Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса'

Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2114
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL BUSINESS / КРИЗИС / CRISIS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНЫ / REGIONS / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЕЗЕРВЫ / RESERVES / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROSPECTS / ENTERPRISE / PROGRESSIVE ELEMENTS / FOREIGN EXPERIENCE / STAGES OF DEVELOPMENT / PROBLEMS / PRIORITY DIRECTIONS / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / SPECIAL REGIMES / ENCOURAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б.X., Мусаева X.М.

В статье раскрываются основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Российской Федерации. Выделены этапы, тенденции и противоречия становления малого бизнеса в регионах РФ. Рассмотрены прогрессивные элементы государственного регулирования и роль малого бизнеса в экономике индустриальных стран. Обоснован комплекс научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности системы государственного и муниципального регулирования развития малого предпринимательства в РФ. Выделены приоритетные направления финансовой поддержки малых предприятий в условиях продолжающегося кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation and Support of Small Business during the Crisis

The paper deals with the main problems that hamper the development of small business in the Russian Federation. The stages, trends and contradictions of small business development in the Russian regions have been defined. The progressive elements of state regulation and the role of small business in economically advanced countries have been considered. A set of scientific and practical recommendations aimed at raising the efficiency of the system of state and municipal regulation of small business development in the RF has been grounded. The priority directions of financial support of small business during the ongoing crisis have been defined. A special emphasis is made on the problems and prospects of perfection of the currently applied system and mechanisms of small business taxation.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса»

Вопросы экономики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

и поддержка малого бизнеса в условиях кризиса

Б. Х. АЛИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения E-mail: fef2004@yandex. ru

Х. М. МУСАЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения E-mail: nalogi331@mail. ru Дагестанский государственный университет

В статье раскрываются основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Российской Федерации. Выделены этапы, тенденции и противоречия становления малого бизнеса в регионах РФ. Рассмотрены прогрессивные элементы государственного регулирования и роль малого бизнеса в экономике индустриальных стран. Обоснован комплекс научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности системы государственного и муниципального регулирования развития малого предпринимательства в РФ. Выделены приоритетные направления финансовой поддержки малых предприятий в условиях продолжающегося кризиса.

Ключевые слова: малые предприятия, кризис, государственное регулирование, предпринимательство, регионы, финансовая поддержка, налоговая нагрузка, эффективность, стимулирование, резервы, перспективы.

В условиях экономического кризиса особую актуальность и значимость приобрели традиционные и ключевые сферы ответственности государства и органов местного самоуправления: предоставление услуг гражданам, работа жилищно-коммунального хозяйства, состояние рынка трудовых ресурсов, поддержка среднего и малого бизнеса.

Малый бизнес — ведущий сектор экономики, определяющий темпы экономического роста,

структуру и качество валового внутреннего продукта страны, способствующий решению многих социально-экономических проблем. Наличие малых предприятий (МП) в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда. В странах Западной Европы, США и Японии важнейшим фактором, ограничивающим развитие монопольных тенденций в экономике, является деятельность МП. Они пользуются финансовой поддержкой государства, им предоставляются налоговые льготы, что в значительной степени облегчает решение проблемы накопления первоначального капитала.

Социально-экономическая деятельность малого бизнеса носит в основном специализированный характер. Это позволяет малым предприятиям при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами. Поскольку налоговые льготы для малого бизнеса, как правило, относятся к его деятельности в сфере НИОКР, то это позволяет ему довольно успешно развивать венчурные исследования по одному из перспективных направлений, обеспечивающих технологический прорыв в перспективе.

В тех странах, где государство уделяет поддержке малого бизнеса пристальное внимание, он играет значимую роль. Во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании малый бизнес способствовал созданию среднего класса; в Израиле и США—преодолению застойных явлений в экономике; в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии — созданию новых рынков; в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии — последовательному проведению реформ.

