Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в структуре экономики'

Малое предпринимательство в структуре экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФУНКЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL FACTORS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / FUNCTIONS OF SMALL BUSINESS / SOCIAL AND CULTURAL ROLE OF SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федонина Е. В.

Для экономики в целом развитие малого предпринимательства является важным фактором повышения её гибкости. Уровень развития малых хозяйствующих субъектов определяет критерии меняющейся экономической обстановки. Малое предпринимательство -неотъемлемый атрибут современной модели рыночного хозяйства, в нашей стране сегодня оно набирает темпы роста, решая экономические, научно-технические и социальные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESSES IN THE ECONOMIC STRUCTURE

For the economy as a whole the small business development is an important factor in increasing its flexibility. The level of development of small businesses determine the criteria changing economic environment. Small businesses an essential attribute of the modern model of a market economy in our country today, it is gathering pace of growth, addressing the economic, scientific, technical and social problems.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в структуре экономики»

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ

Федонина Е.В., соискатель Международной академии оценки и консалтинга

Для экономики в целом развитие малого предпринимательства является важным фактором повышения её гибкости. Уровень развития малых хозяйствующих субъектов определяет критерии меняющейся экономической обстановки. Малое предпринимательство -неотъемлемый атрибут современной модели рыночного хозяйства, в нашей стране сегодня оно набирает темпы роста, решая экономические, научно-технические и социальные проблемы.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, организационно-управленческие факторы развития малого предпринимательства; функции малого предпринимательства; социально-культурная роль малых предприятий.

SMALL BUSINESSES IN THE ECONOMIC STRUCTURE

Fedonina E., The applicant, International Academy Appraisal and Consulting

For the economy as a whole the small business development is an important factor in increasing its flexibility. The level of development of small businesses determine the criteria changing economic environment. Small businesses - an essential attribute of the modern model of a market economy in our country today, it is gathering pace of growth, addressing the economic, scientific, technical and social problems.

Keywords: entrepreneurship, small business, organizational and managerial factors of small business development and the functions of small business, social and cultural role of small enterprises.

Для экономики в целом развитие малого предпринимательства является важным фактором повышения её гибкости. Уровень развития малых хозяйствующих субъектов определяет критерии меняющейся экономической обстановки. Малое предпринимательство - неотъемлемый атрибут современной модели рыночного хозяйства, в нашей стране сегодня оно набирает темпы роста, решая экономические, научно-технические и социальные проблемы.

Включение малого предпринимательства в сферу современного отечественного экономического анализа берёт своё начало в 1978 г. За период с 1978 по 1992 гг., когда экономическая трансформация сопровождалась особенно быстрым ростом числа малых хозяйствующих субъектов, их было создано более 800 тысяч. В настоящее время в стране зарегистрировано около полутора миллионов малых предприятий; их ежегодный прирост составил только за три года (2005- 2007 гг.) с 979,3 до 1137, 4 тыс., или 16,6%. Так, наиболее высокими темпами росло их число в строительстве - со 109,3 тыс. до 130,7, или на 20%; в оптовой и розничной торговле с 448, 8 тыс. до 510,6 тыс., или на 14%; в операциях с недвижимостью - со 151,9 тыс. до 181, 3 тыс., или на 20%; в финансовой деятельности- с 12,5 тыс. до 16, 1 тыс., или на 29%.; в сфере услуг - с 19,9 тыс. до 29, 7 тыс., или на 48% 1.

Как показывает статистика, отраслевое распределение общей численности малых предприятий в первом полугодии 2010 года практически не изменилось по сравнению с прошлым годом и характеризуется преобладанием числа организаций сферы оптовой и розничной торговли - 29,8 % от общего числа малых предприятий над производственным сектором малого бизнеса. Таких предприятий практически в 2 раза меньше - 16,1 %.

Второй (после торговли) по численности малых хозяйствующих субъектов вид деятельности - это операции с недвижимым имуществом.

Значительное число малых предприятий занято в сфере строительства (14,1 %).

В сферу сельского хозяйства вовлечено 6,1 % от общего числа малых компаний; 5,7 % всех малых предприятий ведут деятельность в сфере транспорта и связи; 3,9 % малых предприятий работают в сферах гостиничного и ресторанного бизнеса.

Доля малых предприятий сферы здравоохранения и социальных услуг, а также предприятий, осуществляющих научные исследования в общей численности предприятий малого бизнеса составляет 1,2 и 1,6 %. Как мы видим, по сравнению с первым полугодием 2009 года динамика численности малых предприятий в указанных отраслях не претерпела существенных изменений.

