НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 339.012(571.150)
ББК 65.290.3(2Рос.-4Алт.)
В. А. Гражданкин*
Развитие малого предпринимательства и усиление его роли в экономике Алтайского края
В статье демонстрируется эволюция малого предпринимательства в Алтайском крае, аргументируется повышение роли малого предпринимательства в экономике указанного региона.
In the clause evolution of small business in the Altay Territory is shown, the increasing role of small business in economy of the specified region is reasoned.
Ключевые слова: малое предпринимательство, Алтайский край.
Key words: small business, the Altay Territory.
Создание благоприятных условий для
предпринимательской деятельности, поддержка малого и среднего бизнеса, объявлены Минэкономразвития РФ приоритетным направлением развития национальной экономики на 2008-2010 гг. Первоочередными задачами, которые направлены на достижение поставленной цели являются: устранение избыточных административных ограничений, обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствование налогообложения [1]. Документы
* Ассистент, Алтайский государственный университет.
114
соответствующей тематики разрабатываются на региональном уровне. Например, принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы», в конце сентября 2008 г. прошел первое чтение проект нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» [6]. До недавнего времени государственная поддержка распространялась только на субъекты малого бизнеса, статистические данные собирались и обрабатывались только по данной категории. С момента принятия новых нормативно-правовых документов, государственная забота распространяется не только на представителей малого, но и среднего бизнеса. Исходя из сказанного, необходимо определить роль малого предпринимательства не только в экономике Алтайского края, но и отразить его социальную значимость, поскольку произвести анализ по новой категории, которая учитывает малое и среднее предпринимательство пока не представляется возможным из-за отсутствия статистических данных.
Прежде всего, следует отметить, что предпринимательство способно наиболее быстрыми темпами обеспечивать высокую скорость оборота ресурсов, решать проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, придавать экономике необходимую мобильность, обеспечивать равновесие на потребительском рынке, вносить существенный вклад в формирование конкурентной среды, при использовании минимальных ресурсов и не располагая крупным начальным капиталом. «В начале нынешнего десятилетия 500 российских предприятий обеспечивали 51 % ВВП страны, а сегодня они обеспечивают уже 80 % ВВП. Противовесом здесь может быть только рост роли в экономике малых и средних предприятий, но для этого нужно создать такие условия, чтобы им было прежде всего выгодно производить продукцию, поскольку пока больше всего малых предпринимателей работают в торговле» -отметил председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Б.Титов на национальном
115
форуме в 2008 году «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке» [2]
Ведущие экономисты отмечают, что развитие малого бизнеса в России отвечает общемировым тенденциям по формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта, способствующий демонополизации экономики.
Развитие малого бизнеса несет в себе множество важных преимуществ: увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе; рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; создание новых рабочих, мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населе-ния (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин); подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых
116
рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства); ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие, при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик); снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой про -дукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 человек, продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страховании, оптовая торговля, но и на транспорте, обрабатывающей промышленности); улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. [5: 17]
Экономические реформы и трансформация государственного управления выявили несоответствие структуры экономики края потенциальным возможностям автономного развития и самофинансирования. В переходный период край столкнулся с такими основными проблемами, как низкий уровень бюджетной обеспеченности (регион относится к дотационным территориям); низкий уровень внешних и внутренних инвестиций; резкое падение производства на большинстве крупных градообразующих предприятиях; высокая изношенность жилищного фонда и инженерной инфраструктуры края; значительная доля бедного населения и низкий платежеспособный спрос населения в целом и др.
В сложившейся сложной обстановке субъекты малого предпринимательства приняли активное участие в процессе адаптации экономики края к условиям рыночной среды через создание дополнительных рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, насыщение рынка товарами и
117
услугами, а также пополнение бюджетов всех уровней. Малый бизнес доказал свою эффективность и весомую значимость для региона.
Интенсивное развитие нового рыночного сектора экономики Алтайского края наблюдалось в 1988-1989 гг. после принятия Закона «О кооперации в СССР». В последующие два года темп роста числа предприятий снизился в 3,5 раза. До начала реализации масштабной программы приватизации объем реализации продукции (услуг) рыночного сектора экономики возрос в 3,5 раза, численность занятых - в 8,7 раза и число предприятий - почти в 7 раз, его доля по объему реализации составляла около 8 %, по численности занятых -6 %, от общего объема платежей - 24 %.
