Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ'

ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
285
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TEENAGE CRIME / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL CHARACTER / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / DEMOGRAPHIC CRISIS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ЗАКОН / LAW / CRIMES FOR PROFIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батюкова Вера Евгеньевна, Коновалова Ирина Анатольевна

В настоящее время Российская Федерация переживает сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, требующий новых подходов, в том числе, к обеспечению правопорядка. О сложной ситуации свидетельствуют дестабилизационные процессы, которые проявляются, в частности, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батюкова Вера Евгеньевна, Коновалова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF CRIME OF MINORS AND ITS PREVENTION

Now the Russian Federation endures the difficult period of development assuming reorientation of political, economic, moral and cultural processes in the conditions of the market relations, requiring new approaches including, to support of a law and order. Destabilizatsionny processes which are shown, in particular, in the significant growth in the general crime and crime of minors testify to a difficult situation.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК - 343 ББК - 67

БАТЮКОВА Вера Евгеньевна,

доцент кафедры «Уголовное право и процесс» Финансового университета, кандидат юридических наук, доцент

КОНОВАЛОВА Ирина Анатольевна,

декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного права Московского государственного областного

университета, кандидат юридических наук, доцент

12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация. В настоящее время Российская Федерация переживает сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, требующий новых подходов, в том числе, к обеспечению правопорядка. О сложной ситуации свидетельствуют дестаби-лизационные процессы, которые проявляются, в частности, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: корыстные преступления, Уголовный кодекс, принудительные меры воспитательного характера, несовершеннолетние, подростковая преступность, общество, демографический кризис, правоохранительные органы, закон.

TENDENCIES OF CRIME OF MINORS AND ITS PREVENTION

Summary. Now the Russian Federation endures the difficult period of development assuming reorientation of political, economic, moral and cultural processes in the conditions of the market relations, requiring new approaches including, to support of a law and order. Destabilizatsionny processes which are shown, in particular, in the significant growth in the general crime and crime of minors testify to a difficult situation.

Keywords: crimes for profit, Criminal code, coercive measures of educational character, minors, teenage crime, society, demographic crisis, law enforcement agencies, law.

BATYUKOVA Vera Evgenyevna,

associate professor «Criminal law and process» Financial university, candidate of jurisprudence, associate professor

KONOVALOVA Irina Anatolyevna,

dean of law department, manager of department of criminal law of the Moscow state regional university, candidate of jurisprudence, associate professor

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

В рамках государственной политики по профилактике подростковой преступности борьба с распространением наркомании и алкоголизма крайне актуальна, так как количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического или алкогольного опьянения или для достижения такого состояния, возрастает и выступает мотивом преступления [11]. Поэтому наркомания и алкоголизм являются предпосылками совершения преступлений. Однако принудительное лечение этих болезней законом запрещено, за исключением лиц некоторых категорий (например, осужденных), что по отношению к несовершеннолетним недопустимо. Необходимо на федеральном уровне разрешить применение к ним медицинских мер, направленных на выздоровление подростков, с согласия органов опеки и попечительства.

Но пока лечение подростков с выявленными заболеваниями алкоголизмом и наркоманией не осуществляется. Именно в этом заключается сложность ситуации, и данная проблема становится все более актуальной. Реальных способов борьбы с наркоманией и алкоголизмом почти нет, так как многие стандартные методы неприменимы в связи с тем, что употребление опьяняющих и одурманивающих веществ изменяет личность — выявляется явное равнодушие к труду, учебе, безразличие к близким [3].

Поэтому единственно реальным способом противодействия этим негативным явлениям служит строгий контроль над заболевшими, над употреблением ими наркотиков и алкоголя. Такой контроль может быть осуществлен органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних путем установления их обязанности являться на осмотр в наркологический диспансер хотя бы раз-два в неделю, ограничение территории свободного их передвижения, установление обязанности в определенное время находиться дома и т.п.

Для несовершеннолетних действенной профилактической мерой наркомании могло бы стать их перемещение в другой регион, город, местность для пресечения контактов с поставщиками, например, к

родственникам. При невозможности применения такой меры необходимо устанавливать жесткий дневной график местонахождения несовершеннолетнего, о котором говорилось выше, так как при установленном распорядке дня инспекторам легче контролировать перемещение подростка, а при несоблюдении — применять определенные санкции: задержание, помещение в стационар и т.п.

В целом же государственная политика в области профилактики подростковой преступности находится в постоянном развитии и положительной динамике. Об этом свидетельствует принятие различных нормативных актов, реализация таких Федеральных целевых программ, как «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»», «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»», «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»» и другие.