Малые хозяйствующие субъекты, в силу своих особенностей играют важную роль в создании валового внутреннего продукта. Согласно статистике, малые хозяйствующие субъекты обеспечивают не менее 15% роста ВВП, а число занятых в малом бизнесе составляет около десяти миллионов человек.

Практика свидетельствует, что малое предпринимательство

способно активизировать структурную перестройку экономики, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса, оказывает существенное влияние на решение социальных проблем, обеспечивает социальную и политическую стабильность; малые предприятия расширяют поле конкуренции, быстрее адаптируются к меняющимся рыночным потребностям, вносят значительный вклад в региональное развитие, увеличение численности занятых работников.

В настоящее время, когда продолжается процесс становления новой системы экономических отношений, в России провозглашён курс на модернизацию и переход на инновационный путь развития. Наиболее адекватно решение инновационных задач может осуществить малое предпринимательство, которое может играть позитивную роль в развитии экономики, если его развитие и поддержка связываются с инновациями.

Малые хозяйствующие субъекты функционируют во всех без исключения отраслях экономики. Ускорилась концентрация малых фирм, оказывающих деловые и профессиональные услуги (охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание, консультирование, финансовые услуги и риэлтерские услуги и т.д.). В частности, предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, составляют около 45% от их общего количества; 16% проводят операции с недвижимостью и в сфере услуг; 11,5 % функционируют в сфере строительства, а 11, 3 % - в обрабатывающем производстве. Согласно ныне принятой методике, статистическая информационная база, характеризующая участие малых хозяйствующих субъектов в науке, культуре, а также развлекательных услугах (театры, спорт, клубы, дискотеки и т.д.) не выделяется.

Между тем, статистика показывает, что последние годы отмечены ростом малого инновационного бизнеса, связанного с развитием рискового капитала и специализирующегося на вложении средств в освоение новых видов продукции или создание новых технологий. Малые предприятия в силу своей специфики более восприимчивы к новым идеям - именно малыми предприятиями делаются открытия и осуществляются значительные разработки. Основной причиной этого можно назвать низкие издержки и отсутствие посреднических затрат, которые свойственны более крупным фирмам. В этом смысле интерес представляет то, что зачастую предприниматель, желая продвинуть собственную разработку, создает малое предприятие для его продвижения на рынке.

Именно с целью реализации новых идей создается большинство малых предприятий на Западе, где на одного работника приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия. Темпы освоения новых видов изданий или услуг у малых предприятий на 30% выше, а эффективность (при гораздо меньших затратах) выше в 8 раз.

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

1 Горфинкель В.Я. (ред.). Организация предпринимательской деятельности. М., 2010. С.45-46.

На деятельность малых предприятий оказывает влияние и сложившаяся отраслевая структура хозяйства, включая меру развитости таких сфер региональных народнохозяйственных комплексов, как образование и наука, а также юридическое обслуживание.

Между тем, предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим и политическим проблемам.

Сегодня не малый, а крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определенных условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Со своей стороны, средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической, конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом и нуждается в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений.

Самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и напрямую связанных с массовым потребителем товаров и услуг, образует сектор малых хозяйствующих субъектов. Они представляют самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

В экономике нашей страны роль малого предпринимательства в большинстве своем, определяется вкладом малых предприятий в формирование бюджетов всех уровней; стабилизацией на рынке труда; накоплением трудовых навыков; вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции.

Сектор малого предпринимательства ограничивает, прежде всего, монополизм крупных производителей и способствует развитию конкурентных форм. При этом, в формирование конкурентной среды существенный вклад вносит именно малый бизнес, что для отечественной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он в виду многочисленности составляющих его элементов и их высокой динамики в гораздо меньшей степени поддаётся монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьёзного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.

Можно обоснованно утверждать, что основой мелкотоварного производства было и остается малое предпринимательство. В силу своих определенных качественных характеристик (низкая бюдже-тоемкость, быстрая окупаемость, быстрая реакция на изменения конъюнктуры и т.д.), этот сектор является наиболее привлекательным для предпринимателей с относительно небольшим размером начального капитала. Такой контингент предпринимателей составляет большинство экономически активного населения, образуя в своей совокупности значимый фактор формирования конкурентной среды.

Конкурентный механизм принуждения к эффективному хозяйствованию представляет собой фундаментальную основу рыночной экономики. Таким образом, если нет малого предпринимательства, то ограничивается конкуренция, а значит, и сужаются рыночные отношения.

