Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ Г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО'

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ Г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINORS / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PREVENTION OF NEGLECT AND OFFENCES OF MINIRS / ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF MINORS / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / DYSFUNCTIONAL FAMILIES / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / VOLUNTEER MOVEMENT / CHILD ABUSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белясов Сергей Николаевич, Пирогов Владимир Петрович

В настоящее время в Российской Федерации и ее субъектах создана весьма существенная нормативная база в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Как показывают факты, подростковая преступность остается еще на высоком уровне, и это вызывает опасность для будущего поколения. В статье рассматривается отдельно взятое муниципальное образование, приводится статистика преступности несовершеннолетних, а также дается перечень профилактических мероприятий, которые проводят сотрудники полиции. Отмечается, что все профилактические действия проводятся на основании закона, но с учетом отдельных особенностей совершенных преступлений и категории лиц, их совершивших. На основе анализа совершенных или готовящихся преступлений, даются рекомендации по совершенствованию работы полиции и других органов профилактики подростковой преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белясов Сергей Николаевич, Пирогов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREVENTION OF OFFENCES AMONG MINORS ON THE EXAMPLE OF OREKHOVO-ZUYEVO

At present time, in the Russian Federation and its subjects created the significant normative base in the sphere of prevention of offences among minors. As the facts shows, juvenile delinquency remains on high level and it is a risk for the future generation. In the article considers a certain municipality and provides statistics of minor criminality, as well as it makes a list of prevention events that conducted by police. It is noted, that all preventive actions are carried out on the basis of the law, but into account with the specific features of the committed crimes and categories of persons who committed its. Based on the analysis of committed or preparing crimes it gives the recommendations for improving the work of the police and other authorities for the prevention of minor criminality.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРИМЕРЕ Г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО»

20. Promezhutochnyj otchet o nauchno-issledovatel'skoj rabote «Presechenie i rassledovanie nezakonnogo predprinimatel'stva v sfere torgovli lyud'mi». Rukovoditel' temy Balgimbekov D.U. Karagandy: Karagandinskij ehkonomicheskij universitet Kazpotrebsoyuza, 2015.

21. Analiz statisticheskih dannyh o sostoyanii nasiliya v otnoshenii zhenshchin i detej za 2016 god. Astana: Komitet po pravovoj statistike i special'nym uchetam General'noj prokuratury RK, 2016.

22. Analiticheskij doklad «Aktual'nye problemy zashchity prav trudyashchihsya-migrantov i zhertv torgovli lyud'mi v Respublike Kazahstan»/Pod red. Kuanysha Sultanova i Tastemira Abisheva. Astana: Komissiya po pravam cheloveka pri Prezidente RK, 2017.

23. Otchet v Pravitel'stvo po protivodejstviyu torgovle lyud'mi (1.04.2016)//http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=322813

24. Special'nyj doklad «O situacii s pravami migrantov v Respublike Kazahstan». Pod obshchej redakcii Kuanysha Sultanova, Tastemira Abisheva. Astana: Komissiya po pravam cheloveka pri Prezidente RK, 2013.

25. Obobshchenie sudebnoj praktiki po ugolovnym delam, svyazannym s torgovlej lyud'mi za 2013 i 2014 gody (predusmotrennym stat'yami 125 ch.3 p. «b», 126 ch.3 p. «b»,128, 132-1, 133, 270, 271 UK)// Byulleten' Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan. 2015. №12.

26. Obobshchenie po voprosam obespecheniya v sudebnom razbiratel'stve prav poterpevshih po delam o torgovle lyud'mi (na osnove rassmotrennyh v 2014-2015 g.g. ugolovnyh del)// Byulleten' Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan. 2016. №12.

27. Normativnoe postanovlenie Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan ot 31 marta 2017 goda «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye normativnye postanovleniya Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan po ugolovnomu i ugolovno-processual'nomu zakonodatel'stvu»// Byulleten' Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan. 2017. №4.

28. Korzun I.V. ZHenskaya prestupnost'// Kriminologicheskaya harakteristika i profilaktika sovremennyh proyavlenij prestupnosti v Respublike Kazahstan. Almaty: Daneker, 2001.

29. https://www.caravan.kz/gazeta/kak-ne-popast-v-lapy-policii-sekrety-kazakhstanskikh-prostitutok-389261/Data obrashcheniya: 11.01.2018 g.

30. http://www.zakon.kz/4792881-prostitutki-kazakhstana-obratilis-k.html

31. Alihadzhieva I.S. O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po okazaniyu seksual'nyh uslug (pravovoj i organizacionnyj aspekty) // Aktual'nye voprosy prava i otraslevyh nauk. 2015. №1.

32. Il'yuhov A.A. Pravovoe regulirovanie v Rossii v XIX-XX v.// Gosudarstvo i pravo. 2009. №12.

33. Petryanina O.A. Nuzhna li legalizaciya prostitucii v ramkah realizacii principov demokratizacii?// YUridicheskaya tekhnika. 2014. №8.

