ЛИТЕРАТУРА
1. Брискин Б. С. // Клин. геронтол. — 2007. — № 5. — С. 3—7.
2. Волкова Н. А. // Медицина в Кузбассе: Спецвып. № 6-2009: Актуальные вопросы оказания медицинской помощи контингенту особого внимания и гражданам старшего поколения: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию ОКГВВ, Кемерово, 20 окт. 2009 г — Кемерово, 2009. — С. 7—8.
3. ГерасименкоН. Ф. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2009. — № 3. — С. 10—14.
4. Итоги и перспективы развития здравоохранения и демографической политики. По материалам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // Главврач. — 2008. — № 4. — С. 9—14.
5. Комисаренко И. А. // Клин. геронтол. — 2009. — № 1. — С. 29—38.
6. Решетников А. В. // Социология медицины. — 2010. — № 1. — С . 3—12.
7. Салеев В. Б. // Врач скорой помощи. — 2008. — № 1. — С. 11—15.
8. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 42. — Ст. 5009.
9. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.
10. Фиалко В. А., Кириченко М. А., Бушуев А. В. // Скорая мед. помощь. — 2006. — № 1. — С. 20—21.
11. Щепин В. О., Тишук Е. А. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. — 2005. — № 5. — С. 43—50.
12. Marotta T. et al. // J. Gerontol. B. Psychol. Sci. Soc. Sci. — 2007. — Vol. 62, N 1. — P. 22—27.
13. Zikic L. et al. // Adv. Gerontol. — 2008. — Vol. 21, N 4. — P. 614—624.
Поступила 02.09.11
© Л.М. МУХАРЯМОВА, Г. А. МОИСЕЕВА, 2012 УДК 614.253.52:378]-058
Л.М. Мухарямова, Г.А. Моисеева
ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА СПЕЦИАЛИСТОВ (результаты социологического исследования)
ГБОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
Сегодня высшее образование становится важной потребностью для любого человека. Люди начинают осознавать высшее образование как личную инвестицию, частное благо, способное увеличить шансы на повышение профессионального, социального, экономического статуса [2]. Эти суждения применимы не только к выпускникам школ, но и к тем людям, которые уже имеют среднее профессиональное образование. В связи с этим оценка образовательных потребностей и ожиданий специалистов с сестринским образованием, их мотивации на получение высшего образования в области сестринского дела имеют значительное теоретическое и практическое значение.
Сестринская профессия в мире и в Европейском регионе остается одной из самых дефицитных и самых востребованных. Более 50% медицинских сестер стран Европы имеют повышенный и университетский уровни сестринского образования [1]. В России подготовка медицинских сестер в высшей медицинской школе ведется с 1991 г. В настоящее время в стране работает 45 факультетов высшего сестринского образования (ВСО). В некоторых медицинских университетах, например в Санкт-Петербургском, Краснодарском, Саратовском, Самарском, Архангельском, Воронежском, функционируют институты сестринского образования, которые призваны объединить в одном учебном заведении все уровни подготовки специалистов сестринского дела: довузовский, вузовский и послевузовский.
Однако говорить о том, что институализация высшего сестринского образования в Российской Федерации окончательно состоялась, на наш взгляд, преждевременно. Это подтверждается, например, тем, что основной заказчик - Минздравсоцразвития России в 2010—
Л.М. Мухарямова — д-р полит. наук, проф., зав. каф. (23609-92); Г. А. Моисеева — ассистент каф. ([email protected]).
2011 гг. не размещает в вузах заказ на подготовку таких специалистов. Сколь-либо внятных объяснений такой политики не приводится, но довод обычно связан с тем, что специалисты с ВСО рынком труда не востребованы. В то же время в Программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010—2020 годы планируется развитие профессионального образования сестринского персонала в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела [3]. Поэтому мониторинг системы подготовки специалистов сестринского дела представляет значительный практический интерес [4].
Как сами студенты и выпускники оценивают ВСО, всегда ли их мотивация на учебу связана только с возможностью повысить должностной статус, насколько в представлениях потребителей этого образования актуализирована самоценность образования, поиску ответов на эти вопросы посвящена настоящая статья.
