Научная статья на тему 'Тенденции развития финансовой политики предприятий аграрного сектора Краснодарского края в 2002 - 2006 гг'

Тенденции развития финансовой политики предприятий аграрного сектора Краснодарского края в 2002 - 2006 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опанасенко А. Г.

По экспертным оценкам доли теневого сектора в совокупном производстве отраслей российской экономики, первую позицию занимает сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края является одним из самых крупных в России. В ходе исследования его теневого сектора, оценки масштаба и тенденций развития, автором изучены статистические учеты края за 2002-2005 гг., содержащие сведения о попытках увода от государственного контроля денежных средств предпринимателями аграрного сектора. Следуя концептуальной позиции к изучению теневой экономики, данные рассмотрены в аспекте конструктивной и деструктивной составляющих теневой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития финансовой политики предприятий аграрного сектора Краснодарского края в 2002 - 2006 гг»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРАРНОГО СЕКТОРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2002 - 2006 гг.

А.Г. ОПАНАСЕНКО ООО «ЕврХим — Белореченские минеральные удобрения»

В современном обществе каждому известно, что величина производимого в государстве валового внутреннего продукта (ВВП) — свидетельство благополучия и состояния нации. С другой стороны, практически никто не сомневается в существовании теневой экономической составляющей в процессе формирования ВВП. Все больше специалистов и исследователей, а также простых граждан считают, что масштабы теневой экономики приобретают колоссальные размеры. Распространению этого явления подверглись самые различные сферы деятельности человека. Наряду с этим актуальным становится вопрос: в чем же опасность теневой экономики, какие негативные последствия таит она в себе для человеческого социума?

По оценкам специалистов, теневая доля мировой экономики достигает 20 %. В аналитическом докладе «О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации», подготовленном МВД России в 1996 г., отмечается, что объем теневой экономики достиг уровня 40 % ВВП; до 70 % доходов от незаконной деятельности в дальнейшем вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности [2]. Теневая экономика присутствует в любых странах — независимо от их государственного и социально-политического устройства. Ее масштабы и особенности различны и во многом связаны с национальными хозяйственными моделями и степенью зрелости рыночных отношений применительно к странам с развитой, плановой и постсоциалистической экономикой. В развитых странах теневая экономика составляет (табл. 1), по разным оценкам, 12.. .16 % ВВП, в развивающихся — 40...50 %, в странах с переходной экономикой — 20.30 % ВВП [25].

Основными образующими ее направлениями являются:

• торговля оружием, пятая часть которой осуществляется через «черный» рынок;

Таблица 1

Сравнительные данные объемов теневой экономики по странам

Тип стран Масштабы теневой

экономики

в 2000 г., % от ВВП

Развивающиеся страны 33,9

Страны Африки 41

Страны Центральной и Южной 41

Америки

Страны Азии 29

Страны с переходной экономикой 35

Россия 46,1

Развитые европейские страны 18

Страны Северной Америки 13,5

• наркобизнес и иные криминальные деяния, совершаемые в интересах экономической выгоды;

• информационное пиратство;

• сокрытие вполне легальной хозяйственной деятельности от государственной регистрации и налогообложения.

Так, доходы от незаконного оборота наркотиков только в Западной Европе превышают 200 млрд долл. в год, а в мире, по разным оценкам, от 500 млрд до 1,5 трлн долл. [22]. На рынке торговли 6 % промышленных товаров народного потребления — фальсифицированы. Это означает, что каждый десятый флакон французских духов, каждая четвертая аудио- или видеокассета — подделка [20]. По данным Госкомстата России, в 1998—2000 гг. уровень теневой алкогольной продукции в обороте колебался в пределах 30.40 % [16]. Вместе с тем учтенное производство алкогольной продукции составляет не более трети от производственных мощностей ликероводочных заводов. Это позволяет предполагать, что объем теневого алкоголя на российском рынке может достигать 70 % реализуемой продукции, и в «тени» находится более половины доходов от этого рода бизнеса [13].

По экспертной оценке, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в бюджеты всех

уровней ежегодно не поступает 30...40 % налогов, что в существенной степени связано с наличием значительных пробелов в действующем законодательстве и отсутствием должного контроля со стороны налоговых и таможенных органов.

