Научная статья на тему 'Современные проблемы подготовки кадров сестринского персонала'

Современные проблемы подготовки кадров сестринского персонала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1022
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / МОТИВИРОВАННОСТЬ СРЕДНЕГО МЕДПЕРСОНАЛА / ВЫСШЕЕ СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRAINING / MOTIVATION / HIGHER NURSE EDUCATION / PARA-MEDICAL PERSONNEL / MEDICAL NURSE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Н. Г., Погосян С. Г., Соболева Н. И.

Приведены результаты анкетирования и тестирования студентов медицинского колледжа и факультета высшего сестринского образования. Перечислены причины выбора профессии медицинской сестры, мнение студентов об имидже профессии. Из числа опрошенных 9,3% отметили, что окружающие считают их профессию почетной, 38,1% полагали, что к профессии относятся с уважением, 39,2% считали данную профессию общественно необходимой. На безразличное отношение указали 8,6% опрошенных, а 4,8°% отметили пренебрежительное отношение окружающих. По результатам тестирования выявлены недостатки в уровне подготовки студентов. Представлены предложения по совершенствованию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Н. Г., Погосян С. Г., Соболева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual issues of personnel training in nursing care

The article presents results of questionnaire survey and testing of students of medical college and faculty of higher nursing education. The causes of choosing the profession of medical nurse are enumerated. The opinions of students concerning professional image of nurse are analyzed. The survey demonstrated that 9.3% of respondents noted that one's associates consider their profession as honorable one. About 9.3% of respondents indicated that the profession of medical nurse is to be considered with respect. About 39.3% of respondents assumed that medical nurse profession is publically needed. According the opinion of 8.6% the attitude to this profession is neutral and 4.8% indicated that one's associates have scornful attitude. The shortcomings of training quality of students are established. The directions of development of training process are indicated.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы подготовки кадров сестринского персонала»

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахитов Ш.М., Блохина М.В., Мубаракшин Ф.Б., Залалдинов Р.С. Перспективы развития амбулаторно-поликлинической службы. Казанский медицинский журнал. 2004; 85 (1): 64—7.

2. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 38 от 20.01.2012 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию

организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы". М.; 2012. 3. Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП "О программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011—2012 годы". М.; 2011.

Поступила 04.04.13

Образование и кадры

© Коллектив авторов, 2013 УДК 614.2:377.5:61

Н.Г. Петрова, С. Г. Погосян, Н.И. Соболева СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, 197022, Санкт-Петербург, Россия

Приведены результаты анкетирования и тестирования студентов медицинского колледжа и факультета высшего сестринского образования. Перечислены причины выбора профессии медицинской сестры, мнение студентов об имидже профессии. Из числа опрошенных 9,3% отметили, что окружающие считают их профессию почетной, 38,1% полагали, что к профессии относятся с уважением, 39,2% считали данную профессию общественно необходимой. На безразличное отношение указали 8,6% опрошенных, а 4,8% отметили пренебрежительное отношение окружающих. По результатам тестирования выявлены недостатки в уровне подготовки студентов. Представлены предложения по совершенствованию учебного процесса. Ключевые слова: средний медицинский персонал, обучение медицинских сестер, мотивированность среднего медперсонала, высшее сестринское образование

THE ACTUAL ISSUES OF PERSONNEL TRAINING IN NURSING CARE

N.G. Petrova, S.G. Pogosiyan, N.I. Soboleva

The academician I.P. Pavlov St. Petersburg state medical university, 197022, St. Petersburg, Russia

The article presents results of questionnaire survey and testing of students of medical college and faculty of higher nursing education. The causes of choosing the profession of medical nurse are enumerated. The opinions of students concerning professional image of nurse are analyzed. The survey demonstrated that 9.3% of respondents noted that one's associates consider their profession as honorable one. About 9.3% of respondents indicated that the profession of medical nurse is to be considered with respect. About 39.3% of respondents assumed that medical nurse profession is publically needed. According the opinion of 8.6% the attitude to this profession is neutral and 4.8% indicated that one's associates have scornful attitude. The shortcomings of training quality of students are established. The directions of development of training process are indicated.

Key words: para-medical personnel, medical nurse, training, motivation, higher nurse education

Одной из основных задач, стоящих перед здравоохранением, является повышение качества медицинской помощи. В ее решении основную роль призваны сыграть медицинские работники, включая самую многочисленную их часть — средний медицинский персонал, который осуществляет 70% объема всей деятельности в области здравоохранения [1].