Между тем, в современных экономических условиях одним из факторов увеличения численности малых предприятий и формирования конкурентной среды является разгосударствление и приватизация.

Малые предприятия, проявляя гибкость, лучше приспосабли-

ваются к меняющимся условиям. Это можно объяснить несложной организацией производственного процесса, который можно оперативно перестроить (радикально или менее существенно) в случае изменения конъюнктуры рынка. Также важно, что изменение ассортимента выпускаемой продукции или технологии её изготовления осуществляется с гораздо меньшими затратами, чем аналогичные процессы на крупных предприятиях.

Гибкость и маневренность малого предпринимательства реализуется не только через материальный, но и временной фактор. В малых формах хозяйствования при необходимости можно реорганизовать производство значительно быстрее, чем на крупных предприятиях.

Отмеченные качества позволяют малому бизнесу работать в новых развивающихся отраслях экономики. При этом существующий предпринимательский риск в случае просчетов не представляет опасности для национальной экономики, в то время как неудачи крупных предприятий при внедрении инноваций приводят к нарушению хозяйственных связей, подрыву экономической основы государства и негативно могут отразиться на развитии смежных отраслей.

В современных условиях гибкость приобретает особую значимость благодаря быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастанию номенклатуры производимых товаров и услуг. Небольшие размеры предприятий позволяют им быстрее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, дешевле внедрять и апробировать новые технологии, осуществлять полную или частичную амортизацию производства, изменять свою специализацию и ассортимент.

Не менее значимы организационно-управленческие факторы малого предпринимательства. Принципы управления в малых формах хозяйствования существенно отличаются от организации системы менеджмента на крупных предприятиях. Обусловлено это рядом моментов: во-первых, небольшой размер предприятия предполагает относительную простоту управления, где зачастую, в качестве руководителя и управляющего выступает сам предприниматель (владелец предприятия); во-вторых, в малом бизнесе, как правило, отсутствует необходимость в создании сложной системы планирования, контроля, что резко уменьшает значимость факторов, вызывающих бюрократизацию управления.

Как показывает анализ, быстрый рост удельных расходов энергоресурсов на единицу продукции инвестиционного и потребительского назначения, повышение себестоимости и вынужденный сдвиг в структуре производственных издержек в сторону увеличения энергетической составляющей, а также, интенсивное подорожание энергоресурсов, в совокупности оказывают сильное влияние на рост цен производимой продукции. Это создает объективную потребность в совершенствовании системы управления и в малом предпринимательстве, прежде всего с целью выявления возможностей использования всех средств увеличения объемов производства и повышения его экономической эффективности.

Для выбора рыночных возможностей, выявления природы стоящих проблем и нахождения их эффективного решения, критического анализа и оценки внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, механизм управления должен иметь определенный уровень информационного обеспечения.

В качестве ключевых факторов малым предприятиям необходимо рассматривать в настоящий период обеспечение следующих требований: конкурентоспособность продукции, малая энергоемкость производства, высокая рентабельность, своевременность предложения для рынка, большая гибкость производства, быстрая его трансформация, целевое использование средств, сокращение ресурсоемкости своей продукции.

Одной из наиболее значимых функций малого предпринимательства является удовлетворение общественных (производственных, личных) потребностей того или иного региона, страны в целом.

Малый бизнес может рассчитывать на успех в случае, если созданный им продукт найдет своего покупателя, удовлетворит определенные потребности, поэтому, для эффективного роста малые субъекты хозяйствования распознают потребности и желания своих потребителей и действуют с целью их удовлетворения. Основу успешного предпринимательства составляют лишь такие виды деятельности, посредством которых создается определенная стоимость, за которую группа потребителей готова заплатить соответствующую цену. Изучение потребностей необходимо, прежде все-

го, для понимания того, что именно в обществе на данный момент имеет стоимость, а точнее, какие общественные потребности могут создавать сегодня отношения стоимости.

Таким образом, малые хозяйствующие субъекты в силу своей приспосабливаемости к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, гибкости и мобильности создают основу региональной экономики, участвуют в ускорении реализации новых технических и коммерческих идей, решении проблем занятости. Они создают конкурентную среду, формируют негосударственный сектор экономики, насыщают потребительский рынок и стимулируют совокупный спрос, способствуют структурным сдвигам и предупреждению безработицы. Эти и другие свойства малого предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Литература:

1. Андриенко Е.П. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков. М., 2009.

2. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития. Тамбов, 2010.

3. Глебова И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства. Казань, 2009.

4. Мишурова И.В. Управление организационным развитием предпринимательских структур. Ростов-на-Дону, 2010.