34. https://www.caravan.kz/gazeta/kak-ne-popast-v-lapy-policii-sekrety-kazakhstanskikh-prostitutok-389261/Data obrashcheniya: 11.01.2018 g.

35. Konev A.N. O social'no-politicheskoj, kul'turno-vospitatel'noj i moral'no-pravovoj nedopustimosti legalizacii prostitucii v Rossii// YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2011. №1.

36. Akobirshoev H.R. Legalizaciya prostitucii: istoricheskie predposylki i pravovye posledstviya// Uspekhi sovremennoj nauki. 2017. T.7. №3.

37. Martynenko N.K. Prostituciya v imperatorskoj Rossii: ot zapreta k legalizacii// Novyj istoricheskij vestnik. 2009. №19.

БЕКМАГАМБЕТОВ АЛИМЖАН БАУРЖАНОВИЧ - кандидат юридический наук, доцент, заместитель директора Костанайского филиала Челябинского государственного университета.

BEKMAGAMBETOV, ALIMZHAN B. - Ph.D. in Law, Deputy Director of the Kostanay branch of the Chelyabinsk State University ([email protected]).

УДК 343.851.5

БЕЛЯСОВ С.Н., ПИРОГОВ В.П. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА

ПРИМЕРЕ Г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, жестокое обращения с детьми, неблагополучные семьи, полиция, волонтерское движение.

В настоящее время в Российской Федерации и ее субъектах создана весьма существенная нормативная база в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Как показывают факты, подростковая преступность остается еще на высоком уровне, и это вызывает опасность для будущего поколения. В статье рассматривается отдельно взятое муниципальное образование, приводится статистика преступности несовершеннолетних, а также дается перечень профилактических мероприятий, которые проводят сотрудники полиции. Отмечается, что все профилактические действия проводятся на основании закона, но с учетом отдельных особенностей совершенных преступлений и категории лиц, их совершивших. На основе анализа совершенных или готовящихся преступлений, даются рекомендации по совершенствованию работы полиции и других органов профилактики подростковой преступности.

BELYASOV, S.N., PIROGOV, V.P. THE PREVENTION OF OFFENCES AMONG MINORS ON THE EXAMPLE OF OREKHOVO-ZUYEVO

Keywords: minors, prevention of neglect and offences of minirs, protection of the rights and legitimate interests of minors, child abuse, dysfunctional families, police, volunteer movement.

At present time, in the Russian Federation and its subjects created the significant normative base in the sphere of prevention of offences among minors. As the facts shows, juvenile delinquency remains on high level and it is a risk for the future generation. In the article considers a certain municipality and provides statistics of minor criminality, as well as it makes a list of prevention events that conducted by police. It is noted, that all preventive actions are carried out on the basis of the law, but into account with the specific features of the committed crimes and categories of persons who committed its. Based on the analysis of committed or preparing crimes it gives the recommendations for improving the work of the police and other authorities for the prevention of minor criminality.

Как отмечается в Национальной стратегии действий в интересах детей, благополучие и защищенность детства - это основной национальный приоритет [1]. Вопросами

профилактики правонарушений среди несовершеннолетних уже занимаются не один десяток лет как зарубежные исследователи [2-6], так и российский юристы [7-14].

Согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы общественной безопасности относятся к совместной деятельности Российской Федерации и субъектов РФ. Одним из основных Федеральных законов, который направлен на решение вопросов общественной безопасности, а конкретно в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, стал Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [15]. В рамках принятого закона, каждый субъект Российской Федерации обязуется разработать соответствующий региональный закон по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Например, Закон Кемеровской области от 17 января 2005 года № 11-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области» [16], Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 года №122 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Белгородской области» [17], Закон Тверской области от 14 февраля 2007 года № 6-ЗО «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области» [18], Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года №16 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» [19] и т.д.

Для более успешной работы по профилактике правонарушений в целом, в 2016 году был принят Федеральный закон от 23.06.2016 г. 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [20], который призван восстановить отечественную систему профилактики правонарушений, а также упорядочить систему нормативных актов в данной области. Но данный закон лишь определяет общие положения по профилактике преступности в целом. В рамках исследования, представляет интерес ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ и региональное законодательство в этой области.

Федеральный закон 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в ст. 2 определяет профилактику как, «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении».

К системе органов, которые занимаются профилактикой правонарушений несовершеннолетних относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

К основным направления работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в ст. 2 Закона закрепляется:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В рамках исследования, представляется актуальным рассмотреть, как обстоят дела с профилактикой правонарушений несовершеннолетних в Московской области, на примере г. Орехово-Зуево.

