Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в Белгородской области сквозь призму анализа общероссийских тенденций'

Развитие малого предпринимательства в Белгородской области сквозь призму анализа общероссийских тенденций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОЭФФИЦИЕНТ / РЕЗЕРВЫ / РАЗВИТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов К.В., Андреева И.Г.

Анализируя значения основных показателей функционирования малого бизнеса Белгородской области, авторы отмечают, что в последнее время можно отметить лишь небольшой прирост малого предпринимательства, что свидетельствует о весьма низком коэффициенте использования имеющихся резервов дальнейшего развития малого бизнеса здесь. Для ускорения этого процесса необходимо разработать комплекс мер и мероприятий, нацеленных на устойчивое и эффективное развитие предпринимательства региона в разных направлениях и сферах. Они будут являться основой среднесрочного плана (3-5 лет) по улучшению условий развития малого предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в Белгородской области сквозь призму анализа общероссийских тенденций»

11 (104) - 2009

Стратегия развития региона

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АНАЛИЗА ОБЩЕРОССИЙСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ

К. В. ПАВЛОВ, доктор экономических наук, профессор

И. Г. АИдрЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент Белгородский государственный университет

В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый, относительно однородный, спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет

о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени, как, например, в случае с производством медицинского оборудования фирмами Дании.

Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они

часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 1980-х гг. 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам, оборот фирм на основе франчайзинга возрос к 2007 г. до 1 трлн долл.

Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этапа субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике

развитых стран, содействуя развитию промышлен-но отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью: во-первых, как работодателя; во-вторых — производителя продукции и услуг; в-третьих — катализатора научно-технического прогресса; в четвертых — налогоплательщика; в пятых — агента рыночных отношений.

Не менее значимы социальные функции. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т. д.), которые не могут найти себе применения на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например в супермаркетах). Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено еще в 1988 г., в период перестройки экономки. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового этапа к этапу глубокого и качественного развития. Данные по изменению числа малых предприятий в 1999—2006 гг. приведены на рис. 1.

Как видно, до 2001 г. наблюдалось снижение числа малых предприятий на 100 тыс. жителей, а с 2002 г. наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

В 1995—2005 гг. увеличение числа малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и

Число предприятий 800

700 600 500 400 300 200 100

63^9 625^8 ^ 626^3 555?

682.6

720,2

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 1. Число малых предприятий на 100 тыс. жителей в РФ в

развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» число тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Число малых предприятий в 2002—2006 гг. за исключением некоторых регионов, неуклонно растет, хотя и весьма медленными темпами. Как и следовало ожидать, распределение малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения числа малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению числа малых предприятий, наблюдается его снижение.

В целом, темпы роста числа малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на число рабочих мест, приходящееся на малые предприятия, то складывается иная картина. Хотя во многих регионах наблюдается значительный рост числа рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, общероссийский показатель по росту числа занятых на данных предприятиях отстает от роста числа самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия с малым числом рабочих мест.

Год 2006

1999-2006 гг.

Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению числа малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис. 2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30 %), а это — торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора малый бизнес перейдет и в другие, более привлекательные для страны, сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

Практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает на себя внимание малое число предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В то же время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно, недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присуши ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они — основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0

Промышленность Сельское хозяйство Строительство Транспорт Связь

Торговля и общественное питание

Оптовая торговля Информационно-вычислительное обслуживание Операции с недвижимым имуществом Общая коммерческая деятельность Жилищно-коммунальное хозяйство Бытовое обслуживания населения Здравоохранение и физическая культура Образование Культура и искусство Наука и научное обслуживание Финансы, кредит, страхование Другие отрасли

□ 1.6

I

□12,2 ] 0,4

□ 1,6 ]0,7 □ 1.3

15,3

14,4

] 0,6 Ц 1,1 ]2,1

□ 1,0 =]3

]0.7

]2,е

4,1

Что касается основных тенденций развития, то оборот малых предприятий в российских регионах по сравнению с итогами 2006 г. вырос на 15 %, инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличились на 30,5 %, и, вообще, бизнеса стало больше, как и занятых в нем людей.

