научный журнал
Н. Г. Иванова
Тракийский университет, Медицинский факультет, г. Стара Загора, Болгария
ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ ВИДЕНИЯ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО
ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: Видение профессионального развития - это создание вероятной модели профессионального будущего. В исследовании участвовало 507 студентов из сферы здравоохранение и общественного здоровья. В результате была установлена стабильная тенденция к самому высокому выбору „Клинической деятельности" и к повышению видения научно-исследовательской работы и участия в проектах.
Ключевые слова: тенденция, видение, профессиональное развитие, студент
Введение
Цель исследования состоит в раскрытии роли видения профессионального развития в будущем при формировании профессионально-клинического мышления студентов сферы здравоохранения и общественного здоровья и в тенденции к ее изменению. Методика исследования представлена в табл.1.
Табл.1. Методика исследования
Задачи: Проведение анонимного анкетирования студентов по специальности „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог" и „Управление здравоохранения" для определения видения будущего профессионального развития. Сравнительный анализ и обобщение мнений респондентов в направлении задач исследования. Установление взаимосвязи между видением профессионального развития и формированием профессионально-клинического мышления у студентов в сфере здравоохранения и общественного здоровья.
Объект: Учебно-воспитательный процесс студентов в сфере здравоохранения и общественного здоровья.
Предмет: Видение будущего профессионального развития у студентов в сфере здравоохранения и общественного здоровья.
Контингент: А.) Логические единицы Студенты специальностей „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог" и „ Управление здравоохранения" - 507 человек; Б.)Технические единицы МФ при Фракийском университете; МК при Фракийском университете;
научный журнал
Филиал Хасково при Фракийском университете; МУ г. Пловдив.
Время проведения: 2012 -2015 г.
Место проведения: г. Стара Загора, г. Хасково и г. Пловдив.
Методы исследовани я Социологические методы Анкетный метод - была создана анкетная карта и полуоткрытые вопросы, соответствующие цели исследования, для изучения мнения студентов. Провелось прямое групповое анкетирование. Математическо-статистические методы обработки и анализа первичных данных Для сравнения анкетных данных из выписок студентов 2013 и 2015 использовался сравнительный анализ с помощью теста Стьюдента
Результаты и обсуждение
Понятие „визия" (от лат. visio) означает „идя, представление". [7, с.113] Видение будущего профессионального развития - это создание вероятной модели профессионального будущего. Оно ассоциируется с желаемым = необходимым будущим. Способность предвидения как способность воображения основывается на ретроспективном опыте (житейском или профессиональном) и наблюдении. Эта предконцептуальная функция воображения обучающегося человека может оказаться значимой для ориентирования будущего специалиста в специализированных областях и мероприятиях.
Самопознание и реальная самооценка знаний и навыков являются предпосылкой для реализации вероятной модели. [2, 4]
Исследование началось в 2012 - 2013 учебном году и завершилось в 2015.0но было проведено в два этапа:
I этап (2012-2013 учебныйгод.)
Было проведено анонимное анкетирование студентов по специальности „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог" и „Управление здравоохранения". Участвовало 200 студентов. Обработалась полученная информация, и был проведен анализ.
II етап (2014 г. - 2015 г.)
1) Было проведено анонимное анкетирование студентов по специальности „Акушерство", „Медсестринское дело", „Реабилитолог": более углубленное исследование факторов, которые оказывают воздействие на формирование профессионально-клинического мышление; раскрытие закономерности и причинно-следственные связи; наблюдение изменения мнений и убеждений студентов относительно результатов одного и того же группового опроса в 2012-2013 учебном году и новых участников. Общее количество участников составило 307 человек.
научный журнал
Полученная информация от всех респондентов была обработана, а также были проведены статистическая обработка и тщательный анализ, и сформулированы выводы.
Всем опрошенным лицам был задан вопрос: „В чем выражается ваше „видение " о будущем профессиональном развитии?" Опрошенные имели возможность дать больше одного ответа. [2]
Клиническая деятельность - это обобщенное понятие, которое состоит из различных видов деятельностей, осуществляемых многопрофильной командой. Практическое обучение студентов медицины осуществляется в основномв реальной клинической обстановке. М. Николова изучает медико-социальные аспекты заботы о престарелых людях и говорит, что „клиническая практика дает возможность студентам в реальной обстановке усовершенствовать свои навыки и получить представление об особенностях гериатрического пациента". [5, с. 197-198] Как подчеркивает А. Андонова, „в ходе своехо обучения студенты получают знания, умения и навыки, связанные с разными манипуляциями, медицинскими работами, санитарными требованиями и др." [1, с.148]. По словам М. Пенковой „двадцать первый век является веком заботы о здоровье" [6, с.265].
„Руководящая должность в медицинском учреждении" - это видение, при осуществлении которого возможны затруднения: в каждом отделении есть по одному старшему медицинскому специалисту; отсутствие профессионально-клинического мышления и неправильные управленческие решения; требования к занимаемой руководящей должности (последипломное образование, самовоспитание и самообучение, желание успешной профессиональной реализации и достижение высокого социального статуса и т.д.); нереальная самооценка студента и т.д.
„ Администратором в медицинском учреждении" является технический секретарь, регистратор и др. Профессиональные обязанности связаны в основном с медицинской документацией, электронной обработкой данных и т.д.
„Координатор при добровольном фонде медицинского страхования" - это должность, с которой студенты менее знакомы. Профессиональные обязанности этого лица состоят в координации между добровольными фондами медицинского страхования (ДФМС) и медицинскими учреждениями (МУ).
