Bessonova Anastasia Alekseevna, Rybakova Iuliia Vyacheslavovna SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE ...
economic sceinces
УДК 330
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
© 2018
Бессонова Анастасия Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Рыбакова Юлия Вячеславовна, студент
Дальневосточный федеральный университет (690922, Россия, Владивосток, о. Русский, кампус ДВФУ, e-mail: Juliya9617@mail.ru)
Аннотация. В статье исследуется актуальная проблема современного состояния и перспектив развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Малое и среднее предпринимательство в настоящее время является основой функционирования существующей современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Успешная деятельность малых и средних предприятий выступает в качестве показателя, по которому можно судить о степени экономической свободы в обществе, о качестве предпринимательской инициативы человеческого капитала. По данным российских и зарубежных специалистов, в странах с развитой рыночной экономикой малый и средний бизнес составляет от 1/2 до 2/3 валового внутреннего продукта и примерно столько же рабочих мест среди экономически активного населения. Для определения уровня развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации был проведен анализ таких показателей как: количество субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), среднесписочная численность работников, занятых у СМСП, доля малого и среднего бизнеса в ВВП. На основе проведенного исследования были сделаны выводы о том, на каком этапе развития находится малый и средний бизнес в РФ, выявлены проблемы, которые мешают его развитию, а также предложены меры по созданию положительного предпринимательского климата.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, предпринимательский климат, меры поддержки, среднесписочная численность работников, ВВП, государственная поддержка, финансовые ресурсы.
SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS
© 2018
Bessonova Anastasia Alekseevna, candidate of Economics, Associate Professor of «Finance and kredit» Rybakova Iuliia Vyacheslavovna, student Far Eastern Federal University (690922, Russia, Vladivostok, Russian island, FEFU campus, e-mail: Juliya9617@mail.ru)
Abstract. The article examines the actual problem of the current state and prospects for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Small and medium-sized businesses are currently the basis for the functioning of the existing modern model of a market-competitive economy. The success of small and medium enterprises serves as an indicator by which one can judge the degree of economic freedom in society, the quality of the entrepreneurial initiative of human capital. According to Russian and foreign experts, in countries with developed market economies, small and medium businesses range from 1/2 to 2/3 of gross domestic product and about the same number of jobs among the economically active population. To determine the level of development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, an analysis of such indicators as the number of small and medium-sized businesses (SMEs), the average number of employees employed by small and medium businesses, the share of small and medium businesses in GDP was carried out. On the basis of the conducted research, conclusions were made about at what stage of development small and medium businesses in the Russian Federation were identified, problems that hinder its development were identified, and measures were proposed to create a positive business climate.
Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized businesses, the business climate, support measures, the average number of employees, GDP, Government support, financial resources.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны многогранна, малые и средние предприятия ориентируются на удовлетворение спроса потребителей - обеспечивают демонополизацию экономики, обладают гибкостью, способствуют развитию конкуренции в сфере производства, обеспечивая тем самым повышение качества продукции, более эффективно используют технику и материальные ресурсы. Малый и средний бизнес (МСБ) создает благоприятные условия для оздоровления российской экономики через развитие конкурентной среды; расширение ассортимента и качества товаров, работ, услуг; создание новых рабочих мест; формирование инновационного сектора экономики.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Несмотря на то, что в настоящее время в нашей стране активно разрабатываются программы поддержки МСБ роль данного сектора в экономики России намного меньше, чем в большинстве стран Евросоюза. В Европе малые и средние предприятия являются основой экономики, они составляют около 99% всех предприятий. За
последние пять лет они создали около 85% новых рабочих мест, МСБ в Европе обеспечивают рабочими местами около 67% занятого населения и производят 58% от валовой добавленной стоимости. Европейская комиссия рассматривает малый и средний бизнес как ключевой элемент обеспечения экономического роста, инноваций, создания рабочих мест и социальной интеграции в Евросоюзе [ 1 ]. В России по данным Минэкономразвития, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила около 20 процентов [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которые обосновывается автор; выделение неразрешенной раньше частей общей проблемы. Исследованию предпринимательства, в частности малого и среднего, в научной литературе всегда уделялось большое внимание. Существует достаточно много определений предпринимательства, сформулированные зарубежными и российскими авторами. Так, например, американские ученые Р. Хизрич и М. Питерс определяют предпринимательство как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью - процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесс приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым [3].
