Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства и его роль в экономике Алтайского края'

Развитие малого предпринимательства и его роль в экономике Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1464
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое предпринимательство / государственная поддержка / число занятых / объем торговли. / small business / the state support / number occupied / trade volume.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. В. Стрельцова, О. А. Федоткина

Статья посвящена определению роли малого предпринимательства в развитии экономики страны и Алтайского края. Автором представлены результаты анализа основных показателей развития малого предпринимательства в Алтайском крае. Проведен сравнительный анализ развития малого предпринимательства России и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AND ITS ROLE IN THE ECONOMY OF THE ALTAI TERRITORY

The article is devoted to determining the role of small business in the development of the economy of the country and the Altai Territory. The author presents the results of the analysis of the main indicators of small business development in the Altai Territory. A comparative analysis of the development of small business in Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства и его роль в экономике Алтайского края»

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Т.В. Стрельцова, канд. с. -х. наук, доцент О.А. Федоткина, магистрант

Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10165

Аннотация. Статья посвящена определению роли малого предпринимательства в развитии экономики страны и Алтайского края. Автором представлены результаты анализа основных показателей развития малого предпринимательства в Алтайском крае. Проведен сравнительный анализ развития малого предпринимательства России и других стран.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, число занятых, объем торговли.

Малое предпринимательство в рыночной экономике определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Сектор предприятий малого бизнеса является рыночным, составляя основу современной рыночной инфраструктуры.

Развитие предприятий малого бизнеса имеет преимущества, в сравнении с крупным производством: активизируется перестройка структуры экономики, предоставляется широкая свобода рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивается окупаемость затрат, предприятия реагируют на изменение потребительского спроса. Малый бизнес способствует насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевой и территориальной монополии, расширяется конкуренция, вовлекается резерв рабочей силы. Поэтому существует необходимость развития малого предпринимательства в России и, в частности, в Алтайском крае.

Анализ предыдущих исследований и публикаций. Вопросы изучения особенностей развития малого бизнеса стали объектом внимания отечественных исследователей, были изучены работы Радюко-вой Я.Ю., Бушуевой Е.Н., Рязанова И.О., Дуплинской Е.Б., Ануфриевой И.Ю., Гра-жданкиной О.А. и других [1-3].

Целью исследования является определение роли малого предпринимательства в экономике Алтайского края.

Основные результаты исследования

Развитие малого предпринимательства в России является задачей экономики страны. Государство поддерживает предпринимательство, реализует меры, направленные на его поддержку. Невзирая на негативные последствия введенных против России санкций, предпринимательство в России развивается, развитие молодежного бизнеса способствует переходу страны на инновационный путь развития. Инновационную экономику невозможно представить без молодых, инициативных, креативно мыслящих предпринимателей.

Основными сферами малого и среднего бизнеса являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Не высока доля предпринимателей на рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг. Использование малых предприятий приводит к обеспечению рабочих мест, насыщению рынка новыми товарами и услугами, удовлетворению нужд крупных предприятий. В России малое предпринимательство является перспективной формой хозяйствования. Однако малое предпринимательство не занимает того места, которое он имеет в экономически развитых странах.

В США на малые фирмы приходится 54% занятых, 45% активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 чел. (это

99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8 % продаж, 56,6 % условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55% [3].

В целом по России в 2017 году оборот малых предприятий составил 26,6% от оборота всех предприятий (за исключением бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций).

Трудности для развития малого предпринимательства в России - это отсутствие стабильных условий хозяйствования, высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов. Сдерживает развитие предпринимательства платежеспособный спрос населения, потребителя продукции услуг малого предпринимательства.

Малое производство создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются рабочие места; расширяется потребительский сектор; рынок насыщается товарами и услугами, повышается экспортный потенциал, максимально используются местные сырьевые ресурсы.

В статье 4 Федерального закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, субъектом малого предпринимательства считаются только те физические лица и предприятия, которые внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном законодательством порядке [4].

Имеет значительное распространение, в частности в среде индивидуальных предпринимателей, незаконная хозяйственная деятельность без регистрации. В связи с

этим, предприниматель не имеет возможности получения льгот от государства, которые выступают одними из важнейших факторов и определяют развитие малого предпринимательства из-за высокой степени зависимости малых предприятий от такой поддержки.

