Научная статья на тему 'Пределы расширения границ семьи и брака'

Пределы расширения границ семьи и брака Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1636
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / MARRIAGE / СЕМЬЯ / FAMILY / НОРМАТИВНЫЙ ТИП СЕМЬИ / BASIC (STANDARD) TYPE OF FAMILY / ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ТИПЫ СЕМЬИ / PERIPHERAL TYPES OF FAMILIES / СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ / FAMILY LINKS / РОЛИ И ФУНКЦИИ / ROLES AND FUNCTIONS / ОДНОПОЛЫЕ ПАРЫ / SAME-SEX COUPLES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синельников Александр Борисович

Основной (нормативный) тип семьи супружеская пара с детьми. Только такие семьи могут обеспечить выживание населения. Периферийные типы семьи (бездетные пары, семьи с одним родителем) имеют неполный комплект семейных связей, ролей и функций. Но это все-таки семьи, которые могут стать нормативными, если у бездетных супругов родятся дети или одинокая мать выйдет замуж. Однополые пары не могут пройти такой переход и выполнять все функции семьи. Это новое явление, для которого требуется новое название, отличное от слов “брак” и “семья”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Limits for expansion of borders of family and marriage

The basic (standard) type of family a married couple with children. Only such families can ensure the survival of the population. Peripheral types of families (childless couples, one parent families) are incomplete set of family links, roles and functions. But it’s still a family which can become standard, if childless spouses born children or a single mother get married. Same-sex couples can’t go through this transition and to perform all the functions of the family. This is a new phenomenon that requires a new name that is different from the words of the “marriage” and “family”.

Текст научной работы на тему «Пределы расширения границ семьи и брака»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 1

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

А.Б. Синельников, канд. экон. наук, доц. кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ПРЕДЕЛЫ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ СЕМЬИ И БРАКА A.B. Sinelnikov

LIMITS FOR EXPANSION OF BORDERS OF FAMILY AND MARRIAGE

Основной (нормативный) тип семьи — супружеская пара с детьми. Только такие семьи могут обеспечить выживание населения. Периферийные типы семьи (бездетные пары, семьи с одним родителем) имеют неполный комплект семейных связей, ролей и функций. Но это все-таки семьи, которые могут стать нормативными, если у бездетных супругов родятся дети или одинокая мать выйдет замуж. Однополые пары не могут пройти такой переход и выполнять все функции семьи. Это новое явление, для которого требуется новое название, отличное от слов "брак" и "семья".

Ключевые слова: брак, семья, нормативный тип семьи, периферийные типы семьи, семейные связи, роли и функции, однополые пары.

The basic (standard) type of family — a married couple with children. Only such families can ensure the survival of the population. Peripheral types of families (childless couples, one parent families) are incomplete set of family links, roles and functions. But it's still a family which can become standard, if childless spouses born children or a single mother get married. Same-sex couples can't go through this transition and to perform all the functions of the family. This is a new phenomenon that requires a new name that is different from the words of the "marriage" and "family".

Key words: marriage, family, basic (standard) type of family, peripheral types of families, family links, roles and functions, same-sex couples.

Во все большем числе стран однополым парам разрешается регистрировать свои отношения как "брак" и даже усыновлять детей. Однако кто в этих "семьях" является "мужем", а кто — "женой", кого из "приемных родителей" ребенок должен называть "папой", а кого — "мамой"?

На сайте новостей lenta.ru от 21 июля 2014 г. сообщается, что: «В молдавский закон об охране здоровья внесли поправки, — сообщает Moldnews. — Слова "мать" и "отец" заменили формулировкой "один из родителей". Поправки были приняты на прошлой

* Синельников Александр Борисович, e-mail: sinelka@mail.ru

неделе в рамках Национальной программы по обеспечению тендерного равенства на 2010—2015 годы. Поясняется, что они призваны "обеспечить включение принципа равных возможностей для женщин и мужчин в нормативные акты и документы". В сентябре 2010 года Совет Европы (СЕ) предложил исключить слова "отец" и "мать" из официальных документов, поскольку счел это проявлением сексизма. Соответствующая инициатива СЕ, касавшаяся в том числе бланков и формуляров в школах и детских садах, носила рекомендательный характер. Молдавия в июле 2014 года ратифицировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Документ, подписанный в Брюсселе 27 июня, поддержали 59 депутатов. Ранее, в начале апреля, Молдавия установила с Евросоюзом безвизовый режим, предварительно выполнив ряд требований ЕС: были открыты пункты миграционного контроля на границе с непризнанным Приднестровьем, принят закон о борьбе с дискриминацией, запретивший, помимо прочего, ущемлять права геев»1.

После голосования в английском парламенте по законопроекту об однополых союзах, которые были разрешены в 2013 г., премьер-министр Дэвид Камерон заявил, что "многие страны повторят это", и объявил о намерении начать всемирную кампанию за переопределение понятия семьи2.

Так называемые "передовые" демократические страны оказывают давление на так называемые "отсталые" страны, в том числе и на Россию, чтобы заставить их "демократизироваться". Одно из главных условий "демократизации" — разрешение однополых "браков". В результате подобной политики у многих людей в России демократия стала ассоциироваться с гомосексуализмом, либералов часто стали называть "либерастами" (231 тыс. упоминаний в русскоязычном интернете), а Европу — "Гейропой" (153 тыс. упоминаний)3.

Сторонники однополых "браков" ссылаются на то, что отношение к добрачным связям, супружеской неверности, разводам, сожительствам и рождению детей вне брака стало более терпимым, чем во времена наших дедов и бабушек. Они считают, что либерализация должна распространиться и на отношение к гей-ским и лесбийским "супружеским" парам.

