Научная статья на тему 'Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)'

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / COMPETITION / STANDARDS OF COMPETITION IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / ENTITIES / AUTHORIZED AGENCY / COLLEGIAL BODY / INVESTMENT CLIMATE / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Татьяна Федоровна, Тимофеев Виктор Валерьевич

Статья посвящена исследованию стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики) и направлена на совершенствование законодательства в сфере конкурентных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеева Татьяна Федоровна, Тимофеев Виктор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STANDARD OF COMPETITION DEVELOPMENT IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (THROUGH THE EXAMPLE OF CHUVASH REPUBLIC)

The article is devoted to the study of the standard of development of the competition in subjects of the Russian Federation (through the example of Chuvash Republic) and is aimed at improving legislation in the sphere of investment and competition relations.

Текст научной работы на тему «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)»

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственное регулирование предпринимательской деятельности является основой для развития и стабилизации предпринимательской деятельности и экономической ситуации в Российской Федерации [5].

Однако, к сожалению, на современном этапе развития и стабилизации государственного регулирования предпринимательской деятельности значительным недостатком является отсутствие законодательного понимания государственного регулирования, государственного регулирования экономики и государственного регулирования предпринимательской деятельности, что способствует дисгармонизации государственной политики и экономики страны в целом. Необходимо также учитывать, что стандартизация понятий «государственное регулирование», «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» является основой формирования государственной политики как в стране, так и за ее пределами [7].

Список литературы

1. Ефимцева Т.В. Основы предпринимательского права: учебник. Рязань: Концепция, 2014. 460 с.

2. Иванова Е.В. Предпринимательское право: учебник для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 269 с.

3. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. М.: Зерцало, 2013. 317 с.

4. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Е.Е. Ермолаев [и др.]. Самара: Самарский гос. архитектурно-строительный ун-т, ЭБС АСВ, 2012. 242 с.

5. Предпринимательское право: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Г.Ф. Ручкина. М.: Высшее образование; Юрайт, 2009. 892 с.

6. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.И. Ко-сяковой. М.: Юрайт, 2016. 402 с.

7. Предпринимательство: учебник / А.Н. Романов [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 700 с.

8. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 420 с.

ТИМОФЕЕВА Татьяна Федоровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: timofeevarich@mail.ru.

ЗИНОВЬЕВА Лариса Геннадьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: larisa-zin-cheb@mail.ru.

TIMOFEEVA, Tatyana Fedorovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Disciplines. Chuvash State University of the name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: timofeevarich@mail.ru.

ZINOVYEVA, Larisa Gennadyevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department ofTheory and History of State and Law. Chuvash State University ofthe name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: larisa-zin-cheb@mail.ru.

УДК 346.546(470.344)

СТАНДАРТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Чувашской Республики) Т.Ф. Тимофеева, В.В. Тимофеев

Статья посвящена исследованию стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики) и направлена на совершенствование законодательства в сфере конкурентных отношений.

Ключевые слова: конкуренция; Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации; хозяйствующие субъекты; уполномоченный орган; коллегиальный орган; инвестиционный климат; общественные организации.

138

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)

T.F. Timofeeva, V.V. Timofeev. THE STANDARD OF COMPETITION DEVELOPMENT IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (THROUGH THE EXAMPLE OF CHUVASH REPUBLIC) The article is devoted to the study of the standard of development of the competition in subjects of the Russian Federation (through the example of Chuvash Republic) and is aimed at improving legislation in the sphere of investment and competition relations.

Keywords: competition; standards of competition in the constituent entities of the Russian Federation; entities; authorized Agency; collegial body; the investment climate; public organizations.

В настоящее время важнейшей целью государства является создание предпосылок для стабильного социально-экономического развития с учетом ценностей - предпринимательской свободы и частной собственности [2]. При этом право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, право создавать и реорганизовывать хозяйствующие субъекты, владеть средствами производства, право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью желательно реализовывать в условиях эффективной конкурентной среды и четко определенной правовой базы, не отстающей от темпа развития рыночных отношений [3].

В связи с введением в отношении Российской Федерации внешнеэкономических санкций вопросы свободного доступа к рынкам товаров и услуг приобрели особую остроту. В то же время налицо отсутствие системного и единого подхода к осуществлению деятельности по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами, непрозрачная система работы органов исполнительной власти в части реализации мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров (работ, услуг), слабые условия для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, наличие административных барьеров (сертификация, маркирование, паспортизация, многочисленные формы обязательной отчетности и др.). Все это затрудняет решение социально-экономических проблем в Российской Федерации, а также в субъектах Российской Федерации.