В 2006 г. Общероссийская организация «Опора России» и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представили результаты крупномасштабного исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации», посвященного условиям работы малого бизнеса в России. Оно проводилось при поддержке компании «Интеррос» и Центра предпринимательства США—Россия. В рамках данного исследования было опрошено 4 350 респондентов — представителей малого бизнеса (собственники и менеджеры высшего звена) в 80 субъектах РФ методом личного интервью по 75 вопросам по форма-

1146,3

Рис. 2. Распределение малых предприятий России по отраслям экономики

лизованной анкете, отражающей основные аспекты ведения предпринимательской деятельности в регионах — это самое большое исследование о малом бизнесе в России за последнее время.

Предпринимательский климат в том или ином регионе оценивался по нескольким основным направлениям: финансовые ресурсы, имущественные ресурсы, правовые условия, состояние конкурентной среды, трансакционные издержки, поддержка малого предпринимательства властями, уровень безопасности и общая мотивация бизнеса (табл. 1).

Чтобы оценить ситуацию с теми или иными аспектами предпринимательской деятельности, вычислялись интегральные рейтинги, которые могли принимать значение от 0 до 200. Значение рейтинга выше 100 означает, что ситуация в регионе по данному показателю скорее благополучна, ниже 100 — неблагополучна.

Таблица 1

Оценка факторов предпринимательского климата по Российской Федерации

Аспект предпринимательского климата Краткое описание Среднее значение индекса по всем регионам Число регионов с индексом выше 100

Финансовое состояние Самооценка финансового состояния бизнеса 124,5 71

Имущественные ресурсы Оценка доступности производственных площадей 55,3 3

Правовые условия Обеспеченность правовой (судебной) защитой 47,6 0

Состояние конкурентной среды Наличие/отсутствие ограничений по выходу на рынки 75,8 3

Трансакционные издержки Оценка затрат ресурсов на взаимодействие с властями, в том числе коррупционных расходов 114,3 68

Окончание табл. 1

Аспект предпринимательского климата Краткое описание Среднее значение индекса по всем регионам Число регионов с индексом выше 100

Поддержка малого предпринимательства властями Оценка отношения властей региона и местных властей к индивидуальным предпринимателям (ИП) 113,2 57

Уровень безопасности Оценка уровня рисков взаимодействия с властями, проверяющими инстанциями и криминальной средой 68,7 7

Мотивация ведения бизнеса Оценка текущей ситуации в регионе с условиями малых предприятий и перспектив 93,5 27

Таким образом, финансовое состояние, транс-акционные издержки и поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации являются благополучными аспектами, а имущественные ресурсы, правовые условия, состояние конкурентной среды, уровень безопасности, мотивация ведения бизнеса оставляют желать лучшего. Особенно это справедливо в отношении правовых условий ведения бизнеса — нет ни одного региона, где бы ситуация в этом аспекте была благополучной.

В целом этот ряд факторов соответствует парадигме изучения деятельности субъектов рынка, которая фокусируется именно на институциональных аспектах предпринимательского климата: деятельность регуляторов рынка с точки зрения законных интересов малого бизнеса, обеспеченность деловой инфраструктурой и ценой доступа к ней, доступность внешних финансовых ресурсов и т. п. На основе анализа этих факторов был составлен интегральный рейтинг регионов с точки зрения условий для развития малого бизнеса (табл. 2).

Пятерку лидеров рейтинга составляют: Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Ставропольский край, Тульская и Смоленская области. В регионах-лидерах относительно легко выйти на рынок, достаточно неплохое, по оценке респондентов, отношение властей, которые не очень притесняют, а то и реально поддерживают малый бизнес; неплохо обстоят дела также с доступом к недвижимости.