Правовой базой профилактики в Московской области являются: Законом Московской области от 04.12.2009 № 148/2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда

здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» [21]; Закон Московской области от 30 декабря 2005 года №273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» [22]; Закон Московской области от 4 декабря 2009 года № 148-2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» [23]; Закон Московской области от 24 декабря 2010 года № 176/2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области» [24]; Постановлением Губернатора Московской области от 03.08. 2006 № 101-ПГ «Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью» [25]. Как видно из перечня действующих законов, Московская область так и не выработала закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Московской области». Но это ни в коем случае, ни нарушает работы по профилактике правонарушений.

На основании статистических данных, которые взяты из докладов [26], можно анализировать следующую криминогенную обстановку среди несовершеннолетних.

За весь 2017 год, криминогенная обстановка среди несовершеннолетних на территории города и района стабилизировалась и пошла на убыль по сравнению с 2016 годам, так в 2017 году было совершенно 52 преступлений против 88 к аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ), т.е. подростковая преступность снизилась на - 40,9 %. При этом снижение подростковой преступности в текущем году было ожидаемо и прогнозируемо.

Это связано с активной работой всех структур по профилактике преступности в молодежной среде. Из всей массы преступности можно отметить, что весьма снизился показатель по тяжести преступлений, а именно с 21 АППГ до 12 (-42,9%); и снизилось количество преступлений средней тяжести на - 45,5% с 55 АППГ до 30; количество преступлений небольшой тяжести незначительно уменьшилось на -16,6% с 12 АППГ до 10. Динамику снижения подростковой преступности, можно проследить на основании данных, приведенных ниже.

2013 2014 2015 2016 2017

Кол-во преступлений 111 79 72 88 52

Удельный вес % 5,9 4,2 4,2 5,2 5,4

Выявлено н/летних, принимавших участие в совершении преступлений 50 90 66 69

Ст. УК РФ 2017 2016 +/- %

Ст.105 0 0 0 0

Ст.111 0 2 -2 -200

в том числе ст. 111 ч.4 0 0 0 0

Ст.112 2 2 0 0

Ст.131 0 0 0 0

Ст.162 1 3 -2 -66,6

Ст.161 6 10 -4 -40

Ст.158 34 58 -24 -41,4

в том числе из квартир 1 2 -1 -50

в том числе а/т 2 12 -10 -83,3

Ст.166 0 1 -1 -100

Ст.167 1 0 +1 +100

Ст.213 1 0 +1 +100

Ст.228 4 4 0 0

Прочие 3 8 -5 -40

В совершении всех категорий преступлений принимали участие 58 (69 АППГ) -15,9%

- несовершеннолетних, из них: в возрасте от 14 до 15 лет - 28 (24 АППГ) человек, от 16 до 17 лет - 30 (45 АППГ). Из числа участников преступлений лиц женского пола 3 (7 - АППГ). Наиболее опасной видится ситуация, при которой преступление совершают лица, не достигшие возраста уголовной ответственности. Хотя ситуация с такими лицами уменьшается на 7,3%, но остается критической 38 в 2017 (41 АППГ).

Профилактическая работа строится в соответствии с Федеральным законом РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказом МВД России № 845 от 15.10.2013г. «Об утверждении инструкции по организации подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» [27], согласно которым осуществляется взаимодействие со всеми субъектами профилактики.

Одним из актуальных направлений профилактики антиобщественных деяний, является борьба с фактом совершения подросткового суицидов. Председатель следственного комитета А.И. Бастрыкин констатировал, «одной из самых обсуждаемых сегодня тем становится проблема детских и подростковых суицидов. В 2016 г. в результате суицидов в России погибло 720 подростков, при этом количество детских самоубийств за это время увеличилось сразу в 40 регионах РФ» [28]. По словам генерал-майора полиции Вадима Гайдова, что основными причинами суицидов детей явились неразделенная любовь или конфликты в семье, на их долю приходится по 30% самоубийств соответственно. Далее он отмечает, что «Влияние же так называемых закрытых «групп смерти» и сайтов составляет всего 1% случаев. Но с воздействием Интернета на психическое состояние детей мы столкнулись сравнительно недавно. Проблема существует. Сегодняшние подростки — самые активные пользователи сети, каждый второй живёт в киберпространстве». Он напомнил, что сеть компенсирует детям недостаток живого общения, из-за отсутствия опыта они доверяют незнакомцам и подвержены негативному влиянию извне [29].

Как отмечают специалисты, страх перед провокацией детского суицида в сети заключается в том, что насаждение мыслей и идей происходит с помощью манипуляции -подлой и циничной - картинками, которые не могут быть восприняты холодно и неэмоционально. Ужас от склонения детей к самоубийствам в социальных сетях охватывает не своим наличием и не только механикой, которая вовлекает детей в круги, фильтрующие готовых к решительной трагедии от неготовых, но тем, что инструмент коммуникации здесь не понятие, а образ. Образ кита, который выбрасывается на берег, или двух людей, стоящих на краю крыши. Эти картинки не предполагают толкования, а потому сила их воздействия увеличивается в разы [30].

