Научная статья на тему 'Анализ подготовки гигиенистов стоматологических в гоу СПО «Медицинский колледж № 2» Волгограда'

Анализ подготовки гигиенистов стоматологических в гоу СПО «Медицинский колледж № 2» Волгограда Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
609
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гигиенист стоматологический / профессиональная гигиена полости рта / профессиональная переподготовка / стоматологическое просвещение / стоматология профилактическая / Dental hygienist / professional dental hygiene / professional retraining / prophylactic stomatology / stomatological education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пироженко А. Е.

Статья посвящена анализу работы колледжа по подготовке специалиста со средним медицинским образованием гигиениста стоматологического. Уделено внимание программам, методам обучения, развитию у студентов интереса к выбранной специальности; затронуты существующие проблемы, связанные с подготовкой и трудоустройством выпускников, намечены пути продвижения специальности на рынке труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted the analysis of college work on the training of the specialist with average medical education -Dental Hygienists. The attention is paid to programs, methods of training, development the interest of students to the chosen speciality; the existing problems connected with the training and employment of graduates are mentioned, ways of advancement of a speciality on a labor market are planned

Текст научной работы на тему «Анализ подготовки гигиенистов стоматологических в гоу СПО «Медицинский колледж № 2» Волгограда»

УДК 616.310-83: 614.2: 37.013 Оригинальная статья

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ГИГИЕНИСТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ В ГОУ СПО «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» ВОЛГОГРАДА

А.Е. Пироженко - ГОУ СПО Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области «Медицинский колледж № 2», Волгоград, заместитель директора по научно-методической работе.

ANALYSIS OF TRAINING OF DENTAL HYGIENISTS IN MEDICAL COLLEGE № 2, VOLGOGRAD

A.E. Pirozhenko - Medical college № 2, Volgograd, deputy director.

Дата поступления - 01.02.2011 г. Дата принятия в печать - 16.02.2011 г.

Пироженко А.Е. Анализ подготовки гигиенистов стоматологических в ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2» Волгограда // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т 7, № 1 (приложение). С. 220-222.

Статья посвящена анализу работы колледжа по подготовке специалиста со средним медицинским образованием - гигиениста стоматологического. Уделено внимание программам, методам обучения, развитию у студентов интереса к выбранной специальности; затронуты существующие проблемы, связанные с подготовкой и трудоустройством выпускников, намечены пути продвижения специальности на рынке труда.

Ключевые слова: гигиенист стоматологический, стоматология профилактическая, профессиональная гигиена полости рта, стоматологическое просвещение, профессиональная переподготовка.

Pirozhenko A.E. Analysis of training of Dental Hygienists in Medical Allege № 2, Volgograd // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1 (supplement). P. 220-222.

Article is devoted the analysis of college work on the training of the specialist with average medical education -Dental Hygienists. The attention is paid to programs, methods оf training, development the interest of students to the chosen speciality; the existing problems connected with the training and employment of graduates are mentioned, ways of advancement of a speciality on a labor market are planned.

Key words: Dental Hygienist, prophylactic stomatology, professional dental hygiene, stomatological education, professional retraining.

Введение. В 1977 г на заседании экспертов ВОЗ в Москве было дано определение сути стоматологической профилактики как системы социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения возникновения заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения [1].

Понятие гигиениста стоматологического, представленное Международной Федерацией Гигиенистов Стоматологических, считается основой любой учебной программы: «Гигиенист стоматологиче-

ский - работник здравоохранения, окончивший официальное учебное учреждение по специальности «Стоматология профилактическая», тот, кто посредством клинической помощи, образования, консультативного планирования и анализа диагноза в состоянии предотвратить стоматологическое заболевание, обеспечить необходимое лечение заболевания, а также предоставить квалифицированную помощь в продвижении гигиены полости рта. Гигиенисты стоматологические - работники здравоохранения, чьей главной задачей является обеспечение здоровья человека через предупреждение заболевания» [2].

Подготовка специалистов по гигиене полости рта осуществляется в мире уже более ста лет. Создателем первой школы гигиенистов (в 1906 г.) считают американского врача Альфреда Фоунза, которому приписывается авторство термина «гигиена полости рта». А. Фоунз был основателем Школы дентальной гигиены в университете г. Бридж-Порт (штат Коннектикут, США), которая до сих пор с гордостью носит его имя [3].

