Научная статья на тему 'Тенденции развития брачно-семейных отношений: социально-философский анализ'

Тенденции развития брачно-семейных отношений: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1518
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЙ БРАК / ГРУППОВОЙ БРАК / ДОМАШНЕЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТ БРАКА / КОНКУБИНАТ / МОНОГАМИЯ / МОРГАНАТИЧЕСКИЙ БРАК / ОДНОПОЛЫЙ БРАК / ПОЛИАНДРИЯ / ПОЛИГИНИЯ / РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА (РАЗВОД) / СВЕТСКИЙ (ГРАЖДАНСКИЙ) БРАК / СЕМЬЯ / СОЖИТЕЛЬСТВО / ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК / ФИКТИВНЫЙ БРАК / ЦЕРКОВНЫЙ БРАК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куткин Владимир Семенович

В статье аргументирован тезис, что институт брака за последние десятилетия постепенно меняется в сторону его либерализации и это, в свою очередь, обусловливает непрочность законного брака, и как следствие рост числа его официальных расторжений. По мнению автора, современное общество, особенно Западного типа, все более склоняется к таким формам брачно-семейных отношений, которые представляются ему не особо хлопотными, относительно простыми, не слишком обременяющими супругов в их совместной жизнедеятельности. Однако такой выбор социума не должен препятствовать выживанию нашей цивилизации и приютившей ее Планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

In article founded argument, that institution of marriage in recent decades is gradually changing in direction of its liberalization and this, in turn, leads to instability of legal marriage, and as a consequence increasing of number of its formal cancellations. According to author, modern society, especially of Western type, more inclined to forms of marriage and family relations, which appear to him is not particularly troublesome, relatively simple, not too encumbered spouses in their joint activity. However, this choice of society should not interfere with survival of our civilization and its sheltered Planet.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития брачно-семейных отношений: социально-философский анализ»

3.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Куткин Владимир Семенович, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

filosofya@mail.ru

Аннотация: в статье аргументирован тезис, что институт брака за последние десятилетия постепенно меняется в сторону его либерализации и это, в свою очередь, обусловливает непрочность законного брака, и как следствие - рост числа его официальных расторжений. По мнению автора, современное общество, особенно Западного типа, все более склоняется к таким формам брачно-семейных отношений, которые представляются ему не особо хлопотными, относительно простыми, не слишком обременяющими супругов в их совместной жизнедеятельности. Однако такой выбор социума не должен препятствовать выживанию нашей цивилизации и приютившей ее Планеты.

Ключевые слова: временный брак; групповой брак; домашнее партнерство; институт брака; конкубинат; моногамия; морганатический брак; однополый брак; полиандрия; полигиния; расторжение брака (развод); светский (гражданский) брак; семья; сожительство; фактический брак; фиктивный брак; церковный брак.

TRENDS OF MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Kutkin Vladimir S., candidate of philosophical sciences, docent, professor of chair of philosophy Place of employment: FSBEI HE MSTU «STANKIN»

filosofya@mail.ru

Abstract: in article founded argument, that institution of marriage in recent decades is gradually changing in direction of its liberalization and this, in turn, leads to instability of legal marriage, and as a consequence - increasing of number of its formal cancellations. According to author, modern society, especially of Western type, more inclined to forms of marriage and family relations, which appear to him is not particularly troublesome, relatively simple, not too encumbered spouses in their joint activity. However, this choice of society should not interfere with survival of our civilization and its sheltered Planet.

Keywords: actual marriage; cohabitation; concubinage; dissolution of marriage (divorce); domestic partnership; family; fictitious marriage; group marriage; institution of marriage; monogamy; morganatic marriage; polyandry; polygyny; religious marriage; same-sex marriage; secular (civil) marriage; temporary marriage.

