Научная статья на тему 'Стандартизация развития конкуренции в субъектах Российской Федерации'

Стандартизация развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ / СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITION DEVELOPMENT / COMPETITION STANDARDIZATION / STANDARD OF DEVELOPMENT OF THE COMPETITION / COMMODITY MARKETS / KEY INDICATORS OF DEVELOPMENT OF THE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Надежда Васильевна

Статья посвящена актуальным вопросам стандартизации конкуренции и внедрения новой версии стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Научная проблематика настоящего исследования обусловлена недостаточностью динамики развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в отсутствии стандартизированных ориентиров на достижение результатов развития конкуренции. Обоснована значимость решения задачи по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, отраслях (сферах) экономики Российской Федерации на основе унифицированных подходов к определению и достижению ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках с учетом региональной и отраслевой специфики. Определено, что стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации обеспечивает регламентацию действий органов государственной власти в части выработки механизмов реализации конкурентной политики в региональном аспекте, определяет самостоятельность их действий и является составной частью стандартизированной системы развития конкуренции. Результаты проведения сравнительного анализа применения отдельных составляющих стандарта развития конкуренции указывают на имеющиеся и решаемые путем развития конкуренции проблемы социально-экономического развития соответствующих территорий, что может послужить основой для поиска лучшей практики инструментов развития конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standardization of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation

Тhe article is devoted to the topical issues of standardization of the competition and introduction of new version of the standard of development of the competition in the territorial subjects of the Russian Federation. The scientific perspective of the real research is caused by insufficiency of the dynamics of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation in a lack of the standardized reference points on achievement of the results of development of the competition. The importance of solution of a task of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation, branches (spheres) of economy of the Russian Federation on the basis of the unified approaches to the definition and achievement of the key indicators of development of competition in the commodity markets taking into account the regional and branch specifics is proved. It is determined that the standard of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation provides a regulation of actions of the public authorities regarding development of the mechanisms of realization of competition policy in the regional aspect, determines the independence of their actions and is a component of the standardized system of development of the competition. The results of carrying out comparative analysis of application of the separate components of the standard of development of the competition indicate the problems of social and economic development of the respective territories which are available and solved by the competition development that can form a basis for search of the best practice of instruments of development of the competition.

Текст научной работы на тему «Стандартизация развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ЕЮ1 10.22394/1818-4049-2019-87-2-42-51 УДК 339.137(470-3)(083.74) Н. В. Медведева

Стандартизация развития конкуренции в субъектах

Российской Федерации

Статья посвящена актуальным вопросам стандартизации конкуренции и внедрения новой версии стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Научная проблематика настоящего исследования обусловлена недостаточностью динамики развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в отсутствии стандартизированных ориентиров на достижение результатов развития конкуренции. Обоснована значимость решения задачи по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, отраслях (сферах) экономики Российской Федерации на основе унифицированных подходов к определению и достижению ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках с учетом региональной и отраслевой специфики. Определено, что стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации обеспечивает регламентацию действий органов государственной власти в части выработки механизлюв реализации конкурентной политики в региональном аспекте, определяет самостоятельность их действий и является составной частью стандартизированной систел1ы развития конкуренции. Результаты проведения сравнительного анализа применения отдельных составляющих стандарта развития конкуренции указывают на имеющиеся и решаемые путем развития конкуренции проблел1ы социально-экономического развития соответствующих территорий, что люжет послужить основой для поиска лучшей практики инструментов развития конкуренции.

Ключевые слова: развитие конкуренции, стандартизация конкуренции, стандарт развития конкуренции, товарные рынки, ключевые показатели развития конкуренции.

Введение. Приоритетным направлением развития конкуренции на современном этапе выступает стандартизация развития конкуренции на основе унифицированных подходов к развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, поиску новых и актуализации применяемых инструментов. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации позиционируется как способ создания с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики. Принятие и внедрение новой версии стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в результате

реализации масштабных задач государственной политики по развитию конкуренции1 обусловливает актуальность темы исследования.

Цель исследования заключается в определении места [Медведева, 2019] стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в системе развития конкуренции. Определены задачи исследования: рассмотрение причин и обстоятельств актуализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; сравнительный анализ отдельных составляющих стандарта развития конкуренции (прежняя и новая версии стандарта) и практики их применения.

