Научная статья на тему 'Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития'

Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
228
Поделиться
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / КИТАЙ / CHINA / ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / FUND FOR SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА / CREDIT SUPPORT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTERPRISE / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Татьяна Александровна

Малый и средний бизнес является основой успешного экономического развития любого современного государства. Его фундаментальная роль проистекает из того, что малый и средний бизнес способствует повышению конкуренции, вовлечению в экономические процессы большого числа людей как в роли предпринимателей, так и в роли наемных работников. Малый и средний бизнес эффективен благодаря своей гибкости, активному участию в процессах кооперации и специализации. Все вышесказанное особенно ярко проявляется в крупнейшей экономике мира экономике Китая. Успехи китайской экономики во многом были связаны с успехами малого и среднего предпринимательства. Именно поэтому возникает необходимость построения эффективной системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая должна быть ориентирована на текущие потребности национальной экономики. Такая система должна включать совокупность стимулирующих мер финансовой, налоговой и кредитной направленности, а также меры административного характера. Положительную роль могут сыграть также общественные организации и бизнес-сообщество. Китайский опыт по развитию малого и среднего бизнеса может быть использован и в других развивающихся странах, в том числе в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левченко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SYSTEM OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN CHINA: CURRENT STATE AND PATH OF DEVELOPMENT

Small and medium-sized business is the basis for successful economic development of any modern state. Its fundamental role stems from the fact that small and medium-sized businesses contribute to increased competition and involvement of a large number of people in the economic processes both in the role of entrepreneurs and in the role of hired workers. Small and medium-sized business is effective due to its flexibility and active participation in the processes of cooperation and specialization. All of the above is particularly evident in the world's largest economy the Chinese economy. The successes of the Chinese economy in many respects were related to the success of small and medium-sized enterprises. That is why there is a need to build an effective system of state support for small and medium-sized businesses, which should be oriented to the current needs of the national economy. Such system should include a set of incentive measures of financial, tax and credit orientation, as well as measures of an administrative nature. A positive role can also be played by public organizations and the business community. The Chinese experience in the development of small and medium-sized businesses can be used in other developing countries, including the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае: современное состояние и пути развития»

экономические Левченко Татьяна Александровна

науки СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ...

УДК 334.021.1

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КИТАЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

© 2017

Левченко Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: tat_levchenko22@mail.ru)

Аннотация. Малый и средний бизнес является основой успешного экономического развития любого современного государства. Его фундаментальная роль проистекает из того, что малый и средний бизнес способствует повышению конкуренции, вовлечению в экономические процессы большого числа людей как в роли предпринимателей, так и в роли наемных работников. Малый и средний бизнес эффективен благодаря своей гибкости, активному участию в процессах кооперации и специализации. Все вышесказанное особенно ярко проявляется в крупнейшей экономике мира - экономике Китая. Успехи китайской экономики во многом были связаны с успехами малого и среднего предпринимательства. Именно поэтому возникает необходимость построения эффективной системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая должна быть ориентирована на текущие потребности национальной экономики. Такая система должна включать совокупность стимулирующих мер финансовой, налоговой и кредитной направленности, а также меры административного характера. Положительную роль могут сыграть также общественные организации и бизнес-сообщество. Китайский опыт по развитию малого и среднего бизнеса может быть использован и в других развивающихся странах, в том числе в Российской Федерации.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственное регулирование, государственная поддержка, Китай, фонд поддержки малого и среднего бизнеса, финансовая поддержка, кредитная поддержка, предпринимательство, деловая активность.

SYSTEM OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN CHINA: CURRENT STATE AND PATH OF DEVELOPMENT

© 2017

Levchenko Tatiana Aleksandrovna, candidate of economical science, associate professor of the chair of economics

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street 41, e-mail: tat_levchenko22@mail.ru)

Abstract. Small and medium-sized business is the basis for successful economic development of any modern state. Its fundamental role stems from the fact that small and medium-sized businesses contribute to increased competition and involvement of a large number of people in the economic processes both in the role of entrepreneurs and in the role of hired workers. Small and medium-sized business is effective due to its flexibility and active participation in the processes of cooperation and specialization. All of the above is particularly evident in the world's largest economy - the Chinese economy. The successes of the Chinese economy in many respects were related to the success of small and medium-sized enterprises. That is why there is a need to build an effective system of state support for small and medium-sized businesses, which should be oriented to the current needs of the national economy. Such system should include a set of incentive measures of financial, tax and credit orientation, as well as measures of an administrative nature. A positive role can also be played by public organizations and the business community. The Chinese experience in the development of small and medium-sized businesses can be used in other developing countries, including the Russian Federation.

