер.

Однако в настоящее время банковская система недостаточно эффективно использует имеющийся у нее потенциал для преодоления кризиса российской экономики. В значительной мере это обусловливается не зави-

сящими от нее причинами. Банковская система переживает нелегкий период, связанный с продолжающимся падением материального производства, расстройством финансов, неплатежами, инфляцией. Имеются проблемы и внутри самой банковской системы, в деятельности Центрального и коммерческих банков. В данном аспекте особое значение имеет исторический аспект становления банковской системы, который послужит базой для современных преобразований.

Вопросы становления, развития и функционирования банковской системы рассматривались в монографиях, книгах, научных статьях как зарубежных, так и отечественных экономистов. Среди зарубежных экономистов можно выделить таких, как Э. Гилл, Р. Гильфердинг, Э. Долан, Э.Л. Соттер, К. Кэмпбелл, Э. Рид, П. Роуз, Р. Смит и др.

Исторические аспекты деятельности кредитных учреждений, проблемы зарождения и формирования в России банковской системы и ее отдельных элементов рассмат-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.