УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
9 (30) - 2008
УСЛОВИЯ, МЕХАНИЗМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ДИНАМИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Р. А. КАНЦЕРОВ,
кандидат экономических наук, профессор, проректор В. В. ГЛУШКОВ старший преподаватель Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия
Рост масштабов теневой экономики в пореформенной России воспринимается обществом как неизбежное зло, естественное и закономерное, «освященное» вековыми экономическими и социокультурными традициями. Однако только констатация этого очевидного эмпирического факта не дает теоретического объяснения увеличения масштабов этого феномена, а тем более условий и механизмов, стимулирующих его и регулирующих. Проблема теневой экономики является глобальной и постоянно возрастающей. Проведение рыночных реформ в России привело к расширению границ теневой экономики.
В экономике любой страны есть составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме взаимодействия экономических субъектов. Теневая экономика существует во всех странах мира, однако в наибольшей мере условия для бурного роста этого феномена возникают в странах с переходным типом экономики. Появление многообразия форм собственности и формирование на этой основе многоукладной экономики России послужило катализатором расширения масштабов теневого бизнеса и роста коррупции.
Теневому сектору, борьбе с коррупцией посвящено достаточно большое количество работ, однако отсутствуют исследования, практически рассматривающие условия проявления и функционирования этого феномена в отдельных регионах в контексте модернизации региональных экономик. Особенно
56 -
сложно решаются проблемы определения объема теневой экономики на региональном уровне, прежде всего в силу отсутствия информации о межрегиональном движении финансовых потоков.
Одними из первых исследователей теневого сектора экономики в странах третьего мира заслуженно считаются К. Харт и Э. де Сото. Дальнейшим стимулом к разработке темы явилось развитие событий в странах с переходной экономикой, где переход от централизованного планирования к рыночной экономике создал условия для различного рода злоупотреблений. Рост теневого сектора следует рассматривать как следствие процессов модернизации в транзитивных экономиках и обществах. Это явление своего рода «плата» за проведение рыночных реформ и составная часть рисков модернизации.
В России теоретические и практические исследования феномена теневой экономики начались лишь в конце ХХ в. Этот процесс был осложнен не только трудоемкостью в исполнении и отсутствием навыка подобных расчетов, но и тем обстоятельством, что с началом экономических реформ и отказом от плановой экономики пришлось менять всю систему национального учета.
За последние десятилетия в России произошли значительные изменения в сфере экономики: параллельно легальной возникла неформальная экономика, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневом секторе формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйс-
твенной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования.
Известно, что и плановая система не смогла избежать формирования в ее недрах разветвленной сети неформальных связей. В советское время к числу распространенных теневых видов деятельности следует отнести: бартерные обмены; несанкционированное совместительство; поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз; валютные операции и т. п.
В постсоветский период в связи с трансформацией правовых норм серьезные изменения претерпели границы между сегментами формальной и неформальной экономики. Например, ранее ту или иную деятельность преследовали по закону как спекуляцию, а ныне это уже легальный бизнес. Далее, для советской экономической отчетности было характерно скорее не сокрытие своих действий, а их преувеличение, то есть приписки. Объемы раздували, чтобы выполнить план и получать на этой основе легальные доходы.
Переходный процесс, модернизация экономики неразрывно связаны с институциональными преобразованиями, а вместе с тем появились условия для роста теневого сектора. Чем масштабнее институциональные перемены и, следовательно, чем больше зазор между «старым» и «новым», тем больше простор для роста новых форм коррупции. Именно здесь лежит объяснение неэффективности модернизаций, основанных на трансплантации институтов1. Рыночные реформы в России сопровождались формальным заимствованием западного опыта, упразднением многих регулирующих структур, выполнявших «стандартные» государственные функции. Из отечественного опыта следует, что подобные реформы создают условия, при которых образовавшиеся пустоты заполняются новыми неформальными институтами, распространением неявных контрактов и теневой практики. В известном смысле это было ответом общества на освобождение от бремени бюрократической за-
регулированности экономической деятельности прежней системой. Выход из сверхжесткого административного «корсета» раскрепощал личную инициативу, подталкивал к поиску нестандартных решений2. Неформальные модели и механизмы взаимодействия оказались важнейшим адаптационным ресурсом, позволявшим смягчать стартовые издержки переходного кризиса и с меньшими потерями приспосабливаться к новым изменившимся условиям. Именно они помогли амортизировать многочисленные шоки, сопровождавшие процесс системной трансформации.