Вместе с тем статистические наблюдения говорят о том, что роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже, чем за рубежом. По числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии — в 7,7 раза, от Италии — в 4,7 раза. По доле вклада малых предприятий в ВВП наша страна отстает от Франции в 5,6 раза, от США — в 4,7 раза. По количеству занятых в малом бизнесе мы отстаем от Японии в 8,1 раза, от Италии — в 7,6 раза, от США и Франции — в 5,6 раза [4]. Эти данные дают возможность утверждать, что в России государственная поддержка малого бизнеса осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна.

Общим международным критерием при сопоставлении размерности предприятий является численность занятых на них. Этот показатель наиболее прост в применении на практике. Кроме того, он используется для стимулирования ускорения научно-технического прогресса (НТП): компании, заинтересованные в получении государственной помощи малому бизнесу, сокращают численность занятых, применяя более совершенные технологию, технику, передовые методы организации производства и труда. Большинство МП в развитых странах — это передовые, высокотехнологичные производственные и научно-производственные комплексы, занимающие определенные, четко очерченные «ниши» на международном и внутреннем рынках. Но даже в соответствии с этим критерием размерность малого предприятия различается по странам.

В современных условиях более 90 % всех национальных фирм Канады попадает в разряд малых предприятий, а в Японии — почти 99 %. В народном хозяйстве Японии малый и средний бизнес занимает ведущие позиции не только по числу предприятий, но и по численности занятых и объему продаж.

Малые предприятия относят к сфере рискового бизнеса, поскольку из каждых 10 выживают

только 2—3. Часто их возглавляют ученые, инженеры, изобретатели, желающие как можно быстрее внедрить свои идеи, изобретения или разработки. Мощную поддержку со стороны государства и различных общественных фондов, которую в странах с развитой рыночной экономикой оказывают малому бизнесу, следует рассматривать как перспективные вложения в НТП и повышение конкурентоспособности страны на пути усиления ориентации национальных экономик на ресурсосбережение и решение социальных проблем силами самого населения (проблемы занятости, увеличения дополнительных доходов работающих на основе вторичной занятости и др.). Кроме того, оказывая финансовую поддержку малому бизнесу, играющему все более весомую роль в экономике страны, государство сохраняет в своих руках экономические рычаги контроля за развитием ситуации в условиях кризиса.

В России развитие малого и среднего бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из приоритетных направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении современных проблем российской экономики: повышение эффективности производства и торговли, обеспечение занятости населения, увеличение бюджетных доходов путем расширения налоговой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе экономики.

Стимулирование предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей — диверсификации экономики России и развития ее инновационного потенциала. Об этом шла речь на Восьмой всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, состоявшейся в г. Москве в мае 2007 г. Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса.

Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», в котором развитие МП в России провозглашалось одной из важнейших мер по формированию товарных рынков и поддержке предпринимательской деятельности. Данное постановление устанавливало категорию предприятий (как существующих, так и создаваемых), получающих статус малого предприятия. Была установлена

предельная численность работающих на малых предприятиях по видам деятельности и отраслям экономики. Так, согласно данному постановлению, малыми считались предприятия со среднесписочной численностью до 200 чел. в промышленности и строительстве, а в науке и в научном образовании — до 100 чел. В других отраслях производственной сферы лимит был установлен до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы — до 15 чел.

Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с начавшейся в 1992 г. приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. В отличие от существовавших ранее МП, которые в лучшем случае были вынуждены арендовать необходимые площади и оборудование, данные предприятия обрели собственную производственно-технологическую базу и подлинную независимость хозяйственной деятельности. Именно их существование в значительной мере смягчило социальные последствия общего экономического кризиса.

Глубокий кризис, в ходе которого объем промышленного производства сократился до 45 % от уровня 1990 г. и вся система хозяйственных связей подверглась разрушению, безусловно, оказал сильнейшее негативное влияние на становление малого предпринимательства в России. Однако самые разрушительные последствия экономического спада нанесли развитию малого предпринимательства значительно меньший ущерб, чем непродуманные и непоследовательные решения правительства.

