Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TEENAGE CRIME / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL CODE / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINOR / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / DEMOGRAPHIC CRISIS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ЗАКОН / LAW / CRIMES FOR PROFIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова И.А.

На данный момент Российская Федерация переживает сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, который требует новых подходов и к обеспечению правопорядка. О сложной ситуации свидетельствуют дестабилизационные процессы, которые проявляются, в частности, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MEASURES OF THE PREVENTION OF CRIMES FOR PROFIT OF MINORS

At present the Russian Federation endures the difficult period of development assuming reorientation of political, economic, moral and cultural processes in the conditions of the market relations which demands new approaches and to providing a law and order. Destabilizatsionny processes which are shown, in particular, in significant growth in the general crime and crime of minors testify to a difficult situation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

И.А. КОНОВАЛОВА, кандидат юридических наук, доцент,

декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного права Московского государственного областного университета

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРЫСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

На данный момент Российская Федерация переживает сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, который требует новых подходов и к обеспечению правопорядка. О сложной ситуации свидетельствуют дестабили-зационные процессы, которые проявляются, в частности, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: корыстные преступления, Уголовный кодекс, несовершеннолетние, подростковая преступность, общество, демографический кризис, правоохранительные органы, закон.

I.A. KONOVALOVA, candidate of jurisprudence, associate professor, dean of law department, manager of chair of criminal law of the Moscow state regional university

TO THE QUESTION OF MEASURES OF THE PREVENTION OF CRIMES FOR PROFIT OF MINORS

At present the Russian Federation endures the difficult period of development assuming reorientation of political, economic, moral and cultural processes in the conditions of the market relations which demands new approaches and to providing a law and order. Destabilizatsionny processes which are shown, in particular, in significant growth in the general crime and crime of minors testify to a difficult situation.

Key words: crimes for profit, Criminal code, minor, teenage crime, society, demographic crisis, law enforcement agencies, law.

В рамках государственной политики по профилактике подростковой преступности борьба с распространением наркомании и алкоголизма крайне актуальна, так как количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического или алкогольного опьянения или для достижения такого состояния, возрастает, т.е. выступает мотивом преступления1. Поэтому наркомания и алкоголизм являются предпосылками совершения преступлений. Однако принудительное лечение этих болезней законом запрещено, за исключением лиц некоторых категорий (например, осужденных), что по отношению к несовершеннолетним недопустимо. Необходимо на федеральном уровне разрешить к ним применение медицинских мер, направленных на выздоровление подростков, с согласия органов опеки и попечительства. Но на данный момент лечение подростков с такими выявленными заболеваниями, как алкоголизм и наркомания не осуществляется. Именно в этом заключается сложность ситуации, и данная проблема становится все более актуальной. Реальных способов борьбы с наркоманией и алкоголизмом практически нет, так как многие стандартные методы не применимы

1 См.: Характеристика лиц, совершивших преступления. Общие сведения о состоянии преступности. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2007 г. // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ, // http://www.mvd.ru/files/u281Kzbmt HplrXo.pdf

в связи с тем, что употребление опьяняющих и одурманивающих веществ изменяет личность — выделяется явное равнодушие к труду, учебе, безразличие к близким2 . Поэтому единственно реальным способом противодействия этим негативным явлениям служит строгий контроль за заболевшими, за употреблением ими наркотиков и алкоголя. Такой контроль может быть осуществлен органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних путем установления их обязанности по явке в наркологический диспансер хотя бы раз-два в неделю на осмотр, ограничение территории свободного их передвижения, установление обязанности в определенное время находиться дома и т.п.3

Для несовершеннолетних действенными профилактическими мерами наркомании также являлись бы их перемещения в другой регион, город, местность (например, к родственникам) для пресечения контактов с поставщиками. При невозможности применения такой меры необходимо устанавливать жесткий дневной график местонахождения несовершеннолетнего, так как при установленном распорядке дня инспекторам легче контролировать пе-

2 См.: Елисеева Н. Будет ли нация здорова // Сайт Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова // http:// www.mma.ru/article/id19004?print = 1,05.10.2006э

3 См.: Амасьянц А.Э. Уголовно-процессуальные проблемы принципа состязательности в уголовном судопроизводстве // Евразийская адвокатура. 2013. № 2(3).

ремещение подростка, а при несоблюдении — применять определенные санкции: задержание, помещение в стационар и т.п.

