В. А. Гражданкин
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Работа представлена кафедрой налогов и налогообложения Алтайского государственного университета.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Б. Крутик
В сложный переходный период субъекты малого предпринимательства приняли активное участие в процессе адаптации экономики Алтайского края к условиям рыночной среды через создание дополнительных рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, насыщение рынка товарами и услугами, а также пополнение бюджетов всех уровней. Наблюдаются положительные тенденции в развитии малого бизнеса, отмечено усиление его роли в показателях социальноэкономического развития региона.
Ключевые слова: малое предпринимательство, фермерское хозяйство, регион, инвестиции в регион.
In the difficult transition period subjects of small-scale entrepreneurship took an active part in the process of adapting the region’s economy to the conditions of the market through creating work places, rising living standards, filling the market with goods and services and increasing funds. The results of the undertaken research led to the conclusion that there are positive tendencies in the development of small entrepreneurship and its role in the socio-economic indicators is increasing.
Key words: small-scale entrepreneurship.
Повышение эффективности «малого» сектора экономики признано одним из приоритетных направлений социальноэкономического развития Алтайского края. В регионе принята ведомственная целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 гг.», в конце сентября 2008 г
прошел первое чтение проект нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» [3]. До недавнего времени государственная поддержка распространялась только на субъекты малого бизнеса, статистические данные собирались и обрабатывались только по данной категории предприятий. С момента принятия новых нормативно-
правовых документов государственная забота распространится и на представителей среднего бизнеса. Исходя из сказанного, мы должны не только определить роль малого предпринимательства в экономике Алтайского края, но и отразить его социальную значимость.
Прежде всего следует отметить, что предпринимательство способно наиболее быстрыми темпами обеспечивать высокую скорость оборота ресурсов, решать проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка, придавать экономике необходимую мобильность, обеспечивать равновесие на потребительском рынке, вносить существенный вклад в формирование конкурентной среды при использовании минимальных ресурсов, не располагая крупным начальным капиталом. «В начале нынешнего десятилетия 500 российских предприятий обеспечивали 51% ВВП страны, а сегодня они обеспечивают уже 80% ВВП. Противовесом здесь может быть только рост роли в экономике малых и средних предприятий, но для этого нужно создать такие условия, чтобы им было прежде всего выгодно производить продукцию, поскольку пока больше всего малых предпринимателей работают в торговле», - отметил председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Б. Титов на национальном форуме «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке», который прошел весной 2008 г [1].
Развитие малого бизнеса несет в себе множество важных преимуществ: увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе; рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; селекция наиболее энергичных, дееспособ-
ных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие, при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик); снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 человек продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страховании, оптовая торговля, но и на транспорте, обрабатывающей промышленности); улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики [4, с. 17].
Экономические реформы и трансформация государственного управления выявили несоответствие структуры экономики Алтайского края потенциальным возможностям автономного развития и самофинансирования. В переходный период край столкнулся с такими основными проблемами, как низкий уровень бюджетной обеспеченности (регион относится к дотационным территориям); низкий уровень внешних и внутренних инвести-
ций; резкое падение производства на большинстве крупных градообразующих предприятиях; высокая изношенность жилищного фонда и инженерной инфраструктуры края; значительная доля бедного населения и низкий платежеспособный спрос населения в целом и др. В сложившейся обстановке субъекты малого предпринимательства приняли активное участие в процессе адаптации экономики края к условиям рыночной среды через создание дополнительных рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, насыщение рынка товарами и услугами, а также пополнение бюджетов всех уровней. Малый бизнес доказал свою эффективность и значимость для региона.
Интенсивное развитие нового рыночного сектора экономики Алтайского края наблюдалось в 1988-1989 гг. после принятия Закона «О кооперации в СССР». В последующие два года темп роста числа предприятий снизился в 3,5 раза. До начала реализации масштабной программы приватизации объем реализации продукции (услуг) рыночного сектора экономики возрос в 3,5 раза, численность занятых - в 8,7 раза, а число предприятий -почти в 7 раз. Доля рыночного сектора по объему реализации продукции составляла около 8%, по численности занятых - 6%, от общего объема платежей - 24%.
Для проведения исследования, направленного на определение роли мало-
го бизнеса в Алтайском крае в современных условиях, автором были произведены расчеты, группировки, сопоставления и сравнения, графическое отображение и анализ данных из ежегодных статистических сборников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [2; 3].