Не так давно внебрачное материнство считалось позором, а расторжение брака было нелегким делом и осложняло дальней-

1 В молдавском законе заменят понятия "отец" и "мать" // Сайт новостей LENTA.RU. URL: http://lenta.ru/news/2014/07/21/parents/ (дата обращения: 05.08.2014).

2 Премьер-министр Великобритании будет экспортировать пересмотр понятия брака. URL: http://demographia.ru/node/34 (дата обращения: 05.08.2014).

3 Результаты yandex-поиска по состоянию на 28.07.2014.

шую жизнь: женщинам это мешало вновь выйти замуж, а мужчинам — делать карьеру.

Либерализация общественного мнения отразилась и на брачно-семейном законодательстве. Во многих странах была упрощена процедура развода. В СССР еще в 1965 г. отменили газетные объявления о предстоящих бракоразводных процессах, которые тогда проходили публично, что дискредитировало разводящихся супругов или одного из них.

В 1969 г. супругам, не имеющим общих детей до 18 лет, разрешили разводиться без суда — прямо в ЗАГСе. Ныне действующий семейный кодекс РФ, принятый в 1995 г., сохранил судебный порядок расторжения брака для семей с общими детьми, но установил правило, что при согласии мужа и жены на развод суд расторгает брак без выяснения его мотивов4.

В 1969 г. были отменены "прочерки" в графе "отец" в свидетельствах о рождении детей, матери которых не состояли в зарегистрированном браке. В эту графу разрешили вносить фамилию, имя и отчество отца (с его согласия или по решению суда) либо делать эту запись со слов матери. Миллионы детей и матерей были избавлены от незаслуженного "клейма", а общественное мнение перестало их осуждать.

Стали широко употребляться выражения "гражданский муж" (89 тыс. упоминаний в русскоязычном интернете) и "гражданская жена" (102 тыс.)5. Хотя "гражданским" является брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния, т.е. в ЗАГСе, люди называют так союз мужчины и женщины, живущих вместе без свидетельства о браке.

Если отцовство признано добровольно или установлено по суду, то отец имеет те же обязанности (включая выплату алиментов) по отношению к ребенку, рожденному в сожительстве, как и в зарегистрированном браке. Но по отношению к сожительнице никаких обязанностей у него нет. Если он не напишет на нее завещание, то наследство достанется не ей, а его родным.

Выражение "гражданский брак" вошло в употребление из-за отсутствия других подходящих названий. В 1960-х и 1970-х гг. в научной литературе часто писали о "фактических браках". Однако почти все зарегистрированные браки — тоже фактические. Более правильно называть устойчивое сожительство "незарегистрированным браком", но это слишком длинно, трудно произносимо и мало отличается на слух от "зарегистрированного брака". Хотя

4 Семейный кодекс Российской Федерации по состоянию на 25 января 2014 г. М., 2014. Ст. 23 (серия "Законы и кодексы").

5 Результаты уапёех-поиска по состоянию на 28.07.2014.

в интернете "незарегистрированный брак" упоминается не так уж редко (20 тыс. раз), но о "гражданском браке" пишут в 13 раз чаще (263 тыс. раз)6.

Слово "сожительство" и сегодня несет на себе негативный отпечаток. Общество стало относиться к этому явлению более либерально, поэтому возникла необходимость в ином названии. Тут-то и возродилось старое выражение "гражданский брак".

В России в конце XIX — начале XX в. "гражданскими" мужьями и женами называли людей, которые жили вместе как супруги, но по каким-то причинам не могли либо не хотели обвенчаться. Например, студентам-двоечникам запрещалось жениться, но это не мешало им жить с "гражданскими женами". Эти отношения не признавались ни церковью, ни государством, но получили моральное признание, особенно среди интеллигенции.

Единственной формой законного брака был церковный (точнее, религиозный) брак. Государство признавало браки, заключенные по христианским, иудейским, мусульманским и буддийским обрядам.

Советская власть отделила церковь и религию от государства, перестала признавать религиозные браки (кроме заключенных до революции) и создала ЗАГСы. После этого выражение "гражданский брак" потеряло смысл и вышло из употребления до 1990-х гг., когда сожительство и рождение детей вне зарегистрированного брака стали социально приемлемыми явлениями. В наше время говорят "гражданский брак", чтобы "облагородить" сожительство. Это выражение стало альтернативой как зарегистрированному, так и церковному браку: без документа из ЗАГСа не венчают.

При всех различиях определения понятия "семья", принятых в юриспруденции, демографии, социологии и других науках, в любом случае считается, что семья состоит из людей, связанных друг с другом отношениями брака и (или) родства. По определению А.И. Антонова, "семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи"7. Единая общесемейная деятельность — это воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, материальное обеспечение семьи и т.д.

Здесь указаны связи в семье из двух поколений: между мужем и женой (супружество), между родителями и детьми (родительство),

6 Там же.

7 Социология семьи: Учебник / Под ред. А.И. Антонова. М., 2005. С. 44.

между братьями и сестрами (родство). В семье из трех поколений в систему связей входят также свойство (связь одного из супругов с родственниками другого) и прародительство (связь деда и бабушки с внуками). Однако члены таких семей часто рассматривают себя как две родственные семьи, которые вынуждены жить вместе из-за нехватки денег на покупку или аренду отдельного жилья.