Брачно-семейные отношения, как правило, возникают с момента официального заключения брака, то есть со времени его публичной регистрации. Тогда они становятся полноценными правоотношениями. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (в частности, п.2 ст.1 СК РФ [5]), официально зарегистрированным браком в нашей стране признается добровольный союз мужчины и женщины, основанный на моногамии, построении семейных отношений на чувствах взаимной любви, взаимоуважения, взаимопомощи, ответственности с целью создания семьи, и зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Официальная регистрация брака подтверждается выдачей брачую-щимся «Свидетельства о заключении брака» установленного публичными властями образца.

Принято различать церковный и светский браки. Церковный брак - брак, освященный какой-либо церковью. В ряде современных стран он имеет юридическую силу, в некоторых служит единственным законным видом. Различают также светский или гражданский брак, который оформлен в органах государства без участия церкви. Часто люди ошибочно именуют «гражданским браком» простое сожительство, домашнее партнерство. На самом деле, совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы официально, надлежит именовать фактическим браком. Морганатическим браком признается брак между людьми неравного социального, имущественного и пр. положения. Сейчас это понятие предусмотрено закона-

ми лишь некоторых стран. Временный брак также в немногих государствах признается законным. Продолжительность такого брака оба лица определяют самостоятельно, после чего эти данные заносятся в брачный договор (контракт), по истечении которого правоотношения между мужем и женой считаются недействительными. Существует понятие фиктивный брак - это юридическое оформление брака без намерения создать семью. Он заключается для получения индивидами связанных с особым статусом супругов льгот, преференций, преимуществ от государства. Имеет место и такой вид брака как полигиния (от древнегреч. «поЛи» -«много» и «Yuvп» - «жена»), многоженство, когда мужчина одновременно состоит в браке с несколькими женщинами. Противоположный вид брака, то есть когда женщина состоит в браке с несколькими мужчинами, -многомужество или полиандрия (от древнегреч. «поЛи» - «много» и <^пр» - «муж»); он встречается сегодня редко: в основном у жителей Гавайских островов, Тибета, где сложилась критическая демографическая ситуация. Имеет место и групповой брак, когда вместе проживают несколько женщин и несколько мужчин. Сожительство гомосексуалистов называется однополым браком. В ряде государств «цивилизованного» Запада легализована возможность заключить такой вид брака, но в большинстве стран, в том числе и в России, он официально не регистрируется, не признается, нередко подвергается общественному осуждению.

В мировом масштабе институт брака за последние десятилетия постепенно меняется в сторону его либерали-

Куткин В. С.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

зации, что, в свою очередь, вместе с ростом уровня жизни и благосостояния, особенно в экономически развитых странах Запада, превышением меркантильного на истинно духовным и пр., обусловливает снижение рождаемости, непрочность брачных уз, и как следствие - рост числа официальных расторжений законного брака.

Феномен официального расторжения брака (проще говоря, развода) актуализировался в обществах разных стран не всегда.

К примеру, в дореволюционный период истории нашей страны в связи с существовавшим тогда доминирующим укладом жизни, характерным для львиной доли сельского населения императорской России, официальное расторжение брака было редкостью. Прежде всего, потому, что занятие преимущественно натуральным хозяйством служило объективной преградой распада семейных пар: женщинам и мужчинам трудно было самостоятельно выполнять всю работу в домашнем хозяйстве, а ее результаты были, как правило, единственным источником их доходов, поэтому уходить от своей «второй половины» крестьянам было не выгодно. Кроме того, проблематикой заключения и расторжения брака занимались служители культа (в основном речь идет о представителях Русской Православной церкви /РПЦ/), которые крайне негативно относятся к разладам в семье и ее распаду.

В бытность СССР появились другие сдерживающие факторы. Так, многие граждане Советского Союза, воспользовавшиеся наиболее эффективным в то время «социальным лифтом» - вступив в ряды КПСС (которая, согласно ст.6 Конституции /Основного закона/ СССР 1977 года, являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций»), остерегались партийного осуждения и даже исключения из состава правящей партии из-за официального расторжения брака, что считалось аморальным, несовместимым с обликом «строителя коммунизма». Кроме того, в целях стимулирования заключения законного брака и повышения рождаемости, в период 1941-1992 годов действовал «налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» (налог на бездетность), на основании которого бездетные мужчины в возрасте 20-50 лет и бездетные замужние женщины в возрасте 20-45 лет должны были отчислять 6% своей заработной платы государству.

