Научная статья на тему 'Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран'

Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3084
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / DEVELOPED COUNTRIES / GOVERNMENTAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесценный Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена уровню развития малого и среднего предпринимательства в таких странах, как США, Япония, Китай, странах Евросоюза. В статье рассматривается роль малого бизнеса в экономике данных стран, о способах поддержки государством сектора малого бизнеса. Уделено внимание и взаимодействию малого бизнеса с крупными корпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced economies: small and medium businesses

This article is devoted to small and medium businesses development and their economic impact in the USA, Japan, China, and the EU countries. The paper presents the ideas of providing governmental support for small business on the one hand, and cooperating between small business and large corporations on the other hand.

Текст научной работы на тему «Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 56-58. © Д.С. Бесценный, 2009

УДК 334.012.64

РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКАХ РАЗВИТЫХ СТРАН

ADVANCED ECONOMIES: SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Д.С. Бесценный D.S. Bestsennyi

ООО Аудиторская фирма «Правовая инициатива»

Статья посвящена уровню развития малого и среднего предпринимательства в таких странах, как США, Япония, Китай, странах Евросоюза. В статье рассматривается роль малого бизнеса в экономике данных стран, о способах поддержки государством сектора малого бизнеса. Уделено внимание и взаимодействию малого бизнеса с крупными корпорациями.

This article is devoted to small and medium businesses development and their economic impact in the USA, Japan, China, and the EU countries. The paper presents the ideas of providing governmental support for small business on the one hand, and cooperating between small business and large corporations on the other hand.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, развитые страны, государственная поддержка.

Key words: small and medium businesses, developed countries, governmental support.

Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства (МСП) свидетельствует о том, что рыночная экономика начинается там, где критическая масса предпринимательских структур составляет примерно одно действующее предприятие малого бизнеса на 30-50 жителей данной территории.

Как отметил председатель правления Российского банка развития С. Крюков, история мировой экономики убедительно показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями.

Вместе с тем, по мнению С. Крюкова, мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно [1].

Так, Конгресс США, более 50 лет назад, принятием первого федерального закона о поддержке малого бизнеса (The Small Business Act) законодательно определил абсолютный приоритет государственных интересов в поддержке и защите малого предпринимательства.

Малый бизнес в США получает поддержку по четырем федеральным программам, которые заработали в конце 1940-х гг. Суть этих программ: доступ к капиталу, образование, по-

мощь в получении госзаказов, защита в судах и на уровне законотворчества. За соблюдением программ следит Конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад «о малом бизнесе».

Поскольку у малого бизнеса, как правило, нет своих юристов, администрация малого бизнеса - коллективный юрист и лоббист. Из новшеств в законодательстве вычленяются те, что вредят предпринимательству, и с помощью Конгресса блокируются.

23 % государственных заказов непременно должны доставаться малым предприятиям. Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире. За соблюдением этой пропорции следит Конгресс. Если заказ крупный и малые предприятия не в силах его выполнить, Конгресс дробит его на субподряды.

Таким образом, в США субъекты МСП, производящие около 50 % ВВП, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д. И наконец, малые предприятия США экспортируют товаров и услуг

на 300 млрд долларов в год, что составляет 20 % в промышленном экспорте США.

Китайское правительство считает МСП важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.

В 2007 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75 % занятого городского населения. Это составило 99,6 % от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60 % ВВП и 74,7 % добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99 % предприятий и только

0,6 % относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

По словам представителя федерации Сунь Яньху, средние и малые предприятия, большинство из которых частные предприятия и индивидуальные промышленно-торговые хозяйства, стали важной силой, стимулирующей поступательное, быстрое и здоровое развитие китайской экономики. Подобная ситуация сложилась благодаря тому, что в Китае никогда не преобладали крупные предприятия, что оставило большинство экономических ниш незанятыми крупным бизнесом.

Малые и средние предприятия - основа социально-экономической модели Евросоюза. По данным 2008 г. в Евросоюзе насчитывается 23 миллиона мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70 % занятости в частном секторе, дают 57 % общего оборота и 53 % добавленной стоимости. МСП стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры Евросоюза, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри него во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса.

Распределение предприятий в странах Евросоюза очень неравномерное: 1 % предприятий (средние и крупные) насчитывают более 50 % всех занятых и обеспечивают около 55 % суммарного оборота. Малые предприятия благодаря своей огромной численности также обеспечивают около 50 % общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.

Европейская Комиссия всё больше подталкивает национальные правительства к поддержке МСП. Возможности государства в деле содействия развитию и поддержки предпринимательства весьма разнообразны. Это и качественная система образования, и оптимальная налоговая система, соответствующая нормативная база, минимальные ограничения на предпринимательскую деятельность, прямые субсидии, государственные гарантии и т. д.

Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть - малые и средние предприятия. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности. Функционируют 6,5 млн небольших предприятий (90 % от общего их числа), на которых занято около 40 млн человек (более 80 % общей численности работающих).

Показательным является также участие МСП в экспорте продукции, по оценке экспертов. Доля малых и средних фирм в промышленном экспорте Японии составляет 25 %, если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60 %.

Среди экономически развитых стран Япония занимает лидирующее место как по уровню развития МСП, так и по степени взаимодействия МСП с крупными предприятиями. Правительство Японии постоянно оказывает законодательную, организационную, техническую и финансовую поддержку сектору МСП. Стремительное и устойчивое развитие Японской экономики во многом базируется на тесной связи предприятий большого и малого бизнеса. Мощные компании, обладая большими ресурсами для обеспечения прямых контрактов с крупными заказчиками, строят свои субподрядные отношения с МСП на правовой основе. Глубина взаимодействия между различными отраслями и степень увязки мелких фирм -поставщиков и субподрядчиков с долгосрочной политикой крупных компаний во многом

определяется гибкостью и предприимчивостью сектора МСП.

В заключение необходимо отметить, что успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводит принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимно дополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

1. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2008.- № 2.- С. 153-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.