В целом же государственная политика в области профилактики подростковой преступности развивается. Об этом свидетельствует принятие различных нормативных актов, реализация таких федеральных целевых программ, как «Дети России», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», «Молодежь России», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы» и др. Однако указанные программы направлены прежде всего на контингент выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном состоянии. В этом заключается их основная недоработка. Государственная политика должна быть направлена на активное выявление «трудных» подростков для применения профилактических мер. Поэтому необходимо включить соответствующие обязанности по выявлению и постановке на учет таких несовершеннолетних в компетенцию различных государственных органов, которыми могут быть не только органы МВД, но и службы социальной защиты, частные реабилитационные центры, медицинские учреждения, образовательные учреждения и др. Так же для полной картины нынешней ситуации относительно количества таких подростков необходимо создать единую базу, а ответственность за ее ведение возложить совместно на Федеральную службу

государственной статистики РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Кроме того, необходимо усовершенствовать существующие меры профилактики подростковой преступности (правосудие должно быть инструментом перевоспитания несовершеннолетних, а не инструментом осуждения, наказания, изоляции от общества; установить более жесткую регламентацию рекламы и «взрослых» фильмов и передач; усовершенствование системы досуга при школах и пр.).

В последние годы подростковая преступность начала приобретать глобальный для российского общества характер. Но самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становятся в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения, как преступники, ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества - людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время ее можно считать самостоятельной социальной группой. Важнейшей ее характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности4.

4 См.: Щегорцов А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета

Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83). С. 31 - 39.

Увеличение преступности несовершеннолетних обусловлено прежде всего социально-экономическими проблемами (растущей материальной дифференциацией общества, безработицей, люмпенизацией насе-ления5 и др.), вызванными макроэкономической трансформацией общества. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов, недостаточное внимание со стороны властных структур к детям и молодежи, практическую нереализованность молодежной и семейной политики. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации теряют свое значение.

Поэтому для преодоления кризиса роста подростковой преступности требуется проведение совокупной профилактики, в том числе и раннего предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними. «Это долговременная проблема, для решения которой потребуется

5 Люмпенизация населения - социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения (см.: Энциклопедия социологии / Под ред. А.А. Грицанова. Минск: Книжный дом, 2003. С. 458).

значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур. Игнорирование данного обстоятельства может привести к неправильной оценке положения дел в работе с несовершеннолетними и принятию неадекватных мер, направленных только на повышение уровня жизни подростков и слабо подкрепленных духовно-идеологическими и социальными программами»6.

В общей системе предупреждения преступности ранняя профилактика преступности несовершеннолетних относится к общесоциальным культурно-воспитательным мерам, которые, тем не менее, играют свою определенную роль в жизни потенциальных несовершеннолетних девиантов.

Раннее предупреждение характеризуется тем, что, во-первых, ориентировано на недопущение «выпадения» несовершеннолетнего из нормальных условий социализации -важнейшего фактора формирования подростка, во-вторых, являясь составной частью общевоспитательного процесса, оно ориентировано главным образом на применение мер психолого-педагогического характера общей направленности7 . Проблема раннего предупреждения подростковой преступности заключается в том, что законодательно закрепленная профилактика преступности не-

6 Щегорцов А.А. Указ. соч. С. 31 - 39.

7 См.: Прозументов Л.М. Проблемы

раннего предупреждения правонаруше-

ний несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1.

совершеннолетних направлена на непосредственное предупреждение преступности и на предупреждение рецидива и практически оставляет без внимания меры, которые позволили бы предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей. «Игнорирование направления раннего предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в действующем законодательстве во многом обусловлено сложностью выделения объекта ранней предупредительной деятельности и его законодательного закрепления. Ведь даже в психологических науках нет единого понимания обусловленности антисоциального поведения несо-вершеннолетних»8.

В связи с этим необходимо определить критерии антисоциального поведения подростков9, которыми руководствовались бы органы внутренних дел, патрули, общественные организации для задержания несовершеннолетнего и препровождения его в службу социальной защиты, а последняя уже проводила бы расследования по каждому случаю и в соответствии с ним выносила бы решения.

Поэтому законодательное определение критериев антисоциального поведения несовершеннолетних

8 Там же.

9 Примерами таких критериев могут быть: состояние алкогольного или наркотического опьянения, уличная брань, мелкое хулиганство, вандализм, попытки суицида, токсикомания, половой аморализм и т.п.

является мерой раннего предупреждения подростковой преступности. Помимо этого существует еще ряд мер такого характера, которые необходимо ввести либо усовершенствовать, так как система мер ранней профилактики подростковой преступности, в том числе и корыстной, находится в крайне неразвитом состоянии. Большинство из этих мер носят социально-экономический характер. Это:

- совместное формирование комплекса практических мер на федеральном и региональном уровнях по преодолению бедности большей части населения страны, так как, несмотря на увеличение среднего уровня зарплат по России, уровень жизни остался прежним, а в некоторых регионах и понизился в связи с инфляционными процессами10;

- увеличение строительства социального жилья для улучшения жилищных условий, а также увеличение контингента нуждающихся в предоставлении жилья11 ;

10 Так, индекс потребительских цен за год вырос на 112.6%, а индекс роста среднемесячной заработной платы остался на прежнем уровне - 1.25% (см.: Индексы потребительских цен в 2008 г. // Росс. Бизнес-газ. 2008. № 8 //. http://base.consultant.ru / cons/cgi/online.cgi?req =ёос; base=LAW; n=19571;div = LAW;mb = LAW;opt = 1; ts=5CDB5DBA0FA549F0F7A4C254F1FECDE2).

