Научная статья на тему 'Анкетирование студентов как способ оценки качества преподавания'

Анкетирование студентов как способ оценки качества преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2931
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / QUESTIONING / QUALITY OF EDUCATION / AN ESTIMATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Любовь Алексеевна, Украинская Людмила Анатольевна

Авторами составлена и апробирована анкета для оценки студентами качества деятельности преподавателей кафедр медико-биологического профиля. Анкетированы 683 студента 2 курса Иркутского государственного медицинского университета. Оценка проводилась по 10 вопросам анкеты, вычислялась общая удовлетворенность преподаванием предмета, проводилось сопоставление со средним баллом на экзамене. Корреляционный анализ показал, что успешный результат экзамена зависит от общей удовлетворенности студента преподаванием предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Любовь Алексеевна, Украинская Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questioning of students as a way of an estimation of quality of teaching

The authors have made and approved the questionnaire for estimation by students of quality of teacher activity of the departments of a medical and biologic profile. 683 students of the 2 year of Irkutsk State Medical University have been questioned. The estimation was conducted on 10 questions of the questionnaire, the general satisfaction by teaching of a subject was calculated, comparison with a mean score at examination was conducted. The correlation analysis has shown that the successful result of examination depends on the general satisfaction of the student by teaching of a subject.

Текст научной работы на тему «Анкетирование студентов как способ оценки качества преподавания»

По данным учебно-методического центра Минздрава России из 185 учебных заведений, занимающихся подготовкой среднего медицинского персонала в России, в 2010 году только 8 из них осуществляли подготовку гигиенистов стоматологических. В то же время в Омском и Мурманском медицинских колледжах Росздрава были закрыты отделения по подготовке таких специалистов ввиду отсутствия мест для трудоустройства [2].

В г. Иркутске медицинский колледж, находящийся в ведении государственного университета путей сообщения, готовит для практической работы гигиенистов стоматологических. Уже состоялся второй выпуск. Необходимо отметить высокую востребованность этих специалистов в клиниках города и области.

Подготовка и совершенствование образования гигиениста всецело зависит от профессионального уровня преподавателей и от материально-технической базы учреждений. Во многих медицинских колледжах она безнадежно устарела. Задачей современных образовательных учреждений является повышение уровня теоретической и практической подготовленности гигиенистов, чтобы полученное образование обеспечивало бы им конкурентоспособность на рынке труда. В Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ) подготовка гигиенистов происходит параллельно с обучением студентов-стоматологов с использованием современной материально-технической базы. Поэтому эти выпускники востребованы на рынке туда [2].

Ассоциация гигиенистов стоматологических России была организована как секция в структуре Стоматологической ассоциации России (СтАР). После утверждения специальности «Стоматология профилактическая» приказом Минздрава России от 06.02.2001 года №33 секция была реорганизована в Ассоциацию гигиенистов стоматологических России.

В «Зубоврачебном журнале Аша», издававшемся в дореволюционной России, отмечено, что 8 мая 1913 года при Российском зубоврачебном союзе была организована секция Общественной гигиены рта. Причем правление секции нахо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Калининская А.А., Куницына Н.М., Мещеряков Д.Г. Объемы и характер деятельности гигиениста стоматологического // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.

- 2004. - Т. 7. №6. - С.32-34.

2. Калининская А.А., Мещеряков Д.Г., Албегова З.М. Новые формы профилактической работы в стоматологии // Российский стоматологический журнал. - 2009. - №4. - С.38-43.

3. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический: Учебник.

- М., 2012. - 416 с.

4. Шевченко О.В. Ассоциация гигиенистов стоматологических СТАР: миссия и перспективы развития // Профилактика сегодня. - 2010. - №11. - С.5-8.

5. Шевченко С.С. Президент Профессионального общества гигиенистов стоматологических // Профилактика сегодня. - 2011. - №14. - С.3.

