ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
81
ПРАВОВЕДЕНИЕ 2007. №6
УДК 347.6 В.И. Прозорова
ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ БРАКА
Предпринята попытка дать правовое определение брака, выявить его признаки, которые позволяют отграничить правовую конструкцию брака от квазибрачных моделей и конкубината. Рассмотрены основные теории правовой сущности брака: брак - договор, брак-таинство, брак - институт особого рода.
Ключевые слова: брак, договор, таинство, конкубинат, партнерство, гетерогамия, моногамия, квазибрачные модели, консумация , браковенчание
Конституция РФ устанавливает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 98). Эта норма согласуется со Всеобщей декларацией прав человека, в которой указано: «мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью» (ст.16).
Семья - это социальный институт, который представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой [1].
Основой семьи в большинстве случаев является брак. О.Ю. Косова называет две функции брака: упорядочение межполовых взаимоотношений, создание определенных гарантий существования стабильности семейного союза, в рамках которого решаются такие важные задачи, как воспитание и содержание детей [2].
Без выяснения точного правового смысла терминов брака и семьи применительно к семейному праву России нельзя определить все последующие его положения. Определение сущности брака также обусловлено необходимостью отграничения его от фактических супружеских отношений (конкубината) и других квазибрачных отношений. Фундаментальные вековые принципы, на которых покоится древнейший институт брака, стремительно расшатываются. Традиционная форма брака, где жена исключительно является домохозяйкой, сменяется новой формой брака- партнерством.
Филологические корни термина «брак» известны: в древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее и отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова « брак» в семейном праве и в обыденной речи (изъян в изделии) [3].
В других языках такой двусмысленности нет. Так, в немецком языке брачный союз обозначается словом «Ehe» (в отличие от «Brack» - бракованный товар). В украинском, белорусском, польском, чешском и некоторых других языках славянских народов брачный союз определятся словами «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюб»- торжественное обещание -«слюбытись» значит договориться).
Но важно выяснить и правовой смысл этого понятия. В научной литературе выделяют три ключевые юридические концепции брака: брак-договор, брак-таинство, брак - институт особого рода.
Согласно договорной теории правовой сущности брака он рассматривается как разновидность договора. Процесс становления и развития договорного воззрения на брак имеет длительную историю. Для ряда отечественных исследователей (А.Ефименко, И.Г Оршанский) крестьянский брак в России XIX в. весьма напоминал имущественную сделку. Другие (С.В. Пахман), не отрицая правовой природы брака как договора, подчеркивали неимущественный характер соглашения о браке. Свои выводы они основывают на целях брака (наличие хозяйственного интереса не доказывает того, что брак есть только хозяйственный союз).
Современные отечественные цивилисты все чаще обращаются к буржуазной договорной теории брака. Так М.В. Антокольская дает комплексное понятие брака как договора [4]. М.В. Кротов и К.И. Забоев соглашение о заключении брака относят к разновидности гражданско-правового договора. По мнению С. В. Сивохиной брак - не гражданско-правовое, а требующее государственной регистрации семейно- правовое соглашение мужчины и женщины, которое влечет состояние супружества [5]. С её мнением трудно согласиться, так как один юридический факт (соглашение) не может породить другой юридический факт (состояние). Согласно теории права юридические факты влекут возникновение правоотношений.
Современные воззрения на брак как на гражданско-правовой договор присущи представителям санкт-петербургской научной школы. Сходство института брака с гражданско-правовой сделкой действительно есть. Оно выражается в том, что брак - это действие мужчины и женщины, в браке эти действия правомерны, брак порождает права и обязанности для субъектов (для супругов).
Однако есть и отличия, которые позволяют не согласиться с концепцией, что брак - это гражданско-правовой договор. Эти отличия объясняются спецификой семейных отношений. Особый субъектный состав, отсутствие согласования существенных условий, невозможность заключения брака и исполнения супружеских прав и обязанностей через представителя, недопустимость перемены лиц в обязательстве, отсутствие возможности обеспечить исполнение обязательств другой стороной, невозможность взыскания убытков - все это отдаляет соглашение о заключении брака от типичной модели гражданско-правового договора. К тому же действующее семейное законодательство допускает возможность заключения семейно-правовых договоров (брачный договор, соглашение об уплате алиментов и др.), которыми регулируются имущественные отношения супругов.
Согласно второй концепции брак рассматривается как одно из семи христианских таинств. В течение многих веков в России вопросы заключения брака и условия его действительности относились к церковной юрисдикции. Долгое время среди богословов выделялись два течения: учение парижской консенсуальной школы и учение болонской реальной школы .
Приверженцы первой школы утверждали, что «согласие творит брак», а защитники второго учения полагали, что «телесная консумация творит брак». В конце XII в. пришли к общему знаменателю: брак действителен и священен с момента обмена согласиями, но его нерасторжимость абсолютна лишь после консумации.
