Научная статья на тему 'Удовлетворенность руководителей сестринских служб г. Алматы системой повышения квалификации'

Удовлетворенность руководителей сестринских служб г. Алматы системой повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / система повышения квалификации / удовлетворенность качеством обучения. / continuing education / training system / satisfaction of the quality of training.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.С. Турдалиева, Г.Е. Аимбетова, Г.Т. Кашафутдинова, А.П. Павлова, Д.С. Мартыкенова

В статье представлены результаты изучения удовлетворенности руководителей сестринских служб г.Алматы системой повышения квалификации сестринских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.С. Турдалиева, Г.Е. Аимбетова, Г.Т. Кашафутдинова, А.П. Павлова, Д.С. Мартыкенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OFQUALITY TRAINING (RESULTSOF SOCIOLOGICALSURVEY AMONG NURSE-MANAGERS)

The article presents the results of a sociological survey amongnurse manager of medical organizations in Almaty city. The study focused on satisfaction of postgraduate training system.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность руководителей сестринских служб г. Алматы системой повышения квалификации»

УДК 614.253.52:614.2

Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, А.П. ПАВЛОВА, Д.С. МАРТЫКЕНОВА, А.Д. АДЕНОВА,

Б.С. КАСИЕВА, У.А. УРАЗАЕВА, Ж.Б. АУЕЛБЕКОВА

Казахский Национальный медицинский университет им.СД.Асфендиярова

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ Г. АЛМАТЫ СИСТЕМОЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье представлены результаты изучения удовлетворенности руководителей сестринских служб г.Алматы системой повышения квалификации сестринских кадров.

Ключевые слова: непрерывное образование, система повышения квалификации, удовлетворенность качеством обучения.

Введение. Результаты международных исследований свидетельствуют, о том, что практикующий специалист должен ежегодно обновлять до 5% теоретических и до 20% практических профессиональных знаний, что не позволяет реализовать существующая на сегодняшний день система развития кадров. Эту проблему может решить только эффективная система непрерывного образования. Непрерывное образование начинается после завершения базовой подготовки и продолжается в течение всей профессиональной жизни каждого медицинского работника [1]. Основной его целью является развитие профессионализма и квалификации, соответствующих требованиям современного здравоохранения, а конечным результатом - удовлетворение потребностей пациентов качеством медицинской помощи [2]. В соответствии с Европейской стратегией непрерывного образования для медицинских сестер и акушерок (WHO European Strategy for Continuing Education for Nurses and Midwives) выделяют три типа непрерывного образования: формальное, неформальное и информальное (индивидуальная познавательная деятельность). Непрерывное образование медицинских сестер в странах Европейского Союза проводится на формальных аккредитованных курсах (Formal accredited Courses) с отрывом от производства и неформальных - Flexible learning opportunities. Formal accredited Courses проводятся на базе университетов или подобных образовательных структур. Flexible learning opportunities проводятся в виде 1-2-хдневных семинаров или практикумов на базе больниц или центров первичной помощи (обучение работе с новым оборудованием, новым технологиям ухода за пациентами и др.). Повышение квалификации может проводиться и в форме участия в сестринских конференциях, симпозиумах, съездах. К формам повышения квалификации относятся и публикации статей в профессиональных журналах по сестринскому делу. Программы повышения квалификации утверждаются профессиональными ассоциациями, что обеспечивает их соответствие единому стандарту качества. Разумеется, система непрерывного профессионального развития в каждой стране имеет свои особенности, но общими чертами являются: кредитно-модульные технологии и накопительная система баллов, которые в дальнейшем учитываются при получении документа об обучении [3,4].

Основными принципами непрерывного образования являются: непрерывность и системный характер, приближенность курсов повышения квалификации к рабочему месту, ориентация на профессиональные запросы работников и потребности медицинских организаций, формирование корпоративной культуры и благоприятного психологического климата среди работников, использование современных образовательных технологий, накопительная система повышения квалификации [5]. Следует отметить, что особое внимание во многих странах уделяется подготовке и повышению квалификации медицинских сестер-менеджеров. Тем самым подчеркивается их уникальная роль в управлении сестринскими кадрами. Например, во Франции для получения должности старшей медицинской сестры необходимо иметь базовое образование, стаж работы не менее 5 лет, а затем пройти обучение по специализированным программам для подготовки старших и главных медсестер в течение 12 месяцев. В США от кандидатов на получение руководящей медсестринской должности требуется наличие степени магистра или доктора Ph.D.[6] В Европейских странах программы подготовки руководителей

здравоохранения включают, как правило, основные модули: техника обучения и преподавания для взрослых; стратегический менеджмент, руководство и организационные изменения; общественное здравоохранение.