1 О новой редакции стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. ФАС России // Муниципальная экономика. 2016. Na 1, С. 15—30. URL: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34216895

Надежда Васильевна Медведева - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail:, [email protected]

Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, ее развитие является постоянным приоритетом государственной политики. Содействие развитию конкуренции имеет своей стратегической целью сокращение государственного участия в рыночных отношениях, обеспечение равных условий осуществления экономической деятельности и снятия неоправданных барьеров ее осуществления, ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправлении за реализацию политики по развитию конкуренции [Акимова, Белицкая, Белых и ДР-, 2017].

Непосредственная работа по развитию конкуренции, вследствие регионального характера большей части рынков товаров, работ и услуг, концентрируется в субъектах Российской Федерации. Становление единой системы развития конкуренции сопровождается поиском и разработкой институциональнъгх и правовых механизмов, стимулирующих развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны [Внедрение..., 2014. С. 6]. В их числе, стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года 1738-р2, содержание которого направлено на реализацию мероприятий по развитию конкуренции и улучшению конкурентной среды на товарных рынках субъектов Российской Федерации (далее - Стандарт развития конкуренции 2015 г.). Деятельность по созданию условий для формирования благоприятной конкурентной среды2 и развития предпринимательства приобрела структурный характер, были выявлены проблемные рынки, поставлены цели и определены приоритетные направления развития конкуренции на рынках субъектов Российской Федерации [Внедрение..., 2014. С. 5].

Предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях экономики имели положительные результаты, вместе с тем они не привели к системным улучшениям в

состоянии конкурентной среды в масштабе страны [Внедрение..., 2014. С. 6]. В настоящее время Стандарт развития конкуренции 2015 не применяется, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 768-р утверждена новая версия Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее — Стандарт развития конкуренции1 2019 г.).

Развитие конкуренции на данном этапе экономического развития происходит в новом формате, обусловленном возможностями цифровой экономики. Торговые цифровые платформы становятся важнейшим элементом инфраструктуры новых рынков, осуществляя реализацию товаров среди значительного количества поставщиков и покупателей товаров, обладая при этом большим объемом информации о производителях и потребителях, их потребностях, и вследствие этого получают существенную рыночную силу и обеспечивают конкурентное преимущество. Обладатель информации - владелец цифровой платформы - может не занимать какую-либо долю на рынке производства определенного материального товара, но, владея определенной информацией, он может контролировать практически любой материальный рынок [Доклад..., 2018. С. 10].

С появлением новых способов взаимодействия участников рынка через информационные технологии, не требующие личного взаимодействия, экономика переходит в другую, более высокую категорию риска нарушений антимонопольного законодательства и необходимости предоставления участникам рынка иных, дополнительных инструментов защиты [Белицкая, Белых, Беляева и др., 2019].

Важным этапом определения вектора развития экономической политики в Российской Федерации стало утверждение Президентом Российской Федерации Указа от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее - Указ Президента РФ № 618), которым была создана единая система государственной политики, определяющая

2 Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N1 738-р Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (в редакции от 17.09.2016). URL: https://ppt. ш/ docs/ rasporyazheniye/ 70581

направления совместной деятельности по развитию конкуренции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а содействие развитию конкуренции определено как приоритетное направление в деятельности органов власти всех уровней. Данным указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг. (далее — Национальный план развития конкуренции). Он направлен на снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий, реформу тарифного регулирования, предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках, и поддержку предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса. Определен перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемые показатели развития конкуренции в них.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции Правительство Российской Федерации утвердило планы мероприятий (комплексную «дорожную карту») по развитию конкуренции на 2018 - 2020 гг. в отраслях экономики Российской Федерации3 (далее -дорожная карта). Определены перечни ключевых показателей, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов в таких отраслях (сферах) экономики, как здравоохранение, рынок социальных услуг, образование, агропромышленный комплекс, строительство, телекоммуникации, информационные технологии, жилищно-коммунальное хозяйство и др.

Возникла необходимость актуализации стандарта развития конкуренции субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать ключевые показатели развития конкуренции, отражающие долю организаций частной формы собственности в отраслях (сферах) эконо-

мики субъектов Российской Федерации, актуализировать дорожные карты по содействию развитию конкуренции с учетом достижения результатов, установленных Указом Президента РФ № 618 (итоги заседания Государственного совета по вопросам развития конкуренции, состоявшегося 5 апреля 2018 г.).