В разрезе отраслевой структуры, наибольший удельный вес по объему производства продукции в рыночном секторе в то время занимали строительные и проектно-изыскательские предприятия (40,4 %), далее следовала продукция производственно-технического назначения (27 %) и третье место принадлежало торговле и общественному питанию 15,5 %, далее - производство товаров народного потребления (12,2 %), удельный вес сельскохозяйственной -2,6 %, услуги бытового обслуживания - 2,2 %, продукция научно-исследовательских организаций - 0,8 %.
Необходимо также отметить, что становление сферы малого бизнеса и его бурный рост в начальные годы во многом были обусловлены разными «правилами игры» для крупных и средних государственных предприятий и для малых, более либеральными для последних. Вокруг крупных государственных предприятий было образовано множество предприятий малых форм: кооперативов, малых государственных и арендных предприятий, где из-за либерального ценообразования, менее жесткого контроля со стороны государства и перекачки средств и ресурсов государственных предприятий была возможность получать более высокие доходы.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 406 от 1991 года сбор статистической информации о деятельности малых предприятий проводился сплошным методом по отраслевым и специальным формам
118
отчетности. После принятия закона РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» с 1996 года данные стали собираться в помощью выборочного обследования. Для проведения исследования, направленного на определения роли малого бизнеса в Алтайском крае в современных условиях, автором были произведены расчеты, группировки, сопоставления и сравнения, графическое отображение и анализ данных из ежегодных статистических сборников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [3; 4].
1992 1993 1994 199S 1996 1997 1993 1999 2000 2001 2002 2003 2004 200S 2006 2007
Рис. 1. Динамика количества малых предприятий в Алтайском крае, ед.
Данные, представленные на рисунке 1, демонстрируют динамику количества малых предприятий в Алтайском крае по итогам за год. Наибольший показатель соответствует 2007 г., в нем функционировало более 16 тыс. малых предприятий. До 1995 г. исследуемый показатель динамично рос, а в последующие годы наметилась тенденция к их снижению, существенное влияние на это оказал кризис 1998 года. В 2000 г. ситуация в стране начала выравниваться, что отразилось на приросте исследуемого показателя на 13,5 %. Скачкообразное увеличение произошло в 2004 году в 1,2 раза и 2007 году - на 15,6 %, что в большей степени связано
с государственными мерами, направленными на минимизацию налогообложения и расширением государственной поддержки на уровне региона. Необходимо отметить, что цикличность развития данного показатели характерна основные тенденции развития в России и в Сибирском федеральном округе.
Рис. 2. Количество малых предприятий по регионам Сибирского федерального округа, ед.
По итогам 2007 года Алтайский край занимает 17-е место по анализируемому показателю среди субъектов Российской Федерации, а среди регионов Сибирского федерального округа - 3-е место, уступает Новосибирской и Кемеровской областям. По увеличению физического объема оборота общественного питания занимает 2-е место в рейтинге сибирских регионов и 3-е место по индексу оборота розничной торговли.
Сравнительно быстрое развитие рассматриваемого сектора объясняется его большими адаптационными возможностями по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменение спроса, ресурсного обеспечения и др. Рост малых строительных предприятий при продолжающемся спаде промышленного строительства происходит, например, из-за резкого увеличения индивидуального строительства, а также увеличения объемов реконструкции и строительства офисных, складских
помещений. Значительное замедление темпов роста малых предприятий в области торговли связано с более быстрым приближением их к оптимальному для этой сферы количеству. В сложившихся условиях они заполнили свою нишу экономического пространства быстрее по сравнению с другими отраслями, кроме того, появились крупные федеральные и региональные торговые сети, например «Лента», «Пятерочка», «Мария-Ра», «Патэрсон», «Планета Холидей», с которыми малые предприятия в полной мере конкурировать не могут по ряду объективных причин. Поэтому стали появляться новые притягательные, с точки зрения эффективности, вложения капитала, например сфера отдыха и туризма. Что касается науки и научного обслуживания, то общий спад производства и все связанные с ним проблемы, напрямую отразились на сокращении потребности в научном обслуживании и, следовательно, на количественном сокращении предприятий, действующих в этой области.
Деятельность малых предприятий Алтайского края с начала 90-х годов была сосредоточена в трех отраслях: торговле и общественном питании (каждое второе малое предприятие), промышленности (каждое шестое), строительстве (каждое девятое). Так, в 1992 г. совокупная доля данных отраслей в числе малых предприятий составляла 81,8 %. Этими отраслями получен 91,1 % выручки от реализации продукции, работ, услуг, 98,2 % балансовой прибыли и освоено 97,6 % капитальных вложений малых предприятий Алтайского края.