Повышение квалификации медицинских сестер-менеджеров в Казахстане проводится в отделения повышения квалификации медицинских колледжей(на циклах: «Актуальные вопросы управленческой деятельности медсестры - организатора», «Работа главных и старших медсестер»), при медицинских ВУЗах и в ВШОЗ (на очно-дистанционном курсе «Менеджмент в сестринском деле»длительностью 6 месяцев и периодичностью 1 раз в год.) [7]. Система повышения квалификации медицинских работников в Казахстане сформировалась в 70-х годах и не претерпела серьезных изменений. Наряду с преимуществами (бесплатность, плановый и обязательный характер), имелисьи существенные недостатки, а именно:

- регламентированная периодичность (1 раз в пять лет), а, следовательно, отсутствие непрерывности обучения;

- фактическое отсутствие планирования повышения квалификации на основе определения реальной потребности специалистов сестринского дела с учетом специфики их труда;

- необходимость длительного отрыва специалиста от рабочего места;

- нередко формальный подход к направлению работников на курсы последипломного обучения;

- устаревшие формы и методы обучения

- отсутствие критериев оценки эффективности повышения квалификации

-слабая мотивация профессионального развития у самих медицинских сестер менеджеров [8].

Многие исследователи утверждают, что качество образовательной деятельности определяют два основных критерия: продуктивность деятельности и удовлетворенность деятельностью ее участников [9]. В данной статье мы остановимся на втором - удовлетворенности качеством повышения квалификации потребителей.

Цель исследования - изучение удовлетворенности руководителей сестринских служб системой повышения квалификации.

Методы. Использованы результаты популяционного исследования, проведенного среди главных и старших медицинских сестер поликлиник и больниц г.Алматы в 2013 году. В опросе приняли участие 223 руководителя сестринского дела из десяти районных поликлиник и семи многопрофильных больниц. Исследование включало количественные и качественные методы. Опрос проводился анонимно, сплошным методом. Была разработана структурированная анкета, состоявшая из четырех блоков:

1) социально-демографические характеристики (пол, возраст, занимаемая должность, образование, специальность по диплому, стаж работы общий и в должности руководителя);

2) оценка качества повышения квалификации;

3) удовлетворенность работой и рабочей средой;

4) самооценка управленческих навыков и компетенций.

В этой статье представлены результаты исследования социально-демографических характеристик и

удовлетворенности процессом обучения на курсах повышения квалификации. Удовлетворенность материально-техническим оснащением аудиторий, содержанием теоретических и практических занятий и их соответствие целям обучения, квалификацией преподавателей, использованием

инновационных образовательных технологий оценивалась по 5-балльной шкале, где 1 балл - означал самую низкую оценку, а 5 баллов -самую высокую. Было изучено мнение медицинских сестер - руководителей о периодичности и предпочтительных формах обучения в период профессиональной деятельности, а также изучены их потребности в повышении квалификации по различным аспектам менеджмента. Рассчитывались следующие показатели: mean; Ме; SD;p. Для оценки силы взаимосвязи между номинальными переменными использовался критерийУ Крамера для многопольных таблиц [10]. Процедура проверки распределения проводилась при помощи трех критериев: графического (histogram, Q-Q plot); с помощью описательной статистики; тестов Kolmogorov-Smirnov, Shapiro-Wilk. Для статистической обработки использовался пакет программы SPSSv. 17.0 (SPSSInc, Chicago, Il, USA).

Результаты. Все руководители сестринских служб были женщины (N=223).70% респондентов работало в больницах,30% - в поликлиниках. Главные сестры составили - 29%, старшие медицинские сестры - 68%, старшие акушерки - 3%. Средний возраст респондентов составил 44,8 лет (CI 95%;43,6-45,8). Стаж работы в системе здравоохранения составил 23,9 лет (95%CI;22,8-25,1). Стаж в должности руководителя составил 8,7лет (Ме=7,0; St.d.=6,9). Сопоставление среднего стажа работы и стажа в должности руководителя подтвердило, что на должности главных и старших медицинских сестер назначаются специалисты, имеющие немалый профессиональный опыт работы (rp=0,6;p<0.001,n=223). Большая часть респондентов имела базовое среднее медицинское образование, в том числе: по специальности «сестринское дело» - 71,4%, «акушерство» -7,6% -, «лечебное дело» - 10%. 11% главных медицинских сестер имели дополнительное высшее сестринское образование по специальности - «медицинская сестра - менеджер». Среди специалистов, имевших высшее медсестринское образование, преобладала возрастная группа от 41 до 60 лет. Высшую квалификационную категорию по сестринскому делу имели 82% руководителей, первую - 7%, вторую - 1%, не имели квалификационной категории 10%.