Особую опасность представляют махинации с возмещением налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации. Именно по этому налогу, являющемуся основным доходным источником бюджета, в последние годы резко возросли масштабы мошенничества. Широкое распространение получили схемы, связанные с получением возмещения (зачета) сумм налога НДС, оплаченного налогоплательщиками поставщикам материальных ресурсов, без уплаты последними сумм налога в бюджет.

Складывается ситуация, при которой темпы роста возмещения НДС опережают темпы роста начислений по этому налогу и поступлению их в бюджет. В 1999 г. сумма возмещения НДС по экспорту составила 39,7 млрд руб., или 18,3 % от начисленной суммы НДС. В 2003 г. возмещение увеличилось до 292 млрд руб., что составляет уже 47,2 % от суммы налога. Таким образом, с 1999 по 2003 г. начисление НДС увеличилось только в 2,9 раза, а размер возмещения по этому налогу — в 7,4 раза.

Такое положение относится как к случаям возмещения НДС при экспорте, так и при осуществлении налогооблагаемых операций на внутреннем рынке. Если в 2002 г. сумма налоговых вычетов составила 2 941,8 млрд руб., или 78,7 % от начисленной суммы налогов, то в 2003 г. — 3 986,1 млрд руб., или 81,5 %.

Рост валового внутреннего продукта в 2003 г. по сравнению с 2002 г. составил 22,8 % в текущих ценах. А суммы возмещений (вычетов) налога за этот же период по внутренним операциям выросли на 35,5 %, по экспортным операциям — на 45,3 % [1].

Если такая тенденция в налогообразовании будет и впредь сохраняться, то может возникнуть ситуация, при которой НДС будет просто лишен своего экономического смысла.

Финансово-промышленные объединения, попавшие под криминальный контроль, превратились в столь значительный фактор развития экономики нашей страны, что их воздействие испытывают все ключевые экономические, политические и социальные процессы. В российской экономике криминализированные финансово-промышленные группы оказывают влияние на темпы эконо-

мического роста, эффективность использования финансовых, материальных и иных ресурсов, на объем и структуру инвестиций, пропорции общественного воспроизводства и т. д. Они затрагивают как микроэкономические аспекты деятельности многих предприятий, прямо связанных и совсем не связанных с ними, так и макроэкономические аспекты, включая такие, как движение цен, валютных курсов, процентных ставок, заработной платы, прибыли [12]. Воздействие этих групп можно наблюдать в следующих проявлениях:

• огромные материальные и финансовые ресурсы, «откачиваемые» из производственных комплексов, и, в конечном итоге, уходящие за рубеж, приводят к тому, что материальный ущерб от этой деятельности достиг размера нескольких годовых национальных доходов страны;

• криминализация экономических, производственных, торговых и финансовых процессов, приводящая к тому, что экономические механизмы начинают работать не в государственных интересах, а в интересах узких групп российских и зарубежных предпринимателей и чиновников;

• коррумпированность органов власти и управления на уровнях от районного до федерального, приводящая к тому, что принимаемые решения и повседневная служебная практика направлены на корыстные интересы получения личных доходов в ущерб интересам государства и общества;

• превращение криминального капитала в мощную финансовую силу, контролирующую огромные массы финансовых средств и имущества, приводит к тому, что важнейшие государственные институты, в том числе в ряде случаев правоохранительные, переориентируются на обслуживание криминального капитала, а не на те цели, для осуществления которых они созданы.

Так, по мнению опрошенных москвичей, наибольшее влияние на принятие руководством страны жизненно важных для России решений оказывают (в значительной мере определяя тем смысл и направление реформ) следующие заинтересованные группы: олигархи (31 %), теневые структуры (27 %) и Запад (18 % опрошенных) [3]. В таких условиях достижение стоящих перед российским государством целей любого формата: экономического, социального, геополитического — становится невозможным. Реализация государственных задач

не может быть осуществлена при изначальной деформированности практически всех сторон и механизмов осуществления жизнедеятельности государства и общества.

Восприятие теневой экономики осложняется тем, что в самых разнообразных кругах нет единообразного понимания и толкования ее сущности. Научными исследователями теневая экономика изучается сравнительно недавно — первые публикации относятся к разработкам американских деятелей 1930-х гг. В России серьезное внимание к теневым экономическим процессам было проявлено в 1990-е гг. В настоящее время появилось уже достаточно большое число работ, посвященных изучению понятия «теневая экономика». Но разброс мнений исследователей этого явления достаточно велик. Проблематичным является установление четких критериев выделения теневой экономики из финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики в целом. Следует ли относить к ней любую экономическую деятельность, влекущую извлечение материальных благ или удовлетворение потребностей, но скрываемую по каким-либо мотивам от государственного и (или) общественного контроля? Или выделять в экономической среде только те операции, способы или последствия проведения которых несут явную социально общественную опасность государству?