Активная подготовка гигиенистов стоматологических в нашей стране ведется с 90-х годов прошлого века, хотя первые сведения о работе этих специалистов в России датируются еще 1913 годом [4].

Ответственный автор - Пироженко Александра Ефимовна.

Рабочий телефон: (8442) 49-92-09;

Адрес: 400002, Волгоград, ул. Казахская, 12.

Тел.: (8442) 22-73-88, 8-906-166-26-14;

Специальности «Гигиенист стоматологический» в нашей стране официально в этом году исполнилось 10 лет. Цель исследования: провести анализ работы по подготовке этих специалистов в колледже, выявить существующие проблемы, обсудить возможные пути их решения.

Материал. Наш колледж начал подготовку гигиенистов стоматологических в 1996 г., то есть в числе первых в Российской Федерации. Студенты первого набора обучались 2 года 6 месяцев, так как в течение полугода они проходили дополнительный курс подготовки по теме «Помощник врача-стоматолога», что было очень полезным для дальнейшего трудоустройства и работы выпускников.

С 2001 г. подготовка гигиенистов стоматологических в колледже проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в течение 1 года 10 месяцев по очной форме обучения на бюджетной основе. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в колледже разработана основная профессиональная образовательная программа по специальности «Стоматология профилактическая», созданы рабочие программы по всем учебным дисциплинам и производственным практикам. Это такие дисциплины, как «Клиническое материаловедение», «Стоматологические заболевания и их профилактика», «Гигиена полости рта», «Стоматологическое просвещение», «Основы общего ухода за больными», введены актуальные дисциплины по выбору студентов: «Физиотерапия в стоматологии», «Ассистирование врачу-стоматологу». Образовательный процесс носит практикоориентированный характер и построен так, что практические занятия со студентами проводятся в небольших бригадах в специально оборудованном кабинете. Подготовку ведут штатные преподаватели, имеющие высшие квалификационные педагогические и врачебные категории. Педагоги, имея сертификаты врачей-сто-матологов, активно совмещают преподавательскую

Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Том 7, № 1 (приложение).

работу с практической деятельностью в лечебном центре колледжа, регулярно повышая свою квалификацию. О высокой квалификации педагогических кадров говорит тот факт, что в течение последнего года они активно привлекались Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области к работе в составе групп по подготовке приказов, регламентирующих порядок оказания стоматологической помощи детям и организацию работы гигиенистов стоматологических в центрах здоровья Волгоградской области.

Сутью работы гигиениста стоматологического является профессиональное общение с людьми разного возраста, поэтому в учебном процессе широко используются современные педагогические технологии, методы активного обучения. Многие практические занятия по специальным дисциплинам проводятся в форме ролевых игр, когда одни студенты исполняют роли гигиенистов, а другие - пациентов и (или) их родителей. Активно используются в обучении задания в тестовой форме, решение клинических ситуационных задач, когда студент должен обосновать и продемонстрировать свои действия в конкретной ситуации в соответствии с алгоритмами выполнения манипуляций.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса соответствует требованиям стандарта: используются муляжи, фото- и видеоматериалы, мультимедийные презентации, демонстрационные стенды по гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний.

Знания и умения, полученные студентами на занятиях, закрепляются ими во время прохождения производственных практик на базах стоматологических учреждений города, причем если 6-8 лет назад это были в основном учреждения государственного сектора, то в последнее время преобладают частные стоматологические клиники, руководители которых охотно берут к себе студентов с перспективой дальнейшего трудоустройства.

Колледжем ведется активная работа в рамках социального партнерства. Руководители ведущих стоматологических учреждений города всегда приглашаются нами для работы в составе Государственной экзаменационной комиссии по специальности «Стоматология профилактическая» и дают объективно положительную оценку уровня подготовки выпускников; представители частных стоматологических клиник и компании «Ога1-В» являются активными спонсорами внеаудиторных мероприятий - научно-исследовательской работы студентов, конкурсов профессионального мастерства среди студентов, традиционных Дней борьбы с кариесом, акций по профилактике стоматологических заболеваний. Студенты под руководством преподавателей проводят большую просветительскую и воспитательную работу среди населения: организацию мастер-классов по гигиене полости рта для различных возрастных групп (в прошлом году проведено 4 мастер-класса в детском саду, общеобразовательной школе, колледже, на межрегиональной стоматологической выставке, охвачено более 200 человек); анкетирование по выявлению знаний о профилактике стоматологических заболеваний; подготовку тематических памяток, проспектов, буклетов, сценариев уроков гигиены полости рта для дошкольников и школьников.