Изменились подходы к формированию перечня товарных рынков. Стандарт развития конкуренции 2015 года предусматривал формирование перечня приоритетных рынков и перечня социально-значимых рынков. Перечень приоритетных рынков формировал каждый субъект Российской Федерации самостоятельно, исходя их предусмотренных стандартом2 видов и критериев [Внедрение..., 2014. С. 8]. Перечень социально значимых рынков, в первую очередь, включает обязательный перечень рынков, предусмотренных стандартом1, а также может быть дополнен иными социально значимыми рынками (с учетом региональной специфики). Анализ количественного соотношения социально-значимых рынков в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа выявил случаи дополнения перечня социально-значимых рынков: Хабаровский край — рынок розничной реализации фармацевтической продукции; Еврейская автономная область - рынок услуг газоснабжения. Ряд субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия); Приморский край, Чукотский автономный округ) рынок розничной торговли фармацевтической продукцией отнесли к приоритетным рынкам. Подход к учету числа социально-значимых рынков в составе обязательного перечня, установленного стандартом (количество - 11) был использован в анализе количественного соотношения приоритетных рынков субъектов РФ ДФО. Данные о количественном соотношении приоритетных рынков субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа представлены в таблице 1.

3 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 гг.: распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 1697-р // Собр. законодательства РФ. 2018. № 36. Ст. 5655.

Таблица 1

Сравнительный анализ приоритетных рынков субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа

№ Наименование субъекта РФ Приоритетные рынки Доля приоритетных рынков (%)

Количество Наименование

1 Республика Бурятия 2 1. Рынок мяса и мясной продукции 2. Рынок электроэнергетики 7

2 Республика С аха (Я кутая) 2 1. Рынок розничной реализации фарлш-цевтической продукции 2. Рынок услуг индустрии туризма 7

3 3 абай калъский край 5 1. Агропромышленный рынок 2. Рынок глубокой переработки древесины 3. Рынок жилищного строительства 4. Рынок розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива (для муниципальных районов, определенных «дорожной картой») 5. Рынок туристских услуг 18

4 Камчатский край 3 1. Рынок услуг электроэнергетики 2. Рынокпроизводствапродуктовпитания 3. Рынок туристских услуг 11

5 Приморский край 1 1. Рынок розничной торговли фармацевтической продукцией

6 Хаб ар о в ский край 7 1. Рынок розничной торговли лекарственными средствами 2. Рынок бытовых услуг 3. Рынок услуг общественного питания на объектах дорожного сервиса 4. Рынок строительства жилья 5. Рынок строительных материалов 6. Рынок добычи и переработки водных биологических ресурсов 7. Рынок лесного хозяйства 8. Рынок композиционных материалов 4

7 Амурская область 1 1. Рынок туристических услуг 4

8 М агад аи екая область 1 1. Ры нок про и зводств а агро промышленной продукции 4

9 Сахалинская область 3 1. Рынок производства мяса 2. Рынок производства инертных строительных материалов 3. Рынок рыбы и морепродуктов 11

10 Еврейская автономная область 3 1. Рынок услуг газоснабжения 2. Рынок производства агропромышленной продукции 3. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами 11

11 Чукотский автономный округ 1 1. Рынок розничной торговли на рынке фарлш цевтической продукции 4

Итого 29

Источник: составлено автороя1 на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.4

4 О мерах по реализации Стандарта развития конкуренции е субъектах Российской Федерации: Рас.поряжение Правительства Республики Бурятия от 29 декабря 2015 г. Ne 791-р. URL: http://docs.cntd.ru/ document/432844200 ; Об утверждении перечня социально-значимых рынков

В соответствии с рекомендациями Стандарта развития конкуренции 2015 года, посредством формирования приоритетных рынков субъекты Российской Федерации решают наиболее значимые проблемы, препятствующие конкуренции, что демонстрируют данные таблицы I2, отражая в том числе отсутствие системного подхода к содействию развития конкуренции и охвату отраслей (сфер) экономики. Перечень приоритетных рынков разрабатывается на основе анализа1 результатов мониторинга, ежегодно в него вносятся изменения с учетом результатов такого анализа, что указывает на селективный метод управления на основе определения «точек роста» с возможностью применения проектного управления.

