экономические Левченко Татьяна Александровна
науки СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ...
УДК 334.021.1
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КИТАЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
© 2017
Левченко Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: tat_levchenko22@mail.ru)
Аннотация. Малый и средний бизнес является основой успешного экономического развития любого современного государства. Его фундаментальная роль проистекает из того, что малый и средний бизнес способствует повышению конкуренции, вовлечению в экономические процессы большого числа людей как в роли предпринимателей, так и в роли наемных работников. Малый и средний бизнес эффективен благодаря своей гибкости, активному участию в процессах кооперации и специализации. Все вышесказанное особенно ярко проявляется в крупнейшей экономике мира - экономике Китая. Успехи китайской экономики во многом были связаны с успехами малого и среднего предпринимательства. Именно поэтому возникает необходимость построения эффективной системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая должна быть ориентирована на текущие потребности национальной экономики. Такая система должна включать совокупность стимулирующих мер финансовой, налоговой и кредитной направленности, а также меры административного характера. Положительную роль могут сыграть также общественные организации и бизнес-сообщество. Китайский опыт по развитию малого и среднего бизнеса может быть использован и в других развивающихся странах, в том числе в Российской Федерации.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственное регулирование, государственная поддержка, Китай, фонд поддержки малого и среднего бизнеса, финансовая поддержка, кредитная поддержка, предпринимательство, деловая активность.
SYSTEM OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN CHINA: CURRENT STATE AND PATH OF DEVELOPMENT
© 2017
Levchenko Tatiana Aleksandrovna, candidate of economical science, associate professor of the chair of economics
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street 41, e-mail: tat_levchenko22@mail.ru)
Abstract. Small and medium-sized business is the basis for successful economic development of any modern state. Its fundamental role stems from the fact that small and medium-sized businesses contribute to increased competition and involvement of a large number of people in the economic processes both in the role of entrepreneurs and in the role of hired workers. Small and medium-sized business is effective due to its flexibility and active participation in the processes of cooperation and specialization. All of the above is particularly evident in the world's largest economy - the Chinese economy. The successes of the Chinese economy in many respects were related to the success of small and medium-sized enterprises. That is why there is a need to build an effective system of state support for small and medium-sized businesses, which should be oriented to the current needs of the national economy. Such system should include a set of incentive measures of financial, tax and credit orientation, as well as measures of an administrative nature. A positive role can also be played by public organizations and the business community. The Chinese experience in the development of small and medium-sized businesses can be used in other developing countries, including the Russian Federation.
Keywords: small and medium-sized businesses, state regulation, state support, China, Fund for support of small and medium business, financial support, credit support, enterprise, business activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях, когда в мировом хозяйстве развиваются процессы глобализации, главной задачей эффективного и поступательного развития любого государства становится создание конкурентоспособной и социально ориентированной экономики. Мировой опыт показывает наличие устойчивой зависимости между конкурентоспособностью национальной экономики, достижением высоких темпов экономического роста и уровнем развития малого и среднего бизнеса (МСБ).
Малый и средний бизнес можно считать наиболее мобильной и легко адаптируемой частью экономической системы, способствующей повышению уровня рыночной конкуренции, быстро реагирующей на любые изменения внешней среды, в том числе и на действия органов государственной власти и управления. В результате именно малый и средний бизнес обеспечивает успешную реализацию структурных и социальных реформ, мобилизуя финансовые и производственные ресурсы населения. Следовательно, в современных условиях именно уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из важнейших факторов национальной конкурентоспособности, что делает актуальной и задачу поддержки этой группы компаний.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализу предпринимательства, в том числе малого и среднего, его сущности и функций, а также роли в экономической системе
уделяли внимание многие выдающиеся экономисты. Среди них можно выделить П. Друкера [1], В. Зомбарта [2], Дж.М. Кейнса [3], А. Маршалла [4], К. Менгера [5], Л.Ф. Мизеса [6], ДЖ.Р. Хикса [7], Й.А. Шумпетера [8] и др.
