РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 17 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
мониторинг реализации стандарта развития конкуренции в свердловской области
Коковихин А.Ю.1, Огородникова Е.С.1, Плахин А.Е.1
1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье представлены результаты исследования уровня удовлетворенности потребителей и представителей организаций малого и среднего бизнеса конкурентной средой на рынках Свердловской области. Цель исследования, ставшего основой настоящей статьи, - определение подходов к реализации мониторинга мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Комплексные подходы к осуществлению мониторинга представлены в исследованиях, проведенных в 2015-2017 гг. на территории Свердловской области: «Исследование комплексной оценки состояния инвестиционного климата в муниципальных образованиях, состояния инвестиционного климата в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (государственный контракт № 0162200032215000009-0657446-01) и «Мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности и мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках Свердловской области и состоянием ценовой конкуренции на территории Свердловской области» (государственный контракт № 04-2017-14). Данные об удовлетворенности конкурентной средой потребителей и представителей организаций в 2016 году получены в ходе опроса более 1000 респондентов в 72 городских округах и муниципальных районах Свердловской области. Данные об объективных результатах государственной и муниципальной политики получены из размещенных в 2016 году докладов Глав муниципальных образований Свердловской области о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Результаты исследования позволяют разработать ряд рекомендаций по улучшению институциональной среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Разработанные предложения рекомендуются к использованию органами государственной власти и местного самоуправления при разработке политики повышения удовлетворенности конкурентной средой потребителями и представителями организаций.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурентная среда, предпринимательство, оценка уровня удовлетворенности потребителей, стандарт развития конкуренции.
Monitoring the implementation of the competition development standard in sverdlovsk region
Kokovikhin A.Yu.1, Ogorodnikova E.S.1, Plakhin A.E. 1
1 The Ural State University of Economics (USUE), Russia
Введение
Формирование благоприятной конкурентной среды является неотъемлемой частью устойчивого социально-экономического развития территории и залогом привлечения инвестиций в экономику региона.
Правительство Свердловской области уделяет особое внимание системной работе в этом направлении. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, реализация которого началась в Свердловской области в 2015 году, стал прочным фундаментом для совершенствования конкурентной среды.
Основной целевой аудиторией внедрения Стандарта являются потребители, заинтересованные в многообразии предложения на социально значимых рынках, и обеспечивающие это предложение субъекты предпринимательской деятельности.
ABSTRACT:_
The article presents the results of a study of the level of customer satisfaction and the level of satisfaction of representatives of small and medium-sized business with a competitive environment on the markets in Sverdlovsk region. Definition of the approaches to the implementation of monitoring measures of the Development Standard for the competition in the subjects of the Russian Federation is a goal of the study. Integrated approaches to the implementation of monitoring are presented in the studies conducted in the 2015-2017 on the territory of Sverdlovsk region, such as "The study of integrated assessment of the investment climate in municipalities of the state and of the investment climate in the municipalities, located on the territory of Sverdlovsk region" (government contract № 0162200032215000009-065744601) and "Monitoring the presence (lack) of administrative barriers and the assessment of the competitive environment of the business entities. Monitoring the customer satisfaction with quality of goods, works and services in commodity markets of the Sverdlovsk region and with the state of price competition on the territory of Sverdlovsk region" (government contract № 04-2017-14). Data on satisfaction with the competitive environment of consumers and representatives of organizations were obtained in 2016 during a survey of more than 1000 respondents in 72 urban districts and municipal districts of the Sverdlovsk region. Data on the objective results of state and municipal policy were obtained from the reports of the Heads of Municipalities of the Sverdlovsk Region about the achieved values of the indicators for efficiency assessment of local government bodies published in 2016. The results of the study allow formulating a number of recommendations for improving the institutional environment of small and medium-sized businesses. We recommend state authorities and local self-government to use the developed proposals while developing the policy for increasing satisfaction with the competitive environment by consumers and representatives of organizations.
KEYWORDS: competitive environment, entrepreneurship, assessment of the level of customer satisfaction, competition standard
JEL Classification: D11, D41, M13 Received: 25.08.2017 / Published: 16.09.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kokovikhin A.Yu. ([email protected])
CITATION:_
Kokovikhin A.Yu., Ogorodnikova E.S., Plakhin A.E. (2017) Monitoring realizatsii standarta razvitiya konkurentsii v Sverdlovskoy oblasti [Monitoring the implementation of the competition development standard in Sverdlovsk region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (17). - 2527-2540. doi: 10.18334/rp.18.17.38275
Актуальной проблемой является методическое обеспечение проведения мониторинга удовлетворенности состоянием и развитием конкурентной среды на рынках товаров и услуг Свердловской области.