Стандарт развития конкуренции 2019 г. определяет перечень из 41 товарного рынка без подразделения на социально-значимые и приоритетные. Субъекты Российской Федерации формируют перечень товарных рынков в количестве не менее 33 из числа товар-

ных рынков, предусмотренных стандартом, что составляет 80% от общего количества товарных рынков. При этом подлежит обоснованию выбор каждого товарного рынка с описанием текущей ситуации и анализом основных проблем и методов их решения5, а также устанавливаются обязательные для достижения ключевые показатели5 в отношении таких рынков. Точечный выбор товарных рынков и обеспечение достижения ключевых показателей на них обеспечит запуск мультипликативных эффектов и интенсивное развитие смежных рынков, чему способствует и масштабность охвата отраслей (сфер) экономики.

Изменение перечня товарных рынков затронуло видовую характеристику рынков, их стало 41 против 11 социально-значимых рынков (перечень приоритетных рынков Стандартом развития конкуренции 2015 г. не определялся). В измененном перечне товарных рынков не предусмотрен рынок услуг в сфере культуры. Рынок розничной торговли сужен до рынка услуг розничной

и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Саха(Якутия): распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 27 лшя 2016 Ne 505-РГ. URL: http://docs.cntd. ш/document/439061237 ; Об утверждении перечня социально-значимых рынков и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Камчатском крае и плана мероприятий («дорожная картав) вРазвитие конкуренции в Камчатском крае на 2016-2018 годы: Распоряжение Правительства Камчатского края от 11 февраля 2016 Ne 71-РП. URL: http://docs.cntd.ru/ document/450334167 ; Об утверждении перечня социально-значимых рынков и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Приморском крае: распоряжение Губернатора Приморского края от 28 марта 2016 г. Ne 56-рг // Приморская газета, спецвыпуск. Ne 37(1208). 01.04.2016. ; Об утверждении Перечня социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Хабаровском крае и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Хабаровском крае на 2015-2020 годы: Распоряжение Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2014 Ne 911-рп // Официальный интернет-портал правовой инфорлшции ujwuj.pravo.gov.ru, 17.12.2014. ; Об утверждении перечня социально зна-чил1ых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Амурской области: постановление Губернатора Амурской области от 07 декабря 2015 Ne 290. URL: http://docs.cntd.ru/ document/326143686; Об утверждении перечня приоритетных и социально значг^мых рынков для содействия развитию конкуренции в Магаданской области // Проект https://economy.49gov.ru/ common/upload/file/proekt_NPA2_14.10.15.pdf; Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Сахалинской области: распоряжение Правительства Сахалинской области от 04 сентября 2015 г. Ne 430-р. URL: http://docs. cntd.ru/document/430542266 ; Об утверждении Перечня приоритетных и социально-значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Еврейской автономной области: распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 18.03.2015 г. Ne 114-РГ. URL: http://илмш.еао. ш/ isp-vlast/upravlenie-ekonomiki-pravitelstva/ razvitie-konkwentsii-v-evreyskoy-autonomnoy-oblasti/ ; Об отдельных вопросах реализации на территории Чукотского автономного округа Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение Губернатора Чукотского автономного округа от 30 декабря 2015 г. Ne 309-рг. URL: https://chukotka.fas.gov.ru/sites/ chukotka.f.isft). ш/files/page/201 7/04/14/87_doklad-za-2016-god-chukotskii-ao.pdf

5 Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. Ne 768-р. URL: http://static, government, ги/media/files/RAVRsYv2sgOXHCLhfgUFchxAURxQ75vZ.pdf

торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства с 5 мероприятиями Стандарта развития конкуренции 2015 г. представлен в Стандарте развития конкуренции 2019 г. 7 товарными рынками (рынок теплоснабжения; рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов5; рынок выполнения работ по благоустройству городской среды; рынок купли-продажи электрической энергии и др.). Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом представлен 3 товарными рынками (рынками оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам (межмуниципальным маршрутам) регулярных перевозок; рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси5 на территории субъекта Российской Федерации). Предусмотрены товарные рынки по направлениям строительства, дорожной деятельности, ремонту автотранспортных средств, развития агропромышленного комплекса и др. Обобщающим фактором предусмотренного перечня товарных рынков выступает имманентная им составляющая конкурентной среды и включение в перечень отраслей (сфер) экономики, по которым Национальным планом развития конкуренции определены ожидаемые результаты развития конкуренции.