Материалы и методы
Исследование проведено на базе факультетов ВСО Казанского государственного медицинского университета (КазГМУ) и Ульяновского государственного медицинского университета (УлГМУ). В анкетном опросе принимали участие 121 студент IV—V курса КазГМУ и 27 студентов V курса УлГМУ, что составляет 100% студентов выпускных курсов за 2010—11 учебный год в обоих вузах. Кроме того, в опросе принимали участие 37 интернов заочного отделения, что составляет 100% от принятых в 2010/2011 учебном году в интернатуру по специальности "Управление сестринской деятельностью" на базе КазГМУ
Статистическая обработка и интерпретация результатов опроса проводились с использованием программы SPSS (версия 11,5).
Полученные в ходе анкетирования данные интерпретировали с использованием материалов групповой
дискуссии (фокус-группы) по заранее подготовленному вопроснику. Члены группы были отобраны из числа интернов заочного отделения, занятых на административно-управленческих должностях в соответствии с полученным образованием. Группа состояла из 10 человек: трех главных медицинских сестер, главного фельдшера, старшей акушерки, старшей медицинской сестры, менеджера по внебюджетной деятельности, менеджера по качеству медицинской услуги, заведующего кабинетом медицинской статистики, заведующего методическим кабинетом. Технология исследования соответствует требованиям медико-социологического мониторинга [4, 5].
Результаты и обсуждение Мотивы выбора высшего сестринского образования
и восприятие профессиональной деятельности
Исследование общей структуры вербализируемых мотивов выбора образования по специальности и выделения доминантных мотиваций показало, что при выборе факультета ВСО 73% респондентов руководствовались собственной инициативой, 19% советом друзей, коллег, пожеланием родителей, а 8% рекомендацией главного врача.
В структуре мотиваций респондентов при выборе факультета ВСО примерно одинакова доля тех, кто обозначил мотивы, выражающиеся в приоритетности получения любого высшего образования (49,6%), желании занять престижную должность - быть руководителем (43,5%), перспективности получения ВСО (41,2%). Каждый пятый (20,6%) респондент считает, что факультет дает интересную, нужную профессию.
Для некоторых респондентов ведущим мотивом поступления в вуз на факультет ВСО становится потребность в аффилиации, принадлежности к вузу. Так, 10,7% опрошенных прямо признались, что для них этот факультет является суррогатом более престижного факультета, куда поступить не удалось. В этом случае принадлежность к институции выступает более важным фактором, чем профессиональная идентичность.
Приоритеты выбора факультета ВСО у интернов варьируют незначительно по сравнению с таковыми у студентов выпускных курсов, однако мотивы выбора, такие как перспективность получения ВСО и нужность профессии, выражены у них более ярко.
В ходе групповой дискуссии с руководителями различных сестринских служб (подразделений) по вопросу о необходимости получения высшего образования медицинскими сестрами все участники высказали положительные доводы: "ВСО мне не хватало, я как главная медицинская сестра не могу быть наравне с рядовыми медицинскими сестрами", "высшее образование нужно для медицинской сестры для ее личного саморазвития, самоутверждения, для карьерного роста", "ВСО однозначно необходимо, у специалиста с высшим сестринским образованием менталитет и уровень совершенно другой, проблема в том, что человек должен четко представлять, для чего получает данное образование: для того, чтобы мотивироваться в должности, в заработной плате, в профессиональном плане или, в чем-то другом". Многие из участников дискуссии отметили, что для получения ВСО должно быть целевое направление от руководителя медицинского учреждения, т. е. должен быть заказ на специалиста.
Причины, обусловившие выбор факультета, экстраполируются на представления респондентов о профессии специалиста с ВСО.
Профессиональная самоидентификация респондентов, их представления об "идеальном" статусе
специалиста с ВСО связана в большинстве случаев с менеджерскими позициями. Так, 57% респондентов представляют себе специалиста как менеджера здравоохранения, имеющего свою область компетенции, 30% — в качестве руководителя сестринских служб 16,2% — как организатора соответствующего вида помощи. В то же время для части (23,1%) респондентов роль медицинской сестры представляется в рамках традиционного представления как помощника врача.