5. Рубе В. А. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. М., 2009.

6. Шамхалов Ф.И. Философия бизнеса. М., 2010.

7. Юшина О.М. Малое предпринимательство в мире и в России. Брянск, 2010.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Рогов Д.В., соискатель Московского государственного индустриального университета

В статье рассматриваются аспекты привлечения инвестиций в экономику России, рассматривается ключевая задача новой инвестиционной политики.

Ключевые слова: инвестиционная политика, реальные инвестиции, инвестиционные фонды, инвестиционный рынок, инвестиционная сфера, фондовый рынок.

SOME ASPECTS OF THE INVESTMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY

Rogov D., The applicant, Moscow State Industrial University The article deals with aspects of attracting investment in Russia, is considered a key task of the new investment policy. Keywords: investment policy, real investment, investment funds, investment market, investment sector, the stock market.

Особое значение для экономики имеют реальные инвестиции, которые связаны, в большинстве своем, с долгосрочными вложениями в производство, приобретением реальных активов. Прямые инвестиции осуществляются с целью получения прибыли путем выпуска и реализации реального продукта, в то время как портфельные (финансовые) инвестиции предполагают получение прибыли в основном за счет приобретения ценных бумаг, формирования и управления портфелем активов и их покупки и продажи на фондовом рынке. Здесь, однако, следует отметить, что если портфельные инвестиции представляют собой вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства с целью извлечения дохода от результатов их деятельности, то они мало чем отличаются от прямых инвестиций.

Инвестиционные фонды в Российской Федерации развиты недостаточно. В большинстве своем они начали формироваться в последние годы, и, хотя эти фонды, как правило, не связаны жесткими обязательствами вкладывать средства пайщиков в регламентированные сферы, они, вследствие своей «экономической слабости» еще могут оказать существенную финансовую поддержку промышленным отраслям.1

Одна из главных задач экономики страны заключается в достижении стабильного экономического роста, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности и выработки нового ее механизма, отвечающего требованиям преодоления кризиса и оздоровления экономки.

Основные черты принятой в начале 90- х гг. к осуществлению модели реформирования инвестиционной сферы заключались в отказе от государственного регулирования инвестиционного комплекса, переводе процесса формирования капитальных вложений на рыночное регулирование, что, как тогда считалось, должно было содействовать через цены, соотношение спроса и предложения, ставку банковского процента и условия кредитования и т.п. экономические механизмы активизации инвестиционной деятельности, привлечению для финансирования иностранного капитала.

Фактическое состояние инвестиционной сферы заключалось в том, что в условиях трансформации экономики России возникла объективная необходимость формирования принципиально нового

механизма финансирования инвестиционной деятельности, что было обусловлено, во-первых, изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функций в сфере инвестиционной деятельности; во-вторых, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме; в-третьих, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестиций.

Рыночный механизм в инвестиционной сфере должен был сократить завышенный спрос на капитальные вложения со стороны государственных предприятий и органов, управляющих ими. Такой спрос, как известно, определялся бесплатностью преобладающей части капитальных вложений, их бюджетным финансированием.

В результате рыночной трансформации, инвестиционный спрос предприятий был не только ограничен, но и сведен к недопустимо низкому уровню, не обеспечивающему нормальное функционирование экономики.

Хотя прибыль предприятий номинально увеличивалась, ее рост отставал от уровня инфляции, что свидетельствует о сокращении прибыли в реальном выражении. Динамика прибыли в условиях инфляции утратила прямую связь с объемом выпуска продукции, качественными показателями деятельности предприятий, доля прибыли в ВВП сократилась на 30- 45%.

С инвестиционного рынка были экономически вытеснены убыточные предприятия, доля которых превысила треть их общего числа.

Инвестиционный спрос рентабельных предприятий, кроме недостаточных размеров прибыли и высокого уровня налогообложения, ограничивался ростом задолженности и неплатежей. В начале 90-х гг. общие их размеры по отношению к ВВП составляли от 20% до 50%. Сократилась возможность использовать банковские кредиты, что, с одной стороны, было обусловлено общим уменьшение кредитных ресурсов, а с другой - резким удорожанием кредитов, когда уровень процента, особенно по краткосрочным кредитам превышал 250% годовых.

К началу 2000 гг. тенденция к сокращению реальных объемов валового накопления сохранилась. Так, объем инвестиций в основной капитал составлял тогда 20 % от уровня 1998 года.

1 Друбецкий Я.Н., Цуглевич В.Н. Инвестиционные ресурсы промышленных предприятий. М., 2005. С.25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.