По данным выборочной переписи населения 1994 г., 6,5% россиян, считающих себя состоящими в браке, указали, что брак не зарегистрирован. По переписи 2002 г., этот показатель был равен 10%, а по переписи 2010 г. — 13%. В молодых возрастах процент незарегистрированных браков намного больше, чем среди населения в целом. Еще в 1972 г. демограф Л.Е. Дарский писал, что "заключение брака часто представляет собой процесс, растянутый во времени"8, т.е. пара какое-то время живет вместе, а потом регистрирует брак.

Распад брака тоже происходит постепенно. Между мужем и женой происходят частые конфликты, прекращаются интимные отношения, затем они разъезжаются по разным адресам (если есть, куда уйти) и лишь после длительного раздельного проживания оформляют развод. Поэтому средняя продолжительность расторгнутого брака в нашей стране составляет 10 лет9.

Миллионы людей находятся либо в процессе создания семьи (состоящие в "гражданском", т.е. еще не зарегистрированном браке), либо в процессе ее распада (разошедшиеся без формального развода). "Гражданский брак" — это переходный этап между безбрачием и законным браком. Семья, основанная на таком союзе, — это промежуточная форма между нормальной семьей и "несемейной формой человеческого общежития".

Семья как социальный институт переживает кризис. Все более массовыми и социально приемлемыми становятся ее периферийные типы: "гражданские браки", добровольно бездетные пары, неполные семьи. Во всех этих случаях комплект семейных связей неполный, некоторые из функций семьи выполняются недостаточно или вообще не выполняются.

В бездетных парах есть супружество, но нет родительства: такие семьи не выполняют ни воспроизводственной, ни воспитательной функции.

В неполных семьях нет супружества, а родительство существует в усеченной форме: обычно это материнство без отцовства. Это за-

8 Дарский Л.Е. Формирование семьи. Демографо-статистическое исследование. М., 1972. С. 47.

9 Население России 2010—2011: восемнадцатый—девятнадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 2013. С. 251 (показатели рассчитаны С.В. Захаровым по данным Росстата).

трудняет выполнение воспитательной функции. Чаще всего в таких семьях дети получают однобокое женское воспитание, что влияет на их взрослую жизнь. Девочки из неполных семей видят своих матерей в роли матери, но не в роли жены и соответственно не готовы выполнять эту роль. У них много шансов повторить судьбу своих матерей. Мальчики из подобных семей не представляют себя ни в роли мужа, ни в роли отца. У них меньше шансов создать и сохранить семью, чем у тех, кто был воспитан обоими родителями10.

В однодетных полных семьях есть и супружество, и родитель-ство, но нет родства между братьями и сестрами. Эти семьи лишь частично выполняют функцию воспроизводства населения: на смену двум родителям приходит только один ребенок. Выполнение же воспитательной функции затруднено из-за того, что у него нет братьев и сестер, с которыми надо считаться и договариваться. Весьма вероятно, что он вырастет эгоистом. Однако однодетные супружеские пары и "гражданские супруги" с детьми намного ближе к нормативному типу семьи, чем бездетные пары и неполные семьи.

Периферийные типы семьи отличаются от нормативного типа неполным комплектом связей, ролей и функций, но эти различия преодолимы. "Гражданские супруги" могут зарегистрировать брак. Супруги, решившие никогда не иметь детей, могут передумать и все-таки родить ребенка. Однодетная пара может решиться на рождение второго ребенка. Вдова, разведенная или незамужняя женщина с ребенком (детьми) может выйти замуж. При этом неполная семья становится полной.

Однако гейская или лесбийская пара не может превратиться в гетеросексуальную семью. Сторонники движения ЛГБТ убеждены в том, что нетрадиционная ориентация носит врожденный характер и не меняется. Это служит для них аргументом за разрешение однополых "браков".

В России в конце XIX — начале ХХ в. лишь 2% детей рождались вне брака, а в 2013 г. — 23%. В 1913 г. на 1000 браков приходилось только 4 развода, а в 2013 г., по данным Росстата, — 545. До революции 1917 г. расторжение брака допускалось в случае супружеской измены, а требовать развода мог только верный супруг. Другими основаниями считались возникшая еще до свадьбы неспособность одного из супругов к брачному сожитию, безвестное отсутствие мужа или жены свыше пяти лет, осуждение кого-то

10 Синельников А.Б., Заблоцкая Л.М. Проблемы детей, воспитывающихся в семьях без отца // Демографические исследования. Научный интернет-журнал. 2012. № 14. URL: http://demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=2151 (дата обращения: 05.08.2014).

из них за особо тяжкое преступление к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния, пострижение обоих супругов в монашество или отпадение одного из них от православия. Все эти случаи, кроме измены, были весьма редки, а измену трудно было доказать — требовались показания двух свидетелей.

С 1918 г. основанием для развода стало считаться само по себе требование одного из супругов об этом даже в том случае, если за покинутым мужем или женой нет никакой вины. Просто у того, кто требует развода, иссякли чувства или им на смену пришла новая любовь. Такой сценарий развода стал допускаться как общественным мнением, так и законом. Поэтому число ежегодно расторгаемых браков за сто лет увеличилось более, чем в сто раз.

До недавнего времени подавляющее большинство людей жило в семьях, состоящих из супругов, имеющих детей (включая взрослых детей, живущих отдельно). В наше же время становятся все более массовыми и социально приемлемыми такие формы брака, как добровольно бездетные пары и неполные семьи.

В наше время весьма популярна теория "второго демографического перехода", одним из создателей которой является голландский демограф Д. ван де Каа11. Многие сторонники этой теории позитивно или нейтрально рассматривают сожительства, разводы и добровольную бездетность. Они считают, что государство не должно преодолевать и/или не может преодолеть эти тенденции. Среди приверженцев этой теории в России наиболее известны А.Г. Вишневский и С.В. Захаров. Они обвиняют сторонников альтернативной концепции "кризиса семьи" в стремлении "повернуть колесо истории вспять"12.