Впервые в России создан Совет по противодействию коррупции во главе с Президентом РФ Д. А. Медведевым. На уровне высшего руководства государством пришло осознание того, что коррупция и теневая экономика находятся в одной связке, что это системная проблема. Наконец, определено соответствующее место этой темы среди модерни-зационных задач, стоящих перед страной.
В числе условий роста теневой экономики в постсоветский период называются такие, как активное вмешательство государственных органов в экономику, внеправовой характер экономических преобразований, асоциальный характер рыночных реформ, чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и др.
Одним из условий масштабного распространения теневого сектора в пореформенной России, очевидно, является ответная реакция экономических субъектов на неадекватные способы регулирования (как пере-, так и недорегулирования) бизнеса государством. Перечень форм такой неадекватности достаточно обширен (он растет и обновляется), начиная от излишнего лицензирования и заканчивая завышенным налогообложением. Из этого следует, что снижение масштабов теневой экономики заключается не только в усилении административно-правового воздействия на неформальный сектор, а прежде всего в повышении адекватности государственного регулирования в целом. Ликвидация противостояния государства и экономического субъекта — сложный комплекс задач, а не только снижение налогового бремени.
Теневая экономика неоднородна, ей присуща своя, особая социально-иерархическая структура, включающая три уровня:
1) высший — криминальные элементы (торговцы наркотиками, оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры и др.);
1 Сатаров Г. А. // Transition — Экономический вестник о вопросах переходной экономики. Апрель — июнь 2004, № 2.
2 Капелюшников Р. «Где начало того конца?..» (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики. 2001. № 1.
Угрозы и безопасность
9 (30) - 2008
2) средний — теневики-хозяйственники (коммерсанты, финансисты, банкиры, мелкие и средние предприниматели, в том числе «челноки»);
3) нижний — наемные работники как физического, так и умственного труда.
Формы и механизмы «теневизации» экономики разнообразны, в частности:
• пассивная — под запретом оказываются не регламентированные существующим законодательством области деятельности;
• конкурентная — хозяйственные агенты сами избегают регламентации в целях экономии трансакционных издержек на регистрацию, лицензирование и т. п., увеличивая прибыльность посредством неуплаты налогов;
• получение привилегий — хозяйственные агенты, не нарушая формальных правил, обеспечивают себе особые льготные условия на рынках. Теневая экономика создает финансовую базу для
неформальных контактов бизнеса и власти, порождая тем самым рост коррупции. Это происходит посредством «раздачи преференций» властью и получения за это различных по величине «откатов» на поддержание теневых схем. Цена поддержания схемы зависит от ее прибыльности. В частности, средства, поступающие от бизнеса в качестве платы за индивидуальное внимание представителей власти к его проблемам, облагаются определенной платой — нормой передачи средств бюрократии. При этом используется прогрессивная шкала сборов: более прибыльные схемы теневого взаимодействия бизнеса и представителей власти облагаются большими обязательствами передачи средств «наверх», чем менее прибыльные.
Помимо денежных потоков, которыми бизнес оплачивает «теневую» экономическую политику всех уровней, существует также система ответных услуг (в том числе неденежных), которые «теневой» бизнес оказывает власти по мере ее потребностей. Например, практикуются пролонгированные во времени расчеты. Обычно время интенсивного предъявления «долговых обязательств бизнеса» приходится на выборы исполнительной власти всех уровней. В этот момент бизнес-структурам, чьи проблемы успешно решались действующей властью, напоминают об этом. И они отдают долги, исполняя роль спонсоров или публичных сторонников определенных партий и кандидатов. В теневых механизмах взаимоотношений власти и бизнеса в пореформенной России можно выделить три составляющие: одноразовые коррупционные сделки, неформальные контрактные отношения предпринимателей и чиновников и, наконец, патронирование бизнеса властью.
