Научная статья на тему 'Анализ мероприятий по развитию конкуренции в ключевых отраслях экономики Российской Федерации'

Анализ мероприятий по развитию конкуренции в ключевых отраслях экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА КОНКУРЕНЦИИ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИЕЙ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / KEY INDICATORS OF COMPETITION DEVELOPMENT / AXIOLOGICAL PARADIGM OF COMPETITION / MECHANISMS OF COMPETITION MANAGEMENT IN THE SECTORS OF RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Ирина Алексеевна, Сазонов Андрей А.

В данной работе представлен анализ плана мероприятий, направленною на развитие конкуренции в ключевых отраслях экономики РФ, а также процесса постепенного перехода отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка. Подробно разбираются контрольные показатели, необходимые для реализации плана развития конкуренции в отраслях экономики России, с последующим приведением детальных оценок по каждому из них. В рамках проведённого анализа была сформирована ценностная парадигма конкуренции с учётом глобальных вызовов, связанных с развитием современной экономики. Сделаны выводы, что для последовательного развития конкуренции необходимо выстроить единую систему на основе поэтапного взаимодействия ключевых составляющих, главным из которых является национальный план развития конкуренции на 2018-2020 гг.; что для эффективной работы системы конкуренции в РФ необходимо внедрение стандартов, а также использование региональных «дорожных карт». По результатам проведённого анализа авторами были определены основные проблемы, препятствующие развитию конкуренции в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MEASURES TO PROMOTE COMPETITION IN KEY SECTORS OF RUSSIAN ECONOMY

The article discusses the strategies aimed at the development of competition in the key sectors of Russian economy, as well as the process of gradual transfer of certain areas of natural monopolies into a competitive market. The authors provide a detailed analysis of the terms required for the implementation of the strategies. Based on the analysis an axiological paradigm of competition was formed, taking into account global challenges associated with the development of modern economy. The authors argue that for the consistent development of competition a unified system should be built on the basis of phased interaction of key components, the main of which is the National Strategy for Competitive Development in the Russian Federation for 2018-2020. For the effective development of the unified system of competition in the Russian Federation it is necessary to introduce federal standards and make use of regional road maps. The outcomes of the analysis allowed the authors to identify the main challenges impeding the development of competition in the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ мероприятий по развитию конкуренции в ключевых отраслях экономики Российской Федерации»

УДК 338.4

DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-56-63

АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Васильева И. А.1, Сазонов А. А.2

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

2Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. В данной работе представлен анализ плана мероприятий, направленною на развитие конкуренции в ключевых отраслях экономики РФ, а также процесса постепенного перехода отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка. Подробно разбираются контрольные показатели, необходимые для реализации плана развития конкуренции в отраслях экономики России, с последующим приведением детальных оценок по каждому из них. В рамках проведённого анализа была сформирована ценностная парадигма конкуренции с учётом глобальных вызовов, связанных с развитием современной экономики. Сделаны выводы, что для последовательного развития конкуренции необходимо выстроить единую систему на основе поэтапного взаимодействия ключевых составляющих, главным из которых является национальный план развития конкуренции на 2018-2020 гг.; что для эффективной работы системы конкуренции в РФ необходимо внедрение стандартов, а также использование региональных «дорожных карт». По результатам проведённого анализа авторами были определены основные проблемы, препятствующие развитию конкуренции в субъектах РФ.

Ключевые слова: ключевые показатели развития конкуренции, ценностная парадигма конкуренции, механизмы управления конкуренцией в отраслях экономики Российской Федерации.

© CC BY Васильева И. А., Сазонов A. А., 2019.

THE STUDY OF MEASURES TO PROMOTE COMPETITION IN KEY SECTORS OF RUSSIAN ECONOMY

I. Vasilyeva1, A. Sazonov2

1Moscow Region State University

24, Very Voloshinoi ul, Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation 2Moscow Aviation Institute (National Research University (Moscow) 4, Volokolamsk highway, Moscow, 125080, Russian Federation

Abstract. The article discusses the strategies aimed at the development of competition in the key sectors of Russian economy, as well as the process of gradual transfer of certain areas of natural monopolies into a competitive market. The authors provide a detailed analysis of the terms required for the implementation of the strategies. Based on the analysis an axiological paradigm of competition was formed, taking into account global challenges associated with the development of modern economy. The authors argue that for the consistent development of competition a unified system should be built on the basis of phased interaction of key components, the main of which is the National Strategy for Competitive Development in the Russian Federation for 20182020. For the effective development of the unified system of competition in the Russian Federation it is necessary to introduce federal standards and make use of regional road maps. The outcomes of the analysis allowed the authors to identify the main challenges impeding the development of competition in the subjects of the Russian Federation.

Keywords: key indicators of competition development, axiological paradigm of competition, mechanisms of competition management in the sectors of Russian economy.

Современный этап развития экономики учитывает не только постоянно изменяющуюся динамику мировых товарных рынков, но и ключевые особенности, присущие внутренней и внешней политике Российской Федерации.

