Научная статья на тему 'Этапы развития малого бизнеса в России'

Этапы развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2315
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худилайнен М. И., Никитина Л. Н.

В существующих рыночных условиях в России малый бизнес является одной из наиболее перспективных форм хозяйствования. Предложена градация развития малого предпринимательства в постперестроечный период. Рассмотрена динамика развития малого бизнеса за последние годы. Проведено сравнение в методах государственной поддержки в России и за рубежом. Указаны особенности хозяйствования предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития малого бизнеса в России»

УДК 338:242

М.И.Худилайнен, Л.Н.Никитина

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Small business is one of the most perspective ways of the development in the existing conditions of the economy in Russia. The gradation of the small business development in post-perestroika period is proposed. The dynamic for the last years of the small business development is observed. The state small business support measures in Russia and abroad are compared. The specific features of the small business management are mentioned.

В настоящее время Россия стоит на пути развития рыночной экономики. Реформирование российской экономики и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности предприятий малого бизнеса. Малый бизнес является эффективной формой функционирования хозяйствующих субъектов, не обладающих крупными капиталами. В то же время развитие малого бизнеса вызвало необходимость совершенствования форм и методов управления малыми предприятиями, с учетом особенностей их функционирования. В этой связи немаловажным является изучение опыта работы малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой и анализ уже накопленного опыта работы отечественных предприятий малого бизнеса.

Малый бизнес — это базовая составляющая рыночного хозяйства. Он является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином. Малому бизнесу свойственны деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость [1,2].

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов — малых предприятий (МП), с численностью их персонала. В нашей стране согласно Закону РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:

в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В зарубежной статистике для определения принадлежности к сектору малого бизнеса кроме критерия численности персонала используются как правило, и другие количественные показатели (см. табл.1). Например, в экономической литературе Великобритании встречается около 40 определений малого бизнеса. Используют различные производственные переписи, переписи населения, данные о трудовых ресурсах, информацию кредитных организаций [3].

Таблица 1

Показатели отнесения предприятий к разряду «малых» в различных странах

Страны Численность персонала Объем оборота капитала (продаж) Объем годового дохода Степень участия в капитале др. фирм

США Х Х Х

Япония Х Х Х

Германия Х Х

Великобритания Х Х

Франция Х Х

Италия Х

В нашей стране, как гласит вышеупомянутый Закон, «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...».

Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы их уточнения, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Малые предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по моделям предпринимательского поведения, занятости, по способу их образования [4,5].

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги [6].

В России сегодня насчитывается около 1 млн малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге — соответственно 21% и 10%. Около половины малых предприятий — 47% действуют в сфере общественного питания и розничной торговли, по 13% — в строительстве и промышленности [7].

В целом уровень развития малого предпринимательства в России, если его оценивать по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, недостаточен. Так, на 1 тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах — членах ЕС — не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринима-

тельства приблизились к уровню Западной Европы. На 1 тыс. их жителей приходится 20 и 18 МП соответственно.

Российский малый бизнес — именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Развитие малого бизнеса, основанного на различных формах собственности и их сочетании, началось с принятия Постановления Совета Министров СССР №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 8 июля1990 г. Истоками же развития малого бизнеса еще в СССР считаются законы «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986), «О кооперации» (1988), а также Положение «Об организации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совета Министров СССР) (1988).

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 г. было создано порядка 190 тысяч новых МП — в 1,4 раза больше, чем за 1991 г. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет МП. К 1995 г. порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.

За прошедшие 10 лет создана нормативно -правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

К началу 2000 г. число МП в нашей стране составило почти 891 тыс. (см. рис.1). Следует отметить, что с 1996 г. статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, установленными Законом РФ о поддержке малого предпринимательства (новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек).

Число МП, тыс. 890

880

870

860

850

840

830

820

810

890,6 890,9

879,3 882,3

868

861,1

841,7 843

1997

1998

1999 2000 2001

2002 2003 2004 Годы

Рис.1. Число малых предприятий в России в 1997 — 2004 гг.

