УДК 616.33-002
МЕДСЕСТРЫ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ им. ЦАРИЦЫ ЙОАННЫ г. СОФИИ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДОЛЖИТЬ СВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Т. Попов, Х. Георгиева, И. Милев. Факультет общественного здравоохранения (ФОЗ), Медицинский университет (София, Болгария), e-mail: larapt@abv.bg
Улучшение образования является одним из важнейших требований времени. Именно благодаря знаниям, благодаря профессиональному развитию, благодаря повышению качества обучения и самообучения отдельный индивид растет, и формируются не только его профессиональные, но и личные и творческие аспекты. Он приобретает новый вид, новую уверенность, новое место в обществе. Этот процесс имеет два аспекта. Естественно, с одной стороны, стоят соответствующие учебные заведения, которые обеспечивают возможности обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе полученной квалификации. Какие специалисты будут подготовлены, до какой степени они смогут соответствовать новым требованиям времени -является одним из приоритетов и стратегий самого государства. Потому что образование является мощным фактором в подготовке специалистов в различных областях жизни.
С другой стороны, это отношение самих субъектов, их личные желания процветания, профессионального роста и развития для освоения новых, более высоких позиций в социальной иерархии. Сам субъект является тем, кто имеет возможность выбора, самоопределения, реализации желаний личностного становления и позиционирования.
Все эти моменты выделяются с особой силой и значением, когда речь заходит о здравоохранении. Потому что роль отдельного субъекта, его личных достоинств и компетентности, его навыков, часто может иметь решающее значение для жизни пациента. Это мотивирует актуальность вопроса о непрерывном профессиональном развитии и совершенствовании медицинских работников, включая медицинских сестер. Их способность обучения, постоянного развития своих навыков, роста как профессионалов, несущих соответствующие обязанности очень важны. Это определяет поиск новых условий и форм обучения в течение
всей жизни, особенно в сфере здравоохранения и здоровья населения.
В нашем исследовании мы также берем за основу труды Магдалены Александровой о подготовке медсестер, о специфике и особенностях их непрерывной профессиональной подготовки и образования, что нашло отражение в монографии (1, София, 2007 г.).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В этом исследовании коллектив авторов ставит своей главной целью определение отношения медсестер, работающих на кафедре неврологии в Университетской больнице имени Царицы Йоанны г. Софии к квалификации, профессиональному развитию и своим возможностям для продолжения образования в различных формах. Мы постарались найти ответы на вопросы об их личной удовлетворенности своей профессиональной подготовкой, об их желании приобрести высшее образование, участии в квалификации и переподготовке. Изучалось мнение опрошенных медсестер о возможных формах непрерывного образования и их эффективности, результатах, которые они ожидают сейчас или в долгосрочной перспективе.
Особое внимание уделяется проведенным ФОЗ тематическим курсам и их удовлетворенностью от них для их будущего выбора.
КОНТИНГЕНТ И МЕТОДОЛОГИЯ
Социологическое исследование проведено при использовании стандартной анкеты, разработанной проф. Т. Поповым по 18-ти темам смешанного типа. Исследование было проведено в сентябре 2013 года.
Исследование охватывает в общей сложности 34 медицинских сестры кафедры неврологии Университетской больницы имени Царицы Йоанны г. Софии. Все они женщины.
Средний возраст охваченного контингента 45 лет.
Средний опыт работы опрошенных 21,4 лет, из них почти сто процентов по специальности.
По уровню образования преобладает степень бакалавра (79,4%): магистров 15%, в то время как со средним и неполным высшим образованием - по одному человеку (3%).
Со специальностью медсестры оказались большинство опрошенных
- 88,2 %, со специальностью «Управление здравоохранением» - 6 % и 3%
- с другим образованием.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Данные, полученные в этом исследовании, в значительной степени созвучны с результатами других наших исследований, проведенных в последние годы (3, 4).
Медсестры Клиники по неврологии при Университетской больнице им. Царицы Йоанны в основной своей части удовлетворены качеством и уровнем их профессиональной подготовки и знаний - 82%. Среди остальных 12% ответили на этот вопрос уклончиво - «частично», всего 6% дали отрицательный ответ. Ответы на этот вопрос отражены на рисунке 1.
Как логическое продолжение предыдущего вопроса получаем ответы респондентов о том, что они думают по поводу, должны ли они продолжать свое профессиональное развитие и образование (см. рисунок 2). Здесь 88% опрошенных дали утвердительный ответ, убеждены в необходимости и полезности дальнейшего обучения в различных высших учебных заведениях, что будет иметь положительное влияние на их общее профессиональное развитие и личностное самоутверждение. Проценты не согласных с этим заявлением и колеблющиеся - только 6%.
Рис. № 1
Удовлетворенность качеством профессиональной
подготовки
■ Ответили ■ В %
Да Нет - - 28
► 6
Частично > 4 12
Рис. №2
Убежденность в необходимости продолжения профессионального развития и образования
■ Ответил и ■ В %
Тот же исключительно высокий процент медсестер - 88 %, уверены, что непрерывное образование будет способствовать повышению качества и их компетенции, как профессионалов, но только 12% считают, что это может случиться частично. Отрицательный ответ на этот вопрос вообще отсутствует.
