УДК 338.2
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Т. Б. Оберт
Оберт Татьяна Борисовна, старший преподаватель кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Введение. Эффективное функционирование рыночного хозяйства, т.е. беспрепятственная реализация его координирующей и инициирующей повышение эффективности производства способности, связано, в первую очередь, с развитием конкуренции. Необходимость формирования конкурентной среды продиктована тем, что конкуренция создает определенные условия для экономической свободы потребителей, обеспечивая широкую гамму товаров различных производителей, реализуемых множеством торговых фирм, обусловливает приоритет потребителя. Теоретический анализ. Основой теоретического анализа является рассмотрение состояние малого и среднего бизнеса как базы конкурентных отношений в современной российской экономике. Результаты. Практика показывает, что малый и средний бизнес сосредоточен в определенных отраслях экономики, следовательно, и развитие конкурентных отношений происходит более активно именно в этих отраслях. Также малый бизнес - это институт, который обеспечивает занятость населения. По итогам опроса Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, состояние конкуренции на российских рынках может быть оценено как умеренное: 48% участников опроса указали на высокую или очень высокую конкуренцию для их бизнеса. Наиболее остро проблема ужесточения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли, а также в сфере транспортных услуг, строительства и недвижимости. Нематериальная сфера услуг тоже остается сферой развития малого и среднего бизнеса страны. Выводы. Развитие всех видов малого и среднего бизнеса на сегодня пока невозможно без активного участия государства в данном процессе. За последние годы произошло сокращение финансирования (в 2015 г. - 18,5 млрд руб., в 2016 г. -12,3 млрд руб.), что привело к ослаблению конкуренции на вну-трироссийском рынке и увеличению монопольных тенденций. Ключевые слова: конкурентная среда, малый и средний бизнес, государственная поддержка бизнеса.
й01: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-434-438
Введение
Монополизм представляет собой серьезную проблему современной экономики, так как предприятия-монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Проблема монополизации экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сло-
жившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью укрупнения отдельных отраслей, имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим задача, стоящая перед государством, - создание конкурентного рынка - не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям - монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.
В целом законы о конкуренции основываются на двух различных, но соотносящихся концепциях - концепции власти над рынком и концепции господства рынка. Политика конкуренции применяется для того, чтобы лишить компании возможности воспользоваться властью над рынком, злоупотребляя своим господствующим положением, и не допустить господства рынка, позволяющего компании создавать в частном порядке барьеры для торговли и ограничивать конкуренцию. Цель конкурентной политики любого общества заключается в том, чтобы обеспечивать эффективную конкуренцию в противоположность идеализированной совершенной конкуренции, функционирование которой обеспечивало бы эффективную реализацию масштабных политических, экономических и социальных задач развития всего общества [1, с. 60].
Теоретический анализ
Основными проблемами, препятствующими развитию конкуренции в секторе малого бизнеса в России в целом, являются малое количество хозяйствующих субъектов, задействованных в указанной сфере, а также весьма неравномерное распределение таких субъектов по конкретным сферам экономической деятельности, что предопределяет усиление конкуренции в наиболее привлекательных рыночных сегментах и ее ослабление (отсутствие) в наименее востребованных с точки зрения предпринимательства направлениях хозяйственной деятельности.
Малый и средний бизнес в России - это 5,8 млн хозяйствующих субъектов и 18,8 млн работников (в том числе индивидуальные пред-
© Оберт Т. Б., 2017
приниматели, создающие рабочие места «для себя») на конец 2016 г. [2]. Малый и средний бизнес на сегодня является основой развития конкуренции на российском рынке. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства, внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляет Федеральная налоговая служба России.
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в период 20152016 гг. значительно изменились, в частности, внесены следующие изменения:
- увеличен размер суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале хозяйственных обществ с 25 до 49%;
- снято ограничение в отношении суммарной доли участия в уставном капитале субъектов МСП для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"»;
- изменен принцип расчета численности работников субъектов МСП (вместо средней численности работников учитывается среднесписочная численность работников);
- увеличены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов МСП (постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702), а с августа 2016 г. в целях определения категории субъектов МСП понятие «выручка» заменено на «доход». Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265.
Результаты
Вклад малого и среднего предпринимательства как базы конкуренции в общие экономические показатели в Российской Федерации существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран, что говорит о состоянии конкуренции в экономике страны. Согласно сведениям, предоставленным Росста-
том, доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП за 2015 г. составила 19,9%, из которых 17,5% - это доля малых предприятий, включая микропредприятия и ИП, доля средних предприятий - 2,4% [3].
Согласно предварительным результатам сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса в 2015 г., проведенного Рос-статом, общее количество зарегистрированных в Российской Федерации субъектов малого и среднего предпринимательства на конец 2015 г. составило 5 033 094 хозяйствующих субъектов, из них юридические лица - 2 241 659, индивидуальные предприниматели - 2 791 435.
