Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними'

Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2021
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / РАСКРЫТИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетов Г. М., Шахматов Александр Владимирович

В статье раскрывается общая криминогенная ситуация в стране, акцентируется внимание на подростковой преступности, а также исследуются проблемы оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Решетов Г. М., Шахматов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними»

Уголовное право, уголовный процесс

Г.М. Решетов*, A.B. Шахматов**

Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел

по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В статье раскрывается общая криминогенная ситуация в стране, акцентируется внимание на подростковой преступности, а также исследуются проблемы оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрыггию преступлений несовершеннолетних.

In clause the general reveals criminal a situation in the country, to a focus is brought to teenage criminality, and also problems of operatively-search activity under the prevention and disclosing of crimes of teenagers.

Ключевые слова: предупреждение, раскрытие, преступление, несовершеннолетний.

Состояние преступности в России в настоящее время вызывает обоснованную тревогу. При этом важно акцентировать внимание на том, что общая кризисная криминальная ситуация в стране проявляется и в подростковой преступности. Положение дел с преступностью несовершеннолетних, тенденции и перспективы ее развития, в свою очередь, в значительной мере определяют и будущую криминогенность в государстве. Ежегодные статистические данные МВД России неумолимо свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних. Подростковая среда болезненно реагирует на имеющиеся негативные последствия проводимых в государстве реформ. В 2007 г. каждое тринадцатое (7,8%) оконченное расследованием преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии1.

Существенные изменения происходят и в качественных характеристиках преступности несовершеннолетних. Характерная особенность последних лет - изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных и насильственных преступлений. Широкий общественный резонанс вызывают преступления, связанные с молодежными группировками экстремистской направленности.

В данных условиях чрезвычайно важным является вопрос совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых

* Соискатель кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.

несовершеннолетними, т.к. именно органы внутренних дел являются основным субъектом противодействия подростковой преступности.

Органы внутренних дел являются специализированным субъектом профилактики преступности и других общественно опасных девиаций несовершеннолетних, а также субъектом пресечения и раскрытия преступлений. Службы и подразделения органов внутренних дел, осуществляющие противодействие преступности несовершеннолетних, можно разделить на три группы:

1) службы и подразделения, у которых предупредительная деятельность в отношении несовершеннолетних является основной задачей: подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

2) службы и подразделения, у которых предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений несовершеннолетних является одним из основных направлений деятельности (уголовный розыск и следственные подразделения);

3) службы и подразделения, осуществляющие предупреждение и раскрытие преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних попутно с основными функциональными обязанностями: патрульно-постовая служба (ППСМ), государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых уполномоченных милиции.

При этом нельзя не отметить, что подразделения по делам несовершеннолетних в системе органов внутренних дел остались практически единственными в большинстве регионов субъектами профилактики, которые не прекратили свою работу. Практические работники органов внутренних дел отмечают, что переименование ИДН в ПППН, переподчинение их службе милиции общественной безопасности из службы криминальной милиции желаемых результатов не достигли. Казалось бы, новый статус с таким обязывающим названием должен был усилить их профилактическую роль. На деле оказалось иначе. Руководство службы милиции общественной безопасности, в состав которой в числе других входят службы участковых уполномоченных и патрульно-постовая, повсеместно стала нагружать инспекторов ПППН совершенно не свойственной им работой, начиная от привлечения к суточному дежурству по горрайотделу вплоть до патрулирования на участке участкового уполномоченного. Все это привело к тому, что просуществовавшее длительное время деловое взаимодействие между уголовным розыском и ИДН было нарушено. Единая цепь была разорвана, а ее звенья деформированы. Выход из создавшейся ненормальной ситуации практики видят в восстановлении прежнего положения - возвращении уже современных ПДН в состав криминальной милиции как наиболее подготовленной к эффективному противодействию преступности. Данное мнение вполне возможно поддержать и расширять возможности совместного предупреждения и раскрытия преступлений несовершеннолетних подразделениями по делам несовершеннолетних и уголовного розыска.

