Научная статья на тему 'Управление качеством учебного процесса и педагогической деятельностью через анкетирование обучающихся'

Управление качеством учебного процесса и педагогической деятельностью через анкетирование обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА" / АНКЕТИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / "TEACHER BY THE STUDENTS' VIEW" / QUESTIONNAIRE / EDUCATIONAL PROCESS --------------------------------------------------------------------------------

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Тамара Александровна, Овсянко Елена Владимировна, Залавина Светлана Васильевна, Саматова Инна Михайловна, Городкова Елена Викторовна

Организация оперативных социологических исследований дает возможность получить объективную оценку собственно деятельности, а также осуществлять контроль над этой деятельностью. Анкета предлагает оценить четыре основные характеристики педагогической деятельности (объем и качество предложенного материала, продуктивность работы, удовлетворенность личным участием). Оценки даются в 5-балльной системе. Анкетирование проводилось среди студентов 1-го курса. Анализ анкет показал высокий уровень удовлетворенности участников акции. Анкетирование отражает существенный показатель качества удовлетворенность потребителя. Усиление ориентации на потребителя один из ключевых моментов подготовки будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Тамара Александровна, Овсянко Елена Владимировна, Залавина Светлана Васильевна, Саматова Инна Михайловна, Городкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS QUALITY AND PEDAGOGIC ACTIVITY MANAGEMENT THROUGH THE QUESTIONNARE OF STUDENTS

Organization of sociological studies gives possibility to have an evaluation of activity and control this activity. Questionnaire suggests evaluate four characteristics of pedagogical activity (volume and quality, productivity,satisfaction from personal participation). Evaluation is given in 5balls system. Questioning was spent in students of 1 st year, questionnaire analysis showed high satisfaction. Questionnaire reflects the satisfaction, one of the quality signs. Orientation improvement is one of keys of specialists formation.

Текст научной работы на тему «Управление качеством учебного процесса и педагогической деятельностью через анкетирование обучающихся»

№ 2 - 2008 г.

13.00.00 педагогические науки УДК 378.11:378.14]:303.622

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. А. Литвинова, Е. В. Овсянко, С. В. Залавина, И. М. Саматова, Е. В. Городкова, Ю. Л.

Пономаренко, Я. У. Овсянко

ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

Организация оперативных социологических исследований дает возможность получить объективную оценку собственно деятельности, а также осуществлять контроль над этой деятельностью. Анкета предлагает оценить четыре основные характеристики педагогической деятельности (объем и качество предложенного материала, продуктивность работы, удовлетворенность личным участием). Оценки даются в 5-балльной системе. Анкетирование проводилось среди студентов 1-го курса. Анализ анкет показал высокий уровень удовлетворенности участников акции.

Анкетирование отражает существенный показатель качества -удовлетворенность потребителя. Усиление ориентации на потребителя -один из ключевых моментов подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: <Преподаватель глазами студента>, анкетирование, учебный процесс

Введение. Известно, что качество занятий зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей [2]. Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом. Одним из источников информации о качестве учебного процесса является, без сомнения, мнение обучающихся. Организация оперативных социологических исследований дает возможность получить объективную оценку собственно деятельности, а также осуществлять контроль над этой деятельностью. Успех учебного процесса зависит от двусторонних связей преподаватель -студент. Так как мы являемся кафедрой, преподающей студентам первого, второго и третьего курсов, то подобное анкетирование позволит выяснить, как респонденты <акклиматизировались>, что им помогает, а что мешает, что желательно изменить в учебном процессе, как сбалансированы методики учебного процесса.

Ставя перед собой цель данного исследования, мы хотели узнать субъективное мнение студентов о профессиональных качествах того или иного преподавателя, его заинтересованности в достижениях студентов. Мы проследовали, следующие задачи:

1. Помощь заведующему кафедрой в подборе кадров, выявление проблем в учебном процессе.

2. Оптимизация учебного процесса (методическое, техническое обеспечение).

3. Помощь преподавателю (повышение квалификации, разработка ученых планов).

Материалы и методы . За основу мы взяли краткую методику проведения опроса <Преподаватель глазами студента> [1]. Нами были откорректированы и дополнены анкеты <Преподаватель глазами студента> как для практических занятий, так и для лекций. Вопросы отражали качество преподавания дисциплины, методического обеспечения дисциплин, организации учебного процесса. Анкета предлагает оценить четыре основные характеристики педагогической деятельности (объем и качество предложенного материала, продуктивность работы, удовлетворенность личным участием). Оценки даются в 5-балльной системе. Процедура анкетирования проводилась следующим образом:

• анкетирование проводилось со всеми студентами, присутствующими на занятии или лекции в день анкетирования;

• инициировать анкетирование при необходимости мог сам преподаватель;

• анкета заполнялась студентами анонимно;

• ответы указывались отметкой нужного балла;

• анкетирование проводилось в течение 14 или 17 мин (в зависимости от вида анкеты) в конце занятия или лекции;

• анкетирование проводил любой сотрудник профессорско-преподавательского состава кафедры, но только не анкетируемый;

• анкетирование проводилось без присутствия преподавателя, которого оценивали студенты;

• полученные данные обрабатывались. Сводные результаты оформлялись в протокол. Протокол включал в себя средние баллы по вопросам.

• составлялся рейтинг преподавателя по среднему баллу. Преподаватель получал результаты только по своим дисциплинам. Заведующей кафедрой получал данные по вопросам преподавания дисциплин, методического обеспечения и организации учебного процесса в баллах.

Результаты исследования. Нам были проанкетированы студенты первого курса по предметам: биология; анатомия человека. Обзор итогов и анализ анкет показали высокий уровень удовлетворенности участников акции. Объему и качеству предложенного материала более 75 % участников давали наивысший балл. Продуктивность работы оценили наивысшем баллом 49 % студентов. Эмоциональный комфорт на занятиях и лекциях высшим баллом оценили 83 % студентов. Удовлетворенность личным участием оценили 37 % студентов.

На основании полученных данных мы предлагаем обязательно проводить анкетирование преподавателей, работающих первый год в вузе, и повторять его в последующие два года. Остальных преподавателей обязательно анкетировать один раз в пять лет по заранее составленному графику, при этом преподаватель может самостоятельно выбрать время анкетирования в эти пять лет.

Мы считаем, что результаты анкетирования позволят сравнить ситуацию в разных группах, и дадут возможность преподавателям получить объективную оценку собственной деятельности.

Выводы. Таким образом, научно обоснованное применение анкеты <Преподаватель глазами студента>, как применение любого психодиагностического метода, требует накопления нормативных данных, которые позволят осуществлять сравнительную оценку преподавателей.

Анкетирование дает возможность получить необходимую информацию для совершенствования деятельности преподавателей и учебного процесса в целом, но мнение студентов не является единственным источником информации о деятельности кафедры.

Анкетирование отражает существенный показатель качества - удовлетворенность потребителя. Усиление ориентации на потребителя - один из ключевых моментов подготовки будущего

специалиста.

Список литературы

1. Система аттестации профессорско-преподавательского состава вуза. - Новосибирск, 1991. -29 с.

2. ХарламовМ.Ф. Педагогика / М. Ф. Харламов. - М. : Высшая школа, 1990. - С. 17-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.