11 См.: Молодежные вести с Приморья. Предложения Молодёжного совета ФППК в Региональное соглашение на 2008 -2010 гг. // Сайт Федерации независимых профсоюзов России // http://www.fnpr. org.rU/4/26/2566.html, 27.06.2007

- благоустройство территорий населенных пунктов, ликвидация трущоб, освещение улиц, переулков и дворов;

- охрана парадных;

- организация патрулирования улиц и дворов общественными объединениями, родителями несовершеннолетних совместно с органами внутренних дел;

- оплата заработной платы или иного дохода на банковские карты по безналичному расчету, чтобы избежать большого скопления наличных денежных средств в одном месте;

- широкое использование гибких графиков работы или частичной занятости для женщин, имеющих детей, так как невнимание родителей к своим детям является наиболее сильным фактором, влияющим на девиантное поведение детей12;

- установление обязанности автовладельцев парковать машины только в строго отведенных для этого местах и организация автостоянок;

- обеспечение возможности службы социальной помощи и общественных объединений, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних, оказывать влияние на формирование в той или иной семье благоприятной нравственно-психологической ат-мосферы13;

12 См.: Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Русский народный сервер против наркотиков, сайт NarCom.ru // http://www.narcom.ru/law/system/ 39.html

13 См.: Панкратов В.В., Цымбал Е.И.

Государственная политика предупрежде-

- диспансеризация и лечение алкоголиков и наркоманов, ограничение места их проживания определенной территорией, организация территорий для проживания людей с такими заболеваниями, как алкоголизм и наркомания14;

- организация бесплатных центров досуга различной направленности путем подключения к достижению данной задачи общественных объединений;

- обеспечение городской инфраструктурой проживающее население;

- помещение в общедоступных местах информации о контактных данных реабилитационных центров, психологических и консультационных центров, детских приютов и т.д.

Таким образом, раннее предупреждение преступности несовершеннолетних должно быть направлено не только на собственно предупреждение, но и на ресоциализацию несовершеннолетнего, которая рассматривается в качестве социальной основы раннего предупреждения и

ния преступности несовершеннолетних: общие принципы и региональная специфика // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83). С. 22 - 30.

14 См.: Аникина А.А. Личность несовершеннолетнего преступника: проблемы предупреждения и индивидуализации наказания // Сайт Владимир. гос. ун-та // http://www.vlsu.ru/index.php?id = 1655&type=1

требует своего законодательного закрепления15. От мер раннего предупреждения подростковой преступности следует отграничивать меры, направленные на непосредственную профилактику преступлений несовершеннолетних. Такие меры имеют главной целью именно предупреждение преступлений. Функционально специализированные органы составляют систему специальной профилактики преступлений. Основа системы субъектов специальной профилактики - прежде всего органы внутренних дел. Они не только выявляют причины и условия, но разрабатывают и осуществляют меры по их устранению.

Говоря о ювенальной преступности, нетрудно заметить, что большинство преступлений совершаются с целью приобретения какого-либо ценного имущества. Основной мотив преступлений - корысть. При этом в оценке корысти несовершеннолетних следует быть осторожным. Поскольку, во-первых, 37% несовершеннолетних, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода, а во-вторых, в силу того, что 75.5% совершения корыстных преступлений несовершеннолетними связано с удовлетворением необходимых жизненных потребно-стей16. Мотив формируется как отражение потребностей и тесно связан с криминогенными детерминантами преступности. Поэтому их установление также важно, так как это позволит оценить качество личнос-

15 См.: Прозументов Л.М. Указ. соч.

16 См.: Аникина А.А. Указ. соч.

ти преступника в конкретной социальной обстановке.

В связи с вышесказанным вырабатывается комплекс мер, направленных на непосредственное предупреждение преступлений несовершеннолетних в общем и корыстных, в частности. Условно их можно разделить на правовые и социальные. Если к правовым относятся те меры, которые закреплены в российском законодательстве за конкретными органами, осуществляющими профилактику подростковой преступности, то к социальным — меры общественного воздействия.

Этап непосредственной профилактики рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения, но непреступного, административного характера (участие в драках, мелких кражах). Здесь кроме мер, характерных для ранней профилактики, увеличивается воздействие на несовершеннолетнего в правовом и воспитательном планах. Так же государственные и общественные органы выявляют и устраняют обстоятельства и влияния, под воздействием которых несовершеннолетний стал совершать правонарушения.

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних»17 применяемые меры разделяются по субъектам их применения. Так, к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав относятся:

17 См.: СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних18;

2) организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних19;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних20;

18 См., например: Информация о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Московской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Сайт Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области // http:// kdn.mosreg.ru/statistics/108.html; 15 тысяч дел на детей и родителей завела липецкая комиссия по делам несовершеннолетних в 2007 г. // ИА REGNUM // http:// www.regnum.ru/news/955930.html (2008. 12 февр.).