При этом одним из первых необходимость вмешательства государства в экономику и поддержки малого и среднего бизнеса была обоснована Дж.М. Кейнсом в 1930-е годы. По мнению Дж.М. Кейнса, «расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и условие для успешного функционирования личной инициативы» [3]. Согласно концепции неоклассического синтеза и его представителей П.Э. Самуэльсона [9], Дж.Р. Хикса [7], для достижения устойчивого экономического роста и полной занятости, необходимо совмещать рыночные и плановые методы хозяйствования. Представители институционализма, в том числе Дж. Гэлбрейт [10], выступают за смешанную экономику, обосновывая идею контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью.
Таким образом, представители различных экономических школ придерживаются мнения о необходимости государственного вмешательства в экономику, но лишь в той степени, которая позволяет ей эффективно функционировать. Одним из направлений такого вмешательства является системная поддержка малого и среднего бизнеса. Она имеет национальные особенности, которые и являются недостаточно изученными.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является изучение существующих форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса, особенностей их применения в Китае и определение возможных направлений развития данной системы. Для достижения указанной цели представляется необходимым провести анализ развития малого и среднего бизнеса в Китае и его роли в национальной экономике. Степень значимости данной разновидности экономических субъектов должна определить уровень их государственной поддержки и возможные направления его развития.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Качество развития малого и среднего бизнеса является важнейшим фактором эффективности современной экономики. Однако для того, чтобы осуществить анализ работы организаций малого и среднего бизнеса, необходимо выяснить, какой спектр организаций включается в состав данной совокупности. При этом следует понимать, что в разных странах по-разному определяют состав малого и среднего бизнеса, основываясь на различных количественных и качественных показателях. Стандартными критериями, на основании которых организации относятся к малому и среднего бизнесу, являются [11]: численность персонала организации, величина ее уставного капитала и активов, а также объем оборота (прибыли, дохода).
Отнесение фирм к малым и средним предприятиям или микропредприятиям в Китае в целом соответствует вышеназванным критериям. Оно основано на численности персонала, величине выручки от реализации товаров, работ, услуг и общей стоимости активов [12]; учитывается также отрасль, в которой работает организация.
Соответствующие данные в систематизированном виде представлены ниже:
1. В сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве к микропредприятиям относят компании с ежегодной выручкой до 500 тыс. юаней, к малым предприятиям - с ежегодной выручкой от 500 тыс. до 5 млн. юаней, к средним предприятиям - с ежегодной выручкой от 5 млн. до 200 млн. юаней.
2. В промышленности к микропредприятиям относят компании с численностью персонала до 20 человек или ежегодной выручкой до 3 млн. юаней, к малым предприятиям - с численностью персонала от 20 до 300 человек и ежегодной выручкой от 3 до 20 млн. юаней, к средним предприятиям - с численностью персонала от 300 до 1000 человек и ежегодной выручкой от 20 до 400 млн. юаней.
3. В оптовой торговле к микропредприятиям относят компании с численностью персонала до 5 человек или ежегодной выручкой до 10 млн. юаней, к малым предприятиям - с численностью персонала от 5 до 20 человек и ежегодной выручкой от 10 до 50 млн. юаней, к средним предприятиям - с численностью персонала от 20 до 400 человек и ежегодной выручкой от 50 до 400 млн. юаней.
Китайская экономика особенно активно развивалась в 1990-е годы, а также в первое десятилетие XXI века. Огромный вклад в этот динамичный рост внес китайский малый и средний бизнес, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. На сегодняшний день 70% среди малых и средних предприятий составляют микропредприятия, 25% - малые предприятия и только 5% - средние компании. Роль этих компаний в экономике современного Китая иллюстрируют данные таблицы 1.
