© В.В. Глушков, 2008
УДК 330.11(470+571) ББК 65.209.1
ТЕНЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ: ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИНАМИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ
В.В. Глушков
В статье предпринята попытка классифицировать проявления теневой экономики, очертить области ее формирования, оценить масштабы распространения теневых процессов и их деструктивное влияние на условия накопления в реальном секторе, на устойчивость социально-экономического развития. Автором сделан вывод о неоднозначности влияния неформального сектора на развитие российской экономики, определяющей необходимость осуществления эффективной экономической политики в отношении теневого сектора только исходя из баланса между экономическими и административными мерами.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая преступность, скрытая занятость, теневой рынок труда, скрытая оплата труда.
Теневая экономика существует во всех странах мира, однако в большей мере это явление свойственно странам с переходной экономикой. Под теневым сектором понимается совокупность корпорированных экономических субъектов, осуществляющих деятельность, сведения о которой скрываются от государства с целью повышения доходности [4].
В России параллельно официальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой хозяйственной системе формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной (ценообразования, инвестирования и др.).
Известно, что плановая система не смогла избежать формирования в ее недрах разветвленной сети неформальных связей. В советское время к числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство; поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэконом-
ленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз; валютные операции и т. п.
Рыночные реформы в России сопровождались упразднением многих регулирующих структур, выполнявших «стандартные» государственные функции. Образовавшиеся пустоты стали заполняться неформальными институтами, распространением неявных контрактов и теневой практики. В известном смысле это было ответом общества на освобождение от бремени зарегулированности прежней системой. Выход из сверхжесткого административного «корсета» раскрепощал личную инициативу, подталкивал к поиску нестандартных решений [3]. Неформальные модели взаимодействия оказались важнейшим адаптационным ресурсом, позволявшим смягчать стартовые издержки переходного кризиса и с меньшими потерями приспосабливаться к новым изменившимся условиям. Именно они помогают амортизировать многочисленные шоки, сопровождавшие процесс системной трансформации.
К числу причин роста теневой экономики в постсоветский период можно отнести активное вмешательство государственных органов
в экономику, неправовой характер экономических преобразований, асоциальный характер рыночных реформ, чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и др. Одним из катализаторов распространения неформального сектора в пореформенной России, очевидно, является ответная реакция экономических субъектов на неадекватные способы регулирования бизнеса государством.
Формы «теневизации» экономики разнообразны: пассивная - под запретом оказываются не регламентированные существующим законодательством области деятельности; конкурентная - хозяйственные агенты сами избегают регламентации в целях экономии трансакционных издержек на регистрацию, лицензирование и тому подобное, увеличивая прибыльность посредством неуплаты налогов; получение привилегий - хозяйственные агенты, не нарушая формальных правил, обеспечивают себе особые льготные условия на рынках.
Теневизация экономики создает финансовую базу для неформальных контактов бизнеса и власти. Это происходит посредством различных по величине «откатов» на поддержание различных теневых схем. Помимо денежных потоков, которыми бизнес оплачивает «теневую» политику всех уровней, существует также система ответных услуг (в том числе неденежных), которые «теневой» бизнес оказывает власти по мере ее потребностей. Таким образом, «теневая» экономика служит финансовым донором «теневой» политики [5].
В теневых отношениях власти и бизнеса в пореформенной России можно выделить три этапа: одноразовые коррупционные сделки, неформальные контрактные отношения предпринимателей и чиновников и, наконец, патронирование бизнеса властью.
Все проявления теневой экономики можно разделить на две группы: продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП; преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.
В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, входят следующие элементы: законная деятельность, скрываемая или приуменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов
или выполнения других обязательств; неформальная деятельность (например, производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных; деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью - временные бригады строителей и т. п.); неофициальная нелегальная деятельность (например, без лицензий и специальных разрешений).
Кроме того, существует особый сектор экономики, который также является неконтролируемым, нерегламентированным и не отражаемым, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней экономики. Домашняя экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
В теневом секторе в зависимости от стадий воспроизводственного цикла можно выделить: теневое производство; теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления); теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей); теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).
Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно разграничить: хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других); финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые) и пр. Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции.
Одной из характеристик, определяющих динамику роста теневого сектора, является статистика экономических преступлений (см. рис. 1). Экономическая преступность растет темпами, опережающими рост общеуголовной преступности. При этом уровень латентности определяется в пределах 70-95 %.
Число экономических преступлений, тыс.