Именно от эффективной работы подразделений по делам несовершеннолетних и уголовного розыска зависит снижение уровня подростковой преступности. При этом работа оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию преступности несовершеннолетних нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, на настоящий момент, как правило, в отделе (отделении) уголовного розыска горрайотдела внутренних дел по линии «раскрытие преступлений несовершеннолетних» работает один сотрудник. Этого явно недостаточно, учитывая динамику подростковой преступности, а также сложность данного направления работы. В свою очередь, ПДН горрайлинорганов строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой инспекторами по делам несовершеннолетних, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте) с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов. Таким образом, лишь четко организованная совместная работа оперуполномоченного уголовного розыска с инспекторами ПДН позволит оперативному работнику выполнить возложенные на него обязанности.

Для эффективной работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений несовершеннолетних оперуполномоченный уголовного розыска должен знать все особенности обслуживаемой им территории (территории горрайотдела внутренних дел):

- численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на обслуживаемой территории, расположение образовательных учреждений, общежитий, культурно-просветительных, спортивных и других учреждений, организаций, иные особенности участка, местные обычаи и традиции;

- руководителей органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений,

РешетовГ.М., ШахматовА.В. Некоторые вопросы совершенствования деятельности ОВД..

религиозных организаций, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, охраной их прав и интересов, организующих спортивную, культурно-просветительную и другую работу с подростками.

Анализируя оперативную обстановку, оперуполномоченный уголовного розыска должен изучать статистические данные о преступлениях, административных правонарушениях и безнадзорности среди несовершеннолетних, информацию о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения, причинах и условиях, способствующих их совершению (в ПДН горрайоргана ведется журнал учета преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории горрайоргана, и лиц, их совершивших. Состояние преступности среди несовершеннолетних на обслуживаемой территории анализируется ежеквартально. В отдельном разделе журнала учитываются несовершеннолетние, проживающие на обслуживаемой территории и совершившие преступления на территории других горрайорганов).

Оперативному работнику также важно обладать информацией об образе жизни и связях несовершеннолетних правонарушителей, а также о родителях, отрицательно влияющих на детей, которой располагают сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, граждане, заинтересованные государственные органы, организации, образовательные учреждения, общественные объединения и религиозные организации, а также информацией, содержащейся в сообщениях средств массовой информации.

В целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений несовершеннолетних оперуполномоченный уголовного розыска должен систематически получать информацию:

- от органов прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

- от комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- от органа опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- от органа управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

- от органа управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- от органа управления образованием - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

- от органа по делам молодежи - о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

В своей деятельности оперативные работники должны принимать меры к наиболее эффективному использованию в деле предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений несовершеннолетних возможностей общественных объединений и религиозных организаций. Проводить работу по подбору и оформлению в установленном порядке внештатных сотрудников милиции, оказывающих содействие, осуществляя руководство их деятельностью.

Ярким примером эффективного взаимодействия субъектов противодействия преступности несовершеннолетних является опыт МВД Республики Мордовия.

Во всех оперативно-профилактических мероприятиях, проводимых ОВД, в зависимости от их целей и задач, принимают участие представители КДНиЗП, органов управления образованием, социальной защиты, здравоохранения и других субъектов государственной системы профилактики.

Так, в период с 1 июня по 15 августа 2006 г. совместно с заинтересованными учреждениями, ведомствами и общественностью МВД Республики Мордовия было организовано проведение комплексной оперативно-профилактической операции «Подросток».

В рамках общероссийской оперативно-профилактической операции «Подросток» организовано проведение целевых мероприятий (с 1 по 10 июня - «Подросток - Семья» с целью выявления родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, допускающих жестокое обращение с ними, с 10 по 20 июля - «Подросток - Лето» для обеспечения летнего отдыха и занятости детей, с 4 по 15

августа - «Подросток - Забота»), направленных на защиту законных прав и интересов несовершеннолетних.

В мероприятиях было задействовано около 600 сотрудников органов внутренних дел. В профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству и правонарушениям, неблагополучными семьями и родителями участвовали 74 внештатных сотрудника милиции, 144 члена педагогических отрядов и других молодежных формирований, 86 представителей общественных объединений и духовенства. Основными целями и задачами операции являлись формирование эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних; защита их прав и законных интересов; оказание семьям с детьми социальной, материальной, правовой и иной помощи; выявление и устранение причин и условий, способствующих подростковой преступности; предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

В ходе операции выявлен и поставлен на учет 161 родитель, отрицательно влияющий на поведение своих детей. Направлено в различные инстанции 293 материала для принятия мер в отношении родителей или лиц, их заменяющих, по фактам неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию и воспитанию детей. По материалам, собранным с участием ОВД, 89 родителей в судебном порядке лишены родительских прав.