Цель исследования, ставшего основой настоящей статьи, - получение комплексного представления о реализации мероприятий в рамках Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
Реализация цели предполагает решение следующих задач: разработка соответствующего методического инструментария, включая содержание анкет, определение регламентов использования инструментов сбора информации и формирование алгоритмов оценки, позволяющих судить об эффективности реализации Стандарта развития конкуренции.
теоретическая база исследования
Как указывают в своей работе Osborne D., Gaebler T. 1993 г. [1], смена парадигмы государственного управления, произошедшая в англо-саксонской управленческой мысли в 1990-х годах прошлого столетия и отразившаяся в реализуемой с 2003 года Административной реформе в Российской Федерации, связана с переходом от государственного администрирования (Public Administration) к концепции нового публичного менеджмента (New Public Management), в соответствии с которой в общественный сектор переносятся методы управления, выработанные корпорациями.
В числе четырех укрупненных целей реформ публичного управления на основе концепции нового публичного менеджмента, которые в той или иной мере были публично провозглашены правительствами исследованных в работе Ника Мэннинга 2001 г. [2] четырнадцати государств, на первом месте отмечается «повышение инвестиционной привлекательности территории». Как указано в работе Комарова В.М. и др. [3] (Komarov, Kotsyubinskiy, Pavlov, Sutyrina, 2013), в настоящее время институциональные и административные барьеры в качестве важнейших объектов управления присутствуют в инновационной политике, промышленной политике, инвестиционной политике.
ОБ АВТОРАХ:_
Коковихин Александр Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, директор института Менеджмента и информационных технологий (kau0usue.ru)
Огородникова Екатерина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента (Cmb_80usue.ru)
Плахин Андрей Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора института Менеджмента и информационных технологий (ap1a0usue.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Коковихин А.Ю., Огородникова Е.С., Плахин А.Е. Мониторинг реализации стандарта развития конкуренции в Свердловской области // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 17. -С. 2527-2540. doi: 10.18334/rp.18.17.38275
Как подчеркивает Чепуренко А. [4] (Chepurenko, 2010), на всех уровнях власти уделяется существенное внимание поддержке начинающих предпринимателей и созданию целого ряда институтов, направленных на реализацию данной цели.
Например, для этих целей в США в 1953 году было создано Small Business Administration (SBA) agency [5] с целью помочь американцам «начинать, строить и развивать бизнес». В Великобритании данную цель реализует The Department for Business, Innovation and Skills (BIS). В Российской Федерации на федеральном уровне указанные функции реализует Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ, осуществляя деятельность, связанную со следующими основными направлениям: нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства, программы поддержки малого и среднего предпринимательства, кредитование малого и среднего предпринимательства, международное сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса.
Показатели реализации Стандарта на региональном уровне включены в Перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года № 570-р.
Согласно указанному Перечню, мониторингу и оценке подлежит количество реализованных составляющих Стандарта по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации. Отдельные аспекты реализации мониторинга представлены в работах Коковихина А. и др. [6, 7] (Kokovikhin, Sharapova, Borisov, 2016; Kokovikhin, Ogorodnikova, Uilyams, Plakhin, 2017).
Методология осуществления указанного мониторинга только формируется и в большинстве случаев основывается на опросных методах получения информации о результатах реализации Стандарта [8, 9] (Timofeeva, Timofeev, 2016; Kozyrev, 2015). Методы такого рода обладают недостатками субъективных оценок, отражая восприятие принимающих в опросе предпринимателей и потребителей состояния конкурентной среды конкретного рынка. Субъективность оценок во многом затрудняет определение результативности мероприятий Стандарта при формировании конкурентной среды социально-значимых и приоритетных рынков региона. Снижение указанного недостатка возможно путем внедрения механизма группировки институциональных проблем в зависимости от задач развития конкуренции, указанных в Стандарте. Подобная группировка позволит получить однозначную характеристику со стороны предпринимателей и определить направления улучшения для органов региональной власти субъекта РФ.
Авторами проведено сопоставление задач Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории Свердловской области и укрупненных блоков оценки конкурентной среды представителями организаций (табл. 1).
Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории Свердловской области обеспечивается решением губернатора области. Реализация Стандарта направлена на содействие развитию добросовестной конкуренции на социально значимых рынках Свердловской области в интересах потребителей товаров, работ и услуг, а также субъектов предпринимательской деятельности.
Методика мониторинга реализации Стандарта предполагает последовательную декомпозицию общих задач по развитию конкуренции в Свердловской области.
Детализация укрупненных блоков оценочных инструментов представлена на рисунке 1.
Мониторинг реализации задачи повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в части развития конкуренции в интересах потребителей товаров, работ, услуг на социально значимых и одном приоритетном (рынке связи) рынках реализуется с помощью оценочных инструментов, представленных на рисунке 2.
Также данные о состоянии и развитии конкурентной среды на приоритетном и социально значимых рынках Свердловской области получены в рамках текущего мониторинга, проводимого отраслевыми исполнительными органами государствен-
Таблица 1
сопоставление задач стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории свердловской области и укрупненных блоков оценки конкурентной среды представителями организаций
задачи стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории свердловской области укрупненные блоки оценки конкурентной среды представителями организаций
содействие снижению или устранению административных и экономических барьеров, препятствующих развитию конкуренции оценка деятельности органов власти и административных барьеров
оптимизация государственных закупок в интересах субъектов предпринимательской деятельности оценка состояния конкуренции
организация деятельности советов потребителей при ресурсоснабжающих организациях как элемента развития системы общественного контроля оценка возможности подключения к технологическим сетям
обеспечение доступности информации и повышение уровня информационной открытости органов исполнительной власти Свердловской области о результатах проводимой работы и принятых решениях в части развития конкурентной среды региона деятельность в общественных организациях по вопросам развития предпринимательства
Источник: составлено авторами.
I ^
^ ю о
О ¡3 г
Характеристика условий конкуренции на рынке
Оценка качества официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Свердловской области
Оцените примерное число поставщиков основного закупаемого Вами товара
Ранжирование административных барьеров в разрезе:
- процедур, связанных с началом предпринимательской деятельности
- процедур, связанных с размещением бизнеса
- аспектов, связанных с ведением предпринимательскойдеятельности
Изменение уровня административных барьеров в течение последних 3 лет на рынке
Контрольные мероприятия и деятельность органов власти
Характеристика деятельность органов власти на рынке
'Реальная конкуренция ^Умерснная конкуренция Уровень доступности
Уровень понятности Удобство получения
Оценка стоимости подключения к услугам субъектов естественных монополий в разрезе услуг:
- Водоснабжение, водоотведение,
- Газоснабжение
- Электроснабжение
- Теплоснабжение
Участие в общественных организациях, деловых объединениях, муниципальных Советах, комиссиях, рабочих группах по вопросам развития предпринимательства
Оценка возможности решения вопросов и выражения экспертного мнения в работе указанных структур
Единственный поставщик / Неудовлетворительно 2-3 поставттгика / Скорее неудовлетворительно 4 и более поставщика / Скорее удовлетворительно Большое число поставщиков / Удовлетворительно
Полностью устранены
Стало проще, чем раньше
Уровень и количество административных барьеров Стал
Административные барьеры появились Административных барьеров не ранее было
Органы власти помогают бизнесу
Органы власти ничего не предпринимают
Органы власти только мешают бизнесу В чем-то органы власти помогают, в чем-то
Оценка сложности технологического присоединения к инженерным сетям: водоснабжения и водоотведения;
1 1 Низкая
1 Скорее низкая
1 1 1 Скорее высокая
1 Высокая
1 Низкая
1 1 Скорее низкая
Скорее высокая
I 1 Высокая
Деловая Россия
Опора России
Инвестиционный совет при инвестиционном уполномоченном УТП
СОСПП
Совет по развитию предпринимательства при замглавы МО
Рисунок 1. Структурированная оценка конкурентной среды на рынках Свердловской области
представителями организаций Источник: составлено авторами.
Рисунок 2. Структурированная оценка потребителями конкурентной среды на рынках
Свердловской о бласти Источник: составлено авторами.
Рисунок 3. Характеристика количества организаций, предоставляющих товары (услуги) на рынках,
и их динамики в течение последних 3 лет Источник: составлено авторами.
ной власти Свердловской области, а также по результатам опросов и исследований, организованных объединениями предпринимателей и отраслевыми союзами.
Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг, в том числе данные о наличии жалоб со стороны потребителей и субъектов предпри-ниматеоьской деятельности в надзорные органы, систематически проводится и спол-нительными ороанами государственной власти Свердловской об ласти, осуществляющими контрольно-надзорные функции.
Результаты исследования
Оценка потребителями количества организаций, предоставляющих товары (услуги) на социально значимых рынках Свердловской области, позволяет судить о достаточно полной сформированности количественной базы субъектов предложения. Оценка «мало» превалирует по рынкам услуг в сфере детского отдыха, оздоровления и услуг в сфере культуры, по остальным рынкам - оценка «достаточно». Это стало возможным благодаря проводимой в Свердловской области государственной политике, направленной, в первую очередь, на безбарьерный вход на рынок для вновь создаваемых предприятий.
На сегодняшний день максимально упрощены процедуры для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 82 филиалах МФЦ предоставляется комплексная услуга «Открой свое дело», включающая кроме непосредственно регистрации получение кодов статистики и регистрацию в необходимых фондах.
В 2015 году в Свердловской области установлена нулевая налоговая ставка для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в производственной, социальной или научной сферах. Налоговые каникулы распространяются на тех предпринимателей, которые применяют упрощенную или патентную системы налогообложения.
Для граждан, желающих создать собственный бизнес, также реализован следующий ряд инструментов: программа «Начни свое дело», предоставление грантов до 300 тыс. рублей начинающим предпринимателями, обучение предпринимательским компетенциям.
Далее рассмотрим качественные характеристики предложения на социально значимых рынках Свердловской области (табл. 2).
Анализ качественных характеристик предложения, сформированного на социально значимых рынках Свердловской области, показывает средний уровень удовлетворенности по большинству рынков, неблагоприятные оценки получены по рынку услуг жилищно-коммунального хозяйства. Также тревожным сигналом является оценка «скорее неудовлетворен» по рынку услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, рынку услуг детского отдыха и оздоровления и рынку услуг дополнительного образования детей. Большинство представителей организаций на социально значимых рынках Свердловской области уверены, что конкуренция умеренная, требующая мер по повышению конкурентоспособности продукции/работ/услуг, таких как снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг и т.д. Исключением являются рынки услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и услуг детского отдыха и оздоровления. Оценка сформированности базы поставщиков дает преимущественную оценку 2-3 поставщика «скорее неудовлетворительно».
Таблица 2
Удовлетворенность характеристиками товаров (услуг) на рынках*
Параметры Рынок медицинских услуг Рынок розничной торговли Рынок социальных услуг Рынок услуг ДОШКОЛЬНОГО образования Рынок услуг жи-лищно-комму-наль-ного хозяйства Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом Рынок услуг связи Рынок услуг дополнительного образования детей Рынок услуг психолого-пе-дагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Рынок услуг в сфере культуры Рынок услуг детского отдыха и оздоровления Рынок газа Рынок медицинских изделий
- Удовлетворен Цена 18 115 49 71 20 67 162 58 23 67 37 81 35
Качество 31 120 67 91 22 67 162 83 28 76 46 99 44
Возможность выбора 60 218 75 87 40 127 246 69 25 83 32 81 67
- Скорее удовлетворен Цена 129 278 198 186 100 262 355 146 51 238 102 176 159
Качество 153 324 211 226 124 240 349 201 76 252 136 189 213
Возможность выбора 186 266 191 180 115 209 293 178 67 199 127 166 182
- Скорее не удовлетворен Цена 244 153 184 162 220 151 60 180 127 157 164 92 150
Качество 211 107 180 98 220 182 58 116 104 150 143 67 95
Возможность выбора 180 87 162 158 184 142 40 146 116 185 178 72 116
- Не удовлетворен Цена 202 58 80 53 258 104 27 85 85 90 136 62 97
Качество 204 53 62 49 226 91 36 60 74 62 109 46 79
Возможность выбора 171 33 80 64 222 107 22 85 76 88 116 72 74
- Затрудняюсь ответить Цена 22 11 104 143 17 31 11 127 310 44 157 185 155
Качество 16 11 95 151 23 35 10 136 314 56 162 195 165
Возможность выбора 18 11 107 126 54 30 14 118 312 41 143 205 157
* - наибольшее значение
Источник: составлено авторами.