6. 100 лет профессии гигиенист стоматологический // Профилактика сегодня. - 2013. - №16. - С.15.

дилось по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, № 20. Необычно, но и в настоящее время правление секции находится по адресу: г. Москва, ул. Пятницкая, 25. Это здание находится напротив здания, где 98 лет назад было положено начало развитию перспективной специальности в стоматологической практике - гигиениста стоматологического.

В 1906 году в США была утверждена специальность Dental hygienist, организована подготовка специалистов. И сейчас в Американской ассоциации гигиенистов стоматологических зарегистрировано более 150 тыс. членов и состоит она порядка из 40о локальных сообществ, которые объединены в 51 региональное подразделение и представлены в каждом штате США. В 2013 году в США состоялся 90-й ежегодный съезд Ассоциации, т.к. основанием ее считают 1923 год.

Организатор школы гигиенистов в Бостоне в 1938 году Эстер Вилкинс. Ей 96 лет, она профессор кафедры перио-донтологии Тафтского университета и является ярким примером здорового образа жизни. Написанный ею учебник «Клиническая практика гигиениста стоматологического» претерпел 12 изданий [4].

В 2011 году на совете СтАР утвержден проект Федеральной государственной программы первичной профилактики наиболее распространенных стоматологических заболеваний. Из многочисленных методов профилактики в программу включены три метода, отличающиеся высокой эффективностью, реальностью их внедрения и не требующие значительных финансовых затрат:

- просвещение населения в отношении факторов риска в режиме и структуре питания;

- гигиена органов полости рта;

- использование населением фторсодержащих зубных паст в регионах, где это допустимо в связи с концентрацией фторидов в питьевой воде.

Все эти мероприятия направлены на снижение стоматологической заболеваемости населения различных регионов России, а эффективным движителем их реализации может стать гигиенист стоматологический.

REFERENCES

1. Kalininskaya A.A., Kunitsyna N.M., Meshcheryakov D.G. Volumes and nature of activity of the hygienist stomatologic // profilaktika zabolevanij I ukreplenie zdorovia. - 2004 . - Vol. 7. №6. - P.32-34. (in Russian)

2. Kalininskaya A.A., Meshcheryakov D. G., Albegova Z.M. New forms of prophylactics in dentistry // Rossijskij stomatologicheskij zurnal. - 2009. - №4. - P.38-43. (in Russian)

3. Kuzmina E.M. Gigiyenist the stomatologic: Textbook. -Moscow, 2012. - 416 p. (in Russian)

4. Shevchenko O.V. Assotsiation of hygienists stomatologic is OLD: mission and development prospects // Profilaktika segodnya. - 2010. - №11. - P.5-8. (in Russian)

5. Shevchenko S.S. Prezident of Professional society of hygienists stomatologic // Profilaktika segodnya. - 2011. - №14. - P.3. (in Russian)

6. 100 years of a profession hygienist stomatologic // Profilaktika segodnya. - 2013. - №16. - P.15. (in Russian)

Информация об авторе:

Яновский Лев Михайлович - д.м.н., профессор кафедры стоматологии детского возраста Иркутский государственный медицинский университет, 664007, г. Иркутск, а/я 46; тел. (3952) 293406.

Information About the Author:

Yanovsky Lev - MD, PhD, professor of pediatric dentistry Irkutsk State Medical University, 664007, Irkutsk, post box 46,

tel. (3952) 293406.

© ИВАНОВА Л.А., УКРАИНСКАЯ Л.А. - 2014. УДК: 378.661:378.046 (571.53)

АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ

Любовь Алексеевна Иванова, Людмила Анатольевна Украинская (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева)

Резюме. Авторами составлена и апробирована анкета для оценки студентами качества деятельности преподавателей кафедр медико-биологического профиля. Анкетированы 683 студента 2 курса Иркутского государственного медицинского

университета. Оценка проводилась по 10 вопросам анкеты, вычислялась общая удовлетворенность преподаванием предмета, проводилось сопоставление со средним баллом на экзамене. Корреляционный анализ показал, что успешный результат экзамена зависит от общей удовлетворенности студента преподаванием предмета.

