№ 2 - 2008 г.
13.00.00 педагогические науки УДК 378.11:378.14]:303.622
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕРЕЗ АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Т. А. Литвинова, Е. В. Овсянко, С. В. Залавина, И. М. Саматова, Е. В. Городкова, Ю. Л.
Пономаренко, Я. У. Овсянко
ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
Организация оперативных социологических исследований дает возможность получить объективную оценку собственно деятельности, а также осуществлять контроль над этой деятельностью. Анкета предлагает оценить четыре основные характеристики педагогической деятельности (объем и качество предложенного материала, продуктивность работы, удовлетворенность личным участием). Оценки даются в 5-балльной системе. Анкетирование проводилось среди студентов 1-го курса. Анализ анкет показал высокий уровень удовлетворенности участников акции.
Анкетирование отражает существенный показатель качества -удовлетворенность потребителя. Усиление ориентации на потребителя -один из ключевых моментов подготовки будущего специалиста.
Ключевые слова: <Преподаватель глазами студента>, анкетирование, учебный процесс
Введение. Известно, что качество занятий зависит от личности преподавателя, его научного потенциала, культуры, здоровья, эрудиции, неустанного поиска нового, генерации новых идей [2]. Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом. Одним из источников информации о качестве учебного процесса является, без сомнения, мнение обучающихся. Организация оперативных социологических исследований дает возможность получить объективную оценку собственно деятельности, а также осуществлять контроль над этой деятельностью. Успех учебного процесса зависит от двусторонних связей преподаватель -студент. Так как мы являемся кафедрой, преподающей студентам первого, второго и третьего курсов, то подобное анкетирование позволит выяснить, как респонденты <акклиматизировались>, что им помогает, а что мешает, что желательно изменить в учебном процессе, как сбалансированы методики учебного процесса.
Ставя перед собой цель данного исследования, мы хотели узнать субъективное мнение студентов о профессиональных качествах того или иного преподавателя, его заинтересованности в достижениях студентов. Мы проследовали, следующие задачи:
1. Помощь заведующему кафедрой в подборе кадров, выявление проблем в учебном процессе.
2. Оптимизация учебного процесса (методическое, техническое обеспечение).
3. Помощь преподавателю (повышение квалификации, разработка ученых планов).
Материалы и методы . За основу мы взяли краткую методику проведения опроса <Преподаватель глазами студента> [1]. Нами были откорректированы и дополнены анкеты <Преподаватель глазами студента> как для практических занятий, так и для лекций. Вопросы отражали качество преподавания дисциплины, методического обеспечения дисциплин, организации учебного процесса. Анкета предлагает оценить четыре основные характеристики педагогической деятельности (объем и качество предложенного материала, продуктивность работы, удовлетворенность личным участием). Оценки даются в 5-балльной системе. Процедура анкетирования проводилась следующим образом:
• анкетирование проводилось со всеми студентами, присутствующими на занятии или лекции в день анкетирования;
• инициировать анкетирование при необходимости мог сам преподаватель;
• анкета заполнялась студентами анонимно;
• ответы указывались отметкой нужного балла;
• анкетирование проводилось в течение 14 или 17 мин (в зависимости от вида анкеты) в конце занятия или лекции;
• анкетирование проводил любой сотрудник профессорско-преподавательского состава кафедры, но только не анкетируемый;
• анкетирование проводилось без присутствия преподавателя, которого оценивали студенты;
• полученные данные обрабатывались. Сводные результаты оформлялись в протокол. Протокол включал в себя средние баллы по вопросам.
• составлялся рейтинг преподавателя по среднему баллу. Преподаватель получал результаты только по своим дисциплинам. Заведующей кафедрой получал данные по вопросам преподавания дисциплин, методического обеспечения и организации учебного процесса в баллах.
Результаты исследования. Нам были проанкетированы студенты первого курса по предметам: биология; анатомия человека. Обзор итогов и анализ анкет показали высокий уровень удовлетворенности участников акции. Объему и качеству предложенного материала более 75 % участников давали наивысший балл. Продуктивность работы оценили наивысшем баллом 49 % студентов. Эмоциональный комфорт на занятиях и лекциях высшим баллом оценили 83 % студентов. Удовлетворенность личным участием оценили 37 % студентов.
На основании полученных данных мы предлагаем обязательно проводить анкетирование преподавателей, работающих первый год в вузе, и повторять его в последующие два года. Остальных преподавателей обязательно анкетировать один раз в пять лет по заранее составленному графику, при этом преподаватель может самостоятельно выбрать время анкетирования в эти пять лет.
Мы считаем, что результаты анкетирования позволят сравнить ситуацию в разных группах, и дадут возможность преподавателям получить объективную оценку собственной деятельности.
Выводы. Таким образом, научно обоснованное применение анкеты <Преподаватель глазами студента>, как применение любого психодиагностического метода, требует накопления нормативных данных, которые позволят осуществлять сравнительную оценку преподавателей.
Анкетирование дает возможность получить необходимую информацию для совершенствования деятельности преподавателей и учебного процесса в целом, но мнение студентов не является единственным источником информации о деятельности кафедры.
Анкетирование отражает существенный показатель качества - удовлетворенность потребителя. Усиление ориентации на потребителя - один из ключевых моментов подготовки будущего
специалиста.
Список литературы
1. Система аттестации профессорско-преподавательского состава вуза. - Новосибирск, 1991. -29 с.
2. ХарламовМ.Ф. Педагогика / М. Ф. Харламов. - М. : Высшая школа, 1990. - С. 17-25.