Keywords: small and medium-sized businesses, state regulation, state support, China, Fund for support of small and medium business, financial support, credit support, enterprise, business activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях, когда в мировом хозяйстве развиваются процессы глобализации, главной задачей эффективного и поступательного развития любого государства становится создание конкурентоспособной и социально ориентированной экономики. Мировой опыт показывает наличие устойчивой зависимости между конкурентоспособностью национальной экономики, достижением высоких темпов экономического роста и уровнем развития малого и среднего бизнеса (МСБ).

Малый и средний бизнес можно считать наиболее мобильной и легко адаптируемой частью экономической системы, способствующей повышению уровня рыночной конкуренции, быстро реагирующей на любые изменения внешней среды, в том числе и на действия органов государственной власти и управления. В результате именно малый и средний бизнес обеспечивает успешную реализацию структурных и социальных реформ, мобилизуя финансовые и производственные ресурсы населения. Следовательно, в современных условиях именно уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из важнейших факторов национальной конкурентоспособности, что делает актуальной и задачу поддержки этой группы компаний.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализу предпринимательства, в том числе малого и среднего, его сущности и функций, а также роли в экономической системе

уделяли внимание многие выдающиеся экономисты. Среди них можно выделить П. Друкера [1], В. Зомбарта [2], Дж.М. Кейнса [3], А. Маршалла [4], К. Менгера [5], Л.Ф. Мизеса [6], ДЖ.Р. Хикса [7], Й.А. Шумпетера [8] и др.

При этом одним из первых необходимость вмешательства государства в экономику и поддержки малого и среднего бизнеса была обоснована Дж.М. Кейнсом в 1930-е годы. По мнению Дж.М. Кейнса, «расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и условие для успешного функционирования личной инициативы» [3]. Согласно концепции неоклассического синтеза и его представителей П.Э. Самуэльсона [9], Дж.Р. Хикса [7], для достижения устойчивого экономического роста и полной занятости, необходимо совмещать рыночные и плановые методы хозяйствования. Представители институционализма, в том числе Дж. Гэлбрейт [10], выступают за смешанную экономику, обосновывая идею контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью.

Таким образом, представители различных экономических школ придерживаются мнения о необходимости государственного вмешательства в экономику, но лишь в той степени, которая позволяет ей эффективно функционировать. Одним из направлений такого вмешательства является системная поддержка малого и среднего бизнеса. Она имеет национальные особенности, которые и являются недостаточно изученными.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является изучение существующих форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, особенностей их применения в Китае и определение возможных направлений развития данной системы. Для достижения указанной цели представляется необходимым провести анализ развития малого и среднего бизнеса в Китае и его роли в национальной экономике. Степень значимости данной разновидности экономических субъектов должна определить уровень их государственной поддержки и возможные направления его развития.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Качество развития малого и среднего бизнеса является важнейшим фактором эффективности современной экономики. Однако для того, чтобы осуществить анализ работы организаций малого и среднего бизнеса, необходимо выяснить, какой спектр организаций включается в состав данной совокупности. При этом следует понимать, что в разных странах по-разному определяют состав малого и среднего бизнеса, основываясь на различных количественных и качественных показателях. Стандартными критериями, на основании которых организации относятся к малому и среднего бизнесу, являются [11]: численность персонала организации, величина ее уставного капитала и активов, а также объем оборота (прибыли, дохода).

Отнесение фирм к малым и средним предприятиям или микропредприятиям в Китае в целом соответствует вышеназванным критериям. Оно основано на численности персонала, величине выручки от реализации товаров, работ, услуг и общей стоимости активов [12]; учитывается также отрасль, в которой работает организация.

Соответствующие данные в систематизированном виде представлены ниже:

1. В сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве к микропредприятиям относят компании с ежегодной выручкой до 500 тыс. юаней, к малым предприятиям - с ежегодной выручкой от 500 тыс. до 5 млн. юаней, к средним предприятиям - с ежегодной выручкой от 5 млн. до 200 млн. юаней.

