Научная статья на тему 'Кадры для российского здравоохранения: ожидания и надежды российских студентов-медиков'

Кадры для российского здравоохранения: ожидания и надежды российских студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / MEDICAL PERSONNEL / ПРОФЕССИЯ ВРАЧА / MEDICAL PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL WORK MOTIVATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / EMPLOYMENT OF GRADUATES OF MEDICAL SPECIALTIES / СМЕНА МЕСТА РАБОТЫ / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ / EXPECTATIONS OF MEDICAL STUDENTS / CHANGING JOBS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заляев Артур Рустемович

С целью выявления трудовых и профессиональных стратегий молодых людей, связывающих себя с отраслью медицины, был проведен опрос среди студентов выпускных курсов, интернов, ординаторов вузов, ссузов Республики Татарстан, обучающихся по медицинским направлениям (∑= 776). Для выявления мнения работодателей о трудовых предпочтениях выпускников медицинских учебных заведений были проведены анкетный опрос и полустандартизированное интервью с главными врачами и заведующими отделениями государственных медицинских организаций Республики Татарстан (∑= 198). На основе анализа результатов социологического исследования показаны основные факторы, влияющие на выбор медицинской специальности, ожидания и надежды студентов на будущее место работы; рассмотрены установки на смену профессии, причины ухода молодых специалистов из отрасли здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Заляев Артур Рустемович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKFORCE FOR RUSSIAN HEALTHCARE: EXPECTATIONS AND HOPES OF RUSSIAN MEDICAL STUDENTS

Based on the results of the sociological analysis of the survey among graduate students of universities and colleges, interns, residents of medical educational institutions of the Republic of Tatarstan aimed at studying their employment and professional strategies, we show the main factors influencing the choice of medical specialty, hopes and expectations of students regarding their future place of work. We also consider the motives for changing their profession and the reasons why some young professionals leave healthcare industry.

Текст научной работы на тему «Кадры для российского здравоохранения: ожидания и надежды российских студентов-медиков»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, N° 2 (38), с. 139-145

139

УДК 316.4

КАДРЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ОЖИДАНИЯ И НАДЕЖДЫ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

© 2015 г. А.Р. Заляев

Казанский государственный медицинский университет аг1Ьугап@та11. ги

Поступила в редакцию 05.05.2015

С целью выявления трудовых и профессиональных стратегий молодых людей, связывающих себя с отраслью медицины, был проведен опрос среди студентов выпускных курсов, интернов, ординаторов вузов, ссузов Республики Татарстан, обучающихся по медицинским направлениям (£= 776). Для выявления мнения работодателей о трудовых предпочтениях выпускников медицинских учебных заведений были проведены анкетный опрос и полустандартизированное интервью с главными врачами и заведующими отделениями государственных медицинских организаций Республики Татарстан (£= 198). На основе анализа результатов социологического исследования показаны основные факторы, влияющие на выбор медицинской специальности, ожидания и надежды студентов на будущее место работы; рассмотрены установки на смену профессии, причины ухода молодых специалистов из отрасли здравоохранения.

Ключевые слова: медицинские кадры, профессия врача, профессионально-трудовая мотивация, трудоустройство выпускников медицинских специальностей, смена места работы, условия труда, ожидания студентов-медиков.

В современном российском обществе наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны, в отечественном здравоохранении существует проблема нехватки кадров: по официальным данным Минздрава России, общий дефицит врачей исчисляется примерно в 40 тыс. человек. Медицинские вузы страны ежегодно выпускают около 37 тыс. молодых специалистов. Дефицит среднего медицинского персонала - 270 тыс. кадровых единиц. Медицинские училища и колледжи, а также специальные факультеты медицинских вузов выпускают более 59 тыс. медсестер, фельдшеров и акушерок ежегодно [1]. С другой стороны, конкурс на медицинские специальности в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования остается наиболее высоким. Так, по мнению исследователей из Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), самые сильные выпускники школ, если брать за основу баллы ЕГЭ, выбирали для обучения медицинские университеты [2]. Как показывает мониторинг качества бюджетного приема в вузы, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу Общественной палаты России, медицинские вузы из года в год продолжают укреплять свои позиции. Около трети (7 из 20) ву-

зов - лидеров мониторинга - медицинские. По мнению директора Института развития образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкиной, это следствие того, что россияне считают профессию врача достойной, имеющей хорошие перспективы трудоустройства и карьерного роста [3].

