И. К. Мищенко
Государственная поддержка малого предпринимательства: задачи и реальность
Одним из покорите! ных направлений перехода России к рыночной экономике правительство страны провозгласило создание малых предприятий и широкое развитие малого предпри.щмательства.
В мировой практике нет четко устоявшихся критериев отнесения предприятий к хлалым. Наиболее часто используют такие показатели, как средняя численность персонала, ежегодный оборот, величина актшов, которые могут быть дифференцированы в зависимости от отраслевой принадлежности пр ¡дприятия. В России под суб- ектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля ~гчастия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не прерышает 25%, доля, принадлежащая одному или ^скольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность -аботников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности, строительств- и на транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере -60, ь оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел., а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [1].
Как показывает зарубежный опыт, малый бизнес способствует активизации структурной перестройки экономики, ускорению научно-1 ернического прогресса в народном хозяйстве, треодолению монополизма производителей, развитию конкуренции и насыщению рынка потребительскими товарами необходимого уровня качесп ва, обесточивает рост валового внутреннего прод^тсга и доходов государс за. Не менее важна и социальная роль малых предприятий, так как за счет создания новых рабочих мест смягчается напряженность на рынке труда и обеспечиваютс средстъоми существования миллионы людей. Развитие малого предпринимательства ведет к формированию так называемого реднего класса, являющегося стержнем любого стабильно развивающегося общества.
В то же время небольшие предприятия объективно находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупными фирмами. У них лередко отсутствуют собственные производственные и торговые площади, преобладают мелко-
серийны- тип производства, ручной труд, низкоквалифицированная рабочая сила, что ведет к росту издержек и себестоимости продукции. Малые предприятия испытывают большие сложности с получением кредитов, накоплением значительных средств для перестройки производства, совершенствования техники и технологии, подготов ки и переподготовки кадров. Весьма ограничены их возможности в проведении :аркетинговых исследований рынка, разработке бизнес-планов, ин формационном обеспечении. Поэтому для широкого распрос чанения малого бизнеса необходимо создание эффективной системы государственной и общественной поддержки, йормы и методы которой могут тущественно различаться в зависимости от уровня развития страны и конкретных целей государственной политики.
Обобщая различные подходы, можно выделить два вапианта государственной поддержки пазвития малого предпринимательства.
При первом варианте государство сочетает достаточно жесткое административное регулирование троцесса создания и деятельности малых предприятий с широкой системой фотекционистских мер. Использование такого подхода возможно на первоначал? ных этапах формирования рыночной экономики, когда преобладает монополизм производителей и практически полностью отсутствует конкуренция.
По мере становления рыночной экономики наиболее эффективным представляется другой вариант, при котопом создаются равные конкурентные условия для большого и малого бизнеса при умеренном государственном ре улировании малого предпринимательства экономическими методами.
В современный период в соответствии с Федеральным законом «О государственной оддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1°95 г. № 88-ФЗ государственная поддержка малого бизнеса должна осуществляться до следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготны*, условий использования субъектами «алого предпринимательства юсудар-ственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсо а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектоь малого „редпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их
продукции, представление государственной статистической и бухг. лгерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательстг-, включая содействие развитию их торговых. научно-технических производственных, информационных связей с зарубежными государствах!;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий [1].
Для оеализации государственной политики в области малого бизнеса созданы Государственны; комитет РФ по поддепжке и развитию малого редпоинимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и другие, а также аналогичные структуры в регионах Так, в Алтайском крае функционируют Комитет по поддержке малого предпринимательства администрации Алтайского края, Алтайский региональный фонд поддержки малого бизнеса, Члтайское региональное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса, наблюдательный совет по предпринимательству.
С 1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный ¿акон РФ «Об упрощенной системе налогообложения. учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» 01 29 декабр* 1995 г. № 222-ФЗ, предусматривающий замену уплаты совокупности налогов и сборов всех уровней единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности малых предприятий за отчетный период. Объектом налогообложения установлены совокупный доход или валовая выручка по усмотрению органов государственной власти субъекта РФ (например, в Алтайском крае — валовая выручка).
Однако, несмотря на перечисленные мероприятия, с 1995 г. происходит абсолютное сокращение как количеств? малых пр дприятий, так и их »слада в развитие экономики. Так, по данным I оском-стата России в 1995 г. количество малых предприятий уменьшилось на 2%, в 1996 г. - на 4%, в 1997 г. отмечен их незначительный рост [2, с 362].
нелогичные тенденции прослеживаю лив регионах хотя дифференциация здесь очень существенная. Наиболее развито малое предпринимательство в Москве, где расположено 18% официально зарегистрированных предприятий на которых ..анято 1,2 млн чел. В Алтайском крае -1,6% и 81,4 тыс. чел. соответственно [3, с. 3-6]. По данным за первый квартал 1998 г., в России примерно 650 тыс. малых предприятий, тогда как по оценке специалистов для создания развитой рыночной среды их должно быть 6-10 млн. Доля малого бизнеса в настоящее время составляет: в численности работающего населени- всего 12%, в объеме производимой продукции - менее 7%.