Главным препятствием для развития малого предпринимательства было отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и фискальное бремя. В настоящее время в России предпринимательство, и малый бизнес в том числе, подобно айсбергу, имеют «подводную часть». Легальный и теневой сегменты малого бизнеса связаны друг с другом, словно сообщающиеся сосуды, так что определенные действия властей, вызывающие угнетение легального сектора, способствовали уходу предпринимательства «в тень».

Несмотря на то, что важность малого бизнеса для развития российской экономики декларировалась и подчеркивалась в правительственных документах на всех этапах его развития, правовые основы для его существования были оформлены лишь с принятием Федерального закона от 14.07.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

Федерации» [7]. В нем были установлены критерии отнесения коммерческих организаций к малым предприятиям, определены основные направления государственной поддержки малого предпринимательства, названы организации, осуществляющие координацию мер по его развитию.

В соответствии с этим документом под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 чел.; в строительстве — 100 чел.; на транспорте — 100 чел.; в сельском хозяйстве — 60 чел.; в научно-технической сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек [7].

Был принят также Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Первые законы и другие нормативные акты РФ позволили начать формирование необходимой правовой базы федеральной, региональной и муниципальной систем государственно-общественной поддержки малого бизнеса.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», субъектами малого предпринимательства являются: внесенные в единый государственный реестр потребительские кооперативы и коммерческие организации , в уставном капитале которых доля участия РФ, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, религиозных и благотворительных организаций не превышает 25 % и внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей физических лиц, а также крестьянские фермерские хозяйства, в которых одновременно обеспечивается соблюдение следующих условий:

во-первых, средняя численность работников за два предшествующих календарных года не превысила предельных уровней для каждой категории (категория «микропредприятия» — не более 15 чел.; категория «субъекты малого предпринимательства» —

от 16 до 100 чел.; «субъекты среднего предпринимательства» — от 101 до 250 чел включительно);

во-вторых, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за календарный год не превысила предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства [8, 5].

Потеря статуса малого или микропредприятия происходит, если в течение двух финансовых лет фиксируется превышение или понижение предельных размеров выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также предельной численности работников.

Следует четко проводить границу между малыми предприятиями, действующими в условиях преобладания в экономике экстенсивных процессов (это действительно слабые предприятия, требующие усиленной поддержки со стороны государства и общественных организаций), и малыми предприятиями, действующими на качественно новой основе — интенсивного, постоянно развивающегося производства. Это экономически мощные структуры, которые при небольшой численности занятых обеспечивают технологический прорыв по тому или иному приоритетному направлению. У них очень высокая эффективность производства за счет использования таких факторов, как ресурсосбережение, экономия на управленческих расходах, гибкость, мобильность реагирования на изменения конъюнктуры рынка, творческая и трудовая активность работников. Это высококонцентрированное производство в конкретной области экономики, связанное с углублением разделения труда и развитием специализации и профессионализма.

Малые предприятия как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

— более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

— большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

— относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

— большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

— относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

В то же время им свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить:

— более высокий уровень риска;

— высокую степень неустойчивости положения на рынке;

— зависимость от крупных компаний;

— слабую компетентность руководителей;

— трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

Как отмечалось, мировая практика показывает, что малый бизнес играет важную роль в экономике многих стран. Однако сравнительные исследования подтверждают, что его роль и значение в экономике России в силу исторических, экономических, политических и социальных причин значительно ниже, чем в развитых государствах. Так, вклад предприятий малого бизнеса в ВВП России составил 12,6 % в 2007 г. и имеет тенденцию к снижению, в то время как в ведущих странах мира этот показатель — от 51 до 61 % [5].

В то же время в РФ есть значительные резервы для увеличения количества предприятий малого бизнеса, совершенствования организационных форм и повышения эффективности их деятельности. Соответственно одной из основных задач государства в экономической политике в современных кризисных условиях развития страны должно стать принятие дополнительных мер по повышению роли и значения малого бизнеса в экономическом и социальном развитии России.

Представляется, что для обеспечения поступательного развития рыночных реформ необходимо увеличить занятость в российском малом бизнесе минимум до 30 млн чел., доведя число действующих малых предприятий до 2—3 млн. Это позволит создать реальную конкурентную базу, оптимизировать структуру экономики государства, значительно повысить жизненный уровень населения, обеспечить финансовую и социально-экономическую стабильность в обществе.