Ключевые слова: анкетирование, качество образования, оценка учебного процесса.

QUESTIONING OF STUDENTS AS A WAY OF AN ESTIMATION OF QUALITY OF TEACHING

L.A. Ivanova, L.A. Ukrainskaja (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The authors have made and approved the questionnaire for estimation by students of quality of teacher activity of the departments of a medical and biologic profile. 683 students of the 2 year of Irkutsk State Medical University have been questioned. The estimation was conducted on 10 questions of the questionnaire, the general satisfaction by teaching of a subject was calculated, comparison with a mean score at examination was conducted. The correlation analysis has shown that the successful result of examination depends on the general satisfaction of the student by teaching of a subject.

Key words: questioning, quality of education, an estimation of educational process.

Одним из механизмов системы менеджмента качества (СМК), обеспечивающим обратную связь с потребителем образовательных услуг, является оценка деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Объективная оценка позволяет получить информацию о работе преподавателей, а также установить причины повышения или снижения качества их деятельности. Деятельность преподавателя в различных сферах может обладать разным качеством. В процессе оценивания педагогической деятельности проводится следующий комплекс мероприятий [4]:

- оценка качества деятельности преподавателя независимыми экспертами в процессе проведения внешнего аудита;

- оценка качества деятельности преподавателя коллегами в составе внутренних аудиторских комиссий университета;

- оценка качества деятельности преподавателя на кафедре в процессе взаимных посещений и посещений занятий заведующим кафедрой;

- оценка качества деятельности преподавателя, осуществляемая студентами по методике «Преподаватель глазами студента».

Последний способ оценивания не теряет актуальности, так как мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества такой сферы деятельности преподавателей вузов, как педагогическая. Ведь именно студенты испытывают на себе её воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе [5].

Вузами нашей страны предлагается множество вариантов анкет [1,2,3], но, как правило, они не учитывают специфики обучения на медико-биологических кафедрах медицинских университетов. В связи с этим, разработка таких анкет также является одной из актуальных задач.

Цель данной работы заключалась в объективной оценке качества деятельности преподавателей кафедр медико-биологического профиля Иркутского государственного медицинского университета методом анкетирования студентов.

Материалы и методы

Методика составления анкеты заключалась в выборе объективных вопросов, которые характеризуют несколько аспектов деятельности преподавателя:

- умение доступно и понятно излагать сложный материал;

- личностные характеристики преподавателя: доброжелательность, тактичность, эрудиция, манера поведения;

- отношение преподавателя к студентам;

- методологическая и методическая грамотность преподавателя;

- соответствие методических приемов, используемых преподавателем, общим приёмам педагогики.

Оптимальное количество вопросов в анкете 10. Критерии ответа на каждый вопрос: «да», «частично» и «нет». Методика подсчета результатов анкетирования:

- за ответ «да» ставится 10 баллов;

- за ответ «частично» - 5 баллов;

- за ответ «нет» - 0 баллов.

Таким образом, сумма баллов за ответы на 10 вопросов анкеты составляет максимально 100 баллов.

Для анализа результатов анкетирования введены дополнительно два показателя: общая удовлетворенность изучением предмета (средний балл по ответам на 10 вопросов) и средний балл на экзамене (по факультетам или по клиническим группам). Общая удовлетворенность изучением пред-

мета подсчитывалась для каждого тестируемого студента.

Полученные результаты статистически обработаны. Подсчитывалось среднее арифметическое по группе тестируемых (факультет или клиническая группа) по каждому вопросу анкеты и по общей удовлетворенности изучением предмета. Проведен корреляционный анализ между показателями для выявления критериев, наиболее значимых для студентов. Показатели считались важными при сильной корреляция г>0,7.

