Образование и кадры
© Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2:378.661
К. А. Эхте, Д. П. Дербенев, Д. В. Вошев
к вопросу о роли медицинского образования в формировании специалиста в
сфере здравоохранения
ФПДО ГБОУ ВПО Тверская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России
Представлены результаты опроса студентов Тверского медицинского колледжа (n = 227) и врачей различных специальностей (n = 400).
Установлено, что значительная часть студентов поступают в медицинский колледж, не чувствуя призвания к профессии, и не планируют работать по специальности. У 28% из них желание стать медицинским работником уменьшилось в процессе обучения. Среди врачей только 55% удовлетворены качеством образования, полученного в вузе. Они не получают в необходимом объеме информацию о документах, регламентирующих их работу. 23% врачей готовы сменить профессию.
Необходимы совершенствование системы отбора студентов в медицинские учебные заведения, повышение качества медицинского образования и разработка системы мер по мотивации медицинских работников к работе по специальности.
Ключевые слова: образование, врачи, медицинские сестры
ON THE ISSUE OF THE ROLE OF MEDICAL EDUCATION IN FORMATION OF PUBLIC HEALTH
PROFESSIONAL
K.A. Ekhte, D.P. Derbenev, D.V. Voshev
The article presents the results of surveys of students of the Tver medical college (N=227) and physicians of different specialties (N=400). It is established that some students enter the medical college without having a calling for the profession and does not plan to precede working in medicine field. According the data, about 28% of students the wish to become a physician decreased during education in the college. Among physicians, only 55% are satisfied with the quality of their professional education in the university. They are not receiving the needed information concerning the official documents regulating their activities. It is needed to enhance the system of students' selection to enter the medical universities, to increase the quality of medical education and to develop the system of measures motivating medical professionals to work in their profession field. Key words: education, physician, medical nurse
Соблюдение высоких требований, предъявляемых в настоящее время к работе системы здравоохранения, соответствующих современным стандартам качество медицинской помощи и строгое соблюдение прав пациентов могут быть обеспечены только при условии высокой квалификации медицинских работников с высшим и средним специальным медицинским образованием . В связи с этим особенное значение приобретает уровень медицинского образования на додипломном и последипломном этапах
В медицинском образовании в России существуют серьезные проблемы, причины которых - неустойчивое экономическое положение, низкие престиж и уровень доходов врача и медсестры, снижение конкурсов в вузы, особенно в средние специальные медицинские учебные заведения, в связи с уменьшением численности населения Все это затрудняет отбор студентов с необходимыми для будущих медицинских работников уровнем знаний и личностными качествами В результате уровень подготовки значительной части выпускников не соответствует современным требованиям Врачи и медицинские сестры испытывают трудности в процессе профессиональной адаптации, уделяют недостаточное внимание повышению своей квалификации, что негативно сказывается на качестве медицинских услуг и мнении населения о работе системы здравоохранения [1-4].
К. А. Эхте - канд . мед . наук, доцент (екМе@таП . ги); Д. П. Дербенев - д-р мед . наук, проф . ^т^гу@росМа . ги); Д. В. Вошев - соискатель (8-919-057-08-63).
В настоящее время в условиях постоянно увеличивающегося потока научной медицинской информации, в сложных социально-экономических условиях особое значение приобретает последипломное медицинское образование . Оно является необходимым условием успешного развития системы здравоохранения и обеспечения качества медицинской помощи, без него невозможно профессиональное развитие медицинских работников, успешная карьера Становится важным изучение вопросов экономики здравоохранения, медицинского страхования, медицинского права и психологии. Поддерживать высокий уровень квалификации медицинские работники могут лишь в том случае, если будут получать знания не только на курсах и конференциях, но и самостоятельно изучая медицинскую литературу [5-13].
Методика исследования
С целью изучения вопросов, относящихся к выбору профессии и медицинскому образованию, нами было проведено два опроса: опрос студентов Тверского медицинского колледжа, обучающихся по специальности "сестринское дело" (п = 227, выборка репрезентативна), и врачей разных специальностей, обучающихся на кафедре социальной медицины, управления и экономики здравоохранения факультета последипломного образования Тверской государственной медицинской академии (п = 400, выборка репрезентативна)
результаты исследования
Студентам Тверского медицинского колледжа были заданы вопросы о мотивах поступления в колледж и о том, изменилось ли желание стать медицинским работником в процессе учебы . Наиболее распространенным мотивом для поступления в колледж является желание получить достаточную базу знаний для поступления в вуз (23,6 ± 3,7%); 18,1 ± 3,4% респондентов считают, что профессией, которая им интересна, можно овладеть только в колледже, 17,3 ± 3,3% полагают, что это соответствует их способностям (табл 1)
Значительная часть опрошенных поступили в колледж, не чувствуя призвания к профессии Среди причин, которые они назвали нежелание продолжать обучение в своем классе (школе), желание быстрее освоить профессию и начать зарабатывать деньги, уверенность, что после колледжа легко найти работу, пример друзей Каждый третий студент (33,1 ± 4,2%) планирует по окончании колледжа поступить в вуз, еще 1/3 респондентов (35,4 ± 4,2%) не планирует этого, а 31,5 ± 4,2% не приняли окончательного решения
Значительную часть опрошенных (67,7 ± 4,25%) составили те, кто по завершении учебы в колледже не планируют работать по специальности (табл . 2) . Этот показатель различался среди зачисленных в колледж на бюджетной и на платной основе . Все студенты, поступившие по общему конкурсу на бюджетной основе отметили, что планируют работать по специальности . Среди поступивших по целевому конкурсу на бюджетной основе таких лишь половина (51,2 ± 7,8%), а среди поступивших на договорной (платной) основе - 63,2 ± 6,4%.