В связи с назревшей проблемой, в 2017 г., Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации принять решения, направленные на совершенствование профилактики подросткового суицида.

Верно, отмечает Е.И. Ключко, что свободность суицидальной и иной призывающей информации в интернете, способствует к пропаганде среди детей и молодежи суицидального поведения, способах его совершения и так далее [31, с. 70].

Хочется отметить, что за 2017 год на территории обслуживания МУ МВД России «Орехово-Зуевское», фактов совершения суицидов несовершеннолетними выявлено не было, в отличии от 2016 года (1 человек).

При проведении анализа ситуации, связанной со случаями суицидов в подростковой среде в 2017 г. на территории Московской области было установлено, что большое влияние на несовершеннолетних имели так называемые «группы смерти» («Море китов», «90 дней до смерти» и др.), целью которой является выполнение различного рода заданий, приводящих к суициду. Одним из отличительных признаков участия в игре является нанесение на тело надписи «Синий кит» или рисунка в виде кита.

Для организации межведомственного взаимодействия в организации работы по предупреждения, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с суицидами несовершеннолетних посредством оказания психологического воздействия через Интернет Распоряжением начальника МУ МВД России «Орехово-Зуевское» № 32 от 12.05.2017 г. была создана оперативная группа, основной задачей которой является активация и повышение эффективности оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по установлению, изобличению в противоправной деятельности и привлечению к установленной законом уголовной ответственности лиц по преступлениям данной категории.

По информации образовательных учреждений, в 2017 г. были выявлены учащиеся, которые состояли, либо проявляли заинтересованность к группам суицидальной направленности. Так, например, в марте 2017 года в МУ МВД России «Орехово-Зуевское» обратилась Администрации МБОУ «Ликино-Дулевская СОШ №...» с просьбой оказать помощь в организации работы с несовершеннолетней учащейся 9 класса, которая (как было установлено педагогами) интересуется и поддерживает в сети «ВКОНТАКТе» группу суицидальной направленности «Синий кит». К тому же при осмотре данной несовершеннолетней медицинским работником в области рук были выявлены характерные надписи, что подтверждало опасения педагогов.

О сложившейся ситуации были уведомлены комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление образования и иные субъекты профилактики, однако, проводимая работа положительных быстрых результатов не давала. При изучении личности несовершеннолетней было установлено, что последняя посещала «Школу искусств» и имеет собственные рисунки и данное увлечение имеет особое значение для неё, является любимым делом. С целью «отвлечения» несовершеннолетней на «любимое» занятие инспектором ПДН через комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Орехово-Зуевского муниципального района рисунки девушки были направлены на участие в конкурсе «Лучшая социальная реклама в рамках года экологии», где несовершеннолетняя заняла призовое третье место и награждена Почетной грамотой Управления культуры и спорта молодежи. В последствии, благодаря своевременным и грамотным действиям и мерам, предпринятым инспектором ПДН в работе с трудным подростком, позволили переориентировать несовершеннолетнюю и, несмотря на то, что еще имеются проблемы в поведении и посещаемостью данной учащейся школы, последняя отказалась от мыслей суицидальной направленности и участия в подобных группах.

С целью профилактики суицидального поведения подростков, в образовательных учреждениях города Орехово-Зуево и Орехово-Зуевского муниципального района работают психологи, которые по письменному заявлению законных представителей подростков работают по вопросам предупреждения кризисных ситуаций. По рекомендации сотрудников ПДН в 2017 году за психологической помощью обратилось 2 подростков. Вся информация по фактам суицида незамедлительно предоставляется в прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и последняя на территории обслуживания МУ МВД является координирующим органом по вопросам взаимодействия и обобщения поступающей

информации от субъектов профилактики. В целях профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми проводятся различные мероприятия, как регионального, так и местного значения. На постоянной основе проводятся совместные профилактические мероприятия по выявлению и изъятию безнадзорных детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, устройству их в специализированные детские учреждения, по выявлению несовершеннолетних правонарушителей, лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Слабый контроль (или его отсутствие) со стороны родителей или иных законных представителей за поведением подростков (детей), отсутствие информации о круге общения, а также образ жизни семьи, в которой растет ребенок, приводит к тому, что подростки легко вовлекаются в преступную и иную антиобщественную деятельность, порой становятся жертвами таких преступлений и долго находятся в криминальной ситуации, что негативно сказывается на их развитии.

С профилактической точки зрения, органы внутренних дел, постоянно проводили работу с теми родителями, которые не исполняют обязанность по воспитанию, обучению и содержанию детей. В ходе патрулирования проводились проверки общественных мест, где запрещено нахождение детей без сопровождения родителей (законных представителей), торговых предприятий с целью выявления фактов продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции, проверки по месту жительства неблагополучных семей, состоящих на учёте, выявления раннего семейного неблагополучия, осуществления контроля за семьями, оказавшимися в социально-опасном положении. По результатам такой профилактической работы в 2017 г. было привлечено 898 родителей, - за ненадлежащее исполнение обязанной по воспитанию детей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и 3 родителя за вовлечение в употребление спиртных напитков своих детей (ч.2 ст. 6.10 КоАП РФ).