На наш взгляд, можно выделит! несколько основополагающих причин такой ситуации.
В первую очереди необходимо отметить, что критерии отнесения предприятий к малым постоянно изменяются, что дестабилизит'ет развитие малого бизнеса и вносит несопоставимость в статистические данные. Так, например, в промышленности и строительстве первоначально государ ственной статистикой учитывались как малые только предприятия с чиеленностью занятых до 50 чел. В 1993 г. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г № 44о «О первоочередных мерах поддержки малого пред принима I сльства в Российской Федерации» предельная среднесписочная численность работников была увеличена до 200 а в 1996 г. в соответствии е Федеральным законом от 11 июня 1995 г. № 88-ФЗ снижена до 100 чел. Поэтому вряд ли можно считать случайностью, что количество малых предприятий в 1996 г. к уровню предыдущего года сократилось на 4%, так как многие проего не стали проходить еререгистоацию и пополнили «теневой» сектор. Кроме того, в наиболее благопо лучном по показателем развития малого бизнеса регионе - Москве - действует сооственный городской закон, вопреки российскому увеличивающий предельную численность занятых до 200 чел. и, соответственно, расширяющий доступ к льготам. Но и это еще не все. Субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности могут быть только малые предприятия с численностью работающих до 15 чел. (включая совместителей), незат лсимо от вида деятельности. Таким образом, параллельно используютс: два критерия отнесения предприятий к малым по численности занятых: для татистической отчетности и для целей налогообложения. Представляетс.1 необходимым ввести единый критерий по численности персонала, сделав доступным переход на упрощенную систему налогообложения всех малых предприятий, дифференцировав другие показатели.
В современных условиях изменяются способы организации малого бизнеса. Известны три основных пути образования малых предприятий:
- приватизации государственной собственности;
- выделение из крупных предприятий путем их реструктуризации;
- сс.дание новых предприятий.
Первый путь был характерен для начального этапа перехода к рыночной экономике, сопровождавшегося массовой приватизацией, и в настоящее время практи1 гски исчерпан. Реструктуризация крупных предприятий, в том числе путем преобразования бывших цехов в самостоятельные малые предприятия с образованием холдингов, очень часто проводится с единственной целью - уйти от уплаты налогов, пользуясь льготами. Такая практика
искусственного дробления единого производства разрыва технологических связей зачастую приводит к полной остановке всех предприятий, как головного (материнского), гак и дочерних - малых. В тех же случаях, когда образованные малые предприятия загружают своими заказами неиспользуемые мощности крупных, обеспечивая персонал работой и средствами в чествованию, поучаемые доходы не инвестируются в производство, так как подавляющая их часть изымается крупными фирмами в виде платы за использование ресурсов.
На наш взгляд, в настоящге время государство должно стимулировать создание новых предприятий, использующих современные технологии и производящих конкурентоспособную протукцию. Главными препятствиями здесь являются отсутствие стартового капитала, высокие процентные ставки по кредитам чесовер1генство и противоречивость налогового законодательства. Следует сразу признать полную неэффективность безвозмездного бюджетного финансирования. Средства на поддержку малого бизнеса, безусловно, должны выделяться государством, но распределять их должны специально созданные структуры (некоммерческие фонды, специализированные банки, ассоциации и пр.) на конкретные проекты при наличи1 соответствующего оооснования биз-нес-планор швестиционных программ и проверки Финансово-экономического состояния.
Необходимо повысить роль и эффективность функционирования Федерального фодда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных структур. Однако у государства постоянно не хватает средств для финансирована-развития малого бизнеса. В 1996 г. на эти цели вообще не выделялись ассигнования из бюджета, федеральная про^амма поддержки малого предпринимательства на 1°96-19с>7 гг. была профинансирована Федеральным фондом лишь на 35,7%, из которых доля бюджета составляла более половины, а собственные средства ''проценты по выданным кредитам и гарантиям, доходы по операциям с ценными бумагами и др.) - около 10% (табл.).
За счет средств фонда, по данным его генерального директора В. Высокова, в 1997 г. было отобрано и профинансировано через региональные подразделения свыше 2200 проектов [4]. В их числе проект организации цеха по разливу растительного масла ООО «Торгсервис-2» (Заринск;, для реализации которого выделены кредо, гные ресурсы под гаратию администрации Алтайского края. В этой связи хотелось бы обратить внимание на процедуру отбора и согласования проектов. Так, ОиО «Торгсервис-2» разработало бизнес-план обоснования инвестиционного проекта еще в 1995 г. После одобления Алтайского регионального агентст-
ва по поддержке малого и среднего бизнеса он был представлен в Москву, где почти три года проходил согласования в различных инстанциях. Теперь, когда малое предприятие получило кредит, существенно изменились внешние факторы: повысилась стоимость сырья, увеличилась ставка рефинансирования Центробанка РФ, а главное - измелилась конъюнктура рынка, который оказался насыщен растител ьным маслом как отечественных, так и зарубежных "ооизводителей В этих условиях реализация проекта будет заведомо убыточной, и предприятию остается только вертть полученный с такиыи трудностями кредит.