1992 г. 1993 г. 1994 г-. 1997 г. 15)5)88 г. 1999 г. 2006 г.
Рис. 1. Динамика экономических преступлений в РФ в 1992-2006 гг. *
* Составлено по: [2; 8].
Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной. В настоящее время меняется перечень преступлений, относимых к экономическим. К таким преступлениям стали относить: уклонение от налогов; компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 20-30 составов. К экономическим преступлениям относят деяния с использованием легальных экономических институтов, то есть правил, форм, процедур, контрольных механизмов экономической деятельности в любых ее формах. При этом перечень экономических преступлений остается открытым.
Современному состоянию российского теневого сектора присущи некоторые специфические особенности, в том числе: высокий уровень латентности экономических преступлений; усиление межрегионального и транснационального характера экономической преступности; создание эффективной системы легализации доходов, полученных от теневой деятельности; незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство.
Цель бизнеса в теневой экономике - получить индивидуальные преференции: безнака-
занность или минимальные наказания при нарушении хозяйственного законодательства; получение госзаказов, субсидий с нарушением конкурсных условий; выгодные схемы по «распиливанию» бюджетных средств за счет фиктивных работ; информационное сопровождение, в том числе упреждающего характера, о готовящихся нововведениях; устранение конкурентов силами репрессивных органов; использование государственных ресурсов (финансовых, силовых, интеллектуальных и др.) для развития фирмы; приоритетный учет интересов фирмы при выработке законодательства [1].
Конкретные формы и виды теневой экономической деятельности существенно различаются в зависимости от отраслевых и иных особенностей.
За период с 2004 г. по 2006 г. количество фиксируемых экономических преступлений возросло на 27,8 % (см. табл. 1). Однако большинство экономических преступлений обладает повышенной латентностью, выявленное их количество не превышает 5-10 % от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений законодательства.
Еще одной чертой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Обширный теневой рынок труда сложился в российской экономике с начала 1990-х гг. и связан с социальной дифференциацией населения
и снижением уровня жизни. Он стал практически самостоятельным сегментом рынка труда со значительной численностью занятых, определенными сферами деятельности, сложившимся социально-демографическим и профессиональноквалификационным составом работающих. Типичными формами теневой занятости являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, уборке, приготовлению пищи; репетиторство; а также, в значительной степени, брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности, как правило, осуществляются без патента, контракта, не дек-
ларируются в налоговых органах. Последствия теневой занятости негативны для работников: отсутствие гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования, более низкий уровень оплаты труда и др.
Определенное представление о масштабах теневого рынка труда в России позволяет получить анализ скрытой заработной платы. Официальные данные показывают, что удельный вес скрытой оплаты труда в общей сумме соответствующих доходов при расчете ВВП только за период с 1995 г. по 2006 г. вырос с 17,0 % до 26,9 % (см. табл. 2, рис. 2).
Таблица 1
Распределение числа преступлений, совершенных в сфере экономики РФ,
по составам преступлений *
Виды экономических преступлений 2004 г. 2005 г. 2006 г. Т емпы роста к предыдущему году, %
Тыс. % Тыс. % Тыс. % За 2005 г. За 2006 г.
Всего выявлено преступлений в сфере экономики 247,1 100,0 287,9 100,0 315,8 100,0 116,5 109,7
Из них: а) связанные: - с потребительским рынком 68,1 27,6 79,1 27,5 86,4 27,4 116,1 109,2
- финансовой деятельностью 67,2 27,2 91,1 31,6 117,4 37,2 135,5 128,8
- внешнеэкономической деятельностью 6,2 2,5 7,9 2,7 8,4 2,7 126,7 106,1
- приватизацией 3,2 1,3 3,4 1,2 2,6 0,8 106,1 76,2
б) по отдельным видам преступлений: - мошенничество 69,4 28,1 79,4 27,6 94,1 29,8 114,4 118,5
- присвоение или растрата 57,8 23,4 61,3 21,3 61,2 19,4 106,1 99,8
- незаконное предпринимательство 1,4 0,6 2,7 0,9 3,2 1,0 В 2 р. 117,0
- контрабанда 3,6 1,5 4,4 1,5 6,9 2,2 121,5 157,8
* Составлено по: [8].
Таблица 2
Динамика скрытой оплаты труда в РФ (расчет ВВП по счету образования доходов) *
Показатели 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2001 г. 2003 г. 2005 г. 2006 г.