Желание стать медицинским работником за время учебы усилилось у 35,4 ± 4,2% студентов, а у 36,2 ± 4,3% не изменилось . Значительную часть (28,3 ± 4,0%) составили респонденты, у которых такое желание уменьшилось
Вторая группа опрошенных нами респондентов -врачи ответили на вопрос о том, удовлетворены ли они качеством образования, полученного в вузе Немногим более половины из них (55,75 ± 2,5%) удовлетворены качеством полученного образования, а каждый третий (35,5 ± 2,4%) положительно оценивает уровень подготовки только по определенным разделам . Доктора, совершенно не удовлетворенные качеством профессиональной подготовки в вузе, составили 8,75 ± 1,4%
Высказывая мнение о том, какие меры необходимо предпринять для повышения качества медицинской помощи, 30,5 ± 2,3% врачей отметили необходимость повышения качества медицинского образования, 25,3 ± 2,2% считают, что среди приоритетных направлений развития российского здравоохранения должно быть повышение квалификации медицинских работников
Важным условием обеспечения качества медицинской помощи, профессиональной адаптации врачей является четкое понимание ими своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей пациента, успешное разрешение сложных с юридической точки зрения ситуаций Для этого доктора должны быть знакомы с официальными документами, регламентирующими работу учреждений здравоохранения: законами, постановлениями правительства, приказами Минздравсоцразвития и др .
На вопрос о том, информированы ли они об официальных документах, регламентирующих работу учреждений здравоохранения, 22,3 ± 2,2% врачей ответили положительно, 11,5 ± 1,5% - отрицательно . Большинство респондентов (66,0 ± 2,3%) сказали, что знакомы лишь с основными документами
Таблица 1 Мотивы поступления студентов в колледж*
Мотив
% от числа опрошенных
23,6 ± 3,7
Колледж даст мне хорошую базу знаний для последующего поступления в вуз
Не нравится класс (школа), в которой я учусь
Профессией, которая мне интересна, можно овладеть только в колледже
Хочу быстрее освоить профессию и начать зарабатывать деньги
Уверен(а), что после колледжа смогу легко найти работу
Это соответствует моим способностям
В колледже дают больше практических навыков, чем в вузе
В колледж поступают мои друзья Другею
Примечание. * - сумма процентов не равна 100, так как респонденты могли называть несколько мотивов
18,1 ± 3,4 18,1 ± 3,4
18,1 ± 3,4
17,3 ± 3,3
17,3 ± 3,3 17,3 ± 3,3
15,8 ± 3,2 7,9 ± 2,4
Таблица 2
Соотношение студентов (в %), планирующих и не планирующих работу по специальности по окончании учебы
Основания для зачисления
Планируют Не планируют
По общему конкурсу на бюджетной 100 основе
По целевому конкурсу на бюджет- 51,2 ±7,8 ной основе
На договорной (платной) основе 63,2 ± 6,4
Все опрошенные 67,7 ± 4,2
Мнение врачей о смене профессии
0
48,8 ± 7,8
36,8 ± 6,4 32,3 ± 4,2
Таблица 3
Готовность врачей сменить профессию % от числа опрошенных
Нет, я люблю свою работу и она приносит 70,5 ± 2,3
моральное удовлетворение
Нет, так как моя работа достаточно высоко 3,5 ± 0,8
оплачивается
Да, но нет возможности освоить новую специ- 11,25 ± 1,5
альность
Да, но в моем возрасте поздно осваивать новую 8,75 ± 1,4
специальность
Да, и я уже ищу новую работу 3,0 ± 0,8
Иное 4,75 ± 1,1
Врачи осознают важность для себя информации об официальных документах Так, 58,7 ± 2,4% респондентов заявили, что считают необходимой для себя такую информацию, 39,3 ± 2,4% хотели бы ознакомиться только с основными документами и только 1,5 ± 0,5% полагают, что им это совершенно не нужно .
