Научная статья на тему 'Удовлетворенность студентов факультета общественного здоровья, Медицинского университета г. Софии процессом обучения'

Удовлетворенность студентов факультета общественного здоровья, Медицинского университета г. Софии процессом обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Е., Милев И.

В статье обсуждаются вопросы взаимодействия студентов и преподавателей в процессе обучения на факультете общественного здоровья. На основе обширного анкетного опроса студентов по удовлетворенности обучением сделаны выводы и даны практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Е., Милев И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность студентов факультета общественного здоровья, Медицинского университета г. Софии процессом обучения»

1. Балканска, П. 2009. Приложна психология. София, изд. „Булвест 2000".

2. Балканска, П. 2009. Психологически подходи в здравния мениджмънт, София, изд. „Булвест 2000"

3. Калахан, Д. 1998. Цели на медицината. Новите приоритети. София, изд. „ТЕМПО".

4. Младенова, С. 2009. Здравно образование. Изд.„Артик-2001", София

5. Р.България. Национален план за действие по околна среда-здраве. www.mh.government.bg/.

6. Устойчиво развитие на България. 2010. Национален статистически институт, София.

7.Чакърова, Л. 2011. Професионална етика за специалисти по здравни грижи. Изд. ЕКС-ПРЕС.

8. Bednarz, D., Don Spady. Sustainable Medicine: An Issue Brief on Medical School Reform. www.theoildrum.com/search.

9.Callahan, D. Sustainable Medicine. www.project-syndicate.org/Register.

10. Callahan, D. 1999. False Hopes. Overcoming the Obstacles to a Sustainable, Affordable Medicine. Rutgers Univ. Press.

11. Callahan, D. 2000. Promoting Healthy Behavior. Georgetown Univ. Press.

12. MacNeil,J. 1992. Sustainable development: What is it?: In Kegley, Ch. W., E. R.Wittkopf. The Global Agenda. Issues and Perspectives. 3-rd Ed. McGRAW-HILL, INC.

© Л.Чакырова, Ц.Димитров, С.Гатев, 2013. — • —

УДК 378.14-057.875.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА г. СОФИИ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ

Е.Иванов, И.Милев (София, Болгария)

Резюме. В статье обсуждаются вопросы взаимодействия студентов и преподавателей в процессе

обучения на факультете общественного здоровья. На основе обширного анкетного опроса студентов по удовлетворенности обучением сделаны выводы и даны практические рекомендации.

Ключевые слова: процесс обучения, взаимодействие преподавателей и студентов, удовлетворенность процессом обучения, анкетный опрос.

Успех учебной деятельности зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных, связанных как со студентами (обучаемыми) так и с преподавателями (обучающими).

В соответствии с новой позицией, на которую ставится человек в процессе обучения, роль индивидуально-субъективного фактора значительно возрастает. Обучаемые должны быть равноправной и активной стороной в процессе обучения, быть движущей силой в своем развитии и образовании. Во многом это достигается при наличии положительной мотивации к обучению и желания участвовать в процессе обучения путем собственной активной учебной деятельности.

В современных условиях динамичного развития науки и техники, увеличенного объема информации, активного отношения к сотрудничеству и конкуренции, вопрос образования, возможностей, удовлетворения и подготовленности студентов является существенным.

Обучение представляет собой двухсторонний процесс. Его результаты зависят от обеих сторон, участвующих в образовании, как от учителя, через его стиль, методы и содержание обучения, так и от студентов и их стиля обучения и способностей.

Известно, что выбор профессии и специальности является ответственным моментом в жизни молодых людей. Во многих случаях он определяет всю их жизнь. Иногда выбор делается случайно путем подражания, влияния родителей и товарищеской среды и это во многом определяет отношение студента к учебному процессу, его желания постичь совершенство в процессе обучения, квалификацию и подготовку для профессионального развития и удовлетворения от выбора профессии [3].

Вопрос подготовки является предметом дискуссий, научных изысканий и реформ государственных учреждений и учителей в этой области. Нередки случаи сбоев в работе, ошибки и упущения, которые являются причиной введения инноваций в образовании.

Цель исследования Целью данного исследования является использование собранных данных для оптимизации обучения, удовлетворения и профессиональной подготовки студентов Факультета общественного здоровья Софии в области общественного здравоохранения.