Специалисты и широкая общественность задаются вопросом, почему при такой популярности медицинской профессии, наличии мощной системы профессионального образования, стремлении молодых людей стать врачами и медицинскими сестрами в стране не хватает медицинских кадров? Стало ли это результатом сокращения приема по медицинским специальностям, или причину необходимо искать в чем-то другом?

Что касается приема, анализ статистики показывает, что контрольные цифры приема на бюджетные места не уменьшаются. С 1991 г. российские вузы получили право осуществлять прием по договорам на оказание платных услуг. Доля студентов, обучающихся на коммерческой основе, различается по образовательным организациям, но колеблется в диапазоне 40-50%. Из этого следует, что подготовка врачей в стране не уменьшается.

Возможным объяснением нехватки медицинских работников является отток специалистов из отрасли. На заседании правительства России при рассмотрении разработанного Минздравом России комплекса мер по обеспечению

здравоохранения медицинскими кадрами в качестве проблемы обозначена тенденция перехода медицинских работников из государственного здравоохранения - в частную медицину, в бизнес, в другие отрасли. По некоторым оценкам, 30% выпускников медицинских вузов даже не начинают медицинскую практику. «Заработки нищенские», «условия труда очень тяжелые», - объясняет этот тренд президент Некоммерческого партнерства «Национальная Медицинская Палата» Л.М. Рошаль [1].

Профессионально-трудовая ориентация молодых врачей в России в последние годы стала предметом довольно масштабных исследований.

Оценке современного состояния престижа профессии врача и определящих его факторов посвящено социологическое исследование «Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения», проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по инициативе Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта Общественной палаты Российской Федерации [4]. В работе выделяются основные причины невысокого уровня престижа профессии врача, описываются основные показатели качества высшего медицинского образования и его вклад в уровень статусных позиций профессии врача в российском обществе.

Трансформации профессии врача в условиях реформы здравоохранения посвящены исследования Д.И. Присяжнюк [5]. Автор считает, что в современном российском обществе происходит снижение авторитета профессии врача в связи с низким экономическим ресурсом, усилением дискурса внешнего контроля.

Исследование мотивов выбора высшего сестринского образования и восприятия профессиональной деятельности, профессиональная занятость, удовлетворенность занимаемыми профессиональными позициями, отношение к повседневным обязанностям на рабочем месте специалистов с высшим сестринским образования представлены в работе Л.М. Мухарямовой и Г.А. Моисеевой [6].

В работе Р.А. Садыкова «Социальное положение и профессионализация врачей альтернативной медицины: аналитические перспективы» с позиции социологии профессий обсуждается положение врачей альтернативной медицины [7]. С помощью классических категорий - автономия, социальное закрытие - рассматриваются

варианты профессионализации гомеопатов, и в этой связи отмечаются тенденции трансформации специфического гомеопатического знания.

Н.В. Гуляевская рассматривает проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях модернизации высшего медицинского образования. По мнению автора, профессиональную идентичность студентов медицинского вуза формируют следующие факторы: профессионализм преподавателей, наличие разработанного, развитого и верифицируемого объема знаний, профессиональные стандарты, развитие профессионального самосознания [8].

Однако, как нам представляется, эти работы не дают ответа на вопрос о том, почему выпускники медицинских вузов не идут в медицину или уходят из этой отрасли, какие именно факторы влияют на выбор молодыми специалистами трудовой траектории, насколько этот выбор обусловлен наличием/отсутствием семейного капитала, основой обучения (бюджетной или коммерческой), тендерными различиями.