По данным Росстата на начало июля 2009 г., численность малых предприятий в России за время кризиса сократилась на 20,7 %. Наибольшие абсолютные потери малый бизнес претерпел в самых популярных для него видах деятельности: на 17 200 сократилось число МП, занимающихся операциями с недвижимостью, на 15 600 — в торговле, ремонте автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования, на 6 400 — в обработке, на 6 200 — в строительстве. Следует отметить, что, по данным социологических опросов, в числе причин по которым закрываются многие малые предприятия в России, респондентами были названы: неблагоприятная экономическая среда и другие причины экономического характера — 65 %;

собственные ошибки предпринимателей, низкая их квалификация — 51 %; необъективные действия властей — 35 %; монополизация рынков крупными компаниями — 22 % [5].

Предстоит большая работа по преодолению трудностей и решению проблем развития малого предпринимательства в России. Увеличение производства в сфере малого бизнеса, повышение эффективности малых предприятий — не самоцель, а реальный шаг на пути развития рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и повышения на этой основе благосостояния россиян.

Начиная со второго квартала 2009 г. малый бизнес в РФ стал понемногу оживляться. Число малых предприятий возросло на 100, численность замещенных рабочих мест — на 62 200, оборот увеличился на 12,7 %, а капитальные инвестиции — на 57,5 % [3]. Предприниматели отмечают снижение задолженности перед поставщиками и банками. Свыше 20 % респондентов радует уменьшение количество проверок со стороны государственных контрольных органов. Однако налоговые органы увеличили количество противоправных действий против малых предприятий: 33 % респондентов отмечают небольшое, а 23,8 % — существенное увеличение незаконного давления на свой бизнес со стороны налоговиков. Значительно реже на пути МП встречаются противоправные действия криминальных структур (4,5 % опрошенных) и попытки захвата их собственности рейдерскими группировками — 22,6 % респондентов [2, 6].

В принятых в РФ в течение 1999—2010 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Для России, находящейся на этапе развития рыночных отношений, в условиях продолжающегося кризиса стимулирование развития сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей устранение кризисных явлений в экономике и формирование высокоразвитой рыночной экономики. В выступлении Президента России Д. А. Медведева на заседании Президиума

Государственного совета Российской Федерации в г. Тобольске 27.03.2008 было отмечено: «.... малый бизнес — это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60—70 %». Д. А. Медведев призвал малые предприятия активнее включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности [5]. Важно также отметить, что, по мнению Президента России, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику. В результате в Правительство РФ направлен комплексный план поддержки малого бизнеса, в котором содержится 51 предложение по важнейшим направлениям его деятельности.

В долгосрочной перспективе вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики РФ будет увеличиваться. Малый бизнес должен заявлять о себе не только в традиционных отраслях, но и высокотехнологических сферах — машиностроении, науке, телекоммуникации. Для сохранения и развития потенциала малого бизнеса необходимо создание для предпринимательства максимально благоприятной среды. Данный подход заложен в антикризисном плане и в долгосрочной стратегии Правительства РФ до 2012 г. Об этом говорилось в выступлении Председателя Правительства РФ В. В. Путина на пленарном заседании Форума по малому и среднему бизнесу, состоявшегося в г. Москве 22.04. 2009 [1, 3].

Отдельные меры антикризисного плана по поддержке малого бизнеса уже реализованы:

— регионы получили право устанавливать пониженную ставку при применении упрощенного режима налогообложения;

— в 2009 г. значительно увеличился объем финансовой помощи малому бизнесу. По линии кредитной программы Банка развития на поддержку малого и среднего бизнеса направлено до 30 млрд руб. За счет средств федерального бюджета — еще 10,5 млрд руб.;

— отменены избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской активностью, принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля, который вводит серьезные ограничения на многочисленные проверки.