Д. ван де Каа составил перечень перемен в состоянии семьи. Главной из них является "переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства"13.

В прошлом однородным, т.е. нормативным, домохозяйством считалась брачная пара с детьми, а бездетные пары или одинокие матери с детьми (неполные семьи) рассматривались как отклонения от нормы. "Второй демографический переход" принес "плюрализм" и равноправие всех типов домохозяйств, включая и однополые пары и домохозяйства одиноких людей.

11 Kaa D.J. van de. Europe's second demographic transition // Population Bulletin. 1987. N 42 (10); Idem. Second demographic transition // Encyclopedia of Population / Ed. by P. Demeny, G. McNicoll. N.Y., 2003.

12 Население России. Ежегодный демографический доклад // Евразия. 1993. № 4 (12). С. 83.

13 Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 65.

Супруги, решившие никогда не иметь ни одного ребенка, в глазах "передового" западного общества ни в чем не уступают супругам с детьми, неполные семьи — полным, однополые пары — традиционным бракам. Свобода выбора между браком и безбрачием, рождением детей и бездетностью, одиночным и семейным образом жизни — это одна из ценностей демократического общества, более важная, чем его судьба — неизбежное вымирание из-за такой свободы. Когда само понятие нормы исчезает и люди могут создавать семьи и домохозяйства любого типа, исчезают и гарантии того, что большинство предпочтет традиционный тип. Однако только последний обеспечивает выживание народа.

Народы, у которых супруги с несколькими детьми окажутся или уже оказались в меньшинстве, исчезнут с лица земли. Их место займут иммигранты из стран, где семьи большие и прочные. Так обстоит дело и в России и в Европе. Остановить этот процесс может только повышение престижности семей нормативного типа и присущего им образа жизни.

Распространение периферийных форм усугубляет кризис семьи как социального института, так как мешает ей выполнять функции воспроизводства населения и воспитания новых поколений. Однако семьи периферийных типов — это все-таки семьи. Однополые же пары настолько сильно отличаются от нормативного типа, что названия "семья" и "брак" для них не подходят.

С.В. Захаров в своей статье "Расширяющиеся границы брака", чтобы объединить в общую категорию зарегистрированные браки и сожительства, употребляет выражение "партнерский союз"14. Разумеется, не всякий "партнерский союз" можно считать браком, но в глазах значительной части населения границы понятия "брак" действительно расширяются, а точнее говоря, размываются, охватывая также и "гражданские браки". До каких пределов может дойти это расширение и к чему оно приведет?

Когда в обществе происходят радикальные изменения и возникают какие-то новые явления, резко непохожие на все предыдущие, то для них не подходят старые, привычные названия. Требуется назвать их как-то иначе.

14 июля 1789 г. мятежная толпа захватила парижскую тюрьму Бастилию и освободила узников. Узнав об этом, король Людовик XVI воскликнул: "Но это же бунт!". "Нет, это революция!" — возразил один из придворных.

14 См.: Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Статья первая. Расширяющиеся границы брака // Демоскоп Weekly. 2006. 6—19 марта. № 237—238. [Официальный сайт Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН]. URL: http://www.demoscope. ru/weekly/2006/0237/tema05.php (дата обращения: 05.08.2014).

В отличие от революционеров, бунтовщики всегда ставили себе ограниченные задачи: отмену самых высоких налогов, расправу с наиболее ненавистными для народа помещиками или чиновниками, но не стремились изменить социальный строй в целом. В России они считали, что царь хороший, а бояре плохие, или хотели заменить "незаконного" государя на "законного".

Причиной московского Медного бунта в 1662 г. был выпуск в обращение необеспеченных медных денег. Это вызвало рост цен и голод. За работу платили медью, а налоги собирали серебром. Бунтовщики требовали, чтобы царь Алексей Михайлович казнил тех вельмож, которых они считали виновниками такой финансовой политики. Однако они не собирались ни уничтожать крепостное право, ни заменять монархию республикой. Бунт был подавлен, но государству все же пришлось изъять медные рубли из обращения.

Целью участников Пугачевского бунта 1773—1774 гг. было свержение Екатерины II, которая, по их мнению, не имела прав на престол, и возведение на трон Емельяна Пугачёва, объявившего себя Петром III. Его сторонники не представляли себе никакой другой формы правления, кроме самодержавия.

Французские революционеры-якобинцы имели гораздо более радикальные цели. Они не только рубили головы дворянам как представителям правящего сословия, но и отменили само деление общества на сословия и провозгласили, что все граждане равны перед законом, не только казнили короля, но и установили республиканский строй вместо абсолютной монархии.

Октябрьская революция 1917 г. привела к еще более впечатляющим преобразованиям в России, чем революция 1789—1794 гг. во Франции. При всем своем экстремизме якобинцы не отменили частную собственность, как это сделали большевики в 1917 г.

Если муж уходит от жены и детей к другой женщине, то это можно считать его бунтом против своей семьи. В каких-то семьях причиной бунта бывает то, что жена унижала мужа, сравнивала с более "успешными" мужчинами, "пилила" по всякому поводу и без повода. В других семьях жена ни в чем не виновата, но муж просто увлекся другой дамой и ведет себя как закоренелый эгоист, которому безразлична судьба его бывшей супруги и детей. Однако такой мужчина не отрицает брак и семью как таковые, а создает новую семью, в которой также рождаются дети. Он поступает как бунтовщик, который хочет заменить одного государя на другого, надеясь на то, что новый царь будет лучше прежнего. Эти надежды чаще всего не сбываются. Демографам известно, что повторные браки не более удачны и прочны, чем первые.