2. В промышленности к микропредприятиям относят компании с численностью персонала до 20 человек или ежегодной выручкой до 3 млн. юаней, к малым предприятиям - с численностью персонала от 20 до 300 человек и ежегодной выручкой от 3 до 20 млн. юаней, к средним предприятиям - с численностью персонала от 300 до 1000 человек и ежегодной выручкой от 20 до 400 млн. юаней.

3. В оптовой торговле к микропредприятиям относят компании с численностью персонала до 5 человек или ежегодной выручкой до 10 млн. юаней, к малым предприятиям - с численностью персонала от 5 до 20 человек и ежегодной выручкой от 10 до 50 млн. юаней, к средним предприятиям - с численностью персонала от 20 до 400 человек и ежегодной выручкой от 50 до 400 млн. юаней.

Китайская экономика особенно активно развивалась в 1990-е годы, а также в первое десятилетие XXI века. Огромный вклад в этот динамичный рост внес китайский малый и средний бизнес, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. На сегодняшний день 70% среди малых и средних предприятий составляют микропредприятия, 25% - малые предприятия и только 5% - средние компании. Роль этих компаний в экономике современного Китая иллюстрируют данные таблицы 1.

Предприятия малого и среднего бизнеса составляют около 99% всех зарегистрированных в Китае компаний. По данным Государственного торгово-промышленного административного управления КНР, на конец 2015 г. насчитывалось 15,76 млн. зарегистрированных малых и средних торгово-промышленных предприятий (не включая индивидуальные хозяйства). 236

Таблица 1 - Показатели развития малого и среднего бизнеса КНР в 2015 г. [13] (в процентах)

Показатель Значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме хозяйствующих субъектов 99,2

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП 60,0

Доля малого и среднего бизнеса в высокотехнологичном производстве 82,6

Доля малых и средних предприятий в общем числе зарегистрированных патентов 70,0

Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта страны 67,5

Удельный вес в занятом населении в городах 79,8

Доля в налоговых поступлениях в центральный бюджет 50,2

Доля в обороте потребительского рынка 60,1

Индекс деловой активности малых предприятий 44,9

Индекс деловой активности средних предприятий 49,6

Согласно таблице 2, на долю МСБ приходится около 60% ВВП, свыше 50% налоговых поступлений в центральный бюджет, около 60% оборота потребительского рынка, свыше 62% совокупного объема экспорта. Кроме того, на долю малого и среднего бизнеса приходится до 70% зарегистрированных патентов, 75% внедренных инноваций, около 80% разработанных и произведенных видов новой продукции. Более 70% компаний, расположенных в бизнес-инкубаторах и в особых экономических зонах, ориентированных на развитие высоких технологий, относятся к разряду МСБ, на них приходится более 82% всего производства с использованием высоких технологий в Китае.

Планом развития малого и среднего бизнеса на XII пятилетку (2011-2015 гг.) предусматривались следующие базовые параметры [14]:

- ежегодный прирост количества зарегистрированных торгово-промышленных МСБ на уровне 8%;

- темпы прироста добавленной стоимости МСБ на уровне 8% в год;

- коэффициент информатизации (использование информационных технологий) - до 45%;

- коэффициент розничного товарооборота на электронных торговых площадках - до 40%;

- количество прошедших обучение представителей малого и среднего бизнеса - 2,5 млн. человек.

Они были успешно достигнуты.

Однако имеют место и отрицательные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса. Так, например, в последние годы наблюдается снижение деловой активности в данной сфере. Об этом свидетельствует Индекс развития малого и среднего предпринимательства (Small and Medium Enterprises Development Index, SMEDI). Согласно данным Китайской ассоциации малого и среднего бизнеса, в 4-м квартале 2015 г. SMEDI составил 91,8 базисных пункта, снизившись за год на 1,1 базисных пункта. Данные по динамике SMEDI представлены в таблице 2 [13].

Таблица 2 - Динамика SMEDI в КНР (в процентах)

Категории 4 квартал 2015 г. 4 квартал 2014 г. Темп прироста, %

Общее значение 91,8 92,8 -1,1

Индекс промышленности 91=5 91,9 -0,4

Индекс строительной индустрии 96,5 95,1 +1,5

Индекс складского хозяйства в сфере транс- 34,8 35,8 -U

портных перевозок и почтовых операции

Индекс недвижимости 98,4 100,9 -2,5

Индекс оптовой и розничной торговли 91,1 92,2 -1,2

Индекс социального обслуживания 94,7 97,5 -2,9

Индекс сферы компьютерного обслуживания 93,2 92,7 +0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс общественного питания и гостинич- 753 77,4 -2,7

Однако можно утверждать, что роль малого и среднего бизнеса в будущем будет только возрастать, так как именно такие компании лежат в основе экономического развития страны и его инновационной составляющей.