В профилактической практике, всегда остро стоит вопрос, о раннем выявлении неблагополучных семей и родителей, допускающих жестокое обращение со своими несовершеннолетними детьми. Как правило, трудности, возникают при сборе материалов на возбуждение уголовного дела по ст. 156 УК РФ - это доказательная база системности жестокого обращения, наличие умысла у родителя, отсутствие возможности медицинских работников квалифицировать отставание в развитии ребенка именно следствием жесткого обращения.

Несмотря на возникающие трудности, в 2017 года инспекторами ПДН выявлено и поставлено на учет родителей 202 (231 - АППГ) -12,6%.

В случаях злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей сотрудники по делам несовершеннолетних готовят материалы для рассмотрения вопроса о целесообразности лишения родительских прав. За 2017 год подготовлено 12 материалов на лишение родительских прав, по которым лишено родительских прав 7 человек.

По противодействию терроризму и экстремизму, выявлению и предупреждению экстремистских проявлений сотрудниками МУ МВД России «Орехово-Зуевское» проводится профилактическая работа в учебных заведениях города и района, с разъяснением несовершеннолетним об особенности уголовной и административной ответственности, разжигания национальной розни, нарушения конституционных прав человека.

Инспекторами ПДН МУ МВД России «Орехово-Зуевское» проводится профилактическая работа в учебных заведениях города и района, с разъяснением несовершеннолетним об особенности уголовной и административной ответственности, разжигания национальной розни, нарушения конституционных прав человека.

Налажено тесное взаимодействие с субъектами профилактики с комитетом по делам молодежи, управлением образования, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по выполнению запланированных мероприятий по предупреждению правонарушений со стороны подростков, поддерживающих взгляды неформальных молодежных объединений, по своевременному обмену информацией о лицах, причисляющих себя к различным молодежным объединениям антиобщественной направленности.

В текущем году в ходе мероприятий по выявлению подростков указанной категории было доставлено в МУ МВД России «Орехово-Зуевское» 7 человек (10 - АППГ). Поставлено на учёт в ПДН 9 (15 - АППГ) подростков, причисляющих себя к неформальным группам, из них: 3 - футбольных фаната. В целях недопущения противоправных действий со стороны молодежи регулярно осуществляются инструктажи нарядов ППСП, совместные патрулирования мест сбора молодежи, во время проведения дискотек и др. массовых мероприятий. Совместно и нарядами ППСП, УУП регулярно проводятся рейды, направленные на обеспечение правопорядка и общественной безопасности, недопущение проведения противоправных акций и выявления мест концентрации экстремистки настроенной молодежи. В целях реализации деятельности в области противодействия экстремизму в молодежной среде, выработки и реализации системы мер, направленной на противодействие распространению идеологии терроризма в молодежной среде, координации деятельности органов местного самоуправления, общественных и молодежных организации в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде в конце 2017 года был произведен сбор, обобщение и анализ информации о количестве обучающихся иностранных граждан в общеобразовательных школах города и района, разбивкой по национальной принадлежности и месту жительства.

За 12 месяцев 2017 г. в МУ МВД России «Орехово-Зуевское» было выявлено 16 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних (13 АППГ) -+23,1%; по всем фактам возбуждены уголовные дела. В целях профилактики и выявления данных видов преступления ведется работа с учреждениями здравоохранения о незамедлительном информировании МУ МВД России «Орехово-Зуевское» по фактам постановки на учет по беременности и родам девушек, не достигших 16-ти летнего возраста.

В целях предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, в том числе, связанных с их половой неприкосновенностью, а также, профилактики семейного неблагополучия, МУ МВД России «Орехово-Зуевское» реализуются мероприятия по дополнительной проверке лиц, ранее осужденных за преступления в отношении несовершеннолетних, а также, лишенных родительских прав. Участковым уполномоченным полиции при отработке жилого сектора указывается на незамедлительность передачи информации в ПДН о выявлении неблагополучных семей, где имеются несовершеннолетние дети. Сотрудниками уголовного розыска принимаются меры по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений против несовершеннолетних и их половой неприкосновенности. Сотрудниками ПДН своевременно принимаются меры по постановке на учет неблагополучных родителей, информированию всех субъектов системы профилактики о проведении работы с указанной категорией лиц.

Регулярно на территории города и района проводятся профилактические мероприятия, рейды, направленные на выявление несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические вещества и спиртные напитки, и взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление данных веществ.

В современных исследованиях преступлениям, совершенным в состоянии наркотического опьянения, уделяется значительное внимание [32-33].