19 См.: Логвинова С. Детки без клетки // Моск. комсомолец. 2008. 27 февр.

20 См.: Маклыгина Т.Н. О роли комис-

сии по делам несовершеннолетних в обеспечении профилактики и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей //

4) подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения.

Отрицательным моментом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является потеря понимания социального и психолого-педагогического контекста в системе профилактики преступности подростков. При большой текучести кадров поступающие на службу в комиссии выпускники вузов, в том числе и педагогических, не готовы к проведению научно обоснованной работы со своими подопечными и зачастую занимаются не свойственной им работой21 . Назрела необходимость формирования

Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 14 (207).

21 См.: Анапреенко Я.Г. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Гуманитарно-экономический вестник. 2003. № 5.

профессионального ядра комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В нормативном плане основной проблемой в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике подростковой преступности является отсутствие на федеральном уровне соответствующего законодательства о комиссиях, которое соответствовало бы современным реалиям. На данный момент деятельность комиссий фактически регулируется Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. (в ред. от 25 февраля 1993 г.) «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершенно-летних»22, и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Поэтому необходимо принять соответствующий федеральный закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Кроме комиссий по делам несовершеннолетних профилактикой подростковой преступности занимается еще ряд государственных органов: органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы управления образованием и образо-

22 См.: Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

вательные учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы службы занятости; органы внутренних дел, их подразделения по делам несовершеннолетних; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД; подразделения криминальной милиции ОВД; другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на многочисленность органов профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остается много проблем в указанной сфере. В частности, на этапе непосредственной профилактики между вышеуказанными органами не существовало согласованности действий. В последние годы на уровне административной реформы вопрос взаимодействия начал решаться путем составления административных регламентов. Однако в связи с тем, что вышеуказанные органы принадлежат различным министерствам, агентствам и службам, то согласованность на данном этапе также не достигнута. В целях устранения данной проблемы необходимо при утверждении регламентов на федеральном уровне направлять их в уведомительном порядке и в иные ведомства, а в случае разногласий

разрешать на заседаниях совместных комиссий.

Что касается комплекса конкретных мер, осуществляемых государственными органами, то они достаточно ограничены и практически ни в одном нормативном документе не прописываются. Конкретные мероприятия в некоторых ведомствах, например органах внутренних дел, описываются при проведении специальных акций («Подросток», «Игла» и др.) или во внутриведомственных инструкциях, которые предназначены исключительно для сотрудников данного ведомства и зачастую игнорируются.

Особое место занимает прокуратура, которая осуществляет защиту интересов несовершеннолетних. Здесь отмечается некоторая практика, освещенная в прессе и статистических данных. Так, например, в Ростове-на-Дону только с помощью прокуратуры несовершеннолетний, осужденный с условной мерой наказания, был восстановлен в образовательном учреждении23 .

Однако во всех мерах, осуществляемых органами государственной власти, проявляется тенденция либо наказания и устрашения, либо восстановления нарушенных прав, что не обеспечивает положительное воздействие на саму личность несовершеннолетнего, а соответственно,

23 См.: Ушаков С.Д. Ювенальная юстиция в Ростовской области: положительный опыт и перспективы развития // Официальный сайт Прокуратуры Ростовской области // http://www.prokuror. rostov.ru/to_3443539

не достигает целей профилактики преступности.

Социальные меры характерны для самого общества, его составляющих. Прежде всего это — деятельность общественных объединений по профилактике подростковой преступности, которые пытаются достичь те же цели, что и государственные органы, однако иными методами.

В первую очередь сотрудники общественных объединений ставят перед собой задачу найти общий язык с несовершеннолетним, понять причину его поступков, повлиять на эти причины. Их подход глубоко индивидуален, а их деятельность направлена не на наказание подростка, а на его адаптацию в обществе. Их роль огромна именно в психологической и моральной поддержке подростка. Однако их деятельность зачастую упирается в нормы законодательства, когда сотрудники общественных объединений не вправе осуществить поддержку подростка и применить отдельные воспитательные нормы. Особенно это выделяется при помещении подростка в следственные изоляторы, колонии, иные места изоляции от общества. Кроме того, отдельным камнем преткновения является низкая финансовая обеспеченность таких объединений и вследствие этого - ограниченность их действия. Поэтому основными лицами, осуществляющими профилактику подростковой преступности, должны быть все-таки государственные органы, а общественным объединениям должны передаваться только отдельные функции, которые будут

финансироваться хотя бы частично из бюджетов субъектов Федерации.

В то же время общественное воздействие может носить и отрицательный характер. В частности, сформировавшееся общественное отношение к проштрафившимся подросткам - своеобразное социальное клеймо. Поэтому в качестве профилактики преступности несовершеннолетних необходимо с помощью и государственных органов, и общественных объединений, и различных образовательных учреждений формировать следующее общественное мнение: нельзя негативно относиться к подросткам-правонарушителям или оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации на стадии их исправления, необходимо оказывать им посильную помощь, в том числе и психологическую поддержку.