Сравнительный анализ сформированных перечней приоритетных рынков субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и измененного новой версией стандарта развития конкуренции перечня товарных рынков показал несоответствие в размере

36% (10 приоритетных рынков (из общего их числа — 29) не предусмотрены Стандартом развития конкуренции 2019 г.). К ним относятся — мясной рынок (Республика Бурятия; Сахалинская область); рынок туристских услуг (Республика Саха(Якутия); Забайкальский край; Камчатский край; Амурская область); рынок бытовых услуг и рынок услуг общественного питания на объектах дорожного сервиса (Хабаровский край) и др. Соответственно внедрение Стандарта развития конкуренции 2019 г. повлечет пересмотр перечня товарных рынков ряда субъектов Российской Федерации. Так, на инвестиционном портале Хабаровского края размещена информация (Ы±рэ:// invest.khv.gov.ru/Sobytiya/Novosti/7556) о необходимости формирования перечня товарных рынков, проведении мониторинга имеющихся административных барьеров для бизнеса, оценки удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ, услуг на товарных рынках и состоянием ценовой конкуренции в Хабаровском крае, и приглашение принять участие в опросах предпринимателей и потребителей.

Вместе с тем, разработанные субъектами Российской Федерации ключевые показатели развития конкуренции определены в разрезе отраслей (сфер) экономики, которые могут войти в перечни товарных рынков. Так, в Хабаровском крае определены 33 ключевых показателя развития конкуренции6, Сахалинской области — 347, Еврейской автономной области - 348, Республике Бурятия - 369.

Ключевые показатели развития конкуренции определяют цели осуществления мероприятий по развитию конкуренции, включаемые в дорожные карты

6 О ключевых показателях развития конкуренции в Хабаровском крае: распоряжение Губернатора Хабаровского края от 23 ноября 2018 г. Ne 619-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/465356351

7 Об утверждении ключевых показателей развития конкуренции в Сахалинской области: распоряжение Правительства Сахалинской области от 13 декабря 2018 г. № 702-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://илиш.ргагю.дои.ги/, 1 7.12.2018.

8 Об утверждении ключевых показателей развития конкуренции в Еврейской автонолтой области: распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 16 ноября 2018 г. Ne 382-р // Сетевое издание «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информацииа. URL: http://npa79.eao.rn, 10.04.2019

9 Об утверждении ключевых показателей по содействию развитию конкуренции е Республике Бурятия и Плана мероприятий («дорожной картьи) по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия: распоряжение Правительства Республики Бурятия от 19 ноября 2018 г. № 669-р. URL: http:// egov-buryatia. ги/ minec/ actiiAties/ directions/ upravlenie-dokhodami/standait-razuitiya-konkurentsü/

по содействию развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, и содержат числовые значения минимально допустимой доли организаций частной формы собственности в отраслях экономики субъектов Российской Федерации по итогам реализации дорожных карт.

Существенной особенностью, свидетельствующей о большей самостоятельности субъектов Российской Федерации и возможности учета региональной специфики и текущей ситуации социально-экономического развития, выступает порядок определения и достижения числовых значений ключевых показателей развития конкуренции на соответствующих товарных рынках. Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют мероприятия по развитию конкуренции на конкретных товарных5 рынках, их этапы, числовые значения ключевых показателей в дорожных картах по содействию развитию конкуренции на период 2019 - 2022 гг. с учетом необходимости достижения к 2022 г. числовых значений ключевых показателей не ниже числовых значений, установленных стандартом.

Претерпел определенные изменения порядок установления числовых значений ключевых показателей10, что направлено на исполнение Национального плана развития конкуренции, пример отражен в таблице 2.

Приведенные данные, применительно к Стандарту развития конкуренции 2019 г., показывают большую конкретику относительно числовых значений ключевых показателей в виде ориентира на минимальное значение (пример 1 - столбцы 4 и 6) (по ряду социально-значимых рынков Стандарта развития конкуренции 2015 г. значения целевых показателей опрсделались субъектами Российской Федерации самостоятельно); изменение ключевого показателя (пример 2) с доли затрат на медицинскую помощь на долю медицинских организаций.