Основные задачи государственной политики в области развития МСБ сформулированы в Законе КНР «О

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)

экономические науки

Левченко Татьяна Александровна СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ...

стимулировании развития малых и средних предприятий» (2003 г.). Современная система государственной поддержки малых и средних предприятий в Китае включает следующие элементы [15, 16, 17]:

- создание специального государственного фонда поддержки малых и средних предприятий;

- установление преференциального налогового режима для малых и средних предприятий;

- осуществление финансовой и кредитной поддержки;

- обеспечение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к получению государственных заказов;

- использование других мер стимулирующего характера.

Каждый из этих элементов имеет определенные характеристики и предназначение.

Так, средства Фонда поддержки малых и средних предприятий направляются на организацию мероприятий по оказанию услуг консультационного и юридического характера, создание и поддержку системы гарантирования и субсидирования кредитования, поддержку инновационной деятельности МСБ, стимулирование специализации и кооперации МСБ с крупными компаниями, подготовку квалифицированных менеджеров и специалистов для малых и средних предприятий, поддержку их внешнеторговой деятельности, развития экологически чистых производств.

Налоговые льготы для малых и средних предприятий в Китае сосредоточены в области крупных, высокодоходных налогов [13]: подоходного налога с предприятий, налога на добавленную стоимость, налога на хозяйственную деятельность и налога с продаж.

Система финансовой и кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае все еще находится в первоначальной стадии и пока не достигла уровня развитых стран. Большую роль в нем играет Китайский банк развития (China Development Bank), находящийся в подчинении Правительства КНР. Данный банк развития осуществляет, в том числе, прямое кредитование субъектов МСБ. Однако обязательным условием является наличие поручительств со стороны местных администраций. Тем не менее, кредитование МСБ пока развито недостаточно. Об этом свидетельствуют следующие факты: доля малого бизнеса в общем объеме выданных кредитными учреждениями Китая займов составляет менее 20%; более 60% всех малых предприятий по международному кредитному рейтингу относятся к категории «ВВВ». Именно поэтому полученные кредиты составляют только 7% от общей величины источников финансирования малого бизнеса. В целях снижения рисков кредитования малого бизнеса страховые компании и коммерческие банки пришли к необходимости создания совместных залоговых систем. Впервые подобная система была создана в 2002 г. на территории СЭЗ Шэньчжэнь и включила в себя 77 страховых компаний и 4 коммерческих банка [18, 19].

Субъекты малого и среднего бизнеса получают доступ к распределению государственных заказов в соответствии с Законом КНР о государственных закупках, который вступил в силу 1 января 2003 г. Согласно статье 9 данного закона государство стимулирует развитие малых предприятий путем размещения на них государственных заказов. Система распределения государственных заказов предусматривает использование тендеров и аукционов, что способствует повышению конкуренции между претендентами на получение государственных заказов и соответствует рыночным принципам. Кроме того, малые предприятия имеют возможность получать государственные заказы в рамках квот, выделяемых местным правительствам при условии частичного финансирования такого заказа за счет средств местного бюджета.

С 1 января 2015 г. вступил в действие ряд нормативных документов, касающихся вопросов администриро-

вания деятельности субъектов среднего, малого и микропредпринимательства в Китае:

1. Совместное уведомление Госсовета КНР и Министерства финансов КНР «Об отмене, приостановке и освобождении от административных сборов». Согласно документу, в целях стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 января 2015 г. в отношении предприятий малого и среднего бизнеса отменяются пять видов административных сборов, временно приостанавливается взимание семи видов административных сборов, а микропредприятия полностью освобождаются от уплаты 42 видов административных сборов.

2. Совместное уведомление Министерства финансов КНР и Главного налогового управления КНР «Об освобождении микропредприятий от взносов в соответствующие государственные фонды». Для микропредприятий был введен и ряд налоговых послаблений, включая уплату налога на прибыль.

