Научная статья на тему 'Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь'

Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6463
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК / ДОМАШНЕЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТ БРАКА / ОДНОПОЛЫЙ БРАК / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЕТСКИЙ БРАК / СЕМЬЯ / ЦЕРКОВНЫЙ БРАК / СОЖИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куткин Владимир Семенович

В статье комплексно проанализированы категории «церковный брак», «гражданский брак», выявлены их сущностные, атрибутивные признаки, раскрыты их взаимосвязи. По мнению автора, ключевой вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная то светские публичные власти (государство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHURCH MARRIAGE AND CIVIL MARRIAGE: CONCEPT, CONTENT, RELATIONSHIP

In article comprehensively analyzed categories of «church (religious) marriage», «civil (secular) marriage», revealed its essential, attribute features, disclosed its relationships. Author believes, that key question of who should immediately normalize and regulate marriage and family relationships in today's society, in end, reduces to question of essence of marriage and consensus on this question, achieved in society. If essence of marriage predominantly mystical, spiritual and moral, religious church public authorities; if mostly material, utilitarian, mercantile secular public authorities (state).

Текст научной работы на тему «Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь»

5.4. БРАК ЦЕРКОВНЫЙ И БРАК

ГРАЖДАНСКИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОСВЯЗЬ

Куткин Владимир Семенович, канд. филос. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». Подразделение: кафедра философии. E-mail: filosofya@mail.ru

Аннотация: В статье комплексно проанализированы категории «церковный брак», «гражданский брак», выявлены их сущностные, атрибутивные признаки, раскрыты их взаимосвязи. По мнению автора, ключевой вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то - церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная - то светские публичные власти (государство).

Ключевые слова: гражданский брак; домашнее партнерство; институт брака; однополый брак; Русская Православная Церковь; светский брак; семья, сожительство; церковный брак.

CHURCH MARRIAGE AND CIVIL MARRIAGE: CONCEPT, CONTENT, RELATIONSHIP

Kutkin Vladimir Semenovich, PhD in philosophy, associate professor. Position: professor. Place of employment: Moscow state Technological University «STANKIN». E-mail: filosofya@mail.ru

Annotation: In article comprehensively analyzed categories of «church (religious) marriage», «civil (secular) marriage», revealed its essential, attribute features, disclosed its relationships. Author believes, that key question of who should immediately normalize and regulate marriage and family relationships in today's society, in end, reduces to question of essence of marriage and consensus on this question, achieved in society. If essence of marriage predominantly mystical, spiritual and moral, religious - church public authorities; if mostly material, utilitarian, mercantile -secular public authorities (state).

Keywords: civil (secular) marriage; church (religious) marriage; cohabitation; domestic partnership; family; institution of marriage; Russian Orthodox Church; same-sex marriage.

Принято считать, что в истории нашей цивилизации гражданский брак возник вслед за браком церковным [4, с.11; 5, с.8]. Более того, понятие гражданского брака изначально было противопоставлено понятию брака церковного, «венчанного» («таинству»). «Отсюда синонимом ему служит категория "светский брак". Следовательно, гражданскими являются все зарегистрированные в органах ЗАГС, но не санкционированные церковью браки. С точки зрения церковнослужителей, особенно в ретроспективе, такой брак синонимичен понятию "греха"» [11, с.10].

В содержательном плане, если кратко его характеризовать, церковный брак - это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала, в отличие от гражданского брака, официально заключаемого под контролем представителей уполномоченных органов государства.