Если же муж уходит от жены к другому мужчине, то это не просто бунт против его собственной семьи, а революция против социального института семьи вообще. То, что он создает после этой революции, не является семьей.

Однополые союзы — это не семьи периферийного типа. Семьи переходят из периферийного типа в нормативный в полном и даже в расширенном составе. Если одинокие или разведенные матери выходят замуж либо у бездетных супругов рождаются дети, то размер их семей увеличивается.

Однополые "семьи" не могут пройти такой переход, не распавшись. Для этого требуется возвращение одного из партнеров к гетеросексуальной ориентации (что, по мнению сторонников ЛГБТ, невозможно), его разрыв с другим партнером и вступление в брак с лицом противоположного пола.

С точки зрения демографии однополые пары относятся к неродственным частным домохозяйствам, а с точки зрения социологии — к несемейным формам человеческого общежития. При переписях используется категория "домохозяйство", а не "семья". Не все люди имеют семью, но каждый человек является членом домохозяйства того или иного типа.

Домохозяйства делятся на коллективные (тюрьмы, казармы, детские дома, дома для престарелых и т.п.) и частные, которые в свою очередь подразделяются на одиночные (из одного лица) и групповые (из двух и более). По данным переписи 2010 г., 99% частных групповых домохозяйств в России состоят из родственников. Это и есть семьи.

Примером частного группового неродственного домохозяйства могут быть хозяйка и домработница. Хозяйка может так привязаться к домработнице, что станет считать ее членом своей семьи и даже завещать ей квартиру. Это не понравится родным детям, которые живут далеко, о матери не заботятся, но уступать наследство чужому человеку не хотят.

Однако по закону домработница не считается членом семьи хозяйки и может наследовать ей лишь по завещанию. В то же время при отсутствии завещания дети и другие ближайшие родственники автоматически являются законными наследниками, хотя наследодатель может в своем завещании уменьшить их долю, а то и вовсе лишить наследства.

Если двое студентов снимают квартиру, живут там годами, совместно занимаются домашними делами, вместе оплачивают жилье, коммунальные услуги и покупку продуктов питания, то они образуют частное неродственное домохозяйство. Если же между ними существует однополая связь, то она не является "гражданским браком", который можно узаконить в ЗАГСе, и не превращает их домохозяйство в родственное, т.е. в семью.

Формы человеческого общежития

Семейные (частные родственные домохозяйства) Несемейные (частные групповые неродственные домохозяйства)

Основной (нормативный) тип семьи. Комплект семейных связей, ролей и функций является полным. Прочие (периферийные) типы семьи. Комплект семейных связей и ролей неполный. Семья выполняет не все свои функции и не в полном объеме.

Законные супруги с несколькими детьми Законные супруги с одним ребенком "Гражданские супруги" с ребенком (детьми) Супруги (законные или "гражданские") без детей Матери (или отцы) с детьми (неполные семьи) Однополые пары Прочие неродственные частные домохозяйства (например, хозяйка и домработница или два студента, которые вместе снимают квартиру и ведут общее хозяйство)

В пятнадцати странах разрешены однополые "браки". Однако в обществе действуют не только субъективные законы, придуманные и принятые людьми, но и объективные законы, подобные законам природы и обладающие большей силой, чем субъективные.

Еще за четыре века до нашей эры философ Антисфен "советовал афинянам принять специальное постановление и считать ослов конями. Те сочли это нелепым, но, возразил Антисфен, ведь у вас можно стать и стратегом, ничему не учась; достаточно только для этого большинству поднять руки"15. Афиняне иногда выбирали стратегами, т.е. полководцами, людей, которые совсем не годились для этого, но почему-то нравились избирателям.

Институт брака возник задолго до государства, которое не изобретало его, а лишь признало естественно сложившееся положение дел. Как бы ни различались у разных народов представления о браке, как бы ни менялись они со временем, брак всегда считался союзом мужчины и женщины.

С одной стороны, в США и Западной Европе среди противников однополых браков преобладают верующие. Обычно они ссылаются на то, что в Библии четко указано: брак — это союз мужчины и женщины, начиная с Адама и Евы.

15 Антология кинизма: Философия неприятия и протеста / Прим. и коммент. И. Нахова. М., 1996. С. 53.

С другой стороны, даже такой убежденный атеист, как К. Маркс, писал: "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он так же мало творит и изобретает брак, как пловец — природу и законы воды и тяжести"16.

К. Маркс утверждал, что люди могут изменить законы общества, но законы брака он считал естественными и не подвластными людской воле.

Принять, даже самым демократическим путем, закон об однополых "браках", — это все равно что объявить ослов (или людей) конями либо заявить, что дважды два равно пяти. Такие постановления не могут отменить ни законы природы, ни объективные законы жизни общества, которые никто не в силах изменить, даже если кому-то этого очень хочется.

Статус "гражданских партнеров", который гейские и лесбийские пары получили в Великобритании и некоторых других странах еще до того, как там были разрешены однополые браки, дает им практически те же права, что и законным мужьям и женам в отношении наследования имущества партнера, получения после его смерти пенсии по потере кормильца, предоставления налоговых льгот, которыми пользуются супружеские пары. Однако геи и лесбиянки считают статус "гражданских партнеров" все-таки дискриминационным, поскольку он не дает им права называться супругами, венчаться в церкви (священники разных протестантских конфессий совершают такие обряды), именовать свой союз браком и семьей и, самое главное, усыновлять детей.