Данные, представленные на табл. 1, демонстрируют динамику количественных показателей малого бизнеса. Наибольшие показатели соответствует 2007 г., когда в этом виде бизнеса в нем функционировало более 16 тыс. малых предприятий. До 1995 г. первый исследуемый показатель динамично рос, а в последующие годы наметилась тенденция к снижению, существенное влияние на это оказал кризис 1998 г. В 2000 г. ситуация в стране начала выравниваться, что отразилось на приросте в 13,5%. Скачкообразное увеличение произошло в 2004 г. -в 1,2 раза и 2007 г. - на 15,6%. Это в большей степени связано с государственными мерами, направленными на минимизацию налогообложения и расширение государственной поддержки на уровне региона. Необходимо отметить, что цикличность развития показателей малого предпринимательства отражает основные тенденции экономического развития в России и Сибирском федеральном округе (рис. 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий Алтайского края за 1992-2007 гг.
Показатель 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Количество малых предприятий, тыс. ед. 3,6 4,9 13,4 10,6 10,2 10,3 10,8 10,6 12,1 12,3 12,6 113,2 15,8 13,7 14,1 16,2
Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. чел. 64,6 50,1 130,9 161,2 145,7 103,8 93,6 89,1 85,5 84,5 87,3 93,2 101,6 109,5 128,4 133,0
Всего занято в малом предпринимательстве, тыс. чел. 80,3 73,4 174,1 162,9 187,6 188,8 158,5 189,7 192,4 196,8 200,4 205,8 239,2 268,0 336,5 420,0
Рис. 1. Количество малых предприятий по регионам Сибирского федерального округа, единиц
По итогам 2007 г Алтайский край занимает 17-е место по анализируемому показателю среди субъектов Российской Федерации, а среди регионов Сибирского федерального округа - 3-е место, уступает Новосибирской и Кемеровской областям. По увеличению физического объема оборота общественного питания занимает 2-е место и 3-е место по индексу оборота розничной торговли в рейтинге сибирских регионов.
Сравнительно быстрое развитие рассматриваемого сектора объясняется его большими адаптационными возможностями по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменение спроса, ресурсного обеспечения и др. Рост малых строительных предприятий при продолжающемся спаде промышленного строительства происходит, например, из-за резкого увеличения индивидуального строительства, а также увеличения объемов реконструкции и строительства офисных, складских помещений. Значительное замедление темпов роста малых предприятий в области торговли связано с более быстрым приближением их к оптимальному для этой сферы количеству. В сложившихся условиях они заполнили свою нишу экономического пространства бы-
стрее по сравнению с другими отраслями, кроме того, появились крупные федеральные и региональные торговые сети, например: «Лента», «Пятерочка», «Мария-Ра», «Патэрсон», «Планета Холидей», с которыми малые предприятия в полной мере конкурировать не могут по ряду объективных причин. Поэтому стали появляться новые притягательные с точки зрения эффективности вложения капитала, например сфера отдыха и туризма.
Деятельность малых предприятий Алтайского края с начала 1990-х гг. была сосредоточена в трех отраслях: торговле и общественном питании (каждое второе малое предприятие), промышленности (каждое шестое), строительстве (каждое девятое).
В последнее время структура малого предпринимательства России меняется к лучшему. Увеличивается доля малых предприятий, работающих в производственной сфере и сферах, способствующих научно-техническому прогрессу. В Алтайском крае этот процесс идет, к сожалению, медленно, его ускорение зависит не только от государственной поддержки, но и от политики крупных корпораций. По-прежнему наиболее экономически привлекательными для малого бизнеса остаются виды деятельности, не требующие значи-
тельных капитальных вложений. В частности, в торговой сфере занято почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Приоритетные отрасли производственного характера и инновационная деятельность в малом бизнесе Алтайского края развиты недостаточно. За исследуемый период в общей совокупности количество промышленных предприятий снизилось на 4,0%, строительных - на 3,8%. Положительными результатами отмечены предприятия сельского хозяйства - на 2,5%, транспорта и связи -на 3,0%, финансовый сектор и коммунальные услуги изменились незначительно - на 0,9 и 1,5% соответственно.
Особо важную роль малое предпринимательство играет в решении проблем занятости через создание новых рабочих мест, сокращение безработицы. Тысячи жителей края прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому бизнесу. Особенно это актуально для сельской местности, где нет общественного производства.