Проблема оптимизации использования кадрового потенциала сложна и многоаспектна. Она включает профориентационную работу (в том числе по формированию соответствующего имиджа профессии в общественном сознании), качественную подготовку и систематическое повышение квалификации, профессиональный отбор, создание условий труда, способствующих его облегчению и сохранению здоровья и высокого уровня трудоспособности кадров, формирование моти-вационных механизмов. Не останавливаясь подробно на всем многообразии перечисленных аспектов, отметим лишь некоторые. Это, во-первых, низкий престиж профессии среднего медицинского работника, формирующий разочарование в профессии [2, 3]. Во-вторых, то обстоятельство, что показатели здоровья медицинских работников и продолжительность их жизни отличаются

от среднестатистических показателей в худшую сторону. Среди медицинских работников наиболее неблагоприятные показатели здоровья имеют средние медицинские работники, их заболеваемость выше, чем у врачей и работников других отраслей народного хозяйства [4]. Важно подчеркнуть также, что существует тенденция к увеличению показателей заболеваемости студентов медицинских учебных заведений [5], что определяет необходимость коррекции организации учебного процесса с точки зрения его санологической направленности. Третьим аспектом является несоответствие существующей системы подготовки среднего медицинского персонала рекомендациям ВОЗ, она требует пересмотра и реально достижима только при реформировании системы образования [6]. Одним из направлений совершенствования подготовки среднего медицинского персонала [7] является интеграция высшей медицинской школы и средних медицинских учреждений.

Методика исследования

На базе Института сестринского образования (ИСО) Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова мы провели ис-

следование, направленное на разработку системы мер по совершенствованию подготовки среднего медицинского персонала на этапах получения среднего и высшего сестринского образования. Были разработаны две карты исследования: анкета и карта тестового контроля. В исследовании приняли участие все студенты медицинского колледжа (в тестировании — только студенты выпускного курса) и студенты I и V курсов (сплошным методом) факультета высшего сестринского образования (ВСО).

Поскольку эффективность труда во многом зависит от уровня мотивированности (в том числе морально-психологической), ряд вопросов анкеты был посвящен указанным аспектам.

Результаты исследования

Исследование показало, что 59,2% студентов ИСО считали выбранную профессию своим призванием, 21,7% указали, что приобрести данную профессию решили по совету родителей и друзей, определенную роль в профессиональной ориентации студентов сыграла семья, поскольку у 12,9% опрошенных родители были медиками. Незначительная часть (3,3%) респондентов указала на другие причины, 2,5% сослались на необходимость получения диплома об образовании, а 0,4% мотивировали данный выбор отсрочкой от армии.

Дополнительно мы изучали причины поступления студентов на факультет высшего сестринского образования. Из числа обучающихся на факультете ВСО 41,6% имели стаж работы по данной специальности более 10 лет, что предполагает их профессиональную компетентность и неслучайность принятия решения о получении высшего образования. Основной мотивацией к этому являлась перспектива карьерного роста, на которую указали 50,6% опрошенных. Далее следовали желание получить высшее образование и занимаемая должность (33,7 и 13,7% соответственно). На рекомендацию руководства ЛПУ указали только 1,2% обучающихся на факультете. Остальные причины составили 0,8%.

Немаловажную роль в определении степени осознанности обучения играет уровень удовлетворенности своей профессией и степень ее общественного признания. На удовлетворенность выбранной профессией указали все обучающиеся в медицинском училище. Среди студентов факультета ВСО показатель также был очень высоким: 34,2% "очень удовлетворены", а 48,7% "удовлетворены". Самым высоким (100%) показатель был в возрастной группе до 20 лет, минимальным — после 30 лет. В отношении профессиональной принадлежности наиболее удовлетворены выбранной специальностью были акушеры. По факультету ВСО почти в каждом шестом случае имели место ответы "не совсем", "нет" и "не знаю", наиболее высокой их доля была в старшей возрастной группе. Указанное может свидетельствовать о том, что получение высшего образования является определяющей альтернативой в условиях неполной удовлетворенности профессией.

Для обеспечения достаточного уровня самоуважения значимым является отношение к профессии окружающих. Исследование показало, что 9,3% опрошенных студентов считали профессию почетной в глазах окружающих, 38,1% полагали, что к профессии относятся с уважением, 39,2% считали данную профессию общественно необходимой. По мнению 8,6% опрошенных, имело место безразличное отношение окружающих, а 4,8% отметили даже пренебрежительное.