Обучение, логически, имеет свои особенности, типичные требования и акценты. И этот факт определяется целым рядом внешних и внутренних факторов:

• на первом месте стоит сущность полученной специальности в процессе обучения;

• новый статус и значение в общественном пространстве;

• роль полученной специальности в продолжающейся в нашей стране национальной реформе здравоохранения;

• изменение образовательного уровня студентов по этой специальности;

• введение во всем мире профессионализации и сопровождающее ее повышение ответственности, полномочий и обязанностей;

• соблюдение обязательных условий и требований в рамках Европейской директивы и т.д.

В этом контексте рассматривается и удовлетворенность студентов по специальности «Общественное здоровье и управление здравоохранением» степени «бакалавра» в процессе их обучения на факультете общественного здоровья и в конечном итоге их готовность продолжить свое обучение для достижения более высокой степени высшего образования.

Методика и контингент исследования Был проведен обширный анкетный опрос студентов на факультете общественного здоровья Медицинского университета

Софии специальности «Общественное здоровье и управление здравоохранением», а также сравнительный анализ исследований проблематики в следующих областях: «Управление здравоохранением», «Общественное здоровье и управление здравоохранением» и «Медсестры». Представленные здесь данные являются частью более крупных исследований. Использована стандартная анкета проф. д-ра Теодора Попова с 45-ю пунктами открытого и закрытого типа [3, стр. 158 - 163].

Опрос проводился в течение учебного 2012/2013 года. Было опрошено в общей сложности 30 студентов, четверо из которых мужчины и 26 - женщины (соответственно: мужчин -13,3%, женщин - 86,7%).

Результаты и обсуждение Удовлетворенность обучением тесно связано с интересом студентов к выбранной профессии и тем, насколько профессиональная подготовка соответствует их требованиям, желаниям и интересам.

Данные позволяют выделить три группы ответов:

• утвердительных - 66%;

• частично - 31%;

• с полным расхождением с собственными интересами -3% опрошенных.

1.

/

66

3 *-31

20

40

60

80

□ да

□ отчасти

□ не

1

□ да 66

□ отчасти 31

□ не 3

Рис. 1. Насколько обучение отвечает интересам студентов (в %).

Объяснение этих фактов в значительной степени находятся в ответе на вопрос «Как сделан профессиональный выбор и насколько молодые люди обладали предварительной информацией о профессии, которую будут изучать?»

Одним из важных пунктов в опросе можно считать ответ студентов на вопрос № 44 из вопросника, используемого в исследовании. Он ориентирован на мнение студентов, в какой степени они считали себя подготовленными для профессионального развития после завершения соответствующей образовательно-квалификационной степени.

Рис. 2. Обеспечивает ли полученная образовательно-квалификационная степень хорошую профессиональную подготовку и возможность реализации (в %).

И тут полученные данные позволяют выделить три группы ответов: «да», «частично» или «нет». 44% опрошенных четко указывают, что полученные знания и хорошая профессиональная подготовка позволят им реализовать себя, как успешного менеджера. Тот же процент опрошенных (44%) не считает, что только благодаря приобретенным знаниям и навыкам они будут иметь возможность достойной реализации, которая могла бы удовлетворить их. Источником проблемы является относительно высокий процент (12%) студентов, утверждающих, что благодаря полученным знаниям и навыкам они не смогут реализовать себя в

качестве менеджеров в сфере здравоохранения. Естественно этот процент тесно связан с предыдущей диаграммой отрицательных ответов на рис. 1, а именно, как сделан подбор студентов и насколько молодые абитуриенты получают возможность предварительно узнать о профессии менеджера, которую выбирают.

Можно сказать, что графики не являются сюрпризом. Естественно ожидать, что студенты, которые учатся на более низком уровне образования, стремятся к развитию на следующем уровне образования, а именно 100% опрошенных намерены продолжить образование на более высоком уровне. Это хорошо, что все участники опроса планируют продолжить свое образование.

Рис. 3. Желание опрошенных продолжить образование на более высокой образовательно-квалификационной ступени

Во время проведенного опроса был сделан сравнительный анализ между следующими тремя субъектами: «Медсестра», «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения».

Для сравнения мы использовали те же самые пункты внутреннего и наружного типа из других публикаций и тот же опросник проф. д-ра Теодора Попова [3, стр. 158 - 163].