Результаты и обсуждение

Для оценки работы преподавателей кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии Иркутского государственного медицинского университета разработана анкета «Преподаватель глазами студента», включающая следующие вопросы:

1. Доступно ли излагается преподавателем учебный материал?

2. Разъясняет ли преподаватель сложный материал?

3. Устраивает ли вас обеспеченность учебными пособиями?

4. Проявляет ли преподаватель доброжелательность и тактичность по отношению к студентам?

5. Располагает ли преподаватель к себе высокой эрудицией, манерой поведения?

6. Чувствуется ли заинтересованность преподавателя в успехах студента?

7. Достаточно ли времени на занятии для изучения препаратов под микроскопом?

8. Предоставляет ли вам кафедра возможность отработать пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки?

9. Доступна ли вам информация о вашей успеваемости?

10. Соразмерны ли требования на коллоквиумах изученному программному материалу?

Анкетирование студентов осуществлялось регулярно один раз в семестр после завершения изучения дисциплины. В процессе анкетирования принимали участие студенты 2 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов и студенты факультета «Медицинская биохимия» (всего 683 студента).

На вопросы «Проявляет ли преподаватель доброжелательность и тактичность по отношению к студентам?», «Располагает ли к себе высокой эрудицией и манерой поведения?», а также «Чувствуется ли заинтересованность преподавателя в успехах студента?» 95-96% студентов ответили положительно; частично удовлетворены от 3,6% до 4,3%; не удовлетворены - от 0 до 0,6%.

В то же время, на вопросы «Доступно ли излагается преподавателем учебный материал?» и «Разъясняет ли преподаватель сложный материал?» ответили: да - 93% опрошенных; частично - от 5,1- 6,5%; нет - от 0,3-1,9%.

Наличием необходимых учебных пособий, предлагаемых кафедрой, вполне удовлетворены только 76,8% студентов; частично удовлетворены - 20,3% и не удовлетворены 2,8%.

87,7% студентов считают, что изучению препаратов под микроскопом на практических занятиях уделяется достаточно времени, не хватает времени - менее 1% студентов и 11,5% студентов считают, что изучению микропрепаратов следует уделять больше времени.

На вопросы «Предоставляет ли Вам кафедра возможность отработать пропущенные занятия и неудовлетвори-

тельные оценки?», а также «Доступна ли Вам информация о вашей успеваемости?» и «Соразмерны ли требования на коллоквиумах?» ответили: «да» - 91-96% опрошенных; «частично» - от 3,6 до 8,4%; «нет» - от 0 до 1%.

100 S 80

5 60 g

40

о

^ 20

О

L

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

№ вопроса анкеты

8. 9. 10.

□ да

I частично

Рис 1. Удовлетворенность студентов практическими занятиями.

Анализ представленных данных дал возможность выявить «слабое звено» в организации учебного процесса на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии и принять соответствующие меры. В частности, опираясь на результаты анкетирования, свидетельствующие о том, что 20,3% студентов не вполне («частично») устраивает обеспеченность учебными пособиями, а 11,5% студентов считают, что не

выборки студентов, обучавшихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Взаимосвязь между общей удовлетворенностью студентов от практических занятий и средним баллом на экзамене.

совсем достаточно времени уделяется изучению препаратов под микроскопом, коллективом кафедры разработаны учебно-методические пособия «Рабочие тетради». Эти пособия включают краткие теоретические сведения, подробное описание изучаемых гистологических препаратов и таблицы, систематизирующие теоретический материал при подготовке студента к практическому занятию, поэтому могут быть использованы как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

В целом, удовлетворены изучением дисциплины полно-

стью 92% студентов, частично - 7,13%, не удовлетворены -0,84% (рис. 1).

Ценную информацию нам удалось получить с помощью корреляционного анализа. В частности, установлено, что высокий средний балл на экзамене напрямую зависит (г = +0,91) от общей удовлетворенности практическими занятиями (рис. 2).