заключение
Актуальными системными задачами по содействию развитию конкуренции на территории Свердловской области являются следующие:
• дальнейшая реализация Стандарта развития конкуренции на территории Свердловской области на социально значимых рынках Свердловской области, включая приоритетный рынок, в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области;
• координация деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области по содействию развитию конкуренции в регионе в рамках принятой региональной «дорожной карты»;
• организация работы в рамках заключенных меморандумов о реализации стандарта с муниципальными образованиями, расположенными на территории Свердловской области, включая проведение обучающих мероприятий для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции;
• рассмотрение обращений потребителей и субъектов предпринимательской деятельности по вопросам содействия развитию конкуренции, в том числе поступивших через официальный сайт;
• проведение мониторинга деятельности субъектов естественных монополий на территории Свердловской области и дальнейшее развитие механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
• внедрение и (или) применение механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий;
• синхронизация методик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в целях устранения дублирования;
• рассмотрение возможности внесения в «Белую книгу» практики Свердловской области по разработке Плана мероприятий «Развитие конкуренции в Свердловской области».
Актуальные задачи по улучшению конкуренции на социально значимых рынках Свердловской области, включая приоритетный рынок, отражены в принятой в Свердловской области «дорожной карте».
Среди важных задач видится совершенствование дальнейшего взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, в том числе в части:
- формирования более полных данных о состоянии конкурентной среды в регионе, а также оценки удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг и состоянием ценовой конкуренции на рынках непосредственно Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области;
- организация совместной работы при разработке проектов правовых актов, а также иных документов и информации, подготавливаемых в целях стимулирования развития конкуренции в регионе с позиции антимонопольного законодательства;
- более активное участие в корректировке (в случае необходимости) принятой «дорожной карты», так как участие при формировании «дорожной карты» было минимальным;
- адвокатирование конкуренции;
- более активное взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными объединениями в сфере регулирования деятельности естественных монополий и контроля за их деятельностью субъектов естественных монополий.
Для правоохранительных органов актуальной является задача по усилению работы по фактам коррумпированности рынка социальных услуг, а также по фактам существования неформального рынка услуг дополнительного образования детей. Задача по повышению прозрачности рынков социальных услуг, жилищно-коммунального хозяйства и услуг детского отдыха и оздоровления может быть решена в рамках функционирования сервиса «Открытое Правительство Свердловской области».
В качестве рекомендаций для контрольных и надзорных органов Свердловской области в целях содействия развитию конкуренции можно назвать следующие:
- усиление работы по фактам существования неформального рынка услуг дополнительного образования детей;
- повышения прозрачности системы государственного финансирования услуг детского отдыха и оздоровления;
- усиление работы по фактам деятельности интернет-сайтов, предлагающих медицинские услуги организаций, не имеющих соответствующих лицензий;
- повышение прозрачности рынка услуг жилищно-коммунального хозяйства для населения и бизнеса;
- усиление работы по фактам нарушений в применении Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
- усиление работы по фактам деятельности «нелегальных перевозчиков» и недобросовестных перевозчиков, не соблюдающих требования безопасности и качества предоставляемых услуг;
- усиление работы по фактам «коррумпированности» рынка социальных услуг;
- проведение широкой разъяснительной работы о развитии конкуренции и защите авторских прав в сфере культуры.
По результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках Свердловской области, а также по результатам опросов субъектов предпринимательской деятельности сформированы следующие предложения, касающиеся улучшения условий ведения бизнеса на федеральном уровне:
- упрощение процедуры лицензирования деятельности в сферах образования, здравоохранения и пассажирских перевозок;
- совершенствование действующего жилищного законодательства в части установления ответственности за его несоблюдение;
- совершенствование процедуры выделения государством земельных участков под строительство торговых объектов и инфраструктурных сооружений;
- проведение широкой разъяснительной работы в части налоговой и тарифной политики при осуществлении пассажирских перевозок;
- упрощение процедуры получения разрешений на использование радиочастот;
- решение проблем нормативного регулирования рынка социальных услуг и отсутствия необходимых стандартов оценки/контроля социальных услуг;
- устранение государственной монополизации рынка психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках вертикальной структуры медико-психологических комиссий услуг.