В связи с этим сотрудниками МУ МВД России «Орехово-Зуевское» уделяется особое внимание антирекламе табакокурения, токсикомании, алкоголизма и наркомании, проводится анкетирование в образовательных учреждениях, где ребята высказывают свое отношение к употреблению к ПАВ. Перед каждыми каникулами проводится инструктаж учащихся по ПДД с обязательным просмотром кинофильма по данной теме. В специальных научных исследованиях наших европейских юристов, отмечается, что информацию о наркотиках подростки получают из социальных сетей [34-35].

В рамках профилактических мероприятий, за весь 2017 год, в МУ МВД России «Орехово-Зуевское» было доставлено 535 несовершеннолетних, из которых за употребление спиртных напитков 270 (211 АППГ), наркотических веществ 2 (АППГ- 2), токсических - 9 (12 АППГ). В структуре амбулаторного наркологического отделения действует молодежное

волонтерское движение. Волонтеры проводят большую разъяснительную работу среди сверстников. Большую помощь в профилактической работе с несовершеннолетними оказывает общественная организация «Родители против наркотиков». В состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях города и района входят специалисты из амбулаторного наркологического отделения для детей и подростков с наркологическими заболеваниями, поэтому приоритетным направлением в деятельности центра является ранняя профилактика наркомании и токсикоманий среди подростков во взаимодействии с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Подводя итог профилактики подростковой преступности, необходимо подчеркнуть самое главное, что необходимо поддерживать, а именно:

Исходя из анализа подростковой преступности необходимо обратить особое внимание на работу по выявлению антиобщественных и преступных групп несовершеннолетних, своевременной постановке их на учет в ПДН и эффективности работы по разобщению указанных групп с привлечением всех заинтересованных служб и субъектов профилактики. На постоянной основе необходимо проводить мероприятия по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность с целью профилактики групповой преступности. По всем фактам совершения повторных преступлений судимыми подростками преступлений нужно проводить служебные проверки, по результатам которых привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения в работе по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Следует продолжать работу с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленную на раннее выявление неблагополучных семей и родителей, допускающих жестокое обращение со своими несовершеннолетними детьми и своевременному принятию соответствующих мер. В связи с этим в соответствии со ст. 11 ФЗ N° 120 исходя из координирующей роли Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях города и района в вопросе взаимодействия субъектов системы профилактики, анализировать их работу и давать принципиальную оценку их деятельности. По всем выявленным фактам совершения общественно-опасных деяний в образовательных учреждениях, нужно направлять представления директорам школ и руководителям управлений образования.

Важно продолжить проведение профилактических мероприятий совместно с патрульно-постовыми нарядами в целях предотвращения правонарушений несовершеннолетних на улицах, во дворах, питейных заведениях и других общественных местах, пресекать случаи распития спиртных напитков, употребления наркотиков подростками, детского попрошайничества.

Литература и источники

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. M 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. M 23. Ст. 2994.

2. Cappelaere G., Grandjean A. Введение в концепцию международных стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Donna Gomien, David Harris, Leo Zwaak. Law and practice of the European Convention on Human rights and the European Social Charter. Council of Europe Publishing, 1998.

4. Dunkel Frieder. Juvenile Justice in Germany: Between Welfare and Justice. Greifswald: Univ. of Greifswald, Germany, 2004.40 p.

5. Boyes-Watson C. Peacemaking Circles and Urban Youth: Bringing Justiee Home / Carolyn Boyes-Watson. St. Paul, MN: Living Justice Press, 2008. 288 p.

6. Wolak J. Internet-initiated sex crimes against minors: Implications for prevention based on findings from a national study / J. Wolak, D. Finkelhor, K. Mitchell // Journal of Adolescent Health. 2004. Vol. 35, M> 5. P. 424-433.

7. Cisneros D. Virtual child pornography on the Internet: a «virtual» victim? / D. Cisneros // Duke Law & Technology Review. 2002. Vol. 19. P. 19-28.

8. Ермаков В.Д. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1986. 178 с.

9. Миллер Л.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. Генезис и ранняя профилактика. Киев: Наукова Думка, 1985. 148 с.

10. Панкратов В.В. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ М., 1990. 65 с.

11. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2012. 295 с.

12. Антюфеева О.С. Уголовная политика России в сфере профилактики преступности несовершеннолетних: правовые проблемы: монография. Воскресенск: Воскресенский фил. НОУ ВПО "РосНОУ", 2012. 150 с.

13. Аксенова-Сорохтей Ю.Н. Криминалистическая профилактика преступлений несовершеннолетних: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 150 с.

14. Кудрявцев В.Н. Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1965. 102 с.

15. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.