Очень интересны, на наш взгляд, взаимосвязи между оценкой студентами личностных качеств преподавателя и усвоением дисциплины. Оказалось, что студенты, высоко оценивающие эрудицию преподавателя и корректность его манеры поведения, считают изложение учебного материала доступным (г =+0,87, р<0,05), легче и эффективнее работают с препаратами (г= +0,79, р<0,05). Всё это приводит к хорошей подготовке по предмету и способствует успешной сдаче экзамена (г =+0,72, р<0,05).

Кроме того, студенты лучше усваивают учебный материал в том случае, когда преподаватель проявляет больше тактичности и доброжелательности (г =+0,79, р<0,05), а также заинтересован в успехах студентов (г=+0,7, р<0,05). Чем лучше преподаватель разъясняет сложный материал, тем больше удовлетворенность студентов практическими занятиями (г=+0,93, р<0,05). Они лучше понимают строение органа и меньше времени затрачивают на его изучение под микроскопом (г=+0,75, р<0,05). При этом большее количество студентов считают требования на коллоквиумах соразмерными изученному материалу (г =+0,92, р<0,05) и, соответственно, показывают хорошие и отличные знания на экзамене (г =+0,81, р<0,05).

Студенты, считающие, что изучению препаратов под микроскопом на практических занятиях уделяется достаточно времени, признают требования на коллоквиумах соразмерными изученному материалу (г=+0,95, р<0,05), поэтому их общая удовлетворенность практическими занятиями выше (г=+0,86, р<0,05) и, соответственно, они получают высокий средний балл на экзамене (г=+0,87, р<0,05).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Успешная сдача экзамена зависит от общей удовлетворенности студентов практическими занятиями.

2. Удовлетворенность практическими занятиями формируется у студентов в том случае, если изучению микропрепаратов под микроскопом уделяется достаточно времени, и требования на коллоквиумах соразмерны изученному материалу.

3. Если преподаватель обладает высокой эрудицией и знанием предмета, а также тактичен и доброжелателен по отношению к студентам, то учебный материал осваивается ими наиболее эффективно.

Безусловно, в студенческих ответах присутствует элемент субъективности в оценке труда преподавателей, поэтому их мнение ни в коем случае не должно становиться единственным инструментом принятия кадровых решений. Тем не менее, опросы студентов можно эффективно использовать как способ повышения качества преподавания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Запесоцкий А.С., Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. - 2007. - №9. - С.28-32.

2. Система менеджмента качества. Сборник документов по учебно-методической работе ИГМУ - Ч. 1. - Иркутск, 2012. - 72 с.

3. Шлейкин А.Г., Окуловская Н.В., Кулаев Д.Х. Обратная связь в оценке качества преподавания в высшей школе // Труды конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». - СПб., 2009. - С.95-98.

REFERENCES

1. Zapesotskij A.S., Sankin L.A., Viktorenkova S.V. The teacher as the student looks him. About studying opinions of students about quality of pedagogical activity of the teacher // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2007. - №9. - P.28-32. (in Russian)

2. System of a quality management. The collection of documents on academic and methodical work of ISMU. - Pt. 1. -Irkutsk, 2012. - 72 p. (in Russian)

3. Shlejkin A.G., Okulovskaja N.V., Kulaev D.H. Feedback in an estimation of quality of teaching in the higher school. // Works of the congress «Vocational training, a science, innovations in XXI century». - St. Petersburg, 2009. - P.95-98. (in Russian)

Информация об авторах:

Иванова Любовь Алексеевна - доцент, к.б.н.; Украинская Людмила Анатольевна - доцент, к.б.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, e-mail:lyuda.ukrainskaya@yandex.ru.

Information About the Authors:

Ivanova Ljubov Alekseevna - Associate Professor, PhD; Ukrainskaja Lyudmila Anatolevna - Associate Professor, PhD, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania, 1, ISMU, E-mail:lyuda.ukrainskaya@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.