Трлн руб. Млрд руб.
Оплата труда по отраслям 537,9 932,9 1 408,6 2 856,4 4 735,0 6 795,9 2 631,7
Скрытая оплата труда 110,0 279,0 525,0 1 004,0 1 496,4 2 546,7 3 184,4
Всего оплата труда наемных работников 647,8 1 202,9 1 933,6 3 860,4 6 231,4 9 342,6 11 816,1
Удельный вес скрытой оплаты в общем итоге, % 17,0 22,4 27,2 26,0 24,0 27,3 26,9
* Рассчитано по: [6, с. 296-299; 7, с. 326].
2006
2005
2003
2001
1999
1997
1995
100 %
Рис. 2. Удельный вес скрытой оплаты в общем итоге оплаты наемных работников в РФ (расчет ВВП по счету образования доходов)
Характерными особенностями российского теневого рынка труда являются размывание границ между формальной и неформальной занятостью, его значительное расслоение и поляризация. На одном полюсе находятся занятые с очень высоким уровнем доходов, на другом - представители бедных слоев населения и лица с пониженной трудоспособностью, для которых возможность найти работу в формальном секторе экономики ограничена. Высокий уровень вторичной трудовой теневой занятости среди лиц, имеющих работу в формальном секторе экономики, обусловлен нестабильностью и низкой заработной платой в государственных структурах, нестабильным положением многих предприятий негосударственного сектора. Теневая занятость также нестабильна, что удерживает работников от увольнения с основного места работы даже при низкой заработной плате.
Таким образом, значение неформального сектора для российской экономики неоднозначно. С одной стороны, позитивна его роль в обеспечении дополнительной занятости населения и увеличении его доходов, расширении производства товаров и услуг. Неформальный сектор сдерживает резкое падение уровня жизни населения и рост безработицы, предоставляет возможность для многих выбрать удобный режим работы.
Вместе с тем неформальный сектор занятости порождает множество социальных проблем. Здесь отсутствуют социальные гарантии, контроль условий труда, качества предоставляемых товаров и услуг, занятые ра-
ботники теряют квалификацию и профессиональные навыки. Государство теряет значительные средства в результате сокрытия доходов от налогообложения.
Проблема противодействия теневой экономике является чрезвычайно сложной и спорной. Существуют диаметрально противоположные мнения по ее решению: от предложений по усилению влияния правоохранительных органов на экономику до существенной либерализации законодательства. Эффективная экономическая политика в отношении теневого сектора может осуществляться только исходя из баланса между экономическими и административными мерами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсукова, С. «Теневая» экономика и «теневая» политика: взаимные интересы / С. Барсукова, В. Звягинцев // Свободная мысль. - 2006. -№7/8.- С. 141-154.
2. Бекмурзин, М. С. Новые экономические преступления - новая уголовная политика / М. С. Бекмурзин // Закон и право. - 2001. - № 10. -С. 8-13.
3. Капелюшников, Р. «Где начало того конца?..» : (к вопросу об окончании переходного периода в России) / Р. Капелюшников // Вопросы экономики. - 2001. - № 1. - С. 138-156.
4. Неформальный сектор в российской экономике: формы существования, роль и масштабы / под ред. Т. Г. Долгопятовой. - М. : ИСАРП, 1998. -208 с.
5. Полищук, Л. Бизнесмены и филантропы / Л. Полищук // Pro et Contra. - 2006. - № 1. -С. 59-73.
6. Российский статистический ежегодник, 2003 : стат. сб. - М. : Госкомстат России, 2003. - 705 с.
7. Российский статистический ежегодник, 2007 : стат. сб. - М. : Росстат, 2007. - 826 с.
8. Социально-экономическое положение России. Январь 2007 г. - М. : Федер. служба гос. статистики, 2007. - Режим доступа: Ы1р:// www.gks.ru.
SHADOW PROCESSES IN ECONOMICS:
SPHERES OF FORMATION AND DYNAMICS OF WIDENING
V.V. Glushkov
The author tries to classify the shadow economy manifestations, to determine a sphere of its formation, to estimate a scale of shadow processes widening and their destructive influence on capital accumulation conditions in real sector and sustainable social and economic development. The author comes to a conclusion that there is an ambiguous influence of informal sector on Russian economic development. This ambiguity determines the necessity of effective economic policy in the shadow sector only on the assumption of a balance between economic and administrative measures.
Key words: shadow economy, economic crime, invisible employment, grey labour market, undeclared labour remuneration.