В таблице 1 представлены ответы опрошенных об их предпочтениях в формах, через осуществление которых можно достичь повышения квалификации и их компетенции как профессионалов. В рейтинге ответов самой большой группой являются те, кто выбрал бы участие в различных учебных курсах повышения квалификации - 79%. Затем те, кто желает продолжить свое образование на более высоком уровне - 38%, а 24 % рассчитывают на их участие в разработках научно-исследовательских проектов, конференций и других подобных мероприятиях. Только 6% определяет самообучение как форму, которая обеспечит улучшение их профессиональных навыков. Ответы на этот вопрос превышают сто процентов за счет возможности дать несколько вариантов ответов.
Радует тот факт, что впечатляюще большой процент опрошенных (притом анонимных) нашли понимание и поддержку со стороны их руководителей для повышения их квалификации. Из таблицы 2 видно, что такое положительное отношение отмечают 91 % опрошенных и только 9%
встречают только «частичное» понимание и помощь в их стремлении для продвижения по службе, а негативные ответы отсутствуют! Таблица № 1
Предпочтительная фо| >ма повышения квалификации и компетентности
Обучение на более высокой профессиональной ступени Участие в квалификационных, переквалификации-онных и других подобных курсах Участие в разработках научных проектах, темах и др. Самоподготовка
Ответили 13 27 8 2
% 38 79 24 б
Таблица № 2
Получают ли понимание и поддержку со стороны своих руководителей для повышения их квалификации
да нет частично
ответили 31 3
% 91 9
Почти равномерно распределены ответы участников опроса-анкеты о том, как осуществлять непрерывное обучение, с небольшим большинством те, кто решил получить его «с отрывом от работы» - 56%, против 42% - «на рабочем месте». Только один опрошенный (3%) дает другой ответ (см. Рис. 3).
А по поводу того, в какой области и профессиональной сфере опрошенные желают продолжить свое профессиональное совершенствование образования, самая большая доля тех, кто выражает желание сделать это там, где они работают и сейчас - 35%. Другие ответы были: в сфере здравоохранения - 9%; в сфере психологии - 6%, неврологии, кардиологии и токсикологии - 3%; медицины - 3%; электрофизиологии - 3% и т.д.
Курсы последипломной квалификации, которые ежегодно проводятся на факультете общественного здравоохранения, и, в частности, на кафедре Медицинского образования являются очень хорошей формой, доказавшей свою эффективность в предоставлении студентам новых знаний, чтобы ознакомить их с самой последней информацией в различных областях теории, практики и методики, в провоцировании креативности и желания к самосовершенствованию (7, 8). Эти курсы различаются по длительности - как правило, короткие, трехдневные, еженедельно или раз в две недели и с очень богатым
тематическим объемом. Радует тот факт, что эти курсы представляют большой интерес и имеют очень положительную оценку со стороны участников и вызывают желание на основе удовлетворения ими для новых включений в подобные курсы (там же).
Рис. №3
Предпочитаемые формы Вашего непрерывного
обучения
■ Ответили ШВ%
✓
На рабочем месте ^- 14
С отрывом 01 работы Дру| ое (укажи те) 19
Абсолютно однозначны и подтверждающие полезность проведения таких курсов ответы их участников в настоящем исследовании. Таким образом 100% опрошенных медсестер кафедры неврологии подтверждают, что они вовлечены в различные курсы для послевузовского образования. Особенно приятным является тот факт, что 100% опрошенных заявляют, что они были интересными и очень полезными. Если возможно, то и в будущем 97% опрошенных медсестер желают быть включены в курсы последипломного образования.
Мы находим еще один положительный аспект, который является результатом хорошей организации, точного выбора темы и эффективности в осуществлении различных форм непрерывного образования, подготовки и переподготовки медицинских сестер. Может быть, сравнительно не очень высока, но все-таки существует значительная доля в ответах тех, кто убежден, что у них есть желание для научной работы и написания докторских диссертаций - 18%. Другие 9% не определились в этом направлении, что доказывает, что через возможности, хорошую
организацию и успешное мотивирование к деятельности и творчеству можно добиться успешной научной деятельности, что имеет значение в научной, методической и особенно в прикладной науке практического плана. А это приносит удовлетворение отдельным лицам, а также личностный рост и позиционирование в обществе в целом.
РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ
В качестве общей тенденции, установленной в результате изучения взглядов и возможностей непрерывного образования медсестер кафедры неврологии университетской больницы им. Царицы Йоанны, на первом месте стоит наличие деятельности, выраженной в стремлении среди опрошенных к дальнейшему образованию для развития в профессиональном и личном плане. Для всего этого они получают полное понимание и конкретную поддержку от руководства кафедры неврологии.