Таким образом, правовые меры, осуществляемые государственными органами, и социальные, предпринимаемые самим обществом, имеют как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому необходимо стимулировать и развивать позитивные мероприятия и осуществлять комплексное противодействие негативным тенденциям.

Отдельно следует отметить предупреждение преступлений и иных противоправных действий несовершеннолетних путем формирования правопослушного поведения.

В последнее время в психологической литературе все большее внимание уделяется генезису, структуре и функциям тех внутренних инстанций, или образований, личности, которые связаны с восприятием че-

ловеком себя и отношением к себе. «Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям - и тогда уровень самооценки повыша-ется»24. Данное положение подтвердил своим исследованием Ю.Г. Пи-липейченко, который определил, что «состав и содержание внутренних преград совершения действий у пра-вопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей отличались рядом особенностей, которые в первую очередь были связаны с содержанием их ценностно-нормативной системы»25.

Поэтому в целях профилактики подростковой преступности одна из актуальных задач воспитания подрастающей личности состоит в том, чтобы не допустить формирования низкой самооценки, а в случае ее снижения обязательно находить средства своевременного ее повышения. Для успешной воспитательной рабо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1987. 10 июля. С. 53.

25 Пилипейченко Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты само-

сознания личности (На материале исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.

ты в этом направлении необходима организация целостной системы профилактических мер, которые формировали бы правопослушное поведение несовершеннолетних. В систему мер должно входить, в частности: а) тщательное изучение особенностей личности трудновоспитуемых школьников и учет их в индивидуальной работе с ними (о чем уже говорилось выше); б) избежание ошибок, особенно по отношению к трудным школьникам; в) изучение положения трудных школьников в коллективе класса и недопущение их изоляции; г) вовлечение трудных школьников в общественно полезную работу с обязательным учетом их интересов и склонностей для повышения вероятности положительных результатов; д) систематическое одобрение положительных проявлений трудных школьников и опора в работе с ними на положительные качества; е) использование специальных практических занятий для развития положительной самооценки трудных школьников26 .

Особой мерой формирования правопослушного поведения могло бы стать приглашение для общения в школу различных известных выдающихся личностей, которыми восхищаются подростки. Данные диалоги стимулировали бы принятое в обществе поведение.

В то же время в настоящий период общеобразовательная школа как социальный институт воспитания детей, подростков переживает кри-

26 См.: Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Указ. соч. С. 53, 54.

зис, который проявляется в разрушении прежней структуры воспитания, особенно идеологического, организационном и кадровом обеспечении. Разнообразие типов общеобразовательных школ, их коммерциализация усилили социальное расслоение, внесли элемент социальной напряженности в среду подрастающего поколения, увеличили социальную конфликтность и усилили стимулы асоциальной, противоправной мотивации поведения детей и подростков27.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на рост числа подростков с отклоняющимся поведением, является то, что в средних школах смирились с курением, сквернословием, хулиганскими выходками, прогулами учащихся, ставшими чуть ли не нормой поведения школьного коллектива.

Возрождение и развитие на новой основе системы социальной профилактики не должны сводиться только к принятию решений федеральных властей. Основная работа должна вестись на региональном уровне и учитывать региональные особенности, их экономический, кадровый потенциал, социальные, демографические, национальные и иные особенности.

Необходимо, прежде всего, создание инфраструктуры для подготовки специалистов по работе с несовершеннолетними, в рамках которой следует развивать такие отрасли

27 См.: Беликова С.Б., Качмазова Н.М. Реформа системы предупреждения преступности несовершеннолетних // Бюллетень ВИУ. 2005. № 14.

педагогической науки, как половая и криминальная педагогика с разработкой в рамках последней специальной методики психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей разного пола.

В целом, общекриминологические меры профилактики направлены на устранение криминогенных факторов. Подросток под воздействием неблагоприятных социальных условий склонен к совершению правонарушений, однако по каким-либо причинам реализация отрицательной установки может задерживаться.

Период предпреступного состояния характеризуется изменениями, проявляющимися в виде мелких правонарушений (грубость учителям, драки со сверстниками, вымогательство денежных сумм и т.п.). Он, как правило, проходит вне поля зрения правоохранительных органов вследствие желания отдельных должностных лиц искусственно сократить уровень преступности, ошибочности в оценке степени общественной опасности деяния и т.п. Для этого периода характерно раннее предупреждение преступности, однако меры такого предупреждения в настоящее время находятся в эмбриональном состоянии. Государственная политика не охватывает всей совокупности сфер, необходимых для предупреждения преступности несовершеннолетних.