Максимальная среднесписочная численность работников малых предприятий Алтайского края, представленная в табл. 1, зафиксирована в 1995 г., что в большей мере соответствовало тенденциям развития в России. Последующее сокращение анализируемого показателя связано с перераспределением качественного состава занятых. Работодатели в сфере малого предпринимательства все чаще отдают предпочтение договорам гражданско-правового характера по сравнению с привлечением работников на условиях совместительства, что объясняется более выгодными условиями налогообложения при грамотном составлении контракта.
Следует отметить, что переход к рыночной экономике в Алтайском крае сопровождается значительной дифференциацией
городского населения. Если раньше в структуре занятого населения преобладали рабочие, служащие, интеллигенция, то сейчас резко возросла доля лиц, занятых предпринимательством. За исследуемый период количество граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, возросло более чем в 6 раз. Максимальное значение данный показатель достигал в 2003 г. и составил 112,6 тыс. чел. индивидуальных предпринимателей (включая глав крестьянских и фермерских хозяйств). Основной причиной замедления темпов роста числа регистрируемых предпринимателей в последнее время является оживление в деятельности крупного бизнеса и банковской сферы, которые привлекают большое количество экономически активного населения края. Кроме того, необходимо отметить существенную разницу между предпринимателями начала 1990-х гг. и настоящего времени. Если ранее предприниматели представляли собой категорию исключительно самозанятого населения, которое оказывает различные бытовые и посреднические услуги, то в настоящее время они осуществляют торговую и производственную деятельность с привлечением наемных работников, например, в 2007 г. в крае работало более 4,5 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, в которых занято около 20,5 тыс. чел. Сегодня с малым бизнесом связано более 420 тыс. чел., это свыше 18% населения края.
Социально значимым является отношение общего числа занятых в малом бизнесе к экономически активному населению. По итогам 2007 г. данный показатель составил примерно 30%, за исследуемый период он вырос практически в 3 раза.
Важными показателями, которые демонстрируют роль и значение малых предприятий в регионе, является их удельный вес в основных экономических
показателях предприятий и организаций края. В целом по краю отмечается положительная тенденция развития, так как по всем основным показателям наблюдаются приросты. Так, доля малых предприятий в общем количестве организаций (предприятий) составляет 28,3%, что больше базисного на 11,3%. На малые предприятия в 2007 г. приходилось 11,7% занятых от общей среднегодовой численности; 14,5% промышленного производства; 17,0% оборота розничной торговли; 75,5% подрядных работ; 9,7% инвестиций в основной капитал; 45,5% оборота предприятий. Только по аналогичному отно -сительному показателю налоговых платежей в бюджеты всех уровней, который в 2007 г. составил 14,4%, отмечен спад на 2,9%. Такое понижение можно назвать закономерным, поскольку оно произошло благодаря проводимой Правительством РФ планомерной политике, направленной на понижение налогового бремени на представителей малого бизнеса.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что прослеживаются положительные тенденции в развитии малого бизнеса в Алтайском крае и происходит усиление его роли в показателях социально-экономического развития региона. Формируется средний класс, который в экономически развитых странах составляет социальную и экономическую основу общества, выступает гарантом политической стабильности. Создаются новые производственные предприятия, ориентированные на рост производительности труда и повышение кон-
курентоспособности своей продукции. Малые предприятия края производят синтетические красители, изделия из пластмасс, кирпич, строительные нерудные материалы, мебель, металлические и пластиковые окна и двери, выпускали приборы, технологическое оборудование разных видов и запчасти к нему, металлоконструкции, силовые кабели и многое другое.
Происходит мобилизация материальных и финансовых ресурсов. Так, инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2007 г. составили 4,1 млрд. руб. По этому показателю Алтайский край вошел в число 20 субъектов Российской Федерации. Однако без системной поддержки государства предпринимательский сектор динамично развиваться не в состоянии по ряду объективных причин. В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может и должна осуществляться эффективная го -сударственная политика. Исполнительным и законодательным органам государственной власти РФ необходимо разработать и внести изменения в законодательные акты, позволяющие существенным образом не только сократить административные барьеры (первостепенная проблема для алтайских предпринимателей на протяжении всего жизненного цикла их предприятий), но и создать благоприятную среду для всесторонней реализации своего потенциала. Планомерные и целенаправленные действия позволят добиться высокого роста предпринимательской инициативы в социальноэкономической сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В России есть потенциал, умные головы и желание занять свое достойное место // Деловой Алтай. 2008. 31 марта.
2. Малое предпринимательство в Алтайском крае: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 1992-2008.
3. Малое предпринимательство в Алтайском крае: 2003-2007: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2008.
4. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999.