В то же время квалификационные категории по специальности «медицинская сестра-менеджер» имели только 2% опрошенных респондентов. Выявлена статистически значимая взаимосвязь между стажем работы и наличием квалификационной категории (CramerJsV=0.7;p=0.0001). Согласно действующему законодательству специалисты с медицинским и фармацевтическим образованием обязаны повышать квалификацию не менее одного раза в пять лет

[11].Большинство исследуемых повышали квалификацию на различных циклах усовершенствования в 2008- 2012 годах (82%).Однако только 70 % отметили, что проходили учебу по менеджменту в сестринском деле. Среди причин, помешавших пройти обучение, 27% назвали «отсутствие нужных циклов», «загруженность на работе» и «финансовые причины» указали по 4% респондентов, 2% указали«семейные проблемы», но большинство опрошенных затруднилось ответить (63%). Основными мотивами повышения квалификации для главных и старших медицинских сестер в порядке значимости являются: «повышение профессиональных знаний» - 62%, «самореализация - 38%», «подтверждение квалификационной категории» - 15 %.

Известно, что выбор оптимальных организационных форм и методов обучения зависит от: целей и задач обучения, специфики изучаемой дисциплины; возрастных особенностей; уровня подготовленности обучающихся; компетентности педагога в данной области знаний; материально-технической оснащенности образовательного учреждения. В результате исследования установлено, что более половины руководителей сестринского дела (56%) предпочитают обучение на рабочем месте (мастер-классы, лекции, семинары, видео обучение и пр.), 38% - внешние циклы и только 6% считают оптимальным дистанционное обучение. Главные доводы в пользу обучения на рабочем месте - это загруженность руководителей на работе, дешевизна обучения и краткосрочность. Результаты нашего исследования показали, что у руководителей сестринских служб в большей степени на выбор формы последипломного обучения влияют: возраст (V Крамера=0,6;р=.0001) и стаж работы (УКрамера=0,5;р=,0001). Статистически значимой взаимосвязи между выбором формы последипломного обучения и уровнем образования не выявлено - V Крамера=0,2;р=0,096. Качество образовательного процесса на курсах/циклах повышения квалификации наши респонденты оценивали по 5 -балльной шкале по следующим параметрам: -материально-техническая оснащенность аудиторий медицинских колледжей;

-квалификация преподавателей и качество преподавания; -содержание и качество теоретических и практических занятий (соответствие целям и задачам обучения)

-использование инновационных образовательных технологий в обучении взрослых (активное обучение, проблемное обучение, использование информационных технологий и телекоммуникационных средств и пр.). Результаты суммарных оценок представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты суммарных оценок качества обучения на курсах повышения квалификации

В целом, респонденты довольно высоко оценили качество занятий и квалификацию преподавателей (4 балла).Менее всего руководители сестринских служб удовлетворены используемыми образовательными технологиями (3,1балла) и оснащенностью аудиторий (3,5 балла).

Взаимосвязи между социально-демографическими

характеристиками и удовлетворенностью качеством обучения на циклах повышения квалификации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Статистические связи между социально-демографическими характеристиками и удовлетворенностью обучением у медицинских сестер-менеджеров.

Переменная V Крамера Арргох.Б^

Удовлетворенность материально-техническим оснащением аудиторий

Возраст 0,41 0,33

Стаж в должности руководителя 0,43 ,0001

Стаж общий 0,5 ,002

Занимаемая должность 0,2 0,02

Уровень образования 0,18 0,096

Удовлетворенность квалификацией преподавателей

Возраст 0,4 0,33

Стаж в должности руководителя 0,47 0,002

Стаж общий 0,5 0,002

Занимаемая должность 0,21 0,002

Уровень образования 0,21 0,002

Удовлетворённость содержанием теоретических и практических занятий

Возраст 0,42 0,16

Стаж в должности руководителя 0,38 0,004

Стаж общий 0,5 0,001

Занимаемая должность 0,24 ,0001

Уровень образования 0,24 ,0001

Удовлетворенность образовательными технологиями

Возраст 0,4 0,02

Стаж в должности руководителя 0,4 0,02

Стаж общий 0,5 ,000

Занимаемая должность 0,2 0,003

Уровень образования 0,2 0,015

Выявлены статистически значимые взаимосвязи между удовлетворенностью материально-техническим оснащением аудиторий, содержанием учебных программ, стажем и занимаемой должностью респондентов. Сильная взаимосвязь обнаружена между общим стажем и удовлетворенностью качеством преподавания и квалификацией преподавательского состава. Также имеются статистически значимые взаимосвязи между удовлетворенностью качеством образовательных технологий возрастом, стажем, должностью и уровнем образования респондентов.

