Научная статья на тему 'Формирование предпринимательства в Саратовском регионе'

Формирование предпринимательства в Саратовском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
малое предпринимательство / факторы развития предпринимательства / государственная поддержка предпринимательства / необходимость развития малого и среднего предпринимательства в Саратовском регионе / small business / factors of development of business / state support of business / need of development of small and medium business in the Saratov region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оберт Татьяна Борисовна

В статье анализируется развитие малого и среднего предпринимательства как фундамента современных конкурентных отношений, в том числе на примере Саратовского региона. Перечисляются факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства и трудности в его функционировании. Характеризуются наиболее развитые отрасли, в которых преобладает малое предпринимательство в Саратовском регионе. Обосновывается необходимость увеличения государственного участия в развитии малого и среднего предпринимательства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENTREPRENEURSHIP IN SARATOV REGION

the article analyzes the development of small and medium-sized businesses as the Foundation of modern competitive relations, including the example of the Saratov region. The factors influencing the development of small business and difficulties in its functioning are listed. Characterized by the most developed industries, which is dominated by small businesses in the Saratov region. The necessity of increasing state participation in the development of small and medium-sized enterprises of the country.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательства в Саратовском регионе»

что дальнейшая монополизация и развитие такой формы монополизации как картелизация современной российской экономики, может привести к сокращению развития всего предпринимательства в различных формах и отраслях российской экономики.

В России монополизм представляет собой серьезную проблему современной экономики, так как предприятия-монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов [2, 434]. Следовательно, без проведения особой экономической политики по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства и развития антимонопольного регулирования в России ситуация не изменится и монополизация не будет преодолена.

Список литературы:

1.Доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2016 год [Электронный ресурс].- Сайт Федеральной антимонопольной службы РФ. Режим доступа http://www.fas.ru (дата обращения 02.09.2017).

2.Оберт Т.Б. Формирование конкурентной среды в современной российской экономике // Известия Саратовского университета Новая серия Серия: Экономика. Управление. Право. 2017.Т.17. № 4. С.434-438.

УДК 330.3

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11633 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САРАТОВСКОМ РЕГИОНЕ

Оберт Татьяна Борисовна

старший преподаватель кафедры экономической теории и национальной экономики ФГБОУ ВО СГУ им Н.Г. Чернышевского, Россия, г. Саратов

Аннотация: В статье анализируется развитие малого и среднего предпринимательства как фундамента современных конкурентных отношений, в том числе на примере Саратовского региона. Перечисляются факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства и трудности в его функционировании. Характеризуются наиболее развитые отрасли, в которых преобладает малое предпринимательство в Саратовском регионе. Обосновывается необходимость увеличения государственного участия в развитии малого и среднего предпринимательства страны.

Ключевые слова: малое предпринимательство, факторы развития предпринимательства, государственная поддержка предпринимательства, необходимость развития малого и среднего предпринимательства в Саратовском регионе.

FORMATION OF ENTREPRENEURSHIP IN SARATOV REGION

ОЬеП T. B.

senior lecturer of the Department of economic theory and national economy

FSBEI of Saratov state University named N. G. Chernyshevsky,

Russia, Saratov

Abstract: the article analyzes the development of small and medium-sized businesses as the Foundation of modern competitive relations, including the example of the Saratov region. The factors influencing the development of small business and difficulties in its functioning are listed. Characterized by the most developed industries, which is dominated by small businesses in the Saratov region. The necessity of increasing state participation in the development of small and medium-sized enterprises of the country.

Key words: small business, factors of development of business, state support of business, need of development of small and medium business in the Saratov region

В условиях изменений во всей экономической системе общества происходят изменения и в предпринимательстве. Появляется и развивается большое число малых и средних предприятий, производящих продукцию для конкретных потребителей, в небольших или малых объемах производства. В целом с учетом научно-технического прогресса в ХХ веке малый и средний бизнес повлиял на изменения в развитии производственной сферы, что привело автоматически и к изменениям в производственных отношениях. В первую очередь это касается изменений в структуре отношений собственности и появление множества их форм. Во 2 половине 20 века произошло бурное развитие малого и среднего бизнеса, и он стал составной частью всех экономических отношений в различных странах мира.

Бурный рост малого предпринимательства происходит с 80-х годов ХХ века, когда малые предприятия появлялись в основном в сфере торговли и услуг. Со временем малое предпринимательство заняло и другие отрасли экономики, такие как электроника и различные информационные услуги. Тут малое предпринимательство поменяло качественно свою роль, т.к. напрямую реализовывало современный этап научно-технического прогресса.

За последние несколько лет в России очень быстро растет количество малых и средних инновационных фирм, которые специализирующихся на разработках и использовании различных технологий и видов продукции, на основе НТП. Малое и среднее предпринимательство на сегодняшний день - это самая массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни в стране. В секторе малого и среднего предпринимательства могут быстро использоваться и применяться большое количество отечественных экономических ресурсов. Значит, в результате этого происходит процесс дальнейшего формирования и изменения структуры всей российской экономики.