270
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)
экономические науки
Бессонова Анастасия Алексеевна, Рыбакова Юлия Вячеславовна МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ ...
Ряд российских ученых - М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай и другие считают, что предпринимательство - это экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получение прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами [4]. Е.Е. Кузьмина считает, что в развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, инновационную, ресурсную, социальную, личностную [5].
В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке [6]. Если в нашей стране государство будет способствовать развитию малых и средних компаний, которые должны являться основой экономики страны, то это позволит предпринимательству выполнять полный перечень данных функций, что позволит вывести роль предпринимательства на совершенно новый уровень.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является анализ современного уровня развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, определение проблем, препятствующих его эффективному развитию и поиск направлений улучшения предпринимательского климата в нашей стране. Для определения уровня развития малого и среднего предпринимательства был проведен анализ таких показателей как: количество субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), среднесписочная численность работников, занятых у СМСП, доля малого и среднего бизнеса в ВВП. Полученные результаты позволяют оценить уровень развития МСБ, эффективность работ программ государственной поддержки, а также позволить сделать предположения о возможных дальнейших шагах, которые необходимо предпринять для улучшения предпринимательского климата.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Развитие малого и среднего предпринимательства признано одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики России, целями которой являются обеспечение стабильного экономического развития, создание рациональной структуры экономики и повышение благосостояния населения страны. Российским правительством в настоящее время предпринимаются попытки сделать малый и средний бизнес основой экономики страны.
Для этого созданы организационно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки.
Динамика роста количества МСБ приведена на рисунке 1, в котором представлен рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за 5 лет.
По данным графика видно, что сектор малого и среднего предпринимательства за рассматриваемый период преимущественно состоит из индивидуальных предпринимателей - 53,3% и микропредприятий - 42,3% (без индивидуальных предпринимателей). За пять лет количество малых и средних предприятий увеличилось на 30,7%, в 2017 году по сравнению с 2016 рост расставляет 2,9%.
Это непосредственно связано с повышением уровня доступности финансовых ресурсов для малых и средних компаний.
Рисунок 1 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в период с 2012 по 2017 г., тыс. ед. (составлено автором по данным [7,8])
Следующий ключевой показатель, о котором нужно говорить при изучении развития малого и среднего бизнеса — это количество занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Рисунок 2 - Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 2012 по 2017 г., тыс.чел. (составлено автором по данным [7,8])
По данным Федеральной службы государственной статистики наибольшее количество работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства с 2012 по 2017 год выросло на 3,1%. Наибольшее их количество наблюдается в 2017 году - 16 106 тыс. человек, что больше чем в предыдущем году на 1,2%. Согласно отчету Министерства экономики Российской Федерации МСБ обеспечивает рабочими местами 25% от общего числа занятого населения.
Следующий ключевой показатель, по которому можно судить о степени развития малого и среднего бизнеса в стране - это доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны.
Рисунок 3 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России с 2012 по 2017 г., в % (составлено автором по данным [8,9])
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России выросла за пять лет на 2,3%, данный показатель растет очень медленными темпами, наибольшее значение наблюдается в 2017 году - 22,3%, когда в Европейских странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны равняется 50-60%. Согласно стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года поставлена цель увеличить долю МСБ в ВВП страны до 40%, чтобы достичь данного показателя необходимо, чтобы ежегодный прирост составлял 1% и более.
В таблице 1 рассмотрим динамику изменения ключевых показателей развития малого и среднего бизнеса России в период с 2012 по 2017 гг.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)
271
Bessonova Anastasia Alekseevna, Rybakova Iuliia Vyacheslavovna economic
SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE ... sceinces
Таблица 1 - Динамика изменения ключевых показателей развития малого и среднего бизнеса в России в период с 2012 по 2017 г.
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (тыс.) 4619,1 4575,8 45313 43243 5865,7 6039,1
Абсолютный прирост, тыс. 261,7 -43,3 -44,5 -207 1541,4 173,4
Темп роста,% 106,01 99,06 99,03 95,43 135,65 102,96
Среднесписочная
запятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (тыс. 156173 15422,9 15765,7 15801,2 15908,9 16106,5
Абсолютный прирост, тыс. -160,6 -194,4 342,8 35,5 107,7 197,6
Темп роста,% 98,98 98,76 102,22 100,23 100,68 101,24
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП, % 20 21 19,2 19,9 21,2 223
Темп роста,% 100,03 100.05 99.91 100.04 100,07 100,05
*составлено автором по данным [8,9]
По данным таблицы можно увидеть, что с 2016 года все показатели имеют положительный рост, но несмотря на такую положительную динамику их значения еще очень далеки от мировых.