Очевидно, теневым экономическим отношениям свойственна высокая степень латентности. В совокупности с инвариантностью их толкования существенно затрудняется элементарная статистическая оценка результатов теневой деятельности, что, в свою очередь, осложняет управление экономическими процессами и регулирование их развитием. Не случайно многие исследователи теневую экономику называют феноменальным явлением.

Теневую экономику как «деструктивный элемент экономики» выделяет Ю. П. Курочкин, полагая, однако, под деструктивными хозяйственными операциями не только те, противоправный характер которых уже определен соответствующими законодательными нормами, но и те, до которых «очередь еще не дошла» [10]. В зависимости от результатов К. А. Улыбин в теневую экономику «.включает все те виды деятельности, которые имеют негативный, деструктивный, дефективный характер, которые наносят вред обществу и его членам» [23]. Эта же концепция просматривается в трудах А. А. Смирнова — «конструктивный или деструктивный характер деятельности выступает исходным критерием отнесения ее различных

видов к нормальной или теневой экономике. Поэтому теневой экономикой надо признать всякую экономическую деятельность, противоречащую общественным интересам, т. е. идущую в ущерб народу той страны, где она осуществляется» [19]. Такую позицию исследователей в теоретико-правовой характеристике теневой экономики коллектив ученых под руководством профессора Н. М. Голованова называет истинно экономическим направлением [6]. Безусловно, преимущество такого подхода заключается в простоте самого процесса выявления теневой экономики — достаточно объективизировать последствия рассматриваемых событий.

В свою очередь, Н. М. Голованов предлагает экономико-правовой подход в изучении и оценке теневой экономики как экономического и социального феномена. Раскрывая недостатки предыдущего подхода, автор подчеркивает обширность доминантного его признака — деструктивного характера. Негативное воздействие на человека осуществляется по следующим направлениям:

• через формирование и удовлетворение иррациональных потребностей человека, способных физически и нравственно деформировать личность;

• через различные формы покушения на частную или личную собственность людей, что является также посягательством на свободу, справедливость и нравственное здоровье граждан;

• через производственные условия, в которых трудится человек.

Таким образом, разрушительное влияние деструктивной экономики сказывается на развитии общественных сил и общественных отношений, права, морали, отношении к окружающей среде и природе. По мнению Н. М. Голованова и его единомышленников, деструктивная экономика в сравнении с теневой — более широкое понятие, поэтому только самая опасная ее часть, сохраняющаяся вопреки запрещающим правовым нормам, формирует массив теневой экономики.

Делегируя главенствующую роль в регулировании деструктивной экономикой государству, авторы экономико-правового подхода считают, что ведущим началом в формировании теневой экономики может выступать не только экономика, но и законы. Основной причиной теневой экономической активности, по их мнению, следует считать нерациональный правовой режим, когда «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на

нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством» [11]. Например, в некоторых сферах экономики теневики стали основными производителями товаров и услуг, которые по существу ничем не отличаются от продукции легального производства, но отсутствуют в учетах официальной экономики. К ним относятся транспортные услуги, строительство и ремонт, бытовые услуги и т. д. Такая деятельность в теории теневой экономики получила название статутной составляющей, возникающей с появлением в обществе «неправовых» законов, которые выталкивают в тень здоровую, конструктивную экономику, формируя второй сектор теневой экономики.

Предлагаемое сторонниками экономико-правового подхода понимание теневой экономики является вполне логичным и наиболее полно раскрывающим ее сущность. Обобщая существующие подходы в изучении теневой экономики, ими предлагается следующее определение теневой экономики — «совокупность различных видов нелегальной (криминальной), неучтенной и фиктивной деятельности, направленной на получение дохода, скрываемого от официальных властей, и осуществляемой, как правило, в корыстных целях».