В настоящее время педагогами колледжа ведется большая работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса согласно утверж-

денному Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060205 Стоматология профилактическая, основанному на компетентностном подходе к обучению студентов.

Результаты. За прошедшие годы в колледже подготовлено 116 гигиенистов стоматологических. О качестве профессиональной подготовки свидетельствуют такие показатели: количество дипломов с отличием в среднем 7%, дипломов с «4» и «5» 22%. Необходимо отметить, что в первые годы работы с трудоустройством выпускников возникали определенные сложности, так как специальность была неизвестна на рынке труда, отсутствовали нормативные документы, регулирующие деятельность гигиенистов в стоматологических учреждениях государственного сектора. В последние годы проблем с трудоустройством выпускников специальности «Стоматология профилактическая» не возникает, что при общем напряжении рынка труда в стране является отрадным. Заявки на наших выпускников поступают из лечебнопрофилактических учреждений и государственного, и частного сектора задолго до окончания учебы, отклики на их работу мы получаем только положительные.

Анализ трудоустройства выпускников специальности «Стоматология профилактическая» представлен в таблице. Очевидно, что с годами увеличивается количество выпускников, трудоустроенных по специальности, что является не только результатом роста популярности самой специальности на рынке труда, но и показателем активной учебно-воспитательной работы коллектива колледжа.

Анализ трудоустройства выпускников по специальности «Стоматология профилактическая» ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2» Волгограда

Годы выпуска Количество выпускников Доля выпускников, работающих по специальности, %

1996 - 2000 59 39,0

2001 - 2004 17 44,3

2005 - 2007 23 52,2

2008 - 2010 17 76,5

В настоящее время наиболее острой пробдемой является общий дефицит абитуриентов в стране на протяжении ряда последних лет - результат демографической ямы, в связи с чем в колледже отмечается отсутствие конкурса на специальность «Стоматология профилактическая». С целью решения данной проблемы за последние годы и студентами, и сотрудниками проводилась большая работа по продвижению и популяризации этой специальности (реклама в СМИ, профориентационная работа в школах, Дни открытых дверей, конкурсы профессионального мастерства среди студентов, работа со слушателями подготовительных курсов, акции по профилактике стоматологических заболеваний среди населения с участием студентов и т.д.). Однако специальность еще так молода в нашей стране, а профилактическая активность населения очень низкая, и традиционно абитуриенты идут учиться на медсестер, акушерок, фельдшеров. Парадоксальная ситуация: при высокой потребности практического здравоохранения в гигиенистах стоматологических, возможности колледжа готовить квалифицированных специалистов на бюджетной основе, их гарантированном трудоустройстве - желающих учиться на этой специальности все еще мало.

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1 (supplement).

В 2010 г. нами проведено анкетирование 15 выпускников специальности «Стоматология профилактическая» с целью выявления их готовности и понимания роли гигиенистов стоматологических в формировании здорового образа жизни населения, а также анализа качества учебно-воспитательной работы. Анкетирование проводилось после получения дипломов, что гарантировало объективность ответов; оценки давались по 10-балльной шкале.

Зависимость общего здоровья человека от его стоматологического здоровья оценили по 10-балльной шкале в 10 баллов 5 чел. (33,3%), в 9 баллов 7 чел. (46,6%), в 8 баллов чел. (13,3%), в 7 баллов 1 чел. (6,7%).

Роль гигиениста стоматологического в профилактике стоматологических заболеваний 10 чел (66,6%) оценили максимально в 10 баллов, по 1 чел. (по 6,7%) от 9 до 7 баллов, 2 чел. (13,3%) в 6 баллов.

Зависимость распространённости стоматологических заболеваний от их профилактики оценили на 10 баллов 3 чел. (20%), на 9 баллов и 8 баллов по 4 чел. (по 26,6%), на 7 баллов 3 чел. (20%), на 6 баллов 1 чел. (6,7%).

Зависимость здоровья человека от здорового образа жизни выпускники оценили в среднем на 7,9 балла, от наследственности на 5,9 балла, от состояния экологии на 5,3 балла, от уровня развития здравоохранения на 3,6 балла.