Изъято с улиц и других общественных мест 696 безнадзорных подростков, в т.ч. 24 жителя других регионов. Из них 41 помещен в социальные приюты, 67 - в реабилитационные центры, 56 переданы медицинским учреждениям, 37 - органам опеки и попечительства, 22 возвращены в детские дома и интернаты, свыше четырехсот подростков переданы родителям.

Органами внутренних дел совместно с представителями КДНиЗП, органов социальной защиты населения, опеки и попечительства изъято из неблагополучных семей 80 детей в связи с угрозой их жизни и здоровью. Выявлено 18 фактов жестокого обращения с детьми и 1 - сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего2.

Учитывая, что основным контингентом несовершеннолетних правонарушителей являются учащиеся учебных заведений, значительное внимание оперативными подразделениями органов внутренних дел должно уделяться укреплению взаимодействия с органами образования. В частности, с образовательными учреждениями важно осуществлять взаимный обмен информацией об учащихся, склонных к совершению правонарушений, а также о семьях, находящихся в социально опасном положении.

Особое внимание оперуполномоченных уголовного розыска должно быть обращено на проблему рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

В процессе раскрытия преступлений под особый контроль должны браться несовершеннолетние:

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

- совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

Решетов Г.М., Шахматов A.B. Некоторые вопросы совершенствования деятельности ОВД...

В качестве объектов оперативного реагирования также должны выступать:

- несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

- родители или законные представители вышеназванных несовершеннолетних, не исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;

- лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающие в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

Учитывая то, что наибольшая криминализация наблюдается в среде подростков из социально незащищенных групп населения, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, работники уголовного розыска должны рассматривать неблагополучные семьи в качестве объекта оперативного реагирования.

Оперативная работа по раскрытию преступлений (как правило, дополнительных преступлений, совершенных данным лицом, но не известных оперативным работникам, либо преступлений, совершенных другими лицами) должна быть организована и в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВИНП), так как именно в ЦВИНП помещаются лица:

- направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

- временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, когда на основании постановления судьи несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, могут быть направлены в ЦВИНП на срок до 30 суток при необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего; необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствии у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания; злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования;

- самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

- совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

- совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации.

Значительную помощь оперативным подразделениям органов внутренних дел в деле предупреждения, пресечения и раскрытия повторных преступлений несовершеннолетних могут оказать уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции, осуществляющие контроль за определенной категорией несовершеннолетних.

В своей деятельности оперуполномоченные уголовного розыска, работающие по линии «противодействие преступности несовершеннолетних», должны максимально использовать базы данных органов прокуратуры, образования, здравоохранения.

Особенно важно регулярно изучать учетные данные подразделений по делам несовершеннолетних, которые ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, в случаях, если их противоправное поведение в установленном порядке зафиксировано в:

- приговоре, определении или постановлении суда;

- постановлении КДН, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

- заключении, утвержденном начальником горрайоргана, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;

Они заполняют учетно-профилактические карточки и ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью.

При этом представляется необходимым и возможным создание единой отдельной базы данных криминальной милиции и милиции общественной безопасности, включающей данные обо всех вышеназванных группах несовершеннолетних правонарушителей, в целях повышения уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел, работающих в области противодействия подростковой преступности, в частности, уголовного розыска.

Повышения эффективности правоприменительной деятельности в области противодействия преступности несовершеннолетних должно выступать одним из приоритетных направлений современной уголовной политики российского государства.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

2. Приказ МВД России от 2 апреля 2004 г. № 215 «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей».

3. Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 5 69 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

4. Волынкин E.H. Исторические аспекты правового регулирования содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел в борьбе с преступностью несовершеннолетних: Монография. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2006.

5. Лутошкин Г.Ю., Лутошкина Т.В. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними: Учебное пособие. - СПб., 2006.

6. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних / Науч. ред. Б.В. Волженкин; СПбЮИ Генеральной прокуратуры РФ. - СПб., 1998.

7. О совершенствовании деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2005.

1 См.: Сведения о состоянии и результатах деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений за январь-декабрь 2007 года. М., 2008.

2 См.: Докладная записка о результатах работы МВД по Республике Мордовия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2006 год. ИЦ МВД РМ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.