Научная статья на тему 'Тенденции к изменению видения студентов о будущем профессиональном развитии в сфере здравоохранения и общественного здоровья'

Тенденции к изменению видения студентов о будущем профессиональном развитии в сфере здравоохранения и общественного здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ / TREND / ВИДЕНИЕ / VISION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Н.Г.

Видение профессионального развития это создание вероятной модели профессионального будущего. В исследовании участвовало 507 студентов из сферы здравоохранение и общественного здоровья. В результате была установлена стабильная тенденция к самому высокому выбору „Клинической деятельности” и к повышению видения научно-исследовательской работы и участия в проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF CHANGE IN VISION OF STUDENTS IN THE FIELD OF HEALTH CARE AND PUBLIC HEALTH FOR FUTURE DIFFICULTY DEVELOPMENT

The vision for future professional development is to create a probable model of a professional future. The study was attended by 507 students in the field of health care and public health. A sustained trend of highest eligibility for Clinical Activity and increasing the vision for research work and participation in projects has been established.

Текст научной работы на тему «Тенденции к изменению видения студентов о будущем профессиональном развитии в сфере здравоохранения и общественного здоровья»

научный журнал

Н. Г. Иванова

Тракийский университет, Медицинский факультет, г. Стара Загора, Болгария

ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ ВИДЕНИЯ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: Видение профессионального развития - это создание вероятной модели профессионального будущего. В исследовании участвовало 507 студентов из сферы здравоохранение и общественного здоровья. В результате была установлена стабильная тенденция к самому высокому выбору „Клинической деятельности" и к повышению видения научно-исследовательской работы и участия в проектах.

Ключевые слова: тенденция, видение, профессиональное развитие, студент

Введение

Цель исследования состоит в раскрытии роли видения профессионального развития в будущем при формировании профессионально-клинического мышления студентов сферы здравоохранения и общественного здоровья и в тенденции к ее изменению. Методика исследования представлена в табл.1.

Табл.1. Методика исследования

Задачи: Проведение анонимного анкетирования студентов по специальности „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог" и „Управление здравоохранения" для определения видения будущего профессионального развития. Сравнительный анализ и обобщение мнений респондентов в направлении задач исследования. Установление взаимосвязи между видением профессионального развития и формированием профессионально-клинического мышления у студентов в сфере здравоохранения и общественного здоровья.

Объект: Учебно-воспитательный процесс студентов в сфере здравоохранения и общественного здоровья.

Предмет: Видение будущего профессионального развития у студентов в сфере здравоохранения и общественного здоровья.

Контингент: А.) Логические единицы Студенты специальностей „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог" и „ Управление здравоохранения" - 507 человек; Б.)Технические единицы МФ при Фракийском университете; МК при Фракийском университете;

научный журнал

Филиал Хасково при Фракийском университете; МУ г. Пловдив.

Время проведения: 2012 -2015 г.

Место проведения: г. Стара Загора, г. Хасково и г. Пловдив.

Методы исследовани я Социологические методы Анкетный метод - была создана анкетная карта и полуоткрытые вопросы, соответствующие цели исследования, для изучения мнения студентов. Провелось прямое групповое анкетирование. Математическо-статистические методы обработки и анализа первичных данных Для сравнения анкетных данных из выписок студентов 2013 и 2015 использовался сравнительный анализ с помощью теста Стьюдента

Результаты и обсуждение

Понятие „визия" (от лат. visio) означает „идя, представление". [7, с.113] Видение будущего профессионального развития - это создание вероятной модели профессионального будущего. Оно ассоциируется с желаемым = необходимым будущим. Способность предвидения как способность воображения основывается на ретроспективном опыте (житейском или профессиональном) и наблюдении. Эта предконцептуальная функция воображения обучающегося человека может оказаться значимой для ориентирования будущего специалиста в специализированных областях и мероприятиях.

Самопознание и реальная самооценка знаний и навыков являются предпосылкой для реализации вероятной модели. [2, 4]

Исследование началось в 2012 - 2013 учебном году и завершилось в 2015.0но было проведено в два этапа:

I этап (2012-2013 учебныйгод.)