Рейтинг регионов РФ с точки зре

Ряд регионов, считающихся лидерами по уровню развития предпринимательства, заняли места в последних строчках рейтинга — это Саратовская и Липецкая области, Москва, Воронежская область и Красноярский край. По мнению аналитиков — авторов исследования, эти регионы можно отнести к «остывающим», т. е. в этих регионах уже пройден значительный путь развития рыночной экономики, очень высокая степень развития конкуренции, мало свободного места на рыночном пространстве. Доля малого бизнеса в общем объеме производства в таких регионах относительно велика, но прирост инвестиций невысок. Это говорит о том, что перспектива для развития малого бизнеса в этих регионах весьма спорна. Кроме того, в тех «благополучных» регионах, где сегодня лучше всего развит малый бизнес, предприниматели испытывают наибольшее давление со стороны властей. Эта тенденция особенно заметно проявляется в крупных мегаполисах.

Белгородская область, как видно из табл. 2, по рейтингу регионов России с точки зрения условий ведения малого бизнеса находится в середине таблицы и занимает 42-место, что свидетельствует о недостаточно эффективном регулировании процесса формирования малого бизнеса в регионе. В целом представление о развитии малого предпринимательства и об уровне государственной поддержки субъектов малого бизнеса в Белгородской области дают табл. 3 и 4.

Таблица 2

I условий ведения малого бизнеса

Номер п/п Регион

1 Ямало-Ненецкий АО

2 Республика Башкортостан

3 Ставропольский край

4 Тульская область

5 Смоленская область

6 Усть-Ордынский Бурятский АО

7 Омская область

8 Республика Марий Эл

Номер п/п Регион

42 Белгородская область

43 Ульяновская область

44 Республика Мордовия

45 Новгородская область

46 Тверская область

47 Орловская область

48 Кировская область

49 Томская область

Окончание табл. 2

Номер п/п Регион

9 Коми-Пермяцкий АО

10 Ханты-Мансийский АО

11 Тюменская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Камчатская область

13 Рязанская область

14 Республика Саха (Якутия)

15 Новосибирская область

16 Приморский край

17 Архангельская область

18 Республика Бурятия

19 Костромская область

20 Республика Хакасия

21 Вологодская область

22 Нижегородская область

23 Ростовская область

24 Республика Калмыкия

25 Хабаровский край

26 Псковская область

27 Челябинская область

28 Пермская область

29 Владимирская область

30 Республика Коми

31 Республика Северная Осетия — Алания

34 Волгоградская область

35 Алтайский край

36 Пензенская область

37 Магаданская область

38 Республика Дагестан

39 Сахалинская область

40 Удмуртская Республика

41 Мурманская область

Номер п/п Регион

50 Самарская область

51 Свердловская область

52 Ивановская область

53 Астраханская область

54 Кемеровская область

55 Республика Карелия

56 Ярославская область

57 Ленинградская область

58 Чувашская республика

59 Республика Ингушетия

60 Калужская область

61 Республика Алтай

62 Амурская область

63 Читинская область

64 Краснодарский край

65 Иркутская область

66 Карачаево-Черкесская Республика

67 Тамбовская область

68 Московская область

69 Санкт-Петербург

70 Оренбургская область

71 Республика Татарстан

72 Кабардино-Балкарская Республика

73 Республика Адыгея

74 Курская область

75 Калининградская область

76 Саратовская область

77 Липецкая область

78 г. Москва

79 Воронежская область

80 Красноярский край

Таблица 3

Динамика основных показателей развития и государственной поддержки субъектов малого бизнеса Белгородской области за 2005—2007 гг. (с учетом итогов развития за 2007 г. по данным Госкомстата и налоговых органов)

№ п/п Показатели Единица измерения Год Темп роста, %

2005 2006 2007 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г.