Субъекты Российской Федерации утверждают дорожные карты по содей-

ствию развития конкуренции по каждому товарному рынку (из сформированного перечня товарных рынков). Предметным содержанием дорожной карты являются направления развития конкуренции в субъекте Российской Федерации, перечень ключевых показателей развития конкуренции и мероприятия по развитию конкуренции к установленному сроку. Наряда' с мероприятиями, сформированными в целях достижения ключевых показателей, в дорожной карте предусматриваются также системные мероприятия5, способствующие развитию конкуренции, в том числе ориентированные на развитие конкурентоспособности товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение прозрачности и доступности закупок товаров, работ, услуг с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)5; устранение избыточного государственного и муниципального регулирования; ограничение влияния государственных и муниципальных предприятий на конкуренцию; создание условий для недискриминациоиного доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки5; содействие развитию практики применения механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства; содействие развитию социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства и др.

Стандартом развития конкуренции 2019 г. конкретизировано содержание дорожной карты по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации. Дорожная карта должна содержать исходную информацию в отношении ситуации, сложившейся на отдельных товарных рынках субъекта Российской Федерации и ее проблематики; сведения о мероприятиях (с указанием срока их разработки и реализации), обеспечивающих достижение установленных результатов5; результаты и ключевые показатели развития конкуренции (с

10 Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях эконолшки е субъектах Российской Федерации: приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2018 г. Ne 1232/18 // https://fas.gov.ni/documents/653756

Таблица 2

Динамика содержания Стандарта развития конкуренции субъектов

Российской Федерации

N° Наименование товарного рынка Стан КОН^ дарт развития гренции 2015 г. Стандарт развития конкуренции 2019 г.

Цель мероприятия Целевые показатели Наименование ключевого показателя Минимальное значение ключевого показателя в 2022 г.

1 2 3 4 5 6

1 Рынок услуг дошкольно го образ о в ания Развитие сектора частных дошкольных образовательных организаций Удельный вес численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций (процентов) Доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных п р ед принимат елей, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста по аналогичным образовательным программам, процентов 1,6, но не менее 1 частной организации

2 Рынок медицинских услуг Включение негосударственных (немуни-цип альных| медицинских организаций в реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхо в ания Доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования: в 2015 г. - не менее 6%; в 2016 - не менее 7%; в 2017 г. - не менее 8%; в 2018 г. - не менее 10% Доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, процентов 10

Источник: составлено автором на осно в субъектах Российской Федерации 2015 г

указанием срока их достижения), сведения о исполнителях и соисполнителях, ответственных за разработку и реализацию мероприятий, обеспечивающих5 достижение установленных результатов.

В настоящее время первоочередными мерами по дальнейшему развитию конкуренции выступает внедрение новой версии стандарта развития конкуренции

вании стандартов развития конкуренции . и 2019 г.

в субъектах Российской Федерации и обеспечение достижение ключевых показателей развития конкуренции. Однако, буд учи целостным и системным направлением развития конкуренции, реализация положений стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, равно как и реализация планов развития конкуренции в отраслях (сферах)

экономики Российской Федерации - это составные части более широкого подхода к стандартизации развития конкуренции. Решение многоаспектной задачи по развитию конкуренции зависит и обеспечивает условия социально-экономического развития и запускает эффект охвата взаимосвязей и взаимообусловленностей в использовании межотраслевого и внутриотраслевого инструментария государственной экономической политики. Необходима, в том числе, методологическая составляющая мониторинга состояния и развития конкурентной среды в отраслях (сферах) экономики, обеспечения достижения ключевых показателей развития конкуренции, введение дополнительных мер стимулирования и ответственности в достижении ожидаемых результатов развития конкуренции, функционирование и позиционирование системы антимонопольного комплаенса, поиск, выявление и тиражирование лучших практик развития конкуренции [Медведева, 2019]. В процессе применения положений стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации возможны риски организационного характера, в том числе формального подхода [Медведева, 2019] к формированию перечня товарных рынков, их мониторингу и актуализации.