На уровень развития данного предпринимательства оказывают влияние такие факторы как: состояние развития производственной и институциональной инфраструктуры, а также принадлежность предпринимательства к конкретным отраслям и регионам России. Малый и средний бизнес по сравнению с крупным имеет несколько преимуществ и в производстве продукции, и в управлении - это практическое отсутствие иерархии, упрощение и ускорение коммуникаций, а также повышение возможности быстрого изменения целей и задач. Конечно и затраты в малом бизнесе намного меньше, чем в крупном, что не должно сказываться в целом на качестве продукции и услуг. На сегодня в результате конкурентной борьбы между предпринимателями вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары. Конкуренция заставляет предпринимателя чутко реагировать на изменение спроса, ведет к сокращению издержек производства, тормозит рост цен или стимулирует их снижение. В результате конкуренции происходит определенное выравнивание нормы прибыли на

121

капитал и уровня заработной платы в различных отраслях национальной экономики [1, с.78].

К сожалению, на сегодня малое и среднее предпринимательство в российской экономике имеет возможности для большего развития, но испытывает очень большие сложности. Поэтому необходимо со стороны государства постоянное регулирование законодательства, а также увеличение финансовой поддержки бизнеса. Кроме того на уровне регионов нужно повышение эффективности программ развития малого и среднего предпринимательства с учетом искоренения различных административных барьеров и коррупции.

По данным Федеральной налоговой службы РФ численность малых предприятий в России достигает около 4 миллиона, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет более 14 миллионов человек. В общей численности экономически активного населения это составляет около 17 %, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран [2]. В то же время по различным оценкам примерно половина малых предприятий не ведут никакой деятельности. Они либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связанно с тем, что, с одной стороны, ликвидация предприятия может быть достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы - однодневки и бросать их в случае необходимости.

По данным статистики наиболее сильная конкуренция между малыми предприятиями в российской практике на сегодня наблюдается в сфере торговли, строительства и транспорта В целом, развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Пока более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточенно в восьми наиболее крупных субъектах Российской федерации и около четверти - в Москве и Санкт-Петербурге.

В Саратовской области на сегодня очень необходимо обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, при этом просто необходим вывод на новый уровень мер государственной поддержки малых и средних предприятий за счет, во-первых, либерализации налогового законодательства, во-вторых, оказания финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Также предпринимательству нужно расширение доступа к льготному кредитованию, а также других институтов развития. Кроме того важно создание новых и развитие действующих организаций инфраструктурной поддержки и стимулирования спроса на продукцию путем внедрения на территории области Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и реализации мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства; пропаганды легального предпринимательства и формирования положительного имиджа предпринимателя.

Также важно в Саратовской области максимальное использование экономико-географического потенциала, и активное привлечение не только российских, но и иностранных инвестиций в область за счет укрепления международных и межрегиональных связей региона; создание региональных институтов развития (корпораций, агентств и др.), в том числе отраслевых, обеспечивающих формирование современной производственной инфраструктуры, поиск и привлечение инвестиций в экономику области, взаимодействие с представителями приоритетных кластеров; снижение административных барьеров и издержек предпринимателей, связанных с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов, развитие необходимой

инфраструктуры, формирование механизмов для работы с инвесторами.

На сегодня функционирование малого предпринимательства для российских регионов очень значительно, т.к. работая они способствуют решению социально-экономических задач увеличения занятости населения и увеличения доходов. Кроме того, малые предприятия создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, потому что в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, а также экономической составляющей, политико-административной структуры, социокультурной, правовой и политической составляющих региона. Основные факторы, которые определяют региональную специфику развития малого предпринимательства в России, связаны с экономическими, социальными и даже экологическими проблемами.

Структура малых предприятий (включая микропредприятия) Саратовской области по видам экономической деятельности по итогам 2015 года сложилась следующим образом: 36,2% - предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 20,2% - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 11,4% - строительные предприятия; 10,8% - предприятия, работающие в сфере обрабатывающих производств; 5,8% - предприятия транспорта и связи; 15,6% - предприятия, осуществляющие деятельность в иных сферах.

На сегодня наибольшее развитие малое предпринимательство в Саратовской области имеет в таких отраслях как сельское хозяйство, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Менее задействованными остаются отрасли рыболовства и рыбоводства, а также финансовая деятельность и добыча полезных ископаемых. Как и в других регионах страны в Саратовской области также достаточно сильная конкуренция между малыми предприятиями в сфере строительства, торговли и транспорта. Но, к сожалению, совершенно не развито малое предпринимательство в сфере образования..

В целом, к развитию малого предпринимательства в каждом регионе необходим комплексный подход и контроль за использованием финансовых средств. Также необходимо улучшение процесса формирования инфраструктуры и в частности, организация и содействие развитию бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-центров. Также важно создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных для региона отраслях с учетом оказания помощи с помещениями, финансовой поддержкой, предоставлением гарантий по кредитам коммерческих банков и введение налоговых льгот.

Список литературы:

1.Коновалова Т.Л., Оберт Т.Б. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы // Аграрный научный журнал. 2018.№ 3. С. 78-83

2.Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс].- Режим доступа http://oldsmb.economy.gov.ru., дата обращения 10.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.