Правительством РФ подготовлены также дополнительные меры по оказанию поддержки мало-

му бизнесу в условиях кризиса. В настоящее время на упрощенную систему налогообложения могут переходить только те предприятия, доходы которых не превышают 30 млн руб. в год. В антикризисном плане Правительством РФ предлагается увеличить этот порог до 60 млн руб., но без последующей индексации. Данная мера послужит частичной компенсацией издержек бизнеса, связанных с переходом в 2011 г. от единого социального налога к страховым принципам и увеличения ставки [1, 4].

В то же время необходимо отметить, что на пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество проблем. Кризисные явления в экономике усугубляют эти проблемы. Важнейшие из них:

— недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;

— трудности с получением банковских кредитов;

— сложности с получением помещений и высокая арендная ставка;

— давление со стороны чиновников;

— нехватка квалифицированных кадров — менеджеров, бухгалтеров, рабочей силы;

— высокое налоговое бремя.

Исследования, проведенные Общероссийской

общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса «Опора России» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в регионах России, показывают, что региональные власти не уделяют должного внимания развитию малого бизнеса. Это является одной из основных причин его отставания в РФ по сравнению с развитыми странами. Более того, сектор малого бизнеса сталкивается с многочисленными проблемами, препятствующими его эффективному развитию

[9].

Наиболее острые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в РФ, выявленные по результатам исследования, проведенного в регионах страны, обобщены в таблице.

основные проблемы развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса, 2009 г., %

проблема показатель

Спад спроса на продукцию 55

Дефицит финансовых ресурсов 44

Инфляция 27

Ужесточение условий и неплатежи со сто- 25

роны покупателей

Ужесточение условий поставщиков 19

Высокая налоговая нагрузка 10

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Необходимо искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, извращает конкуренцию

Несмотря на серьезность проблем, связанных с предпринимательством, отечественный малый бизнес имеет серьезные перспективы дальнейшего развития. На взгляд авторов, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (из федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования. Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса пора ввести широкое применение лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

В процессе создания своего малого бизнеса предприниматель сталкивается с проблемой доступа к инфраструктуре: поиск, приобретение и аренда помещений, подключение к электросетям и пр. Необходимы более значимые меры по развитию инфраструктуры малого бизнеса, различных фондов его поддержки. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегий, защиты своих интересов.

Несмотря на экономический кризис и снижение объемов производства в сфере малого бизнеса, по-прежнему остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. В условиях РФ на предприятиях малого бизнеса работают около 9 млн чел., или чуть более 12 % всего занятого в стране населения. По данным социологических опросов, свыше 70 % молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На современном этапе в

стране функционирует свыше 1 032 тыс. предприятий малого бизнеса и только от 20 до 30 % из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием [4]. По данным общественной организации «Опора России», найти профессионально подготовленный персонал сложно для 44,3 % руководителей малых компаний, и только 5,9 % обеспечивают себя кадрами без проблем [6]. Эти обстоятельства сдерживают дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

В условиях продолжающегося кризиса одной из центральных проблем является обеспечение занятости населения, что становиться повсеместным приоритетом развития малого бизнеса. Малые предприятия в экономически развитых странах являются своеобразным буфером, который смягчает социальную напряженность. При сокращении производства на крупных предприятиях малый бизнес «всасывает» избыточную рабочую силу, он является главным социальным механизмом предотвращения массовой безработицы.

Для промышленных городов целесообразны разработка форм и методов участия МП в реструктуризации крупных предприятий, а также стимулирование руководителей хозяйствующих субъектов к использованию различных видов услуг со стороны малых предприятий (снабженческих, вспомогательных, сбытовых и др.). Для регионов и городов, где сосредоточен высокий научно-технический потенциал, весьма перспективно создание малых инновационных предприятий, которые могут использовать не востребованные в условиях кризиса, научные, опытно-конструкторские разработки, а также создать новые рабочие места для высокопрофессиональных специалистов. Поскольку выживание малого бизнеса определяется его способностью чутко реагировать на нововведения, а не наличием крупных ресурсов, появляются сильные стимулы к инновациям.