Ряд вопросов анкеты был посвящен изучению уровня удовлетворенности студентов учебно-педагогическим процессом. Опрос в 45% случаев позволил выявить

недостаточную удовлетворенность обеспеченностью учебного процесса учебно-методическими пособиями и литературой. Наиболее высок этот показатель на III, IV и V курсах обучения на факультете ВСО (46,3, 48,3 и 46,8% соответственно). На этих курсах начинается преподавание клинических дисциплин, а рекомендуемый кафедрами учебно-методический материал не отражает сестринские процессы и проблемно-ситуационные задачи по организации работы сестринских служб, он направлен в основном на диагностику и лечебную деятельность при выявлении различной патологии.

Составляющей частью общеобразовательной программы среднего профессионального обучения является практическое обучение студентов, так как именно при этом происходят закрепление, углубление, систематизация знаний и формирование первичных профессиональных умений и навыков в условиях ЛПУ Существование разрыва между теоретическими знаниями и приобретением практических навыков во время работы в ЛПУ отметили 47,8% обучающихся медицинского училища. По мнению 31,3% студентов, существующий разрыв в теоретической подготовке и практической работе обусловлен отсутствием у медицинских сестер ЛПУ информации по современным образовательным обучающим программам и они пользуются устаревшими технологиями. Кроме того, указывали на несоблюдение ряда требований (с которыми были ознакомлены в процессе обучения) санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ, а также отсутствие в программе обучения темы по периферической катетеризации вен, широко применяемой в настоящее время.

Как известно, качество образовательного процесса определяется количеством усвоенных студентами знаний и умений, а также "выживаемостью" этих знаний во время осуществления профессиональной деятельности. Нам было интересно сравнить уровень знаний у выпускников медицинского училища, их "выживаемость" у практикующих медицинских сестер на I курсе факультета ВСО и качество знаний на выпускном V курсе факультета. Для оценки были составлены тесты, состоящие из трех блоков: клинические дисциплины, психолого-педагогические и административно-управленческие.

В состав клинического блока вошли вопросы по эпидемиологии, сестринскому делу в терапии, хирургии, педиатрии, гериатрии, реабилитологии и семейной медицине. В психолого-педагогический блок мы включили вопросы общей и медицинской психологии, психологии управления, а также педагогики. Блок административно-управленческих дисциплин состоял из вопросов по предметам общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения, менеджмент и лидерство в сестринском деле, правовые основы охраны здоровья граждан, медицинское и фармацевтическое товароведение. Данные тесты были согласованы с преподавателями соответствующих кафедр университета. Общее количество вопросов составило 122. Результаты тестирования считались положительными (тестирование зачтено), если количество правильных ответов составляло 70% и более.

Результаты тестирования показали существенные различия в уровне знаний перечисленных групп студентов. Большинство (85,1%) студентов V курса факультета ВСО справились с тестовыми заданиями. Среди студентов медицинского училища данный показатель составил 55,8%, а у студентов I курса факультета ВСО 29,6%. Студенты I курса факультета ВСО в большинстве не справились с тестовым заданием по всем трем предложенным блокам вопросов. Как и у студентов

медицинского училища, были получены в большинстве случаев неправильные ответы по хирургии (63%) и эпидемиологии (62,9%). И это несмотря на то что данная группа респондентов уже имеет определенный практический опыт работы в ЛПУ и каждые 5 лет повышает свою квалификацию на соответствующих курсах (144 ч), что должно предполагать более высокий уровень знаний. Указанное позволяет сделать вывод о том, что существующие курсы повышения квалификации среднего медицинского персонала не в полной мере выполняют основные цели и задачи их организации и носят в ряде случаев формальный характер.

По результатам анкетирования и тестирования были выявлены и конкретные "узкие места" в подготовке специалистов, в частности отсутствие достаточных навыков коммуникации, критического анализа, творческого мышления, научного подхода к приобретению новых знаний и умений.

С учетом полученных результатов были подготовлены предложения по совершенствованию учебного процесса. Необходимым условием являлись мобильность и индивидуализация программ подготовки с учетом интересов, потребностей, психологических и физиологических особенностей при подготовке каждого студента.