Менее предпочтительным видением студентов о будущем профессиональном развитии является „участие в разработке медицинского программного обеспечения". Разработка медицинского программного обеспечения предполагает теоретические познания,
2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал
отличную компьютерную грамотность, умения дистанционной работы в команде, коммуникативные навыки и т.д.
В результате исследования видений „Участие в научных проектах", „Научно-исследовательская работа", „ Участие в организации и проведении научных форумов и конференций " установилось, что студенты проявляют высокую мотивацию в участии в проектах сферы здравоохранения и научных конференциях.
При проведении теста Стьюдента в выписках студентов 2013 и 2015 годов отмечается заметное различие в ответе „Участие в организации и провождении научных форумов и конференций" ^(382) = -4.084 p < 0.001]. Результат отображен в таблице ниже. (см. Табл.2)
Табл.2 .Результаты теста Стьюдента по образцам студентов 2013 и 2015
Видение профессионального развития В среднем студенты 2015 В среднем студенты 2013 t(382) p - value
Клиническая деятельность 0.696 0.670 0.538 0.591
Администратор в медицинском учреждении 0.158 0.150 0.206 0.837
Руководящая должность в медицинском учреждении 0.326 0.375 -1.002 0.317
Координатор при добровольном фонде медицинского страхования 0.082 0.085 -0.123 0.902
Участие в разработке программного обеспечения 0.038 0.040 -0.099 0.922
Участие в научных проектах 0.261 0.240 0.471 0.638
Участие в организации и проведении научных форумов и конференции 0.098 0.255 -4.084 0.000
Научно-исследовательская работа 0.179 0.160 0.504 0.615
В специальностях „Акушерство" и „Реабилитолог" наблюдается тенденция к увеличению доли лиц с видением „Клиническая деятельность" за счет „Руководящей должности в медицинском учреждении", а в специальности „Медсестринское дело" -противоположная тенденция. Более высокая оценка клинической деятельности студентов обеих специальностей является положительной тенденцией, основанной на осознании собственной роли в уходе за пациентами и в формировании индивидуально стабилизированного убеждения в профессиональном будущем. (см. Табл.3)
научный журнал
Табл.3. Сравнительный анализ респондентов (%)
Видение профессионального развития
специалность „Акушерство УУ „Медсестринск ое дело " „Реабилитолог УУ „УЗГ
етап I II I II I II
Клиническая 64,06 % 69,11% 71,95% 65,93% 69,23% 84% 46,66%
деятельность
Руководящая 35,93% 27,94% 29,26% 34,06% 46,15% 40% 66,66%
должность в
медицинском
учреждении
Участие в 23,43 % 20,58% 17,07% 31,86% 28,20% 20% 53,33%
научных
проектах
Участие в 23,43 % 5,88% 20,73% 14,28% 25,64% 4% 60%
организации и
проведении
научных форумов и конференции
Научно- 17,18% 26,47% 7,31% 14,28% 17,94% 8% 53,33%
исследовательск
ая работа
Администратор 17,18 % 13,23% 14,63% 18,68% 5,12% 12% 33,33%
в медицинском
учреждении
Координатор 7,81% 7,35% 8,53% 9,89% 2,56% 4% 26,66%
при добровольном фонде
медицинского
страхования
Участие в 6,25% 2,94% 2,43% 4,39% 5,12% 4% 0%
разработке
программного обеспечения
В заключение можно сделать вывод о том, что стабильно наблюдается высокая тенденция к выбору видения „Клиническая деятельность". Высокая мотивация студентов к научно-исследовательской
2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал
работе должна стимулироваться преподавателем путем совместной научно-исследовательской деятельности. Существует прямо-пропорциональная зависимость между обменом научной информации на форумах (знакомство с новшествами диагностики и лечения, презентация интересных клинических случаев, обмен клинического опыта и т.д.) и улучшением качества здравоохранения.
Библиографический список
1. Андонова, А., „Студентите за свободно избираемата дисциплина „Психо-социални комуникации в сестринските грижи", 31-ва научно-технологична сесия „Гражданската идея в действие", София, 2013
2. Иванова, Н., Формиране на професионално-клинично мислене при студентите в сферата на здравните грижи и общественото здраве, дисертация, том I, Стара Загора, 2016
3. Иванова, Н., Материалы V международной научно-практической конференции „ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО УХОДА И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ", Ярославль, 2014
4. Мечков, К., „Медицинска психология", В. Търново, изд. ПИК,1995
5. Николова, М., Студентите за клиничната практика в обучението им да полагат грижи за стари хора, 33 НТС КОНТАКТ 2014
6. Пенкова, М. „Педагогически стратегии, използвани при клиничното медицинско образование", Педагогическата среда в университета като пространство за професионално-личностно развитие на бъдещия специалист, том I, „Екс-Прес", Габрово, 2011
7. Филипова-Байрова, М., Начева-Машалова, Е., Костов, К., „Речник на чуждите думи в българския език", София, Издателство на Б АН, 1998
; N. G. Ivanova
; TRENDS OF CHANGE IN VISION OF STUDENTS IN THE FIELD OF ;: HEALTH CARE AND PUBLIC HEALTH FOR FUTURE DIFFICULTY DEVELOPMENT
< Аbstract. The vision for future professional development is to create a probable ^ model of a professional future. The study was attended by 507 students in the field ;; of health care and public health. A sustained trend of highest eligibility for v Clinical Activity and increasing the vision for research work and participation in ;; projects has been established.
i Key words: trend, vision, professional development, student