научный журнал
УДК 37.03
Албена Николаева Андонова
доктор медицинских наук, доцент Тракийски университет, Стара Загора, Болгария
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация: Физическая культура является частью культуры общества, в которой реализуются процессы усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Цель исследования в том, чтобы определить понимание формирования физической культуры в детском возрасте шестьюдесятью студентами, обучающихся в педагогических и медицинских специальностях в возрасте от 18 до 25 лет.
Почти 80% студентов считают, что у детей в основе формирования физической культуры и желания к спорту лежит игра, согласны с утверждением того, что формирование физической культуры должно начинаться еще с первых месяцев жизни ребенка, самый подходящий возраст составляет 3 года.
Заключение: Будущие педагоги и медицинские специалисты обладают правильно сформированным пониманием о роли физической культуры и спорта для физического и личностного развития ребенка.
Ключевые слова: физическая культура, дети, мнение, студенты
На протяжении последних лет усиленно проводятся исследования, посвященные такой важной проблеме, как социализация личности посредством использования средств и методов физической культуры [3, 5, 12, 13, 14, 16, 23].
Сегодня социализация все чаще определяется как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой стороны - в процессе социализации воспроизводит систему социальных связей за счет активного проникновения в среду, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Другими словами, индивид не только адаптируется к социальной среде, но и завоевывает определенное «социальное пространство».
В современном обществе ситуация характеризуется повышенным интересом личности к собственному телу, красоте, здоровью, здоровому образу жизни и т.д. На данном этапе развития и понимания общества возникает конфликт между тем, что считается красивым и эстетичным и тем, что полезно и благоприятно. Обострение этой проблемы обусловлено развитием технологий в области пластической хирургии, которая предоставляет человеку возможность изменить физический облик, что часто вступает в противоречие с рекомендациями медиков и специалистов
научный журнал
по здоровому образу жизни. Это непосредственно связано со здоровьем человека, а иногда становиться вопросом его жизни. В настоящее время физическое состояние как показатель общественного здоровья демонстрирует тревожную тенденцию к увеличению нездоровой практики, такой, как образ жизни - злоупотребление алкоголем, курение, наркотики, избыточный вес, низкая сексуальная культура и др. В контексте данной проблемы находится и проблема здорового образа жизни.
Физическая культура является частью культуры общества, в которой реализуются процессы усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. С развитием социальных образовательных и воспитательных систем физическая культура получает статус основного фактора формирования физических качеств, двигательных умений и навыков человека, а сфера физической культуры в этом статусе представлена как система общественной жизни, связанная с развитием физических возможностей организма человека для достижения физического совершенства [4, 9, 10].
Длительное время физическая культура понималась как совокупность постижений общества в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий, направленных на физическое усовершенствование человека, а физическое воспитание - как процесс обучения двигательных действий и процесс воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих целенаправленное развитие и основанных на их способностях [18]. Такое понимание физической культуры и физического воспитания представлено в работах о теории физического воспитания наших и иностранных ученых [7, 15, 17, 19, 21].
В соответствии с этим пониманием физическая культура должна способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения, но существующая система физического воспитания не позволяет эффективно решить проблему физического и духовного совершенства [1, 6, 12, 20, 25].
Важно еще с раннего возраста начинать родителям формировать физическую культуру у маленького ребенка. Физическое воспитание начинается в детском возрасте, но осознанная потребность в спорте возникает на более поздних этапах жизни. [8]
В яслях (в Болгарии в детских яслях за детьми ухаживают медицинские сестры) и детских садах, а затем и в школах формирование физической культуры и навыков здорового образа жизни является функцией педагогов и медицинских специалистов. Роль этих специалистов в формировании физической и здравоохранительной культуры - ведущая. От их мотивации, компетенции и профессионализма зависит формирование правильных моделей поведения, личностного образования и роста детей.
научный журнал
Цель исследования: цель состоит в том, чтобы определить понимание формирования физической культуры в детском возрасте шестьюдесятью студентами, обучающихся в педагогических и медицинских специальностях в возрасте от 18 до 25 лет.
Исследование показало, что все опрошенные воспринимают физическую культуру как составную часть здорового образа жизни. 81% из них согласны с утверждением того, что формирование физической культуры должно начинаться еще с первых месяцев жизни ребенка, 9,6% воздерживаются, а остальные считают, что это неправильно. Для 84,8% из студентов самый подходящий возраст составляет 3 года, для остальных -возраст от 4 до 6 лет.