Теневая экономика — сложное явление, представляющее совокупность неконтролируемых и нерегулируемых как противоправных, так и законных видов экономической деятельности. Многими учеными в ее структуре рассматривается конструктивное начало, которым является производительный сектор, и деструктивное — криминальный. В эту сферу вовлечены:

• основные капиталы (движимость и недвижимость, средства производства, ресурсы производства);

• финансовые средства и ценные бумаги (банковские счета, акции, векселя, облигации и др.);

• личные капиталы субъектов теневой экономики (дома, земля, машины, др.);

• трудовые ресурсы (лица, которые задействованы в теневых экономических процессах). Огромные масштабы теневой экономики,

тесное переплетение с легальной хозяйственной деятельностью затрудняют ее оценку и изучение, выявление фактов и выработку конкретных мер по ее сокращению и устранению. В той или иной мере теневая деятельность имеет место во всех странах, однако наиболее широких масштабов она достигла в странах с переходной экономикой, где слабо

развито законодательство и не сформирована еще четкая экономическая политика [5].

Теневой рынок нередко идет впереди, в авангарде рынка официального, легального. Не связанный никакими формальностями правовых норм, он быстрее отражает прогрессивные тенденции в экономическом развитии, оперативнее реагирует на изменения конъюнктуры рынка, колебания цен, динамику спроса и предложения. Своеобразна закономерность, характеризующая взаимодействие теневого рынка с легальным, официальным рынком. Чем хуже для рынка официального, чем он менее эффективен, тем более благоприятные условия складываются для теневого: со снижением эффективности официального рынка возрастает поток товаров, проходящих через теневой рынок [9].

В теневой экономике имеет место конструктивная деятельность — считают Т. Г. Долгопятова [7], Б. П. Плышевский [15], В. В. Радаев [17]. В ходе нее производят, создают товары и услуги, которые отсутствуют в официальной экономике. К ним относятся различные виды транспортных услуг, предоставление внайм жилья, недвижимого и движимого имущества, индивидуальное строительство, услуги в области образования, питания, и иных социальных сферах. В теории теневой экономики эта составляющая получила название статутной теневой экономики. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев отметил положительную значимость конструктивной теневой экономики — «она все равно будет инвестировать капитал в открытый сектор, создавая новые рабочие места, улучшая инфраструктуру».

Взгляды зарубежного экономиста подтверждаются исследованиями отечественного ученого Л. М. Тимофеева, проведенными применительно к теневой деятельности в одной из крупных отраслей экономики России — сельском хозяйстве. Он пишет: «Не следует давать однозначно отрицательную оценку столь широкому размаху теневых экономических отношений. При неотработанных и прямо зарегулированных легальных отношениях собственности операции вне официально установленных правил часто оказываются единственной спасительной возможностью вести хотя бы сколь-нибудь выгодное хозяйство.... Практически любой сельский житель, рационально рассчитывая свое экономическое поведение, широко использует теневые операции, чтобы приспособиться к существующим правовым последствиям и таким образом выжить и сохранить свое хозяйство» [21].

Неучтенная экономика

Вывод части выручки из учтенного оборота

Псевдооперации

Операции, осуществляемые субъектом, не прошедшим государственную регистрацию или нарушившим ее порядок. Операции, осуществляемые субъектом, не состоящем на налоговом учете и не сдающим отчетность в налоговые органы. Операции, осуществляемые без ведения

бухгалтерского или иного учета доходов и расходов

Сокрытие и вывод средств путем перевода неотраженной в бухгалтерском учете части выручки на счета других организаций. Сокрытие части оборота и вывод ее путем осуществления другой теневой сделки.

Сокрытие и вывод части выручки наличными денежными средствами

Операции по мнимому переводу средств из одного предприятия в другое. Операции по обналичиванию (обезналичиванию). Финансово-хозяйственные операции, скрытые под видом ничтожных сделок с целью уклонения от уплаты налогов. Сложные псевдооперации

Рис. 1. Виды теневых экономических операций

реализации этого умысла. Так как уклонение от уплаты налогов часто замышляется уже в начале или в ходе ведения финансово-хозяйственной деятельности, то обязанность по уплате налогов, как правило, возникает только при появлении самого объекта налогообложения. Д. Г. Макаров предлагает следующую классификацию (рис. 1) способов уклонения от уплаты налогов, подпадающих под другое определение теневой экономики — «совокупность в основе своей легальных финансово-хозяйственных операций, сопровождаемых исключением денежных и иных средств из учитываемого оборота субъекта экономической деятельности, факт проведения, реальные участники или действительное содержание которых скрываются от гласного государственного, прежде всего налогового, контроля».