С целью выявления трудовых и профессиональных стратегий молодых людей, связывающих себя с отраслью медицины, был проведен опрос студентов выпускных курсов, интернов, ординаторов вузов Республики Татарстан (ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ», ГБОУ ВДО «Казанская ГМА»), студентов ссузов Республики Татарстан (ГАОУ СПО РТ «Казанский медицинский колледж», ГАОУ СПО «Набережно-челнинский медицинский колледж», ГАОУ СПО «Чистопольское медицинское училище», ГАОУ СПО «Буинское медицинское училище»), обучающихся по медицинским направлениям. Выборку составили 776 респондентов-выпускников указанных учебных заведений.

Для выявления мнения работодателей о трудовых предпочтениях выпускников медицинских учебных заведений были проведены анкетный опрос и полустандартизированное интервью с главными врачами и заведующими отделениями государственных медицинских организаций Республики Татарстан (N=198).

Опрос проводился методом основного массива. Обработка данных осуществлялась в программе SPSS (версия 17.0). Исследование проводилось в период с октября 2013 г. по март 2014 г.

Мотивы абитуриентов

При поступлении в медицинские учебные заведения одним из главных факторов выбора абитуриентов является интерес к профессии.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Кем работают Ваши родители?»

Молодые люди еще на этапе поступления в медицинскую образовательную организацию в большинстве своем не ожидают высоких доходов от осуществления профессиональной медицинской деятельности. Отвечая на вопрос «Когда Вы выбирали для обучения медицину, Вы исходили из...», больше половины респондентов (61%) указали на возможность творческой и интересной работы, говорили о мечте с детства; каждый третий (34%) говорил о престиже, высоком социальном статусе медицинского работника в обществе, и лишь 15% опрошенных отметили возможность получения высоких доходов в будущем. При этом показательно, что для студентов ссузов престиж, социальный статус медицинского работника в обществе является более значимым критерием, чем для студентов вузов. О возможности гарантированного трудоустройства как фактора выбора профессии никто из опрошенных респондентов не заявил.

Можно сделать вывод, что на этапе выбора медицинской специальности для абитуриента главными являются интерес к профессии, ценности и моральные установки, эмоциональные переживания.

Семейный капитал

Проведенное исследование показало, что у 40% опрошенных родители являются представителями бюджетной сферы, у каждого четвертого респондента (27%) родители - медицинские работники, у 15% - работники инженерно-технического профиля, у 8% опрошенных выпускников школ родители осуществляют предпринимательскую деятельность. Пример профессиональной деятельности родителей - медицинских работников, по всей видимости, оказы-

вает существенное влияние на выбор специальности (рис. 1).

Материальное положение семей респондентов выглядит следующим образом: большая доля опрошенных (57%) материальное положение семьи оценивает как среднее, каждый четвертый респондент - выше среднего («живем в достатке») и 9% - ниже среднего. Низким материальное положение своих семей назвали только 4% респондентов; на высокое материальное положение («ни в чем себе не отказываем») указали 3% опрошенных.

Для сравнения: по общероссийским исследованиям более двух третей россиян (71%) удовлетворительно оценивают материальное положение своих семей. По утверждению генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) В.В. Федорова, на конец 2013 г. 11% определяли его как «в целом хорошее», 71% - как «среднее», а 17% - как «в целом плохое». Таким образом, среди студентов-медиков оценивают материальное положение семьи как плохое в 4 раза меньше лиц, чем в целом по стране.

Самооценки экономических ресурсов семей респондентов существенно не различаются в зависимости от уровня образования (высшее или среднепрофессиональное).

Является ли этот факт отражением того, что студенты медицинских университетов (академий) и училищ (колледжей) относятся к одной и той же социальной страте по имущественному критерию, или это следствие разного «понимания» среднего, высокого и низкого уровня материального положения - вопрос, требующий дальнейшего изучения. Очевидно, что в перспективе необходимо бо-

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, можно включить в понятие «хорошее» место работы?»

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, можно включить в понятие «плохое» место работы?»

лее детальное изучение семейного капитала студентов-медиков.

«Хорошее»/«плохое» место работы глазами студентов-медиков

Для того чтобы система трудоустройства выпускников медицинских специальностей была эффективной, по нашему мнению, необходимо выявить критерии, которыми руководствуется будущий специалист при выборе будущего места работы. Опрос показал, что большинство выпускников в понятие «хорошее» место работы включает современное оснащение, применение высоких медицинских технологий в медицинской организации (76%), высокий уровень дохода/занимаемую должность (64%), сплоченный, дружный коллектив (57%), наличие возможности

профессионального и карьерного роста (53%). Каждый пятый респондент при выборе медицинской организации для осуществления трудовой деятельности руководствуется таким фактором, как престижность медицинской организации в профессиональных кругах (рис. 2).