Разработка и реализация образовательных программ должны производиться с акцентом на интеграцию с практическим здравоохранением, а также с учетом потребности специалистов на рынке труда. На наш взгляд, наиболее перспективной является практика формирования целевых заявок на подготовку специалистов или соответствующих договоров с учебными заведениями и учащимися. При этом одной из основных задач обучения является подготовка кадрового потенциала, обладающего высокими инновационными способностями и сильной мотивацией к выполнению задач. Профессиональная компетентность должна рассматриваться как критерий качества профессионального образования, Оперативное и грамотное принятие решений в нестандартных, непрогнозируемых ситуациях стало особенно важным в условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке труда.

Сегодня востребованы разноплановость познаний выпускников, их самостоятельность и активность, творческий подход к любому делу и стремление довести его до конца, способность к системному и экономическому мышлению, умение вести диалог, сотрудничать в коллективе и общаться с коллегами. Немаловажным является владение сквозными знаниями, связанными с работой на компьютере, с коммерцией, с переносом технологий из одной области деятельности в другую. Нельзя забывать и о нравственной стороне отношения к труду. Это далеко не полный перечень знаний и умений, которые обучающийся должен освоить в учебном заведении. Модель современного конкурентоспособного специалиста должна включать в себя:

♦ профессиональную компетентность;

♦ высокую нравственную культуру;

♦ научное мировоззрение;

♦ гуманитарную и лингвистическую компетентность;

♦ организаторские коммуникативные качества;

♦ креативный менталитет, стремление к саморазвитию;

♦ здоровый образ жизни;

♦ компьютерную грамотность.

Именно с учетом этих позиций было пересмотрено содержание учебных программ, в которых большое внимание уделено практико-ориентированным формам обучения: проектированию, моделированию, исследованию, деловым играм, тренингам, имитационным заданиям. Новая парадигма креативного образования

означает, что вместо передачи профессионально-образовательного наследия в виде логически завершенной системы знаний, умений и навыков акцент в обучении переносится на создание условий для готовности личности к выработке собственных "разрешающих" мер для приобретения знаний, умений и опыта. Новая парадигма позволяет выделить следующие тенденции в содержании образования:

♦ наряду с фактическими знаниями и умениями увеличение доли смысловых понятий и умений;

♦ ориентация на целенаправленное развитие творческого мышления обучающихся;

♦ увеличение компонентов знаний и умений для самостоятельной деятельности обучающихся. Профессиональная компетентность выпускника (медицинской сестры) должна основываться на использовании полученных знаний и умений:

♦ анализировать состояние пациента;

♦ оценивать его потребности;

♦ планировать уход и реабилитацию больных на основе сестринского процесса;

♦ давать оценку эффективности своей помощи. Критерии оценки реализации учебных программ

должны быть сопоставимы с образовательным стандартом и составлять блоки основных модулей, позволяющих реализовывать цели и задачи обучения:

♦ теоретический или познавательный, ориентированный на изучение определенного объема знаний, ко -торым специалист сестринского дела должен руководствоваться в определенной ситуации;

♦ практический или психомоторный, ориентированный на приобретение координированных физических действий для выполнения конкретных задач;

♦ социальный и эмоциональный, в основе которого лежат этические нормы поведения медицинской сестры при выполнении ею профессиональных обязанностей.

Программы подготовки среднего медицинского персонала на этапах получения среднего и высшего сестринского образования, а также программы повышения квалификации данных специалистов должны рассматриваться как единый общеобразовательный процесс с обязательной его координацией.

На наш взгляд, важное место в системе подготовки специалиста сестринского дела на всех этапах должно занимать самостоятельное проведение научных исследований. Участие студентов в научной работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий являются в настоящее время эффективными средствами преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки специалистов и потребностями развития у каждого обучающегося самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей. Кроме того, выявление и обобщение отечественного опыта проведения исследований в области практического здравоохранения и образовательной сферы, распространение практически значимых результатов исследования способствуют совершенствованию личного социального и профессионального роста обучающихся, а также умению позиционировать себя в обществе. При проведении исследовательской работы студенты развивают критическое мышление, учатся анализировать и систематизировать полученные в ходе исследования данные, приобретают умение общаться, развивают коммуникативные навыки, развивают и используют свой творческий потенциал.