62% респондентов считает, что обучение должно быть непрерывным. 20% считают достаточным обучение с периодичностью один раз в пять лет, раз в три года - 18%. На вопрос «Занимаетесь ли Вы профессиональным самообразованием в свободное время?», положительно ответили чуть более половины опрошенных (51%), 25% никогда не занимаются и занимаются «время от времени» - 24%. Среди причин, мешающих самообразованию, 31% отметили «загруженность на работе», 17% «бытовые проблемы», но большая часть респондентов (51%) затруднилась ответить. В большинстве случаев обучение на курсах повышения квалификации оплачивают медицинские организации (81%), 15% опрошенных оплачивают свою учебу самостоятельно. Поэтому на вопрос, «По какому принципу Вы выбираете образовательную организацию?», подавляющее большинство опрошенных руководителей выбрали ответ - «Направляет и решает администрация больницы/поликлиники»(60%). 35% респондентов выбирают образовательное учреждение исходя из качества преподавания, 5% в зависимости от близости к месту работы/жительства. Практически все респонденты хотели бы улучшить знания и навыки в области менеджмента. Анкетный опрос показал, что 31% руководителей сестринского дела нуждаются в дополнительном обучении управлению качеством сестринской помощи, 30% - лидерству, 25% - управлению персоналом, 10% - стратегическому планированию, 2% -профилактике заболеваний и ЗОЖ.

Обсуждение. Проведенное исследование подтвердило, что доминирующими мотивами повышения квалификации у медицинских сестёр-менеджеров являются познавательные, профессиональные и социальные (сохранение статуса, самореализация). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между удовлетворенностью обучением и социально-демографическими характеристиками.

Неудовлетворенность слушателей вызывает недостаточное использование инновационных образовательных технологий (интерактивное, проблемно ориентированное обучение) и материально-техническое оснащение аудиторий. Существующая система повышения квалификации не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный рост и развитие [12].На основании результатов исследования можно сделать вывод о недостаточной внутренней мотивации медицинских сестер-менеджеров к личному профессиональному развитию и пассивном отношении к выбору места и содержания обучения, что отчасти можно объяснить большим объемом работы и ограниченным выбором нужных циклов.

Выводы. Система непрерывного профессионального обучения является комплексным процессом, включающим определение потребностей обучения целевых групп, выбор оптимальных форм и методов обучения и оценку эффективности обучения [13-16].Для выявления потребностей в обучении можно применять анкетные опросы, интервью, фокус группы. Медицинские организации при проведении обучения специалистов на рабочем месте могли бы в большей степени использовать наставничество, коучинг, делегирование, ротацию и т.п. Образовательным организациям необходимо активнее внедрять в образовательный процесс интерактивные методы с учетом особенностей обучения взрослых и современные телекоммуникационные технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Непрерывное профессиональное развитие медицинских работников. Методические рекомендации//- Астана, 2010. - 29 с

2 Аканов А.А., Хамзина Н.К., Чукмаитов А.С. Медицинское образование в США: опыт для Казахстана // - Астана: 2005. -100 с

3 Салтман Р.Б., Фигейрос Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе: анализ современных стратегий. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2000. - 241 с

4 Информационное письмо: обзор по СМЕ в Европе // Европ. ком. по СМЕ. - 2001. - 23 с

Б.С. ТУРДАЛИЕВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, А.П. ПАВЛОВА, Д.С. МАРТЫКЕНОВА, А.Д. АДЕНОВА, Б.С. КАСИЕВА, У.А.

УРАЗАЕВА, Ж.Б. АУЕЛБЕКОВА

АЛМАТЫ КАЛАСЫНДА МЕЙ1РБИКЕ КЫЗМЕТ1НДЕП БАСШЫЛАРДЫ^ Б1Л1КТ1Л1КТ1 ЖОГАРЛАТУ ЖУЙЕаНЕКАНАГАТТАНУЫ

Туйш: Ма^алада мешрбике кадрларыныц Алматы ^аласында Meftip6nKe ^ызметЫдеп басшылардыц бiлiктiлiктi жогарлату mySecme ^анагаттануын зерттеу нэтижeci усынылган.