Реализация перечисленных выше возможностей связана с консолидацией усилий органов государственной власти и местного самоуправления в деле подготовки кадров предпринимателей из среды научных работников, которые чаще всего изначально не имеют предпринимательской «жилки», нуждаются в соответствующей ориентации. Важная роль здесь отводится формированию необходимой инфраструктуры, в частности — бизнес-инкубаторам. В городах-курортах, а также в городах историко-культурного значения приоритетным направлением деятельности МП является участие

в создании необходимой инфраструктуры для привлечения туристов, в том числе малых гостиниц, кафе, баров, ресторанов, магазинов, производство сувениров.

Как уже отмечалось, существенной проблемой остается налогообложение: неадекватная нагрузка на малый бизнес и высокая сложность расчетов по налогам. Необходимо существенно уменьшить налоговое давление на малые предприятия. Это особенно важно для начинающих предпринимателей в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Применение специальных налоговых режимов для малого предпринимательства — это, с одной стороны, вопрос поддержки и развития малого бизнеса, а с другой — социальной справедливости, т. е. перераспределения доходов между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков хозяйствования и ограничений в доступе к финансовым ресурсам.

Предпринятые в последние годы шаги по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения. А упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. За 2003—2008 гг. количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн до 4,2 млн (в том числе организаций — с 246 тыс. до 1 227 тыс.), или в 1,9 раза. А поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд до 141,9 млрд руб., или в 4,2 раза.

В 2008 г. была продолжена работа по совершенствованию специальных налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, которые позволили усилить их стимулирующее и социальное значение, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов.

В целях придания специальным налоговым режимам целевого, стимулирующего характера следует усовершенствовать критерии, дающие пра-

во субъектам предпринимательской деятельности применять указанные режимы, а также уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться. Использование таких режимов должно стать возможным исключительно для представителей малого предпринимательства. Необходимо устранить внутренние противоречия между положениями ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также расширить права субъектов Российской Федерации по определению потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности.

Безусловно, введение специальных режимов налогообложения значительно облегчило и упростило порядок налогообложения малого бизнеса. Однако в рамках традиционной системы налогообложения налоговая нагрузка для малых организаций и индивидуальных предпринимателей остается достаточной высокой. Для них практически не существует специальных стимулирующих предпринимательскую активность налоговых освобождений. На взгляд авторов, в рамках традиционной системы налогообложения первые 2—3 года предпринимательской деятельности целесообразно освободить от уплаты налога на имущество сектор малого бизнеса. По налогу на доходы физических лиц необходимо расширить перечень затрат, относимых к профессиональным вычетам индивидуальных предпринимателей.

Целесообразно принимать к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя, уменьшающих его налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затраты на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности. По налогу на прибыль организаций было бы правомерно для малых предприятий, осуществляющих

деятельность в производственной и в социальной сферах, восстановить ранее применяемые налоговые освобождения. Как известно, многоступенчатое налогообложение прибыли корпораций с целью поддержки малого предпринимательства весьма успешно применяется в практике индустриально развитых стран мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы предприятия малого бизнеса смогли занять подобающее им место в экономике РФ, существенно увеличить свою долю в ВВП, необходимы комплексный социально-экономический подход, широкое использование всей гаммы инструментов государственного регулирования, консолидация усилий по поддержке его развития органов государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1. Выступление Председателя Правительства РФ В. В. Путина на пленарном заседании Форума по малому и среднему бизнесу // Налоги и налогообложение. 2009. № 6.

2. Егорушкин А. П. Проблемы развития малого предпринимательства в РФ // Финансы. 2007. № 12.

3. Как кризис «кушал» малый бизнес // Экономика и жизнь. 2009. № 40.

4. Малый бизнес: учебное пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: КНОРУС. 2009. 336 с.

5. Малое предпринимательство в России в 2009 году: стат. сборник. М.: Росстат. 2009.

6. Налоговики увеличивают давление. // Экономика и жизнь. 2009. № 411.

7. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ.

8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007. № 209-ФЗ.

9. URL: http://www.opora.ru.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.