Имеются иные способы

Д. Г. Макаров в своих трудах рассматривает теневую экономику как следствие определенных экономических процессов (налоговой политики, неблагоприятного инвестиционного климата и конъюнктуру рынка, неразвитости рыночных институтов и т. п.), стимулирующих осуществление скрытых форм деятельности. Углубляясь в сущность данного явления, он считает отличительной особенностью теневой экономики деяния по уклонению от уплаты налогов, характерные, безусловно, для любых операций в финансово-хозяйственной деятельности. При этом теневую экономику он не отождествляет с фактами уклонения от уплаты налогов, а напротив, предлагает выделять ее среди последних, руководствуясь критериями степени их сокрытия и неконтролируемости. В частности, под термином «уклонение от уплаты налогов» автор квалифицирует экономические действия, напрямую связанные с намерением субъекта (или субъектов) не платить в бюджет предусмотренные законодательством налоги и сборы, независимо от конкретной формы или способа выражения и

уклонения от уплаты налогов, заключающиеся лишь в нарушениях бухгалтерского или иного учета в целях налогообложения. Все экономические действия при этом, обороты товаров, услуг и денежных средств, в принципе, учтены и вполне открыты для государственного контроля. И хотя содержат в себе действия по уклонению от уплаты налогов, однако теневой экономикой, по приведенному Д. Г. Макаровым определению, не являются. К этим способам относятся следующие:

1) неправомерное использование льгот путем:

• использования льготы по нельготируемому виду деятельности;

• завышения льготируемой части объекта налогообложения;

• введения в штат неработающих пенсионеров и инвалидов, и т. д.;

2) занижение налогооблагаемой базы по прибыли посредством:

• неправомерного отнесения расходов на финансовые результаты;

• фиктивного завышения затрат на производство товаров;

Таблица 2

Денежные средства, сокрытые от официального учета государственных органов

Год Конструктивная составляющая Деструктивная составляющая (мошеннические действия, присвоение, неуплата налогов и т. п.)

Перевод в область неучтенной экономики1 Вывод части выручки из учтенного оборота2 Совершение псевдоопераций3 Сумма за период

2002 226 395 715 21 329 813 12 094 223 259 819 751 32 675 452

2003 153 879 242 15 934 157 40 683 544 210 496 943 16 508 568

2004 35 812 376 113 336 251 96 568 565 245 717 192 41 324 984

2005 5 149 129 22 481 757 144 097 241 171 728 127 6 723 228

Итого 421236 462 173 081978 293 443 573 887762 013 97 232 232

• искусственного завышения фонда оплаты труда (ФОТ);

• завышения внереализационных расходов и др.;

3) уклонение от уплаты и занижение НДС путем:

• завышения в декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета;

• невключения в налогооблагаемый оборот сумм акцизов;

• реализации основных фондов без расчета и уплаты НДС и др.;

4) уклонение от уплаты налога на доходы и социального налога;

5) уклонение от уплаты налога на имущество и др.

Такого же мнения придерживается В. М. Еси-пов, главным отличием теневой экономики признающий ее неконтролируемый характер [8]. В целом, описанную позицию поддерживают большинство исследователей теневой экономики, в большей или меньшей степени склоняясь к криминологической или экономической концепции. С криминологической точки зрения, Д. Г. Макаров сравнивает теневую экономику с «совершенно особым процессом», не сопоставимым ни с одним из других понятий, выделенных в существующих правовых нормах или экономических науках. Он указывает, что в понятие экономики не следует

1 Финансовые операции, осуществляемые субъектом, не прошедшим государственной регистрации или нарушившим ее порядок, не состоящем на налоговом учете и не сдающим отчетность в налоговые органы, а также без ведения бухгалтерского или иного учета доходов и расходов.

2 Сокрытие и вывод средств путем перевода не отраженной в бухгалтерском учете части выручки на счета других организаций; сокрытие части оборота и вывод ее путем осуществления другой теневой сделки; сокрытие и вывод части выручки наличными денежными средствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Операции по мнимому переводу средств из одного предприятия в другое; операции по обналичиванию (обезналичи-ванию); финансово-хозяйственные операции, скрытые под видом ничтожных сделок с целью уклонения от уплаты налогов; сложные псевдооперации.