После распада СССР на ценностные ориентации многих граждан постсоветской России в сфере брачно-семейных отношений существенно повлияли далеко не лучшие (с точки зрения выживания нашей цивилизации) тенденции, оформившиеся в «цивилизованных» странах Запада.

Так, по данным международной статистики, среди всех стран современного мира в лидеры по бракоразводным процессам вырвалась Португалия, где 67% официально зарегистрированных браков рушатся. От португальцев не отстают чехи, венгры и испанцы, где средний уровень разводов колеблется в пределах 65%. Ситуация с официальным расторжением брака в локомотиве Западного мира - США такая: 50% браков заканчиваются разводами. Не намного лучше дела обстоят в Норвегии, Германии, Австралии и Канаде, где количество официальных расторжений брака составляет свыше 40%. Относительной стабильностью своих брач-но-семейных отношений могут гордиться лишь ирландцы: в Ирландии 15% браков заканчиваются разводами. Кроме того, в «цивилизованных» странах Запада особенно сильно проявился такой феномен, как фактический брак (или домашнее партнерство), то есть простое

сожительство мужчин и женщин без официальной регистрации их брачно-семейных отношений. Этот вид брака чем-то напоминает известный римскому частному праву «конкубинат»1. Лидером по масштабам такого сожительства являются Франция и Швеция [1].

В связи с тенденциями развития брачно-семейных отношений отметим и популярное за рубежом сожительство людей одного пола. 16.07.2013 британский монарх Елизавета II выдала королевскую санкцию на законопроект о легализации однополых браков в Англии и Уэльсе, ранее одобренный британским парламентом. Несколько раньше по инициативе действующего президента Французской Республики Ф. Ж. Ж. Олланда парламент этой страны в окончательном варианте принял закон о легализации однополых браков и усыновлении детей парами лесбиянок и геев. Что касается США, то прежний президент США Б.Х. Обама снялся в фото-сессии для влиятельного печатного издания «Out Magazine», освещающего жизнедеятельность так называемого «ЛГБТ-сообщества», то есть сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов и прочих индивидов с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Фотография Обамы, размещенная на обложке указанного издания, подписана следующим образом: «Our president. Ally. Hero. Icon» (в переводе на русский: «Наш президент. Союзник. Герой. Икона»). Здесь же размещено интервью с Обамой, приуроченное к тому, что «в июне 2015 года Верховный суд США легализовал однополые браки на всей территории страны. В его решении сказано, что, согласно XIV поправке к Конституции США, термин "свобода" включает в себя также и право на однополые браки. Обама назвал это решение «победой», призванной сделать всех североамериканцев более равными и свободными» [2].

Представляется, что, на самом деле, речь идет не иначе как о «содомии»2, которая предстает как «равенство», о чем в свое время писал еще Э. Фромм: «В современном капиталистическом обществе значение равенства трансформировалось. Под равенством стало пониматься равенство автоматов - людей, утративших свою индивидуальность. Равенство сегодня означает одинаковость, а не уникальность. Это одинаковость абстракций, одинаковость людей, работающих на одинаковых рабочих местах, одинаково развлекающихся, читающих одинаковые газеты, одинаково

1 В Древнем Риме «конкубинат - это постоянное сожительство мужчины и женщины, которые не могли заключить законный брак ввиду их разного социального положения (например, мужчина -сенатор, женщина - вольноотпущенница). Такая связь не порождала юридических последствий между участниками конкубината. Женщина - конкубина не пользовалась правами законной жены. Ее дети не пользовались правами законных детей» [8, с.65-66].