В последнее время структура малого предпринимательства России меняется к лучшему. Увеличивается доля малых предприятий, работающих в производственной сфере и сферах, способствующих научно-техническому прогрессу. Но пока этот процесс идет достаточно медленно, его ускорение зависит не только от государственной поддержки, но и от политики крупных корпораций. В отраслевой структуре малых предприятий Алтайского края существенных изменений не отмечено, что представлено на рис. 3.
Рис. 3. Отраслевая структура малых предприятий
Алтайского края в 1996, 2000, 2007 гг.
Как видно, наиболее экономически привлекательными для малого бизнеса остаются виды деятельности, не требующие значительных капитальных вложений. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Приоритетные отрасли производственного характера и инновационная деятельность в малом бизнесе Алтайского края развиты недоста-
точно. За исследуемый период в общей совокупности количество промышленных предприятий снизилось на 4,0 %, строительных - на 3,8 %о,. Положительными результатами отмечены предприятия сельского хозяйства - на 2,5 %, транспорта и связи - на 3,0 %, финансовый сектор и коммунальные услуги изменились незначительно - на 0,9 % и 1,5 %, соответственно.
Особо важную роль малое предпринимательство играет в решении проблем занятости, через создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, тысячи жителей края прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому бизнесу. Особенно это актуально для сельской местности, где нет общественного производства.
1<>92 1У'>;: ХУУ4 1 •.••.•'• Д.*»* 1*97 19К 195* 2("» 2*>01 2002 200? 2<>04 20'.' 5 2<»..<5 2'>0 7
Рис. 4. Динамика среднесписочной численности работников
малых предприятий, тыс. чел.
Данные, представленные на рисунке 4 показывают, что максимальная среднесписочная численность работников малых предприятий Алтайского края зафиксирована в 1995 году, что в большей мере соответствовало тенденциям развития в России. Последующее сокращение анализируемого показателя связано с перераспределдением качественного состава занятых. Работодатели в сфере малого предпринимательства все чаще отдают предпочтения до-
говорам гражданско-правового характера по сравнению с привлечением работников на условиях совместительства, что объясняется более выгодными условиями налогообложения, при условии грамотного составления контракта.
Следует отметить, что переход к рыночной экономике в Алтайском крае сопровождается значительной дифференциацией городского населения. Если раньше в структуре занятого населения преобладали рабочие, служащие, интеллигенция, то сейчас резко возросла доля лиц, занятых предпринимательством. За исследуемый период количество граждан зарегистрированных в качестве предпринимателей возросло более чем в 6 раз. Максимальное значение показателя достигало в 2003 г. и составляло 112,6 тыс. человек индивидуальных предпринимателей (включая глав крестьянских и фермерских хозяйств). Основной причиной замедления темпов роста числа регистрируемых предпринимателей в последнее время является оживление в деятель -ности крупного бизнеса и банковской сферы, которые привлекают большое количество экономически-активного населения края. Кроме того, необходимо отметить существенную разницу между предпринимателями начала 90-х годов и настоящего времени. Если ранее предприниматели представляли собой категорию исключительно самозанятого населения, которое оказывает различные бытовые и посреднические услуги, то в настоящее время предприниматели осуществляют торговую и производственную деятельность с привлечением наемных работников, например, в 2007 г. в крае работало более 4,5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых занято около 20,5 тысяч человек. Сегодня с малым бизнесом связано более 420 тысяч человек, это свыше 18% населения края.
Наиболее существенным и социально значимым является отношение общего числа занятых в малом бизнесе к экономически активному населению. По итогам 2007 года данный показатель составил 17,4%, за исследуемый период рост практически в 3 раза.
150
100
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1993 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 200?
Рис. 5. Динамика численности занятых в малом предпринимательстве, тыс. человек
Важными показателями, которые демонстрируют роль и значение малых предприятий в регионе, является их удельный вес в основных экономических показателях предприятий и организаций края. В целом по краю отмечается положительная тенденция развития, так как по всем основным показателям наблюдаются приросты. Так, доля малых предприятий в общем количестве организаций (предприятий) составляет 28,3 %, что больше базисного на 11,3 %. На малые предприятия в 2007 г. приходилось 11,7 0% занятых от общей среднегодовой численности, что больше чем в 2003 г. на 2,5 %%; 14,5 %% промышленного производства или на 6,0 % соответственно; 17,0 %% оборота розничной торговли или на 4,4 о%; 75,5 %% подрядных работ или на 26,7 %%; 9,7 о% инвестиций в основной капитал или на 5,4 %%, 45,5 % оборота предприятий или на 9,0 %% соответственно. Только по аналогичному относительному показателю налоговых платежей в бюджеты всех уровней, который в 2007 г. составил 14,4 %, отмечен спад на 2,9 %. Такое понижение можно назвать закономерным, поскольку оно произошло благодаря проводимой правительством РФ планомерной политике, направленной на понижение налогового бремени у представителей малого бизнеса.