На стадии, непосредственно предшествующей совершению преступления, лица нередко совершают противоправные проступки, не квали-

фицируемые как преступные, так как антисоциальные тенденции у них являются неустойчивыми, тормозящие факторы действуют крайне слабо либо не действуют вообще. В этот период подростки уже совершают действия, непосредственно примыкающие к преступлению, и в своем большинстве состоят на профилактическом учете. Совершаемые ими деяния отличаются безразличием к -общественному мнению. Предпрес-тупное состояние характеризуется сложившимся достаточно стойким антисоциальным стереотипом личности, и действие психологических детерминант настолько велико, что поддается торможению лишь в результате массированного профилактического воздействия.

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступной деятельности. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целях обеспечения гармоничного развития граждан при уважении к их личности и поощрении развития с раннего детства.

При изучении проблем предупреждения преступности несовершеннолетних возникает ряд вопросов, ответы на которые необходимо найти, несмотря на сложность. Какова сегодняшняя молодежь? Каковы

положительные и отрицательные моменты в ее развитии? Каковы мотивы ее действия? Почему подростки, не отрицая самого факта сделанного, часто не признают своей вины?

В соответствии с ведомственными нормативными актами органы внутренних дел должны принимать активное участие в общей профилактике преступлений несовершеннолетних. Основной формой такого участия являются обеспечение субъектов, ответственных за устранение криминогенных факторов, совокупностью криминологической информации о причинах и условиях групповой преступности несовершеннолетних и внесение предложений о мерах по их устранению. Эти предложения должны быть законными, обоснованными, конкретными, экономически и социально целесообразными. На нынешний момент таких предложений практически нет. Причина, прежде всего, заключается в сложившемся стереотипе отношения к правонарушителям (неважно, взрослый он или несовершеннолетний), законодательство в последнее время наметило тенденцию по направлению к формированию юве-нальной юстиции, а сформировавшуюся психологию сотрудников органов внутренних дел изменить одномоментно невозможно.

Назрела необходимость создания единого для всей страны правового механизма реализации в области профилактики преступности несовершеннолетних. Суть его должна заключаться в формировании государственной политики по всем направлениям профилактики преступ-

ности в их взаимосвязи; в четком разграничении полномочий между государственными органами; в законодательно закрепленном взаимодействии государственных органов и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области предупреждения подростковой преступности; проведении экономических мероприятий; формировании общественного мнения; формировании системы ювенальной юстиции и пр.

В качестве важной перспективы и пути решения проблемы необходимо использовать социальный контроль: он не проще других методов предупреждения преступности, однако легче в практическом плане и многозвенно увязан с различными моментами социальной жизни индивида. Обладая большим запасом мощности и результативности, он как бы берет себе в помощники саму природу человека. Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности, правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система контроля, охватывающая механизм обеспечения функционирования социально-нормативного регулирования поведения и деятельности социальных субъектов, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия на нарушение этих норм28.

28 См.: Пилиева Д.Э. Система социального контроля и профилактики как важнейшие факторы предупреждения преступности несовершеннолетних // Бюллетень ВИУ. 2005. № 14.

В практическом плане социальный контроль осуществляется с помощью социальных санкций, которые являются атрибутом социальных норм и могут иметь формальный (юридико-правовой) и неформальный (морально-этический) характер. Что касается содержания со-циоконтролирующих средств воздействия на несовершеннолетнюю деликвентность, то ими могут быть, прежде всего, социально профилактические. Они включили бы в себя комплекс мер экономического, социокультурного, воспитательного, медицинского и другого характера, направленных на нейтрализацию и устранение социальных и личностных детерминант отклоняющегося поведения. Эта группа средств по своему контролирующему воздействию является наиболее эффективной, ибо доходит до самых основ зарождения девиации и деликвентности.

В качестве перспектив развития общекриминологических мер профилактики подростковой преступности необходимо рассматривать также внесение изменений в законодательство о средствах массовой информации. Необходимо обязать СМИ включать в свою продукцию пропаганду здоровой и благополучной семьи, общечеловеческих ценностей, привлекать внимание общественности к решению проблемы «трудных» подростков, так как они смогут оказать значительное влияние на социум и самих несовершеннолетних.

Кроме того, необходимы развитие профилактических мер в сфере корректировки социальной среды и мик-

росреды несовершеннолетнего и их нормативное закрепление. В частности, таковыми мерами могут быть школьное шефство, организация досуга подростка как радикальное средство — перемещение несовершеннолетнего в другую местность.

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних строится на проведении мероприятий социального значения, предполагающих обеспечение необходимого уровня жизни. Эта система не только основана на государственной политике, но и пользуется существенной поддержкой общества. Актуальными проблемами в стране являются необходимость совершенствования нормативной базы, кадровое обеспечение инспекций по делам несовершеннолетних, криминологическая, юридическая и психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, работающих с подростками, склонными к совершению преступлений.