- принятие федеральной нормативной базы в сфере применения механизма публичного технологического и ценового аудита в отношении инвестиционных проектов субъектов естественных монополий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit Is
Transforming the Public Sector. N.Y.: Plume, 1993. - 432 p
2. Manning N. The Legacy of the New Public Management in Developing Countries // Inter.
Rev. Admin. Sci. 2001. № 67
3. Комаров В.М., Коцюбинский В.А., Павлов П.Н., Сутырина Т.А. Институциональные
барьеры инновационного развития российской экономики. - М.: Изд-во РАНХиГС, 2013. - 88 c.
4. Chepurenko A. Small entrepreneurship and entrepreneurial activity of population in
Russia in the context of economic transformation // Historical Social Research. - 2010.
- № 2. - p. 301-319.
5. Small Business Administration (SBA) agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.
sba.gov/.
6. Kokovikhin A., Sharapova N., Borisov I. National system of certification of worker's
competence and qualification as the institute of labour market // The 10th International Days of Statistics and Economics: Conference Proceedings. Prague, Czech Republic, September. Prague, 2016. - p. 871-881.
7. Коковихин А.Ю., Огородникова Е.С., Уильямс Д., Плахин А.Е. Факторы институ-
циональной среды в оценке предпринимателем инвестиционного климата муниципального образования // Экономика региона. - 2017. - № 1. - c. 80-92. - doi: 10.17059/2017-1-8.
8. Тимофеева Т.Ф., Тимофеев В.В. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской республики) // Вестник Российского университета кооперации. - 2016. - № 2(24). - с. 137-139.
9. Козырев А.А. Стандарт развития конкуренции как инструмент решения экономи-
ческих и социальных проблем региона // Экономика и управление. - 2015. - № 11(121). - с. 44-49.
10. The Department for Business, Innovation and Skills. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-business-innovation-skills.
11. Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ smallBusiness/.
12. Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р Об утверждении Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov9 4GawSO179HxFI.pdf.
13. Перова М.М., Брязгина Е.О., Журба В.В. Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации как ключевой аспект социально-экономического развития территории // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - № 1. - c. 9-24. - doi: 10.18334/epp.6.1.35181.
14. Указ Губернатора Свердловской области от 23.11.2015 № 578-УГ «О реализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории Свердловской области»
REFERENCES:
Chepurenko A. (2010). Small entrepreneurship and entrepreneurial activity of population in Russia in the context of economic transformation Historical Social Research. (2). 301-319. Kokovikhin A., Sharapova N., Borisov I. (2016). National system of certification of worker's competence and qualification as the institute of labour market The 10th International Days of Statistics and Economics. 871-881. Kokovikhin A.Yu., Ogorodnikova E.S., Uilyams D., Plakhin A.E. (2017). Faktory institutsionalnoy sredy v otsenke predprinimatelem investitsionnogo klimata munitsipalnogo obrazovaniya [Factors of the institutional environment in the assessment of the investment climate of a municipal entity by entrepreneur]. Economy of the region. 13 (1). 80-92. (in Russian). doi: 10.17059/2017-1-8.
Komarov V.M., Kotsyubinskiy V.A., Pavlov P.N., Sutyrina T.A. (2013). Institutsionalnye barery innovatsionnogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Institutional barriers to the innovation development of the Russian economy] M.: Izd-vo RANKhiGS. (in Russian).
Kozyrev A.A. (2015). Standart razvitiya konkurentsii kak instrument resheniya ekonomicheskikh i sotsialnyh problem regiona [The standard of development of competition as a tool for solving the economic and social problems of the region]. Economics and management. (11(121)). 44-49. (in Russian). Perova M.M., Bryazgina E.O., Zhurba V.V. (2016). Vnedrenie Standarta razvitiya konkurentsii v subektakh Rossiyskoy Federatsii kak klyuchevoy aspekt sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii [Introduction of the Competition Development Standard in federal subjects of the Russian Federation as the Key Aspect of Social and Economic Development of Territories]. Economics, entrepreneurship and law. 6 (1). 9-24. (in Russian). doi: 10.18334/epp.6.1.35181. Small Business Administration (SBA) agency. Retrieved from https://www.sba.gov/ The Department for Business, Innovation and Skills. Retrieved from https://www.gov.
uk/government/organisations/department-for-business-innovation-skills Timofeeva T.F., Timofeev V.V. (2016). Standart razvitiya konkurentsii v subektakh Rossiyskoy Federatsii (na primere Chuvashskoy respubliki) [The standard of competition development in regions of the russian federation (by the example of Chuvash Republic)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. (2(24)). 137-139. (in Russian).