Интересны результаты анализа данных по интернам, которые свидетельствуют об изменении представлений о современных тенденциях изменения трудовой деятельности специалиста с ВСО в сторону расширения его профессиональных ролей. По мнению 18% респондентов, специалист с ВСО сегодня должен выступать в роли инициатора нововведений, а также исследователя в области сестринского дела.
Привлекательность профессии медицинской сестры с ВСО в связи с его управленческой компонентой обнаруживается и при оценке респондентами преимуществ получения ВСО. Так, для 46% опрошенных это возможность стать руководителем, 38% видят возможность расширения сфер профессиональной деятельности. Возможность карьерного роста и профессионального статуса отметили 1/3 респондентов.
Профессиональная занятость, удовлетворенность
занимаемыми профессиональными позициями
Специфической особенностью студентов, обучающихся на факультете ВСО, является то, что большинство из них работают в процессе учебы. Подавляющее большинство (74,8%) респондентов среди студентов выпускных курсов заняты в государственных учреждениях здравоохранения, 14,5% — в частных медицинских фирмах, остальные работают в иных структурах.
Выяснилось, что 71,6% респондентов хотели бы сменить место работы, из них 12% не видят себя в дальнейшем в профессии, а остальные студенты четко связывают свое будущее с определенными руководящими позициями, среди которых наибольшее предпочтение отдают должности менеджера, заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом, главной и старшей медицинской сестры, а также руководителя новых сестринских служб (центров профилактики, специализированных астма-школ, школ диабета и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что 34,4% респондентов хотели бы работать в частной системе здравоохранения.
При устройстве на работу половина респондентов рассчитывают на помощь родственников, родителей, знакомых, а каждый четвертый затруднился с ответом. Приоритетными параметрами при выборе работы являются для большинства респондентов стабильность организации, наличие перспектив профессионального роста, а также размер заработной платы. Кроме того, при трудоустройстве практически для половины (44,4%) респондентов важным критерием выбора рабочего места становится направленность медицинского учреждения на инновационные формы организации и управления, а для 40 % — престижность самого учреждения.
В отличие от студентов выпускных курсов 68% интернов не хотели бы менять место работы. Это обусловлено тем, что большинство интернов занимают статусные профессиональные позиции. В структуре занимаемых интернами должностей в основном преобладают административно-управленческие должности, среди которых должность главной и старшей медицинской
70 -1
60-
50-
40-
30-
20-
10-
Рис. 1.
сестры, а также должность заведующего организационно-методическим кабинетом и менеджера по внебюджетной деятельности занимают по 8,1% респондентов соответственно, заведующего кабинетом медицинской статистики — 13,5%. Деятельность остальных респондентов представляет следующий круг должностей: медицинский статистик, фельдшер, медицинская сестра, администратор, акушерка.
Изменился ли профессиональный статус интернов после получения ВСО? Половина респондентов утверждают, что их профессиональный статус повысился, 28,6% считают, что он остался без изменений, 18% не дали определенного ответа.
Отвечая на вопрос: "Что бы Вы отнесли к основным трудностям, ожидающим выпускника факультета ВСО на рабочем месте?", все участники фокус-группы — руководители сестринских служб — заявили, что прежде всего эти трудности связаны с трудоустройством. "В большинстве случаев выпускников берем на ставку медицинской сестры", "Стараемся брать на вакантные должности специалиста, который уже работает у нас", "В основном идут без опыта работы и это настораживает, предпочтительно брать "своих", "Очень хорошо, если человек работал в процессе учебы или проходил производственную практику, руководитель может его оценить, поручить какие- то виды работ, позволяющие его охарактеризовать как специалиста".
К основным трудностям, с которыми пришлось сталкиваться интернам при трудоустройстве, они отнесли следующие: недостаток опыта практической работы, неопределенность в номенклатуре должностей, скептическое отношение многих руководителей к ВСО.