Наиболее эффективными методами работы гигиениста стоматологического выпускники признали индивидуальную работу с пациентом (9,13 балла), работу с родителями и другими родственниками пациентов (8,1 балла), работу с привлечением средств массовой информации (7,7 балла), групповые методы работы в организованных детских коллективах (7,2 балла).

Среди причин, по которым выпускники выбрали для себя профессию гигиениста стоматологического, большинство - 12 чел. (80%) - назвали желание помочь людям в сохранении здоровья; 2 чел (13,3%) -совет родственников или друзей; 1 чел. (6,7%) - престижную работу.

На 10 баллов оценили степень удовлетворенности выбранной профессией 12 чел. (80%), 1 чел. (6,7%) на 9 баллов, 2 чел. (13,3%) на 7 баллов.

Работать по избранной специальности после окончания колледжа собирались 14 чел. (93,3%), 1 чел. (6,7%) планировал поступать в вуз.

Показательно, что все работающие по специальности выпускники проходят дальнейшее обучение на отделении дополнительного последипломного образования колледжа. В настоящее время в связи с принятием ряда приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в которых были введены в штатные нормативы персонала 1 должность гигиениста стоматологического на 6 должностей врачей-стоматологов и 1 должность гигиениста стоматологического для работы в центрах здоровья для детского и взрослого населения, потребность практического здравоохранения в этих специалистах возросла. Поэтому в колледже по заданию органов управления здравоохранением Волгоградской области была разработана образовательная программа, а также учебно-методическое обеспечение профессиональной переподготовки медицинских сестер со стажем работы на гигиенистов стоматологических.

Обсуждение. Таким образом, наши выпускники -гигиенисты стоматологические хорошо понимают за-

висимость общего здоровья человека от его стоматологического здоровья и от здорового образа жизни, а также придают большое значение своей роли в профилактике стоматологических заболеваний и формировании здорового образа жизни; к наиболее эффективным методам своей деятельности относят индивидуальную работу с пациентом, но не отказыва-юися и от групповх методов; подавляющее большинство опрашиваемых выбрали свою профессию из-за желания помочь людям в деле сохранения здоровья, полностью удовлетворены выбранной специальностью и готовы работать. Эти данные подтверждаются и увеличением год от года количества работающих по специальности гигиенистов, повышением спроса на этих специалистов в здравоохранении.

В 2009 г. первая группа из 14 медицинских работников одного их районов Волгоградской области успешно прошла обучение на отделении дополнительного последипломного образования колледжа, получила дипломы и сертификаты гигиениста стоматологического. Такая форма профессиональной переподготовки является перспективной, развивается, предполагает также индивидуальную траекторию обучения, с тем чтобы максимально удовлетворить потребность здравоохранения в специалистах профилактической стоматологии.

Возможно, одним из путей решения проблемы отсутствия конкурса при поступлении могло бы стать целевое направление от лечебно-профилактических учреждений на обучение специальности «Стоматология профилактическая» с последующим трудоустройством выпускников. Представляется интересным ознакомление с опытом работы коллег, занимающихся подготовкой гигиенистов стоматологических.

Заключение. ГОУ СПО «Медицинский колледж № 2» Волгограда ведет на протяжении более десяти лет подготовку конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов - гигиенистов стоматологических.

Специальность «Гигиенист стоматологический», безусловно, имеет в нашей стране большое будущее. Деятельность этих специалистов по сохранению здоровья населения в разного рода лечебно-профилактических учреждениях, возрастание медико-социальной роли гигиенистов рождает и будет рождать спрос на них, а вслед за этим и потребность в подготовке квалифицированных кадров.

Библиографический список

1. Косенко К.Н., Деньга О.В., Рейзвих О.Э. Гигиенисты зубные - коллеги в области профилактики // Вестник стоматологии. 2009. № 4. С. 88-90.

2. Ховиус М. Система образования гигиениста стоматологического в Европе: проблемы и перспективы развития // Профессиональное образование гигиениста стоматологического и его медико-социальная роль: материалы междуна-род. конф., М., 2007.

3. History of the Fones School of Dental Hygiene. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Alfred_Fones (дата обращения: 24. 01. 2011 г.).

4. Шевченко О.В. Ассоциация гигиенистов стоматологических СтАР: миссия и перспективы // Профилактика сегодня. 2010. № 11. С. 5-8.

Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Том 7, № 1 (приложение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.