16. Закон Кемеровской области от 17 января 2005 года № 11-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области» // [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/990304836

17. Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 года №122 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Белгородской области» // [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/469020934

18. Закон Тверской области от 14 февраля 2007 года № 6-ЗО «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области» // [Электронный ресурс] Режим доступа. URL:http://docs.cntd.ru/document/936011334

19. Закон города Москвы от 7 апреля 1999 года №16 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» // Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/901735067

20. Федеральный закон от 23.06.2016 г. 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/420361608

21. Закон Московской области от 04.12.2009 № 148/2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/895228194

22. Закон Московской области от 30 декабря 2005 года №273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/5811598

23. Закон Московской области от 4 декабря 2009 года № 148-2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/895228194

24. Закон Московской области от 24 декабря 2010 года № 176/2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/document/895278740

25. Постановлением Губернатора Московской области от 03.08. 2006 № 101-ПГ «Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/445734

26. Отчеты должностных лиц // Режим доступа. URL: https://50.мвд.рф/DEJATELNOSTЮtcheti_dolzhnos1шh_lic; Отчеты должностных лиц за 2017 год // [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: httpsV/орехово-зуево.50.мвд.рфЮEJATELNOST/Otcheti_dolzhnostnШ_lic/otchet-dolzhnostnih-lic-za-2017/

27. Приказ МВД России № 845 от 15.10.2013г. «Об утверждении инструкции по организации подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://63.мвд.рф/document/2383828

28. Бастрыкин пообещал разобраться с «сайтами смерти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/02/bastrykin-poobeshchal-razobratsia-s-sajtami-smerti.html

Количество детских суицидов в России растёт не только из-за «групп смерти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/incidents/36478840/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

29. В контакте со смертью. Могли ли соцсети довести ребенка до самоубийств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/05/22/mogut-li-socialnye-seti-dovesti-rebenka-do-samoubijstva.html

30. Ключкова Е.И. Воздействие интернета на суицидальное поведение молодежи // Общество. Среда. Развитие. 2014. №1. 69-72.

31. Chmielowiec J. Health politics and strategies of action against drug addiction in European countries and the States / J. Chmielowiec, A. Rajewski // Family Medicine and Primary Care Review. 2012. Vol. 14, № 1. P. 97-98.

32. Seddon T. Drugs, Crime and Social Exclusion: Social Context and Social Theory in British Drugs-Crime Research / T. Seddon // The British Journal of Criminology. 2006. Vol. 46, iss. 4. P. 680-702.

33. Корягина С.А. Предупреждение преступности несовершеннолетних посредством применения мер уголовно-правового характера, влекущих судимость: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. 22 с.

34. Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение / под ред. А.Л. Репецкой. М.: Academia, 2008. 304 с.

References and Source

1. Nacional'naya strategiya dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 23. St. 2994.

2. Cappelaere G., Grandjean A. Vvedenie v koncepciyu mezhdunarodnyh standartov v oblasti pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih // Sbornik mezhdunarodnyh standartov i norm OON v oblasti pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih. M., 1998.

3. Donna Gomien, David Harris, Leo Zwaak. Law and practice of the European Convention on Human rights and the European Social Charter. Council of Europe Publishing, 1998.

4. Dunkel Frieder. Juvenile Justice in Germany: Between Welfare and Justice. Greifswald: Univ. of Greifswald, Germany, 2004. 40 p.

5. Boyes-Watson C. Peacemaking Circles and Urban Youth: Bringing Justiee Home / Carolyn Boyes-Watson. St. Paul, MN: Living Justice Press, 2008. 288 p.

6. Wolak J. Internet-initiated sex crimes against minors: Implications for prevention based on findings from a national study / J. Wolak, D. Finkelhor, K. Mitchell // Journal of Adolescent Health. 2004. Vol. 35, № 5. P. 424-433.

7. Cisneros D. Virtual child pornography on the Internet: a «virtual» victim? // Duke Law & Technology Review. 2002. Vol. 19. P. 19-28.

8. Ermakov V.D. Prichiny i usloviya, sposobstvuyushchie prestupnosti nesovershennoletnih. M., 1986. 178 s.

9. Miller A.I. Protivopravnoe povedenie nesovershennoletnih. Genezis i rannyaya profilaktika. Kiev: Naukova Dumka, 1985. 148 s.

10. Pankratov V.V. Problemy preduprezhdeniya pravonarushenij uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh shkol M., 1990. 65 s.

11. Bezhencev A.A. Sistema profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnih: uchebnoe posobie. M.: Flinta: MPSI, 2012. 295 s.

12. Antyufeeva O.S. Ugolovnaya politika Rossii v sfere profilaktiki prestupnosti nesovershennoletnih: pravovye problemy: monografiya. Voskresensk: Voskresenskij fil. NOU VPO "RosNOU", 2012. 150 s.

13. Aksenova-Sorohtej YU.N. Kriminalisticheskaya profilaktika prestuplenij nesovershennoletnih: monografiya. M.: YUrlitinform, 2012. 150 s.