Правительством РФ было принято решение о необходимости разработки единого плана мероприятий, направленного на эффективное развитие конкуренции в отраслях, а также сферах с естественной монополией [7, с. 1267].

Реализация плана нашла свое отражение в распоряжении Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 1697-р «О плане мероприятий («дорожной карте») по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы». Исполнение представленного плана мероприятий по развитию конкуренции возложено на федеральные органы испол-

нительной власти с учётом структурной численности работников, входящих в состав их центральных аппаратов. Финансовые ассигнования на реализацию соответствующего плана будут выделены из средств, заложенных в структуре федерального бюджета1. Основными задачами реализации мероприятий по комплексному развитию конкуренции являются [5, с. 395]:

разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня удовлетворённости потребителей при помощи расширения товарного ассортимента, спектра предлагаемых услуг и работ, значительного повышения уровня качества при общем снижении цен;

существенное повышение текущего уровня конкурентоспособности и общей экономической эффективности хозяйствующих субъектов за счет реализации возможности получения равного доступа к услугам и товарам, производимых субъектами естественных монополий, а также к различным государственным сервисам, необ-ходимыхи для эффективного ведения коммерческой деятельности;

реализация ряда мероприятий, направленных на организацию

1 План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov. ru/uploaded/files/1697-r-ot-16082018.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

процесса стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов с учетом возможности выделения в отдельный ряд направлений, связанных с увеличением доли высокотехнологичных товаров и услуг в структуре действующих производств;

последовательное развитие рынков реализации производимой продукции, в том числе высокотехнологичной, за счет систем поддержки экспорта и создания уникальной инфраструктуры обслуживания;

использование механизмов, необходимых для поддержания стабильного роста и развития структурных компонентов многоукладной экономики за счет качественного развития технологий, снижения издержек в общем масштабе национальной экономики и реализации ряда мероприятий, направленных на поддержание национальной безопасности.

Национальный план развития конкуренции базируется на ценностной парадигме конкуренции, в состав которой входят следующие элементы: инновации, рост эффективности производства, повышение благосостояния населения, а также повышение качества и многообразия товаров.

Необходимо отметить, что сформированная ценностная парадигма конкуренции работает в условиях трансформации действующей модели экономики в цифровую, по-

Vssy

1$$М2072-8549 ^

строенную с учетом существующих экономических санкций [8, с. 59]. С целью эффективной реализации единого механизма развития конкуренции правительством страны предлагается использовать трёхступенчатый механизм внедрения утверждённого плана по развитию конкуренции в ключевых отраслях:

а) Выполнение указа президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

б) Реализация федерального плана мероприятий по развитию конкуренции в субъектах РФ (ключевым показателем развития конкуренции будет доля присутствия организаций частной формы собственности в отраслях региональной экономики).

в) Использование региональных и муниципальных «дорожных карт», основной целью которых является содействие в развитии конкуренции на уровнях местного самоуправления.

Вторая и третья ступени представленного механизма должны иметь высокую степень актуализации - не реже, чем каждые пять лет [4, с. 26].

Проанализируем ключевые показатели реализации плана развития конкуренции в основных отраслях экономики и определим ожидаемый результат от проведенных мероприятий (таб. 1).

^2019/№ 2

Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видах деятельности) [1, с. 118]:

Использование в полной мере ключевых механизмов с целью развития передовых структур, в том числе и инновационных, основанных на принципах равных требований для всех участников рынка.

Увеличение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции в структуре агропромышленного комплекса.

Препятствование возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов не менее чем на 10% ежегодно [6, с. 46].

Переход к рыночному ценообразованию путем формирования цен на природный газ, в том числе обеспеченных увеличением объёма продаж природного газа на организованных торгах.

Рассмотрим основные проблемы, препятствующие развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации [2, с. 123]:

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

Таблица 1

Ключевые показатели развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

Контрольный показатель Единица измерения Планируемая доля присутствия частного бизнеса к 2020 г. Ответственные исполнители

Наличие не менее 3-х хозяйствующих субъектов во всех сферах экономики, один из которых будет относиться к частному бизнесу (искл. предприятия ОПК) количество субъектов от 20 до 80% в зависимости от сферы Федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности

Существенное снижение количества нарушений в сфере антимонопольного законодательства со стороны органов местного самоуправления и государственной власти количество нарушений не более 1862 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)

Рост закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в сфере муниципальных и государственных заказов проценты около 31,5% Федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности

Увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства проценты около 18,2% Федеральные органы исполнительной власти в конкретной сфере деятельности

Таблица составлена на основе плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг.

1. ограничение конкуренции 2. недостаточное использование

органами государственной потенциала малого и средне-

власти и органами местного го бизнеса для развития кон-

самоуправления; куренции;

V6V

155Ы 2072-8549^

3. тарифная дискриминация, создающая довольно жёсткие входные барьеры и неконкурентные условия для ведения бизнеса на территории разных субъектов РФ;

4. картелизация конкурентных сфер экономической деятельности;

5. государственно-монополистические тенденции, включающие в себя неэффективное использование государственного и муниципального имущества, замедление темпов развития приватизации и использование административно-командных методов управления экономикой.