Когда в 2013 г. во Франции были разрешены однополые "браки" с правом усыновлять детей, на демонстрации протеста вышли почти полтора миллиона человек. И в других западных странах у этих законов очень много противников, особенно по вопросу об усыновлении.

Вот что пишет российский демограф В.И. Сакевич: «Дальше всех по пути либерализации брачно-семейных отношений продвинулись Нидерланды, которые внесли соответствующую поправку в Гражданский кодекс: "брак может быть заключен между двумя людьми разного или одного и того же пола". Между однополым и обычным браком остаются лишь два юридических отличия. Во-первых, однополая пара может усыновить только голландского (а не любого) ребенка. Во-вторых, если ребенок рождается у женщины, состоящей в браке с мужчиной, мужчина автоматически при-

16 Маркс К. Проект закона о разводе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. М., 1955.С. 162.

знается отцом ребенка, и это правило не распространяется на женщину, состоящую в браке с женщиной»17.

Первое отличие, по-видимому, объясняется нежеланием создавать международно-правовые коллизии при усыновлении детей из тех стран, где это запрещено. Голландия стала первым государством, которое отменило данный запрет. Позже многие страны последовали ее примеру, и сейчас таких коллизий уже никто не боится. Когда в нашей стране запретили гражданам государств, где разрешены однополые браки, усыновлять российских детей, это вызвало бурные протесты властей США и стран Евросоюза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если первое отличие — временное, то второе — принципиальное: речь идет о "презумпции отцовства мужа", которая является неотъемлемым атрибутом брака и семьи. В лесбийской же "семье" нет ни мужа, ни отца, и такая презумпция для нее невозможна. Лесбиянки часто бывают убежденными феминистками. А многие из феминисток, особенно радикальных, признают только лесбийские отношения. Да и гетеросексуальные феминистки выступают за разрешение однополым парам вступать в брак и усыновлять детей. Ведь цель феминизма — абсолютное равноправие мужчин и женщин.

Когда замужняя женщина рожает не от мужа, отцом ребенка по закону все равно считается муж. Если он не признает ребенка своим, то должен доказать это. До появления генетической экспертизы оспорить отцовство было очень трудно. Да и сам факт оспаривания отцовства ставит мужа в сложное положение. А если он ничего не докажет? Поэтому многие мужья, даже при серьезных сомнениях в своем отцовстве, оспаривать его все же не решаются.

Когда они идут на такой шаг, то, как правило, требуют также и развода, отцовство же оспаривают, чтобы не платить алименты. Если же экспертиза покажет, что ребенок все-таки рожден от мужа, то жена не простит ему недоверия и дальнейшее существование семьи окажется под угрозой.

Если же у мужа появляется ребенок от внебрачной связи, то это тоже может привести к разводу, но его жена не считается матерью этого ребенка и не имеет по отношению к нему никаких обязанностей. Где же равноправие?

Брак как союз мужчины и женщины не только дает им права, но и налагает на них обязанности, которых нет у "гражданских партнеров", как разнополых, так и однополых. Права мужа и жены

17 Сакевич В.И. Однополые браки: кризис семьи или путь к равноправию? // Демоскоп Weekly. [Официальный сайт Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН]. Электронная версия бюллетеня "Население и общество". 2005. 5—18 дек. № 225—226. URL: www.demo-scope.ru/weekly/2005/0225/reprod01.php (дата обращения: 05.08.2014).

не могут быть одинаковыми. Обязанности тоже. Вступление в брак создает более тесную связь и большую степень доверия между супругами, чем сожительство — между партнерами, как однополыми, так и разнополыми. Отсюда и презумпция отцовства мужа — он должен доверять жене, равно как и она ему.

Если одна из двух лесбийских "супруг" рожает ребенка, то другая, разумеется, может, но не обязана его усыновить. Если в России разрешат такие усыновления, то когда дочь двух матерей станет взрослой, ее будут звать, например, Верой Надеждовной. Либо в угоду ЛГБТ вообще запретят обращаться к любому человеку по имени и отчеству, дабы не обижать тех, у кого отчества нет. Ведь на "прогрессивном" Западе есть только имена, а нам негоже от них "отставать".

Суд может обязать мужчину признать отцовство и содержать своего ребенка, рожденного вне брака, а также отклонить иск мужа об оспаривании отцовства и тем самым обязать его материально обеспечивать ребенка до совершеннолетия. В случае смерти отца ребенок получит наследство: до 18 лет отец не может лишить его этого права.

В отличие от установления отцовства в отношении родного ребенка, усыновление неродного ребенка — дело сугубо добровольное. Жена не может заставить мужа усыновить ее ребенка от первого брака. Женщина, состоящая в "браке" с женщиной, не имеет родительских обязанностей в отношении ребенка своей "супруги", даже если он рожден во время их "брака". Если она не усыновит ребенка, то не должна и платить на него алименты в случае расторжения "брака". Это дает ей преимущество перед отцом в обычной семье.

Полное равенство между однополыми парами и разнополыми супругами невозможно по определению. Впрочем, как сообщество ЛГБТ, так и феминистские организации настаивают на нем, а также на равноправии мужчин и женщин лишь тогда, когда им это выгодно. Если же в результате их упорной борьбы за равенство женщины оказываются в привилегированном положении по сравнению с мужчинами, а геи и лесбиянки — по сравнению с гетеро-сексуалами, то такое положение дел они считают нормальным.

Понятия "брак" и "семья" имеют позитивную окраску. Поэтому сторонники однополых союзов употребляют эти слова, резко меняя их смысл, но даже они не могут использовать названия основных семейных ролей. Что это за семья, в которой нет ни мужа, ни жены, ни отца, ни матери? Они же стараются изъять слова "отец" и "мать" из употребления, заменить их на "родитель А" и "родитель В". Это неудобно, обидно и дискриминационно для детей из обычных се-

мей, которым воспитатели детских садов в Швеции и других странах уже не разрешают говорить "папа" и "мама".