Например, в античном Риме существовал, так или иначе, связанный с «Индигитаментами»1, торжественный религиозный ритуал заключения брака, используемый преимущественно патрициями, - «конфарреа-ция» (лат. «confarreatio»). Представители светской публичной власти (магистраты и пр.) участвовали в «конфарреации» разве что в качестве почетных гостей. Брак освящался Великим понтификом и (или) фламином (жрецом отдельного божества) Юпитера в случае, если в ночь перед браком авгуры не обнаружили в ауспициях (гаданиях по поведению птиц) дурных предзнаменований. Затем молодожены воздавали хвалу божествам женитьбы: Югатину, Домидуку, До-мицию и Мантурне [1]. В последующем светские публичные власти, как Рима, так и Византии всячески поддерживали и легитимировали религиозные нормы, регламентирующие заключение и расторжение брака, права, обязанности, ответственность супругов. В начале XIV века император Византийской империи в 1282-1328 годах Андроник II Палеолог официально передал сферу брачно-семейных отношений под юрисдикцию церковных властей.

Согласно христианскому вероучению (Новый Завет): брак есть соединение супругов, аналогичное соединению Христа с Церковью; супруга должна повиноваться мужу; муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, отдав за Нее свою жизнь; христиане должны хранить супружескую верность.

В традиционных церквях (Римской Католической Церкви /РКЦ/, Русской Православной Церкви /РПЦ/) брак является «таинством», в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, взаимного согласия в супружеской жизни, благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в вере Христовой, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.

На основании «Катехизиса Католической Церкви», созданного по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 году, утвержденного папой Иоанном Павлом II 25.06.1992 папским посланием «Laetamur magnopere» и обнародованного 11.10.1992, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие - открытость к плодоношению («всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни») [7].

1 Античный Рим перенял у античной Греции мифологию, и возникла греко-римская (античная) мифология. Ее истоки восходят, в частности, к «Индигитаментам» (лат. «Indigitamenta») - обрядовым книгам, содержащим списки божеств земледелия (посева, жатвы), брака, зачатия, иных жизненно важных для людей явлений и процессов, а также формы служения этим божествам и указания на то, к какому из них и когда нужно обращаться. Считается, что указанные книги относятся ко времени, когда древнеримский культ более-менее сложился, но в них есть следы древнегреческого оригинального пантеистического монотеизма. Они хранились коллегией понтификов (жрецов), чтобы гарантировать правильность использования божественных имен в публичных молитвах и обрядах. Их часто использовали также авгуры (гадатели по поведению птиц) и гаруспики (гадатели по внутренностям жертвенных животных). «Индигитаменты» в оригинале до нас не дошли, и все, что о них известно, - это по ссылкам на них многих видных римских философов, писателей, юристов.

Публично декларируемое отношение РПЦ к браку представлено, в частности, в ее «Основах социальной концепции»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1.27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Быт. 2.24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1.28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» [10].

Бракосочетание в РПЦ состоит из 3-х основных обрядовых действий: 1) обручения; 2) венчания, как знака победы молодоженов над похотью; 3) общей чаши, с помощью которой священник благословляет новобрачных на полноценное взаимное общение в качестве мужа и жены.

РПЦ считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития из-за измены одного из супругов, злонамеренного оставления семьи, совершения аборта при несогласии супруга и ряда иных обстоятельств.

В странах, где заключение церковного брака не является основанием для придания ему легального характера, венчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном уполномоченным органом государства) браке.

Что касается гражданского брака, речь идет, главным образом, о браке, так или иначе, регламентированном не моральными, религиозными, а юридическими нормами, и официально регистрируемом не церковными, а светским публичными властями. Именно правовое регулирование конкретных аспектов заключения, расторжения брака, основных прав, обязанностей, ответственности его сторон в период супружеского сожительства, в том числе выдачи молодоженам свидетельства установленного государством образца, является принципиально значимым атрибутивным признаком такого брака2. Причем вовсе не обязательно, чтобы дефинитивное его определение было закре-

2 Гражданский или светский брак оформляется исключительно в органах государства без участия церкви. Часто люди ошибочно именуют «гражданским браком» простое сожительство, домашнее партнерство. На самом деле, совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы официально, надлежит именовать фактическим браком. В современной России государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. В случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган ЗАГСа вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом ЗАГСа.