2 Термин восходит к Содому и Гоморре - двум древним городам, входившим в так называемое Содомское «пятиградие» (плюс Адма, Севоим и Сигор), которые, согласно Ветхому Завету, были уничтожены Богом за исключительно омерзительную порочность их жителей. Содом и Гоморра стали универсальным символом безнравственности и Божественного наказания людей за их грехи, в частности, отрицание правильных семейных, иных жизненных ценностей. Разрушение Содома и Гоморры Господом произошло после того, как Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже «десяти праведников». Согласно Книге Бытия (19:24-28), Бог пролил дождем «серу и огонь» на эти города, стерев их с лица Земли. Современное выражение «Содом и Гоморра» обычно означает место грандиозного разврата, где явно и неявно попираются фундаментальные семейные и прочие жизненные ценности. От названия города «Содом» происходят термины «содомия», «Содомский грех», характеризующие, как половую связь между лицами одного пола, так и другие ненормальные сексуальные пристрастия индивидов (инцест, оральный и анальный секс, сексуальные контакты с животными и т.п.).

чувствующих и думающих. В этом отношении следует с определенным скептицизмом смотреть на некоторые достижения, обычно восхваляемые как признаки прогресса, такие, как, например, равноправие женщин. Нет нужды говорить о том, что я не высказываюсь против него, однако нельзя обманываться позитивными аспектами движения к равенству. Это часть тенденции к уничтожению различий. Именно этой ценой покупается равенство: женщины равны с мужчинами, потому что они больше не отличаются от них. Утверждение философии века Просвещения, что «душа не имеет пола», сегодня овладело умами. Полярность полов исчезает, и вместе с ней исчезает эротическая любовь, основывающаяся на этой полярности. Мужчины и женщины делаются одинаковыми, а не равными как противоположные полюса. Современное общество проповедует такой идеал обезличенного равенства, поскольку нуждается в человеческих атомах, не отличающихся друг от друга, чтобы заставить их функционировать в массовых скоплениях гладко и без трения; все обязаны выполнять одинаковые команды, хотя каждый убежден, что следует собственным желаниям. Точно так же, как современное массовое производство требует стандартизации продукции, социальные процессы требуют стандартизации людей, и эта стандартизация называется у нас «равенством»» [7, с.37-38].

В то же время характерной для стран Запада тенденцией стало упрощение процедуры официального заключения брака. Например, специальная комиссия британского парламента признала, что действующие правила церковной (официальной) регистрации брака в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, являются «неоправданно жесткими и несовременными» и будут пересмотрены в свете так называемой... «дехристианизации» общественной жизни [9]. Непосредственно в Англии брак считается официальным, если он зарегистрирован в специальном, получившем лицензию помещении церковного заведения, в связи с чем, в частности, зарегистрировать брак в стенах родного дома могут только инвалиды, лишенные возможности передвигаться, или смертельно больные люди. Для сравнения: в Шотландии действуют правила, позволяющие проводить церемонию церковного бракосочетания на выезде. Выездные регистрации церковного брака полностью легализованы в Северной Ирландии, а также в бывших британских колониях - Австралии и Канаде.

Но вернемся непосредственно к расторжению брака в Российской Федерации. Данный вопрос является беспокоящим общественность нашей страны, в связи с чем он подвергается постоянному мониторингу. По нему проводят различные социологические опросы, исследования, результаты которых в дальнейшем структурируются в статистику. Данные Росстата [здесь и далее подробнее см.: 4] таковы (табл.1; рис.1):

Таблица 1

Количество официально зарегистрированных

Годы Количество официально зарегистрированных браков (тыс.) Количество официально расторгнутых браков (тыс.)

2010 1215 639

2011 1316 669

2012 1213 644

2013 1225 668

2014 1226 694

2015 1215 735

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 1014 год 2015 год

Количество официально заключенный брановна ЮСОчел. населения Количество официально растор гнуты* браковна 1000 чел. населения — Линей наа {Кол ичество официал ьно закличе нньм браков на 1000 чел. населения) -Линей наа {Кол ичество официал ьно расторгнутых браков на 1000 чел. нагеле н кн]

Рисунок 1. Количество официально зарегистрированных и расторгнутых браков на 1000 чел. населения.