С целью эффективного развития конкуренции в ключевых отраслях экономики необходимы следующие системные шаги в сфере сокращения присутствия государства в них [3, с. 8]:

1. проведение «умной» приватизации, построенной на рациональном объединении

^2019/№ 2

различных видов льгот в один лот, а также защита от недобросовестных участников рынка;

2. осуществление приватизации и концессии в сфере ЖКХ;

3. инициативная приватизация государственного и муниципального имущества на основе получения заявок от заинтересованных покупателей с последующим оформлением объектов за счёт заявителя и компенсацией затрат за счёт покупателя;

4. введение дополнительных мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса;

5. проведение обширного спектра работ, направленных на сокращение тарифной дискриминации с целью ликвидации коррупционных факторов при принятии тарифных решений и уровня недоверия потребителя к экономической обоснованности тарифов.

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

ЛИТЕРАТУРА

1. Джамай Е. В., Демин С. С., Сазонов А. А. Способы повышения экономической эффективности инновационной деятельности предприятия на основе комплексного анализа инновационного потенциала и интеллектуальных ресурсов // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2018. № 22. С. 118-129.

2. Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Концепт - научно-методический электронный журнал. URL: https://e-koncept.ru/2018/86028.htm (дата обращения: 05.04.2019).

3. Желтенков А. В., Моттаева А. Б., Кубрак И. А. Роль инвестиций в обеспечении экономического роста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 1. С. 6-10.

4. Желтенков А. В., Масленникова Н. П. Управление изменениями как основа развития самоорганизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013. № 1. С. 24-30.

5. Зорина Е. В. Основные проблемы конкуренции в современной России // Молодой ученый: [сайт]. URL: https://moluch.ru/archive/234/54467/ (дата обращения: 05.04.2019).

6. Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 4 (58). С. 46-53.

7. Косинов В. А. Влияние кризиса на развитие конкуренции в Российской Федерации // Концепт - научно-методический электронный журнал. URL: http:// e-koncept.ru/2015/85254.htm (дата обращения: 05.04.2019).

8. Оберт Т. Б. Проблемы антимонопольного регулирования в современной экономике // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях: в 2 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 58-61.

REFERENCES

1. Dzhamai E. V., Demin S. S., Sazonov A. A. [The ways of increasing economic efficiency of innovative activity of the enterprise on the basis of a comprehensive analysis of the innovative capacity and intellectual resources]. In: Nauchnyi vestnik GosNII GA [Scientific Bulletin of State Civil Aviation Research Institute], 2018, no. 22, pp. 118-129.

2. Yermolenko O. A., Nikonets O. E. [Competition issues in modern Russia]. In: Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «<Kontsept» [Scientific and Methodical Electronic Journal «Concept»]. Available at: https://e-koncept.ru/2018/86028.htm (accessed: 05.04.2019).

3. Zheltenkov A. V., Mottayeva A. B., Kubrak I. A. [The role of investment in ensuring economic growth]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2017, no. 1, pp. 6-10.

4. Zheltenkov A. V., Maslennikova N. P. [Change management as a basis for self-organization development]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2013, no. 1, pp. 24-30.

5. Zorina E. V. [The main issues of competition in contemporary Russia]. In: Molodoi uchenyi [Young Scientist]. Available at: https://moluch.ru/archive/234/54467/ (accessed: 05.04.2019).

6. Komarov A. V., Pilyuk K. A. [Antimonopoly policy of the Russian Federation at the present stage: problems and solutions]. In: Ekonomika isovremennyimenedzhment: teoriya i praktika [Economy and Modern Management: Theory and Practice], 2016, no. 4 (58), pp. 46-53.

7. Kosinov V. A. [The impact of crisis on the development of competition in the Russian Federation]. In: Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept»

[Scientific and Methodical Electronic Journal «Concept»]. Available at: http://e-koncept.ru/2015/85254.htm (accessed: 05.04.2019). 8. Obert T. B. [Problems of Antimonopoly regulation in modern economy]. In: Ekonomicheskoe razvitie obshchestva v sovremennykh krizisnykh usloviyakh: sb. v 2 ch. [Economic Development of Society Under Current Crisis: A Collection in 2 Parts]. Ufa: AETERNA Publ., 2016, pp. 58-61.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOS

Ilrina A. Vasilyeva - PhD in Economics, assistant professor at Department of Antimonopoly Regulation of Moscow Region State University; e-mail: vasilieva68@mail.ru

Andrey A. Sazonov - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: Sazonovamati@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Васильева И. А., Сазонов А. А. Анализ мероприятий по развитию конкуренции в ключевых отраслях экономики Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 56-63. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-56-63

FOR CITATION

Vasilyeva I. A., Sazonov A. A. The Study of Measures to Promote Competition in Key Sectors of Russian Economy. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2019, no. 2, рр. 56-63. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-56-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.