включать преступления, которые, хотя и содержат в себе отдельные экономические действия, но совершаются с использованием насилия или обмана и поэтому запрещены законом. Однако нужно разделять преступления, направленные против собственности и включающие в себя отдельные экономические действия, и преступления, являющиеся частью экономики, так как они имеют принципиально разную природу и соответственно разную социальную опасность.

По экспертным оценкам доли теневого сектора в совокупном производстве отраслей российской экономики, первую позицию занимает сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс Краснодарского края является одним из самых крупных в России. В ходе исследования его теневого сектора, оценки масштаба и тенденций развития, автором изучены статистические учеты края за 2002—2005 гг., содержащие сведения о попытках увода от государственного контроля денежных средств предпринимателями аграрного сектора. Следуя концептуальной позиции Д. Г. Макарова в изучении теневой экономики, данные учетов рассмотрены в аспекте конструктивной и деструктивной составляющих теневой экономики. Далее, следуя классификации, приведенной на рис. 1, элементы конструктивного сектора теневых экономических отношений распределены по следующим признакам:

• неучтенной экономики;

• вывода части выручки из учтенного оборота;

• псевдоопераций.

Результаты распределения занесены в соответствующую таблицу, а итоговые стоимостные значения для последующего анализа и оценки приведены в табл. 2.

Сравнительный анализ итоговых значений свидетельствует о существенном превышении конструктивной составляющей теневой экономики над деструктивной. В хронологической последовательности наблюдается тенденция к снижению

теневого сектора экономики, однако это ошибочный вывод, так как факты сокрытия доходов от контроля государством продолжают выявляться на протяжении 6 лет (пока не истечет срок давности привлечения к ответственности, а значит, и актуальность каких-либо усилий по их выявлению).

Особого внимания заслуживает распределение сумм сокрытого дохода конструктивной области теневой экономики. А именно, число финансовых операций, осуществляемых субъектом, не прошедшим государственной регистрации или нарушившим ее порядок, не состоящим на налоговом учете и не сдающим отчетности в налоговые органы, а также без ведения бухгалтерского или иного учета доходов и расходов, — в исследуемом периоде уверенно сокращается. Таким же образом ведет себя и размер сокрытых денежных сумм. С другой стороны, число и сумма операций по мнимому переводу средств из одного предприятия в другое, операции по обналичиванию (обезналичиванию), финансово-хозяйственные операции, скрытые под видом ничтожных сделок с целью уклонения от уплаты налогов, и сложные псевдооперации из года в год нарастают, несмотря на усиливающийся государственный контроль за экономической деятельностью [24].

Наблюдаемая тенденция вполне понятна. Первая группа экономических действий не требует каких-либо дополнительных затрат и усилий. В большей степени совершение этих действий привлекает предпринимателей тем, что риск противозаконного бездействия сопровождается извлечением «теневой» экономической выгоды. Он наиболее прост и доступен, используется преимущественно мелкими фермерскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Фактор риска и размер ожидаемого дохода оцениваются субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно. В условиях неустоявшегося законодательства, отсутствия целенаправленной и последовательной экономической политики именно этот способ обогащения «теневиков» получил наибольшее распространение в России в начале нового тысячелетия.

В последующие годы наблюдается заметное перераспределение показателя — сокрытого дохода в ту область конструктивной составляющей теневой экономики, в которой требуются уже определенные навыки и умения квалифицированных специалистов, высокие организаторские способности руководителей предприятий.

Субъекты экономической деятельности уже представляют собой довольно крупные фирмы,

ассоциации, компании, холдинги, консорциумы и т. п. В этих организационных формах предпринимательской деятельности гораздо проще «запутывать» следы сокрытых от контролирующих органов доходов, а точнее сказать, — сложнее их идентифицировать. В этих предприятиях трудятся наиболее образованные специалисты, как правило, получившие не одно высшее образование, нередко престижное, а также имеющие разносторонний опыт и практику, нередко зарубежную. Разрабатываемые ими и апробируемые на деле новые, более изощренные, схемы ухода от налогообложения далеки от аналогий. Эти схемы трудно проверить на предмет законности или же они вообще не пригодны для проверки.