Было проведено анонимное анкетирование студентов по специальности „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог" и „Управление здравоохранения". Участвовало 200 студентов. Обработалась полученная информация, и был проведен анализ.

II етап (2014 г. - 2015 г.)

1) Было проведено анонимное анкетирование студентов по специальности „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог": более углубленное исследование факторов, которые оказывают воздействие на формирование профессионально-клинического мышление; раскрытие закономерности и причинно-следственные связи; наблюдение изменения мнений и убеждений студентов относительно результатов одного и того же группового опроса в 2012-2013 учебном году и новых участников. Общее количество участников составило 307 человек.

научный журнал

Полученная информация от всех респондентов была обработана, а также были проведены статистическая обработка и тщательный анализ, и сформулированы выводы.

Всем опрошенным лицам был задан вопрос: „В чем выражается ваше „видение " о будущем профессиональном развитии?" Опрошенные имели возможность дать больше одного ответа. [2]

Клиническая деятельность - это обобщенное понятие, которое состоит из различных видов деятельностей, осуществляемых многопрофильной командой. Практическое обучение студентов медицины осуществляется в основномв реальной клинической обстановке. М. Николова изучает медико-социальные аспекты заботы о престарелых людях и говорит, что „клиническая практика дает возможность студентам в реальной обстановке усовершенствовать свои навыки и получить представление об особенностях гериатрического пациента". [5, с. 197-198] Как подчеркивает А. Андонова, „в ходе своехо обучения студенты получают знания, умения и навыки, связанные с разными манипуляциями, медицинскими работами, санитарными требованиями и др." [1, с.148]. По словам М. Пенковой „двадцать первый век является веком заботы о здоровье" [6, с.265].

„Руководящая должность в медицинском учреждении" - это видение, при осуществлении которого возможны затруднения: в каждом отделении есть по одному старшему медицинскому специалисту; отсутствие профессионально-клинического мышления и неправильные управленческие решения; требования к занимаемой руководящей должности (последипломное образование, самовоспитание и самообучение, желание успешной профессиональной реализации и достижение высокого социального статуса и т.д.); нереальная самооценка студента и т.д.

„ Администратором в медицинском учреждении" является технический секретарь, регистратор и др. Профессиональные обязанности связаны в основном с медицинской документацией, электронной обработкой данных и т.д.

„Координатор при добровольном фонде медицинского страхования" - это должность, с которой студенты менее знакомы. Профессиональные обязанности этого лица состоят в координации между добровольными фондами медицинского страхования (ДФМС) и медицинскими учреждениями (МУ).

Менее предпочтительным видением студентов о будущем профессиональном развитии является „участие в разработке медицинского программного обеспечения". Разработка медицинского программного обеспечения предполагает теоретические познания,

2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал

отличную компьютерную грамотность, умения дистанционной работы в команде, коммуникативные навыки и т.д.

В результате исследования видений „Участие в научных проектах", „Научно-исследовательская работа", „ Участие в организации и проведении научных форумов и конференций " установилось, что студенты проявляют высокую мотивацию в участии в проектах сферы здравоохранения и научных конференциях.

При проведении теста Стьюдента в выписках студентов 2013 и 2015 годов отмечается заметное различие в ответе „Участие в организации и провождении научных форумов и конференций" ^(382) = -4.084 p < 0.001]. Результат отображен в таблице ниже. (см. Табл.2)

Табл.2 .Результаты теста Стьюдента по образцам студентов 2013 и 2015

Видение профессионального развития В среднем студенты 2015 В среднем студенты 2013 t(382) p - value

Клиническая деятельность 0.696 0.670 0.538 0.591

Администратор в медицинском учреждении 0.158 0.150 0.206 0.837

Руководящая должность в медицинском учреждении 0.326 0.375 -1.002 0.317

Координатор при добровольном фонде медицинского страхования 0.082 0.085 -0.123 0.902