Предприятия малого и среднего бизнеса составляют около 99% всех зарегистрированных в Китае компаний. По данным Государственного торгово-промышленного административного управления КНР, на конец 2015 г. насчитывалось 15,76 млн. зарегистрированных малых и средних торгово-промышленных предприятий (не включая индивидуальные хозяйства). 236
Таблица 1 - Показатели развития малого и среднего бизнеса КНР в 2015 г. [13] (в процентах)
Показатель Значение
Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме хозяйствующих субъектов 99,2
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП 60,0
Доля малого и среднего бизнеса в высокотехнологичном производстве 82,6
Доля малых и средних предприятий в общем числе зарегистрированных патентов 70,0
Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме экспорта страны 67,5
Удельный вес в занятом населении в городах 79,8
Доля в налоговых поступлениях в центральный бюджет 50,2
Доля в обороте потребительского рынка 60,1
Индекс деловой активности малых предприятий 44,9
Индекс деловой активности средних предприятий 49,6
Согласно таблице 2, на долю МСБ приходится около 60% ВВП, свыше 50% налоговых поступлений в центральный бюджет, около 60% оборота потребительского рынка, свыше 62% совокупного объема экспорта. Кроме того, на долю малого и среднего бизнеса приходится до 70% зарегистрированных патентов, 75% внедренных инноваций, около 80% разработанных и произведенных видов новой продукции. Более 70% компаний, расположенных в бизнес-инкубаторах и в особых экономических зонах, ориентированных на развитие высоких технологий, относятся к разряду МСБ, на них приходится более 82% всего производства с использованием высоких технологий в Китае.
Планом развития малого и среднего бизнеса на XII пятилетку (2011-2015 гг.) предусматривались следующие базовые параметры [14]:
- ежегодный прирост количества зарегистрированных торгово-промышленных МСБ на уровне 8%;
- темпы прироста добавленной стоимости МСБ на уровне 8% в год;
- коэффициент информатизации (использование информационных технологий) - до 45%;
- коэффициент розничного товарооборота на электронных торговых площадках - до 40%;
- количество прошедших обучение представителей малого и среднего бизнеса - 2,5 млн. человек.
Они были успешно достигнуты.
Однако имеют место и отрицательные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса. Так, например, в последние годы наблюдается снижение деловой активности в данной сфере. Об этом свидетельствует Индекс развития малого и среднего предпринимательства (Small and Medium Enterprises Development Index, SMEDI). Согласно данным Китайской ассоциации малого и среднего бизнеса, в 4-м квартале 2015 г. SMEDI составил 91,8 базисных пункта, снизившись за год на 1,1 базисных пункта. Данные по динамике SMEDI представлены в таблице 2 [13].
Таблица 2 - Динамика SMEDI в КНР (в процентах)
Категории 4 квартал 2015 г. 4 квартал 2014 г. Темп прироста, %
Общее значение 91,8 92,8 -1,1
Индекс промышленности 91=5 91,9 -0,4
Индекс строительной индустрии 96,5 95,1 +1,5
Индекс складского хозяйства в сфере транс- 34,8 35,8 -U
портных перевозок и почтовых операции
Индекс недвижимости 98,4 100,9 -2,5
Индекс оптовой и розничной торговли 91,1 92,2 -1,2
Индекс социального обслуживания 94,7 97,5 -2,9
Индекс сферы компьютерного обслуживания 93,2 92,7 +0,5
Индекс общественного питания и гостинич- 753 77,4 -2,7
Однако можно утверждать, что роль малого и среднего бизнеса в будущем будет только возрастать, так как именно такие компании лежат в основе экономического развития страны и его инновационной составляющей.
Основные задачи государственной политики в области развития МСБ сформулированы в Законе КНР «О
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)
экономические науки
Левченко Татьяна Александровна СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ...
стимулировании развития малых и средних предприятий» (2003 г.). Современная система государственной поддержки малых и средних предприятий в Китае включает следующие элементы [15, 16, 17]:
- создание специального государственного фонда поддержки малых и средних предприятий;
- установление преференциального налогового режима для малых и средних предприятий;
- осуществление финансовой и кредитной поддержки;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к получению государственных заказов;
- использование других мер стимулирующего характера.