По оценкам Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ, только 1,5 % российских предприятий уплачивают все своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов [4]. Основной формой крупного российского и международного бизнеса является группа — совокупность предприятий (юридических лиц), которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в некоторых важных аспектах как единое целое. При этом связи могут быть формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя, основанными на отношениях собственности или нет. Важно лишь, чтобы они были минимально устойчивыми и обязывающими. По отраслевому составу российские группы чаще всего являются диверсифицированными, а их структура — самая разнообразная — от классических холдингов до структур, в которых предприятия связаны между собой лишь неформальными взаимными обязательствами. Постсоветские самостоятельные работники и предприниматели (индивидуальные и руководители предприятий), скрывая получаемую прибыль или сам факт хозяйственной деятельности, усиленно культивируют образ «неудачливых предпринимателей», притворяются «трудящимися», которые в поте лица бьются за кусок хлеба, а не за какой-то дополнительный доход. Не случайно мы живем в стране, где более половины предприятий считаются убыточными. Причем, чем прибыльнее отрасль, тем, как правило, хуже ее официальные финансовые показатели [18].

В этой связи государство может и должно рассматриваться в качестве субъекта управления, который обеспечивает достижение цели интегри-

рования экономических интересов посредством преобразования финансовых, материальных, информационных ресурсов в институты (формальные правила, правовые нормы) — особые ресурсы социальной системы, используя которые люди упорядочивают, согласовывают, стремятся обезопасить свои взаимодействия в экономической плоскости. Отсюда и теневую экономику следует рассматривать именно как институциональный феномен, вследствие существования которого «корректируются» формальные правила и вытекающие из них права в интересах субъектов, вовлеченных в теневую экономическую деятельность [14].

Таким образом, исследование проблемы обеспечения экономической безопасности общества в контексте защиты от угроз со стороны теневой экономики должно быть направлено на предотвращение институциональной дисфункции государства в целях обеспечения целостности российской социальной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства РФ и предложениях по его совершенствованию. Счетная палата России.

2. Волженкин Б. В. Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием денег. — СПб.: Подборка материалов, 2000.

3. Воротников В. П., Анохин М. Г. У критической черты: преодоление теневизации, 2005, http:// www. c-society. ru/main. php?

4. Глинкина С. Особенности теневой экономики в России.

5. Глисин Ф. Ф, ЛукашинаИ. Д. Оценка состояния и тенденций теневой экономики на основе данных конъюнктурных исследований. Вопросы статистики. 1999. № 12.

6. Голованов Н. М, Перекислов В. Е, Фадеев В. А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб., Питер, 2003.

7. Долгопятова Т. Г. и др. Неформальный сектор в российской экономике. — М., 1999.

8. Есипов В. М. Теневая экономика: Учебное пособие. — М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997.

9. Зайцев В. А., Городецкий А. Е. Совершенствование информационно-аналитической работы в ФОНП: материалы науч. -практ. конф., май

2002 г., под ред. В. И. Пархоменко, Хабаровск, 2002.

10. Курочкин Ю. П. Теневая экономика и ее эволюция. Социально-экономическая природа теневой экономики. — СПб. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сб. науч. тр. Вып. 1. 1993.

11. Латов Ю. В. Конкурентный неформальный бизнес — против меркантилистского государства. «Экономическая теория преступлений и наказаний». Вып. №2. - М.: РГГУ, 2000.

12. Логинов Е. Л. Криминальные операции в российских и зарубежных корпорациях. — М.: Юнити-Дана, 2005.

13. Макаров Д. Г. Теневая экономика и уголовный закон. — М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003.

14. Об институтах как особых экономических ресурсах, см.: Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под общ. ред. Д. Львова. — М., 2001.

15. Плышевский Б. П. Проблемы анализа реформирования экономики // Вопросы статистики, 1999. №9.

16. Производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции в РФ, — М., 2000. Госкомстат России.

17. Радаев В. В. Российский бизнес: на пути легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1.

18. Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров. — М. Pro et contra. Т. 4 № 1, 1999.

19. Смирнов А. А. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002, С. 183.

20. Солтаганов В. Ф. Налоговая полиция: вчера, сегодня, завтра. — М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.

21. Тимофеев Л. М. Теневая экономика и налоговые потери в сельском хозяйстве. Вопросы экономики, 2001. №2.

22. Тосунян Г. А. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы. — М., 1994.

23. УлыбинК. А. Теневая экономика. М.: Экономика, 1991. С. 214.

24. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

25. Friederich Schneider, Robert Klinglmair Shadow economies around the world: what do we know? CESifo Working Paper No. 1167, April 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.