Исходя из представленных данных, корректно заключить, что количество официально зарегистрированных браков в нашей стране в течение последних 6 лет практически удерживалось на одном уровне, только в 2011 году наблюдался «всплеск» (увеличение на чуть более чем 100 тысяч). Если рассчитать среднее количества браков на 1000 человек населения, то получится примерно 8,6.

Что касается статистики официального расторжения брака в том же промежутке времени, то в течение последних 6 лет количество разводов колебалось в интервале от 639 тыс. до 735 тыс. Если рассчитать среднее количество разводов на 1000 человек населения, то получится 4,7. Следовательно, вырисовывается ситуация, аналогичная США: в Российской Федерации примерно половина из официально заключенных браков распадается. И такая ситуация становится привычной для постсоветской России.

В то же время в нашей стране можно констатировать увеличение количества официальных регистраций брака между мужчинами и женщинами, возраст которых превышает 25 лет. Данный феномен принято считать относительно новым постольку, поскольку в послевоенные годы и вплоть до 1990 года возраст лиц, которые вступали в брак, был меньше. Тенденция заключать браки после 25 лет обозначилась в середине 1990-х годов. С начала 2000-х годов показатели официального заключения брака лицами в возрасте 25-35 лет превышают показатели, которые существовали 25 лет назад. А к 2010 году, возрастная группа 25-30 лет обогнала 18-24 летних по количеству заключенных браков. Кстати, в целом у последней, условно говоря, «молодой» группы людей наблюдается снижение активности к официальному заключению брака.

Что касается возраста мужчин, которые вступают в брак, то первое место занимает возрастная группа 25-30 лет, на которую приходится около 33% официально заключенных браков. В совокупности с этой возрастной группой группы 20-25 лет и 30-35 лет составляют около 75% от всех заключенных браков. Браки, где возраст мужчины до 18 лет, составляют всего лишь 0,1%. Интересным является еще и то, что заключенных браков, где мужчины старше 60 лет, на 0,5% больше, чем заключенных браков, где возраст мужчин - 18-19 лет. Что же касается жен-

Куткин В. С.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

щин, ситуация здесь выглядит следующим образом. Самый большой процент составила группа в возрасте 20-25 лет (около 38%), затем следует группа в возрасте 25-30 лет (около 27%). Возрастная группа 30-35 лет, занимает 12% от общего количества, и, таким образом, получается, что указанные три группы с возрастом людей 20-35 лет, образуют 77%. Иными словами, значительная доля браков, которые официально заключается россиянами и россиянками, как правило, выпадает на возраст 20-35 лет.

Основными причинами распада семейных пар в нашей стране выступают следующие:

- 64% бывших супругов считают, что в распаде их брака они были виноваты в равной степени;

- 40% указанных респондентов полагают, что причина расторжения их брака - это результат поспешного, необдуманного решения о заключении брака (в том числе под влиянием родителей, иных близких родственников).

Следующей важной причиной является супружеская измена, из-за которой расторгают брак примерно 20% россиян. 15% семейных пар расторгают свой брак из-за неудовлетворенности в сексуальных отношениях. Еще 13% семей распадаются, потому что муж и жена пришли к окончательному выводу, что не имеют общих ценностных ориентаций. 7% брачных союзов терпят крах из-за постоянного употребления одним из супругов алкоголя и (или) наркотиков.

На современном этапе развития системы общественных отношений в Российской Федерации выкристаллизовалась еще одна значимая причина бракоразводных процессов - социальные сети, пользователи которых при желании могут отыскать не только разнообразную информацию о браке и семье, но и компромат, как достоверный, так и недостоверный, на лиц, состоящих в законном браке. Из-за такого рода информации распадаются 15% семейных пар, и специалисты полагают, что указанная тенденция в перспективе будет только усиливаться.

Наконец, еще одним возникшим сравнительно недавно серьезным дестабилизатором семейных союзов эксперты называют стагнацию - текущий хозяйственный кризис, обусловивший резкое снижение доходов большинства домохозяйств.