Среди геев, лесбиянок и их сторонников немало представителей интеллектуальной элиты, которые умеют изобретать новые слова. Они само слово "гомосексуалист", которое воспринималось негативно, заменили гораздо более приятным для слуха словом "гей", а всех людей, которые хоть в чем-то с ними не согласны, стали обвинять в "гомофобии". Впервые употребил это слово американский психиатр Дж. Вайнберг в 1972 г. Homophobia означает "страх, ненависть (фобию) по отношению к гомосексуализму". Слово "homo", пришедшее из греческого и латыни в европейские языки с некоторыми различиями в написании и произношении, имеет разные значения.

Во-первых, homo — это "похожий, подобный". Homosexual — человек, имеющий сексуальную связь с человеком своего пола. Многие считают, что гомосексуалисты — это только мужчины, т.е. геи, но есть также и гомосексуальные женщины, т.е. лесбиянки.

Во-вторых, homo — это "человек" (или "мужчина"). По-французски это "home", по-английски — "human being" (букв. "человеческое существо"). Близкие понятия: homo sapiens (лат.) — "человек разумный", humanism — "гуманизм", слово, которое во многих языках, включая русский, означает "человечность".

Поэтому слово "гомофобия" можно понять как "человеконенавистничество", или "антигуманизм". Активисты ЛГБТ объявляют нацистом и врагом человечества каждого, кто хоть в чем-то с ними не согласен. Однако если весь род людской выберет однополую любовь, то он просто вымрет.

Слова с окончанием "фобия" имеют негативный смысл. "Ксенофобия" — это ненависть к другим странам, народам и религиям. Например, "русофобия" — ненависть к России и русским, "исла-мофобия" — ненависть к исламу и мусульманам, "юдофобия" — ненависть к иудаизму и верующим иудеям. Сейчас обычно говорят не "юдофобия", а "антисемитизм", имея в виду ненависть ко всем евреям, включая крещеных и неверующих. Когда меняется характер явления, меняется и его название.

Геи и лесбиянки, а также их сторонники находят подходящие слова или изобретают новые, когда им это надо. Неужели они не могут придумать другие названия для однополых "браков" и "семей"? Если же они считают, что все прочие термины, кроме этих двух, дискриминационны, поскольку подчеркивают различие между однополыми и разнополыми союзами, то эту разницу и так видят все, кто не ослеплен стремлением к равноправию.

Некоторые выходцы из мусульманских стран приезжают в Западную Европу с несколькими женами. Для иммигрантов, живу-104

щих в отдельных кварталах, все эти женщины являются законными супругами главы семьи, но такие правила действуют только в их среде. Настаивая на других своих правах, например на ношение паранджи, они не требуют, чтобы европейские государства узаконили многоженство. Возможно, это еще впереди. Ведь иммигрантские сообщества не менее влиятельны, чем ЛГБТ, а многоженство меньше отличается от единобрачия, чем однополый "брак" от разнополого.

Геи и лесбиянки могут считать однополые пары браками и семьями, это их дело. Однако окружающее большинство не обязано разделять их взгляды.

По данным исследования "Религия, семья, дети", проведенного кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ при участии автора этой статьи, для 93% опрошенных семейный образ жизни в большой или очень большой степени ассоциируется с наличием законного супруга. Это мнение разделяется почти в равной степени как верующими (христианами, мусульманами, иудеями), так и неверующими18.

Даже неполные семьи в большинстве случаев были основаны на браке, который распался из-за смерти мужа или жены либо из-за развода. Семьи одиноких матерей, никогда не бывших замужем, как правило, возникают из-за несбывшихся надежд этих женщин на брак с отцом своего ребенка.

Семейный кодекс РФ разрешает составлять брачный договор (контракт), но закон не предусматривает договоров о "гражданском партнерстве" даже для сожителей разного пола. Однако ситуации, в которых однополые партнеры видят ущемление своих прав по сравнению с законными супругами, вполне разрешимы и при действующем законодательстве. Партнеры могут составлять друг на друга завещания и доверенности. Если они вместе приобретают движимую или недвижимую собственность, то могут оформить ее как долевую, чтобы в случае разрыва отношений между ними ее можно было разделить. Если один из них хочет взять фамилию другого, то и это возможно: люди меняют фамилии не только в связи с браком. Однако однополый союз не должен называться браком и не может давать права на усыновление.

Государство не отбирает у лесбиянок детей, рожденных ими от искусственного оплодотворения, от случайной связи или от брака, в котором они жили, пока не сменили или не "осознали" свою сексуальную ориентацию. Даже их бывшим мужьям трудно до-

18 См.: Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М., 2009. С. 53-59.

биться этого, поскольку судьи часто разделяют мнение большинства и полагают, что ребенок должен остаться у матери.

Почему же общество должно передавать детей, рожденных гетеросексуальными женщинами, на усыновление людям, поддерживающим однополые отношения, от которых никто родиться не может? Они говорят, что их ориентация предопределена природой. Если это так, то природа запрограммировала их не продолжать свой род. Правда, многие из них не бесплодны и могли бы иметь потомство в гетеросексуальных браках, но они либо не вступают в такие браки, либо вступают, и эти браки заканчиваются разводом.

Детей, оставшихся без родителей, не всегда хватает и для гетеросексуальных супругов, желающих их усыновить. Для этих детей лучше иметь приемного отца и приемную мать, нежели двух приемных отцов или двух приемных матерей, поведение которых может стать примером для ребенка.