Для сравнения: «плохое» место работы для большинства молодых людей ассоциируется с низким уровнем дохода и/или занимаемой должности (71%). Показательно, что больше половины опрошенных считает значимыми отрицательными признаками «несплоченный, недружелюбный коллектив» и отсутствие современных технологий в медицине; половина опрошенных (51%) вкладывает в понятие «плохое» место работы отсутствие карьерного и профессионального роста (рис. 3).

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что для Вас является главным при выборе будущего места работы?»

При ответе на контрольный вопрос «Что для Вас является главным при выборе будущего места работы?» подавляющее большинство респондентов указало на размер заработной платы (66%) и возможность приобрести опыт и профессионализм (58%) (рис. 4).

Таким образом, уровень дохода, занимаемая должность, возможность профессионального и карьерного роста, а также наличие современных технологий оказывают решающее влияние на выбор молодыми людьми того или иного места работы.

Размер заработной платы: ожидания молодых специалистов

При ответе на вопрос «Какой размер заработной платы был бы для Вас приемлемым при трудоустройстве?» почти половина (47%) студентов выпускных курсов отметила самый высокий из предложенных вариантов размеров оплаты труда в 30 тысяч руб. и более; от 20 до 30 тысяч руб. за осуществляемую профессиональную деятельность хотели бы получить 33% опрошенных; и лишь каждый седьмой (16%) ожидает размер зарплаты от 15 до 20 тысяч руб.

Для сопоставления «ожидаемых» размеров оплаты труда и предлагаемых главными врачами и заведующими отделениями учреждений здравоохранения Республики Татарстан заработных плат мы попросили ответить наших экспертов на аналогичный вопрос: «Какой размер заработной платы Вы предлагаете начинающим специалистам?». Так, четверть опрошенных главврачей предлагает заработную плату в размере от 12 до 20 тысяч руб., каждый шестой - от 5 до 8 тысяч руб., и 13% опрошенных указали на размер от 10 до 12 тысяч руб.

Из приведенных результатов опроса видно, что границы размера оплаты труда от двенадцати до двадцати тысяч рублей удовлетворят лишь 19% опрошенных студентов выпускных курсов и молодых специалистов. Другими словами, подавляющее большинство (81%) ждет разочарование от реально предлагаемых размеров оплаты труда в медицинских учреждениях Республики Татарстан при трудоустройстве.

Уход из отрасли: Думают ли молодые специалисты о смене профессии?

В ходе исследования было изучено мнение молодых людей, занятых в отрасли медицины, по вопросу о смене профессиональной деятельности. Почти у половины опрошенных (44%) таких мыслей не было, каждого третьего посещают мысли о смене профессиональной деятельности, 21% из опрошенных респондентов затруднился ответить. При этом необходимо отметить, что студенты ссузов более склонны к смене профессиональной деятельности: 38.9% указали на возможную смену профессии. Еще более высокие показатели готовности к уходу из отрасли здравоохранения показывают специалисты с высшим сестринским образованием. По данным социологического исследования обучающихся по программе высшего сестринского образования, проведенного Л.М. Мухаря-мовой и Г.А. Моисеевой, 71.6% респондентов с высшим сестринским образованием хотели бы сменить место работы, из них 12% не видят себя в дальнейшем в профессии [6]. Анализ полученных данных показал, что уже на этапе обучения студенты, интерны, ординаторы задумы-

Таблица 1

Посещают ли Вас мысли о смене профессиональной деятельности?

Уровень образования да, посещают нет, таких мыслей у меня не было затрудняюсь ответить

Высшее образование 35.0 44.2 20.7

Среднее спец. образование 38.9 36.5 24.6

Интерны, ординаторы 32.0 49.6 18.0

ваются о смене профессии, которая влечет за собой одну из основных проблем - уход из отрасли медицины и, как следствие, кадровый дефицит медицинских работников (табл. 1).