Среди ведущих мотивов, влияющих на выбор специалистов с ВСО продолжить обучение по специальности, "Управление сестринской деятельностью", 44,8% интернов указали, что без сертификата специалиста не смогут сохранить свою должность, для 27,6% интернов ведущим мотивом является желание продолжить обучение по специальности. 55,2% надеются на расширение возможности трудоустроиться по специальности.
Одной из следующих исследовательских задач было определение удовлетворенности профессиональным положением среди работающих студентов выпускных курсов и интернов.
Интегральный анализ удовлетворенности студентов показал, что в полной мере удовлетворены занимаемым профессиональным положением только 18% респондентов, 52,3% выражают частичную удовлетворенность, 11,7% затруднились с ответом, 18% и вовсе разочарованы своим положением.
Более детальный анализ выявил влияние на удовлетворенность профессиональным положением такой характеристики, как медицинская категория (%2 = 18,9 р < 0,02; рис 1).
Представленные результаты показывают, что большинство работающих студентов выпускных курсов, имеющих меди-
Да, удовлетворен в полной мере
Удовлетворен частично
Трудно сказать
Скорее я разочарован
Высшая категория I категория
I | II категория Ш Не имеют категории
Удовлетворенность профессиональным положением в зависимости от категории.
цинскую категорию, удовлетворены профессиональным положением. Среди 43,4% студентов, не имеющих категории, 20% полностью удовлетворенны занимаемым профессиональным положением.
В результате проведенного статистического анализа зависимости удовлетворенности от других характеристик работающего, таких как стаж, место работы, пол, не выявлено.
Чем же конкретно удовлетворены и не удовлетворены выпускники с ВСО на рынке труда? Полученные результаты были сопоставлены с оценкой удовлетворенности и неудовлетворенности у интернов, (см. таблицу).
Как видно из таблицы, основную "платформу" удовлетворенности студентов составляют возможности профессиональной самореализации на рабочем месте и взаимоотношения в коллективе.
Размер заработной платы является основной причиной недовольства для 46% студентов выпускных курсов. Кроме того, важным признаком неудовлетворенности 27% опрошенных также считают неэффективность системы мотивации и стимулирования. Не менее значимым также является показатель перспектив про-
Причины удовлетворенности и неудовлетворенности занимаемым профессиональным положением (в % от числа опрошенных) среди работающих студентов выпускных курсов и интернов
Причина Удовлетворенность Неудовлетворенность
студенты интерны студенты интерны
Размер заработной платы 5,5 5 46 94,4
Занимаемая должность 8 15 16,6 27,8
Возможность на своем рабочем месте проявить себя и реализовать свои знания, умения и навыки 22,2 65 12,6
Поддержка со стороны руководства 8 20 5,5 -
Система мотивации и стимулирования сотрудников 1,5 15 27 22,6
Атмосфера в рабочем коллективе 17,4 35 8,7 5,6
Перспективы профессионального роста 14 45 21,4 11
100-1 9080706050403020100-
34,9
51,2
Стремлюсь
~г
~г
~г
Работаю Выполняю все, Работаю без
подходить к добросовестно, что от меня особого
работе в меру сил требуется, желания,
творчески, со в рамках так как
всей должностных работа
самоотдачей обязанностей не нравится
□ Да.
Никаких перспектив нет
Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Представления студентов о перспективах в зависимости от отношения их к работе.
фессионального роста; отсутствием этой возможности недовольны 21,4% опрошенных.
Анализ показателей удовлетворенности у интернов показал, что лишь 29,6% выразили полную удовлетворенность занимаемым профессиональным положением. Причины удовлетворенности и неудовлетворенности профессиональными позициями у интернов схожи с результатами, полученными в ходе оценки указанного аспекта среди работающих студентов, однако такие признаки удовлетворенности, как возможность профессиональной самореализации, перспективы профессионального роста, атмосфера в рабочем коллективе, у интернов выражены более ярко. Демонстративными признаками неудовлетворенности у интернов в сравнении со студентами выпускных курсов являются размер заработной платы, занимаемая должность и неэффективность системы мотивации и стимулирования на рабочем месте.