Динамика числа МП с 1997 г. свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 г. наблюдался спад, усугубившийся в 2002 г., но 2003 г. показал значительный прирост количества МП, продолжающийся до сих пор.

Общее число постоянно работающих на МП к началу 2004 г. составило порядка 7 млн 433 тыс. че-

ловек, или 11% от общего числа работающих на российских предприятиях (см. рис.2).

В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. О масштабах участия малых предприятий в экономике нашей страны в целом можно судить по табл.2.

Среднесписочная численность, тыс. чел.

6600 -

5600

4600

3600

2600

1600

600

7220,3

7433,1

6514,8

6207,8

6458,8

6596,8

6542,8

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Годы

Рис.2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях России в 1997 — 2003 гг.

Таблица 2

Участие малых предприятий в экономике России в 1996 — 2003 гг.

Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Выпуск продукции, млрд руб. (до 1999 г. трлн руб.) 323,4 303,1 261,9 423,7 613,7 852,7 1160,8 1682,4

Доля в общем производстве, % 8,4 6,9 5,7 5,5 12,9 14,5 16,9 19,8

Среднесписочная численность занятых, млн чел. 6,3 6,5 6,2 6,5 6,6 6,5 7,2 7,4

Доля в общей заня-тости,% 9,5 10,1 9,8 10,1 10,0 10,0 9,1 11,0

Как видно из таблицы, доля малого бизнеса в общественном производстве при постоянном росте с 2000 г. все же не достигла и 20%, тогда как в странах со сформировавшейся экономикой этот показатель колеблется от 40 до 60%: Великобритания — 50-53%; Германия — 50-52%; Франция — 55-62%; США — 5052%; Япония — 52-55%. Доля малых предприятий в общей численности занятых в России не поднималась выше 11%, а в Великобритании этот показатель составил 49%, в Германии — 46%, во Франции и США — 54%, в Японии — 78%.

В настоящее время малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 11% числа занятых, производят 13% ВВП и дают 23% всей прибыли народного хозяйства.

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше чем у крупных: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научнотехнической информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах МП устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной, правовой и экономической (прямой и косвенной) поддержки малого бизнеса: создание государственных структур, ведающих делами малых и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу, налоговые льготы для малых предприятий; помощь государства в получении заказов малыми фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование [8]. Механизм стимулирования развития МП включает в себя прежде всего законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Например, законодательство США предусматривает для малого бизнеса две налоговые ставки — 15% и 28%, тогда как для крупных корпораций они составляют 34% и 46%. В стране на государственные средства создана сеть бизнес-инкубаторов, где начинающие бизнесмены получают на льготных условиях не менее чем на три года — помещения, оборудование, вычислительную технику. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, предоставляет гарантии за взятые МП кредиты, содействует повышению квалификации персонала.

Кроме государства малому и среднему бизнесу призваны помогать и крупные фирмы, акционерные общества и концерны — как в сфере самого производства, так и в создании систем обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение МП.

Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринима-

телей, в которую входят более 500 тыс. малых и средних предприятий.

Для поддержки средних и малых предприятий во Франции по инициативе Министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска (СОФАРИС), которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает общество из собственных фондов. Фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1 млрд франков) капитала.

Взаимодействие государства и частного бизнеса в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой осуществляется на взаимовыгодной основе и носит долгосрочный характер. Как показывает анализ сложившейся практики, роль государства в рыночной экономике состоит, в частности, в создании ровных благоприятных условий для развития различных форм бизнеса, включая малый, многостороннего поощрения предпринимательства и частной инициативы. А частный бизнес оказывает содействие государству в решении задач, стоящих перед обществом, в том числе в создании новых рабочих мест, финансировании социальных программ, программ развития приоритетных отраслей и сфер экономики, обеспечения благоприятного инвестиционного климата в стране и т. д.