Показательны и конкретные ожидания, которые опрошенные отмечают. Таким образом, при конкретном ответе на этот вопрос медсестры надеются на улучшение их профессиональной квалификации (82%); на удовлетворение их желания получить новые знания и освоить новые навыки (41%); на реализацию возможностей для решения конкретных проблем в их собственной практике (38%) и т.д. (см. Таблицу 3). Ответы превышает сто процентов, так как были возможны несколько альтернативных ответов. Есть такие, которые среди стимулов, которые оправдывают продолжение обучения, указывают и возможность получения более высокой заработной платы за свой труд (41%).
Таблица № 3
Ожидаемые результаты непрерывного обучения
Эффективное управление бригады сестер Хорошие возможности при решении конкретных проблем в Вашей практике Повышение профессиональной квалификации Получение более высокого образовательного ценза и социального статуса Удовлетворение желания получения новых знаний и новых навыков Получение более высокой заработной платы Эффективные возможности управления здравоохранением
Ответили 10 13 28 9 14 14 5
% 29 38 82 26 41 41 15
Здесь мы уже упомянули высокую оценку и удовлетворение опрошенных медсестер кафедры неврологии от их участия в различных
курсах, организованных факультетом общественного здравоохранения и предпочитаемые темы обсуждаемых вопросов.
Относительно продолжительности курсов опрошенные на первом месте выбирают курсы продолжительностью от 6 до 10 дней - 48 %, далее, в течение 5 рабочих дней - 30%; от 11 до 15 дней - 13% и более чем 15 дней - 9%.
Опрошенным была предоставлена возможность высказать свои конкретные рекомендации по оптимизации общей производительности с точки зрения непрерывного обучения и возможностей для повышения квалификации и переподготовки. Здесь в первую очередь подчеркивается необходимость «сделать курсы о всех новых разработках в профессии, даже если это всего лишь сайт». Большинство респондентов также согласны с тем, что они имеют еще больший доступ к профессиональной подготовке. Также была выражена готовность медицинских сестер к тому, чтобы иметь возможность знать, как работает «реанимация в нашей области в любой европейской стране», что имеет смысл при освоении нового опыта и инновационных практик.
Как основной вывод можно сделать определение, что медсестры кафедры неврологии Университетской больницы им. Царицы Йоанны имеют желание развивать карьеру, что показывает и позитивное отношение к постоянно действующим курсам подготовки. У медсестер есть поддержка и помощь как их руководителей, так и их учителей.
В будущем можно экспериментировать с более привлекательными формами обучения, а также организовать и возможности для самостоятельной научной работы медсестер, для их активного участия в экспериментальной работе кафедры здравоохранения в Медицинском университете Софии.
Литература:
1. Александрова, М. Съвременни тенденции в обучението на медицинските сестри, София, 2007.
2. Петров, П., М. Атанасова. Образованието и обучението на възрастните, София, 1999 г., изд. "Веда Словена - ЖГ".
3. Попов, Т. Студентът като субект на обучението, София, 2006, изд. "Везни".
4. Попов, Т. Обучаващият се в сферата на общественото здраве, Диагностични аспекти, Хабилитационен труд. София, 2006.
5. Попов, Т. , В. Гюрова, К. Герджиков, съавт., Педагогика, втора част Дидактика, София, 2005, изд. "Типографика".
6. Попов, Т., Ж. Христов, П. Балканска, съавт. Медицинска педагогика, второ издание, Габрово, 2011, изд. "ЕКС-ПРЕС".
7. Попов, Т., Л. Чакърова-Гатева, Н. Петров, С. Младенова. Следдипломната педагогическа квалификация на преподаватели от висшите медицински училища - медицински характеристики и удовлетвореност от курсовете, сп. "Образование", 2006, кн. 3, стр. 53 - 59.
8. Попов, Т., Трендафилова П., Милев И.. Курсовете за СДО на катедра "Медицинска педагогика" през учебната 2012/2013 г. - резултати, удовлетвореност на участниците и перспективи, сб. Материали от XXXI научна сесия на ИНГА, София, 2013, изд. "ТЕМПО", стр. 29 - 33.
Popov T., Georgieva H, Milev I. Medsestry nevrologicheskoj kliniki Universitetskoj bol'nicy im. Caricy Ioanny g. Sofii o vozmozhnosti prodolzhit' svoe obrazovanie / T. Popov, H. Georgieva, I. Milev // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 34-42.
© Т. Попов, Х. Георгиева, И. Милев, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 610:37
РОЛЬ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВМУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Н.Г. Иванова, А.Н. Андонова, М. Пенкова. Тракийский университет, Медицинский факультет (Стара Загора, Болгария), e-mail: andonova_a@dir.bg
Резюме. Профессионально-клиническое мышление будущего медицинского специалиста формируется в ВМУ при помощи разных форм обучения. Преподаватели должны подыскать методики до дипломной стажировки и семинара, и занять свое место в ходе формирования профессионально-клинического мышления у будущих специалистов-медиков.
Ключевые слова: студенты, формы обучения,