1. Число действующих субъектов малого бизнеса Тыс. ед. 34,8 38,9 41,5 111,8 106,7

В том числе:

малые предприятия — юридические лица Тыс. ед. 8,6 10,1 10,8 117,4 106,9

индивидуальные предприниматели Тыс. ед. 26,2 28,8 30,7 109,9 106,6

2. Среднесписочная численность работающих в малом бизнесе Тыс. чел. 122,7 127,7 138,4 104,1 108,4

В том числе:

на малых предприятиях — юридических лицах Тыс. чел. 53,6 54,1 58,6 100,9 108,3

индивидуальных предпринимателей и работающих у них по найму Тыс. чел. 69,1 73,6 79,8 106,5 108,4

Доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике области % 18,2 19 20,4 — —

3. Оборот малых предприятий, всего (в действующих ценах) Млрд руб. 43,9 56,4 87,7 128,5 155,5

Доля оборота малых предприятий в обороте предприятий области % 15,6 16,5 16,9 — —

Таблица 4

Окончание табл. 1

№ п/п Единица измерения Год Темп роста, %

Показатели 2005 2006 2007 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г.

4. Налоговые поступления от малого предпринимательства (по специальным режимам налогообложения) в консолидированный бюджет области Млн руб. 837,8 1032,8 1259,7 123,3 122,0

Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в доходах консолидированного % 4,1 4,3 3,9 — —

5. Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий Руб. 5 070,0 5 840,0 8 056,0 115,2 137,9

Развитие малого предпринимательства в Белгородской области в начале XXI в.

Показатели Единица измерения Год

2002 2003 2004 2005 2006

Число субъектов малого бизнеса по состоянию на конец года, всего Тыс. ед. 41,4 43,9 35,2 34,8 38,9

В том числе:

малые предприятия — юридические лица (по данным статистики) Тыс. ед. 6,3 8,2 8,2 8,6 10,1

индивидуальные предприниматели — ИП (по данным налоговых органов) Тыс. ед. 35,1 35,7 27,0 26,2 28,8

Среднесписочная численность работников в малом бизнесе Тыс. чел. 110,6 112,0 123,7 122,7 127,7

в том числе:

малые предприятия — юридические лица Тыс. чел. 50,6 50,8 53,3 53,6 54,1

ИП Тыс. чел. 60 61,2 70,4 69,1 73,6

Доля занятых в малом бизнесе, включая ИП, в общей численности занятых в экономике области % 16,4 16,8 19,0 18,3 18,9

Среднемесячная заработная плата в малом бизнесе Руб. 2146 3012 3863 5070 5822

Оборот малых предприятий — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в действующих ценах) Млрд руб. 21,2 26,3 34,9 65,2 82,1

В том числе:

малых предприятий — юридических лиц Млрд руб. 8,7 11,1 15,9 43,9 56,4

ИП Млрд руб. 12,5 15,2 19,0 21,3 25,7

Доля оборота малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей) в общем обороте предприятий и организаций области % 15,3 16,6 15,1 23,2 25,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговые поступления от малого предпринимательства (по специальным режимам налогообложения) в консолидированный бюджет области Млн руб. 430,0 213,0 564,0 837,8 1032,8

Доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в доходах консолидированного бюджета области % 6,9 2,9 3,9 4,1 4,3

Объем привлечения финансовых ресурсов в сферу малого бизнеса Млн. руб. 224,6 291 372,1 421,4 535

В том числе:

за счет банковских кредитов Млн руб. 216,4 278 351,7 375,4 450,5

за счет средств областного бюджета Млн руб. 8,2 13 20,4 28,7 50

за счет средств федерального бюджета Млн руб. - - - 17,3 34,5

Создано новых рабочих мест Тыс. ед. 1,9 2,3 2,8 2,9 2,4

Как можно видеть из табл. 3 и 4, в последнее время в области наметилась положительная тенденция увеличения числа действующих субъектов малого бизнеса, однако темпы роста весьма незначительны. В целом, анализируя значения основных показателей функционирования малого бизнеса Белгородской области, можно отметить лишь небольшой их прирост, что свидетельствует о весьма низком коэффициенте использования имеющихся

резервов дальнейшего развития малого бизнеса. Для ускорения этого процесса необходимо разработать комплекс мер и мероприятий, нацеленных на устойчивое и эффективное развитие предпринимательства региона в разных направлениях и сферах, которые будут являться основой среднесрочного плана (3—5 лет) по улучшению условий развития малого предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.