Анализ структуры причин неудовлетворенности в зависимости от места работы респондентов показал, что среди работающих в государственных учреждениях здравоохранения 72,7% не удовлетворены заработной платой, а среди тех, кто работает в частных фирмах, таковых 41,7%. В то же время работающие в частных фирмах чаще не удовлетворены атмосферой в коллективе, а работающие в государственных учреждениях — отсутствием возможности проявить себя на своем рабочем месте. Неудовлетворенность занимаемой должностью, перспективами профессионального роста, системой мотивации и стимулирования практически одинаково проявляется у работающих как в государственной, так и в частной системе здравоохранения.
Отношение к повседневным обязанностям на рабочем месте
Отвечая на вопрос: "Как Вы относитесь к своим повседневным обязанностям на рабочем месте?", 54% студентов ответили, что работают добросовестно, в меру своих сил, 33,6% стремятся подходить к работе творчески, с самоотдачей, 9,4% выполняют все, что от них тре-
буется в рамках должностных инструкций, 3,1% работают без особого желания, так как работа им не нравится.
Примечательно, что на трудовое поведение респондентов оказывает влияние общий уровень удовлетворенности профессиональным положением.
Данные анализа свидетельствуют, что в группе респондентов удовлетворенных занимаемым на сегодняшний день профессиональным положением в полной мере, половина стремятся подходить к работе творчески, с полной самоотдачей, а другая часть респондентов работают добросовестно, но в меру своих сил. Среди опрошенных, выражающих частичную удовлетворенность, творчески подходят к работе лишь 32,8%, чуть больше половины респондентов определили свое отношение как добросовестное, исполнительное, а 10,4% ограничиваются в работе рамками выполнения должностных инструкций (%2 = 20,17, р < 0,017).
Следует обратить внимание на то, что на отношение респондента к своим обязанностям влияют его представления о перспективах будущей профессии (%2 = 19,01, р < 0,025).
Анализ полученных данных показал, что среди тех респондентов, которые определили свое отношение к работе как творческое и инициативное, 51,2% видят и свои перспективы в профессиональном плане, а те респонденты (57,1%), которые определили его как добросовестное, исполнительное, затрудняются дать определенный ответ о перспективах своей профессиональной самореализации. Результаты представлены на рис. 2.
Выводы
1. Медицинские сестры, поступая в медицинские вузы на факультет ВСО, реализуют свои представления о том, что современное общество, рынок труда и особенно организация социальной сферы требуют специалистов с высшим образованием. Именно с высшим образованием медицинские сестры связывают возможность карьерного роста, переход на управленческие должности, трудоустройство в частных медицинских учреждениях.
2. Большинство студентов выпускных курсов и интернов считают, что полученное образование даст возможность в практической деятельности перейти от выполнения сестринских технологий к выполнению организаторских, менеджерских функций. Респонденты осознают, что такой переход требует новых компетенций, и готовы их приобретать. Каждый третий (34,4%) опрошенный связывает свою трудовую деятельность после получения образования с частной системой здравоохранения.
3. Удовлетворенность специалистов полученным образованием и возможностями реализации компетенций в практическом здравоохранении зависит от множества факторов. К главным из них относятся наличие профессионального стажа, имеющиеся социальные контакты. Те из респондентов, кто на момент опроса занимал управленческие должности, значимость высшего образования оценивают достоверно выше. Выявлена разница в оценке удовлетворенности между работающими в государственных и частных медицинских учреждения: если в первых фактором, снижающим удовлетворенность, является размер заработной платы, то во втором — психологический климат в коллективе.
Представлены результаты социологического исследования, проведенного с целью изучения отношения студентов и интернов факультета менеджмента и высшего сестринского образования к процессу и результатам обучения: мотивации выбора факультета, восприятия профессиональной деятельности и пре-
имуществ полученного образования, удовлетворенность профессиональным статусом.