По официальным данным ФНС России, в период с 01.01.2015 по 01.01.2016 гг. было зарегистрировано 1 151 539 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (субъектов МСП). Юридических лиц - 470 718 (26%), из которых обществ с ограниченной ответственностью - 465 869; товариществ на вере - 10; полных товариществ - 7; потребительских кооперативов - 4832. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) и кре-стьянско-фермерских хозяйств (КФХ) составило 680 821 единиц (26% от общего числа зарегистрированных), из них ИП - 653 375, КФХ - 27 446 [4].
Малый и средний бизнес в России - это в основном микропредприятия и малые предприятия, доля средних предприятий не достигает 2%. В 2015 г. количество прекративших деятельность юридических лиц (отнесенных к МСП) и ИП составило 850 959. Из них юридические лица -268 808 (23%), ИП и КФХ - 582 151 (77%), в том числе ИП - 564 492, КФХ - 17 659 [4].
Малый бизнес - это, прежде всего, институт, который обеспечивает занятость населения. После изменения принципа расчета численности работников субъектов МСП вместо средней численности работников за предшествующий календарный год учитывается среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, которая определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день периода, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней периода.
В секторе малого и среднего бизнеса на сегодня занято 25,2% от общей численности занятого населения России. Официально у субъектов МСП занят каждый четвертый работник. Согласно предварительным результатам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Росстатом за 2015 г., сумма среднесписочной численности
занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства составила 18 449,6 тыс. человек [5]. При этом у субъектов МСП - юридических лиц занято 13 517,3 тыс. человек, что составляет 73% от общего числа занятых у МСП; у индивидуальных предпринимателей - 4932,3 тыс. человек, или 23% от общего показателя занятых у субъектов МСП. Производительность труда на малых и средних предприятиях в Российской Федерации, по оценке Минэкономразвития России, отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в два-три раза.
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Для анализа конкурентной среды в российской экономике можно использовать итоги опроса Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Оценка состояния конкурентной среды - 2017». С 25 января по 22 февраля 2017 г. Аналитическим центром при взаимодействии с Торгово-промышленной палатой РФ был проведен онлайн-опрос представителей российского предпринимательского сообщества, направленный на исследование «самочувствия» бизнеса в сложившихся условиях ведения деятельности (рисунок).
Оценка состояния конкуренции, доля ответивших в
общем числе респондентов [5] Assessment of the state of competition, the proportion of respondents in the total number of respondents [5]
В опросе приняли участие компании, представляющие почти все российские регионы (84 из 85 субъектов Российской Федерации).
Состояние конкуренции на российских рынках может быть оценено как умеренное: 48% участников опроса указали на высокую или очень
высокую конкуренцию для их бизнеса. Доля тех, кто указал на отсутствие конкурентов вообще или на наличие не более трех конкурентов у представляемого ими бизнеса, составила 12%.
В 2016 г. число малых предприятий (включая микропредприятия) составило 2770,6 тыс. единиц [5]. Проведенный анализ данных Росстата показал, что наибольшее количество малых предприятий задействовано в следующих сферах:
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (1032,0 тыс. субъектов, что составляет 37,3% от общего количества субъектов);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (600,7 тыс. субъектов, или 21,7% от общего количества субъектов);
- строительство (335,9 тыс. субъектов, или 12% от общего количества субъектов);
- обрабатывающие производства (245,8 тыс. субъектов, или 9% от общего количества субъектов).
Следовательно, именно в данных сферах деятельности сосредоточена и активно развивается на сегодняшний день конкуренция.
Но наиболее остро проблема ужесточения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли (24%), транспортных услуг, строительства и недвижимости (11%). Многие сферы предпринимательской деятельности отметили ужесточение конкуренции как основную проблему за последний год. Чаще усиление конкуренции отмечали в сфере недвижимости (83%), услуг связи (75%) и информационных технологий (60%) [5].
Наименее привлекательны для малых предприятий следующие сферы:
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (1,4 тыс. субъектов, или 0,05% от общего количества субъектов);
- металлургическое производство (2,3 тыс. субъектов, или 0,08% от общего количества субъектов);
- рыболовство, рыбоводство (4,8 тыс. субъектов, или 0,17% от общего количества субъектов);
- производство транспортных средств и оборудования (5,2 тыс. субъектов, или 0,19% от общего количества субъектов) [5].
Выводы
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе является вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и
средних предприятий для развития конкуренции на различных рынках, в том числе и на не привлекательных на сегодняшний момент.
Ключевые показатели деятельности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2015-2016 гг., состояние бизнес-среды и региональные разрывы в условиях для ведения бизнеса, сложности доступа к кредитным средствам и многие другие факторы демонстрируют неэффективность мер государственной поддержки МСП и необходимость поиска новых методов оказания государственной поддержки малому бизнесу
На федеральном уровне сформирована многоканальная система поддержки МСП, включающая в себя ряд масштабных программ. Так, Минэкономразвития России с 2005 г. реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В 2016 г. финансирование программ поддержки МСП сократилось: в 2015 г. было выделено 18,5 млрд руб., а в 2016 г. финансирование программы сократилось до 12,3 млрд руб. [5].