14. Kudryavcev V.N. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih. M., 1965. 102 s.

15. Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.06.1999, № 26, st. 3177.

16. Zakon Kemerovskoj oblasti ot 17 yanvarya 2005 goda № 11-OZ «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Kemerovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/990304836

17. Zakon Belgorodskoj oblasti ot 13 dekabrya 2000 goda №»122 «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Belgorodskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/469020934

18. Zakon Tverskoj oblasti ot 14 fevralya 2007 goda № 6-ZO «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Tverskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL:http://docs.cntd.ru/document/936011334

19. Zakon goroda Moskvy ot 7 aprelya 1999 goda №16 «O sisteme profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v gorode Moskve» // Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/901735067

20. Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 g. 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/420361608

21. Zakon Moskovskoj oblasti ot 04.12.2009 № 148/2009-OZ «O merah po preduprezhdeniyu prichineniya vreda zdorov'yu i razvitiyu nesovershennoletnih v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/895228194

22. Zakon Moskovskoj oblasti ot 30 dekabrya 2005 goda №273/2005-OZ «O komissiyah po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/5811598

23. Zakon Moskovskoj oblasti ot 4 dekabrya 2009 goda № 148-2009-OZ «O merah po preduprezhdeniyu prichineniya vreda zdorov'yu i razvitiyu nesovershennoletnih v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/895228194

24. Zakon Moskovskoj oblasti ot 24 dekabrya 2010 goda № 176/2010-OZ «O zashchite nesovershennoletnih ot ugrozy alkogol'noj zavisimosti i profilaktike alkogolizma sredi nesovershennoletnih v Moskovskoj oblasti» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://docs.cntd.ru/document/895278740

25. Postanovleniem Gubernatora Moskovskoj oblasti ot 03.08. 2006 № 101-PG «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii individual'noj profilakticheskoj raboty s nesovershennoletnimi, nahodyashchimisya v obstanovke, predstavlyayushchej ugrozu ih zhizni ili zdorov'yu» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/445734

26. Otchety dolzhnostnyh lic // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: https://50.mvd.rf/DEJATELNOST/Otcheti_dolzhnostnih_lic; Otchety dolzhnostnyh lic za 2017 god // [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: https://orekhovo-zuevo.50.mvd.rf/DEJATELNOST/Otcheti_dolzhnostnih_lic/otchet-dolzhnostnih-lic-za-2017/

27. Prikaz MVD Rossii № 845 ot 15.10.2013g. «Ob utverzhdenii instrukcii po organizacii podrazdelenij po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del RF» // [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa. URL: https://63.mvd.rf/document/2383828

28. Bastrykin poobeshchal razobrat'sya s «sajtami smerti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2017/03/02/bastrykin-poobeshchal-razobratsia-s-sajtami-smerti.html

Kolichestvo detskih suicidov v Rossii rastyot ne tol'ko iz-za «grupp smerti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/incidents/36478840/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

29. V kontakte so smert'yu. Mogli li socseti dovesti rebenka do samoubijstv [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2016/05/22/mogut-li-socialnye-seti-dovesti-rebenka-do-samoubijstva.html

30. Klyuchkova E.I. Vozdejstvie interneta na suicidal'noe povedenie molodezhi // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2014. №1. 69-72.

31. Chmielowiec J. Health politics and strategies of action against drug addiction in European countries and the States / J. Chmielowiec, A. Rajewski // Family Medicine and Primary Care Review. 2012. Vol. 14, № 1. P. 97-98.

32. Seddon T. Drugs, Crime and Social Exclusion: Social Context and Social Theory in British Drugs-Crime Research / T. Seddon // The British Journal of Criminology. 2006. Vol. 46, iss. 4. P. 680-702.

33. Koryagina S.A. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih posredstvom primeneniya mer ugolovno-pravovogo haraktera, vlekushchih sudimost': Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2004. 22 s.

34. Viktimologicheskaya harakteristika regional'noj prestupnosti i ee preduprezhdenie / pod red. A.L. Repeckoj. M.: Academia, 2008. 304 s.

БЕЛЯСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственного гуманитарно-технологического университета. ([email protected]).

ПИРОГОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ - старший преподаватель кафедры публичного права Государственного гуманитарно-технологического университета. ([email protected])..

BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor Department of Public Law, State University of Humanities and Technology.

PIROGOV, VLADIMIR P. - Senior Lecturer, Department of Public Law, State University of Humanities and Technology.

УДК 349.6

ГЛУШКО О.А.

МЕСТО И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: экологическая безопасность, национальная безопасность, общественная безопасность, правопорядок, Концепция национальной безопасности, биологическое разнообразие, охрана окружающей среды, экологическое образование.

В статье рассматривается соотношение национальной и общественной безопасности, которые включают в себя элементы содержания экологической безопасности. Анализируются мнения ученых по вопросу признания самостоятельной природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.