С чем же это связывают выпускники? К большей части опрошенных (71%) приходит осознание того, что уровень дохода не будет удовлетворять потребностям, соответствовать сложности и ответственности работы; каждый четвертый уже отмечает тяжелый режим работы («дежурства трудно совмещать с семейной жизнью»), 13% респондентов понимают, что «медицина не моё призвание» и 2% опрошенных указывают на другие интересы. Показательно, что мысли о смене профессиональной деятельности возникают у респондентов, которые при выборе для обучения отрасли медицины исходили из высоких доходов в будущем (54.4%) и желания родителей (53.8%).

Резюмируя, можно констатировать, что молодые люди выбирают для обучения медицинскую специальность по романтическим представлениям («творческая и интересная работа», «мечта детства»). Однако в процессе обучения в медицинской образовательной организации, по мере взросления, происходит переоценка ценностей. Молодые специалисты ожидают от будущего места работы интересной деятельности в области высокотехнологичной медицины, возможности приобрести опыт и профессионализм, высокий уровень дохода и статус профессии. По мере профессионализации надежда на возможность всем выпускникам устроиться в современные, оснащенные организации уходит. К некоторым студентам медицинских вузов и ссузов приходит осознание того, что уровень дохода не будет удовлетворять потребности, соответствовать сложности и ответственности работы. В современных условиях дефицита кадров в здравоохранении чрезвычайно важно поддерживать профессиональные ориентации студентов и молодых специалистов с учетом

их индивидуальных потребностей и ожиданий от трудовой деятельности.

Список литературы

1. Батенёва Т.А. Проблему дефицита медиков надо решать деньгами // Российская Бизнес-газета № 892 (14) от 16 апреля 2013 г. - URL: http://www.rg.ru/2013/04/16/vrachi.html (дата обращения: 15.08.2014).

2. Дуэль А. Самые умные пошли во врачи? // Комсомольская правда - Москва. 10.09.2012. (№ 133-п. С. 24. - URL: http://www.examen.ru/main2/ news_and_articles/articles/16462 (дата обращения: 17.08.2014).

3. Курская А. Мониторинг качества бюджетного приема в вузы: отличники идут во врачи // РИА Новости. - URL: http://ria.ru/sn_edu/20130905/ 960958308.html (дата обращения: 17.08.2014).

4. Высшая медицинская школа глазами перпода-вателей, студентов, врачей и населения. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования / Н.Д. Ющук, Е.Е. Ач-касов, Ю.В. Мартынов, И.В. Мерсиянова, И.И. Соло-дова. М.: Триада - X, 2011. 128 с.

5. Присяжнюк Д.И. Вызовы профессиональному статусу врачей в условиях реформы здравоохранения // Сборник научных статей аспирантов факультета экономики ГУ-ВШЭ. Вып. 3. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 150161.

6. Мухарямова Л.М., Моисеева Г.А. Высшее сестринское образование и профессиональная карьера специалистов // Социология медицины. 2012. № 1. С. 2933.

7. Садыков Р.А. Социальное положение и профессионализация врачей альтернативной медицины: аналитические перспективы // Сборник статей аспирантов - 2011 [Электронный ресурс] / Науч. ред. К.А. Букин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 8096. - Электрон. текст. дан. (5.6 Мб).

8. Гуляевская Н.В. Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях современного российского общества // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 42-44.

WORKFORCE FOR RUSSIAN HEALTHCARE: EXPECTATIONS AND HOPES OF RUSSIAN MEDICAL STUDENTS

A.R. Zalyaev

Kazan State Medical University

Based on the results of the sociological analysis of the survey among graduate students of universities and colleges, interns, residents of medical educational institutions of the Republic of Tatarstan aimed at studying their employment and professional strategies, we show the main factors influencing the choice of medical specialty, hopes and expectations of students regarding their future place of work. We also consider the motives for changing their profession and the reasons why some young professionals leave healthcare industry.

Keywords: medical personnel, medical profession, professional work motivation, employment of graduates of medical specialties, changing jobs, working conditions, expectations of medical students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.