Демократия — это власть большинства при учете интересов меньшинств и защите их от дискриминации. Однако и меньшинства, в том числе и сексуальные, должны проявлять уважение к большинству, считаться с его позицией и не навязывать ему свою волю. Если они пытаются сломать и перекроить в угоду себе социальный институт семьи, обеспечивающий воспроизводство населения и воспитание новых поколений, то общество должно стать на защиту этого института, без которого оно просто не выживет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антология кинизма: философия неприятия и протеста / Прим. и ком-мент. И. Нахова. M., 1996 (Antologija kinizma: filosofija neprijatija i protesta / Prim. i komment. I. Nahova. M., 1996).

В молдавском законе заменят понятия "отец" и "мать" // Сайт новостей LENTA.RU. URL: http://lenta.ru/news/2014/07/21/parents/ (дата обращения: 05.0B.2014) (V moldavskom zakone zamenjat ponjatija "otec" i "mat'" // Cajt novostej LENTA.RU. URL: http://lenta.ru/news/2014/07/21/parents/ (data obrashhenija: 05.0B.2014)).

Дарский Л.Е. Формирование семьи. Демографо-статистическое исследование. М., 1972 (Darskij L.E. Formirovanie sem'i. Demografo-statistiche-skoe issledovanie. M., 1972).

Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Статья первая. Расширяющиеся границы брака // Демоскоп Weekly. 2006. 6—19 марта. № 237—23B. [Официальный сайт Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema05.php (дата обращения: 05.0B.2014) (Zaharov S.V. Novejshie tendencii formirovanija sem'i v Rossii. Stat'ja pervaja. Rasshirjajushhiesja granicy braka // Demoskop Weekly. 2006. 6—19 marta. N 237—23B. [Oficial'niy sajt Centra demografii i jekologii

cheloveka Instituta narodnohozjajstvennogo prognozirovanija RAN]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema05.php (data obrashhenija: 05.08.2014).

Маркс К. Проект закона о разводе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. М., 1955 (Marks K. Proekt zakona o razvode // Marks K., Jengel's F Soch. T. 1. M., 1955).

Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 65—73 (Mitrikas A. Sem'ja kak cennost': sostojanie i perspektivy izmenenij cennostnogo vybora v stranah Evropy // Sociologicheskie issledovanija. 2004. N 5. S. 65-73).

Население России 2010-2011: восемнадцатый—девятнадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М., 2013 (Naselenie Rossii 2010—2011: vosemnadcatyj—devjatnadcatyj ezhegodnyj demograficheskij doklad / Otv. red. A.G. Vishnevskij. M., 2013).

Население России. Ежегодный демографический доклад // Евразия. 1993. № 4(12) (Naselenie Rossii. Ezhegodnyj demograficheskij doklad // Evrazija. 1993. N 4(12).

Премьер-министр Великобритании будет экспортировать пересмотр понятия брака. URL: http://demographia.ru/node/34 (дата обращения: 05.08.2014) (Prem'er-ministr Velikobritanii budet jeksportirovat' peresmotr ponjatija braka. URL: http://demographia.ru/node/34 (data obrashhenija: 05.08.2014).

Результаты yandex-поиска по состоянию на 28.07.2014 (Rezultatyi yandex-poiska po sostoyaniyu na 28.07.2014).

Сакевич В.И. Однополые браки: кризис семьи или путь к равноправию? // Демоскоп Weekly. 2005. 5—18 дек. № 225—226. [Официальный сайт Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН]. Электронная версия бюллетеня Население и общество. URL: www.demoscope.ru/weekly/2005/0225/reprod01.php (дата обращения: 05.08.2014) (Sakevich V.I. Odnopolye braki: krizis sem'i ili put' k ravnopraviju? // Demoskop Weekly. 2005. 5—18 dek. N 225—226. [Oficial'niy sajt Centra demografii i jekologii cheloveka Instituta narodnohozjajstvennogo prognozirovanija RAN]. Jelektronnaja versija bjulletenja Naselenie i obshhestvo. URL: www.demoscope.ru/weekly/2005/0225/reprod01.php. (data obrashhenija: 05.08.2014).

Семейный кодекс Российской Федерации по состоянию на 25 января 2014 г. М., 2014. Ст. 23. (Сер. "Законы и кодексы") (Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii po sostojaniju na 25 janvarja 2014 g. M., 2014. St. 23. (Ser. "Zakony i kodeksy").

Синельников А.Б., Заблоцкая Л.М. Проблемы детей, воспитывающихся в семьях без отца // Демографические исследования. Научный интернет-журнал. 2012. № 14. URL: http://demographia.ru/articles_N/index.html?idR= 20&idArt=2151_(дата обращения: 05.08.2014). (Sinelnikov A.B., Zablockaja L.M. Problemy detej, vospityvajushhihsja v sem'jah bez otca // Demograficheskie issledovanija. Nauchnyj internet-zhurnal. 2012. N 14. URL: http://demographia. ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=2151 (data obrashhenija: 05.08.2014)).

Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М., 2009 (Sinelnikov A.B., Medkov V.M., Antonov A.I. Sem'ja i vera v sociologicheskom izmerenii (rezul'taty mezhregional'nogo i mezhkonfes-sional'nogo issledovanija). M., 2009).

Социология семьи: Учебник / Под ред. А.И. Антонова. М., 2005 (So-ciologija sem'i: Uchebnik / Pod red. A.I. Antonova. M., 2005).

Kaa D.J. van de. Europe's second demographic transition // Population Bulletin. 1987. N 42 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.