плено законами, иными нормативными правовыми актами, другими источниками (формами) права.

Например, в соответствии со статьей 1 («Основные начала семейного законодательства») Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ):

«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан» [12].

Обращает на себя внимание то, что ни в представленном законоположении, ни в других статьях СК РФ нет определения брака (гражданского брака), как конкретного юридического факта и одного из базовых институтов семейного права. Вероятно, отсутствие соответствующей дефинитивной нормы обусловлено тем, что брак является комплексным феноменом, находящимся под прямым и опосредованным влиянием не только юридических, но и моральных, религиозных норм, а также социально-экономических, политических и прочих явлений и процессов, что, в свою очередь, делает ущербным любое, казалось бы, безупречное определения брака исключительно с правовых позиций, тем более что многие материальные и духовные компоненты брака принципиально не могут быть урегулированы законом, иными источниками права. В связи с этим представляется целесообразным дать краткий обзор различных подходов к содержанию понятия брака, характерных для российского и зарубежного семейного права [подробнее см.: 2, с.7-13; 6, с.8-17].

В императорской России начала XX века доминировало юридическое определение брака как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, наличие которых придает сожительству лиц разного пола законный характер. В советский период оформилась тенденция аргументировать брак как качественно новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического (коммунистического) общества, отличную от форм брака, применяемых в капиталистических странах. Нередко использовался термин «социалистический брак»,

подчеркивающий его как бы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Отмечалось, что в законодательстве капиталистических стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как особая разновидность гражданско-правовых сделок. Предпринимались попытки закрепить идеологически «окрашенное» определение брака в семейном законодательстве Советского Союза, которые, однако, не дали положительного результата. Высказывалась точка зрения, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на констатации, что одной из основных целей семьи должно быть рождение и воспитание детей. Однако принцип «пожизненности брака» даже во времена «развитого социализма» в бытность СССР носил скорее декларируемый, чем реальный характер.

В постсоветской России среди теоретиков семейного права нет единства мнений относительно правовой природы брака. При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, другие же - как особый гражданско-правовой договор. Целью вступления в брак большинство авторов определяет желание лиц получить государственное признание созданного ими семейного союза, основа которого -взаимная любовь и уважение - не входит в юридическое содержание брака. И как только указанная основа исчезает, то есть пропадают взаимная любовь и уважение, брак может в любой момент прекратить существование, то есть стать расторгнутым, что сложно или невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому функции, содержание, цели, правовая специфика брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок.

Различные точки зрения на правовую природу брака присущи и семейному праву зарубежных стран, где можно выделить три основные концептуальные позиции в отношении брака: 1) брак-договор (наиболее распространенная концепция); 2) брак-статус; 3) брак-партнерство [подробнее см., например: 3]. На наш взгляд, показательно также, что, как и в большинства зарубежных стран, в постсоветской России предусмотрена государственная поддержка и защита не столько самого брака, сколько семьи: в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи...»; материнство и детство, семья «находятся под защитой государства» (статьи 7, 38 Конституции Российской Федерации [8]).

Выше изложенное позволяет сформулировать следующее определение гражданского брака. Гражданский брак - это значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответственность.

Следует особо отметить, что в настоящее время представители, прежде всего, РПЦ все более активно ратуют за передачу от государства служителям культа функций по нормированию и регулированию брачно-семейных отношений. В частности, по мнению Пред-

седателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Д.Смирнова: «До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Надо подумать о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному». При этом он сослался и на то, что на Кипре, в Англии есть институт церковного брака. После венчания такой брак имеет юридическую силу. Во многих католических странах, да и не только католических, церковный брак также имеет юридическую силу. К примеру, в Польше после обряда венчания священник высылает документ о браке в местный ЗАГС [9].

По нашему мнению, вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то - церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная - то светские публичные власти (государство).