Отсутствие мотивации к работе и наличие большого числа проблем, связанных с профессиональной деятельностью, может привести врача к решению сменить профессию . Респондентам был зада вопрос о том, готовы ли они сменить профессию и, если готовы, то почему этого не сделали
Большинство докторов (70,5 ± 2,3%) ответили, что профессию менять не собираются, поскольку любят свою работу и она приносит моральное удовлетворение, 3,5 ± 0,8% врачей не планируют менять работу, так как она, по их мнению, достаточно высоко оплачивается (табл 3)
Врачи, заявившие, что они готовы сменить работу, но не имеют возможности освоить новую специальность, составили 11,25 ± 1,5% респондентов, 8,75 ± 1,4% докторов полагают, что в их возрасте поздно осваивать новую специальность, 3,0 ± 0,8% опрошенных приняли решение сменить профессию и ищут новую работу Те, кто готов сменить профессию, но не может этого сделать или пока не нашел новую работу, составили 23%
Таким образом, значительная часть студентов поступают в медицинский колледж, не чувствуя призвания к профессии и не планируют работать по специальности У 28% из них желание стать медицинским работником в процессе обучения уменьшилось Среди врачей только 55% удовлетворены качеством образования, полученного ими в вузе Они не получают в достаточном объеме информацию о документах, регламентирующих их работу. Каждый четвертый врач готов сменить работу. Это свидетельствует о наличии большого числа проблем, возникающих в процессе профессиональной адаптации медицинских работников и их слабой мотивации к работе в системе здравоохранения
Решению этих проблем может способствовать совершенствование системы профессиональной ориентации школьников, а также корректирование программ среднего специального и высшего медицинского образования на додипломном и последипломном этапах обучения
В программах обучения на всех этапах должно уделяться достаточное число часов для изучения вопросов медицинского права, организации работы врачей и медицинских сестер в системах обязательного и добровольного медицинского страхования и экономики здравоохранения . Знание медицинскими работниками этих вопросов необходимо для строгого соблюдения прав граждан при оказании медицинской помощи и прав медицинских работников, предупреждения жалоб со стороны пациентов и повышения их удовлетворенности медицинскими услугами, а следовательно, повышения удовлетворенности медицинских работников результатами своего труда . Необходимо создание системы оперативного информирования медицинских работников о новых законах, приказах Минздравсоцразвития и других официальных документах, регламентирующих
их деятельность . Для этого целесообразно обеспечить доступ к сети интернет а также информационным системам "Консультант-плюс" или Тарант" во всех медицинских учреждениях .
Особенно важно знание и строгое соблюдение медицинскими работниками порядков и стандартов оказания медицинской помощи при различных заболеваниях, что будет способствовать решению одной из главных задач российского здравоохранения - повышению качества медицинских услуг
Необходимо также углубленное изучение медицинской психологии, биоэтики и деонтологии, конфликтологии, методов профилактики и борьбы со стрессами, профилактики психоэмоционального выгорания и борьбы с ним . Изучение этих разделов будет способствовать предупреждению конфликтов и улучшению психологической обстановки в медицинских учреждениях, повышению уровня мотивации медицинских работников к эффективной и качественной работе
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Т. П. и др . // Экология человека. - Архангельск, 2006.
- Прил . 3 .- С . 145-147.
2. Денисов И. Н. // Экономика здравоохр. - 2007,- № 11,- С. 12-17.
3 . Сыстерева А. А. и др . Политика здравоохранения: вопросы тео-
рии и практики / Под науч . ред . О . П . Щепина . - М . , 2007 .
4 . Сыстерева А. А. // Бюл . ГУ НИИ обществ . здоровья . - 2007 . -
Вып . 1,- С . 83-89 .
5 . Ворзапова Е. В. // Актуальные проблемы здравоохранения:
Сборник науч . работ, посвящ . 100-летию со дня рожд . проф . С .
Я . Фрейдлина . - СПб . , 2003 . - С . 91-94 .
6 . ВорзаповаЕ. В. // Проблемы городского здравоохранения: Сбор-
ник науч. трудов / Под ред . Н . И . Вишнякова. - СПб . , 2004 . -
Вып . 9 . - С . 363-369.
7 . Дедков Е. Д. // Учен . записки СПбГМУ им . акад . И . П . Павлова .
- 2003 . - Т. 10, № 2 . - С .72-74 .
8. Денисов И. Н. // Экономика здравоохр,- 2007,- № 11,- С. 12-17.
9 . Павлова О. П. // Вестн . Санкт-Петербург, гос . мед . акад . им . И .
И . Мечникова . - 2008 . - № 2 . - С . 265-266 . 10 . Ясько Б. А. Психология медицинского труда. - Краснодар, 2003 . 11. Gunderman R. B. Achieving Excellence in Medical Education . -
London, 2006 .
12 . International Handbook of Research in Medical Education . Tart Two
/ Eds G . R . Norman, С . P. M . van der Vleuten, D . I . Newble . - Dordrecht etc , 2002
13 . Mgne N, Aasland O. G. // BMC Med . Educ . - 2007 . - № 7 . - P. 10 .
Поступила 14 .11.11