Ключевые слова: высшее сестринское образование, профессиональный статус специалистов, трудовые траектории
The nursing higher education and the professional carrier of specialists: the results of sociologic survey. L.M. Mukharyamova, G.A. Moiseyeva The Kazan state medical university, Kazan
The article presents the results of sociological survey organized on the faculty of management and nursing higher education to study the attitude of students and interns to the process and outcomes of education. Such factors as motivation of selecting faculty, perception of professional activities, advantages of received education and satisfaction of professional status are discussed.
Key words: nursing higher education, professional status of specialist, labor trajectory
ЛИТЕРАТУРА
1. ВалахЕ.А. // Глав. мед. сестра. — 2008. — № 4. — С. 57—66.
2. Кузьминов Я.И. // Вопр. образования. — 2004. — № 1. — С. 5—32.
3. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010—2020 годы [Электронный ресурс] http://www. nursemanager.ru/pravo/sports.html
4. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. — М., 2003.
5. РешетниковА.В. // Социол. мед. — 2011. — № 1. — С. 3—15.
Поступила 10.02.12
© Е. А. ГВОЗДЕЦКАЯ, Л. Г. САХАРОВА, 2012 УДК 61-051:[378.661+377.5:61]
Е. А. Гвоздецкая1, Л. Г. Сахарова2
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ
СЕСТЕР
'МОУ СПО Арзамасский медицинский колледж; 2БОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия
При анализе теоретических исследований по вопросам развития и реформирования высшего и среднего профессионального образования можно выделить два подхода к оценке цели и результата воспитания студентов.
Первый подход ориентирован на следование традициям высшего и среднего профессионального образования, когда доминантами являются ориентация на всестороннее развитие личности, личностных качеств специалиста (Е.О. Галицких, В.А. Журавлев, В.Ф. Сахаров, А.В. Хуторской, Г.И. Щукина и др.).
Второй подход опирается на европейско-американские традиции развития деловых качеств, нормативности, когда цель задается через стандарт. Главное в подготовке специалиста для любой сферы деятельности — это компетентность как способность решать профессиональные задачи на базе теоретических знаний (Э.Ф. Зеер, А.А. Зимняя, А.А. Жук, Д.А. Иванов, О.Е Лебедев, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин и др.).
Интеграция указанных подходов в современных условиях развития высшей школы России позволяет адаптироваться к ускорению темпов социокультурного развития общества с помощью средств образования и воспитания. В практике работы высших учебных заведений появляются новации и инициативы в решении сложных проблем современной педагогики высшей школы, среди которых выделяется и проблема поликультурного воспитания культуры студенческой молодежи. В современных условиях деятельности медицинских учреждений больной обладает многочисленными социокультурными характеристиками, которые должен учитывать медицинский персонал, особенно медицинские сестры, которые осуществляют более тесное участие в общении с больными.
Современный молодой человек должен обладать навыками бесконфликтного общения в поликультурном коллективе. В последние два десятилетия актуальной
Е.А. Гвоздецкая — преподаватель ([email protected]); Л.Г. Сахарова — канд. истор. наук, доцент, зав. каф. (vas701@ rambler.ru)
для общества становится проблема роста среди молодежи религиозности, демонстрации своей религиозной принадлежности. В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" среди приоритетных задач современного российского вуза выделены:
• формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня"[1].
Среди общекультурных компетенций, имеющих "над-предметный и надпрофессиональный характер", служащих залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества, в странах Европейского союза выделяют компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, такие как уважение к другим и способность жить с людьми других культур, языков, религий.
Ориентация на социокультурный подход к подготовке специалистов медицинской сферы позволяет учитывать многочисленные социокультурные характеристики больного, определять на основе этого общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций) в процессе взаимодействия медицинского персонала и больного.
В медицинском учреждении у человека на первый план выходит социальная характеристика "больной". Параллельно с этим, однако, каждая личность позиционирует себя и с точки зрения других характеристик: профессиональных, статусных, гендерных (пол, возраст), религиозных, национальных и многих иных.
Сообщество медицинского учреждения, включающее многочисленные социальные контакты, является в своем роде поликультурным сообществом. Особое место в современных культурно-мировоззренческих установках занимает культурный плюрализм. В этих