Что касается времени, прожитого совместно, то чаще всего расторгают свой законный брак пары, состоящие в нем 5-9 лет (около 28%). Пары, прожившие в таком браке 1-4 года, расторгают его в 17% случаях. 3,5% составляют пары, которые не смогли прожить вместе и 1 года. Однако не все и из тех пар, которые прожили долгую совместную жизнь, смогли сохранить свой семейный союз: пары, состоявшие в законном браке более 20 лет, в 13% случаях его расторгают [6].

Чтобы изменить складывающуюся ситуацию к лучшему, представители общественности, публичных властей нашей страны только за минувшие два года предложили различные варианты совершенствовании семейного законодательства. Например, с подачи представителей адвокатского сообщества, в СК РФ могут внести поправки, которые гарантируют признание фактического брака полноценным легальным супружеством, ужесточат последствия его распада для виновной стороны, предоставят законный статус религиозным обрядам заключения брака. Все это, считают инициаторы поправок, должно стимулировать повышение рождаемости в России [3]. В свою очередь, Министерство юстиции Российской Федерации подготовило поправки в СК РФ, согласно которым создание семьи по достижении 16

лет допускается по уважительным причинам исключительно с согласия родителей жениха и невесты или органов опеки. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что это поспособствуют укреплению традиционных семейных ценностей и формированию уважения к родителям брачующихся.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90%.

Список литературы:

1. Любопытная статистика браков и разводов //Web-ресурс: http: //2supruga.ru/brak/zakluchenie/statistika-brakov-i-razvodov.html (дата обращения: 25.01.2017).

2. Милонов: «Содомиты» признали Обаму своим //Федеральное агентство новостей. - 11.11.2015; Web-ресурс: https: //riafan.ru/473563-milonov-sodomityi-priznali-obamu-svoim (дата обращения: 25.01.2017).

3. Николаев Я. Мимо ЗАГСа. Гражданский брак хотят приравнять к законному супружеству //Российская газета (федеральный выпуск). - 28.04.2015.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) //Web-ресурс: http: //www.gks.ru/wps /wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/ (дата обращения: 25.01.2017).

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 27.01.1996; Консультант Плюс. - 25.01.2017.

6. Узбекова А. Росстат: Россияне стали реже жениться //Российская газета (федеральный выпуск). - 14.05.2016.

7. Фромм Э. Искусство любить /Перевод с английского А. В. Александровой. - М.: Издательство «АСТ», 2015. - 256 с.

8. Хмелевский С. В. Римское право: Учебное пособие. - М.: ЦДО МНЮИ, 2003. - 205 с.

9. Bingham J., Swinford S. Britain is no longer a Christian country and should stop acting as if it is, say judge /The Telegraph. -07.12.2015; Web-ресурс: http: //www.telegraph.co. uk/education /12036287 (дата обращения: 25.01.2017).

РЕЦЕНЗИЯ

В рецензируемой статье с позиции социально-философского анализа кратко и емко проанализированы основные тенденции развития брачно-семейных отношений в России и в ряде «цивилизованных» стран Запада. Автор аргументирует базовый тезис о том, что институт брака за последние десятилетия постепенно меняется в сторону его либерализации и это, в свою очередь, обусловливает непрочность законного брака, и как следствие - рост числа его официальных расторжений. По мнению автора, современное общество, особенно Западного типа, все более склоняется к таким видам брака в частности и таким формам брачно-семейных отношений в целом, которые представляются ему утилитарными, то есть сообразующимися преимущественно с практической выгодой, не особо хлопотными, относительно простыми, не слишком обременяющими супругов в их совместной жизнедеятельности. Но очевидно и то, что указанный выбор современного социума не должен препятствовать выживанию нашей цивилизации и приютившей ее Планеты. И с этим трудно не согласиться.

Статья В.С. Куткина написана на достаточно высоком теоретическом и фактологическом уровнях, в ней много оригинальных элементов новизны. Выводы, сделанные автором, в надлежащей степени аргументированы. С учетом выше изложенного полагаю, что она заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

Доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры философии

ФГБОУ ВО МГТУ«СТАНКИН»

Сергей Борисович Шитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.