Однако указанные программы направлены, прежде всего, на контингент выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном состоянии. В этом заключается их основная недоработка. Наравне с указанным направлением государственная политика должна быть направлена на активное выявление трудных подростков для применения профилактических мер. Поэтому обязанность выявления и постановки на учет таких несовершеннолетних необходимо включить в компетенцию государственных органов, которыми могут быть не только органы МВД, но и службы социальной защиты, частные реабилитационные центры, медицинские учреждения, образовательные учреждения и другие. А для полной картины нынешней ситуации относительно количества таких подростков необходимо создать единую базу, ответственность же за ее ведение возложить совместно на Федеральную службу государственной статистики РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

Кроме того, необходимо усовершенствовать меры профилактики подростковой преступности (правосудие должно быть инструментом перевоспитания несовершеннолетних, а не инструментом осуждения, наказания, изоляции от общества); установить более жесткую регламентацию рекламы и «взрослых» фильмов и передач; усовершенствовать систему досуга при школах и пр.

В последние годы подростковая преступность начала приобретать глобальный для российского общества характер. Но самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становятся в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения, как преступники, ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества, людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время ее можно считать самостоятельной социальной группой. Ее важнейшей характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности [9, с. 31-39].

Увеличение преступности несовершеннолетних обусловлено, прежде всего, социально-экономическими проблемами — растущей материальной дифференциацией общества, безработицей, люмпенизацией населения (люмпенизация населения — социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катас-трофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения [10, с. 458]) и др., — вызванными макроэкономической трансформацией общества. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов, недостаточное внимание со стороны властных структур к детям и молодежи, практическую нереализованность молодежной и семейной политики. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

щего поколения, многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение.

Поэтому для преодоления кризиса роста подростковой преступности требуется проведение совокупной профилактики, в том числе и раннего предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними. «Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур. Игнорирование данного обстоятельства может привести к неправильной оценке положения дел в работе с несовершеннолетними и принятию неадекватных мер, направленных только на повышение уровня жизни подростков и слабо подкрепленных духовно-идеологическими и социальными программами» [9, с. 31—39].

В общей системе предупреждения преступности ранняя профилактика преступности несовершеннолетних относится к общесоциальным культурно-воспитательным мерам, которые, тем не менее, играют свою определенную роль в жизни потенциальных несовершеннолетних девиантов.

Раннее предупреждение характеризуется тем, что, во-первых, ориентировано на недопущение «выпадения» несовершеннолетнего из нормальных условий социализации, являющихся важнейшим фактором формирования подростка; во-вторых, будучи составной частью общевоспитательного процесса, оно ориентировано главным образом на применение мер психолого-педагогического характера общей направленности [6]. Проблема раннего предупреждения подростковой преступности заключается в том, что законодательно закрепленная профилактика преступности несовершеннолетних направлена на непосредственное предупреждение преступности и на предупреждение рецидива, но оставляет без внимания меры, которые позволили бы предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей. «Игнорирование направления раннего предупреждения пра-

вонарушений и преступлений несовершеннолетних в действующем законодательстве во многом обусловлено сложностью выделения объекта ранней предупредительной деятельности и его законодательного закрепления. Ведь даже в психологических науках нет единого понимания обусловленности антисоциального поведения несовершеннолетних» [6].

В связи с этим необходимо определить критерии антисоциального поведения под-ростков1 , которыми руководствовались бы органы внутренних дел, патрули, общественные организации для задержания несовершеннолетнего и препровождения его в службу социальной защиты, а последняя проводила бы расследование каждого случая и в соответствии с ним выносила бы решения.

Поэтому законодательное определение критериев антисоциального поведения несовершеннолетних является мерой раннего предупреждения подростковой преступности. Помимо этого, существует ряд мер такого характера, которые необходимо ввести либо усовершенствовать, так как система мер ранней профилактики подростковой преступности, в том числе корыстной, находится в крайне неразвитом состоянии. Большинство из этих мер носят социально-экономический характер. Это:

- совместное формирование комплекса практических мер на федеральном и региональном уровнях по преодолению бедности большей части населения страны с учетом современной, довольно непростой международной ситуации и санкционных процедур;

- увеличение строительства социального жилья для улучшения жилищных условий, расширение контингента нуждающихся в предоставлении жилья [4];

- благоустройство территорий населенных пунктов, ликвидация трущоб, освещение улиц, переулков и дворов;

1 Примерами таких критериев могут быть: состояние алкогольного или наркотического опьянения, уличная брань, мелкое хулиганство, вандализм, попытки суицида, токсикомания, половой аморализм и т.п.

