1. Балканска, П. 2009. Приложна психология. София, изд. „Булвест 2000".
2. Балканска, П. 2009. Психологически подходи в здравния мениджмънт, София, изд. „Булвест 2000"
3. Калахан, Д. 1998. Цели на медицината. Новите приоритети. София, изд. „ТЕМПО".
4. Младенова, С. 2009. Здравно образование. Изд.„Артик-2001", София
5. Р.България. Национален план за действие по околна среда-здраве. www.mh.government.bg/.
6. Устойчиво развитие на България. 2010. Национален статистически институт, София.
7.Чакърова, Л. 2011. Професионална етика за специалисти по здравни грижи. Изд. ЕКС-ПРЕС.
8. Bednarz, D., Don Spady. Sustainable Medicine: An Issue Brief on Medical School Reform. www.theoildrum.com/search.
9.Callahan, D. Sustainable Medicine. www.project-syndicate.org/Register.
10. Callahan, D. 1999. False Hopes. Overcoming the Obstacles to a Sustainable, Affordable Medicine. Rutgers Univ. Press.
11. Callahan, D. 2000. Promoting Healthy Behavior. Georgetown Univ. Press.
12. MacNeil,J. 1992. Sustainable development: What is it?: In Kegley, Ch. W., E. R.Wittkopf. The Global Agenda. Issues and Perspectives. 3-rd Ed. McGRAW-HILL, INC.
© Л.Чакырова, Ц.Димитров, С.Гатев, 2013. — • —
УДК 378.14-057.875.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА г. СОФИИ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
Е.Иванов, И.Милев (София, Болгария)
Резюме. В статье обсуждаются вопросы взаимодействия студентов и преподавателей в процессе
обучения на факультете общественного здоровья. На основе обширного анкетного опроса студентов по удовлетворенности обучением сделаны выводы и даны практические рекомендации.
Ключевые слова: процесс обучения, взаимодействие преподавателей и студентов, удовлетворенность процессом обучения, анкетный опрос.
Успех учебной деятельности зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных, связанных как со студентами (обучаемыми) так и с преподавателями (обучающими).
В соответствии с новой позицией, на которую ставится человек в процессе обучения, роль индивидуально-субъективного фактора значительно возрастает. Обучаемые должны быть равноправной и активной стороной в процессе обучения, быть движущей силой в своем развитии и образовании. Во многом это достигается при наличии положительной мотивации к обучению и желания участвовать в процессе обучения путем собственной активной учебной деятельности.
В современных условиях динамичного развития науки и техники, увеличенного объема информации, активного отношения к сотрудничеству и конкуренции, вопрос образования, возможностей, удовлетворения и подготовленности студентов является существенным.
Обучение представляет собой двухсторонний процесс. Его результаты зависят от обеих сторон, участвующих в образовании, как от учителя, через его стиль, методы и содержание обучения, так и от студентов и их стиля обучения и способностей.
Известно, что выбор профессии и специальности является ответственным моментом в жизни молодых людей. Во многих случаях он определяет всю их жизнь. Иногда выбор делается случайно путем подражания, влияния родителей и товарищеской среды и это во многом определяет отношение студента к учебному процессу, его желания постичь совершенство в процессе обучения, квалификацию и подготовку для профессионального развития и удовлетворения от выбора профессии [3].
Вопрос подготовки является предметом дискуссий, научных изысканий и реформ государственных учреждений и учителей в этой области. Нередки случаи сбоев в работе, ошибки и упущения, которые являются причиной введения инноваций в образовании.
Цель исследования Целью данного исследования является использование собранных данных для оптимизации обучения, удовлетворения и профессиональной подготовки студентов Факультета общественного здоровья Софии в области общественного здравоохранения.
Обучение, логически, имеет свои особенности, типичные требования и акценты. И этот факт определяется целым рядом внешних и внутренних факторов:
• на первом месте стоит сущность полученной специальности в процессе обучения;
• новый статус и значение в общественном пространстве;
• роль полученной специальности в продолжающейся в нашей стране национальной реформе здравоохранения;
• изменение образовательного уровня студентов по этой специальности;
• введение во всем мире профессионализации и сопровождающее ее повышение ответственности, полномочий и обязанностей;
• соблюдение обязательных условий и требований в рамках Европейской директивы и т.д.