ада □ не

2

—»—Доколко обучението

оттоваря на интервенте на студентите (1)

Осигорява ли придобитата образователно -квалификационна степей добра лрофесионална подготовка и възможност за реализация (2)

Желание на анкетираните за продължаването на образование™ в по - горна образователно -квалификационна степен (3)

Рис. 4. Удовлетворенность подготовкой студентами специальностей «Медсестра», «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и мениджмент здравоохранения». Примечание ред. (перевод фраз с болгарского языка): 1. До какой степени обучение отвечает интересам студентов; 2. Обеспечивает ли полученная образовательно-квалификационная степень хорошую профессиональную подготовку и возможности реализации; 3. Желание опрошенных продолжить образование на более высоком образовательно-квалификационном уровне.

Выводы и рекомендации

Полученные результаты исследования удовлетворенности студентов специальностей «Медсестра», «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» факультета общественного здоровья Медицинского университета Софии позволяют обобщить следующие выводы:

• Более половины опрошенных выразили удовлетво-рение в связи с подготовкой по выбранной профессии, у медсестер эта доля составляет 46%, «частично» 44% (соответственно 31 и 35 % по специальностям «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения»);

• По мнению 44 % опрошенных по специальности «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» полученная образовательно-квалификационная степень дает воз-

можность реализации и хорошей профессиональной подготовки. К сожалению, вызывает озабоченность относительно низкий процент положительных ответов по этому вопросу у медсестер - только 28%. Такой низкий процент можем объяснить плохим состоянием нашей системы здравоохранения. 49% - среднее значение «частично» убежденных опрошенных в том, что эти знания дадут им возможность для хорошей профессиональной реализации. Они распределяются следующим образом: «Медсестры» - 59%, «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» - 49%, «Управление здравоохранением» - 39%. И здесь кризис фактора и отсутствие реформы в здравоохранении приводит к вышеупомянутым результатам;

• Относительно высок процент тех, кто желает продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Все студенты специальности «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» хотят продолжить свое образование (100%). Для медсестер этот процент также достаточно высок, а именно 82%, а по специальности «Управление здравоохранением» он составляет 78 %.

Изучение и анализ конкретных ответов еще раз подтверждает высокую мотивацию студентов на факультете общественного здоровья, их стремление к процветанию и приобретению качественной подготовки.

Все это может быть реализовано с успехом при еще большей оптимизации образовательной деятельности, когда учебный процесс для студентов по специальностям «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения», «Медсестры» и «Управление здравоохранением» станет более интересным, богатым, более привлекательным, в том числе путем внедрения новых и привлекательных форм и средств образования, путем обновления учебных программ и т.д.

Необходимо искать и находить новые возможности для будущей профессиональной реализации.

Литература.

1. Александрова, М., Т. Попов, Пет години Факултет по обществено здраве при МУ- София - маркери на развитие и перспективи, в сб. "Педагогическото образование в България: състояние и тенденции", Благоевград, 2007 г., УИ "Неофит Рилски", том Ill , стр.429 - 432.

2. Попов, Т., Студенты като субект на обучението, София, 2006 г., изд. "Везни".

3. Попов, Т., Обучаваният в сферата на общественото здраве, Диагностични аспекти, Хабилитационен труд, София, 2006 г.

4. Попов, Т., М.Александрова, съавт., Медицинска педагогика, Габрово, 2010, 2011 г., изд. ''ЕКС - Прес''.

© Е.Иванов, И.Милев, 2013.

— • —

УДК 338.46:37.420.26(06) 378.621.397.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА УЧИТЕЛЕЙ И СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ БОЛГАРИИ

Н.Цачева, К.Любомирова, М.Табанска (Болгария, София)

Аннотация: благополучие и процветание любой страны определяется соответствующими текущими условиями образования и воспитания детей. Велика ответственность за формирование личных качеств человека, которую вносят учителя и семейная среда и оказывает решающее влияние на эти процессы. Ряд исследований последних лет показывает негативные тенденции, влияющие на возрастной состав, здравоохранение, обучение, мотивацию, возможности для профессионального развития и удовлетворения учителей в Болгарии. Особую обеспокоенность вызывают данные о значительно меньшем количестве молодых учителей в сравнении с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также наличие серьезных проблем в материально-техническом оснащении школ и подготовке учителей в области информационных технологий. Реально плохое состояние здоровья учителей в результате

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.