- охрана парадных;

- организация патрулирования улиц и дворов общественными объединениями, родителями несовершеннолетних совместно с органами внутренних дел;

- выплата заработной платы или иного дохода на банковские карты по безналичному расчету, чтобы избежать большого скопления наличных денежных средств в одном месте;

- широкое использование гибких графиков работы или частичной занятости для женщин, имеющих детей, так как невнимание родителей к своим детям является наиболее сильным фактором, влияющим на девиантное поведение детей [8];

- организация бесплатных центров досуга различной направленности путем подключения к достижению данной задачи общественных объединений;

- обеспечение населения городской инфраструктурой;

- помещение в общедоступных местах информации о контактных данных реабилитационных центров, психологических и консультационных центров, детских приютов и т.д.

Таким образом, раннее предупреждение преступности несовершеннолетних должно быть направлено не только на собственно предупреждение, но и на ресоциа-лизацию несовершеннолетнего, которая рассматривается в качестве социальной основы раннего предупреждения и требует законодательного закрепления [6].

От мер раннего предупреждения подростковой преступности следует отграничивать меры, направленные на непосредственную профилактику преступлений несовершеннолетних. Такие меры имеют главной целью именно предупреждение преступлений. Функционально специализированные органы составляют систему специальной профилактики преступлений. Основу системы субъектов специальной профилактики составляют, прежде всего, органы внутренних дел. Они не только выявляют причины и условия, но и разрабатывают и принимают меры по их устранению.

Что касается ювенальной преступности, нетрудно заметить, что большинство

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

преступлений совершаются с целью приобретения какого-либо ценного имущества. Основной мотив преступлений — корысть. При этом в оценке корысти несовершеннолетних следует быть осторожным, поскольку, во-первых, 37% несовершеннолетних, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода, а во-вторых, 75,5% совершения корыстного преступления несовершеннолетним связано с удовлетворением необходимых жизненных потребностей [2]. Поскольку мотив формируется как отражение потребностей, он тесно связан с криминогенными детерминантами преступности. Поэтому их установление также важно, так как это позволит оценить качество личности преступника в конкретной социальной обстановке.

В связи с вышесказанным вырабатывается комплекс мер, направленных на непосредственное предупреждение преступлений несовершеннолетних в общем и корыстных в частности. Условно их можно разделить на правовые и социальные. И если к правовым относятся те меры, которые закреплены в российском законодательстве за конкретными органами, осуществляющими профилактику подростковой преступности, то к социальным — меры общественного воздействия.

Этап непосредственной профилактики рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения, но непреступного, административного характера (участие в драках, мелких кражах). Здесь, кроме мер, характерных для ранней профилактики, увеличивается воздействие на несовершеннолетнего в правовом и воспитательном планах. Государственные и общественные органы выявляют и устраняют обстоятельства и влияния, под воздействием которых несовершеннолетний стал совершать правонарушения.

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7] применяемые меры разделяются по субъектам их применения. К числу таких субъектов относится Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

Наряду с положительными моментами в деятельности комиссий можно смело говорить и о некоторых недостатках, которые естественным образом влияют на качество предупредительной деятельности, например потеря понимания социального и психолого-педагогического контекста в системе профилактики преступности подростков. При большой текучести кадров поступающие на службу в комиссии выпускники вузов, в том числе педагогических, не готовы к проведению научно обоснованной работы со своими подопечными и зачастую занимаются не свойственной им работой [1]. А к числу таких подопечных относятся подростки с надломленной судьбой, т.е. совершившие преступление и вернувшиеся из воспитательных колоний или в отношении которых применено условное осуждение или принудительные меры воспитательного воздействия.

Учитывая данный фактор, можем констатировать, что назрела острая необходимость формирования профессионального ядра комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В нормативном плане основной проблемой в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике подростковой преступности является отсутствие на федеральном уровне законодательства о комиссиях, которое соответствовало бы современным реалиям. На данный момент деятельность комиссий регулируется примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [5].

Кроме комиссий по делам несовершеннолетних, к числу субъектов профилактики подростковой преступности относятся: органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы управления образованием и образовательные учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохране-

нием и учреждения здравоохранения; органы службы занятости; органы внутренних дел, их подразделения по делам несовершеннолетних; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД; подразделения криминальной милиции ОВД; другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на многочисленность органов профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остается много проблем в указанной сфере. В частности, на этапе непосредственной профилактики между вышеуказанными органами не существовало согласованности действий. В последние годы на уровне административной реформы вопрос взаимодействия начал решаться путем составления административных регламентов. Однако в связи с тем, что вышеобозначенные органы принадлежат различным министерствам, агентствам и службам, согласованность на данном этапе также не достигнута. В целях устранения данной проблемы необходимо при утверждении регламентов на федеральном уровне направлять их в уведомительном порядке и в иные ведомства, а разногласия разрешать на заседаниях совместных комиссий.