58 -
В этой связи становится понятно, почему российская благотворительность так существенно отличается от благотворительности, распространенной в странах Запада. Там благотворительные пожертвования делают преимущественно физические лица, и лишь незначительная часть этих пожертвований приходится на юридические лица (при этом их доля составляет 0,5 — 1 % от прибыли). В России взносы юридических лиц на благотворительные цели составляют 8 % прибыли в сырьевом секторе, до 24 % — в обрабатывающем и 30 % — в сфере услуг3.
Таким образом, теневая экономика, являясь механизмом увеличения масштабов коррупции, одновременно служит финансовым донором теневой политики.
Области проникновения теневой экономики можно разделить на две группы: продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП; преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.
В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, входят следующие элементы: законная деятельность, скрываемая или преуменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств; неформальная деятельность (например, производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных; деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью — временные бригады строителей и т. п.); неофициальная нелегальная деятельность (например, без лицензий и специальных разрешений).
Кроме того, существует особый сектор экономики, который также является неконтролируемым, нерегламентированным и не отражаемым, как правило, в статистическом учете. Это — сектор домашней экономики.
Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
В теневом секторе в зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют: • теневое производство;
3 Полищук Л. Бизнесмены и филантропы // Рго е! Сопй'а, 2006, № 1.
• теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);
• теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
• теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей). По мнению авторов, границы условно определяемых «скрытой», «неформальной» и «нелегальной» экономической деятельности размыты, имеет место взаимопроникновение тех или иных элементов. Так, процесс производства, образования и использования доходов сопряжен с созданием теневого продукта, прибыли, финансовых потоков в рамках каждой из трех обозначенных сфер (рис. 1).
Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно выделить: хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других); финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые) и пр. Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов, выделяют: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции.
В настоящее время известно свыше 150 различных способов уклонения от уплаты налогов. Часто это уклонение связано с отмыванием капиталов, добытых преступным путем, с развитием внебанковского оборота наличности и др. Нередко налоговые преступления сопровождаются мошенничеством, хищением, вымогательством, контрабандой, коррупцией, насилием и пр.
Упрощенный порядок регистрации хозяйственных субъектов создал не только механизм свободного выбора экономической деятельности для юридических и физических лиц, но и благоприятные условия для криминальной активности. Регистрируется и ликвидируется огромное количество предприятий с одноименными названиями. В органы госу-
дарственной регистрации предприятий предоставляются ложные сведения об их уставных фондах, юридических адресах, учредителях и владельцах.
Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной. В настоящее время меняется перечень преступлений, относимых к экономическим. К этим преступлениям стали относить: уклонение от налогов; компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 20—30 составов. К экономическим преступлениям относят деяния с использованием легальных экономических институтов, то есть правил, форм, процедур, контрольных механизмов экономической деятельности в любых ее формах. При этом перечень экономических преступлений остается открытым.
Современному состоянию российского теневого сектора присущи некоторые специфические особенности и тенденции развития. К наиболее значимым относятся следующие:
• высокий уровень латентности экономических преступлений;
• усиление межрегионального и транснационального характера экономической преступности (эта тенденция проявляется в том, что, во-первых, внешнеэкономические связи используются для легализации незаконных доходов,
Процесс производства ^^^^ создание теневого продукта Процесс образования доходов ^^^^ создание теневой прибыли, скрытой оплаты труда и пр.
Теневая (неучтенная, нерегистрируемая) экономика
- включает в себя не запрещенную законом экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается с целью уклонения уплаты от налогов, сборов или выполнения определенных административных обязанностей
«Неформальная»
экономическая деятельность
- осуществляется на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями (принадлежащие отдельным лицам или домашним хозяйствам)
«Нелегальная»
экономическая деятельность
- является незаконной, то есть охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством (производство и продажа наркотиков, оружия, а также проституция, контрабанда и
пр.)
Процесс использования доходов создание теневых финансовых потоков
Рис. 1. Составляющие теневой экономики