Правовая сущность брака
83
2007. №6
Выделяются до сих пор различия между католическим и православным пониманием брака. Католическое исповедание отличают: принцип однократности и нерасторжимости брака, презумпция действительности брака, даже заключенного тайно и даже бессвященнословно. Православное исповедание отличают: активная роль священника в обряде браковенчания, возможность расторжения брака по установленным каноническим основаниям.
Думается, что поскольку современная наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование бога, то постижение смысла и значения брака как взаимопроникновения душ, гармонического единения, символизирующего союз Христа и Церкви, располагается в сфере должного, нежели сущего.
Согласно третьей юридической конструкции брак рассматривается как институт особого рода. Приверженцы этого учения указывают на двойственный характер брака: с одной стороны, брак это юридический факт, порождающий правоотношения супружества, а с другой стороны, это правовой статус лиц состоящих в браке.
В.И. Синайский и И.М. Тютрюмов разделяют «брак» и «брачный союз». М.В. Кротов различает брак как « соглашение о заключении брака» и как «отношения супружества». В. Розенберг дал следующее понятие: «брак есть отношение совместного сожительства, основанного на началах любви, дружбы, сотрудничества» [6]. А вот мнение судебных работников Витебского губернского отдела юстиции: «Брак есть свободное сожительство двух лиц» [7]. На второй сессии ВЦИК XII созыва звучало и такое: «брак основан на взаимном идейном единомыслии и на половых отношениях» [8]. В 1918 г. при принятии КЗАГСа гражданский зарегистрированный брак понимался как средство борьбы с браком церковным [9]. Я.М Браденбургский указывал: «Регистрация -пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохранилась главным образом как средство борьбы с браком церковным» [10].
Длительное идеологическое отрицание в нашей стране буржуазной договорной теории брака, а также атеистическое игнорирование теории брака как таинства работали на идею монополизма теории брака как института особого рода.
Приведенные материалы позволяют сделать два вывода: 1) три концепции правовой сущности брака полностью не исключают друг друга, во всех концепциях отмечается встречное совпадение воли сторон и соответственно договорного характера соглашения о заключении брака; 2) эти концепции, сформировавшись в разные исторические эпохи, знаменуют определенный уровень правосознания общества, усвоившего юридический опыт предыдущих поколений.
Отечественный законодатель в действующем Семейном кодексе Российской Федерации не дает понятия брака, четко не определяет его сущность, а указывает лишь на значимые для государства условия действительности брака. Думается , что такой подход связан с тем, что супружеские отношения регулируются не только законом, но и социальными нормами (обычаями, традициями, моралью). Однако правовое понятие брака необходимо для отграничения его от фактических супружеских отношений (конкубината) и других квазибрачных состояний.
Анализ юридических концепций и действующего семейного законодательства в России позволяет автору определить брак как требующее государственной регистрации семейно- правовое соглашение мужчины и женщины,
направленное на создание семьи и порождающее взаимные права и обязанности по отношению друг к другу и детям. По своей юридической природе соглашение о браке в России относится к категории семейно-правовых договоров. Юридическая природа и структура правоотношений, возникающих из соглашения о браке, отличается от юридической природы отношений, возникающих из гражданско-правового договора, что связано со спецификой семейных отношений, о которых говорилось ранее.
Конституционными признаками брака в России являются: гетерогамия, моногамия, равноправие мужчины и женщины, взаимное добровольное согласие лиц на заключение брака, психическое здоровье мужчины и женщины, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста, отсутствие между ними близкого родства и уз усыновления, возникающий с момента регистрации брака комплекс личных и имущественных прав и обязанностей супругов, возможность развода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рясенцев В.А. Советское семейное право. М., 1982 г. С. 42, 43.
2. Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. М.: Статут, 2001. С. 69.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1989. С. 62.
4. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М., 1995. С. 76.
5. Сивохина С.В. Современные воззрения на правовую сущность брака. // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Тез. докл. 2-й науч. конф. молодых ученых. Самара, 2002.
6. Розернберг Е. Проект КЗоБСО РСФСР // Еженедельник сов. юстиции. 1925г. № 48-49. С. 1494.
7. Полянский П.Л. Развитие понятия брака в истории советского семейного права // Справочная правовая система «Гарант».
8. ВЦИК XII созыва. Вторая сессия: Стенографический отчет. М., 1925. С.246.
9. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса. Учеб. пособие. М., 1989. С. 36.
10. Диспут о браке и семье в Доме Союзов // Еженедельник сов. юстиции. 1925г. № 48-49. С.1504.
Поступила в редакцию 02.04.07
V.I. Prozorova
The legal definition of marriage
The legal definition of marriage and its peculiarities are studied in this article. The author of this work analyses the legal principles of marriage: marriage as a legal contract, marriage as a sacra met, marriage as an institution.
Прозорова Валентина Ивановна
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
ул. Университетская, 1 (корп. 4)