В этом контексте рассматривается и удовлетворенность студентов по специальности «Общественное здоровье и управление здравоохранением» степени «бакалавра» в процессе их обучения на факультете общественного здоровья и в конечном итоге их готовность продолжить свое обучение для достижения более высокой степени высшего образования.
Методика и контингент исследования Был проведен обширный анкетный опрос студентов на факультете общественного здоровья Медицинского университета
Софии специальности «Общественное здоровье и управление здравоохранением», а также сравнительный анализ исследований проблематики в следующих областях: «Управление здравоохранением», «Общественное здоровье и управление здравоохранением» и «Медсестры». Представленные здесь данные являются частью более крупных исследований. Использована стандартная анкета проф. д-ра Теодора Попова с 45-ю пунктами открытого и закрытого типа [3, стр. 158 - 163].
Опрос проводился в течение учебного 2012/2013 года. Было опрошено в общей сложности 30 студентов, четверо из которых мужчины и 26 - женщины (соответственно: мужчин -13,3%, женщин - 86,7%).
Результаты и обсуждение Удовлетворенность обучением тесно связано с интересом студентов к выбранной профессии и тем, насколько профессиональная подготовка соответствует их требованиям, желаниям и интересам.
Данные позволяют выделить три группы ответов:
• утвердительных - 66%;
• частично - 31%;
• с полным расхождением с собственными интересами -3% опрошенных.
1.
/
66
3 *-31
20
40
60
80
□ да
□ отчасти
□ не
1
□ да 66
□ отчасти 31
□ не 3
Рис. 1. Насколько обучение отвечает интересам студентов (в %).
Объяснение этих фактов в значительной степени находятся в ответе на вопрос «Как сделан профессиональный выбор и насколько молодые люди обладали предварительной информацией о профессии, которую будут изучать?»
Одним из важных пунктов в опросе можно считать ответ студентов на вопрос № 44 из вопросника, используемого в исследовании. Он ориентирован на мнение студентов, в какой степени они считали себя подготовленными для профессионального развития после завершения соответствующей образовательно-квалификационной степени.
Рис. 2. Обеспечивает ли полученная образовательно-квалификационная степень хорошую профессиональную подготовку и возможность реализации (в %).
И тут полученные данные позволяют выделить три группы ответов: «да», «частично» или «нет». 44% опрошенных четко указывают, что полученные знания и хорошая профессиональная подготовка позволят им реализовать себя, как успешного менеджера. Тот же процент опрошенных (44%) не считает, что только благодаря приобретенным знаниям и навыкам они будут иметь возможность достойной реализации, которая могла бы удовлетворить их. Источником проблемы является относительно высокий процент (12%) студентов, утверждающих, что благодаря полученным знаниям и навыкам они не смогут реализовать себя в
качестве менеджеров в сфере здравоохранения. Естественно этот процент тесно связан с предыдущей диаграммой отрицательных ответов на рис. 1, а именно, как сделан подбор студентов и насколько молодые абитуриенты получают возможность предварительно узнать о профессии менеджера, которую выбирают.
Можно сказать, что графики не являются сюрпризом. Естественно ожидать, что студенты, которые учатся на более низком уровне образования, стремятся к развитию на следующем уровне образования, а именно 100% опрошенных намерены продолжить образование на более высоком уровне. Это хорошо, что все участники опроса планируют продолжить свое образование.
Рис. 3. Желание опрошенных продолжить образование на более высокой образовательно-квалификационной ступени
Во время проведенного опроса был сделан сравнительный анализ между следующими тремя субъектами: «Медсестра», «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения».
Для сравнения мы использовали те же самые пункты внутреннего и наружного типа из других публикаций и тот же опросник проф. д-ра Теодора Попова [3, стр. 158 - 163].