В связи с вышеизложенным профилактические общекриминологические мероприятия должны строиться и развиваться в соответствии со следующими направлениями:

- создание условий для социального благополучия населения, предоставление всем гражданам многообразия возможностей удовлетворения жизненных потребностей, развития форм содействия и помощи для жизненной самореализации, неприкосновенность и защита прав, свобод и интересов личности;

- минимизация, нейтрализация и устранение социальных и личностных детерминант отклоняющегося

поведения в целом и отдельных его видов;

- индивидуализация и гуманизация системы нравственно правовой ответственности и наказания за де-виантное поведение;

- обеспечение и развитие духовно культурного единства и солидарности в обществе;

- индивидуальная профилактическая работа по воспитанию лиц, склонных к отклоняющемуся поведению или совершивших правонарушения, воспитание правовой культуры, чувства личной ответственности за свое поведение, а также качеств, навыков и привычек, восполняющих недостатки и дефекты их социализации.

На основании вышеизложенного представляется необходимым сделать следующие выводы.

1. Общекриминологическими мерами предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних являются: государственная политика в области профилактики преступности несовершеннолетних; раннее предупреждение подростковой корыстной преступности; правовые и социальные мероприятия профилактического характера; предупреждение преступлений и противоправных действий несовершеннолетних путем формирования право-послушного поведения.

2. Преодоление тенденции роста преступности среди несовершеннолетних в российском обществе возможно только в случае воссоздания на региональном уровне системы социального контроля за состоянием подростков и детей. Данная система

должна включать государственные и общественные структуры, деятельность которых призвана компенсировать дефектность современной социализации. Формирование подобных структур возможно только с учетом реального положения дел в конкретном регионе. Попытка дать практические рекомендации, игнорируя региональные особенности и специфику, приведет к формулированию наиболее общих, декларативных программ.

3. Необходимо конкретизировать Концепцию национальной безопасности России от 17 декабря 1997 г. № 1300, определив в ней, кто какие задачи решает и пути их решения в целях избежания декларативности.

4. Эффективность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода, объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях управления, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения. Необходимо полноценно сформировать инфраструктуру профилактического пространства.

5. Без дальнейшего внедрения правового воспитания и образования, без радикальной реформы всей системы предупреждения преступности несовершеннолетних невозможно добиться позитивных сдвигов в решении этой актуальнейшей для реформирующегося общества проблемы.

6. Процесс исправления и социальной реабилитации может иметь положительные результаты при умелом проведении комплексных

мер социально психологического, организационного, правового и воспитательного характера. Конкретные формы и методы социального контроля должны применяться дифференцированно, с учетом социально демографических, социально психологических и иных особенностей корректируемого лица, степени деформации личности и ее поведения, социальных и личностных факторов, обусловивших формирование отрицательных качеств личности, а также социальных условий жизни и причин отклоняющегося поведения. Следует расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания.

7. Необходимо открытие новых специальных лечебно-профилактических учебных заведений для несовершеннолетних правонарушителей, а также специальных училищ и школ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

8. Профилактическую работу с «трудными» подростками до совершения ими правонарушений, прежде всего, должны проводить педагоги и школьные психологи, а также общественные объединения. Для этого они могут привлекать инспекторов по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др., но на добровольной основе. Это разграничение функций позволит исключить ряд условий, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних, а также уст-

ранит межведомственную раздробленность, несогласованность и конкуренцию между органами государственной власти.

9. Необходимо обязать воспитателей детских садов и учителей начальных классов сообщать информацию об асоциальном поведении несовершеннолетнего в органы опеки и попечительства и проводить разъяснительную работу с родителями ребенка.

10. Необходимо в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные ВС РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1, внести следующие изменения: принудительное лечение несовершеннолетних от таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания допускается с согласия органов опеки и попечительства. Кроме того, в целях противодействия распространению алкоголизма и наркомании как предпосылкам подростковой преступности необходимо осуществлять жесткий контроль органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних за заболевшими несовершеннолетними путем установления их распорядка дня и ежедневным контролем этого распорядка инспекторами с возможным применением санкций к подростку: задержание; помещение в стационар и др. Действенной мерой при возможности также является перемещение подростка в другой регион, город, местность.

11. Требуется срочная и серьезная работа по комплектованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, формирова-

нию их профессионального ядра (кадровая проблема и проблема профессиональной подготовки). Требуется также разработать и ввести в -действие новое положение о комиссиях по делам несовершеннолетних с учетом жизненных реалий.

12. Необходимо осуществить ряд экономических введений: разработать механизм применения условий льготного налогообложения для предприятий, учреждений и хозяйств независимо от форм собственности осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних и создающих для них дополнительные рабочие места, занимающиеся подростковым досугом; предоставлять налоговые льготы предприятиям и организациям различных форм собственности и физическим лицам, инвестирующим строительство жилья для многодетных семей, для сдачи в наем и аренду на срок 15—20 лет с последующим правом выкупа; установить льготное налогообложение для общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере профилактики подростковой преступности. Необходимо направлять максимальные средства на поддержку семьи.