По результатам мониторинга, проводимого Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», были выявлены три основные проблемы в развитии малого и среднего бизнеса: нехватка финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, спад спроса на продукцию. Вместе с тем, стоит отметить еще такие проблемы как: низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда, требования и проверки со стороны регулирующих органов, высокий уровень налоговой нагрузки, коррупция.
Волкова И.А. и Попова А.Ю. в своей работе выявили меры, которые может принять государство для решения выше перечисленных проблем: снижение налоговой нагрузки, увеличение объема финансовой поддержки, снижение административных барьеров, борьба с коррупцией, увеличение объема нефинансовой поддержки [10].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Для развития сектора МСБ в экономике страны необходимо и дальше развивать систему мер поддержки, включая правовые механизмы, финансово-кредитные и имущественные инструменты, повысить информированность участников рынка об источниках и возможностях получения помощи.
На сегодняшний день уже принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Повышается доступность финансовых ресурсов для малых и средних предприятий путем создания национальной гарантийной системы, так же через программу стимулирования кредитования для МСП, которые реализуют проекты в приоритетных отраслях. Программа фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 3 млн. рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних - до 9,6%. Уполномоченными банками на 1 января 2018 года был заключён 571 кредитный договор (соглашение) с субъектами МСП по льготной ставке на общую сумму 41,2 млрд. рублей [11].
В частности, в Приморском крае действует региональная гарантийная организация «Гарантийный фонд Приморского края», которая была учреждена распоряжением Администрации Приморского края от 25 сентября 2009 года № 467-ра [12].
В 2017 году за счет капитализации Фонда предоставлено 181 поручительство по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 1,1 млрд. рублей, что позволило дополнительно увеличить объем кредитования малого и среднего бизнеса в крае на 2,3 млрд. рублей [13].
Если в стране будут и дальше 272
фективные меры по созданию положительного предпринимательского климата путем развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий; обеспечения доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий; совершенствования политики в области налогообложения и неналоговых платежей; стимулирования развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях. Тогда МСБ в будущем может стать основой экономики России, его вклад в ВВП будет равен общемировым показателям, более половины населения будут заняты на малых и средних компаниях, будут создаваться новые рабочие места, вырастет инвестиционная привлекательность страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. European Commission, Intemationalisationof Small and Medium-sized Enterprises [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// ec.europa.eu/growth/smes'/access-to-markets/internationalisation_en;
2. Парламентская газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.pnp.ru/economics/dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii-nedostatochna-zayavili-v-schyotnoy-palate.html;
3. Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха : вып.1. Предпринимательство и предпринимательство : пер. с англ. / Р. Хизрич, М. Питерс. — М.: Прогресс, 1993;
4. Лапуста, М.Г. Предпринимательство : учеб. Пособие / М.Г. Лапуста. —М.: ИНФРА-М, 2008;
5. Кузьмина, Е.Е. Предпринимательская деятельность : учеб. Пособие для СПО / Е.Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 417 с. — (Серия : Профессиональное образование);
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [по состоянию на 1 сентября 2018 года: принят ГД 30 ноября 1994]. -КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru;
7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://rmsp. nalog.ru/;
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.gks.ru/;
9. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://economy. gov.ru/minec/main/;
10. Волкова И.А., Попова А.Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 04. [Электронный ресурс] — Режим доступа : https://cyberleninka.ru/ article/v/sovremennye-problemy-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii;
11. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru/;
12. О создании некоммерческой организации «Гарантийный фонд Приморского края» №467-ра [распоряжение администрации Приморского края от 25 сентября 2009]. - Портал малого и среднего предпринимательства. - Режим доступа: http://mb.primorsky.ru;
13. Гарантийный фонд Приморского края [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.garantprim.ru.
Статья поступила в редакцию 23.10.2018
Статья принята к публикации 27.11.2018
предприниматься эф-_
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)