Для обеспечения проведения и дальнейшего развития сестринских исследований необходимы:

♦ единый подход к организации и проведению исследовательской деятельности;

♦ обеспеченность исследовательской деятельности достаточным количеством учебно-методических материалов по организации и проведению исследований в сестринском деле;

♦ создание банка данных публикаций по данной тематике, обобщению результатов исследований и их достоверности;

♦ заинтересованность руководителей сестринских служб ЛПУ в проведении данных исследований с целью внедрения результатов в практическую деятельность.

Таким образом, совершенствование учебного процесса будет способствовать не только повышению уровня квалификации сестринского персонала, но и росту его самосознания и самооценки, развитию личностного потенциала, повышению мотивированности, росту имиджа профессии в общественном сознании и

формированию современной модели оказания сестринской помощи, распространенной во всех развитых странах мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саркисова В.А. Главная медицинская сестра. 2011; 6: 25—31.

2. Бобрецова С.В., Заросликова Л.А., Плаксин В.А. Сестринское дело. 2008; 8: 8—9.

3. Вахитов Ш.М. В кн.: Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Материалы научно-практической конференции. Махачкала; 2007: 57—8.

4. Кичатова Е.Ю., Беликова О.В. Главная медицинская сестра. 2001; 6: 45—7.

5. Михайлов А.А., Кисляков П.А. Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: Материалы научно-практической конференции. Уфа; 2008: 221.

6. Петрова Н.Г., Соболева Н.И. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2010; 3: 27—30.

7. Алешкина О.Ю., Тупикин Д.В. Главная медицинская сестра. 2008; 6: 157—60.

Поступила 10.04.13

История медицины

© Коллектив авторов, 2013 УДК 614.2:93

A.M. Сточик, С.Н. Затравкин, А.А. Сточик

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. СООБЩЕНИЕ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, ПИТАНИЯ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НИИ истории медицины РАМН, 100028, Москва, Россия

Настоящее сообщение посвящено деятельности органов государственной власти европейских стран в сфере внедрения концепции медицинской полиции, направленной на осуществлении конкретных мер по обеспечению здоровых условий жизни, питания и трудовой деятельности населения своих стран. Рассматриваются проблемы внедрения санитарного просвещения, санитарной очистки и благоустройства городов, ликвидации в городской черте свалок, кладбищ и выгребных ям, строительства канализационных систем, обеспечения населения достаточным количеством пищевых продуктов и установления контроля над их качеством, разработка и введение в действие фабричного законодательства, ограничение карантинных мер, внедрение особых мер по предупреждению заболеваний оспы и сифилиса.

Ключевые слова: медицинская полиция, санитария, санитарное просвещение, очистка и благоустройство городов, фабричное законодательство, противоэпидемические меры, карантин

THE BECOMING OF PUBLIC MEDICINE IN THE SECOND HALF OF XVIII-FIRST HALF OF XIX CENTURIES. REPORT IV. THE STATE-RUN ACTIVITIES SUPPORTING HEALTHY CONDITIONS OF LIFE, NUTRITION AND OCCUPATIONAL ACTIVITIES

A.M. Stotchik, S.N. Zatravkin, A.A. Stotchik

The research institute of history of medicine of the Russian academy of medical sciences, 109028 Moscow, Russia

The present report considers the activities of governmental authorities of European countries in the area of implementation of the concept of medical police. The target was to apply concrete activities concerning support of healthy conditions of life, nutrition and occupational activities of population of particular countries. The article considers the issues of application of sanitary education, sanitation and improvement of cities, liquidation of dumps, cemeteries and cesspits within the city limits, provision of population with sufficient amount of food and establishment of control of food quality, development and application of factory legislation, limitation of quarantine measures, implementation of .specific measures of preventing diseases of smallpox and syphilis.

Key words: medical police, sanitary, sanitary education, sanitation and improvement of cities, factory legislation, anti-epidemic measures, quarantine

На протяжении большей части XVIII века взаимосвязь между описанными в предыдущем сообщении ус-

А.М. Сточик — акад. РАМН, д-р мед. наук, проф., директор; С.Н. Затравкин — д-р мед. наук, проф., зав. отделом (2а^аукте@ mail.ru); А.А. Сточик — канд. мед. наук, вед. науч. сотр.

ловиями жизни, питания и труда с массовой заболеваемостью и эпидемиями была известна лишь немногом врачам, взявшим на вооружение идеи Т. Сиденгама и осуществившим собственные исследования эпидемических конституций [1]. Однако даже они не представляли себе истинную картину состояния здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.