По результатам проведенного исследования можно сде -лать вывод о том, что прослеживаются положительные тенденции в развитии малого бизнеса в Алтайском крае и усиление его роли в показателях социально-экономического развития региона. Предпринимательство в современном об -ществе способно в полной мере использовать профессиональные качества, знания работников с высокой эффективность. Усиливается социальное значение малого бизнеса: создаются новые рабочие места для обеспечения занятости и самозанятости, нивелируется острота проблемы безработицы в сельской местности. Несмотря на рост занятых на малых предприятиях в промышленности и сельском хозяйстве он недостаточен, и остается приоритетным направлением поддержки со стороны краевых властей в малом бизнесе. Происходит формирование среднего класса, который в экономически развитых странах составляет социальную и экономическую основу общества, выступает гарантом политической стабильности. Создаются новые производственные предприятия, ориентированные на рост производительности труда и повышение конкурентоспособности своей продукции. Малые предприятия края производят синтетические красители, изделия из пластмасс, кирпич, строительные нерудные материалы, мебель, металлические и пластиковые окна и двери, выпускали приборы, технологическое оборудование разных видов и запчасти к нему, металлоконструкции, силовые кабели. На территории края малые предприятия стали единственными производителями черепицы и керамической фасадной плитки, а по выпуску блоков мелких стеновых из ячеистого бетона занимают лидирующее положение. Разнообразен ассортимент производства продовольственных товаров: мясомолочная, хлебобулочная и кондитерская продукция, мука, макаронные изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, минеральные воды и многое другое.
Происходит мобилизация материальных и финансовых ресурсов, так инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 году составили 4,1 млрд рублей. По этому показателю Алтайский край вошел в число 20 регионов России.
Осваиваются новые перспективные для Алтайского края направления деятельности - отдых и туризм, инновации и т.д. Однако, предприятий внедряющих инновации на практике, в России и в нашем регионе недостаточно. Такое положение объясняется рядом причин, основная - это высокий уровень затрат и период окупаемости. Поэтому необходимо скорректировать налоговую политику государства, предоставляя значительные преференции малому инновационному бизнесу как, например, в Японии, США и других странах. В настоящее время заниматься инновациями экономически не целесообразно, несмотря на огромный потенциал и желание предпринимателей. Без системной поддержки государства, предпринимательский сектор динамично развиваться не в состоянии по ряду объективных причин. Поэтому на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления необходимо оказывать всестороннюю законодательную, финансовую поддержку приоритетным для территории направлениям предпринимательской деятельности, для нашего региона: это производство, строительство, сельское хозяйство и переработка, развитие туристической индустрии, сферы услуг, инновационных предприятий.
Государственная поддержка предпринимательства на всех уровнях представляет собой создание экономических и правовых условий для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов. С точки зрения предпринимателя, именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, таких как максимизация прибыли, эффективность инвестиций, минимизация риска, защита собственности и личности. С точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержка занятости населения, укрепление продовольственной безопасности, развитие инноваций и т. д.). В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может и должна осуществляться эффективная государственная политика. Исполнительным и законодательным органам государственной власти РФ необходимо разработать и внести изменения в за-
127
конодательные акты, позволяющие существенным образом не только сократить административные барьеры (первостепенная проблема для алтайских предпринимателей на протяжении всего жизненного цикла), но и создать благоприятную среду для всесторонней реализации их потенциала. Планомерные и целенаправленные действия позволят добиться высокого роста предпринимательской инициативы в социально -экономической сфере. Чрезвычайно важно со стороны государства ограничить необоснованное вмешательство в деятельность малого предпринимательства, гарантировав не только экономическую, но и политическую стабильность, а также обеспечить неприкосновенность собственности.
Список литературы
1. В МЭРТ разработан комплекс мер по поддержке МСБ в 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.file://localhost/newspaper/.
2. В России есть потенциал, умные головы и желание занять свое достойное место // Деловой Алтай. - 31 марта 2008 г.
3. Малое предпринимательство в Алтайском крае: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. (Ежегодные издания)
4. Малое предпринимательство в Алтайском крае: 20032007: стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. - Барнаул, 2008.
5. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - СПб: Бизнес-пресса. 1999.
6. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/rus/gov/administration/stuct/business/