ада □ не
2
—»—Доколко обучението
оттоваря на интервенте на студентите (1)
Осигорява ли придобитата образователно -квалификационна степей добра лрофесионална подготовка и възможност за реализация (2)
Желание на анкетираните за продължаването на образование™ в по - горна образователно -квалификационна степен (3)
Рис. 4. Удовлетворенность подготовкой студентами специальностей «Медсестра», «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и мениджмент здравоохранения». Примечание ред. (перевод фраз с болгарского языка): 1. До какой степени обучение отвечает интересам студентов; 2. Обеспечивает ли полученная образовательно-квалификационная степень хорошую профессиональную подготовку и возможности реализации; 3. Желание опрошенных продолжить образование на более высоком образовательно-квалификационном уровне.
Выводы и рекомендации
Полученные результаты исследования удовлетворенности студентов специальностей «Медсестра», «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» факультета общественного здоровья Медицинского университета Софии позволяют обобщить следующие выводы:
• Более половины опрошенных выразили удовлетво-рение в связи с подготовкой по выбранной профессии, у медсестер эта доля составляет 46%, «частично» 44% (соответственно 31 и 35 % по специальностям «Управление здравоохранением» и «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения»);
• По мнению 44 % опрошенных по специальности «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» полученная образовательно-квалификационная степень дает воз-
можность реализации и хорошей профессиональной подготовки. К сожалению, вызывает озабоченность относительно низкий процент положительных ответов по этому вопросу у медсестер - только 28%. Такой низкий процент можем объяснить плохим состоянием нашей системы здравоохранения. 49% - среднее значение «частично» убежденных опрошенных в том, что эти знания дадут им возможность для хорошей профессиональной реализации. Они распределяются следующим образом: «Медсестры» - 59%, «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» - 49%, «Управление здравоохранением» - 39%. И здесь кризис фактора и отсутствие реформы в здравоохранении приводит к вышеупомянутым результатам;
• Относительно высок процент тех, кто желает продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Все студенты специальности «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения» хотят продолжить свое образование (100%). Для медсестер этот процент также достаточно высок, а именно 82%, а по специальности «Управление здравоохранением» он составляет 78 %.
Изучение и анализ конкретных ответов еще раз подтверждает высокую мотивацию студентов на факультете общественного здоровья, их стремление к процветанию и приобретению качественной подготовки.
Все это может быть реализовано с успехом при еще большей оптимизации образовательной деятельности, когда учебный процесс для студентов по специальностям «Общественное здоровье и менеджмент здравоохранения», «Медсестры» и «Управление здравоохранением» станет более интересным, богатым, более привлекательным, в том числе путем внедрения новых и привлекательных форм и средств образования, путем обновления учебных программ и т.д.
Необходимо искать и находить новые возможности для будущей профессиональной реализации.
Литература.
1. Александрова, М., Т. Попов, Пет години Факултет по обществено здраве при МУ- София - маркери на развитие и перспективи, в сб. "Педагогическото образование в България: състояние и тенденции", Благоевград, 2007 г., УИ "Неофит Рилски", том Ill , стр.429 - 432.
2. Попов, Т., Студенты като субект на обучението, София, 2006 г., изд. "Везни".
3. Попов, Т., Обучаваният в сферата на общественото здраве, Диагностични аспекти, Хабилитационен труд, София, 2006 г.
4. Попов, Т., М.Александрова, съавт., Медицинска педагогика, Габрово, 2010, 2011 г., изд. ''ЕКС - Прес''.
© Е.Иванов, И.Милев, 2013.
— • —
УДК 338.46:37.420.26(06) 378.621.397.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА УЧИТЕЛЕЙ И СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ БОЛГАРИИ
Н.Цачева, К.Любомирова, М.Табанска (Болгария, София)
Аннотация: благополучие и процветание любой страны определяется соответствующими текущими условиями образования и воспитания детей. Велика ответственность за формирование личных качеств человека, которую вносят учителя и семейная среда и оказывает решающее влияние на эти процессы. Ряд исследований последних лет показывает негативные тенденции, влияющие на возрастной состав, здравоохранение, обучение, мотивацию, возможности для профессионального развития и удовлетворения учителей в Болгарии. Особую обеспокоенность вызывают данные о значительно меньшем количестве молодых учителей в сравнении с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также наличие серьезных проблем в материально-техническом оснащении школ и подготовке учителей в области информационных технологий. Реально плохое состояние здоровья учителей в результате