Что касается комплекса конкретных мер, осуществляемых государственными органами, то они довольно ограничены и, помимо этого, ни в одном нормативном документе не прописываются. Конкретные мероприятия в некоторых ведомствах, например в органах внутренних дел, описываются при проведении тех или иных акций («Подросток», «Игла» и др.) или во внутриведомственных инструкциях, которые предназначены лишь для сотрудников данного ведомства и зачастую игнорируются.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым сделать следующие выводы:

1. Эффективность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода, объединения усилий

субъектов профилактики на всех уровнях управления, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения. Необходимо полноценно сформировать инфраструктуру профилактического пространства.

2. Без дальнейшего внедрения правового воспитания и образования, без радикальной реформы всей системы предупреждения преступности несовершеннолетних невозможно добиться позитивных сдвигов в разрешении этой актуальнейшей для реформирующегося общества проблемы.

3. Процесс исправления и социальной реабилитации может иметь положительные результаты при умелом проведении комплексных мер социально-психологического, организационного, правового и воспитательного характера. Конкретные формы и методы социального контроля должны применяться дифференцированно, с учетом социально-демографических, социально-психологических и иных особенностей корректируемого лица, степени деформации личности и ее поведения, социальных и личностных факторов, обусловивших формирование отрицательных качеств личности, а также социальных условий жизни и причин отклоняющегося поведения. Следует расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания. Особую роль здесь могут играть условное осуждение, принудительные меры воспитательного характера, позволяющие освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности или наказания и дать шанс стать достойным членом общества.

4. Требуется срочная и серьезная работа по комплектованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и формированию их профессионального ядра (кадровая проблема и проблема профессиональной подготовки). Требуется также разработать и ввести в действие новое положение о комиссиях по делам несовершеннолетних с учетом жизненных реалий, взамен существующего проекта такого положения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

Список литературы

[1] Анапреенко Я.Г. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Гуманитарно-экономический вестник. 2003. № 5.

[2] Аникина А.А. Личность несовершеннолетнего преступника: проблемы предупреждения и индивидуализации наказания // Сайт Владимирского государственного университета, http://www.vlsu.ru/index.php?id = 1655 &type=1.

[3] Елисеева Н. Будет ли нация здорова // Сайт Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, http://www.mma.ru/article/ id19004?print=1,05.10.2006a

[4] Молодежные вести из Приморья. Предложения Молодежного совета ФППК в Региональном соглашении на 2008 - 2010 гг. // Сайт Федерации независимых профсоюзов России, http://www.fnpr.org.ru/4/26/2566.html, 27.06.2007.

[5] Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

[6] Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1.

[7] Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

[8] Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Русский народный сервер против наркотиков, сайт NarCom.ru, http://www.narcom.ru/law/ system/39.html.

[9] Щегорцов А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83).

[10] Энциклопедия социологии / Под ред. А.А. Грицанова. Мн.: Книжный дом, 2003.

[11] http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

Spisok literatury

[1] Anapreenko Ya.G. Aktual'ny'e problemy' profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnix // Gumanitarno-e'konomicheskij vestnik. 2003. № 5.

[2] Anikina A.A. Lichnost' nesovershenno-letnego prestupnika: problemy' preduprezh-deniya i individualizacii nakazaniya // Sajt Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta, http://www.vlsu.ru/index.php?id = 16 55& type=1.

[3] Eliseeva N. Budet li naciya zdorova // Sajt Moskovskoj medicinskoj akademii im. I.M. Sechenova, http://www.mma.ru/article/ id19004?print=1,05.10.2006e'.

[4] Molodezhny'e vesti iz Primor'ya. Predlozheniya Molodezhnogo soveta FPPK v Regional'nom soglashenii na 2008 - 2010 gg. // Sajt Federacii nezavisimy'x profsoyuzov Rossii, http://www.fnpr.org.ru/4Z26/2566.html, 27.06.2007.

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.1 1.2013 № 995 (red. ot 10.09.2015) «Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o komissiyax po delam nesovershennoletnix i zashhite ix prav».

[6] Prozumentov L.M. Problemy' rannego preduprezhdeniya pravonarushenij nesover-shennoletnix // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2004. № 1.

[7] Federal'ny'j zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (red. ot 26.04.2016) «Ob osnovax sistemy' profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix» // SZ RF. 1999. № 26. St. 3177.

[8] Shipunova T.V. Prestupnost' nesover-shennoletnix i preventivny'e strategii // Russkij narodny'j server protiv narkotikov, sajt NarCom.ru, http://www.narcom.ru/law/ system/39.html.

[9] Shhegorcov A.A. Poisk prichin pravo-narushenij nesovershennoletnix // O profi-laktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnix v Rossii: problemy' i puti ix zakonodatel'nogo resheniya // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 1998. № 16 (83).

[10] E'nciklopediya sociologii / Pod red. A.A. Gricanova. Mn.: Knizhny'j dom, 2003.

[11] http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.