Каждый из этих элементов имеет определенные характеристики и предназначение.
Так, средства Фонда поддержки малых и средних предприятий направляются на организацию мероприятий по оказанию услуг консультационного и юридического характера, создание и поддержку системы гарантирования и субсидирования кредитования, поддержку инновационной деятельности МСБ, стимулирование специализации и кооперации МСБ с крупными компаниями, подготовку квалифицированных менеджеров и специалистов для малых и средних предприятий, поддержку их внешнеторговой деятельности, развития экологически чистых производств.
Налоговые льготы для малых и средних предприятий в Китае сосредоточены в области крупных, высокодоходных налогов [13]: подоходного налога с предприятий, налога на добавленную стоимость, налога на хозяйственную деятельность и налога с продаж.
Система финансовой и кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае все еще находится в первоначальной стадии и пока не достигла уровня развитых стран. Большую роль в нем играет Китайский банк развития (China Development Bank), находящийся в подчинении Правительства КНР. Данный банк развития осуществляет, в том числе, прямое кредитование субъектов МСБ. Однако обязательным условием является наличие поручительств со стороны местных администраций. Тем не менее, кредитование МСБ пока развито недостаточно. Об этом свидетельствуют следующие факты: доля малого бизнеса в общем объеме выданных кредитными учреждениями Китая займов составляет менее 20%; более 60% всех малых предприятий по международному кредитному рейтингу относятся к категории «ВВВ». Именно поэтому полученные кредиты составляют только 7% от общей величины источников финансирования малого бизнеса. В целях снижения рисков кредитования малого бизнеса страховые компании и коммерческие банки пришли к необходимости создания совместных залоговых систем. Впервые подобная система была создана в 2002 г. на территории СЭЗ Шэньчжэнь и включила в себя 77 страховых компаний и 4 коммерческих банка [18, 19].
Субъекты малого и среднего бизнеса получают доступ к распределению государственных заказов в соответствии с Законом КНР о государственных закупках, который вступил в силу 1 января 2003 г. Согласно статье 9 данного закона государство стимулирует развитие малых предприятий путем размещения на них государственных заказов. Система распределения государственных заказов предусматривает использование тендеров и аукционов, что способствует повышению конкуренции между претендентами на получение государственных заказов и соответствует рыночным принципам. Кроме того, малые предприятия имеют возможность получать государственные заказы в рамках квот, выделяемых местным правительствам при условии частичного финансирования такого заказа за счет средств местного бюджета.
С 1 января 2015 г. вступил в действие ряд нормативных документов, касающихся вопросов администриро-
вания деятельности субъектов среднего, малого и микропредпринимательства в Китае:
1. Совместное уведомление Госсовета КНР и Министерства финансов КНР «Об отмене, приостановке и освобождении от административных сборов». Согласно документу, в целях стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 января 2015 г. в отношении предприятий малого и среднего бизнеса отменяются пять видов административных сборов, временно приостанавливается взимание семи видов административных сборов, а микропредприятия полностью освобождаются от уплаты 42 видов административных сборов.
2. Совместное уведомление Министерства финансов КНР и Главного налогового управления КНР «Об освобождении микропредприятий от взносов в соответствующие государственные фонды». Для микропредприятий был введен и ряд налоговых послаблений, включая уплату налога на прибыль.
Уже в начале 2017 г. Госсовет КНР утвердил ряд мер, нацеленных на улучшение регулирования региональных фондовых рынков для содействия финансированию малых и средних предприятий. На данный момент в Китае имеется свыше 30 региональных фондовых рынков, размещенных по всей стране. Рост площадок для получения финансирования имеет огромное значение для развития многоуровневого рынка капитала и обслуживания реальной экономики за счет содействия стартапам и стимулирования инноваций [20].