Таким образом, малое предпринимательство - это ключевой фактор обеспечения развития и экономического роста инноваций в экономике. Малый бизнес оказывает положительный экономический и социальный эффект для государства в форме стабильных налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Также, малый бизнес создает основу для эффективного и стабильного развития государства, обеспечивая потребителя новыми товарами и услугами, которые отличаются от товаров и услуг конкурентов уровнем цен, качественными характеристиками. Положительный эффект у самого предпринимателя - в виде обеспечения уникальных условий для его деятельности посредством государственной поддержки.

С июня 2016 года в России действует Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [5]. Цель Стратегии 2030 - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Алтайского края за 2013-2017 годы.

2013 2014 2015 2016 2017

Доля малых предприятий в общем количестве предприятий 64,2 57,2 56,7 67,8 64,6

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых 16,7 16,2 15,5 15,1 16,1

Доля оборота малых предприятий в обороте всех предприятий 37,7 36,2 48,6 42,1 42,3

Доля инвестиций малых предприятий в инвестициях в основной капитал 21,9 23,4 17,4 15,7 16,5

Доля налогов и сборов малого бизнеса от всех поступлений налогов и сборов 24,1 26,2 33,2 26,3 28,2

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Алтайского края за 2013 -2017 годы, % [6]

Доля малых предприятий в общем количестве предприятий Алтайского края составила 64,6% в 2017 году, на протяжении исследуемого периода максимальным данный показатель наблюдался в 2016 году и составлял 67,8%. Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в 2017 году составила 16,1%. Доля оборота малых предприятий в обороте всех предприятий составила 42,3%, что на 15,7% выше среднероссийского показателя. Доля налогов и сборов малого бизнеса составила 28,2%.

В динамике выбранных показателей значительный рост за период исследова-

ния составила доля оборота малых предприятий - на 4,6% и доля налогов и сборов малого бизнеса - 4,1%. Также, наблюдается снижение доли инвестиций малых предприятий за весь период - на 5,4%.

Наибольшее число малых предприятий Алтайского края осуществляет свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли (13 448 единиц на конец 2017 года), в сфере операций с недвижимым имуществом (2473 единиц), в профессиональной, научной и технической деятельности (2150 единиц).

Рисунок 1. Деятельность малых предприятий в Алтайском крае за 2013 -2017 годы

На рисунке 1 приведены данные о деятельности малых предприятий в Алтайском крае. В динамике наблюдается снижение численности работников до 2016 года, а в 2017 году их рост на 5,7%. А также быстрый рост оборота малых предприятий за 2013-2015 год.

Выводы. В целом можно сделать вывод, что малое предпринимательство Алтайского края имеет уровень развития выше среднероссийского по показателю доли оборота малых предприятий в обороте всех предприятий. Наблюдается рост основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий в 2017

году, после их некоторого снижения в 2016 году.

Таким образом, малое предпринимательство является важным элементом всех экономических процессов. От правильного осуществления деятельности данного сектора экономики зависит развитие экономики региона и страны в целом. На развитие малого и среднего бизнеса оказывает влияние не только государство, но и активность предпринимателей, способы решения поставленных перед ними задач, готовность потребителей к новым товарам и услугам в современных условиях.

Библиографический список

1. Радюкова Я.Ю., Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №12. - С. 58-65.

2. Рязанов И.О., Дуплинская Е.Б. Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай // В сборнике: Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): материалы III Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 279-286.

3. Губайдуллина Т. Н. Особенности развития малого и среднего бизнеса в развитых странах мира // Техника и технология транспорта: научный Интернет-журнал. 2017. №1(2). URL: http://transportkgasu.ru/files/N2-17ET117.pdf

4. Федеральный закон от 24.07.2007 г. 209- ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006.

5. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/

6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Электронный ресурс: http://akstat.gks.ru/

DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP AND ITS ROLE IN THE ECONOMY OF THE ALTAI TERRITORY

T.V. Streltsova, candidate of agricultural sciences, associate professor O.A. Fedotkina, graduate student Altai state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. Abstract. The article is devoted to determining the role of small business in the development of the economy of the country and the Altai Territory. The author presents the results of the analysis of the main indicators of small business development in the Altai Territory. A comparative analysis of the development of small business in Russia and other countries. Keywords: small business, the state support, number occupied, trade volume.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.