13. Суть государственной политики в области предупреждения подростковой преступности заключается в деятельности государственных и негосударственных органов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения преступности несовершеннолетних. Ее целью является защита общества в целом (человека, в частности) и госу-

дарства от преступных посягательств.

14. Государственная политика по профилактике подростковой преступности на данный момент направлена на уже выявленных несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, и несовершеннолетних преступников. Однако актуальным вопросом является направление таковой политики на активное выявление «трудных» подростков для применения к ним профилактических мер. Поэтому в компетенцию всех государственных органов, так или иначе осуществляющих деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних, необходимо включить обязанность по выявлению и постановке на учет таких подростков.

15. Необходимо создание единого правового механизма реализации в области профилактики преступности несовершеннолетних: формирование государственной политики по всем направлениям профилактики; четкое разграничение полномочий между государственными органами с учетом нынешних пробелов в практике; законодательное закрепление взаимодействия государственных органов и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области предупреждения подростковой преступности; формирование положительного общественного мнения по отношению к исправляющимся подросткам; формирование системы ювенальной юстиции (с учетом мнений не только юристов, но и социальных и медицинских работников, педагогов и психологов); органи-

зация взаимодействия учреждений образовательной системы, социальной защиты и органов внутренних дел. Необходимо создать комплексную программу профилактики подростковой преступности, которая устранит недостатки существующей.

16. Необходимо разработать методические рекомендации для родителей и педагогов по раннему выявлению несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, алкоголь; специальные видеоспецкурсы по проблемам профилактики подростковой преступности для педагогов и работников правоохранительных органов; строгий алгоритм действий при выявлении неблагоприятных тенденций в конкретном подростке. Он может выглядеть следующим образом: 1) сопровождение учителем подростка к психологу, выявление проблемы; 2) уведомление школьной администрацией социальных органов; 3) постановка на контроль подростка в органах социальной защиты в качестве находящегося в социально опасном положении и осуществление в отношении последнего и его семьи материальной, медицинской и психологической помощи; 4) надзор за его поведением со стороны как указанных органов, так и органов внутренних дел (полиция, участковый); 5) помощь в трудоустройстве; 6) организация досуга; 7) индивидуальная помощь в учебном заведении от педагогов.

Библиографический список:

1. 15 тысяч дел на детей и родителей завела липецкая комиссия по делам не-

совершеннолетних в 2007 г. // ИА REGNUM // http://www.regnum.ru/ news/955930. html (2008. 12 февр.).

2. Амасьянц А.Э. Уголовно-процессуальные проблемы принципа состязательности в уголовном судопроизводстве // Евразийская адвокатура. 2013. № 2(3).

3. Анапреенко Я.Г. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Гуманитарно-экономический вестник. 2003. № 5.

4. Аникина А.А. Личность несовершеннолетнего преступника: проблемы предупреждения и индивидуализации наказания // Сайт Владимир. гос. ун-та // http://www.vlsu.ru/index.php?id = 1655&type=1

5. Беликова С.Б., Качмазова Н.М. Реформа системы предупреждения преступности несовершеннолетних // Бюллетень ВИУ. 2005. № 14.

6. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1987. 10 июля. С. 53, 54.

7. Елисеева Н. Будет ли нация здорова // Сайт Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова // http://www. mma.ru/article/id19004?print = 1,05.10.2006э

8. Индексы потребительских цен в 2008 г. // Росс. Бизнес-газ. 2008. № 8 //. http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19571; div = LAW;mb = LA;opt=1;ts = 5CDB5 DBA0FA549F0F7A4C254F1FECDE2

9. Информация о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Московской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Сайт Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области // http://kdn.mosreg.ru/statistics/ 108.html

10. Логвинова С. Детки без клетки // Моск. комсомолец. 2008. 27 февр.

11. Маклыгина Т.Н. О роли комиссии по делам несовершеннолетних в обеспечении профилактики и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 14 (207).

12. Молодежные вести с Приморья. Предложения Молодёжного совета ФППК в Региональное соглашение на 2008 — 2010 гг. // Сайт Федерации независимых профсоюзов России // http://www.fnpr. org.ru/4Z26/2566.html, 27.06.2007

13. Панкратов В.В., Цымбал Е.И. Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних: общие принципы и региональная специфика // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83). С. 22 - 30.

14. Пилиева Д.Э. Система социального контроля и профилактики как важнейшие факторы предупреждения преступности несовершеннолетних // Бюллетень ВИУ. 2005. № 14.

15. Пилипейченко Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности (На материале исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.

16. Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1.

17. Ушаков С.Д. Ювенальная юстиция в Ростовской области: положительный опыт и перспективы развития // Официальный сайт Прокуратуры Ростовской области // http://www.prokuror. rostov.ru/to_3443539

18. Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Русский народный сервер против наркотиков, сайт NarCom.ru // http:// www.narcom.ru/law/system/39.html

19. Щегорцов А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83). С. 31 - 39.

20. Энциклопедия социологии / Под ред. А.А. Грицанова. Минск: Книжный дом, 2003. С. 458.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.