Среди дополнительных мер поддержки малого и среднего бизнеса можно выделить и работу инфраструктурных учреждений: центров поддержки малого и среднего предпринимательства, Китайской ассоциации малых и средних предприятий, Организации по развитию китайского молодежного бизнеса, а также Министерства коммерции КНР. Они призваны оказывать МСБ консультационную, информационную, юридическую, технологическую поддержку. Особое внимание уделяется поддержке внешнеэкономической деятельности МСБ, развитию Интернет-сервисов.
В обобщенном виде система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае
Изображенная на рисунке 1 система представляет собой комплекс институтов, каждый из которых выполняя свои функции, дополняет действия других организаций и учреждений.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование позволило сделать вывод о значительной роли МСБ в достижении высоких темпов экономического роста в Китае. При этом необходимо учитывать, что:
1. Особенно важная роль при создании и развитии малых и средних предприятий и их групп отводится специализации и разделению труда.
2. Развитие малых и средних предприятий способствует активному развитию местной и региональной
экономики и должно опираться не только на местные, но и на международные ресурсы.
3. Для развития малых и средних предприятий необходима стабильная макроэкономическая среда и эффективная юридическая защита.
4. Государство должно стимулировать сотрудничество малых и средних предприятий с научно-исследовательскими центрами, организовать системы обучения менеджеров и производственного персонала, поощрять сотрудничество малых и средних предприятий с иностранными партнерами.
Для достижения высокой эффективности китайской экономики необходимо продолжать развитие системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, делая упор на следующих направлениях:
- совершенствование преференциального налогового режима для малых и средних предприятий (особые налоговые режимы инновационному бизнесу);
- развитие новых форм финансово-кредитной поддержки (долгосрочное кредитование, предоставление гарантий, грантов, особые условия для компаний, работающих в инновационных, приоритетных отраслях и сферах деятельности, микрокредитование, специальные схемы уплаты процентов);
- развитие системы страхования деятельности малых и средних предприятий, работающих в инновационных, приоритетных отраслях и сферах деятельности, включая страхование экспортеров;
- дальнейшее развитие региональных фондовых площадок, ориентированных на участие в них непубличных компаний;
- развитие Интернет-услуг для малого и среднего бизнеса;
- государственная поддержка общественных организаций, объединяющих малые и средние предприятия и оказывающих им поддержку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. 432 с.
2. Зомбарт В.Б. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 340 с.
3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
4. Маршал А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2008. 832 с.
5. Менгер К. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 496 с.
6. Мизес Л.Ф. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Социум, 2008. 882 с.
7. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993. 488 с.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
9. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика. М.: Вильямс, 2015. 1360 с.
10. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2004. 608 с.
11. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие. Минск: Издательство БГЭУ, 2012. 335 с.
12. Батова И.Б. Анализ развития малого бизнеса в Китае. М.: Издательство РУДН, 2012. 126 с.
13. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Китайской Народной Республики в 2015 году [Электронный ресурс] // Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике: официал. сайт. Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/3459cc1a-36d4-44d0-90d6-f62a4cc03848/Economics_China_2015.pdf.
14. Лю С. Малый и средний бизнес в Китае и Республике Беларусь: сравнительный анализ 238
развития // Белорусский экономический журнал. 2014. № 2. С. 116-127.
15. Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР [Электронный ресурс] // Аналитический сайт по промышленности Китая. Режим доступа: http://www.chinairn.com/doc/70270/252682.html.
16. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования // Налоги. 2012. № 22. С. 7-14.
17. Александрова Е.А. Управление развитием малого промышленного предпринимательства в условиях глобализации экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Александрова Елена Александровна. СПб., 2012. 30 с.
18. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Китае [Электронный ресурс] // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Режим доступа: http://www.fa.ru/faculty/ief/news/ Documents.
19. Лю С. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики: тенденции развития и государственное регулирование (на примере Китайской Народной Республики): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Лю Сяомэй. Минск, 2014. 28 с.
20. Китай будет регулировать региональные фондовые рынки для увеличения финансирования мелкого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // Агентство Синьхуа. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-01/12/c_135974724.htm.
Статья поступила в редакцию 14.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 3(20)