Участие в разработке программного обеспечения 0.038 0.040 -0.099 0.922

Участие в научных проектах 0.261 0.240 0.471 0.638

Участие в организации и проведении научных форумов и конференции 0.098 0.255 -4.084 0.000

Научно-исследовательская работа 0.179 0.160 0.504 0.615

В специальностях „Акушерство" и „Реабилитолог" наблюдается тенденция к увеличению доли лиц с видением „Клиническая деятельность" за счет „Руководящей должности в медицинском учреждении", а в специальности „Медсестринское дело" -противоположная тенденция. Более высокая оценка клинической деятельности студентов обеих специальностей является положительной тенденцией, основанной на осознании собственной роли в уходе за пациентами и в формировании индивидуально стабилизированного убеждения в профессиональном будущем. (см. Табл.3)

научный журнал

Табл.3. Сравнительный анализ респондентов (%)

Видение профессионального развития

специалность „Акушерство УУ „Медсестринск ое дело " „Реабилитолог УУ „УЗГ

етап I II I II I II

Клиническая 64,06 % 69,11% 71,95% 65,93% 69,23% 84% 46,66%

деятельность

Руководящая 35,93% 27,94% 29,26% 34,06% 46,15% 40% 66,66%

должность в

медицинском

учреждении

Участие в 23,43 % 20,58% 17,07% 31,86% 28,20% 20% 53,33%

научных

проектах

Участие в 23,43 % 5,88% 20,73% 14,28% 25,64% 4% 60%

организации и

проведении

научных форумов и конференции

Научно- 17,18% 26,47% 7,31% 14,28% 17,94% 8% 53,33%

исследовательск

ая работа

Администратор 17,18 % 13,23% 14,63% 18,68% 5,12% 12% 33,33%

в медицинском

учреждении

Координатор 7,81% 7,35% 8,53% 9,89% 2,56% 4% 26,66%

при добровольном фонде

медицинского

страхования

Участие в 6,25% 2,94% 2,43% 4,39% 5,12% 4% 0%

разработке

программного обеспечения

В заключение можно сделать вывод о том, что стабильно наблюдается высокая тенденция к выбору видения „Клиническая деятельность". Высокая мотивация студентов к научно-исследовательской

2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал

работе должна стимулироваться преподавателем путем совместной научно-исследовательской деятельности. Существует прямо-пропорциональная зависимость между обменом научной информации на форумах (знакомство с новшествами диагностики и лечения, презентация интересных клинических случаев, обмен клинического опыта и т.д.) и улучшением качества здравоохранения.

Библиографический список

1. Андонова, А., „Студентите за свободно избираемата дисциплина „Психо-социални комуникации в сестринските грижи", 31-ва научно-технологична сесия „Гражданската идея в действие", София, 2013

2. Иванова, Н., Формиране на професионално-клинично мислене при студентите в сферата на здравните грижи и общественото здраве, дисертация, том I, Стара Загора, 2016

3. Иванова, Н., Материалы V международной научно-практической конференции „ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО УХОДА И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ", Ярославль, 2014

4. Мечков, К., „Медицинска психология", В. Търново, изд. ПИК,1995

5. Николова, М., Студентите за клиничната практика в обучението им да полагат грижи за стари хора, 33 НТС КОНТАКТ 2014

6. Пенкова, М. „Педагогически стратегии, използвани при клиничното медицинско образование", Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист, том I, „Екс-Прес", Габрово, 2011

7. Филипова-Байрова, М., Начева-Машалова, Е., Костов, К., „Речник на чуждите думи в българския език", София, Издателство на Б АН, 1998

; N. G. Ivanova

; TRENDS OF CHANGE IN VISION OF STUDENTS IN THE FIELD OF ;: HEALTH CARE AND PUBLIC HEALTH FOR FUTURE DIFFICULTY DEVELOPMENT

< Аbstract. The vision for future professional development is to create a probable ^ model of a professional future. The study was attended by 507 students in the field ;; of health care and public health. A sustained trend of highest eligibility for v Clinical Activity and increasing the vision for research work and participation in ;; projects has been established.

i Key words: trend, vision, professional development, student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.