Студентов попросили описать самые подходящие методы для формирования физической культуры у маленьких детей. По их мнению, самым полезным методом является упражнения (84,8%), ролевые игры (80%), объяснение (78,4%), изображение (73,6%), демонстрация (73,6%).
Фиг. 1 - Методы для формирования физической культуры у маленьких детей
Почти все студенты (92,8%) считают, что у детей в основе формирования физической культуры и желания к спорту лежит игра. На музыкальный фон и соответствующие вспомогательные средства (мячи, спортивные сооружения, подходящая одежда) указывают 91,2%, собственный пример и авторы преподавателя - 73,6%.
Согласно 73,6% опрошенных дети могут начать заниматься спортом под руководством тренера после 5 лет. Остальные студенты обращают внимание на то, что возраст определяется видом спорта.
Следует отметить, что все опрошенные считают, что спорт формирует не только физическую культуру, но и личностные качества,
научный журнал
психическую устойчивость, воспитывает, а также формирует морально-эстетические качества и эмоциональную интеллигентность. Не существует студентов, которые не согласны с предложенными вариантами ответов.
Спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, воспитывает физически и морально, формирует благородство и трудолюбие, способность не поддаваться вредным привычкам, думать в напряженной обстановке, а также обучает самодисциплине, подчинению человека его собственным интересам перед интересами команды. Ребенок, который занимается спортом, попадает под воздействие строгого поведенческого регулирования (уставы, правила состязания, режим и т.д.).
Спорт стимулирует активное участие в жизни спортивного коллектива и, таким образом, воспитывает активную жизненную позицию в будущем.
Заключение: Будущие педагоги и медицинские специалисты обладают правильно сформированным пониманием о роли физической культуры и спорта для физического и личностного развития ребенка. Когда мотивы, настрой, понимание и ценности подрастающей личности направленны и основаны на правильных методах и практиках здорового образа жизни, тогда можно сказать, что формирование гармонично развитой личности - это целенаправленный и хорошо спланированный воспитательно-образовательный процесс.
Библиографический список
1. Бальсевич В. К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки, как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех Теория и практика физической культуры. 1993. № 4. с. 21-22.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. с. 2-7.
3. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993.
4. Визитей Н. Н. Физическая культура и спорт, как социальное явление: Философские очерки. Кишинёв: Штиинца, 1986. с.164
5. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: цель, содержание, место в системе знания о человеке Теория и практика физической культуры. 1998.№ 1. с. 2-7.
6. Ермаков В. А. Дифференцированное физическое воспитание. Тула: ТГПУ, 1996. с.131
7. Зигер В. К определению понятий и признаков, характеризующих социалистическую физическую культуру Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 75-80.
8. Иванова Н. Формиране на професионално-клинично мислене при студентите в сферата на здравните грижи и общественото здраве (том I) - Стара Загора, 2016, стр. 57
9. Кун. Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.
с.400
научный журнал
10. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2004. с.240
11. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе. М.: АНО НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. с.161
12. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс Пер. с нем.; Под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М., 1995.
13. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: Монография. СПб., 1998.
14. Пельменев В.К. Физическая культура и спорт в эксклавном регионе России: состояние и перспективы: Монография. Калининград, 2002.
15. Пономарев Н. И. О теории физической культуры как науке Теория и практика физической культуры. 1974. № 4. с. 49-53.
16. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996.
17. Такач Ф. Некоторые значения к понятию «физическая культура» Очерки по теории физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1984. с. 80-82.
18. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. Т. 1. с.304
19. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт. 1993. с.352
20. Трещева О. Л. Формирование культуры здоровья личности в общеобразовательной системе физического воспитания. Автореф. дис. докт. пед. наук. Омск, 2003. с.67
21. Физическое воспитание Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. М.: Высшая школа, 1983. с.391
22. Человек и общество (Культурология) Словарь-справочник. Ростов/Д: Изд-во «Феникс», 1996. с.554
23. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М., 1995.
24. Щербина, В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. с.319
25. Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях. Волгоград: ВолГАСА, 2002. с.136
Albena Nikolaeva Andonova J Formation of physical culture in children ; from the point of view of students
Abstract: Physical culture is part of the culture of society. The aim of the study is to identify the ideas of 60 students in pedagogical and medical specialties between V the ages of 18-25 for the formation of physical culture during childhood. Almost < over 80% of students are of the opinion that the children at the base of physical ^ culture formation is the game, they also agree with the thesis that the formation of ; the most appropriate physical age of 3. Conclusion: Future educators and medical ; specialists have formed correct insights about the role of physical culture and sport ;; for the physical and personal development of the child. i Key words: physical culture, children, opinion, students