Принятое год назад распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 г. № 1738-р утвердило Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт) [1]. Он предназначен для развития конкуренции в самых разных сферах: дошкольное образование, дополнительное образование детей, услуги детского отдыха и оздоровления, услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, розничная торговля, строительство жилья, услуги связи, услуги в сфере культуры, медицинские услуги, социальное обслуживание, услуги по перевозке

пассажиров наземным транспортом, услуги жилищно-коммунального хозяйства (недовольны более 60 % потребителей [4]) и др. Он предназначен также для решения социально-экономических проблем регионов. В целом Стандарт - это инструмент, и прежде чем приступить к его внедрению, обязателен мониторинг рынков и выявление социально-экономических проблем.

Для внедрения Стандарта в Чувашской Республике создана определенная правовая база, состоящая из указов Главы Чувашской Республики от 30.12.2014 г. № 181 «О внедрении в Чувашской Республике стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», от 30.07.2013 г. № 74 «О Совете по улучшению инвестиционного климата при Главе Чувашской Республики»; распоряжения Главы Чувашской Республики от 22.10.2013 г. № 252-рг о составе Совета по улучшению инвестиционного климата при Главе Чувашской Республики; постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2015 г. № 15 «О мерах по реализации Указа Главы Чувашской Республики от 30 декабря 2014 г. № 181 «О внедрении в Чувашской Республике стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», от 09 апреля 2015 г. № 115 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июня 2012 г. № 235», Соглашения о внедрении в Чувашской Республике стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с органами местного самоуправления и др.

Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Чувашской Республике стало Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. При Главе Чувашской Республики создан коллегиальный орган - Совет по улучшению инвестиционного климата, в функции которого входит содействие развитию конкуренции в Чувашии. Совет состоит из руководителей органов исполнительной власти, а также представителей общественных организаций, выражающих интересы предпринимателей и потребителей товаров и услуг (всего 30 участников). Количество участников в субъектах Рос-

сийской Федерации варьируется. Например, в Волгоградской области - 21 участник, в Татарстане - 18, в Саратовской области - 14, в Ульяновской области - 12, в Хабаровском крае - 82, в Ярославской области - 59 участников и т.д.

На заседаниях Совета по улучшению инвестиционного климата рассматривались различные вопросы, касающиеся: 1) реализации дорожной карты внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Чувашии по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе; 2) изучения инвестиционных проектов на предмет признания их приоритетными; 3) участия Чувашии в проведении Национального рейтинга состояния инвестиционного климата; 4) создания туристской инфраструктуры в Чувашской Республике; 5) реализации инвестиционных проектов в Чувашии с привлечением кредитных ресурсов финансовых организаций; 6) оценки населения и бизнеса инвестиционной среды Чувашии; 7) признания инвестиционного проекта «Строительство комбината по производству керамических строительных материалов мощностью 65 млн штук условного кирпича в селе Атрать Алатырского района Чувашской Республики» приоритетным; 8) реализации политики им-портозамещения в Чувашии; 9) взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства; 10) развития банковского сектора; 11) принятых мер и задач внедрения в Чувашии Стандарта; 11) бренда как одного из факторов успешной реализации инвестиционной стратегии Чувашии до 2020 года и другие вопросы.

Результаты деятельности по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта являются одним из показателей для оценки эффективности деятельности Главы Чувашской Республики. Сама деятельность по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта включена в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельнос-

ти органов исполнительной власти Чувашской Республики.

При внедрении в Чувашской Республике Стандарта, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее: исключить из социальной сферы все проявления дискриминации, убрать все организационные и административные барьеры; расширить доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, в том числе четко определить обязательный годовой объем таких закупок у малого и среднего бизнеса, снизить среднее число обращений представителей бизнеса в исполнительный орган власти для получения одной государственной услуги, а также сократить сроки предоставления государственных услуг; упростить взаимодействие участников рынка с регулирующими органами; повысить информационную прозрачность деятельности исполнительных органов власти; обеспечить реализацию комплекса мер по повышению конкурентоспособности.

Список литературы

1. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 г. № 1738-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 37, ст. 5176.

2. Иванова Е.В., ТолстоваМ.Л., Воронов В.М. Охранная деятельность: публично- и частноправовой аспекты // Правовые и нравственные аспекты обеспечения безопасности личности и государства на современном этапе политических и экономических санкций: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 апр. 2016 г.): в 2-х ч. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. Ч. 1.С. 233.

3. Скуратова И.Н. Проблемы теневой занятости в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23). С. 137-140.

4. URL: http://runews24.ru/russia/chelyabinsk /07062014-oplata-uslug-zhkx.html.

ТИМОФЕЕВА Татьяна Федоровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: timofeevarich@mail.ru.

ТИМОФЕЕВ Виктор Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: gena83@mail.ru.

TIMOFEEVA, Tatyana Fedorovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Disciplines. Chuvash State University of the name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: timofeevarich@mail.ru.

TIMOFEEV, Victor Valeryevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Mari state university. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: gena83@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.