ТYйiндi свздер: узджазб^м беру, бiлiктiлiктi жогарлату mySeci, о^ыту сапасымен ^анагаттану.

B.S. TURDALIYEVA, G. E. AIMBETOVA, G.T. KASHAFUTDINOVA, B.S. KASIEVA, D.S. MARTYKENOVA, A.P. PAVLOVA, A.D. ADENOVA, U.A. URAZAYEVA, Z.B. AUELBEKOVA

SATISFACTION OFQUALITY TRAINING (RESULTSOF SOCIOLOGICALSURVEY AMONG NURSE-MANAGERS)

Resume: The article presents the results of a sociological survey amongnurse manager of medical organizations in Almaty city. The study focused on satisfaction of postgraduate training system.

Keywords: continuing education, training system, satisfaction of the quality of training.

УДК: 616-057.12-073-057.2:669.4/.5

Г.У. ШАРДАРБЕКОВА, Ш.О. РЫСПЕКОВА, У.С. АРТЫКБАЕВА

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, кафедра нормальной физиологии

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ В СВИНЦОВО-ЦИНКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ВОСТОЧНОГО КАЗАХСТАНА

ПО ДАННЫМ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Изучение состояния здоровья работающих проводилось по материалам трех последних лет. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров основных профессий изучаемого производства показал, что общее количество выявленных заболеваний в среднем за три года в кадмиевом цехе составило 3329 ± 157,4 на 1000 осмотренных. В разрезе изучаемых профессий наибольший показатель заболеваемости отмечен у рабочих пирометаллургического отдела 3887 ± 338,4 на 1000 осмотренных, а у рабочих гидрометаллургического отдела этот показатель намного ниже 3074 ± 172,2 на 1000 осмотренных. Также по данным медицинских осмотров высокий уровень заболеваемости отмечается и среди руководящих работников производства (контрольная группа). Ключевые слова: мочеполовая система, тяжелые металлы, стаж.

Актуальность. Современные технологические процессы в цветной металлургии сопряжены с возможным попаданием в рабочую зону тяжелых металлов, обладающих широким спектром биологического действия [4,6].

По данным ВОЗ, кадмий относится к числу элементов играющих первостепенную роль в этиологии сердечно-сосудистых заболеваний. Ряд исследователей M. Schraeder, C. Ptrry, B. Thind [2] считают его возможным фактором в возникновении гипертонии поскольку он снижает чувствительность сосудов к воздействию сосудосуживающих и сосудорасширяющих соединений V. Porter et al [1].

Задачи исследования. Изучение заболеваемости рабочих кадмиевого производства по данным медицинских осмотров. Методы и материалы исследования. Изучение состояние здоровья работающих проводилось по материалам медицинских осмотров трех последних лет (2010-2012). Материалы заболеваемости разрабатывались согласно международной классификации болезней, травм и причин смертности десятого пересмотра ВОЗ.

Результаты исследований: Анализ заболеваемости аппаратчиков и плавильщиков по данным медицинских осмотров основных профессий изучаемого производства показал, что общее количество выявленных заболеваний в

среднем за три года в кадмиевом цехе составило 1042 случая на 313 рабочих или 3329,0+157,4 на 1000 осмотренных, а в контрольной группе 201 случай заболеваний на 87 человек или 2310,3+186,5 на то же число обследованных. В разрезе изучаемых профессий наибольший показатель заболеваемости отмечен у плавильщиков 3887,8±338,4 на 1000 обследованных, а у аппаратчиков этот показатель намного ниже 3074,4±172,2.

В основной группе порядок распределения ведущих классов болезней примерно идентичен. Так, у аппаратчиков на 9 классов болезней: мочеполовой системы, органов кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной системы, костно-суставной системы, болезни глаза и его придатков, травмы и отравления, болезни уха и сосцевидного отростка приходится примерно 91,9% от всех выявленных заболеваний. У плавильщиков в эти же классы болезней составляют 90,1%. Правда, с пятого рангового места по девятое порядок распределения некоторых болезней в этой профессии несколько меняется. Но, в общем, в обеих профессиях на девять вышеотмеченных классов болезней приходится более 90% всех зарегистрированных случаев заболеваний.

Совсем иной порядок распределения выявленной патологии отмечен в контрольной группе. Здесь ведущие классы болезней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.