Структура источников поступления средств в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в 1996-1997 гг.
Источники Млн руб. %
в ценах 1998 г.
Бюджетные ассигнования 258,59 51,1
Средства от приватизаци 180,51 35,7
Доходы от уставной дея-
тельности 50,37 9,9
Прочие поступления 16,58 3,3
Итого поступлений 506.05 100,0
Представляется целесообразным передать функции отбора перспективных проектов развития малых предприятий региональным органам, которые после соответствующей проверки финансово-экономического обоснования должны распределять выделяемые кредиты, выступая гарантом их целевого использовани т и возврата пере; 'Федеральным фондом.
Государственная поддержка необходима также в организации подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса, в том числе управленческих, федоставлении маркетинговых, консалтинговых и информационных услуг, создании венчурных и лизинговых фирм. Необходимо стимулировать развитие франчайзинга, позволяющего малым пр чщриятиям, используя лицензию, товарный знак или торговую марку ведущих фирм, в короткие сроки организовать самостоятельную деятельность и окупить все затрат*-
Существенной формой поддержки малого бизнеса в развитых странах является размещение государственных заказов на производство продукции у оказание услуг. В США их ежегодная стоимость достигает 60 млрд долларов. В России принято Постановление Правительства РФ «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукци" и товаров ''услуг) для федеральных государственных нужд» от 29 апреля 1996 г. № 523, предусматривающее размещение на малых предприятиях не менее 15% госзаказов, однако оно не дейсл^ет вообще. И еслр
на Западе фирмы конкурируют за получение федерального заказа, то в нашей стране ситуация об-оатная, так как государство имеет репутацию главного неплательщика по обязательствам, способного разорить любую фирму.
Характеризуя причины замедления развития малого бизнеса, наконец, следует отметить главный фактор - существующую государственную налоговую политику которая носит откровенно фискальной характе} и основывается на громадном количес. ве нормативных актов и инструкций, нередко противоречащих друг другу. Только в централизованном порядке установлено свыше 40 видов налогов, включая сборы и пошлины. Даже для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, помимо единого налога с совокупного дохода (валовой выpvчки) сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобрг тение автотранспортных средств, лицензионных сбопов, отчислений в социальные внебюджетн те фонды. Очень изобретательны муниципальные органы, имеющие право введения местных налогов из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтому небольшие фирмы, занимающиеся производством, вынуждены содержать целый штат бухгалтеров, тем самым увеличивая непроизводителы ле издержки, относимые на себестоимость продукции, что оезко повышает цену товара и ограничивает возможности его реализации.
Современная налоговая политика по сути представляет малым предприятиям следующие возможности развития:
1) уплата всех налогов и разорение;
2) переориентация на непроизводственную (посредническую) деятельность с быстрым оборотом капитала,
3) уход в «теневую» экономику.
В конечном итоге ни один из этих вариантов не выгоден государству. В условиях хронического кризиса и бюджетного дефицита существенным резервом стабилизации должен стать легально и эффективно работающий малый бизнес, произвг дящий родукцию и оказывающий разнообразные услуги населению получающий прибыль и упла чивающий налоги. Но размер этих налогов должен оставлять предприятия! возможность для накопления и инвестирования доходов и нормальной работы с учетом перспективы.
Оптимальным направлением совершенствования налоговой системы представляется введение единого налога для всех субъектов малого предпринимательства при одновременном расширении налогооблагаемой базы. Необходимо использовать проверенный практикой опыт зарубежных стран, устанавливающий прямую связь системы налогообложения с количественными показателями деятельности предприятий (числен, гость персонала, производственные и торговые площади, фактический оборот, число посадочных мест в системе общественного питания и т.п.).
Решение проблем малого предпринимательства непосредственно связано с эффективностью осуществления экономических реформ в стране, даже самые радикальные формы поддержки малого предпринимательства, провозглашенные государством, так и останутся на бумаге, если в стране не будут созданы условия для привлечение долгосрочных инвестиций, роста производства, повышения доходов и уровня жизни людей. Только тогда можно ожидать общественного признания значимости малого бизнеса. Пока же в массовом сознании он ассоциируется с образом жизни «новых русских); и на практике решительно отторгается как населением, так и государственными органами, в том числе созданными для его поддержки.
Литература
1. О государственной поддержке малого предпринимателе тва в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // Экономика и жизш 1995. № 25-26.
2. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1997.
3. Развитие малого предпринимательства в Алтайском крае в 1 квартале 1998 г. / Агст. краевой комитет гос. статистики. Б арнаут 1998.
4. Высокое В. Малый бизнес «в тени» государству жарки // Экономика и жизнь. 1998. № 20.