В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основная задача которых — стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности МП. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого бизнеса, семинары, съезды его представителей. Разрабатываются различные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства как на федеральном, так и на местных уровнях. Однако анализ показывает, что имеющаяся поддержка пока что малоэффективна. Зачастую наблюдается нарушение принятых нормативно-правовых актов в отношении субъектов малого бизнеса, существуют административные барьеры, а созданные фонды поддержки остаются в силу различных причин невостребованными. В последние годы, правда, начали широко исследоваться вопросы разработки наиболее эффективных форм и методов господдержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника [9]. Экономистами изучаются современные условия и тенденции развития МП в нашей стране, проблемы взаимовыгодного сотрудничества малого, среднего и крупного бизнеса [10,11]. Все это, думается, в скором времени должно принести положительные результаты.

В ряду наиболее актуальных задач, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие ма-

лого бизнеса в нашей стране, стоят проблемы совершенствования налогообложения. Они решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс. Так, Федеральным законом, принятым в конце 2001 г., внесены существенные изменения в налогообложение субъектов малого бизнеса, в частности с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, стали плательщиками единого социального налога.

Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно сказываются на развитии малого предпринимательства, такие, например, как несовершенство нормативно-правовой базы, трудности при решении финансово-кредитных вопросов, проблемы, связанные с получением деловой информации, и т.д. [5,12].

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его рисковый характер, что декларировано при определении сущности предпринимательской деятельности и в Гражданском кодексе РФ. Законодательно подтверждено, что гражданам, решившим создать и осуществлять собственное дело, необходимо помнить: они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству, осуществляемому в малых масштабах, кроме рисков, присущих любым хозяйствующим субъектам и определяемых, например, сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации, общей политической и социальной обстановкой и т. д., характерны риски, связанные с небольшими размерами самих предприятий [13].

При рассмотрении малого предприятия как субъекта управления в рыночной экономике оно характеризуются прежде всего как неустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно сказываются на деятельности МП. Их внешняя среда отличается особой степенью неопределенности. Это объясняется, во-первых, тем, что МП, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности; во-вторых, ключевая особенность внешней среды малого бизнеса — его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами; третья специфическая черта связана именно с периодом ра-

дикальных реформ — исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении МП происходят изменения (что затрудняет возможности адекватного реагирования).

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияют и внутренние характеристики МП, определяемые внутренней средой предприятия, и также во многом зависящих от размера МП. Внутренняя среда малого предприятия, как и внешняя, имеет ряд отличий, например, в: способах разделения труда; расстановке кадров; распределения прав и ответственности; проведении маркетинговой политики; налаживании финансовых потоков на предприятии; получении информации и т.д. Жизнеспособность МП напрямую зависит от личностных характеристик самого руководителя; самостоятельности, профессионализма, опыта, умения идти на риск и т.д. По различным данным, до 90% неудач малых фирм США связано с неопытностью и некомпетентностью руководства, его несоответствия изменившимся условиям.

1. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 1998. 318 с.

2. Брциева И. // Общество и экономика. 1999. №9. С.148-

159.

3. Блинов А.О. Малое предпринимательство. М.: Ось-89, 1998. 336 с.

4. Егорова Н.Е., Майн Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. М.: Центр. экон.-мат. ин-т, Институт соц.-экон. проблем народонаселения, 1997. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Малый бизнес в России: социальные типы и сферы дея-

тельности / Л.Б.Бабаева и др. М.: Рос. общественно-полит. центр, 1993. 78 с.

6. Цандер Э. Руководство малыми и средними предприятиями / Пер. с нем. Обнинск: Гос. центр. ин-т повышения квалификации, 1994. 174 с.

7. Обзор основных тенденций российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.

2002. №5. С.39-83.

8. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля,

B.А.Швандара. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юнити-Дана,

2001. 718 с.

9. Семенов А., Агеев Д. // Экономист. 2000. №10. С.75-81.

10. Балацкий Е., Потапова А. // Экономист. 2001. №4. С.45-54.

11. Бухвальд Е., Виленский А. // Вопросы экономики. 1999. №12. С.66-78.

12. Егорушков А.П. // Финансы. 1999. №12. С.28-36.

13. Новиков В., Шереги Ф. // Рос. экон. журн. 1999. №9-10.

C.51-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.