Следовательно, финансирование со стороны государства поддержки малого и среднего бизнеса постоянно в течение последних нескольких лет сокращается, и поэтому в сегодняшней экономической ситуации слабая конкуренция на внутрироссийском рынке приобретает особую актуальность. При слабой конкуренции рыночная экономика радикально снижает свой потенциал, если вообще не утрачивает его. В
настоящее время эта тема приобретает особую актуальность: произошедшее ограничение присутствия импортных товаров на российском рынке также повлияло на этот процесс. Все это способно дополнительно снизить уровень конкуренции в нашей экономике, и без того избыточно монополизированной. И несмотря на все программы развития и финансирования, монополизация российского рынка очень значительна и в некоторых отраслях практически непреодолима.
Список литературы
1. Оберт Т. Б. Проблемы антимонопольного регулирования в современной экономике // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 10 ноября 2016 г.) : в 2 ч. Ч. 2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С. 58-61.
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба России : [сайт]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics. html (дата обращения: 02.02.2017).
3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации : [сайт]. URL: http://gks.ru (дата обращения: 02.02.2017).
4. Отчеты по форме № 1-ИП, № 1-ЮР (2015 год) // Федеральная налоговая служба Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/5284059/ (дата обращения: 02.02.2017).
5. Доклад Минэкономразвития России «О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2014-2015 гг». URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 02.02.2017).
Образец для цитирования:
Оберт Т. Б. Формирование конкурентной среды в современной российской экономике // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 434-438. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-434-438.
The Formation of a Competitive Environment in the Modern Russian Economy
T. B. Obert
Tatyana B. Obert, ORCID 0000-0001-8023-8139, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Introduction. The effective functioning of the market economy, i.e. the smooth implementation of its coordinating and initiating the production efficiency skills, due primarily to the development of competition. The necessity of formation of the competitive environment due to the fact that competition creates the necessary conditions for economic freedom of consumers, providing a
wide range of products from different manufacturers sold by many companies, determines the user priority. Theoretical analysis. The foundations of the theoretical analysis is to examine the status of small and medium business as the basis of competitive relations in the modern Russian economy. Results. Practice shows that small and medium business is concentrated in certain sectors of the economy, hence the development of competitive relations is more active in these sectors. Also small business is an institution that provides employment. Also according to the survey of the analytical center under the Government of the Russian Federation the state of competition in the Russian markets can be evaluated as moderate: 48% of respondents indicated high or very high competition for their business. The most acute problem of increasing competition is observed among entrepreneurs engaged in trade and in transport services, construction and real estate. Intangible service sector
also remains an area of development of small and medium business in the country. Conclutions. The development of all types of small and medium business today is impossible without the active participation of the state in this process. In recent years there has been a reduction in funding in 2015, up from 18.5 billion rubles in 2016 12.3 billion RUB. the Consequence of this phenomenon is the weakening of competition on the domestic market and increase monopolistic tendencies.
Key words: competitive environment, small and medium business, state support of business.
References
1. Obert T. B. Problemy antimonopol'nogo regulirovaniia v sovremennoi ekonomike [Problems of Antimonopoly regulation in the modern economy]. In: Ekonomiches-koe razvitie obschestva v sovremennykh krizisnykh usloviyakh [Economic development of the society in the current crisis. collection of articles of Int. sci. and pract. conf. (Perm, November 10, 2016): in 2 pt. Pt. 2. Ufa, AETERNA Publ., 2016, pp. 58-61 (in Russian).
2. Edinyi registr sub#ektov malogo i srednego pred-prinimatel'stva (The unified register of subjects of small and average business). Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossii (The Federal Tax Service of Russia. Site). Available at: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (accessed 2 February 2017) (in Russian).
3. Federal 'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki (Russian Federation. Federal State Statistics Service). Available at: http:// www.gks.ru (accessed 2 February 2017) (in Russian).
4. Otchety po forme no. 1-IP, no. 1-JUR (2015 god) (Reports on form no. 1-IP, no. 1-JUR (2015). Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossii (The Federal Tax Service of Russia. Site). Available at: https://www.nalog.ru/rn77/re-lated_activities/statistics_and_analytics/forms/5284059/ (accessed 2 February 2017) (in Russian).
5. The report of the Ministry of economic development of Russia "About the status and development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation in 2014-2015". Available at: http://economy.gov.ru (accessed 2 February 2017) (in Russian).
Cite this article as:
Obert T. B. The Formation of a Competitive Environment in the Modern Russian Economy. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 434-438 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-201717-4-434-438.