При этом важно учесть: сложно отрицать значимость для супругов физического, имущественного, финансового аспектов брачно-семейных отношений, но сомнительно, непродуктивно и сосредоточивать внимание исключительно на них. Одна из базовых функций любого нормального, цивилизованного государственно-организованного общества по отношению к браку -всемерно и эффективно поддерживать этот институт, формирующий семью, не без достаточных оснований именуемую «ячейкой общества» [13]. Сведение же института брака и жизнедеятельности семьи только к сексуальным и материальным отношениям соответствующих лиц чревато разложением и уничтожением брачного союза, семьи, ростом безнравственности, аморальности, анархии в социуме. В такой ситуации любой легальный брак, скорее, распадется, чем устоит под натиском негативных явлений и процессов, наблюдаемых в действительности.

Отношение к браку, как, главным образом, материальному феномену, уже критически отразилось на демографической ситуации во многих западных, некогда традиционно христианских, а ныне - либеральных странах. Их титульное население вымирает, постоянно сокращается, а если и остается на одном и том же уровне, то из-за неконтролируемого притока внешних мигрантов, львиная доля которых откровенно игнорирует и даже отвергает ценностные ориентации, культуру приютивших их стран. Главная причина - в бездумной популяризации на Западе выхолощенных либеральных «ценностей»: «свободного секса» «однополого брака», неупорядоченного домашнего сожительства без взаимных обязанностей, «равенства» (вернее, одинаковости, трансформирующей мужчин и женщин в бессловесных «винтиков» машинного производства общества «всеобщего потребления», бездушных, эгоцентричных прислужников мамоны и сладострастия), «мультикультурализма», «толерантности».

Список литературы:

1. Античная мифология. Энциклопедия /Составитель: Лактионов А. - М.: Издательство: «Мидгард», 2004. -768 с.

2. Вишнякова А.В., Хинчук В.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации: постатейный. - М.: Издательство «Контракт: Инфра-М», 2011. -282 с.

3. Ганага В.В. Брак (партнерство) как средство экономии бюджетных средств в социальном государстве: опыт Германии //Вестник Поволжского института управления. - 2014. - №2 (41). - С.33-40.

4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 320 с.

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272 с.

6. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: учебник /Под редакцией П.В.Крашенинникова. 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Статут», 2016. -269 с.

7. Катехизис Католической Церкви. Издание 4-е. - М.: Издательство «Культурный центр "Духовная библиотека"», 2001. - 813 с.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). -21.01.2009; Консультант Плюс. - 25.01.2017.

9. Николаев Я. Мимо ЗАГСа. Гражданский брак хотят приравнять к законному супружеству //Российская газета (федеральный выпуск). - 28.04.2015.

10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 12.09.2005 //Web-ресурс: http: //www.patriarchia.ru/db/print/141422.html (дата обращения: 25.01.2017).

11. Разумова И.А. «Гражданский брак»: понятие, статус, исследования //Труды Кольского научного центра РАН. - 2010. - №2. - С.9-24.

12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). -27.01.1996; Консультант Плюс. - 25.01.2017.

13. Хмелевская С.А., Хмелевский С.В., Соломатин

B.А. Система гуманитарного и социально-экономического знания. Книга 1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под редакцией

C.А.Хмелевской. - М.: Издательство «Рег Se», 2001. -752 с.

Рецензия

на статью В.С.Куткина «Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь».

В рецензируемой статье с позиции комплексного (социально-философского, культурологического, исторического, юридического) анализа исследованы понятие, содержание, взаимосвязь церковного брака и брака гражданского, представлено оригинальное определение последнего: «значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответствен-ность».Трудно не согласиться и с позицией автора о том, что ключевой вопрос, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то - церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная - то светские публичные власти (государство).

Статья В.С.Куткина написана на достаточно высоком теоретическом и фактологическом уровнях, и, несомненно, привлечет внимание ученых, специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Выводы, сделанные автором, в надлежащей степени аргументированы и убедительны. С учетом выше изложенного полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» Сергей Борисович Шитов

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 87%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.