Заключение. Определено, что развитие конкуренции в условиях новых реалий является вектором развития государственной экономической политики и приоритетным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Выборочный анализ самостоятельного определения субъектами Российской Федерации охвата отраслей (сфер) экономики для целей развития конкуренции показал недостаточную динамику в отсутствии стандартизированных ориен-Reference to the article •

тиров на достижение результатов. Обосновано, что посредством внедрения новой версии стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации обеспечивается развитие конкуренции на основе унифицированных подходов к определению и достижению ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках с учетом региональной и отраслевой специфики.

Список литературы:

1. Акимова М. А., Белицкая А. В., Белых B.C. и др. Актуальные вопросы современного конкурентного права. Сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. Вып. 1. 288 с.

2. Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: опыт регионов и лучшие практики: информационная записка. М.л Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2014. 25 с.

3. Доклад о приоритетных направлениях деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации // М., Кремль. 2018. 176 с. URL: https:// econom.nso.ru/sites/econom.nso.ru/ wodby_files/ files/ page_492 / doklad_ gosudarstvennogo_soveta-1522934148_1-1522940012_0.pdf

4. Медведева H. В. Антимонопольный комплаенс в системе развития конкуренции / / Власть и управление на Востоке России, 2019. № 1 (86). С. 51-59. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-51-59

5. Белицкая А. В., Белых В. С., Беляева А. О. и др. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики : монография / отв. ред. В. А. Вай-пан, М. А. Егорова. М. : Юстицинформ, 2019. 376 с.

Медведева Н. В. Стандартизация развития конкуренции в субъектах Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 42-51. ЕЮ1 10.22394/1818-4049-2019-87-2-42-51_

Nadezhda V. Medvedeva - Candidate of Economics, Associate professor, the public and municipal administration and the office right chair, the Far-Eastern institute of management, branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: medvedeva08(^.ist.ra

Standardization of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation

The article is devoted to the topical issues of standardization of the competition and introduction of new version of the standard of development of the competition in the tenitorial subjects of the Russian Federation. The scientific perspective of the real research is caused by insufficiency of the dynamics of development of competition in the tenitorial subjects of the Russian Federation in a lack of the standardized reference points on achievement of the results of development of the competition. The importance of solution of a task of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation, branches (spheres) of economy of the Russian Federation on the basis of the unified approaches to the definition and achievement of the key indicators of development of competition in the commodity markets taking into account the regional and branch specifics is proved. It is determined that the standard of development of competition in the tenitorial subjects of the Russian Federation provides a regulation of actions of the public authorities regarding development of the mechanisms of realization of competition policy in the regional aspect, determines the independence of their actions and is a component of the standardized system of development of the competition. The results of carrying out comparative analysis of application of the separate components of the standard of development of the competition indicate the problems of social and economic development of the respective territories which are available and solved by the competition development that can form a basis for search of the best practice of instmments of development of the competition.

Keywords: competition development, competition standardization, standard of development of the competition, commodity markets, key indicators of development of the competi-

References:

1. Akimova M. A., Belitskaya A. V., Belykh V. S. and other. Actual issues of modern competition law. Collection of scientific papers / resp. ed. M. A. Egorova. M.: Yustitsinform, 2017, vol. 1, p. 288. (In Russian).

2. Implementation of the Standard for the Development of Competition in the Subjects of the Russian Federation: Experience of the Regions and Best Practices: Information Note. M., Analytical Center for the Government of the Russian Federation, 2014, p. 25. (In Russian).

3. Report on the priority activities of the constituent entities of the Russian Federation to promote the development of competition in the Russian Federation / / Moscow,

the Kremlin. 2018. 176 p. URL: https:// econom.nso.ru/sites/econom.nso.ru/ wodby_files / files / page_492 / doklad_go-sudarstvennogo_soveta-1522934148_1-1522940012_0.pdf (In Russian).

4. Medvedev N. V. Antimonopoly Compliance in the System of Competition Development Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and Administration in Eastern Russia], 2019, no. 1 (86), pp. 51-59. DOI 10.22394/1818-4049-2019-86-1-5159. (In Russian).

5. Belitskaya A.V., Belykh V.S., Belyaeva A.O. and others. Legal regulation of economic relations in the modern conditions of the development of the digital economy: monograph / resp. ed. V.A. Vaipan, M.A. Egorova. M Yustitsinform, 2019. 376 p. (In Russian).

Reference to the article-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mft]ved;'V;i N. V. Standardization of development of competition in the territorial subjects of the Russian Federation / / Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 2 (87). Pp. 42-51. DOI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-42-51_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.