Уже в начале 2017 г. Госсовет КНР утвердил ряд мер, нацеленных на улучшение регулирования региональных фондовых рынков для содействия финансированию малых и средних предприятий. На данный момент в Китае имеется свыше 30 региональных фондовых рынков, размещенных по всей стране. Рост площадок для получения финансирования имеет огромное значение для развития многоуровневого рынка капитала и обслуживания реальной экономики за счет содействия стартапам и стимулирования инноваций [20].

Среди дополнительных мер поддержки малого и среднего бизнеса можно выделить и работу инфраструктурных учреждений: центров поддержки малого и среднего предпринимательства, Китайской ассоциации малых и средних предприятий, Организации по развитию китайского молодежного бизнеса, а также Министерства коммерции КНР. Они призваны оказывать МСБ консультационную, информационную, юридическую, технологическую поддержку. Особое внимание уделяется поддержке внешнеэкономической деятельности МСБ, развитию Интернет-сервисов.

В обобщенном виде система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае

Изображенная на рисунке 1 система представляет собой комплекс институтов, каждый из которых выполняя свои функции, дополняет действия других организаций и учреждений.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование позволило сделать вывод о значительной роли МСБ в достижении высоких темпов экономического роста в Китае. При этом необходимо учитывать, что:

1. Особенно важная роль при создании и развитии малых и средних предприятий и их групп отводится специализации и разделению труда.

2. Развитие малых и средних предприятий способствует активному развитию местной и региональной

экономики и должно опираться не только на местные, но и на международные ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Для развития малых и средних предприятий необходима стабильная макроэкономическая среда и эффективная юридическая защита.

4. Государство должно стимулировать сотрудничество малых и средних предприятий с научно-исследовательскими центрами, организовать системы обучения менеджеров и производственного персонала, поощрять сотрудничество малых и средних предприятий с иностранными партнерами.

Для достижения высокой эффективности китайской экономики необходимо продолжать развитие системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, делая упор на следующих направлениях:

- совершенствование преференциального налогового режима для малых и средних предприятий (особые налоговые режимы инновационному бизнесу);

- развитие новых форм финансово-кредитной поддержки (долгосрочное кредитование, предоставление гарантий, грантов, особые условия для компаний, работающих в инновационных, приоритетных отраслях и сферах деятельности, микрокредитование, специальные схемы уплаты процентов);

- развитие системы страхования деятельности малых и средних предприятий, работающих в инновационных, приоритетных отраслях и сферах деятельности, включая страхование экспортеров;

- дальнейшее развитие региональных фондовых площадок, ориентированных на участие в них непубличных компаний;

- развитие Интернет-услуг для малого и среднего бизнеса;

- государственная поддержка общественных организаций, объединяющих малые и средние предприятия и оказывающих им поддержку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. 432 с.

2. Зомбарт В.Б. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 340 с.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

4. Маршал А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2008. 832 с.

5. Менгер К. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 496 с.

6. Мизес Л.Ф. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Социум, 2008. 882 с.

7. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993. 488 с.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.

9. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика. М.: Вильямс, 2015. 1360 с.

10. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2004. 608 с.

11. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие. Минск: Издательство БГЭУ, 2012. 335 с.

12. Батова И.Б. Анализ развития малого бизнеса в Китае. М.: Издательство РУДН, 2012. 126 с.

13. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2015 году [Электронный ресурс] // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике: официал. сайт. Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/3459cc1a-36d4-44d0-90d6-f62a4cc03848/Economics_China_2015.pdf.

14. Лю С. Малый и средний бизнес в Китае и Республике Беларусь: сравнительный анализ 238

развития // Белорусский экономический журнал. 2014. № 2. С. 116-127.

15. Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР [Электронный ресурс] // Аналитический сайт по промышленности Китая. Режим доступа: http://www.chinairn.com/doc/70270/252682.html.

16. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования // Налоги. 2012. № 22. С. 7-14.

17. Александрова Е.А. Управление развитием малого промышленного предпринимательства в условиях глобализации экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Александрова Елена Александровна. СПб., 2012. 30 с.

18. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Китае [Электронный ресурс] // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Режим доступа: http://www.fa.ru/faculty/ief/news/ Documents.

19. Лю С. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики: тенденции развития и государственное регулирование (на примере Китайской Народной Республики): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Лю Сяомэй. Минск, 2014. 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Китай будет регулировать региональные фондовые рынки для увеличения финансирования мелкого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-01/12/c_135974724.htm.

Статья поступила в редакцию 14.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)